беспечить возможность принятия свободных и осознанных решений по вложению своих сбережений.
Гарантируя свободу предпринимательства, российская Конституция одновременно не допускает монополизма и недобросовестной конкуренции. Далеко не так обстоят дела в реальной жизни.
Хотя в результате проводимых в стране экономических реформ монополизм перестал быть чертой, характеризующей общее состояние российской экономики, в отдельных сферах он сохранился. В 1995 году антимонопольная политика будет проводиться по следующим основным направлениям:
- совершенствование нормативной базы антимонопольного регулирования и организация неукоснительного исполнения действующего законодательства;
- государственное регулирование рынков, где доминируют естественные монополии (железнодорожные перевозки, электроэнергетика, трубопроводный транспорт, телекоммуникации);
- преодоление локального монополизма.
Добиться стабилизации уровня жизни, создать предпосылки для его повышения - важнейшая задача 1995 года.
Крупные ассигнования предполагается направить на реализацию социально значимых инвестиционных проектов, связанных с обеспечением населения медикаментами, предоставлением жилья военнослужащим, переселением граждан из районов Крайнего Севера, ликвидацией последствий стихийных бедствий и катастроф, обееспечением деятельности объектов культуры.
Для преодоления несправедливости в распределении доходов и материальных благ нужно прежде всего существенно снизить инфляцию. Опыт всех лет реформы ясно показывает: чем сильнее инфляция, тем выше уровень социального расслоения, и наоборот.
Но одними только методами сдерживания инфляции проблему не решить. Необходимо более жесткое налогообложение сверхвысоких доходов, направляемых на личное потребление, в сочетании со стимулированием их использования в инвестиционных целях. Будет введен строгий контроль за соответствием декларированных сведений о доходах фактическим расходам на потребление, особенно при покупке недвижимости, дан импульс развитию потребительского кредита, широкому распространению среди населения надежных и высоколиквидных государственных ценных бумаг.
Предстоит много сделать для реального обеспечения права человека на вознаграждение труда и защиту от безработицы.
Настоятельно необходимы современный Трудовой кодекс, законодательные акты, регулирующие разрешение коллективных трудовых конфликтов. Права работающих, особенно занятых в негосударственном секторе, защищены слабо. Эффективное, демократическое преодоление социальных противоречий возможно лишь тогда, когда исправно функционирует триада "государство - профсоюзы - работодатели". У нас пока последний ее элемент явно выпадает.
Но этого мало. Нужны новые, а главное - неинфляционные способы стабилизации рынка труда. Предполагается сделать этот рынок высокомобильным, сократить продолжительность безработицы, стимулировать создание новых рабочих мест. Особое внимание - гарантиям занятости на государственных предприятиях и трудоустройству работников, увольняемых с предприятий-банкротов.
Проблема заработной платы. Нынешняя ситуация, когда цены товаров близки к мировым, а цена труда намного меньше мировой, явно ненормальна. Дешевый труд не может быть эффективным. Никаких новых ограничений заработков быть не должно, а имеющиеся будем постепенно снимать. Речь идет об уменьшении налогообложения фонда потребления предприятий.
Конституционное требование о минимальной заработной плате должно соблюдаться неукоснительно на предприятиях любой формы собственности, включая те, которые финансируются местными бюджетами. Разумеется, при условии, что решения о повышении минимальной заработной платы будут приниматься ответственно, с учетом возможностей федерального и региональных бюджетов.
Нетерпима массовая практика несвоевременной выплаты работникам заработной платы, грубо нарушающая неотъемлемые права граждан. Здесь были бы полезны жесткие законодательные меры. Хроническая задолженность по заработной плате должна рассматриваться в качестве основания для применения к соответствующему предприятию процедур реорганизации и банкротства.
Нужны серьезные перемены в сфере социального обеспечения.
Подготовлен проект реформирования государственного пенсионного обеспечения, предусматривающий его перестройку в соответствии с условиями рыночной экономики. Наряду с развитием государственной системы настоятельно необходимо поддержать становление других форм пенсионного обеспечения.
Быстрое расширение сети негосударственных пенсионных фондов, рост интереса населения к участию в их деятельности требуют неотложного принятия законодательства о негосударственном пенсионном обеспечении.
