В.Путин: Как дела, Андрей Владимирович?
А.Чибис: В боевом строю.
В.Путин: Как чувствуете себя?
А.Чибис: Реабилитация на рабочем месте. Всё нормально. Спасибо большое.
Владимир Владимирович, во-первых, хочу поблагодарить за те решения, те поручения, которые Вы дали, когда были у нас в июле прошлого года. И хотел бы, с Вашего позволения, доложить о том, как идёт их реализация, в том числе по вопросам мастер-планов опорных городов и по реновации ЗАТО [закрытых административно-территориальных образований], и тоже заручиться Вашей поддержкой, потому что для нас, конечно, это очень знаковая задача и знаковое решение.
С учётом Ваших поручений в число опорных городов у нас вошли три агломерации: Мурманская агломерация, куда входит и Мурманск, и город Североморск, столица Северного флота, основная база, Кировско-Апатитская агломерация и Мончегорская агломерация. Всего в этих городах живёт более 70 процентов нашего населения, то есть, по сути, мы в значительной степени покрыли большинство людей.
Когда мы делали мастер-планы, конечно же, основывались на том, что хотят люди, провели глубокие социологические опросы, провели большое количество соответствующих стратегических сессий и определили то, что является самым главным.
Если брать Мурманскую агломерацию, то, конечно, основные задачи для неё – это ключевые проекты, которые важны для всей страны, это развитие Северного морского пути и защита Арктики с точки зрения нашей безопасности.
Основной акцент – на рабочие места. И основные вопросы с точки зрения инвестиций: это всё, что касается моря, незамерзающего Кольского залива, выхода без ограничения в Мировой океан. Это развитие Северного морского пути, это новые портовые мощности, это развитие судоремонта и рыбной промышленности.
И конечно, новая компетенция, которая у нас появилась, – это всё, что касается сжиженного природного газа: не только производство заводов, но с учётом тех решений, которые Вы поддержали, это вопрос производства СПГ.
Для того, чтобы увеличить количество трудоспособного населения, сохранить достаточное количество людей для реализации этих проектов, конечно, несколько важных тем: тема жилья, тема благоустройства города, хотя мы им активно занимаемся. Акцент на образование и науку и акцент на развитие медицины, потому что здоровье на Севере – это один из самых чувствительных факторов.
Здесь поименованы все проекты, чётко просчитаны, которыми мы уже занимаемся и которые сейчас в разработке, включая новые проекты «Росатома» по специальной судоверфи, по строительству плавучих атомных станций, новые порты, [порт] Лавна, которую мы завершаем в этом году.
В.Путин: Под уголь?
А.Чибис: Под уголь, да. И тема, конечно, порта с белорусами, и модернизация рыбного порта, который сейчас деприватизирован в самом городе Мурманске. Мы сейчас с Росрыболовством этим занимаемся, чтобы его сделать высокотехнологичным и качественным.
В.Путин: А белорусы интерес проявляют к этому?
А.Чибис: Мы, во-первых, им предоставили земельные участки, они создали уже дочернее общество. Там есть работа с Правительством, связанная с декларациями, с увеличением мощностей железнодорожных подходов. Это то, чем мы занимаемся, тоже об этом Вам докладывал. Если мы упрёмся – я к Вам обращусь.
Мурманский транспортный узел, первая часть которого сегодня завершена, рабочее движение, которое Вы запустили в прошлом году, – это 45 миллионов тонн провозной способности. А только те проекты, которые уже понятны по грузам, – это 110 миллионов тонн.
И конечно, стратегически важно, на наш взгляд, увеличить эту мощность – это дальние железнодорожные подходы, это не в Мурманской области. Мы с РЖД, с Правительством работаем, непростая дискуссия, откровенно сказать, но для развития Северного морского пути эта задача, конечно, принципиально важна.
А по белорусам мы движемся по тому плану, который определили. Пока каких-то серьёзных затыков нет. Если появятся, я, Владимир Владимирович, с Вашего позволения к Вам обращусь. Но пока общее понимание с учётом Ваших поручений есть.
В.Путин: Надо просто вовремя реагировать, мы тогда переговорим с Александром Григорьевичем [Лукашенко]. В целом экономика Белоруссии в этом заинтересована. У нас ведь тоже бюрократии много, поэтому надо и с той стороны активизировать [процесс]. Если надо, то Вы мне скажите – вовремя переговорю с Александром Григорьевичем, вот и всё.
