Перед началом дискуссии Владимир Путин в сопровождении президента, председателя правления Сбербанка Германа Грефа посетил выставку, посвящённую революционному развитию технологий искусственного интеллекта.
Глава государства осмотрел демонстрационные стенды, повествующие о возможностях и перспективах генеративного искусственного интеллекта. Созданные с его помощью технологии позволяют обрабатывать и генерировать различный контент: тексты, изображения, музыку, а также анализировать их.
* * *
Г.Греф: Добрый день, дорогие друзья!
Хочу поприветствовать всех гостей нашей дискуссии и уважаемых спикеров AI Journey, или «Путешествие в мир искусственного интеллекта». Это уже наша восьмая конференция по счёту. На этой конференции у нас присутствуют физически гости более чем из десяти стран. У нас уже присутствует виртуальных участников, онлайн-участников, более чем 100 миллионов человек из 150 стран мира. И каждый год наша конференция становится всё более популярной, и количество участников, количество просмотров нашей конференции и количество стран всё время растёт, несмотря ни на что.
Дорогие друзья, сегодня с нами в этом зале специалисты, лидеры в различных областях применения и разработки искусственного интеллекта. Мы сегодня поговорим – и так решили, что в этом году есть повод для этого, – мы поговорим о больших языковых моделях и генеративном искусственном интеллекте. Благо что события последнего года нам дали огромную почву для того, чтобы поставить именно этот вопрос в центр нашей с вами дискуссии.
Мы хотим обсудить, что генеративный искусственный интеллект, основанный на больших языковых моделях, может дать человечеству, как он расширит возможности и способности человека.
В этом зале присутствуют также наши уважаемые партнёры – компании-разработчики искусственного интеллекта, члены Альянса в области искусственного интеллекта. Я хочу поблагодарить всех присутствующих за активную работу по подготовке этой конференции.
Конечно же, хочу сказать большое спасибо Максиму Станиславовичу Орешкину, который очень много усилий приложил к этому, Дмитрию Николаевичу Чернышенко, Минцифры, Минэкономразвития и всему Правительству за создание в первую очередь условий и возможностей достаточно быстрой динамики развития технологий искусственного интеллекта в нашей стране. Это критически важно.
И хочу сказать большое спасибо, Владимир Владимирович, Вам за то, что Вы нашли время, как всегда, традиционно принять участие в нашей конференции. Хочу предоставить Вам слово.
В.Путин: Уважаемый Герман Оскарович! Дорогие друзья!
Рад приветствовать участников международной конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта», всех, кто присутствует в этом зале или смотрит нашу встречу онлайн, – учёных, инженеров, программистов, студентов, школьников из России и более чем 150 стран мира. Аудитория огромная, колоссальная.
Прежде чем начну своё выступление, хотел бы поблагодарить за совместную работу «Сбер», Альянс в сфере искусственного интеллекта, Российскую академию наук, коллективы отраслевых министерств, глав регионов и, конечно, представителей научного и делового сообщества.
Во многом здесь, на этой площадке мы вместе формулировали системную программу в сфере искусственного интеллекта, и наши общие усилия уже приносят определённые результаты. Так, за последние годы отрасли экономики и социальной сферы России в полтора раза расширили использование решений в области искусственного интеллекта.
Приведу конкретный пример, что называется, из реальной жизни, из реального сектора – сферы ТЭК. Компания «Газпром нефть», применяя технологии искусственного интеллекта, сумела значительно сократить затраты на обустройство скважин, решает сложные задачи безопасной логистики по Северному морскому пути и ряд других задач.
Растут инвестиции в высокотехнологичный бизнес в области искусственного интеллекта в целом. И здесь Российский фонд прямых инвестиций активно привлекает соинвесторов, вкладывает собственные средства в отечественные компании-разработчики, помогает им развивать глобальную кооперацию, выходить на внешние рынки, в том числе, а сегодня в особенности, на рынки Азии и Ближнего Востока.
Но интегральное измерение усилий – это не только бизнес-показатели, но и растущее доверие людей к новой сквозной, универсальной и по сути революционной технологии. Сейчас только мы с Германом Оскаровичем говорили: конечно, с внедрением искусственного интеллекта в науку, в образование, в здравоохранение – да во все сферы нашей жизни, человечество начинает новую главу своего существования. Это, на мой взгляд, совершенно очевидная вещь. И слава богу, граждане видят, как искусственный интеллект делает более простыми и удобными многие повседневные процессы, улучшает качество управления, механизмы предоставления государственных услуг, всё шире применяется в организациях, на предприятиях, в работе регионов.
Хотел бы на нашей площадке искренне поздравить лауреатов премии «Лидеры искусственного интеллекта». А это и молодые учёные, и целые регионы, как я уже говорил, которые предлагают прорывные решения в сфере искусственного интеллекта, задают амбициозные ориентиры для движения вперёд. Не могу удержаться, просто назову имена лауреатов. Я знаю, в средствах массовой информации уже это было, тем не менее: Александр Коротин, Александр Безносиков, Валентин Хрульков. А среди регионов это Татарстан, Башкортостан, Липецкая область, Сахалинская область и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.
Мало пока регионов, которые так энергично вкладываются в развитие использования всех возможностей искусственного интеллекта. Надеюсь, что мы будем более активно работать по этому направлению. Когда я говорю «мы», имею в виду не только Правительство, но и регионы и отрасли производства, отдельные предприятия.
Уважаемые коллеги!
Сейчас хотел бы рассказать о том, как Правительство намерено вести дальнейшую работу, в целом руководство страны, Правительство, Администрация, как мы намерены развивать отечественную науку, настраивать законодательство, расширять международное сотрудничество, и прежде всего применительно к той практической теме, которая является главной, основной на нынешней конференции.
Знаю, что вы обсуждаете сложный, но очень перспективный вопрос – будущее так называемых больших языковых моделей, дальнейшее развитие генеративного искусственного интеллекта. Сейчас только молодые учёные, практики, которые работают на площадке «Сбера», рассказывали об этом. Для неспециалистов, к которым, кстати говоря, отношу и самого себя, но, поскольку вынужден был погружаться в отдельные направления деятельности в сфере искусственного интеллекта, могу только добавить, что это такие системы, которые позволяют создавать образы и тексты. Сейчас только, ещё раз скажу об этом, коллеги об этом подробно рассказали на примерах.
Такие направления обозначились буквально несколько лет назад. Но всего за год, прошедший с нашей прошлой встречи, стали доминировать и раскрываться. Эксперты называют происходящие процессы революцией, технологическим сдвигом, кардинальным прорывом в развитии искусственного интеллекта. Я уже сказал, что это вообще новая страница в развитии человечества.
Сегодня мы имеем дело с разработками, которые обладают колоссальными вычислительными способностями, более совершенной программной архитектурой, обучены на всей информации, на знаниях, доступных на текущий момент в глобальной и во всей глобальной сети Интернет.
Широкое использование таких технологий уже стало повседневной реальностью. И прямо скажем, не всё пока получается идеально, но модели постоянно совершенствуются, выполняют как прикладные, так и творческие задачи. Генеративный искусственный интеллект – сейчас только рассказывали – пишет программный код, формирует чертежи деталей и постепенно начинает использоваться в проектировании сооружений и зданий, сокращает время для поиска наилучших молекул для создания лекарственных средств, создаёт фильмы, музыку и стихи. И это, подчеркну, лишь отдельные сферы, где машина по своим способностям сравнялась, а где-то уже и превосходит возможности человека.
По сути, алгоритмы, модели генеративного искусственного интеллекта уже не примитивные исполнители наших команд. Технологии нового поколения фактически становятся напарниками, партнёрами людей в самых разных областях, в самых разных сферах. Для бизнеса, государств сегодня это важнейший, ключевой ресурс, чтобы стать суперэффективными, а нам это не помешает.
Так, используя генеративный искусственный интеллект, компании, предприятия могут создавать продукты, услуги с особенными, уникальными характеристиками по запросу конкретного потребителя. Безусловно, такие прорывные решения открывают путь к созданию целого спектра новых бизнес-моделей, на основе платформенных решений помогают снижать потери, внедрять принципы бережливого производства, значимо увеличивать производительность труда.
Что касается сферы государственного управления, то здесь технологии генеративного искусственного интеллекта позволяют в полной мере перейти к управлению, на основе данных автоматизировать ещё больше административных процедур. Максимально, просто в разы, ускорить процессы принятия решений, причём выверенных решений, основанных на больших данных, а значит, кардинально улучшить, изменить облик многих сфер, которые напрямую касаются каждого гражданина. А это прежде всего городская среда, общественный транспорт, системы государственных услуг, экология, образование и здравоохранение.
Обязательно коснусь ещё социальных аспектов внедрения прорывных решений, но сразу хотел бы отметить: искусственный интеллект не заменит медицинского работника или учителя, однако он может служить их верным, эффективным помощником, предоставить педагогу больше времени для воспитания детей, помогать врачу предотвращать, выявлять на ранней стадии болезни, использоваться для дистанционного мониторинга здоровья людей.
Подчеркну, для гражданина повседневное внедрение передового поколения искусственного интеллекта – это современная человекоцентричная социальная сфера, это новое качество жизни и новые возможности для профессиональной деятельности. По сути, человек может делегировать машине многие рутинные функции в быту, на производстве, в управлении и даже в сфере креативных индустрий. И, напротив, взять на себя самые сложные задачи. Это значит, что на смену низкоквалифицированным должны прийти современные рабочие места, требующие серьёзных знаний, умений, компетенций, а значит, и более высокого уровня оплаты труда специалистов.
