Д.Медведев: Сейчас мне показывали разные чудеса. Некоторые вещи интересные демонстрируют, что идея модернизации, о которой мы с вами всё время говорим и о необходимости которой так долго говорили эксперты, всё‑таки имеет шансы реализоваться, судя по той выставке, которую я сейчас видел.
Сегодняшнее заседание Комиссии посвящено внешнеэкономической политике. Это первый раз, когда мы затрагиваем вопрос о роли внешнеэкономической политики в модернизации страны. Это вполне органично сделать здесь, на Петербургском международном форуме, где у нас есть неплохая возможность в очередной раз поговорить о состоянии мировой экономики и поговорить о соответствии нашей внешнеэкономической деятельности задачам и требованиям сегодняшнего времени.
Напомню, что эту тему я поднимал в прошлогоднем Послании. Правительству поручалось разработать соответствующие предложения. Сроки уже прошли, я хотел бы понять, что сделано. В середине ноября прошлого года Правительству было дано поручение посмотреть на критерии оценки результатов внешнеэкономической деятельности и внешней политики России для решения задач модернизации экономики.
В нашем сегодняшнем заседании принимают участие члены недавно сформированного совета инновационного центра «Сколково». Считаю особенно важным для нас, что в его состав вошли руководители крупнейших высокотехнологических компаний Америки, Европы и Азии. Сердечно вас благодарю за то, что вы присоединились к нам. Для нас очень важен и ваш авторитет, и ваш опыт, и ваше понимание того, как нам продвигаться по пути модернизации.
Также хотел бы сказать, что сформирован попечительский совет «Сколково». Я возглавлю его сам. Надеюсь, что это решение будет способствовать скорейшему достижению целей проекта.
Очевидно, что пять приоритетов, которые были сформулированы, должны распространяться и на наши внешнеэкономические связи, на взаимоотношения с ключевыми зарубежными партнёрами.
На недавнем саммите Россия–Евросоюз был дан старт инициативе «Партнёрство для модернизации», которая нацелена на сотрудничество именно в сфере высоких технологий. Это как раз очевидный пример соединения нашей внешнеэкономической политики и наших модернизационных целей.
Мы активно взаимодействуем с Германией и Францией, подписали соответствующий меморандум с Данией. Надеюсь, что мой предстоящий визит в Соединённые Штаты Америки также будет ознаменован движением по пути к этой цели. Будем развивать партнёрство и с Америкой.
Нам нужно создавать высокотехнологическое производство, для того чтобы стать конкурентоспособными в первую очередь благодаря интеллектуальным ресурсам.
Перед нами стоит двуединая задача: сформировать благоприятный инвестиционный климат, решать приоритетные задачи в сфере высоких технологий, работая адресно, или точечно, определиться с перечнем стран, которые будут нашими ключевыми технологическими партнёрами. Нам нужно координировать действия по привлечению инвестиций, в том числе для создания в России R&D-центров ведущих технологических компаний мира, и продвижению российской продукции и услуг на мировых рынках. Для нас крайне важно, чтобы наши зарубежные партнёры, университеты активно развивали здесь свою деятельность.
Нам нужно создавать высокотехнологическое производство, для того чтобы стать конкурентоспособными в первую очередь благодаря интеллектуальным ресурсам. Вчера мы с представителями крупнейших компаний, которые пришли обсудить тему технологической модернизации, говорили об этом. После этого говорили с представителями американских компаний, которые отдельно встретились со мной в преддверии моего визита в Соединённые Штаты Америки. Разговор был интересный. Надеюсь, что мы сегодня его продолжим.
Также нам нужно подготовить предложения по созданию конкурентоспособной системы финансирования заказчиков экспортируемых российских технологий, по увеличению объёмов льготного государственного кредитования российских экспортёров инновационной продукции, в том числе (но не ограничиваясь, естественно, только этим) в рамках проектов по сооружению атомных станций за рубежом, проектов в сфере энергосбережения и энергоэффективности, а также по созданию системы страхования экспортных кредитов и инвестиций.
Заслуживает отдельного разговора система таможенно-тарифного регулирования. Это один из основных инструментов балансировки внешнеэкономической деятельности. Здесь ситуация сложная, могу это прямо сказать в присутствии наших иностранных партнёров. Повсеместно присутствуют избыточное регулирование, бюрократия, бессчётное количество нормативных актов, разрешений, лицензий, свидетельств о регистрации, технических требований. Естественно, что такой объём нормативных требований порождает понятно что – коррупцию. Неэффективная система таможенного администрирования просто не в состоянии справиться с задачами поддержки и стимулирования экспорта инноваций. Хотел бы, чтобы мне сегодня доложили о том, как идёт подготовка закона о таможенном регулировании.
Также нужно подумать не только об оптимизации процедур таможенного оформления, но и требований валютного и экспортного контроля при экспорте готовой продукции и комплектующих.
Что ещё можно сказать? Мы должны сделать всё, чтобы люди хотели остаться в стране, где они получили образование, – наши люди, молодые люди. Ведь уезжают обычно не только из‑за денег, во всяком случае, в последнее время даже мои контакты показывают, что большинство талантливых людей, которые уехали в другие страны, говорят: «Знаете, нас в принципе вполне устраивает зарплата, она уже сопоставима с европейской или с американской зарплатой, и перспективы вроде бы неплохие. Но проблема в том, что для наших научных изысканий очень тяжёлые условия, потому что зарплату платят, а вот для того, чтобы заказать лабораторное оборудование, получить необходимые агрегаты, механизмы, компьютерную технику, ещё что‑то для проведения экспериментов, для научного творчества – вот на это уходят месяцы, а иногда и годы, в то время как за границей для этого достаточно просто набрать в компьютере необходимый набор позиций – и через 2–3 дня тебе всё это привезут». Вот в чём проблема сейчас.
И конечно, нам необходимо реализовать на практике давно поставленные задачи по наращиванию импорта интеллектуальных возможностей из‑за границы. Российские вузы и компании должны приглашать учёных и инженеров из‑за рубежа для исследовательской работы. Эта тема не нова, Российское государство неоднократно прибегало в своей истории к такого рода заимствованиям, но количество и качество привлечённых специалистов должно стать критерием их эффективности и соответствия современным требованиям. От результатов сотрудничества с зарубежными компаниями и университетами в значительной мере зависит и будущее нашей страны, и её конкурентоспособность на международной арене.
Я ограничился бы этими словами. Предлагаю выступить основным докладчикам.
Мы на форуме. Не буду скрывать, у меня впереди целый набор встреч, и у вас, я думаю, тоже немало ещё предстоит контактов, будем работать очень компактно. Поэтому даже те планы по выступлениям, которые были, предлагаю сократить в два раза.
