Смотрите также
Текст документа:
27.05.2011 Вами в мобильной приёмной Президента Российской Федерации Медведева Д.А. в режиме видеоконференции в Амурской области приняты и направлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации обращения:
— Ящерова Е.И. – о нарушении должностными лицами администраций Селемджинского района и пгт. Огоджа Амурской области права Закордонец Н.И. на получение жилищного сертификата, а также о психологическом давлении со стороны администрации Селемджинского района Амурской области на родственников в связи с направлением данного обращения;
— Носковой Л.В. – о нарушении прав жителей многоквартирных домов г.Благовещенска при выборе управляющей компании и иных нарушениях жилищного законодательства.
По моему поручению и. о. прокурора Амурской области организована проверка изложенных в указанных обращениях доводов с привлечением специалистов органов государственной власти, местного самоуправления, контролирующих органов.
1. Проверкой по обращению Ящерова Е.И. установлено следующее.
Закордонец Н.И., 1924 года рождения, является ветераном труда, тружеником тыла, в связи с чем не имеет права на льготное обеспечение жильём в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной Войны 1941–1945 годов».
Долгосрочной целевой программой «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на 2009–2011 годы», утверждённой постановлением Правительства Амурской области от 27.05.2009 №221, социальная выплата на улучшение жилищных условий труженикам тыла не предусмотрена.
В то же время Закордонец Н.И. проживает в приравненной к районам Крайнего Севера местности, в связи с чем в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» имеет право на получение жилищной субсидии за счёт средств федерального бюджета на строительство или приобретение жилья.
До 01.01.2003 правоотношения в сфере предоставления государственных жилищных субсидий за счёт средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регламентировались Федеральным законом от 25.07.1998 №131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ).
Постановлением главы администрации Селемджинского района от 01.11.1999 №315 утверждён список граждан района, претендующих на получение жилищных субсидий и состоящих на учёте в районной администрации по состоянию на 01.11.1999, в соответствии с действовавшими в тот период Федеральным законом №131-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 №937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья» (далее – постановление Правительства Российской Федерации №937).
Закордонец Н.И. в данном списке значилась под номером 578. На заседании комиссии по предоставлению жилищной субсидии гражданам, выезжающим из Селемджинского района (протокол от 04.12.2000 №18), принято решение о выделении Закордонец Н.И. жилищной субсидии на приобретение жилья в размере 159,6 тыс. рублей, от которой она отказалась, после чего исключена из указанного списка.
Вместе с тем в соответствии с п.9 постановления Правительства Российской Федерации №937, действовавшего в 2000 году, граждане, использовавшие выделенную субсидию, снимаются с учёта по улучшению жилищных условий.
Закордонец Н.И. отказалась от жилищной субсидии в 2000 году, в связи с чем у администрации Селемджинского района правовые основания для исключения её из списка граждан, претендующих на получение жилищных субсидий, выезжающих из районов Крайнего Севера, отсутствовали.
По фактам выявленных нарушений прокурором Селемджинского района 08.06.2011 главам администраций Селемджинского района, пгт.Огоджа внесены представления, по результатам рассмотрения которых 2 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
23.05.2011 Закордонец Н.И. обратилась в администрацию района с заявлением о восстановлении её в очереди на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Постановлением главы администрации района от 25.05.2011 №628 она внесена в списки участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050, и включена в очередь на 2012 год с датой постановки на учёт 01.11.1999. Закордонец Н.И. состоит в очереди под №259 в категории «пенсионеры» (всего в очереди 476 граждан).
Проверкой 258 учётных дел граждан Селемджинского района, поставленных на учёт до 01.11.1999 и претендующих на получение жилищных субсидий, установлено, что им также предлагалось в 2000 году получить субсидию на приобретение жилья, от которой они отказались, в связи с чем они оставлены в очереди на её получение. Вместе с тем заявления от них о желании получить субсидию, жилищный сертификат в 2001–2010 годах в администрацию не поступали. Указанные граждане законно поставлены в очередь и так же, как Закордонец Н.И., имеют право на получение жилищной субсидии при условии подачи заявления.