Мы в неоплатном долгу перед людьми старших возрастов, перед тяжелым трудом и ратным подвигом. 1995 год будет посвящен ветеранам Великой Отечественной. Приняты соответствующие решения, в частности введены компенсации к пенсиям ветеранов войны. Нет сомнения, что этим людям будут оказаны внимание и материальная поддержка со стороны органов власти всех уровней, отечественных предпринимателей, общественных организаций. Это наша святая обязанность.
Следует ускорить принятие федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", который обеспечивал бы предоставление пособия на каждого несовершеннолетнего ребенка, находящегося на иждивении семьи. Правительству - создать механизм, гарантирующий своевременную выплату пособий на детей во всех субъектах Российской Федерации.
Несмотря на определенные положительные результаты, право на жилище в полной мере не обеспечено. Полноценный рынок жилья еще только в начале становления.
Будет последовательно выполняться государственная целевая программа "Жилище", одобренная Правительством в 1993 году и предусматривающая комплекс мер по улучшению жилищных условий, а также развитие жилищного строительства с максимальным привлечением средств населения и при поддержке государства.
Жилищное строительство и дальше останется одним из приоритетов структурной политики. С целью его наращивания на условиях, доступных для населения, приняты указы Президента о жилищных сертификатах и жилищных кредитах. Эти решения предстоит реализовать на практике.
Граждане России вправе рассчитывать на восстановление и защиту своих сбережений. В 1995 году будем двигаться по двум основным направлениям.
Первое - разработка и начало реализации программы восстановления сбережений населения. Самое главное здесь - первоочередное возмещение значительной доли сберегательного долга лицам старших возрастов.
Второе - создание специального механизма страхования депозитов для освобождения вкладчиков от риска потерять деньги. Центральному банку следовало бы усилить контроль за деятельностью коммерческих банков, привлекающих средства населения. Только так можно добиться позитивного изменения в структуре сбережений, переключения их на банковские вклады.
Повышение надежности и стабильности банков, укрепление доверия к их работе, достаточная доходность рублевых вкладов будут служить основой сокращения сбережений в иностранной валюте.
Добровольный перевод сбережений из наличной иностранной валюты в банковские рублевые депозиты в 1995 году должен стать важным источником финансовых ресурсов для развития экономики.
Нужно, конечно, развивать (в том числе путем предоставления особого налогового режима) всю систему институтов, обеспечивающих аккумулирование сбережений населения и проводящих инвестиционную деятельность: негосударственных пенсионных фондов, инвестиционных компаний и других.
В 1995 году надо добиться реального продвижения по всем этим направлениям. Будут реализованы конституционные нормы, определяющие социально-экономические права человека. Тогда действительно удастся снизить социальную цену реформы. Тогда у людей будет больше уверенности в завтрашнем дне.
2.2. Поддержка культуры, науки и образования
Отечественная культура обеспечивает целостность нации, вырабатывает и укрепляет подлинную духовность и гуманизм.
Прошедший год был для российской культуры нелегким. Она получила немногим более половины ассигнований, предусмотренных бюджетом.
В значительной степени затруднена реконструкция таких объектов национального достояния, как Эрмитаж и Большой театр. Не пополняются в необходимой степени музейные коллекции и библиотеки. Из эфира, с экранов телевизоров вытесняются отечественное искусство, высокая классика. Нередко вынуждены закрываться или перепрофилироваться учреждения культуры, принадлежащие профсоюзам.
Боли отечественной культуры не могут оставлять равнодушными никого из руководителей государства, как и судьба, ежедневное трудное существование мастеров искусства, подвижников музейного, архивного и библиотечного дела. По-прежнему средняя заработная плата работников культуры ниже, чем в других отраслях социальной сферы.
Усилия государства были направлены на решение важнейшей задачи - обеспечить право граждан России на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
В прошедшем году указами Президента Российской Федерации были поддержаны народные художественные промыслы, определена протекционистская политика государства в сфере кинематографии. Обеспечена сохранность приватизируемых недвижимых памятников истории и культуры. Продолжается осуществление специальных мер поддержки особо ценных объектов культурного наследия.
Положительную роль сыграла и система государственных пенсий для особо выдающихся мастеров культуры и искусства и стипендий Президента Российской Федерации, назначаемых деятелям литературы и искусства специально на время создания того или иного произведения.