Слово для доклада – Эльвире Сахипзадовне Набиуллиной, Министру экономического развития России. Пожалуйста.
Э.Набиуллина: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Для всех очевидно, что реализация поставленных задач по модернизации инноваций невозможна в замкнутом регионе, в замкнутой стране, и мы должны работать в широкой кооперации. И прежде чем говорить о задачах внешнеэкономической политики в сфере модернизации, буквально два слова о существующей структуре нашего присутствия на мировом рынке.
Здесь, на слайдах, даны некоторые цифры. Безусловно, наш экспорт сохраняет пока сырьевую направленность, и доля инновационной технологичной продукции в 2009 году даже упала и составляет очень небольшую долю – около 7 процентов. Конечно, это не может никак нас удовлетворять, но это во многом отражает состояние экономики в целом.
В своём выступлении я буду говорить о задачах внешнеэкономической деятельности для реализации пяти приоритетов, которыми занимается Комиссия. И здесь мы видим три блока задач.
Первое – это привлечение зарубежных технологий, оборудования, передовых ноу-хау, компетенций. Отдельно здесь же, это действительно очень важная задача, о которой Вы, Дмитрий Анатольевич, сказали, – привлечение иностранных специалистов, причём не только в области производственной, инженеров и так далее, но и управленцев, безусловно, исследователей, то есть по широкому кругу задач; привлечение иностранных инвестиций, прежде всего сопряжённых с технологическими разработками и с R&D, и расширение присутствия уже российского инновационного бизнеса на глобальном рынке.
Приспособлены ли существующие инструменты для решения этих задач? В России существует достаточно большое количество уже инструментов и механизмов реализации внешнеэкономических задач модернизации, они на слайдах представлены. У нас есть и достаточно разработанная международная договорная база, правовая база межправкомиссии, страновые планы действий, институты развития, таможенно-тарифное, нетарифное регулирование. Я не буду всё перечислять, на слайдах это те инструменты, которые работают.
Наша оценка заключается в том, что они, конечно, нуждаются в существенной достройке или перенастройке, для того чтобы реализовать задачи модернизации и инноваций. Пока они так не настроены, во всяком случае, не все из них. Необходим полный разворот всей нашей системы межправкомиссий и торгпредств, двусторонних, многосторонних отношений в сторону поддержки инноваций.
Хотела бы два слова при этом сказать о необходимости широкой информационной базы и открытости нашей политики. Мы в июле планируем запустить в открытый доступ единый портал внешнеторговой деятельности, который по примеру многих стран позволит и нашим предприятиям, нашим экспортёрам, иметь доступ к базам данных, полным базам данных по тендерам, к условиям работы на разных рынках по разным товарам, и для тех, кто заинтересован, к участию на российских рынках, к возможностям инвестиционных проектов, и здесь будет собрана вся нормативно-правовая база внешнеэкономической деятельности.
А теперь, если можно, коротко о пяти направлениях, которыми мы занимаемся, и как, на наш взгляд, нужно было бы настроить все эти инструменты. Безусловно, эти предложения мы обсуждали с рабочими группами, которые у нас работают.
Медицинская техника, фармацевтика. Достижение поставленных целей по увеличению к 2020 году доли отечественных лекарств до 50 процентов, безусловно, целесообразно осуществлять с вовлечением международных компаний в процессы как производства, так и разработки лекарств и проведения исследований в России. Надо сказать, что сегодня с утра прошёл «круглый стол» очень содержательный, где Виктор Борисович Христенко с коллегами обсуждали возможности кооперации и развития международных связей по фармацевтике. Поэтому мы использовали возможность этой площадки, для того чтобы развивать это.
Мы должны сделать всё, чтобы люди хотели остаться в стране, где они получили образование, – наши люди, молодые люди.
Несколько моментов, на которые я хотела бы обратить внимание. По Вашему поручению готовится целевая программа, специальная программа по развитию фармацевтики и медицинской промышленности, и, на наш взгляд, в этой программе должен найти отражение весь комплекс мер по международному взаимодействию, международной кооперации. Но не только ФЦП, нам нужны наши институты развития: и ВЭБ, и другие институты развития, РБК. РБК сейчас думает о том, чтобы создать специальный фонд венчурного инвестирования, именно проекты, связанные с фармацевтикой, с биофармацевтикой, для того чтобы ориентировать их на эти проекты, причём их реализовывать на международной кооперационной базе.
Считаем целесообразным также расширить практику приобретения передовых зарубежных разработок лекарств на ранних стадиях, доведения их до внедрения здесь. И для этого нужна определённая кредитная и финансовая поддержка. При этом, безусловно, перспективно, кроме локализации непосредственного производства, локализовать и компетенции через создание совместных R&D-центров, проведение совместных исследований, прежде всего на базе «Сколково». Это также обсуждалось во время форума.
В связи с этими задачами мы будем дополнять страновые планы действий с определёнными странами, где будут кооперационные связи, признанные целесообразными, приоритетными, определив ключевых иностранных технологических партнёров по проектам в сфере медицинских технологий и фармацевтики, для того чтобы работать адресно.
Один из вопросов, который обсуждался, и обсуждался, я знаю, сегодня на «круглом столе», – это вопрос государственных закупок, изменений системы госзакупок, для того чтобы дать гарантии востребованности на российском рынке лекарственных средств, медицинской техники, которая будет производиться с участием и при участии иностранных инвесторов. И нам было дано поручение подготовить соответствующие предложения.
Сейчас разработан проект изменений в 94-й закон, который закрепляет порядок формирования лотов при размещении закупок, и, на наш взгляд, учитываются основные требования иностранных инвесторов по прозрачности конкурсных процедур.
На наш взгляд, нуждается в настройке и бюджетное законодательство, потому что, когда мы привлекаем иностранных инвесторов под будущие заказы, нам нужно понимать, какие средства гарантированно выделяются на закупку тех или иных видов лекарств и медицинской техники. Здесь не только вопрос 94-го закона, о котором много говорят, но и вопрос долгосрочных бюджетных гарантий, во всяком случае, объёмных, для того чтобы инвесторы понимали, какой рынок будет существовать и какова государственная востребованность. При этом для стимулирования высокотехнологичных производств полного цикла, а не просто упаковки, расфасовки, о чём всегда говорит Минпромторг, нам потребуется определить статус национального товара в целях полноценного подключения иностранных инвесторов к системе госзаказа. Мы эту тему обсуждали применительно к телекоммуникационному оборудованию, она точно так же есть и здесь, в этой сфере. Мы должны будем это определить, и в проекте поручений предлагается эту тему разработать. В этой части, наверное, всё пока, что я хотела сказать.