А.Чибис: Скажу. Пока в этом необходимости нет.
В.Путин: Хорошо, договорились.
А.Чибис: Один из важных вопросов, который хотел бы обсудить с учётом нового угольного порта Лавна угольного, – это действующая перевалка угля в центре города, с советских времён, Вы это знаете.
В.Путин: Пылит?
А.Чибис: Пылит, пылит сильно. И понятно, что другой альтернативы нет, но для людей сейчас помимо остальных вопросов это один из самых чувствительных аспектов. Потому что с учётом того, что Лавна в этом году будет доделана и по всем прогнозам, и по тому статусу, я просил бы Вашей поддержки на поэтапный перевод угля из центра города на западный берег.
Это, конечно, не должно быть моментально, в одночасье – мы должны порт сохранить. Мы с руководством компании-владельца вопрос уже поставили, всё понимаем, что всё равно в этом направлении будем двигаться. Единственное, здесь хотел бы попросить Вашего одобрения, поручения и, конечно, содействия Правительства. Потому что, когда уголь переходит на западный берег, нам нужно вместе поработать, чтобы другие грузы были в этом порту, чтобы само предприятие не остановилось, а функционировало. Это для нас важный, принципиальный вопрос.
И ещё вопросы по Мурманску. Мы занимаемся обликом: за пять лет радикально изменили облик Мурманска. Сегодня приступаем к активному жилищному строительству – впервые с советского времени. В этом году начинаем строить первый микрорайон в агломерации, до этого точечная застройка была. Появился спрос, растут доходы, появилось будущее – и всё больше и больше людей хотят вкладывать деньги не в другие территории, а у себя, на Севере, чтобы здесь жить и работать.
В.Путин: У вас доходы подросли. Даже они растут темпом выше, чем в среднем по стране.
А.Чибис: Нас это радует, безусловно.
И конечно, спасибо огромное за «Арктическую ипотеку». Почему? Потому что это точно дало дополнительный стимул. У нас работает программа «Свой дом в Арктике», когда мы помогаем свой дом построить, но сама тема «Арктической ипотеки» дала толчок: мы уже с застройщиками подписали [договоры] – детально – на 600 тысяч квадратных метров [жилья] в Мурманске. Это очень важно.
Со Сбером и «НОВАТЭКом» делаем центр цифровых искусств «Муза», где детей, школьников будем учить профессиям [креативных индустрий]. Обновляем центр города, подготовили заявку на кампус мирового уровня и заключили концессию на аквапарк. Это я отдельные, точечные моменты говорю – по агломерации большой план работ.
Какую поддержку просил бы от Вас именно в этом направлении?
Конечно, серьёзный вопрос – это здравоохранение. У нас детская областная больница в советское время переделана из общежития. Сейчас это не соответствует никаким стандартам. Модернизация взрослой областной больницы, чтобы инфраструктуру для здравоохранения в областном центре привести в порядок. Мы практически все поликлиники отремонтировали, но стационары – детские и взрослые – находятся в состоянии, которые сегодня ничему не соответствуют. В мастер-план мы это заложили – все эксперты оценили, что это необходимо. И несколько спортивных объектов: ледовый объект для игровых видов спорта и футбольный манеж.
Главный для нас вопрос – это кампус мирового уровня для университета. Мы университетом очень активно занимаемся. Председатель набсовета Денис Валентинович Мантуров серьёзно нам помогает. Мы прошли [рассмотрение] на набсовете, все одобрили этот кампус. Это для нас, конечно, точка роста. Почему? Потому что университет для Мурманска должен стать одним из градообразующих предприятий для молодёжи: и для того, чтобы её здесь оставлять, и для того, чтобы сюда привлекать. В советское время он был грамотно спланирован. Понятно, к сожалению, за многие годы это тоже [перестало] соответствовать [современным требованиям].
Очень просил бы поддержку, чтобы университет получил федеральное финансирование, чтобы сделать достойный, хороший арктический университет, который бы готовил, как и сейчас, специалистов для всех важных для страны проектов.
