В.Путин: Здравствуйте, уважаемый Георгий Степанович!
Г.Жжёнов: Здравствуйте! Я тоже очень рад Вас видеть.
В.Путин: Я воспользуюсь тем, что от имени миллионов тех людей, которые смотрели и знают Ваши работы в театре, в кино, могу поздравить Вас с днем рождения, с юбилеем.
Георгий Степанович, столько лет Вы работали в театре и так талантливо, так интересно! Более ста ролей в кино, и каждая из них – на памяти миллионов наших граждан. Я поздравляю Вас с днем рождения, большое Вам спасибо и всего самого доброго.
Г.Жжёнов: Спасибо на добром слове. Позвольте мне Вас ответно поздравить. Самое дорогое для меня (передает в дар книгу).
В.Путин: Это одна из Ваших новых книг? У Вас уже более десяти книг.
Г.Жжёнов: Вы знаете, Владимир Владимирович, это последнее издание, и здесь в эту тощую книжку вошло все то, что я сумел написать в этой жизни.
Единственное, что могу сказать, – всё правда. Вымысла никакого нет.
Я очень рад Вам ее преподнести. Не знаю, будет ли у Вас время прочесть.
В.Путин: Разумеется, Георгий Степанович.
Я для Вас приготовил подарок – это красивая миниатюра с изображением Георгия Победоносца.
Г.Жжёнов: Спасибо большое. Позвольте пожать Вам руку за такой чудесный подарок.
А у меня сегодня распорядок дня такой – я в спектакле играю. Это у меня уже традиция. Я всегда в свой день рождения играю спектакли. Кто хочет – поздравит, кто не хочет – не поздравит. У меня такое правило.
В.Путин: Я думаю, что многие хотели бы поздравить, но не у всех есть возможность. Поэтому я себе позволю поздравить Вас от всех, кто хотел бы это сделать, – таких очень много.
Г.Жжёнов: Спасибо большое. Мне хотелось Вам сказать, что мы с Вами – земляки по Васильевскому острову, но мне совсем недавно показали из моих окон каретные сараи Соловьевского переулка, показали на окна Второй линии и сказали: «А вот окна Владимира Владимировича». А в детстве я жил в доме 25 на Второй линии, напротив был детский приют. Это были революционные годы Гражданской войны. Я многое помню.
В.Путин: До какого года Вы жили в Ленинграде?
Г.Жжёнов: Я уехал из Ленинграда в 1967 году. Меня пригласили играть Льва Николаевича Толстого в «Моссовете». Какой артист откажется от такого приглашения? Конечно, я приехал. Но почему‑то Фурцева тогда не разрешила играть пьесы о Льве Толстом. И так вот графом я не стал, а москвичом оказался.
В.Путин: А правда, что Вы помогали Смоктуновскому вернуться с Севера?
Г.Жжёнов: Правда. Он полбиографии своей – военнопленный. С его слов, он благополучно бежал из плена, оказался здесь. А когда стали фильтровать бывших военнопленных, он не стал дожидаться этого и уехал в Норильск по доброй воле. Там работал в театре, в управлении Норилькомбината. А я там был в ссылке, и мы повстречались.
Когда все это тяжелое время кончилось, я ему говорю: «Кеша, ну я здесь – ладно, я ссыльная морда, а ты что сидишь здесь? Возвращайся на материк. Чего тебе бояться?»
Написал письмо Райкину (я с Райкиным когда‑то учился), говорю: «Прими парня – по‑моему, очень талантливый человек». И Кеша уехал, так раскрутился, что стал мировой величиной в людской памяти.
В.Путин: Сегодня какой спектакль Вы играете?
Г.Жжёнов: «На Золотом озере». Я его играю уже восьмой год. Великолепная американская пьеса о двух стариках, и всегда много зрителей. А посещаемость всегда регламентирует деятельность театра.
Я уже много лет этот спектакль играю и дал себе слово в свой день рождения играть спектакль. После спектакля кто хочет, может сказать поздравительные слова.
В.Путин: Я знаю, что это высокая, добрая пьеса.
Г.Жжёнов: И остроумная, и добрая. Жаль только, что я потерял свою первую партнершу – Людмилу Шапошникову. Она очень хорошо играла. Сейчас я играю с другой партнершей.
В.Путин: Из работ в кино что для Вас самое дорогое?
Г.Жжёнов: Из кинематографических работ? Вы знаете, мне бы не хотелось выделять какую‑то одну работу, хотя, если с точки зрения актерской стороны, – тогда «Вся королевская рать». Это великолепная книга. Я ее играл с уважением.
А вообще – четыре-шесть фильмов, в которые и «Экипаж» входит, и «Горячий снег», конечно, фильмы о резиденте. Вот ирония судьбы: я там играю сына эмигранта, сына врага советской власти, который заслан сюда как разведчик от той стороны, – значит, враг. Однако я за эту работу был признан всеми нашими управлениями, которые заведовали охраной государства и так далее: все поощрительные знаки, ордена, медали у меня от них есть как благодарность за то, что я играл Тульева.
В.Путин: Кстати, «Вся королевская рать» тоже достаточно актуальна для нашей сегодняшней жизни. Вы, когда сделали эту работу, и не думали, что это может быть достаточно актуально для нашей страны.
Г.Жжёнов: Никогда. Я также никогда не думал, что со своими фильмами побываю во всем мире. Я ведь побывал на всех материках, во всех странах. Это для меня великое счастье. Я смолоду мечтал о профессии, которая даст мне возможность посмотреть мир. Это оказалась актерская профессия. Хотя я начинал с цирка, я закончил эстрадно-цирковое училище на Моховой. Потом его преобразовали в институт сценических искусств – Моховая, 34. Я его окончил. Платили за меня белорусы. Я их очень уважаю. Их Президент меня всегда очень вежливо принимает.
В.Путин: Я скоро буду встречаться с Александром Григорьевичем, обязательно передам ему от Вас привет.
Г.Жжёнов: Передайте привет и благодарность. Спасибо Вам большое.