те прав и поддержке наших соотечественников в государствах СНГ и Балтии на 1994-1995 годы. Поставлена очень важная задача - в рамках законности и уважения государственности партнеров по СНГ расширять связи с общественными организациями, выражающими интересы соотечественников.
Принята Конвенция Содружества об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. В стадии подготовки находится Конвенция СНГ по правам человека. На предстоящем этапе целесообразно сделать акцент на достижении конкретных двухсторонних договоренностей по этим проблемам по примеру соглашений, выработанных с Туркменистаном и Казахстаном.
В числе первоочередных вопросов - реализация вместе с партнерами по СНГ нашей гуманитарной инициативы по проблемам беженцев и мигрантов на постсоветском пространстве; налаживание взаимодействия по борьбе с организованной преступностью и терроризмом.
Стратегическая задача - закрепление позитивных сдвигов, наметившихся в отношениях с Украиной. Наше взаимное притяжение - процесс естественный. Россия с пониманием относится к трудностям, которые переживает братский украинский народ в становлении своего государства, особенно в экономической сфере. Несмотря на собственные проблемы, мы готовы подставить плечо. Мы ожидаем, что и украинское руководство, осознавая важность добрососедских отношений с Россией, пройдет свою часть пути к подписанию Договора о дружбе и сотрудничестве между Россией и Украиной, соглашений по другим крупным нерешенным вопросам двусторонних отношений.
Интеграционный потенциал активно реализуется в отношениях России с Белоруссией и Казахстаном. Исходя из общих интересов наших стран подписан пакет документов о создании трехстороннего Таможенного союза. Он призван прокладывать путь к углублению интеграционных процессов между всеми участниками Экономического союза СНГ. Расширилось сотрудничество в военной сфере.
Утверждается, в первую очередь усилиями России, авторитет СНГ как региональной международной организации. В истекшем году Содружество впервые было представлено на сессии ГА ООН и конференции на высшем уровне СБСЕ, выступило с рядом совместных инициатив на форуме ООН.
Есть сдвиги в отношениях с государствами Балтии. Однако коренного перелома в пользу добрососедства и взаимопонимания, преодоления сохраняющегося в этих странах синдрома недоверия в пользу развития взаимовыгодных экономических связей и надежного обеспечения прав наших соотечественников еще предстоит добиться, равно как и решения проблемы бесперебойного жизнеобеспечения Калининградской области России.
В европейских делах приходится действовать с учетом противоречивых тенденций: с одной стороны - интегрирующей, нацеленной на строительство единой Европы, с другой - толкающей континент к новому размежеванию.
Выдвинув концепцию общеевропейского партнерства, мы активно выступили за углубленное взаимодействие, за окончательное преодоление блокового мышления. Была предложена идея центральной роли СБСЕ в обеспечении европейской безопасности и стабильности. В результате будапештской встречи в верхах появилась возможность перевести ее в практическую плоскость, в том числе через создание правовой базы и усиление действенности теперь уже Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Есть позитивные подвижки в отношениях России с Европейским союзом: подписано важнейшее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Дело - за быстрой, без каких-либо искусственных увязок, ратификацией и практическим его выполнением. В 1995 году ставим задачу добиваться подключения России к механизмам согласования политических и экономических решений в Евросоюзе.
Продолжается многоплановая подготовка к нашему вступлению в Совет Европы. И хотя события в Чечне замедлили сроки его реализации, мы не драматизируем эту ситуацию.
В то же время в своей европейской политике Россия в 1995 году не может не учитывать стремление ряда стран перевести в практическую плоскость подготовку к расширению НАТО. Беспокоит, что некоторые силы на Западе пытаются осуществить перегруппировку влияний в евроатлантическом регионе, которая объективно может вести к изоляции России.
Россия не претендует на обладание правом "вето" при вступлении в НАТО новых членов, но не будет согласна и с поспешным расширением этого союза. Россия вправе рассчитывать на признание законных интересов своей безопасности по ряду практических вопросов и воплощение такого признания в конкретные дела.
Решения по европейской безопасности, принимаемые без участия России и тем более против нее, будут контрпродуктивными. Новый раскол европейского континента не будет отвечать ни интересам России, ни интересам Европы в целом.
Задача 1995 года: переместить акценты с ускоренного расширения НАТО на развитие партнерства с активным участием России. С учетом этого будут определяться и вопросы конкретного сотрудничества "Россия-НАТО". Диалог о возможных параметрах такого сотрудничества уже начат как с руководством НАТО, так и со странами - членами этой организации.