В этом смысле, хочу это особо подчеркнуть, автоматизация, повсеместное внедрение технологий искусственного интеллекта – это не только ресурс для укрепления нашего научного, образовательного, технологического, производственного потенциала. Это и одно из важнейших условий опережающего роста доходов граждан, формирования в России экономики высоких заработных плат, повышения качества жизни людей как главной цели нашего развития.
Сейчас, в первой части нашего мероприятия, коллеги рассказывали о том, что и как происходит в сфере искусственного интеллекта, и предложили задать вопрос, мы немножко замялись с Германом Оскаровичем, задать вопрос машине. Самый простой вопрос применительно к сегодняшней повестке: как сделать нашу страну эффективнее, а всех людей счастливыми? Вот это вопрос к искусственному интеллекту.
Это широкий вопрос, но для того, чтобы всего этого добиться, в самое ближайшее время как один из первых шагов будет подписан указ Президента и утверждена новая редакция Национальной стратегии развития искусственного интеллекта. С учётом стремительного роста технологий в этот документ будет внесён ряд существенных изменений, конкретизированы цели и задачи. Прежде всего речь о расширении фундаментальных и прикладных исследований в области генеративного искусственного интеллекта и больших языковых моделей.
Назову здесь ряд конкретных решений и предложений.
Первое. Прошу Правительство, Альянс, Российскую академию наук предложить механизм, который обеспечит доступ отечественных учёных к существующим и создаваемым в России суперкомпьютерам. Особые льготы для пользования вычислительной инфраструктурой должны получить аспиранты, студенты, школьники, которые уже занимаются научной и практической деятельностью в области искусственного интеллекта.
Второе. Обращаю внимание Правительства и компаний Альянса: действующие мощности российских суперкомпьютеров следует, конечно же, нарастить не менее чем на порядок. Это критически необходимо для дальнейшего развития генеративного искусственного интеллекта.
Третье. Нужно существенно расширить подготовку кадров, сильнейших учёных-разработчиков. Такую задачу необходимо ставить перед лидером первого рейтинга вузов по качеству подготовки специалистов в сфере искусственного интеллекта – это Высшая школа экономики, МФТИ, ИТМО, Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты, а также Сколтех.
Предлагаю вузам с высоким рейтингом Альянса уже к 1 сентября 2024 года расширить свои программы магистратуры и аспирантуры на подготовку кадров именно в области разработки технологий искусственного интеллекта, а также дополнительно за счёт федерального бюджета увеличить приём студентов на базовые программы в области искусственного интеллекта.
Четвёртое. Мы готовы подумать о том, чтобы изменить структуру финансирования науки и направить дополнительные средства на исследования и разработки в сфере применения генеративного искусственного интеллекта и больших языковых моделей. При условии, если наши ведущие компании возьмут на себя обязательство софинансировать такие работы, обеспечить тестирование соответствующих технологий. И главное – на основе полученных результатов создать прорывные продукты, конкурентоспособные по сравнению с ведущими мировыми образцами.
Отмечу, что Россия сейчас входит в число тех немногих, кстати, говоря, стран, у которых есть свои собственные технологии генеративного искусственного интеллекта и большие языковые модели. Это разработки «Сбера», сейчас только тоже говорили об этом, – GigaChat и Kandinsky, а также «Яндекс» – это YandexGPT и «Шедеврум».
Нужно укреплять это наше конкурентное преимущество, создавать на основе таких технологий новые рынки, целое созвездие продуктов и услуг. И прежде всего речь о том, чтобы воспользоваться самыми передовыми технологиями, повысить свою эффективность могли бы врачи, учителя, строители, я уже говорил об этом, агрономы, работники промышленности, транспорта, государственного управления и многих других сфер.
В этой связи предлагаю подумать о разработке на основе генеративного искусственного интеллекта больших отраслевых моделей, предложить механизмы их практического внедрения, чтобы существенно повысить производительность труда, а значит, и заработные платы в ключевых областях отечественной экономики.
Чтобы ускорить этот процесс, прошу Правительство совместно с Альянсом сформировать специальную образовательную программу по теории, практике разработки и применения искусственного интеллекта с особым акцентом на большие языковые и генеративные модели. Слушателями такой программы должны стать руководители крупнейших компаний, федеральных и региональных органов власти, вузов и системы среднего профессионального образования. Надо внедрять эти инструменты самым широким образом, причём обучение должно начаться уже в первом квартале 2024 года.
Одновременно в рамках подготовки пятилетнего прогноза потребностей в кадрах с участием бизнеса, разумеется, прошу максимально внимательно проанализировать, где, в каких отраслях уже в краткосрочной перспективе изменятся требования к существующим специальностям и потребуются новые профессии, навыки, новые компетенции. На основе этого перед системой образования должны быть поставлены конкретные задачи по изменению программы профориентации и подготовки специалистов.
Жизнь кардинальным образом меняется, и мы должны быть впереди этих изменений, и, безусловно, нужно настраивать всю систему поддержки развития, внедрения больших языковых моделей и решений в области генеративного искусственного интеллекта, создавать инфраструктуру для их широкого использования. Я прошу отразить все эти вопросы в готовящемся сейчас национальном проекте по формированию экономики данных.
Уважаемые друзья, новое поколение искусственного интеллекта – это выдающееся достижение человеческого разума. Но вместе с тем мы всё ещё задумываемся, не то чтобы всё ещё, а мы и должны задумываться о том, как будет ощущать себя человек среди машин – машин в широком смысле этого слова. Где границы развития искусственного интеллекта? Подобные этические, нравственные, социальные вопросы вызывают серьёзные споры в нашей стране да и во всём мире. Звучат даже предложения поставить на паузу дальнейшую работу в области генеративного и тем более так называемого сильного искусственного интеллекта, который, по прогнозам, будет обладать сверхмощными когнитивными способностями. Как сейчас коллеги говорили уже: запахи ощущают, чувство сопричастности к чему-то – такие чувства, которые только человеку присущи вроде бы, уже там начинают появляться.
Но тем не менее я убеждён, что будущее не за запретами развития технологий, это просто невозможно. Запретить невозможно, всё равно будет развиваться. Если мы что-то запретим, будет развиваться в другом месте, а мы отстанем только, вот и всё. И так рассуждают все, у кого есть возможности развивать искусственный интеллект.
Но, конечно, нужно следить за тем, чтобы обеспечить безопасность, разумность создания применения таких технологий. И опорой здесь должна служить в том числе и прежде всего традиционная культура. Она самый естественный этический регулятор технологического прогресса, как и идеалы добра, уважения к человеку, о которых писали Толстой, Достоевский, Чехов, такие выдающиеся писатели-фантасты, как Беляев и Ефремов. Кстати говоря, можно и искусственному интеллекту ставить задачи в этой области, как искусственный интеллект должен ограничивать свою сферу деятельности, чтобы не выходить за какие-то рамки, которые будут наносить ущерб человеку.
Произведения наших выдающихся писателей для многих поколений учёных были тем нравственным ориентиром, который позволял нашей стране добиваться научных триумфов, использовать эти достижения на благо людей. Речь в том числе о мирном атоме, где наша страна до сих пор является бесспорным и очевидным лидером.
Что хочу особо отметить? В эпоху технологической революции именно культурное, духовное наследие является ключевым фактором сохранения национальной идентичности, а значит, и многообразия нашего мира, устойчивости международных отношений.
Но с какими фактами мы уже сталкиваемся? Сейчас на практике это происходит. Вам, думаю, хорошо известно, что некоторые, так скажем, западные поисковые системы, как и генеративные модели, работают зачастую весьма избирательно, ангажированно, не учитывают, а порой просто игнорируют и отменяют российскую, скажем, культуру. Проще говоря, перед машиной ставят какую-то творческую задачу, и она решает её, используя только англоязычный массив данных, тот, который удобен, выгоден разработчикам системы. Таким образом, алгоритм, например, может указать машине, что России, нашей культуры, науки, музыки, литературы просто не существует. Своего рода «отмена» в цифровом пространстве. А потом так же могут поступить и с другими культурами и другими цивилизациями, выпячивая себя, подчёркивая и в этом пространстве свою исключительность. Вот такой ксенофоб может получиться из искусственного интеллекта, созданного по некоторым западным стандартам и лекалам.
Повторю, многие современные системы, обученные на западных данных, предназначены для западного рынка, в полном смысле слова отражают вот ту часть западной этики, те нормы поведения, государственную политику, против которой мы и возражаем. Конечно, монопольное доминирование подобных чужих разработок в России неприемлемо, опасно и недопустимо. Наши, отечественные модели искусственного интеллекта должны отражать всё богатство и многообразие мировой культуры, наследие, знание, мудрость всех цивилизаций. От этого мы с вами станем только богаче и более конкурентоспособными. И конечно, наши традиционные ценности, богатство и красота русского языка и языков других народов России должны лежать в основе наших разработок.
Нужно обязательно использовать российские решения в сфере создания надёжных, прозрачных и безопасных для человека систем искусственного интеллекта, а также подключать к общей работе специалистов гуманитарных дисциплин. Отмечу в этой связи совместный проект институтов Российской академии наук, «Яндекса», создавших колоссальную по объёму коллекцию текстов – Национальный корпус русского языка.
