о подготовлены для обеспечения интересов безопасности России при возникновении конфликтов локального характера.
Недостаточно эффективна система координации и взаимодействия использования Вооруженных Сил, Внутренних войск, Пограничных войск, сил и средств Федеральной службы контрразведки и других силовых структур при возникновении военных конфликтов.
Не отработан правовой и организационный механизм использования Вооруженных Сил и других силовых структур в случае попытки вооруженного мятежа на территории Российской Федерации.
Таковы лишь некоторые выводы, которые можно сделать из предварительного анализа операции по восстановлению конституционного порядка в Чечне.
Совету Безопасности дано поручение подготовить доклад по истокам, развитию и последствиям чеченского кризиса, по оценке действий наших войск.
Что касается перспективы строительства и развития Вооруженных Сил России, то я намерен через несколько месяцев специально выступить по приоритетам и основным направлениям военной реформы.
В настоящем Послании ограничусь только общими чертами строительства Вооруженных Сил и военной реформы.
Ключевой проблемой, препятствующей нормальному ходу реформирования Вооруженных Сил, стало отсутствие целостного механизма принятия решений в области обеспечения военной безопасности.
Как известно, в 1992 году было создано Министерство обороны Российской Федерации, которое в 1993-1995 годах планировало завершить вывод армии из-за рубежа, создать новые группировки войск на российской территории, перейти к смешанному комплектованию и новой организационной структуре. Основные же мероприятия реформы Вооруженных Сил откладывались на период после 1995 года.
Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска столкнулись с серьезными затруднениями объективного и субъективного характера (глубокий структурный кризис экономики страны, жесткие финансовые ограничения, дефицит призывных ресурсов, последствия плохо управляемого распада единого оборонного пространства бывшего СССР и т.д.).
Положение осложнилось выводом российских войск из стран Восточной, Центральной Европы и Балтии. Это поставило перед нами сложные проблемы обустройства выведенных войск на территории России.
Пока же можно сделать вывод о невыполнении (либо неполном выполнении) всего комплекса мер по осуществлению реформы Вооруженных Сил. По существу их реформирование продолжает пока носить отпечаток преобразования Вооруженных Сил СССР в Вооруженные Силы России.
Одна из задач военной реформы - привести в соответствие структуру и состав Вооруженных Сил как потенциальным и существующим угрозам и вызовам безопасности России и наших союзников, так и нашим экономическим возможностям. Сделав Вооруженные Силы более компактными и многофункциональными, сократив их численность, упростив их структуру, мы обязаны обеспечить их большую подготовленность, мобильность, техническую оснащенность и социальную защищенность воинов.
В связи с этим одной из основных стоит задача создания эффективной системы государственного управления обороной и обеспечением военной безопасности, в рамках которой необходимо:
- добиваться повышения престижа военной, службы, авторитета Вооруженных Сил и других войск, обеспечения готовности граждан к добросовестному выполнению долга, защите Отечества;
- создать и совершенствовать нормативно-правовую базу военного строительства, функционирования Вооруженных Сил и других войск, оборонно-промышленного потенциала;
- обеспечить координацию деятельности Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации;
- уточнить и скоординировать задачи Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации в соответствии с современными требованиями к обеспечению обороны и национальной безопасности;
- обеспечить на базе Министерства обороны скоординированную систему заказов вооружения и военной техники, проведение НИОКР для Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации;
- создать унифицированные и скоординированные системы технического, тылового и мобилизационного развертывания, основанные на территориальном принципе для всех войск Российской Федерации;
- преобразовать и продолжить развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации за счет концентрации усилий на разработке и создании наиболее перспективных вооружений и военной техники, обеспечивающих развитие Стратегических ядерных сил;
- упорядочить формирование и исполнение оборонного бюджета, сделать его структуру в большей степени отвечающей задачам устойчивого долгосрочного развития Вооруженных Сил, их технической оснащенности. Необходимо обеспечить полное выполнение принимаемого Федеральным Собранием оборонного бюджета. Это касается не только оплаты содержания личного состава, но и расходов на боевую подготовку и оборонный заказ, на оборонные НИОКР, строительство, утилизацию вооружений и военной техники.
Весь круг вопросов по обеспечению военной безопасности России должен решаться в рамках единого, скоординированного процесса военного строительства как комплекса экономических, политических, военных и других мероприятий по обеспечению достаточного уровня обороноспособности государства и его военной мощи.
Организация этого процесса не является делом только министерств и ведомств Российской Федерации, имеющих в своем составе воинские формирования. Это дело государства, и военное строительство должно организовываться прежде всего органами государственной власти и управления.
Своевременным является рассмотрение вопроса о создании при Президенте Российской Федерации постоянно действующей Комиссии по выработке предложений по военной политике и основным направлениям военного строительства Российской Федерации, а также проведению военной реформы.
Особенно остро проблемы состава Вооруженных Сил проявляются в районах, подлежащих контролю и ограничениям в соответствии с известными международными соглашениями бывшего СССР.
Нам важно найти пути решения известной проблемы фланговых ограничений по Договору об ОВС в Европе, зримо вставшей на Северном Кавказе.