Таким образом, Закордонец Н.И. на законных основаниях поставлена на учёт в очередь граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, под номером 259. Включение её в список в качестве первоочередника повлечёт нарушение прав иных граждан этой категории, поставленных на учёт ранее.
Основания для возложения обязанности на органы государственной власти области по выдаче Закордонец Н.И. государственного жилищного сертификата в текущем году отсутствуют, поскольку в соответствии с п.24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы (далее – Правила), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153 и действующих в настоящее время, в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин – участник подпрограммы в период с 01 января по 01 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учётное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 01 июля года, предшествующего планируемому, не допускается (п.24 Правил).
Согласно п.26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат. Включение граждан – участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается.
Факт оказания на родственников, в том числе Тамахину Т.М. (дочь Закордонец Н.И.), давления со стороны органов местного самоуправления подтверждения не нашёл, о чём свидетельствуют отобранные от Ящерова Е.И., Тамахиной Т.М. и должностных лиц администрации Селемджинского района Шатровой Н.М., Лицкевич Т.В.
Устранение выявленных нарушений и последующее включение Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области Закордонец Н.И. в сводный список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в 2012 году, оставлены на особом контроле.
Ответ Ящерову Е.И. дан 04.07.2011.
2. Проверкой по обращению Носковой Л.В. установлено следующее.
Согласно объяснению Носковой Л.В., нарушения прав граждан при выборе управляющей компании заключались в том, что при проведении голосования по вопросу выбора управляющей компании протоколы голосования раздавались только собственникам тех квартир, которые имели большую площадь, вследствие чего имели больший процент голосов. Кроме того, протоколы заочного голосования преимущественно направлялись тем собственникам жилых помещений, которые не отдавали предпочтение иным управляющим компаниям, а также при проведении заочного голосования истребовалось мнение не только собственников, но и нанимателей, и арендаторов жилых помещений.
Выявлены факты необоснованного включения в протокол решений собственников дома Литер, 2, п.Моховая Падь г.Благовещенска жителей, которые не участвовали в заочном голосовании и не подписывали решения собственников, что свидетельствует об отсутствии 51% голосов при принятии решения о способе выбора управления и указывает на нелегитимность решения собственников, принятого с нарушением ст.44–48, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
Аналогичные факты нарушений при избрании управляющей компании выявлены по результатам опроса жителей дома Литер, 1, п.Моховая Падь г.Благовещенска.
Кроме того, в ходе проверки прокуратурой области установлены факты фальсификации и подделки неустановленными лицами протокола и решения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома Литер, 2, п.Моховая Падь, г.Благовещенска от 09.02.2009 о выборе управляющей компании, согласно которым за управляющую компанию ООО «Управление жильём» отдан 71% голосов.
По факту выявленных нарушений генеральному директору ООО «Управляющая компания» Лопареву С.Л. внесено представление, материалы проверки 16.06.2011 направлены в порядке ч.2 ст.37 УПК РФ в УМВД по Амурской области для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ч.1 ст.327 УК РФ (подделка документов).
По результатам рассмотрения постановления прокурора 27.06.2011 дознавателем ГУ УМВД России «Благовещенское» возбуждено уголовное дело №192735 по факту совершения преступления, предусмотренного ч.1 ст.327 УК РФ (подделка документов).
Прокуратурой области разъяснены представителям инициативных групп жильцов указанных домов положения закона о праве смены управляющей компании, результаты проверки размещены на сайте прокуратуры области.
В ходе проверки подтвердился факт отказов управляющей компании по обращениям жильцов дома Литер, 2 по ул.Моховая Падь предоставить копии договоров управления. Указанное нарушение отражено в представлении от 16.06.2011 (находится на рассмотрении).
В части доводов заявителя о нарушениях жилищного законодательства при избрании «старших домов» установлено следующее. Избранная в феврале 2009 года общим собранием собственников помещений (протокол от 28.02.2009) уполномоченным представителем собственников жилого дома Литер, 2 Шайдурова Е.М. от исполнения указанных обязанностей отказалась, в связи с чем обязанности по представлению интересов собственников жилых помещений фактически осуществляла Саяпина З.В. на основании волеизъявления собственников (протокол от 13.04.2009 №4), избранная 56% голосов «за». 27.03.2011 проведено общее собрание собственников помещений многоквартирного дома по вопросу смены уполномоченного представителя собственников жилых помещений, на котором 55% проголосовавших отдали голоса за уполномоченного представителя Шайдурова Н.П.