Считаю также необходимым, чтобы органы власти всех уровней, библиотеки и архивы помогали созданию наборов данных для машинного обучения, предоставляя их оперативно и безвозмездно. Я очень прошу коллег из Правительства продумать соответствующий механизм этой работы.
Уважаемые друзья!
Мы будем и дальше стремиться к тому, чтобы Россия стала одной из самых комфортных юрисдикций в мире для развития искусственного интеллекта, для смелого поиска здесь необходимых всем решений. При этом, естественно, должны быть сведены к минимуму любые угрозы для граждан для сохранения персональных данных. Мы постоянно об этом говорим.
Поэтому по моему поручению Правительство подготовило изменения в закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций. Установить такой механизм теперь будет гораздо проще, во всяком случае, я надеюсь на то, что будет гораздо проще и практически вдвое быстрее. Снимаются многие излишние бюрократические требования. Но одновременно устанавливается ответственность за причинение вреда здоровью, жизни или имуществу в результате тестирования использования прорывных технологий.
Считаю такой подход абсолютно сбалансированным и прошу Правительство в короткие сроки внести подготовленный пакет поправок в Государственную Думу, а депутатов прошу принять этот документ максимально оперативно, чтобы решения вступили в силу уже в следующем, 2024 году.
Вместе с тем наряду с законодательными решениями огромное значение имеет добровольное согласие участников рынка вокруг ключевых правил игры при создании прорывных технологий. Когда мы говорили о необходимости создания Альянса на прошлых наших встречах, оказалось, что это очень правильно, востребованно, и коллеги эффективно в этом смысле работают. Я бы хотел отметить здесь особую роль Национального кодекса этики в сфере искусственного интеллекта. Его подписали как отечественные компании и организации, так и участники из 16 стран мира. Думаю, будет правильно дополнить этот документ декларацией об ответственной разработке больших языковых и генеративных моделей.
Российский опыт можно использовать и при формировании международных этических стандартов в области искусственного интеллекта, добиваться именно взвешенного и обоснованного регулирования, которое будет использоваться в интересах всех, а не отдельных стран. Предлагаю детально обсудить данные вопросы в рамках российского председательства в БРИКС в следующем году. Мы как организаторы этой работы в рамках упомянутой организации, конечно, можем это сделать. Уверен, коллеги нас поддержат, обязательно нужно вернуться к этой теме на будущей конференции «Сбера». Сделать её полноформатной площадкой для регулярного обсуждения международной повестки в сфере искусственного интеллекта, обсуждать этические аспекты его применения и на специальном международном форуме, который теперь на регулярной основе будет проводиться в нашей стране.
Россия готова, хочу ещё раз это подчеркнуть, делиться своим опытом. Я знаю, что «Сбер», наши научные организации, вузы активно развивают взаимодействие с другими странами. Так, система диагностики, например, тайфунов, а она создана совместно с Российской академией наук в Дальневосточном федеральном университете, уже переведена на несколько языков мира.
Добавлю также, что в наших планах создать хранилище кода отечественной платформы и сервисы, которые нужны для взаимодействия отечественных и зарубежных программистов.
Предлагаю подумать и о доступе наших партнёров из дружественных стран к российским большим языковым и генеративным моделям. Глубоко убеждён, технологический мир будущего должен быть многополярным, мы должны строить его вместе на основе доверия и взаимовыгодного сотрудничества. Мы так и намерены поступать.
Дорогие друзья!
Не раз в ходе выступления сейчас говорил об огромном потенциале нового поколения технологий. И смысл всей нашей работы, главное измерение технологического прогресса как раз и состоит в том, чтобы эти решения служили людям.
Спасибо большое за внимание.
Герман Оскарович обещал, что участники нашей встречи поподробнее расскажут о своих разработках. А если есть какие-то проблемы в организации этой работы, я с удовольствием выслушаю. Здесь коллеги из Правительства присутствуют, я вижу, министры Правительства Российской Федерации, мы с удовольствием отреагируем на ваши запросы.
Благодарю вас.
Г.Греф: Спасибо большое, Владимир Владимирович.
Я хочу сказать, что Вы в выступлении сказали о том, что нужно в том числе использовать искусственный интеллект для того, чтобы ограничивать искусственный интеллект. Вы абсолютно правы, потому что последняя тенденция связана с тем, что у более новых, более современных и продвинутых моделей вырабатывают такую функцию, которая позволяет ставить такие задачи и решать их.
В частности, одна из больших задач – это проблема доверенного искусственного интеллекта, то, о чём Вы сказали, когда каких-то датасетов у неё нет или вдруг какие-то данные, которые переданы, носят какую-то неполноту или изъятия. В этом случае более современная модель указывает на эти изъяны и рассказывает, как её нужно решить.
Такая же история касается объяснения, раскрытия «чёрного ящика» искусственного интеллекта – как искусственный интеллект принял те или иные решения. Пока человек не может докопаться до всего механизма, который действует внутри этого «чёрного ящика», но для этого используют более поздние модели, для того чтобы попытаться объяснить, какие принципы принятия решений лежат в основе тех или иных умозаключений.
В.Путин: Знаете, это в голову мне пришло прямо в ходе выступления. Но сейчас ещё одна мысль, она очевидная, ничего здесь сложного нет. Человечество же выработало определённые правила, связанные с использованием ядерных технологий, в том числе в военной области, нераспространения, придумало правила нераспространения носителей самих ядерных технологий. Человечество смогло выработать это, значит, и в сфере искусственного интеллекта мы вполне можем выйти на приемлемые для всех, нужные для всех общие решения.
Г.Греф: Вы абсолютно правы. Мне кажется, что это в интересах всех людей, всего человечества очень ответственно подойти к этому процессу разработки, с тем чтобы этот процесс был полностью контролируемым со стороны людей.
В.Путин: Знаете, когда это станет возможным? Когда все почувствуют угрозу. Это не шутка. Когда почувствуют угрозу в бесконтрольном распространении, в бесконтрольной работе в этой сфере, тогда сразу возникнет желание договариваться. Конечно, если мы сможем договориться без понимания того, что может быть использовано в отношении других стран, было бы лучше всего. Если бы просто осознание общих угроз привело к желанию договариваться.
Г.Греф: Владимир Владимирович, разрешите тогда нам перейти дальше.
Единственное, что я хотел сказать, что здесь все стены, в этом зале, оформлены тоже по заказу художников в сотрудничестве с нейросетью «Кандинский». Она таким образом оформила наш сегодняшний зал.
Действительно, то, о чём Вы сказали, абсолютно верно, всё происходит с такими скоростями, что мы всё время ошибаемся в наших прогнозах. Мы считаем, что какие-то процессы займут значительно больше времени, но технологии развиваются всё быстрее и быстрее. Мы видим, что в ближайшие пять лет всё очень сильно изменится. Человечество и каждый человек получит в своё распоряжение персонального помощника, который по своим способностям превысит все технологии, которые существовали до сих пор. Наша задача, конечно же, вооружить человека необходимыми знаниями и умениями, с тем чтобы извлечь максимум полезности для себя и поставить эту невиданную технологию в истории человечества на службу самому человечеству.
Конечно же, искусственный интеллект, как Вы и сказали, Владимир Владимирович, позволяет нам быть эффективнее и сильнее. Он даёт человеку супервозможности. Он будет помощником человеку как в офисной работе, так и на тяжёлых производствах. Он вооружит как врачей, учителей, работников сферы управления, так и людей в повседневной жизни. Он избавит от рутинной работы и подскажет очень сложные процессы, как правильно вести себя в той или иной ситуации, скажем, как правильно ухаживать за своим здоровьем.
Сегодня всеми специалистами называются три сферы, в которых искусственный интеллект даст самые большие прорывы. Это в первую очередь здравоохранение и здоровье человека, второе – это образование, и третье – это построение принципиально новых систем управления. Мы сегодня хотим с нашими спикерами как раз коснуться этих трёх сфер: образование, здравоохранение и внедрение искусственного интеллекта в управление и в госуправление, в частности.
Во-первых, давайте посмотрим, как искусственный интеллект изменит медицину. Очевидно, что мы будем иметь в самые ближайшие годы двух помощников. Первый помощник – помощник человека, который в режиме реального времени сможет мониторить его здоровье и подсказывать ему, как вовремя пройти осмотр, обратиться к врачу или как правильно следить за своим здоровьем и соблюдать режим сна и так далее. Такой же помощник появится у врача, который также поможет ему уйти от рутины. Сегодня мы специально совместно с Минздравом, работая над стратегией, замеряли, какое количество времени тратит врач и медицинский персонал на эту бумажную рутину. Выходит, что от 40 до 50 процентов времени, и, конечно же, это время мы должны высвободить и дать возможность врачу посвятить всё время мыслительной деятельности и всё время посвятить своему пациенту.
Прежде чем переходить к следующему спикеру, я хотел бы показать короткий ролик, который мы буквально за несколько дней сняли на основе случая, который произошёл в реальной жизни несколько недель назад в одном из небольших сибирских городков. Эта история – хорошее свидетельство того, как неравнодушие людей, профессионализм врачей и плюс искусственный интеллект помогают спасти жизни людей.
Включите, пожалуйста, ролик.