Следующее направление, если говорить коротко, – направление, связанное с развитием ядерных технологий. Эта отрасль российской экономики отличается традиционно высоким уровнем развития, и в последнее время ядерная энергетика в мире переживает ренессанс, и нам нужно использовать шанс для расширения нашего участия. Что конкретно имеется в виду. Направления технологического развития Росатомом сейчас разрабатываются в трёх векторах: для традиционных рынков, для стабильно растущих рынков и для новых перспективных рынков. И есть направление технологического развития по всем этим трём направлениям, они здесь перечислены на слайдах, не буду их перечислять. У наших иностранных партнёров тоже есть в папочках на английском языке слайды, и вы можете посмотреть на все эти направления.
Мне бы хотелось отметить, что эта сфера, что очень важно, всегда традиционно нуждалась во внешнеполитической поддержке. Здесь это направление очень важно. Плюс определённые меры государственной поддержки. Учитывая масштабность проектов сооружения атомных станций, продолжительность инвестиционного цикла в атомной отрасли, здесь требуется поддержка экспортного финансирования проектов, что является общемировой практикой. И опыт нашего участия в разных тендерах показывает, что борьба за заказы в этой сфере очень острая, и мы проигрываем по условиям финансирования, по объёмам, процентным ставкам. Нужны связанные кредиты, для того чтобы продвигать конкурентоспособную продукцию на внешние рынки. Вот это два момента, на которые хотелось бы обратить внимание именно с точки зрения ядерных технологий.
Третье направление касается компьютерных технологий и программ, и, как показывает практика, российские IT-специалисты котируются во всём мире, участвуют в разработках всех крупнейших мировых компаний. Но системная проблема российской IT-отрасли – это то, что мы экспортируем преимущественно, если можно так сказать, интеллектуальное сырьё, а не готовые продукты. И мы это обсуждали на последней Комиссии. Здесь нужны серьёзные шаги, потому что конкурентные преимущества у нас есть, и все меры поддержки должны быть выстроены. И в результате вот такой системной проблемы наши IT-компании на рынках готовой продукции имеют небольшую долю. Наша главная задача здесь – содействовать формированию крупных российских игроков на международном рынке. И помимо организационной работы, на наш взгляд, здесь также нужно изменить политику госзаказа: перейти от фрагментарных заказов на IT-разработки (а это миллиарды рублей ежегодно), заказывать комплексные крупные решения.
Другая мера – продвижение наших компаний для участия в многосторонних телекоммуникационных и IT-проектах. По данным таможенной статистики, Российская Федерация ежегодно импортирует различной компьютерной техники на сумму около 5 миллиардов долларов США. Это достаточно большой объём, и это одна из крупнейших статей импорта. И на базе такого спроса, который есть в нашей экономике, конечно, есть и возможности для локализации производства и компонентной базы, и технологических разработок, потому что рынок, в общем, достаточно ёмкий. И здесь мы вместе с профильными ведомствами готовим предложения по изменению таможенно-тарифного регулирования, с тем чтобы были сопоставимы таможенные ставки по компонентам и готовой продукции. И, безусловно, здесь так же, как и по всем направлениям, нужен приток специалистов. Вот это последнее направление, которое отмечено, заинтересовать специалистов в работе над крупными российскими проектами, в том числе и прежде всего «Сколково».
Следующее направление связано с международным сотрудничеством в сфере энергоэффективности и ресурсосбережений. Мы приняли и закон, и у нас начала осуществляться программа энергоэффективности во всём бюджетном секторе. Это большой объём потенциального спроса. Плюс пилотные проекты в жилищно-коммунальном секторе, в других секторах, которые будут тиражироваться. Поэтому будет достаточно большой спрос на энергоэффективное оборудование и спрос на разные инжиниринговые услуги, энергосервисные контракты. Безусловно, мы должны это делать в рамках международной кооперации. Такие проработки уже идут, и в рамках наших международных контактов создано российско-германское энергетическое агентство также в соответствии с Вашим поручением. Работает, например, уже проект в Екатеринбурге. Проведён анализ энергоэффективности – коллеги здесь, может быть, более подробно расскажут. У нас есть работа по изменению систем централизованного теплоснабжения с участием компаний и зданий – вчера также об этом шла речь – и есть поле для того, чтобы эти проекты распространять. Но мы хотели бы не только покупать технику и оборудование, но, безусловно, локализовать производство здесь и здесь создать центры, R&D-центры, для того чтобы уже на новые этапы разработки мы выходили вместе.
И в этой связи, на наш взгляд, исходя из разного опыта разных стран в области энергоэффективности, нам также нужно выделить – и мы сейчас над этим работаем – перечень стран – ключевых технологических партнёров по проектам в сфере энергоэффективности и ресурсосбережений, и с этими странами проработать конкретные проекты по локализации производств, R&D-центров, имея весь арсенал поддержки, которая может быть здесь.
В области энергоэффективности я бы хотела ещё одну тему отметить – важность совместных международных исследований. У нас есть наше участие в седьмой рамочной программе Европейского союза. И, на наш взгляд, очень важно присоединиться здесь по направлению энергосбережений.
Нам необходимо реализовать задачи по наращиванию импорта интеллектуальных возможностей. Российские вузы и компании должны приглашать учёных и инженеров из‑за рубежа для исследовательской работы. От результатов сотрудничества с зарубежными университетами зависит конкурентоспособность нашей страны на международной арене.
Следующее направление (также коротко постараюсь) – космические технологии и телекоммуникации. Это традиционная сфера космоса, где у нас развивается международное сотрудничество. На наш взгляд, нужно сделать приоритетным сейчас продвижение на мировой рынок российских навигационных спутниковых технологий. Здесь создаётся сейчас и соответствующая международно-правовая база для использования развития системы ГЛОНАСС в интересах других стран. Кроме того, нужно расширять дополнительные услуги для коммерческого использования системы ГЛОНАСС за рубежом.
Кроме пяти направлений, хотела бы сказать о настройке сквозных инструментов, важнейших инструментов, для того чтобы мы могли развивать нашу международную кооперацию. Прежде всего это так называемый зелёный коридор для инновационного экспорта и импорта. Уже сейчас в рамках принятого Таможенного кодекса в рамках ЕврАзЭС мы включили туда перечень норм, которые позволяют упростить таможенные процедуры при экспорте инновационной, высокотехнологичной продукции и при импорте технологичной продукции, образцов на испытания, о чём говорят наши исследователи. Такие сейчас нормы включены в базовый Таможенный кодекс. Их развитие предполагается в законе о таможенном регулировании. Проект закона подготовлен, вчера он прошёл первое чтение. На данном этапе, на наш взгляд, все те нормы, которые мы могли бы включить, отражены.
Безусловно, следующий этап – разработка правильной подзаконной базы, подзаконных актов, так как пока закон о таможенном регулировании имеет ещё большое число отсылочных норм.