В центре политического взаимодействия с европейскими государствами - создание устойчиво работающего механизма безопасности XXI века. Он мог бы опираться на существующие организации и институты, прежде всего на потенциал и возможности ОБСЕ. Мы не исключаем и трансформации старых институтов, и появления новых, и собственного вступления в те и другие. Главное - чтобы никто не был изолирован от принятия решений, касающихся судеб Европы.
Со странами Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы стратегическая цель - установить в рамках целостной общеевропейской системы отношения подлинного взаимовыгодного и дружеского партнерства. Предпосылки для этого - интенсификация политического диалога, оживление торгово-экономических связей, усиление культурно-информационных контактов. Более важную роль в нашей внешней политике и дипломатии должны играть также исторические партнеры и друзья России. Наши усилия на этом направлении пока явно недостаточны.
Необходимо развивать доверительные отношения, сложившиеся с большинством западноевропейских государств: с ФРГ, Францией, Великобританией, Италией, Испанией и другими странами. Интересам России отвечает формирование с этими государствами тесного не только экономического, но и политического сотрудничества. Должного внимания заслуживает налаживание взаимодействия с Западноевропейским союзом.
Россия будет стремиться к еще более тесному сотрудничеству с европейскими государствами как одному из важнейших факторов стабильного, надежного построения демократического общества и высокоэффективной экономики.
Партнерство с Соединенными Штатами Америки, установление и поддержание взаимоприемлемого баланса интересов с этой державой - в числе главных приоритетов.
Объективной основой для развития отношений России с Соединенными Штатами является и наш общий интерес в формировании стабильной и безопасной системы международных отношений. Климат российско-американских отношений все в большей степени определяется не только интересами правительств, но и деловыми и гуманитарными интересами граждан двух стран.
Твердо отстаивая свои позиции, надо вместе с тем наращивать солидный позитив, наработанный за последние три года.
В 1995 году продолжится работа по ключевым направлениям взаимодействия: стратегическая стабильность, ограничение и сокращение вооружений, сотрудничество в исследовании космоса, экономическое сотрудничество, взаимодействие в области экологии, науки и др.; согласование подходов к европейской и международной архитектуре безопасности, включая проблему взаимоотношений новой России с новым НАТО; устранение "двойных стандартов" в области миротворчества, окончательное преодоление дискриминации в торговле высокими технологиями и оружием.
Удалось наладить неплохое взаимодействие с новым правительством Канады. Однако потенциал развития взаимовыгодных отношений с этой страной, особенно в промышленно-экономической сфере, используется недостаточно.
Главный итог политики на Востоке: впервые за многие годы Россия сумела обеспечить нормальные, добрососедские, а где возможно, и партнерские отношения с основными державами обширного региона. В результате на долгосрочной основе гарантирована безопасность восточных границ, улучшены внешнеполитические условия для развития Дальнего Востока, усилены общие международные позиции России. Вместе с тем потенциал отношений с Востоком неизмеримо больше. Важно активизировать нашу политику и дипломатию в Азиатско-Тихоокеанском регионе, особенно с точки зрения обеспечения интересов экономического развития России.
В отношениях с Китаем сделан заметный шаг вперед. Достигнуты договоренности о предотвращении опасной военной деятельности, решается пограничная проблема. Развиваются торговые и экономические связи, военно-техническое сотрудничество. Необходимо продолжить линию на конструктивное партнерство по двусторонним и международным вопросам на основе строгого выполнения заключенных договоров и соглашений.
Аналогичную роль играют наши отношения и с другой великой азиатской державой - Индией. Нынешние масштабы взаимовыгодного сотрудничества с Индией не отвечают потенциалу обоих государств и их во многом совпадающих интересов.
Возрастает роль российско-южнокорейских отношений. Республика Корея становится все более важным экономическим и политическим партнером России. Начали выходить из застоя и отношения с КНДР.
Стабильно дружественного соседа заинтересована видеть Россия в лице Японии. Отталкиваясь от Токийской декларации 1993 года, следует наращивать сотрудничество с этой страной по всем направлениям.
Слабость положения России на Востоке - крайне низкий уровень торгово-экономических связей. Для преодоления этой ситуации требуется долгосрочная комплексная программа подъема экономики дальневосточных регионов России, их полноценного включения в систему хозяйственных связей Азиатско-Тихоокеанского региона.