И то же самое нам необходимо для создания нового кампуса, по сути, большого современного колледжа. Потому что потребность в специалистах среднего профессионального образования огромна, мы практически все колледжи привели в порядок. Спасибо Минпросвету, мы в числе лидеров по «Профессионалитету». Но потребность в специалистах требует нового образовательного учреждения СПО [среднего профессионального образования], нового кампуса. Понятно, где это делать, уже предпроектные работы есть. Это в составе мастер-плана зафиксировано. Просил бы поддержку.
И [ещё] две темы. Благоустройство: у людей главный запрос –выход к воде. В мастер-плане мы заложили выходы к воде, к морю. И заложили также проект обустройства озёр. У нас внутри города озёра, и одно мы в центре уже благоустроили, это излюбленное место. И тема небольших набережных у озёр, и связки между этими озёрами микрорайонов пешеходным маршрутом – это проект по благоустройству, который мы хотим сделать. Но, конечно, без федеральной поддержки мы сами это не вытянем.
И отдельная тема, Владимир Владимирович, – касается не только нас, а всех арктических городов, – это комплексный ремонт многоквартирных домов. Мы практически весь центр отремонтировали, дополнительно инвестируем, помимо взносов собственников. Но дома в Арктике, они, естественно, изнашиваются сильнее. Панельки, которые построены давно, их надо комплексно модернизировать – поэтапно, и тогда эти дома прослужат ещё 30–50 лет. Это точно гораздо дешевле, чем строить новые, а по качеству они будут абсолютно достойными.
Здесь просил бы системного решения по теме Арктики, по разработке дополнительной поддержки по капитальному ремонту домов именно в Арктике. Это по Мурманску.
Кировско-Апатитская [агломерация], если можно, коротко. Кировск: понятно, что главная экономика там – это апатитовый концентрат, это то, что мы добываем в Хибинах, в горах. Здесь планы очень серьёзные, с «ФосАгро» мы подписали инвестсоглашение на 160 миллиардов рублей, и здесь всё активно развивается. Но есть ещё две серьёзные точки роста: это, во-первых, огромный горнолыжный курорт – здесь мы…
В.Путин: В Апатитах?
А.Чибис: В самом Кировске. Он очень достойный, он развивается, компания «ФосАгро» в это вкладывается, мы помогаем инфраструктурой. Сегодня там проводятся соревнования, вообще в этой зоне, – и по лыжам, и по горным лыжам. При федеральной поддержке мы построили очень современную детско-юношескую спортивную базу по горнолыжному спорту. Эксперты все оценивают её как лучшую: то есть в Союзе там готовили спортсменов и сейчас. Очень достойно.
Сам бог велел здесь разместить, в этой агломерации, федеральный спортивно-тренировочный центр для сборных команд по лыжам и по горным лыжам. Это, во-первых, подтянет дополнительную инфраструктуру, а во-вторых, нашим спортсменам будет где заниматься. По зимнему сезону мы самые большие, самые длинные в России – по горнолыжному, и лыжный у нас сезон огромный. Поэтому для этого всё идеально подходит.
И по Апатитам. Там функционирует Кольский научный центр Российской академии наук. Очень серьёзное учреждение, но инфраструктура, которая сейчас есть, она, скажем так, не соответствует тому, что делают эти ребята, – там очень много молодых учёных. Это первая задача.
А вторая задача: у нас исследования по Арктике размазаны тонким слоем по многих учреждениям. В этом смысле было бы правильно – там немного, небольшие затраты – проинвестировать и создать нормальную инфраструктуру в КНЦ РАН, они очень серьёзные работы проводят, и, конечно, сконцентрировать там исследования по Арктике.
Потому что наши арктические конкуренты сильно в это вкладываются. И мы бы просили, – мы это обсуждали с коллегами, – сделать здесь точку научных исследований по Арктике, именно на базе КНЦ РАН в Апатитах. Это изначально, всегда был наукоград, и сегодня нужна, по сути, небольшая поддержка в инфраструктуру и в целенаправленные научные исследования, потому что мы в Арктике, чтобы мы защищали свою территорию.
Город Полярные Зори – это город «Росатома», энергетика. Там будет строиться новая атомная станция, для того чтобы обеспечить энергией все эти проекты. Там тоже есть мастер-план, с «Росатомом» мы занимаемся. И жильё, и город мы привели в порядок, то есть получается очень достойная агломерация.
Вот, две бы задачи [выполнить]: федеральный центр спортивной подготовки для сборных и инвестиции, чтобы Кольский научный центр стал базовым научным учреждением для Арктики. Здесь просил бы Вас поддержать.