Следующий вопрос – правоприменение. Тем не менее законодательную базу для упрощения таможенных процедур при экспорте и импорте для целей модернизации мы сейчас создаём.
Следующая тема, которую бы мне хотелось отметить очень коротко, это офсетные механизмы, мы практически их не используем. На наш взгляд, здесь есть большой потенциал. Эти механизмы используют многие страны, когда иностранная компания, получающая крупный рынок, крупные заказы, часть полученных средств вкладывает в экономику страны, прежде всего компетенции и технологии. Поэтому поле для развития офсетных проектов есть в разных сферах, прежде всего в наших пяти сферах, учитывая и заказы, я думаю, что нам надо будет их развивать, и это задача для наших пяти групп.
Следующее – направление финансовой поддержки экспорта. Об этом говорят все наши компании, здесь несколько инструментов. Это механизмы госгарантий экспорта, возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (этот механизм уже работает и очень востребован, но пока недостаточно масштабирован) и создание финансовых институтов: либо агентства по страхованию кредитов, на чём настраивает Министерство экономического развития, либо развитие банка. И мы в ближайшее время должны с Минфином окончательно принять это решение.
Если можно, сразу последний слайд «Ключевые задачи модернизации. Внешнеэкономический аспект». Здесь мы пытались систематизировать основные меры, четыре блока мер. Первый – это торгово-политическая и дипломатическая поддержка. Второй – институциональные меры. Третий – создание финансовых инструментов. И четвёртый – конкретные отраслевые меры по пяти направлениям. На этом слайде обобщение того, что предложено. И в проекте протокола отражён соответствующий проект поручений. Просьба поддержать. Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо.
Ещё одно выступление – Министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Викторовича Лаврова о взаимосвязи между внешней политикой и внешнеэкономическим измерением модернизации.
Сергей Викторович, пожалуйста, тоже по возможности компактно. Прошу Вас.
С.Лавров: Спасибо, Дмитрий Анатольевич.
Уважаемые коллеги!
Мы – Министерство иностранных дел – всемерно содействуем формированию благоприятной внешнеполитической среды. Это наша главная задача, главный вклад, я думаю, в решение поставленных задач в сфере модернизации.
В соответствии с поручениями Президента, о которых, Дмитрий Анатольевич, Вы упомянули в своём вступительном слове, мы разработали критерий оценки результатов внешнеполитической деятельности для решения задач модернизации, и сейчас проходит окончательное межведомственное согласование.
Второй документ – это проект программы эффективного использования на системной основе внешнеполитических факторов в целях долгосрочного развития страны. Документ уже был опубликован в средствах массовой информации, вызвал, кстати сказать, довольно интересную дискуссию. Мы ведём речь прежде всего об укреплении международных позиций страны, укреплении безопасности в мире, стратегической стабильности, о противодействии различным угрозам. Иными словами, о том, чтобы максимально нейтрализовать те факторы, которые отвлекают ресурсы от приоритетов внутреннего развития и от приоритетов модернизации.
Очевидно, что достижения отвечающих нашим интересам договорённостей в сфере контроля над вооружениями, нераспространения оружия массового уничтожения создают условия для экономии финансовых средств. А наше активное участие в урегулировании различных конфликтов и в последующем постконфклитном восстановлении различных государств расширяет возможности укрепления наших экономических интересов в соответствующих странах и регионах.
Мы добиваемся того, чтобы последовательно развязывать проблемные узлы в отношениях с нашими партнёрами, добиваться укрепления взаимодействия на базе равноправия и взаимной выгоды, на базе поиска баланса интересов в прагматическом, очищенном от идеологии ключе. В целом важнейшее значение имеет наша инициативная линия на консолидацию позитивных перемен в мировой политике, на укрепление отношений взаимозависимости с ведущими мировыми и региональными державами, создание с ними модернизационных альянсов. На саммите в Ростове-на-Дону было объявлено о запуске инициативы «Партнёрство для модернизации», которая призвана качественно укрепить и расширить наше взаимодействие с Евросоюзом в высокотехнологичных областях, в сферах совместного производства, в проведении новейших исследований, повышении энергоэффективности.
Сложились благоприятные предпосылки и для того, чтобы сделать качественно новый шаг на американском направлении. Соответствующие договорённости согласовываются в рамках подготовки к визиту Президента России в Соединённые Штаты 22–24 июня. Визит по договорённости с американскими партнёрами будет нацелен на существенное расширение и укрепление экономической составляющей наших отношений с особым упором на инновационную сферу. Наши коллеги даже предлагают назвать предстоящий саммит саммитом инноваций. Разумеется, это позитивные перемены, но параллельно мы добиваемся снятия сохраняющихся ограничений на передачу России высоких технологий по американскому законодательству. Вполне востребованно технологическое партнёрство и с другими динамично развивающимися государствами, включая Бразилию, Индию, Южную Корею, Сингапур, вполне возможно, и Китай. Но и всё большее значение в нашей внешнеэкономической деятельности приобретают страны Латинской Америки и богатые природными ресурсами государства Африки.
В работе по дипломатическому сопровождению наших экономических операторов на внешних рынках мы уделяем особое внимание обеспечению интересов наших компаний, которые занимаются высокотехнологичной продукцией, включая продвижение ядерных технологий, о чём Эльвира Сахипзадовна говорила. Мне кажется, что, учитывая наши конкурентные преимущества в сфере мирного атома, было бы вполне резонно сформировать институт представителей Росатома в наших посольствах в тех странах, где есть перспективы развития сотрудничества в этой сфере.
Мы также уделяем внимание работе с теми российскими учёными, специалистами, бизнесменами, которые живут и трудятся за рубежом, высоко котируются в своей профессиональной среде. Вы об этом упомянули, Дмитрий Анатольевич. Я даже считаю, что можно было бы подумать над тем, чтобы наиболее активные сторонники взаимодействия России с соответствующими странами из числа наших соотечественников могли бы быть наделены статусом почётных консулов России в той или иной стране.
Для активизации информационно-аналитической работы наших загранучреждений по тематике поддержки проектов модернизации я считаю целесообразным вернуться к практике прикомандирования к ведущим посольствам и представительствам при международных организациях атташе по науке и технологиям. Считаю, что их было бы полезно подбирать из людей, которые работают в сфере практической науки и которые способны выявлять перспективные направления мировой научно-технической мысли.