Первоочередные цели на Ближнем Востоке - стабилизация обстановки в регионе как на арабо-израильском направлении, так и в районе Персидского залива. Ближневосточные государства, где сильны опасения по поводу однополярности нового миропорядка, видят в России необходимый фактор глобального и регионального равновесия. Это относится не только к арабским государствам, но и к Израилю.
В минувшем году удалось сбалансировать две составляющие нашей внешней политики - отношения с Ираком и государствами Персидского залива. Задел, созданный на Ближнем Востоке, позволил свести к минимуму отрицательные последствия развития событий в Чечне применительно ко всему мусульманскому миру.
Большие перспективы открываются на латиноамериканском направлении, прежде всего в привязке к нашим экономическим интересам.
Миротворческая активность способствовала повышению авторитета России в Африке и создала предпосылки для продвижения наших политических и экономических интересов на континенте. Новые возможности открываются, в частности, в торгово-экономических отношениях с ЮАР.
Одна из целей внешней политики на всех направлениях - повышение отдачи от нее для регионов России. Механизмы сотрудничества в районах Балтики, Черного моря, Баренцева-Евроарктического региона работают на решение конкретных социально-экономических проблем обширных районов России. Это - проявление федерализма в действии.
Субъекты Федерации постепенно приходят к пониманию, что в рамках единой государственной политики, опираясь на помощь федеральных органов, они могут эффективнее реализовать свои внешнеэкономические интересы.
Внешняя политика России в целом - сложный комплекс усилий всех участников международных связей Российского государства. В него вовлечены огромные средства, задействованы силы и интересы государственных, общественных, частных организаций и граждан.
За истекший год наладилось взаимодействие исполнительной и законодательной власти по вопросам внешней политики. Через различные формы своей деятельности Федеральное Собрание все заметнее участвует в формировании внешнеполитического курса России, развивает связи с зарубежными парламентами. Укрепление взаимодействия Правительства с Федеральным Собранием по вопросам внешней политики - важная задача исполнительной власти.
Вместе с тем, как уже отмечалось в предыдущем Послании, разноголосица во внешней политике наносит ущерб государственным интересам. И наоборот - последовательное, и скоординированное проведение в жизнь внешнеполитических инициатив будет способствовать более эффективному для России сотрудничеству с зарубежными странами, поможет в полной мере раскрыть его возможности.
Согласно Конституции основные направления внешней политики определяет Президент Российской Федерации. Одна из важнейших задач 1995 года - улучшение координации внешнеполитической деятельности. От успешного ее решения выиграют все органы власти и, что самое главное, граждане Российской Федерации.
Глава 2. Обязанности государства по защите прав и свобод человека и гражданина
2.1. Экономические и социальные права в период реформы
Задача первых лет реформы состояла в том, чтобы создать механизмы рыночного хозяйства, найти новые формы социальной защиты граждан в изменившихся условиях. Продолжая ее решать, мы должны двигаться дальше. Теперь необходимо добиться того, чтобы механизмы рынка и системы социальной поддержки функционировали эффективно.
Это значит, что в 1995 году предстоит осуществить комплекс мер, обеспечивающих реализацию экономических и социальных прав граждан России. Такая политическая линия была намечена в прошлогоднем Послании. Теперь она становится одним из магистральных направлений экономической реформы.
Механизмы рыночной экономики пока работают слабо потому, что не удалось раскрепостить созидательную энергию субъектов рыночного хозяйства. Слишком много препятствий - и старых, и новых - оказалось на пути тех, кто владеет собственностью или занимается предпринимательством. Наряду с этим далеко не в полной мере защищены права на жилище, социальное обеспечение, иные гарантии, предоставленные Конституцией гражданам России.
И все-таки прошедший год не пропал даром. Сохранялась в целом стабильная ситуация на потребительском рынке. Существенно вырос объем сбережений (во вкладах, ценных бумагах и валюте), достигший 21 процента суммарных денежных доходов населения.
Сдвинулось с места решение жилищной проблемы. В структуре инвестиций доля вложений в жилищное строительство резко увеличилась - с 18 процентов в 1991 году до 28 процентов в 1994 году.
Явно оживилось индивидуальное жилищное строительство, нарастившее объемы более чем на 30 процентов.
В 1994 году в структуре доходов населения возросла доля поступлений от собственности. Это - новое и обнадеживающее явление в жизни российских граждан.
И все же социальная цена рыночных преобразований еще остается высокой.