(Демонстрируется видеоролик.)
На тему медицины я хотел бы попросить выступить Андрея Тяжельникова, доктора медицинских наук, главного врача поликлиники № 220 города Москвы. Пожалуйста.
А.Тяжельников: Добрый день, уважаемый Владимир Владимирович!
Герман Оскарович! Уважаемые участники конференции!
Действительно, медицина – та сфера, где можно ожидать наибольших результатов, применяя искусственный интеллект. Но для того, чтобы это было возможно, есть вещь, которая абсолютно точно необходима. Что же необходимо? Это данные. А откуда мы возьмём данные? Должна быть соответствующая инфраструктура.
Такая инфраструктура сегодня есть. Это Московская платформа цифрового здравоохранения. Это цифровые поликлиники, цифровые госпитали, это огромный объём электронных медицинских карт. Этот объём информации уже сегодня анализируется частично с помощью технологий искусственного интеллекта, и мы сегодня понимаем, что искусственный интеллект для нас – это не будущее, это реальность.
При этом можно выделить несколько уровней зрелости искусственного интеллекта в здравоохранении. Первый – это то, что уже произошло, второй – это уровень, что происходит и внедряется, и третий – это то, что будет происходить.
Первый уровень, безусловно, – это компьютерное зрение. Это всё, что связано с диагностикой, это те вещи, которые внедрены в медицинскую радиологию. Технология позволяет увидеть вещи, которые человеческий глаз иногда просто не может различить. Эти технологии начались и активно простимулировались во времена пандемии, а сейчас мы получили кратное развитие. Допустим, данные после маммографического исследования мы можем передать пациенту уже через пять минут после его проведения.
При этом возникает вопрос: только ли в Москве это происходит? Конечно нет. Благодаря Министерству здравоохранения это транслируется в регионы, уже в 80 регионах технологии искусственного интеллекта используются. Ежедневно в стране формируется более 5 миллионов электронных медицинских документов, и это как раз те данные, которые можно использовать для дальнейшего обучения, для дальнейшего научного изучения. И это очень важно.
Кроме этого, конечно же, это было бы невозможно без готовой и цифровой инфраструктуры здравоохранения регионов. И здесь надо сказать, что точно нам необходимо продолжать развивать эти процессы. Сейчас внедряются, кроме этого, формы оплаты медицинской помощи в ОМС после проведения исследований, допустим маммографических, при использовании технологии искусственного интеллекта.
Второй уровень – это, конечно, системы поддержки принятия врачебных решений. Это то, что внедряется сейчас, это то, что исследуется, изучается, это поддержка врача при постановке предварительного диагноза. В Москве таким образом поставлено уже более 12 миллионов диагнозов.
Сейчас исследуется и внедряется технология, когда поддерживаются решения при постановке окончательного диагноза. Сегодня система позволяет работать с 95 диагнозами, а в ближайшее время их будет более 350, причём это не просто цифры, это реальные вещи, жизненные вещи.
Ну, простой пример. В нашу поликлинику обратилась пациентка 36 лет с жалобами на боли за грудиной и перебои в работе сердца. Врач, обследуя её, действительно выявил нарушения ритма, но искусственный интеллект помог, проанализировав все данные, поставить диагноз «гипотиреоз», и таким образом сократилось время постановки диагноза. Мы действительно провели исследование, подтвердили этот диагноз, назначили лечение. И это конкретная ситуация, когда искусственный интеллект помог в лечении пациента и, по сути, спас жизнь человека.
Ну и, конечно, третье, то, что сейчас происходит, третий уровень, про то, что Вы уже сказали, Герман Оскарович, – это цифровые помощники. И я как врач хочу подтвердить, что это абсолютно необходимо. Это цифровые помощники врача, это избавление от рутинных функций. Кроме этого, если будут анализироваться не только медицинские данные, но и образ жизни человека, социальные факторы, то можно формировать большую профилактическую стратегию и предотвращать развитие серьёзных заболеваний: инфаркт, инсульт и других.
Ну а для пациента это, конечно же, помощник такой же привычный, как банковское приложение, когда помогает тебе система, подсказывает, на основе медицинских данных показывает правильную цифровую траекторию, на основе всех остальных данных подсказывает тебе правила образа жизни, питания, диеты, режим сна и бодрствования. И это действительно очень-очень важно.
С уверенностью можно говорить, что эти технологии необходимо развивать, вкладывать силы, средства в науку, связанную с искусственным интеллектом.
У меня есть мечта, чтобы каждый человек в нашей стране получил доступ к самым передовым медицинским технологиям, и конечно, был здоров, чего я и вам желаю.
В.Путин: Спасибо.
Г.Греф: Спасибо большое Вам, Андрей.
Действительно, мы много обсуждаем эту тему и с Правительством. Вы знаете, Владимир Владимирович, что нас драйвит, особенно в области здравоохранения, – переход от пациентоцентричной модели к человекоцентричной. И только искусственный интеллект может дать возможность этого перехода.
В чём суть этого перехода? В пациентоцентричной модели система здравоохранения старается быстро и качественно оказать услугу пациенту, человеку, который уже заболел. А в человекоцентричной модели главным показателем эффективности является то, как сделать так, чтобы человек не стал пациентом больницы, чтобы он сохранил своё здоровье. Здесь открывается действительно совершенно новый океан возможностей, но это можно сделать только с помощью искусственного интеллекта.
Конечно, вся команда, и правительственная, и Москвы, и регионов, очень сильно горит этой идеей. Если бы это можно было сделать, это реально бы продлило жизнь людей, повысило качество их жизни.
Позвольте перейти ко второй теме. Качественное образование – стратегическая основа любого государства. Как мы видим на международных примерах, сегодня всё больше и больше общие системы образования начинают активно применять системы искусственного интеллекта.
Позволю себе одно только отступление: Китай стал первой страной в этом году, которая с 1 сентября ввела в качестве обязательного предмета с 1-го по 10-й класс предмет изучения искусственного интеллекта. Они издали целую серию учебников, которые мы перевели на русский язык, сейчас изучаем. Конечно, думаю, что это хороший пример того, как нужно готовить новое поколение.
Я хотел бы передать слово нашему новому спикеру Наталье Трояновской, это наш гость из Нижнего Новгорода. Наталья является заместителем директора школы № 186 Нижнего Новгорода, и она продолжает быть учителем математики.
Наталья, прошу Вас.
Н.Трояновская: Добрый день, Владимир Владимирович! Герман Оскарович! Добрый день, уважаемые участники конференции!
Я заместитель директора и учитель математики нижегородской Авторской академической школы. Мы обычная общеобразовательная школа, которая реализует федеральные образовательные программы. Мне самой иногда бывает трудно поверить, но я работаю в образовании уже более 20 лет. В нашей школе мы стараемся сделать так, чтобы каждый ученик нашел своё призвание и раскрыл свой талант. Но уделить достаточное внимание всем ученикам иногда бывает очень непросто.
Пожалуйста, поднимите руки те, у кого двое и более детей.
А теперь те, кто считает, что у них одинаковые интересы, увлечения, мышление.
Я с вами солидарна. Как мама троих сыновей я могу сказать, что каждый ребёнок уникален.
В течение всей своей профессиональной деятельности меня всегда волновал вопрос: как обучать класс, в котором 30 и более учеников, где одни успешнее и им нужно двигаться вперёд, а другим нужна значительная практика, чтобы не отставать? Как учесть интересы каждого ребёнка? А что если одному лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, а другому обязательно нужно сделать что-то самому. Или другая ситуация: один не может усидеть на месте, а другой предпочитает, чтобы его пока не спрашивали на уроке.
Проблема персонализации образования привлекает педагогов всего мира, мы мечтаем об этом. Уже сейчас с помощью цифровой образовательной платформы мы можем отслеживать учебную активность учеников и определять задания, вызывающие наибольшую трудность или даже ступор, и учитывать это всё при проектировании урока. Раньше подготовка к уроку у меня занимала целый час. Мне нужно было проанализировать работы, определить перечень трудностей, составить систему упражнений, план урока. Сейчас с помощью данных, анализируемых искусственным интеллектом, я делаю это значительно быстрее.
Вторая проблема – это мотивация. Я вижу, что сами дети изменились, они другие. Мои ученики каждый раз удивляются, почему время урока математики заканчивается так быстро, они даже хотели писать письмо министру о продлении урока. Сила мотивации? Я думаю, что да. Мы уверены, что с помощью искусственного интеллекта мы сможем не только эффективнее обучать, но ещё и формировать мотивацию. Как? На практике мы, учителя, уже сейчас используем следующие решения, приведу три разных примера.
На уроках математики адаптивная модель, которую мы апробировали, помогла нам понять проблему нестабильных результатов при решении задач с прямоугольным параллелепипедом. Диагностика показала, что в целом у учащихся сформированы наглядные представления, однако есть сложности с переводом единиц измерения. Конечно, всё это влияет на результаты. При этом мы заметили, что в целом учащиеся умеют применять свойства объёма, хотя и допускают вычислительные ошибки.
Или другой пример. Анализ нейросетью текстов позволяет моим коллегам уже сейчас на уроках литературы изучать искусственный интеллект и обсуждать выводы, которые он делает: глубокие, а порой ошибочные. Очень интересно сравнивать выводы искусственного интеллекта с классическими критиками и строить своего рода нейросеть. Конечно, это мотивирует учащихся построить план обучения нейросети.