В целом особое значение для эффективности задействования внешнеполитических факторов имеет стройный подход, который опирается прежде всего на чёткое определение наших модернизационных приоритетов, на правильные оценки того, что у нас самих есть для того, чтобы приоритеты реализовать, и чего нам не хватает, что требуется от наших зарубежных партнёров, чтобы вот это понимание нам помогло привязывать те или иные конкретные задачи к работе с той или иной конкретной страной, внешним партнёром. Поэтому так важно самым тесным образом продолжать укреплять взаимодействие МИДа с нашими министерствами и ведомствами, которые определены в качестве головных исполнителей по реализации конкретных проектов развития страны. У нас такое взаимодействие существует, отмечу партнёрский характер контактов со всеми нашими коллегами, и рассчитываю, что после сегодняшнего совещания соответствующие поручения нас нацелят на ещё более эффективную работу. Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо. Я слушал наши выступления и их перевод на английский язык и понял, что, наверное, некоторые наши эквиваленты не вполне могут быть понятны нашим иностранным партнёрам. «Мы просим Президента дать поручение и отразить это в протокольном решении». Вы не пугайтесь, у нас не всё так забюрократизировано, но есть некие традиции, которые действительно над нами иногда довлеют. Тем не менее продолжим.
Я хотел бы попросить выступить наших иностранных партнёров, которые здесь присутствуют, которые помогают нам. Господин Барретт, может быть, Вы бы несколько слов сказали в продолжение вчерашних разговоров.
К.Барретт (как переведено): Большое спасибо, господин Президент.
Уважаемые министры, губернаторы, члены Комиссии!
Проект, в котором я участвую, «Сколково», на самом деле во многом обязан своим успехом господину Вексельбергу, который очень внимательно относится к этой программе. Я думаю, что есть, наверное, четыре вопроса, которые стоит упомянуть кратко.
Члены Совета, которые присутствуют здесь, проведут заседание Совета сразу после этого совещания, для того чтобы начать нашу работу. Деятельность, которая связана с частным сектором «Сколково», является очень важной. Вы видите, что здесь, за этим столом, представлены многие частные компании. Мы ориентируемся на частный сектор по трём аспектам.
Первое – их личное, физическое присутствие в Сколкове. Второе – это участие в исследовательской деятельности в России вместе с университетами в данном центре, в других центрах. Третье – мы заинтересованы в активном участии в предпринимательской деятельности, в деятельности по коммерциализации, в том, что связано с исследованиями в российском центре в Сколкове.
Мы заинтересованы в сотрудничестве с образовательными учреждениями. И здесь мы заинтересованы в образовательных учреждениях, которые имеют опыт в сфере исследований и коммерциализации результатов исследований. Мы видим представителей сектора информационных технологий, целая делегация приехала, для того чтобы встретиться с представителями образовательных, исследовательских институтов в Санкт-Петербурге, в Новосибирске, в Москве. Люди спят в самолёте между переездами, работа эта очень важная. Такая организация, как MIT, может очень многое предложить сколковскому проекту и России в целом с учётом их опыта при создании тысяч компаний, которые занимаются исследовательской деятельностью. Вы приедете в Стэнфорд на следующей неделе, университет Стэнфорда покажет Вам аналогичный потенциал в этой сфере, и я надеюсь, что Вы сможете использовать Вашу силу убеждения, когда будете встречаться с Президентом университета Джоном Хеннесси, для того чтобы убедить их участвовать в этом проекте тоже.
Последняя сфера – это деятельность, связанная с венчурным капиталом, с активным венчурным капиталом не только на национальном уровне, но и при участии международных компаний. Венчурные компании приезжали сюда две недели назад. Я думаю, проект в Сколкове будет осуществляться в четыре этапа.
Первый – планирование, которое мы начинаем сегодня и должны завершить к концу года. Второй этап – это реальная реализация проекта, мы начнем её уже в ближайшее время и будем продолжать до 2011 года. Затем физическая реализация проекта. Четвёртый – это та стадия, в которой вы заинтересованы, – создание и коммерциализация деятельности. Вчера Вы встречались с представителями венчурного капитала из Америки, триллион долларов должен быть направлен на эту деятельность, и эту цифру можно увеличить в России.
Мы бы хотели получить от правительства дальнейшую поддержку в программе модернизации, о которой говорила госпожа Министр раньше. И мы просим терпения, поскольку ничего не произойдёт быстро. Большое спасибо.
Д.Медведев: Господин Барретт, я хотел бы ещё раз Вас поблагодарить за то, что Вы этим занимаетесь и являетесь сопредседателем нашего сколковского проекта.
У меня есть предложение послушать ещё некоторых наших гостей, наших партнёров. Господин Чамберс, может быть, Вы скажете несколько слов, опять же в продолжение вчерашнего разговора?
Д.Чамберс (как переведено): Продолжая наш вчерашний разговор, небольшой комментарий по экономике.
Мы видим, что экономика в глобальном масштабе во всех странах улучшается с точки зрения развития технологий. Мы видим, что рынок растёт в среднем на 20 процентов: в России – на 31, 23 – в Китае, 40 процентов – в Индии, 60 – в Мексике, 30 – в США и 80 – в Бразилии.
Что касается предыдущих комментариев, мы привержены всем четырём этапам работы. Мы готовы физически присутствовать в проекте. Мы готовы представить своих предпринимателей. Мы открыты к созданию идеи по образованию, и мы будем наращивать свои обязательства по венчурному капиталу.
Таким образом, мы готовы присутствовать во всех четырёх категориях. И причина, по которой мы это готовы сделать, – мы работали в этом направлении в Китае, в Индии, мы видим, что происходят аналогичные явления. Такие компании, как «Интел», «Майкрософт», «Сиско», приезжают часто в университеты, в Стэнфорд. И вы видите партнёров в этой стране, они действительно заинтересованы в такой работе. Но, если говорить проще, мы участвуем.
Д.Медведев: Спасибо.
Я дам обязательно слово выступить всем, кто желает. Но чтобы было видно, что и российские институты развития не стоят в стороне, что государство к этому относится серьёзно, а не просто вышло поболтать, я хотел бы, чтобы выступил один из руководителей такого института – Владимир Александрович Дмитриев, руководитель госкорпорации Банка развития внешнеэкономической деятельности, Внешэкономбанка.
В.Дмитриев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники совещания!
Я не буду превращать своё выступление в отчёт о проделанной работе, но хочу остановиться буквально на нескольких моментах, иллюстрирующих последние программы, которые запустил Внешэкономбанк вместе со своими дочерними финансовыми институтами. Тема для меня исключительно важная, интересная, увлечённая – это тема поддержки малого и среднего бизнеса, потому что именно в этой сфере зарождаются новые идеи, если речь идёт о серьёзной финансовой поддержке и инновационном развитии.