Не снижается острота проблемы бедности. Нынешняя ситуация, когда за чертой бедности оказалась пятая часть населения, нетерпима. Национальным позором стало появление "новых бедных" - людей, имеющих работу, но в течение длительного времени получающих унизительно низкую заработную плату.
Другое негативное явление - неоправданное усиление расслоения по доходам и материальному обеспечению. Эту проблему нельзя оставлять без внимания. Главное, что беспокоит, - стихийный характер процесса имущественной дифференциации. Воздействие на него со стороны государства малозаметно, что недопустимо. Острой проблемой остается медленное формирование среднего класса - оплота социальной и политической стабильности.
Хотя прогнозы взрывного, неконтролируемого роста безработицы в очередной раз не сбылись, надеяться на сохранение ее нынешнего низкого уровня не приходится. Структурная перестройка, конверсия оборонных производств, банкротства неизбежно обострят ситуацию с занятостью.
К началу 1995 года уровень скрытой безработицы достиг 6,5 процента, и это не может не тревожить. Время, отпущенное государству для профилактики безработицы, заканчивается.
Из-за пробелов в законодательстве, нерасторопности Правительства и Центрального банка на финансовый рынок проник ряд недобросовестных компаний и банков. Немало людей, доверивших им сбережения, потеряли свои деньги. Проблема требует скорейшего решения.
Сейчас главное - создать условия для нормальной трудовой и предпринимательской деятельности, стабилизировать уровень жизни россиян, преодолеть явную несправедливость в распределении доходов, оказать необходимую помощь наименее защищенным слоям населения.
В 1995 году должен начаться реальный поворот к социальной ориентации экономической реформы.
Важнейший шаг - финансовая стабилизация и оживление производства. Граждане вправе рассчитывать на защиту своих доходов и сбережений от инфляции. Законное право предпринимателя - работать в такой экономической среде, которая позволяет осуществлять среднесрочные и долгосрочные инвестиции, планировать бизнес на перспективу.
В прошлом году государство не сумело гарантировать эти права. В 1995 году оно обязано это сделать.
Будут внесены принципиальные коррективы в саму бюджетную идеологию - и на федеральном, и на региональном уровнях.
Впредь при формировании бюджета должен стать обязательным учет государственных минимальных стандартов - по основным показателям уровня жизни, затратам на науку, культуру, образование, медицинское обслуживание, экологию. Эти пороговые параметры должны соблюдаться неукоснительно. Еще один новый принцип - преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов. Ее долю надо жестко фиксировать.
Перспективная задача - выйти на опережающий рост социальных расходов по сравнению с другими видами бюджетных затрат.
Любой гражданин России имеет право на свободу предпринимательства. Такова конституционная норма. На практике она реализуется далеко не полностью. Нелегко найти оптимальное сочетание обычных мотивов деловой жизни с особенностями российского мироощущения. Непросто защитить деловых людей, особенно в малом предпринимательстве, от противодействия, а часто - злоупотреблений и прямых нарушений закона со стороны чиновничества, от посягательств преступного мира.
Развитие предпринимательства призвано обеспечить законодательство, основанное на Гражданском кодексе. Это особенно касается государственной поддержки малого бизнеса и максимального облегчения доступа на рынок. Другая проблема - создание действенных способов "выбраковки" неэффективных предприятий и их "вывода" с рынка.
Важный резерв - приватизация. Нужны нормативные акты, надежно ограждающие права частных инвесторов. Открытость, гласность в проведении инвестиционных торгов и конкурсов - важнейшие элементы обеспечения таких прав. В этой области, столь значимой для сохранения социального мира в стране, не должно быть тайн, а тем более нарушений закона.
Несмотря на то, что первая стадия приватизации уже завершена, процесс формирования эффективных собственников только начинается. Он сдерживается недостаточной защищенностью прав собственности, прежде всего полученной в ходе приватизации.
В крайне запущенном состоянии - защита права частной собственности на недвижимость. Здесь надо начинать с самого простого - регистрации объектов недвижимости. Должна, наконец, начать работу Федеральная комиссия по недвижимости, которая взяла бы на себя регулирование рынка недвижимости.
В надежной правовой защите нуждаются права кредиторов на заложенное имущество и права владельцев акций и других ценных бумаг.
Значительным шагом вперед станет принятие Федеральным Собранием закона, регулирующего рынок ценных бумаг. Всей силой государства необходимо обеспечить защиту населения от недобросовестных предпринимателей, пытающихся захватить этот рынок. Инвесторы и вкладчики должны обладать полной информацией о своих правах как частных собственников. Населению надо о