Или на уроках информатики наш десятиклассник Владислав сейчас создал свою нейросеть, которая преобразует аудиозапись урока в краткий конспект.
И ещё одна проблема, третья, которую мы видим. Это нагрузка учителя и учащихся. Нагрузка учителя составляет более 46 часов, при этом преподавание – это половина. А если взять молодых педагогов, за которыми я наблюдаю в течение этого года, то их нагрузка вырастает ещё на треть. Посмотрим на нагрузку учащихся.
Когда я училась в 10-м классе, у меня было 10 предметов, сейчас у моего сына их 16. При этом обязательной является внеурочная деятельность, которая составляет до 10 часов в неделю. То есть общая нагрузка учащихся выросла кратно.
При этом ещё нужно развивать навыки XXI века, например мягкие и цифровые. Приведу пример, как мы это делаем. Учащимся предлагается сгенерировать изображение по теме урока. При работе в паре с одноклассником у них формируется навык работы в команде. А обсуждение возможных вариаций этого изображения способствует развитию креативного мышления. Как сделать так, чтобы нагрузка была оптимальной, а содержание соответствовало вызовам времени? Сразу представляется ситуация. Учитель один в классе. Ему нужно помочь построить траекторию, определить задание нового содержания. Очевидно, что уделить за 40 минут внимание всем ученикам просто невозможно. Нужны ассистенты – цифровые помощники, и здесь нам поможет искусственный интеллект.
Ещё одна проблема, последняя на сегодня. Один мой знакомый работает в поселковой школе и совмещает преподавание разных предметов: ОБЖ, физкультура, технология. Или другой пример. В регионе есть малокомплектные школы, где учащиеся разных возрастов обучаются у одного учителя. Очевидна проблема доступности качественного образования. Платформенное решение, на наш взгляд, помогло бы обеспечить качественное образование учащимся независимо от территориальности.
Безусловно, искусственный интеллект поможет в будущем не только решать рутинные задачи, но и создавать контент, который будет учитывать межпредметные связи и иметь прикладную направленность. Персонализация, мягкие навыки, опыт по использованию искусственного интеллекта станут неотъемлемой частью жизни учителя и ученика.
У меня тоже есть мечта. Я мечтаю, чтобы образование было персонализированным, чтобы ученики учились с удовольствием, учителя с удовольствием работали и чтобы каждый ученик нашей страны смог получить доступное образование независимо от того, где он живёт и учится. Это будет способствовать прорыву в образовании и отразится на развитии всей страны.
В.Путин: Губернатор помогает Вам? Как?
Н.Трояновская: Помогает, конечно.
В.Путин: То, что Вы рассказываете, то, что Вы делаете, ясно, что помощь есть. Но чего бы ещё хотелось?
Н.Трояновская: Нас очень хорошо поддерживает Глеб Сергеевич. Мы надеемся, что это продолжится. Все наши начинания по апробации перспективных проектов будут продолжены.
В.Путин: В практическом плане как это организовано? Как до Вас доходят те возможности, о которых Вы сейчас сказали?
Н.Трояновская: Он очень интересуется инновационными проектами, старается поддерживать учителей.
В.Путин: Понятно. Но кто непосредственно внедряет вот это всё, о чём Вы сейчас рассказывали?
Н.Трояновская: Из школ?
В.Путин: Да-да. Кто это делает?
Г.Греф: Мы сейчас дадим слово разработчику.
Н.Трояновская: В Нижегородской области с 2019 года активно этими вопросами занимается наша школа и школа № 27 города Дзержинска.
В.Путин: Понятно. Спасибо большое, очень интересно. Успехов Вам.
А кто разработчик?
Г.Греф: Владимир Владимирович, как раз у нас следующий выступающий – это разработчик. Владимир Владимирович, на самом деле за последний год сделаны огромные шаги вперёд. С Министерством образования и науки очень много сделано с точки зрения вовлечения вузов и совместной работы по разработке новых моделей и новых алгоритмов для искусственного интеллекта, а с Министерством просвещения много делаем с точки зрения разработки платформы для школ.
Я хочу предоставить слово разработчику такой платформы. Это Кожемякин Владислав. Он является руководителем платформы Сберкласс, на которой как раз работает Наталья. Собственно говоря, в последние годы ребята сделали хороший прогресс во внедрении в том числе искусственного интеллекта в неё.
В.Кожемякин: Владимир Владимирович! Герман Оскарович! Здравствуйте!
Меня зовут Владислав Кожемякин. Как сказал Герман Оскарович, я отвечаю за цифровую образовательную платформу Сберкласс.
Пример Натальи очень откликается мне, потому что из общения с учениками, учителями мы знаем, что есть очень высокий запрос на индивидуальный подход, на помощь учителям с рутиной.
Если посмотреть глазами ученика, то, когда в классе, например, один учитель и 30 детей, очень сложно уделить достаточное внимание каждому. Здесь как раз приходят на помощь технологии искусственного интеллекта, которые анализируют данные о навыках, интересах, предрасположенностях детей и создают такой образовательный опыт, который повышает эффективность и интерес учеников. Так, по данным многих исследований, искусственный интеллект с персонализацией позволяет повышать эффективность от обучения в среднем на 30 процентов, повышая вместе с этим вовлечённость учеников и снижая их стресс, тревогу.
Если посмотреть глазами учителей, то мы знаем, что сейчас, в современное время, учителя очень перегружены большим количеством активностей, рутины. Искусственный интеллект помогает и здесь, потому что может помочь с автоматизацией проверки домашних работ, подготовки контрольных, генерации заданий, аналитики разных отчётностей.
Мы знаем, что, по нашему опыту, по данным наших коллег из индустрии, когда учителя начинают работать с искусственным интеллектом в первый раз, в первую очередь возникает эмоция настороженности, скепсиса. Но как только они осваиваются, они не хотят возвращаться в привычный способ обучения. Пример Натальи очень показательный.
Поэтому моя мечта сделать так, чтобы ученики от обучения получали удовольствие, это было таким увлекательным путешествием, чтобы обучение мотивировало развиваться, не создавалось ощущение такого тяжёлого обязательства. Чтобы каждый ребёнок в нашей стране получал возможность индивидуального подхода вне зависимости от условий, а преподаватели имели возможность больше времени посвящать детям и их обучению.
Спасибо.
Г.Греф: Владимир Владимирович, мы тоже здесь совместно с Министерством просвещения обсуждали эту тему и говорим, что наша мечта – это вытащить детей из социальных сетей (TikTok и так далее и так далее) и сделать процесс обучения настолько увлекательным, чтобы они тратили время на полезные навыки, а не на времяпрепровождение, где они, к сожалению, очень сильно теряют свои когнитивные способности.
Владимир Владимирович, Вы сказали в отношении региональных активностей. Вы знаете, у нас за последний год очень большие изменения здесь происходят, потому что, честно говоря, не знаю, что именно, а может быть, все активности вместе взятые, за последний год все компании – члены Альянса подверглись огромному спросу со стороны губернаторов. На самом деле это очень здорово, потому что в очень большом количестве регионов сейчас идёт изучение и подготовка в первую очередь управленческого персонала, членов Правительства, муниципальных руководителей. И затем уже привлекаются к этому процессу предприятия и предприниматели.
И все сегодня в один голос говорят о том, что искусственный интеллект в управлении – это ещё один прорыв, прорыв в сторону повышения эффективности принятия управленческих решений и, соответственно, в целом повышения эффективности Правительства.
Я хотел бы пригласить нашего следующего докладчика, это Кочорова Алёна. Она руководитель направления департамента развития искусственного интеллекта и машинного обучения в Сбере, и она расскажет о применении больших языковых моделей в сфере государственного управления.
Пожалуйста, Алёна.
А.Кочорова: Уважаемый Владимир Владимирович! Герман Оскарович! Дорогие участники нашей конференции!
Спасибо за возможность выступить сегодня с этой темой.
Я с детства увлекаюсь иностранными языками и переводом. Как хобби я перевожу тексты с разных языков. Настолько прорывное движение искусственного интеллекта и генеративных моделей в последнее время, что даже онлайн-переводчики переводят лучше, чем я. Сейчас нашу конференцию на другие языки мы тоже переводим с помощью искусственного интеллекта. Становится понятно, что те, кто использует искусственный интеллект в своей работе, будут иметь преимущество над теми, кто этого не делает.
Это прекрасно понимают и наши замечательные партнёры из Московской области. Когда мы вместе прорабатывали в рамках дизайн-сессий направления, по которым лучше всего начать внедрять искусственный интеллект в Московской области, мы задались вопросом: в сфере госуправления чего хотят наши граждане? Наши граждане хотят быстрых, точных и персонализированных ответов на их проблемы. Да, понятно, что часть вопросов очень личная и требует бережного, человеческого общения, очень бережного подхода.
Но при этом 70 процентов всех вопросов носят справочный характер, это такие вопросы, как: где моя социальная карта, положена ли мне субсидия? И эти простые вопросы можно и нужно отдавать искусственному интеллекту, делегировать.
Благодаря нашим партнёрам из Московской области нам довольно быстро удалось обучить большую языковую модель Сбера GigaChat отвечать на вопросы граждан по социальной тематике. У нас был тогда сайт из 150 тысяч пар вопросов и ответов, и 20 профильных специалистов из Московской области провели на платформе разметки больше 1250 часов, чтобы помочь отследить генерации и сделать их наиболее точными и достоверными.