Дмитрий Анатольевич, я Вам докладывал о программе поддержки малого и среднего бизнеса, которая реализуется через Российский банк развития. Буквально накануне форума мы запустили новую программу. Она называется «Финансирование для инноваций и модернизации». Мы реализуем её вместе с нашими иностранными партнёрами, в частности, крупнейшим институтом развития в Германии. Мы получаем поддержку от этого банка, она уже достигает порядка 300 миллионов евро. Но главная отличительная особенность этого сотрудничества состоит в том, что средства идут исключительно на проекты в сфере инновации и модернизации с акцентом на энергосберегающие и энергоэффективные технологии. По договорённости с нашими коллегами и при намерении вовлекать в этот процесс других иностранных партнёров мы создаём закрытый паевой инвестиционный фонд, в капитал которого будут вложены средства Российского банка развития и наших иностранных партнёров для работы по поддержке малого и среднего бизнеса в сфере инновационных технологий, капитальной поддержки этих направлений.
Второе, на что я хотел бы обратить внимание, – это создание Внешэкономбанком вместе с одной из крупнейших мировых инжиниринговых компаний «Эс-Эн-Си Лавалин» совместного предприятия, которое называется «ВЭБ-инжиниринг», для трансферта передовых технологий в сфере энергосбережения и энергоэффективности в Российскую Федерацию. Нами сейчас прорабатывается несколько проектов в области строительства электростанций на самых современных технологиях, а также других энергетических объектов, где существенную помощь будут оказывать наши канадские партнёры. Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо. Кто‑то из наших партнёров хотел выступить? Господин Етцер, Вы хотели? Пожалуйста.
А.Етцер (как переведено): Большое спасибо, господин Президент. Меня зовут Александр Етцер, я член стратегического совета Novartis (Швейцария). Я бы хотел отметить чёткую стратегию, которую Вы вчера объявили. Мы согласны с каждым словом этой стратегии, мы благодарны Вам за пояснения.
Во‑вторых, я благодарю Вас за оперативную «дорожную карту». Мы на пятом слайде сейчас очень чётко видели, какова наша домашняя работа и какова сфера деятельности для фармацевтов. Также я благодарю Вас за «Фарма-2020» и благодарю Министерство здравоохранения за эту работу.
Я бы хотел сейчас говорить не как адвокат Novartis. Сейчас у меня есть возможность поговорить о другом. О Novartis я говорил вчера. Я бы хотел рассказать, что бы я посоветовал Вам сделать или изменить. Прежде всего я бы хотел порекомендовать Вам не соглашаться на любые инвестиции. Есть инвестиции-инвестиции. Есть инвестиции, которые приносят большую добавочную стоимость, чем другие. Очень простое производство в «Фарме» не составляет стоимость, а создаёт рабочие места. И надо изучать аналогичные производства и переходить к другим шагам.
Также очень важно, чтобы иностранные инвесторы не только заботились о себе и не только использовали Россию как ещё один рынок, но и создавали партнёрство с местными производителями. Мы можем создавать совместные производства с местными операторами и работать по передаче технологий. Мы готовы к этому.
В‑третьих, я бы хотел предложить, чтобы масштаб инвестиций был также расширен и охватывал научные разработки и исследования, поскольку рано или поздно появится второе поколение вопросов, создание большей добавленной стоимости в России с использованием научного продукта, который уже есть.
У Вас прекрасная защита интеллектуальной собственности. Вы можете её усилить. Это в ваших же интересах, поскольку научный потенциал в России огромен. Я предлагаю ещё больше открывать университеты для сотрудничества с иностранными исследователями. Вы хорошо должны защищать свои знания и опыт, который обширен. Но всё же надо открывать двери, для того чтобы способствовать сотрудничеству и развитию идей, которые в целом содействуют научному прогрессу.
Также я надеюсь на дальнейшую работу по образованию и исследованиям. Если мы будем инвестировать, а Novartis уже подготовил значительное финансирование, если мы и многие наши коллеги будут инвестировать, нам потребуются люди. Если мы сегодня нанимаем людей – нам нужны молодые люди. Через пять, через восемь, через десять лет потребуется молодёжь. То есть необходим план для подготовки сотрудников не только научных кругов. Нам необходимы и сотрудники лабораторий. Нам необходима профессиональная подготовка людей среднего уровня, которые смогут делать всё для поддержания высококлассных учёных. Очень важно подготовиться к этому заранее.
Это те комментарии, которые я хотел озвучить, поскольку я действительно очень хочу внести вклад в вашу прекрасную работу.
Д.Медведев: Спасибо, господин Етцер.
Пожалуйста, прошу.
П.Лёшер (как переведено): Уважаемый Президент! Уважаемые дамы и господа!
Хотел бы немножко прокомментировать, будучи сопредседателем Европейского «круглого стола» промышленников.
Прежде всего мы выступаем в поддержку тесных связей в области модернизации между Россией и ЕС. И, конечно, мы решили создать специальную рабочую группу по инновациям, для того чтобы разрабатывать конкретные продукты, софинансировать, развивать инвестиции. Конечно, «Сименс» участвует и участвовал в инновационном и технологическом развитии России с 1853 года, начиная с телеграфа, и сейчас «Сапсан» тоже. У нас есть многочисленные проекты. Конечно, они имеют целью повысить передачу технологий в таких областях, как энергетика, железнодорожное хозяйство. Конечно, не будем забывать о господине Кириенко и обо мне, и о совпадении наших взглядов относительно перспективного сотрудничества в области ядерной энергетики. Конечно же, мне хотелось бы выступить в поддержку компетенции «Сименс» в важном проекте «Сколково».
Д.Медведев: Пожалуйста.
Р.Райф (как переведено): Господин Президент! Уважаемые дамы и господа! Члены Комиссии по модернизации и развитию! Добрый день!
Конечно, для меня большая честь представлять здесь MIT. Мне очень приятно, что моё имя написано на русском, и это прекрасно, я запишу, как правильно писать его. Что касается образования и нашего фокуса на науку и технологии, сегодня наша делегация посетила несколько исследовательских институтов в Москве, Новосибирске, Петербурге. И, конечно, день и ночь мы были там и исследовали, мы увидели сильный научный потенциал, инженерный потенциал в российских институтах. Конечно, мы с интересом наблюдаем за инициативами российского Правительства по модернизации российской экономики и продвижению технологических инноваций. Мы впечатлены проектом «Сколково», целями и амбициозностью этого проекта. Конечно, мы поддерживаем контакты с фондом «Сколково» относительно сотрудничества. Мы надеемся работать вместе с фондом, для того чтобы посмотреть, есть ли для нас возможности проводить образовательные и исследовательские проекты с академиками, студентами, исследователями в России. В это время MIT готов подписать соглашение с фондом «Сколково», которое описывало бы корпоративную оценку возможных ресурсов и образовательных действий, которые можно предпринять в России. Мы надеемся закончить оценку к концу года и посмотреть, как можно быть нам вовлечёнными в этот проект. Что касается длительной истории научных достижений в России, мы признаем её и надеемся внести вклад в эти достижения и в таланты. Работая с фондом «Сколково», мы изучим и воспользуемся их возможностями. Спасибо Вам за Вашу очень важную инициативу, господин Президент.