То немногое, что могло сделать государство, несмотря на тяжелые экономические условия, уже дает свои первые плоды. Положен конец практике запретов и гонений. Государственная политика в сфере культуры основывается на реально существующем многообразии художественных направлений, национальных художественных школ, философских устремлений творцов.
При всех трудностях и издержках в прошедшем году отчетливо выявился живой, динамичный процесс переустройства российской культуры, ее адаптации к новой действительности.
Оценки положения дел в отечественной культуре сегодня нередко излишне эмоциональны, порой в расчет не принимаются реальные факты. Например, число учащихся музыкальных школ в России в 1994 году выросло на четверть миллиона. Эти цифры не менее красноречивы, чем завершение реконструкции Третьяковской галереи в Москве, Драматического театра в Астрахани. По-прежнему высок престиж российского искусства за рубежом.
При том, что именно государство и на федеральном, и на региональном уровнях остается главным спонсором, отечественная культура стала многоукладной.
Государство сохранило сеть театров, музеев, киностудий, библиотек, камерных и симфонических оркестров. Наряду с этим образовалось значительное число негосударственных кино- и видеостудий, художественных галерей, симфонических оркестров, издательств, продюсерских фирм и агентств, школ искусств. Многие из них внесли значительный вклад в развитие высокой культуры переизданиями классической литературы, созданием спектаклей, воскрешающих национальные шедевры драматургии, организацией первоклассных выставок. Расширяется круг отечественных меценатов, которые поддерживают и крупные художественные акции, и повседневную жизнь учреждений культуры, работают в тесном контакте с государством.
Хотя в условиях культурного плюрализма на потребителя обрушивается низкопробная продукция, у россиян, безусловно, расширились возможности приобщения к подлинным ценностям национальной и мировой культуры. Пожалуй, никогда еще в России книжный рынок не был так богат изданиями великих русских философов, историков, религиозных и светских мыслителей, гениев русской литературы, запрещенных до недавнего времени представителей национальных литератур народов нашей страны.
В качестве первоочередной задачи государства в культурной сфере стоит разработка отвечающей новым реальностям правовой базы:
- стимулирующей налоговыми льготами направление негосударственных средств в сферу культуры;
- способствующей сохранности и безопасности принадлежащих государству культурных ценностей;
- обеспечивающей возможность творческого труда и права на "свободную профессию";
- усиливающей ответственность за преступления против культурного наследия страны.
Тревожная ситуация сложилась в области науки. Выделяемые государством средства не позволяют сохранить объемы и уровень фундаментальных научных исследований. Привлечение негосударственных средств в фундаментальную науку, в отличие от прикладной, проблематично и не решает в целом задачи финансирования. Для большинства субъектов Федерации финансирование науки - непосильная ноша.
Но нельзя не замечать начавшиеся процессы новой самоорганизации науки, особенно в сфере социальных и экономических наук. Частный бизнес уже проявляет себя в быстрой реализации перспективных научных идей, имеющих практическое значение. Все это - обнадеживающие признаки не только выживания науки, но и ее возрождения.
Именно поэтому жизненно важно создать адекватную современным условиям правовую базу научной сферы. Она должна закрепить правовой статус научного работника, научной организации, временного научного коллектива, независимого объединения научных работников, Российской академии наук. Для регламентирования деятельности различных инновационных структур (фондов, инженерных и внедренческих центров), реализации социально-экономических, оборонных, научно-технических, природоохранных и других задач предстоит разработать законы о внебюджетных фондах поддержки науки, культуры и образования, о наукоградах. Тщательная проработка подобных законов - наша общая задача на 1995 год.
Эти и другие меры должны быть нацелены на решение такой стратегической задачи, как структурное реформирование всего научного сообщества в нашей стране.
Несмотря на экономические трудности, в целом обеспечивалось конституционно закрепленное право на образование. Были укреплены гарантии прав граждан на бесплатное и общедоступное образование. Этому способствовал Указ Президента "О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования".
Для дальнейшего стимулирования научных исследований и инновационных разработок в сфере образования предстоит учредить государственные премии в этой важнейшей области. Было бы полезно поддержать такой подход на республиканском и региональном уровнях.