И Мончегорск – это город металлургов, там выпускается никель, кобальт. И буквально сейчас мы занимаемся тем, чтобы создать там новое производство, новую отрасль в России, – это переработка лития, выпуск активных катодных материалов для литий-ионных батарей.
Заводы по батареям строятся в Подмосковье и в Калининграде, а вот то сырьё – с учётом того, что Колмозерское месторождение у нас уже разрабатывается, дочка «Росатома» и «Норникеля», – сама переработка этого литиевого сырья планируется в Мончегорске. Это новая точка роста помимо модернизации того производства, которое есть.
Здесь тоже мы уже на площадке Правительства, у Первого вице-премьера буквально на днях проводили детальное совещание, все поручения по этому поводу даны. Выбиралось, какая площадка лучше, но все пришли к выводу, что Мончегорск идеален для переработки того сырья, которое в нашей области и будет добываться.
И тема индустриального парка, локального туризма – это туризм для жителей прежде всего – и части образовательного федерального научно-тренировочного центра. Это тоже план агломерации. Я в телеграфном режиме Вам доложил. Планы очень детальные, отработанные.
Есть источники, определены потребности в финансировании, но мы чёткого принципа придерживались: чтобы на один бюджетный рубль было шесть рублей частных инвестиций. Потребность в бюджетном финансировании – по тем предварительным расчётам, которые есть, – на все три агломерации на десять лет 554 миллиарда рублей.
Деньги немалые. Конечно, сейчас это ещё всё обсуждается вместе с федеральными органами исполнительной власти, уже есть проект перечня поручений в Администрации Президента, но основные акценты такие. Я бы просил Вас, Владимир Владимирович, в этом нас поддержать.
И для того, чтобы те объекты, – это же не только мы делаем мастер-планы, ещё делают другие арктические субъекты, для того, чтобы то, что запланировано с учётом детальной отработки, а мы на уровне Министерства Дальнего Востока и Арктики эту защиту прошли, на уровне Администрации Президента, Максим Станиславович [Орешкин] заслушивал все мастер-планы, – очень бы просил Вас поддержать нас в следующем.
Чтобы те объекты, которые необходимы для реализации, при формировании новых национальных проектов были [в них] включены, чтобы был понятный источник [финансирования], если мы это запланировали, если мы с людьми это обсудили, Вы поддержали, прошли процедуры согласования. Чтобы в новых нацпроектах была чёткая фиксация – чтобы арктические опорные города и их объекты туда вкладывались. Просил бы здесь Вашей поддержки.
Про комплексный капитальный ремонт я сказал – это важнейшая задача. Владимир Владимирович, если не будет здесь поддержки федеральной, мы не вытянем и они будут превращаться в аварийные, а такого объёма финансирования тоже на это нет. Эти дома простоят, нормально будут служить, если их модернизировать надлежащим образом.
И тема арктической медицины. В чём момент? Сказал про два учреждения, которые важны, но суть ещё в чём…
В.Путин: Вы строите, по-моему, ещё одно здание онкологического диспансера?
А.Чибис: Да, мы его строим, в следующем году введём. Это как раз первый этап модернизации больничного городка, областной больницы. Но помимо инфраструктуры, – тоже об этом Вам говорил, – нам не хватает тарифа ФОМС. Спасибо Вам огромное – нам добавили деньги.
Но чтобы люди себя чувствовали в большей безопасности в Арктике, конечно, необходима история, когда глубина и частота исследований больше, чем в тёплом климате. Тогда люди будут чувствовать себя более защищёнными. Для этого нужны две вещи.
Первое – это, конечно, внедрение современных цифровых механизмов. Мы договорились со Сбером, что мы эту программу в пилотном режиме у себя делаем вместе с финансированием. Герман Оскарович [Греф] нас поддержал. Второй момент: медицина в Арктике стоит дороже. И в этом смысле среднего тарифа недостаточно.
Тема выработки стандартов арктической медицины: понятно, что нам предстоит много дискуссий по этому поводу для того, чтобы всё-таки по-честному определиться, что и как нужно. Стандарты арктической медицины очень важны.
В.Путин: Во всём свои стандарты. Нужно, чтобы они соответствовали, конечно, реалиям. Понятно.
Давайте посмотрим документы.
А.Чибис: Спасибо большое.
<…>