Д.Медведев: Спасибо, господин Райф. Нам очень приятно, что MIT сегодня с нами. Вы, естественно, запомните, как пишется Ваша фамилия на русском языке. Могу Вам сказать только одно: это трудно, но несколько проще, чем на китайском.
Господин Кляйнфельд, пожалуйста.
К.Кляйнфельд (как переведено): Я не был в России с 70-х годов. Хочу сказать, прекрасно, что вы запускаете программу по модернизации во время экономического кризиса. Если сравнить последние два года и то, где мы сейчас, я думаю, что вы должны гордиться, у вас есть для этого причины. Говоря о некоторых исполнительных директорах из США, которые приезжают, и своей роли как председателя бизнес-совета, совета Россия–США, конечно, все очень воодушевлены, мы движемся в правильном направлении.
Сегодня мы слышали доклад Министра Набиуллиной. Я думаю, действительно очень важно для нас, как мы будем действовать, улучшение инвестиционного климата, о котором Вы говорили вчера в речи во время открытия и, конечно, во время наших бесед. Мы полностью поддерживаем вас, всех тех, кто сегодня уже здесь. И мы знаем, насколько высок потенциал вашей страны, ваших людей, насколько сильны ваши технологии, которые вы можете предложить, какой большой вклад вы можете внести в мировое развитие.
Д.Медведев: Пожалуйста, кто хотел бы ещё из наших иностранных партнёров? Пожалуйста, господин Ахо.
Э.Ахо (как переведено): Господин Президент! Министры!
Я здесь присутствую как бывший премьер-министр и председатель компании «Нокиа». Что касается критериев, как создать успех в сегодняшнем мире. Прежде всего, нужны революционные технологии. Во‑вторых, нужно правильное время и планирование. Третье – необходимы таланты. Четвёртое – возможность брать на себя риски. В‑пятых, правильная экологическая система. Я думаю, что это очень хороший список критериев не только для компаний, но также для стран и наций.
Господин Президент! Есть небольшой анализ этих пяти критериев, с точки зрения компании «Нокиа», применительно к России. Что касается графика и времени, то это прекрасно. Я думаю, что потенциал роста будет создан очень значительный.
Во‑вторых, эволюционные технологии. Мы сейчас думаем о будущем инновационных технологий, мобильных технологий – это уже не технологии, а как таковая стоимость мобильных аппаратов, которые продаются, стоимость снижается с 2007 года. Но содержание – вот что важно. Контент имеет потенциал, я говорю не только об образовании, навигации, медиа, я думаю, что электронное правительство, электронное здравоохранение, электронный банкинг будут развиваться, и у нас есть возможность повысить качество этих услуг в частном и государственном секторах. Конечно же, это очень большое достижение для российской экономики и для компаний.
И, в‑третьих, таланты. Я думаю, что сколковская инициатива очень хороша, когда мы думаем о том, что мы создаём многодисциплинарные таланты, потому что нужны таланты, которые были бы талантами в разных областях, технологические навыки вместе с бизнес-навыками, деловой хваткой, возможность брать на себя риск. Я думаю, что российские венчурные компании пытаются создать такую систему, типа экосистемы, потому что в будущем это будет важно. Тут ещё важно отношение, само отношение – возможность и готовность брать на себя риск должны быть частью нашей ментальности.
И, наконец, экосистемы. Я думаю, что это очень важно, с точки зрения компании «Нокиа». Мы смотрим на Россию, в России очень много возможностей, у вас есть прекрасные таланты, хорошо образованные люди в университетах. Я думаю, что мы можем помочь вам получить доступ к мировому рынку, принимая во внимание ваши таланты.
Сегодня есть всемирная сеть. Я думаю, что вклад компании «Нокиа» в «Сколково» будет заключаться в создании возможностей для того, чтобы разрабатывать программное обеспечение и обеспечивать доступ вашим девелоперам, программистам на мировой рынок. Это комментарий компании «Нокиа». Мы думаем, что это будет взаимовыгодное сотрудничество. Спасибо.
Д.Медведев: Наверное, пора послушать президента Фонда «Сколково» господина Вексельберга. Виктор Феликсович, Вам слово.
В.Вексельберг: Спасибо.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич. Уважаемые члены Комиссии!
Прежде чем я представлю небольшой отчёт о проделанной работе за предыдущий период, необходимо решить ряд кадровых вопросов, отнесённых в соответствии с уставом Фонда «Сколково» к компетенции Комиссии по модернизации. Речь идёт о формировании органов управления. Надзорным органом является попечительский совет и, как мы уже сегодня знаем, Дмитрий Анатольевич любезно согласился возглавить этот совет. Для совета это очень важно, принципиально и для проекта в целом. Также предлагается одобрить назначение в состав совета следующих кандидатов, большинство из которых присутствуют здесь. Это заместитель Председателя Правительства Сергей Собянин, первый замглавы Администрации Президента Владислав Сурков, помощник Президента Аркадий Дворкович, зампредседателя Правительства Алексей Кудрин, Министр экономического развития Эльвира Набиуллина, Министр науки и образования Андрей Фурсенко, председатель наблюдательного совета Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Иван Бортник, глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев и президент Академии наук Юрий Осипов. Вот состав попечительского совета, который предлагается утвердить Комиссии. Высшим органом управления Фонда будет его совет.
Согласно уставу назначение в его состав осуществляют учредители Фонда, однако Комиссии необходимо согласовать кандидатуры. Я хочу отметить в целом, с гордостью даже, что в случае вашего одобрения у нас получится «звёздный» состав. Я хочу воспользоваться моментом и поблагодарить наших западных и российских коллег, которые согласились войти в состав нашего совета.
Помимо уже озвученных Дмитрием Анатольевичем на прошлых заседаниях Комиссии двух сопредседателей – это господин Барретт и ваш покорный слуга – предлагается согласовать включение следующих выдающихся представителей мирового бизнеса. Это Вагит Алекперов, президент компании «Лукойл», Анатолий Александров, ректор МГТУ имени Баумана, Мартин Буиг, глава компании Bouygues, Александр Галицкий, управляющий Фондом Almaz Capital Partners, Михаил Ковальчук, директор Курчатовского института, Петер Лёшер, глава компании Siemens, Йорма Оллила, председатель совета директоров компании «Нокиа» и Royal Dutch Shell, Владимир Рашевский, генеральный директор компании «СУЭК», Джон Чамберс, глава компании Cisco, Анатолий Чубайс, генеральный директор «Роснано», Ратен Тата, руководитель компании Tata Sons, Эрик Шмидт, глава компании Google. Я думаю, что никто из упомянутых коллег не нуждается ни в каком дополнительном анонсировании. И если Комиссия утвердит этот состав, мы надеемся, у нас получится авторитетный и очень опытный состав совета, который, надеюсь, окажет определяющее влияние на работу Фонда.