Реальностью стал переход на развивающее обучение, образование по выбору, вариативное образование. Это привело к созданию разнообразных курсов, программ и учебников нового поколения, внедрению новых форм организации учебного процесса.
Однако правовые гарантии бесплатности и общедоступности дошкольного, общего среднего, профессионального образования требуется подкрепить экономическими механизмами, мерами по социальной защите учительства, детей и подростков.
Нормальное функционирование и развитие образования немыслимо без совершенствования законодательной базы.
Необходимо:
- внести изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "Об образовании";
- устранить в ряде нормативно-правовых актов противоречия, сдерживающие развитие образования;
- решить вопросы собственности учебных заведений и их ведомственной принадлежности, полного и своевременного финансирования образовательных учреждений.
Развитие образования является предметом совместного ведения центральных органов управления, правительств и администраций субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Необходимо обеспечить равные возможности в получении образования всем юным гражданам вне зависимости от состояния местного бюджета.
При этом следует выделить:
- продолжение работы по разграничению компетенции органов управления образованием различных уровней;
- развитие форм государственно-общественного управления;
- расширение сферы применения гибких механизмов управления, предусматривающих совершенствование аттестации работников образования, образовательных учреждений, лицензирование образовательной деятельности.
Огромную роль в финансировании школы могут сыграть местные фонды образования, попечительские советы учебных заведений, использование разумной системы налоговых льгот как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Высшая школа и сегодня выполняет нравственно-образовательные функции, осуществляет подготовку специалистов и проводит научные исследования по всем направлениям науки, техники и производства.
Это происходит на фоне серьезных трудностей из-за недостаточного и нерегулярного финансирования. В результате резко сократились закупки учебного и научного оборудования, издание учебников и научной литературы, практически свернуто строительство новых учебных корпусов и развитие материально-технической базы.
Однако сделаны определенные шаги в разработке региональной политики, развитии множественности источников финансирования, активации экономической деятельности высших учебных заведений, интеграции университетов в международную систему образования и науки.
Особое значение имеет участие вузовской науки в формулировании инновационной среды. Сегодня в стадии освоения находятся свыше 2000 инновационных проектов, соответствующих и превосходящих в ряде случаев лучшие зарубежные аналоги. В системе высшей школы создано 40 технопарков - преобладающая часть технопарковых структур России.
Создаются учебные центры при вузах, предназначенные для подготовки и переподготовки менеджеров и других специалистов в области наукоемкого предпринимательства.
Вместе с тем система образования все еще находится в явном несоответствии с потребностями государства и формирующегося гражданского общества, с запросами экономики и сферы права, с нуждами регионов. Устаревшая структура образовательной системы, "моральный износ" учебных программ ведут к воспроизводству кадров, не востребуемых на рынке труда. С учетом угрозы роста безработицы это служит дополнительным источником социальной напряженности.
Особенно остро подобная негативная тенденция проявляется в сферах профессионально-технического и среднего специального образования, во многом дублирующих друг друга. Им надо повернуться лицом к рынку, к потребностям регионов, к задачам переподготовки высвобождающегося и незанятого населения. В свою очередь органы власти должны освободить их от излишней и непродуктивной опеки.
Наметившиеся позитивные структурные сдвиги необходимо не только закрепить, но и развить в 1995 году. Предстоит большая работа по трансформации структуры высшего образования в соответствии с новым государственным стандартом.
Изменения в содержании гуманитарного образования должны формировать новые нравственные ориентиры, воспитывать гражданственность, патриотизм, правовую культуру.
Но главная задача - не потерять высокое качество образования.
Важно учесть, что глубокое реформирование системы образования невозможно без решения трех ключевых проблем: всестороннего обновления содержания образования, особенно гуманитарного; создания эффективной системы учебного книгоиздания на основе активной протекционистской политики государства; динамичной переподготовки работников образования, особенно в сфере управления.
2.3. Обеспечение прав и свобод граждан на всей территории России
Права и свободы человека в таком огромном государстве, как Российская Федерация, имеют территориальный аспект. В любом регионе страны гражданин вправе чувствовать себя надежно защищенным Конституцией Российской Федерации. Никакие региональные законы и иные нормативные акты субъектов Федерации не могут покушаться на конституционные основы правового положения личности. Эта область правового пространства России должна на