Как мы этого достигли? Мы использовали дообучение с подкреплением. Это когда для модели искусственного интеллекта в каждом конкретном случае мы показываем, какой именно ответ является правильным. Но когда мы начали проверять генерации нашей первой модели, мы поняли, что нам не хватает фактуры. И для этого мы создали ещё модуль информационного поиска, который позволяет нам обращаться к нормативно-правовым актам и цитировать релевантные источники. Это как если бы вы пришли в библиотеку и вам не просто выдали нужную книгу, но ещё открыли на нужной странице, подчеркнули текст, который вас интересует, и вам не пришлось бы это делать самостоятельно.
Большие языковые модели и искусственный интеллект применяют в госуправлении и в других странах. Например, в Бразилии для борьбы с коррупцией, там искусственный интеллект отслеживает связи чиновников с законтрактованными фирмами. А в Великобритании искусственный интеллект выявил и обработал задержку больше 30 тысяч пенсий. В случае ручного труда это потребовало бы десятки тысяч часов работы людей. В Южной Корее, например, чат-боты автоматически уведомляют граждан о положенных им субсидиях.
Но и в России уже активно идёт внедрение на уровне регионов. Есть регионы-лидеры. Это такие регионы, как Московская область, конечно, Москва, Татарстан, Сахалин. На Сахалине трансформируется весь остров целиком, и они стремятся стать маяком внедрения именно российских решений в сфере искусственного интеллекта. В других регионах внедряют решения, которые занимаются экологией, здравоохранением, то, о чём говорили мои коллеги.
Мы стараемся в этом помогать. За последний год мы с коллегами, с партнёрами, в том числе из Альянса в сфере искусственного интеллекта, провели 48 сессий дизайн-мышления, в рамках которых мы помогли регионам найти те сферы, в которых приоритетные решения можно начать внедрять уже сейчас. Если сравнивать с конференцией предыдущего года «AIJ-2022», мы в основном вели диалог с единицами, сейчас же происходит более 500 внедрений решений в 67 регионах России. Это вдохновляющие цифры, это вдохновляющий результат всего лишь за год.
Конечно же, спасибо нашим партнёрам из Альянса в сфере искусственного интеллекта, таким как ГК «Самолёт», «Уралхим», «Русагро», «Сибур». Коллеги являются лидерами внедрений в своих отраслях и помогают внутри отрасли выявить наиболее эффективные решения и помочь в этом внедрении. Они помогают не только внутри своей отрасли, но и помогают государству. Государство тоже сделало огромный рывок. Поскольку появляется большое количество разрозненных данных, для их систематизации, обработки и повсеместного внедрения создана платформа «Гостех». С её помощью будет легче внедрять готовые решения на уровне в том числе регионов, министерств и ведомств.
Вы знаете, именно систематическое внедрение и развитие искусственного интеллекта во всех трёх элементах – регионы, федеральные органы и бизнес – это именно то, что поможет нам развить Россию и сделать в России лучшее государственное управление в мире. Я искренне верю в это. Я хочу этим заниматься, и я считаю, что у нас уже получается. Россия как страна без бюрократии. Россия, построенная на искусственном интеллекте и больших данных, именно с анализом больших данных. Я считаю, что это то видение России, к которому мы все можем стремиться. Спасибо.
В.Путин: Не возникнет новая бюрократия? Бюрократия искусственного интеллекта.
А.Кочорова: Очень хороший вопрос. Мы зададим его модели и посмотрим, какой есть анализ на этот счёт.
В.Путин: Спасибо.
А.Кочорова: Спасибо Вам.
Г.Греф: Уважаемые коллеги, конечно же, когда мы говорим об искусственном интеллекте, мы, безусловно, должны вспомнить о том, что сегодня все наши фундаментальные модели, о которых здесь говорится, являются гигантскими не только по объёму данных, но и по сложности своей архитектуры.
Когда мы создали первую модель GigaChat, первую версию, хотели её предоставить рынку, но увидели, что нам нужно создать огромную модель цензора, потому что иногда ответы, которые выдавала модель, они были, скажем так, не вполне политкорректны. Потом, когда мы углубились в проблему безопасности, оказалось, что, конечно же, есть огромное количество таких сфер, в которых искусственный интеллект не должен ни в коем случае быть помощником. Это всевозможного рода преступники, вопросы, как изготовить те или иные наркотические препараты или взрывчатку и так далее. И у нас процесс создания такого рода цензора занял практически шесть месяцев. Всё это усложняет вычислительный процесс, делает огромную нагрузку на вычислительные мощности, которых и так не хватает. И здесь, конечно же, не обойтись без науки.
Я хотел бы попросить выступить представителя науки Александра Гасникова, ректора «Иннополиса», который в этом году как раз победил в одной из номинаций нашей конференции как автор наилучшей статьи в области искусственного интеллекта. Он является математиком, заведующим кафедрой МФТИ, только назначен ректором «Иннополиса», с чем, наверное, можно Александра поздравить. Он является одним из специалистов в области оптимизационных моделей в математике.
Пожалуйста, Александр.
А.Гасников: Здравствуйте, Владимир Владимирович! Здравствуйте, Герман Оскарович! Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Действительно, я занимаюсь оптимизацией, долгие годы ей занимался в Московском физико-техническом институте, работаю также в Институте системного программирования Российской академии наук.
Конечно, мы уже сегодня слышали слово «революция». Когда она произошла? Вот, наверное, можно официально сказать: она произошла 30 ноября 2022 года, когда был запущен ChatGPT.
Как формализовать понятие «революция»? Почему это революция? Что поменялось по сравнению с тем, что было? Кстати сказать, в России появились конкуренты, которые тоже, можно сказать, у нас сделали революцию. Так в чём же заключается эта революция? Принято считать, что революция – это когда, общаясь с этой диалоговой системой, задавая ей вопрос, получив ответы, мы не можем распознать, с кем мы общаемся, это нам человек отвечает или машина. Я сам в этом убедился. Каким образом?
Я занимаюсь наукой, мы пишем статьи. Вот у нас весной дедлайн по ведущей в мире конференции по искусственному интеллекту. Мы решили похулиганить немножко и попросили искусственный интеллект, большую генеративную модель, большую языковую модель помочь нам написать эту статью. Попросили написать введение, попросили доказать часть теорем. Было немного лень это делать самим – попросили. Естественно, она ошибалась. Но через несколько итераций она поняла, что мы от неё хотим, и в конечном итоге она какую-то часть статьи просто полноценно помогла нам написать. Давайте на минутку задумаемся, что произошло. Мы изучаем искусственный интеллект, мы попросили искусственный интеллект помочь нам изучать искусственный интеллект. В общем, по-моему, интересно. Статья прошла, если что, на конференцию.
На самом деле тут очень много было сказано, по-моему, очень хороших и правильных слов. Мне это очень близко. Но всегда как-то хочется подсветить на самом деле какие-то возможные сложности, проблемы, которые могут быть у нас, куда надо, может быть, вложиться или как-то особо рассмотреть их.
И мы видим четыре таких пласта: работа с данными, вычислительный ресурс, алгоритм и люди.
И давайте начнём с работы с данными. Когда мы говорим про данные, то, естественно, сложно конкурировать, если берём интернет, английский, китайский, ну, меньше просто у нас текстов на русском языке. А например, для обучения того же ChatGPT, по-моему, использовалось около 200 миллионов страниц формата А4, естественно, правильным образом предварительно отобранных и подготовленных. Здесь сложно конкурировать. Более того, здесь ещё требуется определённое доверие, о котором тоже была речь. И здесь, кстати сказать, у нас задел есть, у нас один из центров вокруг доверенного искусственного интеллекта.
Что касается вычислительных ресурсов, то здесь тоже сложно объективно конкурировать. Я выделю вот эти два пласта. Действительно, на Западе банально больше просто видеокарт, они их сами там печатают. И получается, что вроде как сложно с этим. На самом деле у нас есть в стране некая технология, альтернативные вычислительные технологии, в том числе базирующиеся на оптических сопроцессорах, по сути, это аналоговые такие устройства, не буду сейчас про это говорить. Но что замечательно, я узнал сам недавно, что это в некотором смысле продукт, который есть в регионах, просто есть регионы в стране, которые могут это производить.
Но теперь хорошее. Это как бы были такие ложки дёгтя. Теперь хорошее. И тут я могу привести очень много примеров, мне очень сложно удержаться, чтобы выбрать какой-то один. Но я давайте из собственной практики приведу пример.
Что такое большая языковая модель? Фактически это функция, она на вход получает некоторый текст, допустим, она его представляет в виде вектора. Потом с этим вектором начинаются какие-то преобразования, скажем, умножение на какую-то матрицу весов. Обучение нейронной сети – это подбор матрицы весов и вот такая суперпозиция. Понятно, что если у нас, например, 80 или 100 миллиардов параметров весов, то количество таких умножений и вычислений и обучение их, то есть подгонка под то, чтобы эта модель с заданным входом соответствовала заданному выходу, и мы на миллиардах элементах выборки подгоняем, – понятно, что это огромная вычислительная задача, задача оптимизации, и, чтобы её решить, нужны алгоритмы. В зависимости от того, насколько хороший алгоритм мы выберем, мы можем существенно сэкономить время.