Таким образом, нарушений ст.44 ЖК РФ, согласно которой общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принимается решение об определении лица, которое уполномочено на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений на условиях, определённых решением общего собрания, не выявлено.
По вопросу проведения капитального ремонта жилых помещений многоквартирных жилых домов установлено следующее.
Собственники жилых помещений дома Литер, 2 п.Моховая Падь не инициировали вопрос о проведении капитального ремонта жилого дома, который в соответствии со ст.44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственниками помещений многоквартирных домов ДОС №11 п.Моховая Падь г.Благовещенска, ДОС №15 п.Моховая Падь, д.74 по ул.Калинина г.Благовещенска, которыми также заключён договор управления с ООО «Управляющая компания», мероприятия по проведению капитального ремонта многоквартирных домов проведены в установленном законодательством порядке.
В то же время у собственников жилых помещений многоквартирных домов ДОС №11, ДОС №15 п.Моховая Падь имелись отдельные замечания к качеству проведённого капитального ремонта, которые с выездом на место проверены прокуратурой области с привлечением специалистов контролирующих органов.
По фактам некачественного оказания указанных услуг прокуратурой области возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.23 КоАП РФ (нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами), которое находится на рассмотрении в Государственной жилищной инспекции Амурской области.
Кроме того, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области установлены финансовые нарушения в деятельности управляющей компании – ООО «Управление жильём» при проведении капитального ремонта указанных домов, о чём составлен акт, который прокуратурой области 23.06.2011 направлен в УМВД по Амурской области для приобщения к материалам проверки, проводимой в порядке ст.144–145 УПК РФ по заявлениям Носковой Л.В. и иных граждан о фактах мошеннических действий генерального директора ООО «Управление жильём» Лопарева С.Л.
Контрольно-счётной палатой г.Благовещенска установлено, что в нарушение ч.7 ст.156 ЖК РФ ООО «Управление жильём» в отсутствие решения собственников жилых помещений дома Литер, 2 по ул. Моховая Падь в 2011 году произведено повышение тарифа на 15 процентов. Вопреки п.1 ст.290 ГК РФ и ч.1 ст. 36 ЖК РФ управляющей компанией не заключены отдельные договоры на содержание нежилых помещений с иными собственниками (почта, парикмахерская), счета к оплате в проверяемом периоде им не выставлялись.
Кроме того, Контрольно-счётной палатой г.Благовещенска выявлены факты необоснованного списания управляющей компанией затрат по работам, фактически не произведённым, а также несоблюдения плановых показателей по направлению средств на цели, согласованные с собственниками жилых помещений.
В этой связи прокуратурой области 16.06.2011 материалы проверки в названной части направлены для приобщения к проводимой ГУ УМВД России «Благовещенское» Амурской области проверке в порядке ст. ст. 144, 145 УПК РФ по заявлениям Носковой Л.В. и иных граждан о мошеннических действиях руководства названной компании.
По результатам процессуальной проверки 27.06.2011 СУ при ГУ УМВД России «Благовещенское» в отношении работников ООО «Управление жильём» возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.З ст.159 УК РФ (мошенничество).
Довод обращения о создании управляющей компании ООО «Управление жильём» для «отмывания средств» объективного подтверждения в ходе проверки не нашёл. ООО «Управление жильём» в иных программах, кроме капитального ремонта вышеназванных домов, участия не принимало, в связи с чем в рамках реализации других программ средства из бюджетов разных уровней ему не направлялись.
Нарушений при покупке гаража ООО «Восток-13» не установлено, указанный объект недвижимости приобретён данным обществом на основании договора купли-продажи от 21.01.2011 у Никитина Н.А. (свидетельство о государственной регистрации права от 19.08.2010 №28 АА 469151).
Рассмотрение актов реагирования и фактическое устранение выявленных нарушений закона управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе оставлены на контроле.
Ответ Носковой Л.В. дан 04.07.2011.