И, наконец, последний формальный кадровый вопрос, о котором Вы уже знаете, но формально его надо закрыть, – согласовать кандидатуры двух сопредседателей научно-консультативного совета: это лауреаты Нобелевской премии Жорес Алфёров и Роджер Корнберг.
Теперь несколько слов о проделанной работе буквально за последний месяц. Как вы знаете, Президент внёс в Государственную Думу пакет законопроектов, определяющих особый статус будущего иннограда. Эти документы уже широко обсуждаются, и 1 июля в Госдуме пройдут парламентские слушания по законопроектам, а затем депутаты приступят к их обсуждению. Мы очень надеемся на конструктивный настрой парламентариев, которые уже успели почувствовать в рамках встреч с профильными комитетами Думы.
Ведётся активная работа по формированию городской среды инновационного центра. Отдельно хочу поблагодарить Росреестр, который помог нам достаточно оперативно провести ревизию земель. И надеемся, что передача земель Фонду будет завершена в срок до конца года.
Проведён анализ более 500 резидентов технопарков и научных парков, касающихся их мотиваций и особенностей их деятельности. Ведётся окончательная обработка результатов, но уже сейчас сформирован портрет потенциальных резидентов инноцентра как компаний, так и физических лиц. С учётом этого портрета и последних достижений в проектировании и строительстве в настоящее время формируется техническое задание на градостроительную документацию. Планируется в июле провести тендер. Уже сформирован пул кандидатов на участие в этом тендере. Это широкий набор ведущих градостроительных проектных компаний, представляющих самые разнообразные страны и континенты.
Началось формирование технического совета постоянного консультативного органа, в который войдут для этих целей более 30 инженеров и архитекторов из России и зарубежья, которые будут принимать окончательное решение. Параллельно идёт активная работа с потенциальными партнёрами сколковского проекта. Вот лишь несколько компаний, с которыми мы в разной степени продвинулись в вопросе о заключении долгосрочных договоров о сотрудничестве. Это упомянутые здесь компании Cisco, Siemens, плюс к этому Nokia, Microsoft, Hewllet-Packard, Aho, Google, Novartis и другие. С рядом компаний уже в ближайший месяц будут подписаны соответствующие меморандумы, в том числе в ходе предстоящего на следующей неделе визита Президента Российской Федерации в США.
Ведутся переговоры с крупнейшими отечественными научно-исследовательскими центрами. В частности, с Курчатовским институтом намечен очень широкомасштабный набор вопросов для сотрудничества. Отдельно хотел бы отметить наш конструктивный диалог с MIT. На самом деле выполнена очень большая работа. Я надеюсь, что в рамках визита мы подпишем соглашение о сотрудничестве. К сентябрю, думаю, что мы уже сможем завершить формирование экспертных советов, которые приступят к работе по отбору инновационных проектов, которые на сегодняшний день пока осуществляются в рамках Экспертного управления Администрации Президента.
В заключение хотел бы отметить ещё два аспекта.
Мы немножко буксуем с точки зрения решения немаловажного вопроса по утверждению бюджета Фонда хотя бы на этот год. И хотелось бы здесь ускорить этот процесс в рамках взаимодействия с Министерством финансов.
И второй вопрос – это очень важно, мы его уже поднимали, – что в представленном в Думу проекте закона пока отсутствует описание режима функционирования Фонда на переходный период. Это очень принципиально. И мы в рамках обсуждения говорили, что надо приступить к созданию так называемой виртуальный среды до момента строительства физических объектов. Мне кажется, что это надо обязательно предусмотреть в законе. И такие предложения нами уже подготовлены. Спасибо, Дмитрий Анатольевич.
Д.Медведев: Несколько вещей.
Во‑первых, я думаю, что нам нужно действительно утвердить все те органы, которые были предложены. Я чувствую себя как на акционерном собрании, что на самом деле, может быть, неплохо. Единственное, я обратил внимание: помимо нашего российского гражданина и нобелевского лауреата Жореса Ивановича Алфёрова вторым человеком в научном совете является нобелевский лауреат господин Корнберг. Это просто не успели перевести. Я слежу за тем, что слышат наши коллеги. Просто это известный человек, надо, чтобы знали.
Вчера, когда я общался с представителями американского бизнеса, одна из основных рекомендаций, которая была дана, – действовать быстрее. Это вообще правильный совет, особенно со стороны представителя бизнеса. Вы сказали, что там всё завершите к сентябрю. Я думаю, что нужно стараться работать ещё быстрее. Поэтому обращаюсь к Правительству и к Министерству финансов: в ближайшее время всё нужно утрясти, о чём сказал господин Вексельберг сейчас в своём выступлении. Доделайте это всё.
Что же касается изменений в закон, о чём Вы сказали, в оперативном порядке посмотрите вместе с Администрацией и Правительством, что можно было бы добавить. Если нужно что‑то добавить, пожалуйста, я готов сам внести эти изменения или мы сделаем это по ходу работы в парламенте.
Есть ли ещё желание что‑то сказать? Пожалуйста, господин Чамберс.
Д.Чамберс: Очень короткий комментарий. Почему инновация действительно сработала в США в Кремниевой долине – мы быстро начали работать с работодателями. Я бы хотел, чтобы в нашей работе, когда мы будем инвестировать новые компании со стороны Cisco, мы бы хотели видеть, чтобы успех принадлежал всем. Мы создали 10 тысяч миллионеров в Cisco. Желание разделять идеи и цели – это очень важно для нашей команды. Я бы хотел, чтобы мы об этом помнили.
Д.Медведев: Спасибо, это важное добавление.
Мы тоже хотим создать много миллионеров в результате нашей работы – это правильная цель. Но ещё более правильная цель – достигнуть тех больших результатов, к которым мы стремимся.
Уважаемые друзья, уважаемые коллеги, у нас сегодня такая очень ободряющая сессия, потому что она в меру практическая, в меру устремлена в будущее, она проходит во время Санкт-Петербургского форума. Я уверен, что сегодня мы с вами положили начало очень хорошему проекту, хотя, конечно, основной успех, основное движение по этому проекту, при всем нашем колоссальном уважении к нашим иностранным партнёрам, будет зависеть от оперативности решений внутри нашей страны, от того, насколько мы правильно выстроим работу при помощи и поддержке наших иностранных партнёров.
Я хотел пожелать всем удачи. И до скорой встречи.