Более того, в современном мире практически никто не решает. Я не знаю, как такие задачи решать на одной машине. Естественно, их данные распределяют. Возникают проблемы с коммуникацией, затраты на коммуникацию, надёжность, доверенность, что это никто не атакует. Огромное количество проблем с разработкой быстрых и надёжных алгоритмов.
Надо сказать, что у нас в стране здесь есть огромный задел. В том числе мы сами видели, как это всё работает. Это ускоряет вычисления в разы чисто за счёт алгоритмов. Сейчас у нас в стране уже есть, например, исследовательские центры по искусственному интеллекту. Если будет такая синергия с регионами, мне кажется, это будет очень важная история, особенно в разработке каких-нибудь новых бакалаврских программ, подготовке школьников, для того чтобы мы достигли нужных показателей.
Извините, я сейчас немножко ускорюсь, потому что чуть-чуть задерживаюсь, но мне очень важно сказать о следующем. Это, наверное, самое главное, что я хотел сказать. Это кадры. Что такое алгоритмы? Откуда они берутся? Их делают люди, живые люди. Этих людей надо готовить. Как они готовятся? Начиная со школы. А что нужно, чтобы быть в будущем специалистом по искусственному интеллекту? Наверное, математика и информатика. Если мы посмотрим на то, сколько у нас сейчас специалистов, школьников, которые нацелены на эти дисциплины и демонстрируют какие-то успехи, то в 5-м классе – это 100 тысяч приблизительно, по результатам школьного этапа Всероссийской олимпиады. Если мы посмотрим на 11-й класс, – это 10–15 тысяч.
Вот бегущая строка: Министерство образования и науки считает, что должно быть 15,5 тысячи специалистов каждый год по искусственному интеллекту. Но если мы на выходе сейчас имеем 10–15 тысяч из 11-го класса, они же ещё как-то частично отсеиваются в институте, значит, очевидно, что это объективная воронка. Потому что прогресс, с которым мы сейчас сталкиваемся, все с этим сталкиваются. То есть не то что у нас такая проблема, это общеизвестная проблема, но её надо решать.
Задача – эту воронку как-то расширять. А как это можно делать? Собственно, здесь есть несколько пунктов, о которых совсем нет времени говорить. Но я как бы душой прочувствовал, что это правда чрезвычайно важно – прививать вкус к науке, любовь, я бы даже сказал, к науке, к знаниям уже начиная со школьной скамьи. Это популяризация, у нас есть выдающиеся популяризаторы в стране, масштаб деятельности которых, на мой взгляд, можно шкалировать. То есть лауреаты международных премий. Это действительно возможно, на мой взгляд. То есть их ещё не по полной использовали, не все соки выжали, а можно ещё дожать.
Выделение грантов учителям, что важно, в регионы. Это очень важная история, потому что основное проседание в этой воронке – это небольшие города. По сути, это регионы, с центрами всё хорошо.
Мне кажется, что у нас страна талантов, у нас есть колоссальные возможности. Предварительно готовясь к этому выступлению, общаясь с коллегами, я понял, что настрой очень хороший, просто надо объединиться и сделать.
Предыдущие докладчики говорили про мечту. Наверное, я тоже скажу. У меня мечта как учёного – с помощью своего естественного интеллекта понять искусственный, что лежит в его основе, а как новоиспечённого ректора (сегодня, по-моему, приказ вышел) мечта другая – расширить эту воронку, но это бездушевно. Душевно – просто понять, что в регионах реально очень много талантливых детей, маленьких детей, первые даже классы, из которых можно сделать действительно максимально талантливых людей, которые принесут стране пользу.
Сейчас к этому всё идёт, много чего делается, но можно больше. Моя мечта – чтобы это реализовалось в той степени, в которой это нужно стране. Хочется, чтобы так было. Извините, что задержался, просто наболело.
Спасибо.
В.Путин: Я не знаю, у нас Министра просвещения здесь нет?
А.Гасников: Я вчера с ним говорил.
В.Путин: Он предпочёл сегодня тогда не присутствовать, после вашего разговора.
А.Гасников: Он приболел. Очень хорошо поговорили, он к нам приедет в Казань в «Иннополис» в декабре. Ему крайне всё это было близко. Мы запланировали полчаса поговорить, а говорили существенно больше, с Еленой Владимировной Шмелёвой говорили, с Дмитрием Николаевичем говорили. В общем, работа идёт.
В.Путин: А что Вы у него попросили?
А.Гасников: Знаете, я плохо умею просить, если честно.
В.Путин: Вы начинающий ректор, ещё научитесь.
А.Гасников: Да, я начинающий ректор.
Что я могу сказать? Я понимаю, что есть простая идея. По своему опыту могу сказать, что когда-то была программа мегагрантов, 10 лет назад.
В.Путин: Почему была? Она и существует.
А.Гасников: Имеется в виду первая волна, когда ведущие учёные приезжают. Простая информация, я это совершенно не готовил. Мегагрант, который был на Физтехе, профессор спокойно его вёл, он привёз несколько выдающихся учёных мирового уровня. Три или даже четыре центра искусственного интеллекта, которые сейчас существуют, где-то половина статей, которые эти центры делают, это делают люди, воспитанные в рамках этой лаборатории.
То есть давайте ещё раз задумаемся: если удачно во что-то вложиться (финансирование было 150 миллионов в год), то эффект от этого (это половина научный трек) – половина центров, это факт.
Понимаете, в этом смысле я вижу так, что если в регионы действительно привести яркого человека, стимулировать каким-то образом, то есть выстроить правила игры таким образом, чтобы деваться было некуда и надо было в регионах что-то развивать: науку, искусственный интеллект, – я глубоко убеждён, что это действительно будет иметь очень серьёзный эффект. Потому что огромное количество талантливых детей там не всегда имеют возможность просто получить нужные знания. А талантливые ребята, которые собраны в том числе в этих центрах, если их как-то стимулировать разносить знания (я сам этим занимался и понимаю, мне это очень нравится, я чувствую, что это востребовано), это, по-моему, будет иметь эффект.
Поэтому я бы хотел попросить, чтобы у регионов такая возможность появилась.
Я сам из Москвы, у меня всё хорошо. Вопрос: зачем мне в регионы? Ну, как сказать, – душа так лежит. А таких людей много, кстати сказать. Вот если так объединиться, это будет очень круто для страны, я это чувствую.
В.Путин: Из того, что Вы сказали, я делаю несколько выводов.
Первый. Мы не зря создали систему грантов. Она работает, результаты даёт, уже хорошо.
А.Гасников: Однозначно.
В.Путин: Что нужно для того, чтобы регионы соответствующим образом отреагировали?
Спасибо большое, садитесь, пожалуйста.
А.Гасников: Спасибо.
В.Путин: Давайте спросим у губернаторов, которых я вижу, на переднем ряду сидят некоторые губернаторы.
Андрей Юрьевич, как у Вас это развивается? Что нужно, что Вы могли бы сделать дополнительно, чтобы привести в регион таких ярких, интересных, нужных людей?
А.Воробьёв: К счастью, у нас есть Физтех в Долгопрудном и есть специализированные школы, есть кванториумы и есть специальные подразделения, где очень одарённые ребята обучают детей и программированию, робототехнике и искусственному интеллекту в том числе. У нас, Вы знаете, наукограды и Королёв, и Реутов, и вся эта инженерная мысль там просто живёт.
Наша задача – ей уделять внимание, создавать условия для преподавателей, чтобы они приходили туда и чтобы дети имели доступ. Много или мало у нас их? Много, мне кажется, кванториумов и таких научных центров не бывает, Владимир Владимирович, и запрос на них действительно существует.
Что касается использования искусственного интеллекта, то у нас в команде есть специалисты, так же как они есть у Сбера и у Москвы. Это молодые ребята. У нас в подразделении где-то 300–350 программистов ваяют всё то, о чём говорили сегодняшние выступающие. Очень важно, чтобы они ваяли вместе со Сбером, потому что у Сбера есть возможности, они драйвер. Уникальность заключается в том, что Сбер ездит по регионам. На платформе, на которой они видят то или иное решение, выезжает команда для того, чтобы коллеги могли также… Почему 67 регионов? Потому что, соответственно, Сбер предлагает продукты и внедряет.
Я докладывал на прошлой конференции, Владимир Владимирович, у нас было девять продуктов искусственного интеллекта, сейчас их работает 27.
В чём ключевая задача? В том, что очень многие из них работают по сценариям, то есть они не очень умные, как хотелось бы собеседнику. Вот Вы, Александр, сказали, что хочется разговаривать с искусственным интеллектом и не отличать, что это машинный голос. Если мы действительно внедрим MegaСhat, то, о чём Алёна говорила, это будет, конечно, победа, потому что это другого качества эффективность государственного и муниципального управления в частности. Могу приводить примеры, но боюсь, что уже злоупотребляю.
Сейчас мы запустили «помощника Женю» [электронный помощник робот Женя] в ЖКХ. Он ещё совершенствуется. В феврале, очень надеемся, будет уже и заявку принимать от жителя, и сможет вызвать ту или иную службу, и сообщить об аварии, и получить фотоотчёт, чтобы заплатить за ликвидацию этой аварии. Конечно, я говорю это в прямом эфире и смело, но это цель, это задача, и со Сбером мы такие решения реализуем.
В прошлом году было решение по мусору. Благодаря опять же законодательному регулированию – спасибо Федеральному Собранию – сегодня всё, что едет в грузовой машине по Московской области, мы видим на видеокамере. Соответственно, если к этой машине не прикреплён талон, то большая вероятность, почти абсолютная, что это в лесу будет выброшено. Потому что искусственный интеллект анализирует, есть ли у машины талон, и, соответственно, вся эта работа, связка проходит.
Мне кажется, это очень важная работа. Я хочу Вас поблагодарить, потому что после таких конференций идут конкретные поручения по тем самым нормативным актам (законным и подзаконным), которые позволяют реализовывать искусственный интеллект.
Я могу себе позволить в завершение, мы с Максутом [Шадаевым] разговаривали, говорят, что в этом году Государственная Дума примет закон, есть все основания полагать, и смысл его заключается в разметке данных.
Дело в том, что если размечать данные, то есть готовить, что хорошо, что плохо, соответственно, мы будем на единой платформе, Владимир Владимирович, то скорость внедрения искусственного интеллекта, как я это понимаю (я тоже не глубокий профессионал), будет совершенно другой. И если бы такое решение, такое поручение было дано, то тогда все регионы и все институты могли бы на открытой базе эти сеты создавать. Мне кажется, это тоже привлекало бы в том числе специалистов.
В.Путин: Спасибо.
Что касается Московской области, то интеллектуальный багаж, интеллектуальная инфраструктура создавалась в Московской области десятилетиями, и у вас есть база, которую можно использовать. Но, к сожалению, очень много регионов, где развитие шло по другим направлениям. В частности, в Сибири.
Сергей Евгеньевич, как у вас в Кузбассе эта работа построена или может быть построена в ближайшее время?
С.Цивилёв: Чтобы привлечь людей увлекающихся, интеллектуальных, надо сделать две вещи: поставить амбициозную задачу и дать им возможность в рамках этой амбициозной задачи проявлять себя и добиваться результатов.
Мы в Кузбассе поставили амбициозную задачу. Мы раньше были всемирным полигоном для использования новой техники всех мировых компаний в области разведки, добычи, транспортировки, переработки твёрдых полезных ископаемых, энергетики и транспорта. Они нам давали новую технику, наши инженеры давали им рекомендации, они это всё у себя устраняли и так далее. Теперь они ушли, и мы поставили себе задачу превратить Кузбасс теперь в инженерный центр для нашей России. Мы делаем свою инженерную школу начиная с детского сада. Сейчас приняли решение – вместе со Сбербанком будем делать ИИ-центр. И хотим объединить инженерную школу параллельно с искусственным интеллектом. Тогда это выстрелит и даст очень большой эффект.
Считаем, что современный инженер – тот, который должен быть в базе, должен алгоритмы построить, он должен разбираться и в искусственном интеллекте, и в экономике. И сочетание искусственного интеллекта вместе с профессиональным инженерным центром – как раз это даст огромное движение вперёд. Люди заинтересованные с удовольствием откликаются на эту идею.
Сейчас проводили с 17-го по 23-е Международную практическую конференцию по изучению производительных сил Кузбасса. Я даже не ожидал, какой потрясающий интерес в каждом из направлений, которые мы предложили. Так что в регионы люди поедут, если создать для этого простые условия.
Спасибо.
В.Путин: Спасибо.
Г.Греф: Владимир Владимирович, с точки зрения подготовки кадров. Мы с Вами открывали «Школу 21» в Новгороде буквально месяца полтора назад. Мы получили Ваше поручение, надо сказать, что у нас было с восторгом оно принято, в 12 регионах открыть «Школу 21».
С Сергеем Евгеньевичем мы договорились о том, что уже в первом полугодии следующего года мы откроем школу. Он такой человек крепкий, сначала сказал, что будем развивать цифровые технологии и искусственный интеллект. Я говорю: «У вас? У вас уголь». Он отвечает: «Уголь был вчера. Завтра будет цифра». И всё, и поехали, и уже мы от него не смогли открутиться, пришлось в такие рекордные сроки это делать.
В.Путин: Но уголь тоже останется у нас?
Г.Греф: Уголь останется. Он хочет построить «вторую ногу». Сначала это звучало немножко странно, а теперь, по прошествии полутора года работы, мы видим огромный прогресс, Якутия, Сахалин – огромные шаги делаются. В Якутии просто удивительно компетенция выросла, Липецк и так далее.
Вы знаете, самое главное – это вовлечённость губернатора. Вот если губернатор лично вовлечён, тогда в регионе всё летит. И у меня такое очень хорошее настроение в этой части, потому что всё больше и больше губернаторов всерьёз этим озадачиваются, а значит, будет прогресс.
И на федеральном уровне у нас каждый понедельник в девять утра начинается в кабинете у Дмитрия Николаевича Чернышенко с Максутом Игоревичем, потому что идёт строительство гостеха. Каждый понедельник, несмотря ни на что. И конечно, за этот год сделан большой прогресс, огромное количество сложностей преодолели. И вот это всё вместе соберётся в конечном итоге, мне кажется, в новое качество.
Владимир Владимирович, ещё у нас один выступающий есть. Сказали, какие мероприятия.
Министерство просвещения у нас проводит большую олимпиаду по искусственному интеллекту. Мы помогаем это делать, и в этом году у нас как раз буквально за неделю до конференции победителем олимпиады стал очень талантливый мальчик Илья Гринюк, он учится в 11-м классе общеобразовательной школы в Балашихе, в Московской области. Он занимается машинным обучением уже в течение ряда лет. Илья – победитель Всероссийской олимпиады.
Илья, хочу задать вопрос тебе. Почему ты решил заниматься именно искусственным интеллектом, что тебя к этому подвинуло? И каким ты видишь своё будущее?
И.Гринюк: Здравствуйте, Владимир Владимирович, Герман Оскарович! Уважаемые участники конференции!
Меня зову Гринюк Илья, мне 17 лет. Я стал абсолютным победителем Всероссийской олимпиады школьников по искусственному интеллекту.
Я очень люблю программирование и начал увлекаться им около четырёх лет назад. В этом мне помогали мои преподаватели, наставники проектных школ. Я вместе с ними занимался проектами. Этот опыт был очень крут для меня, так как он впоследствии помог мне участвовать в олимпиадах. Я участвовал в них в 8–9-х классах и в итоге в 10-м классе стал призёром Национальной технологической олимпиады, а уже в 11-м стал абсолютным победителем Всероссийской олимпиады школьников по искусственному интеллекту.
В будущем я хочу поступить на факультет компьютерных наук в Высшую школу экономики и продолжить своё профессиональное обучение именно там, для того чтобы внести свой вклад и принять участие в разработке и обучении больших языковых и мультимодальных моделей. Мне это направление кажется очень интересным, и я вижу, насколько быстро оно развивается. Я хочу жить в этом будущем. В будущем, в котором моя мама, бабушка, да и все люди в принципе могли бы жить хоть по 120 лет. В будущем, в котором образование будет простым и очень эффективным. В будущем, в котором на людей будет сваливаться меньше рутины, они будут уделять больше времени нужным вещам. В будущем, о котором сегодня нам рассказали уважаемые спикеры. Они меня очень вдохновили, и я им очень благодарен. Спасибо.
Г.Греф: Илья, спасибо большое и за Ваш энтузиазм, и за Ваши старания. Я хочу пожелать Вам учебных успехов и будущих открытий.
Давайте ещё раз поблагодарим всех наших спикеров.
Владимир Владимирович, хотел бы Вам задать вопрос.
Во-первых, что Вы думаете по поводу тех тем и мечты, которые затронули здесь наши спикеры?
И позвольте Вам задать вопрос: а какая у Вас мечта?
В.Путин: У меня мечта в том, чтобы всё, о чём мы говорили, реализовалось.
Один из последних спикеров, новый ректор, сказал о том, что мы наблюдаем революционные события в сфере цифры вообще, в сфере искусственного интеллекта.
Я сейчас не хочу давать определений, но ясно, что революция – это какой-то резкий слом старых норм, правил, порядков, переход, как сейчас говорят, на совершенно новые платформы, на новые законы для жизни всего общества и конкретного человека. Нам, конечно, никаких резких смен, переломов здесь не нужно, нам нужна эволюция. Но она должна быть организована быстро, качественно, эффективно на всех уровнях: на уровне бизнеса, на уровне муниципалитета, субъекта Федерации, федеральных органов власти, во всех сферах жизни. Нам нужно к этому стремиться. И на этом мы должны сосредоточить все свои и интеллектуальные, и административные, и финансовые ресурсы, если мы хотим обеспечить будущее страны.
Хочу пожелать вам успехов. Спасибо большое.
Г.Греф: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Я хочу, во-первых, вас поблагодарить за ежегодное участие в конференции. Ваше участие даёт огромное вдохновение большому количеству людей. Это можно сказать и о чиновниках, государственных служащих, и о деятелях науки и бизнеса.
Хочу Вам тоже пожелать от всей души успехов, потому что от Вашей работы очень сильно зависит процветание нашей страны. А в соответствии с Вашим пожеланием, можете не сомневаться, мне кажется, что у нас есть все шансы в короткие сроки воплотить всё то, что сегодня было здесь озвучено в качестве мечты.
Спасибо большое.
В.Путин: Спасибо. Удачи и успехов.