Проблема защиты суверенитета, независимости и целостности государства непосредственно связана со стабильностью его границ, надежностью их охраны. Именно до государственной границы простирается сфера действия суверенитета.
В 1994 году Россией было проведено обозначение границы с Эстонией, ведутся подготовительные работы к делимитации границы с Азербайджаном и Грузией. В результате существенно сокращено нанесение экономического ущерба государству, закрыты многие каналы контрабандного вывоза из России товаров, ввоза в страну оружия и наркотиков.
Однако ситуация на границах Российской Федерации остается по-прежнему сложной.
Границы России требуют дополнительных мер по их обустройству и защите от различного рода посягательств. Значительная их часть еще не установлена, не обозначена, не оформлена в международно-правовом отношении. На ряде направлений приграничные пространства и сама граница оказались в зоне потенциальных и реальных конфликтов. Исходя из этого, обустройство российских границ будет продолжено, причем эта работа будет осуществляться поэтапно, с учетом существующих и возможных угроз интересам нашего государства.
Россия несет основную тяжесть в охране внешних границ СНГ: она в соответствии с двусторонними соглашениями охраняет границы Армении, Грузии, Киргизии, Таджикистана с соседними государствами, участвует в охране границы Туркмении. Активно развивается сотрудничество по пограничным вопросам с Белоруссией и Казахстаном. Есть хорошие перспективы в этой области с Азербайджаном и Украиной. Необходимо, чтобы пребывание российских пограничных контингентов за пределами Российской Федерации было узаконено.
Серьезная проблема для России - отсутствие единого законодательства, регулирующего режим границы, визовый, таможенный и другие виды контроля на границах СНГ.
Получило серьезное наполнение и развитие сотрудничество по пограничным вопросам с Финляндией, Польшей, Венгрией, Швецией, США, Монголией и Эстонией. Налаживаются отношения в этой области с Китаем. Мы готовы к развитию отношений с Японией.
Крайне важно, чтобы пограничные проблемы решались на основе единой государственной политики. Федеральными органами исполнительной власти завершается разработка проекта Основ государственной пограничной политики и Федеральной пограничной программы строительства и развития Пограничных войск. Учитывая различный статус нынешних российских границ, неоднозначность подходов к охране внешних границ государств Содружества, выбор выверенного курса в пограничной политике - дело исключительно трудное и ответственное. В этом вопросе нужны совместные действия исполнительной и законодательной власти.
Интересы Российской Федерации могут требовать ее военного присутствия на территории ряда государств СНГ в регионах, оказывающих дестабилизирующее влияние на развитие ситуации в самой России.
Мы будем и хотим действовать совместно, но пока Россия остается единственной силой, способной развести враждующие стороны на территории бывшего СССР и усадить их за стол переговоров.
В то же время отсутствие под миротворчеством юридической и нормативно-правовой базы существенно затрудняет выполнение Россией этой задачи.
В области военной безопасности следует также активизировать переговорный процесс по созданию системы коллективной (региональной) безопасности Содружества Независимых Государств на основе Договора от 15 мая 1992 года и двусторонних соглашений между государствами - участниками СНГ. Это позволит нейтрализовать значительную часть направленных на безопасность государств СНГ угроз, поднять сотрудничество на уровень взаимных и коллективных интересов в области национальной безопасности, будет способствовать прекращению вооруженных конфликтов на территориях государств-участников, кооперированию военного производства и стандартизации вооружения, а также создаст благоприятные условия для сохранения и использования имеющейся оборонной инфраструктуры.
С учетом перспективы создания единого военно-политического союза и того, что сегодня не все члены Содружества в одинаковой степени готовы к участию в таком союзе, представляется оптимальным гибкий подход, предполагающий возможность участия в союзе каждого из участников в соответствии с его политическими, экономическими и законодательными возможностями.
Таким образом, основными задачами на 1995 год являются:
- реорганизация Вооруженных Сил и других войск с учетом реальных возможностей страны по их укомплектованию и финансированию;
- повышение централизации управления войсками на основе комплексного решения военных задач, сокращение многозвенности и параллелизма существующих органов управления, законодательное разграничение их функций;
- уточнение и развитие военной доктрины Российской Федерации с учетом реальной оценки военных угроз и обеспечения военной безопасности.
1.5. Приоритеты внешней политики
Внешняя политика России обретает свое лицо в более безопасном в военном отношении, хотя и менее предсказуемом постблоковом мире. В то же время она осуществляется в обстановке трудного становления российской государственности, кризиса в экономике.
Этими явлениями во внутренней жизни страны пытаются пользоваться те силы за рубежом, которые опасаются восстановления могущества России на основе демократического рыночного реформирования. Они не отказываются от соблазна потеснить ее с исторических рубежей, принизить международную роль нашей страны. Известны попытки сдержать естественное стремление стран СНГ к интеграции на новой основе, помешать восстановлению взаимовыгодных экономических и иных связей.
Мы понимаем также опасения, которые вызывает Россия с ее проблемами, размерами и тоталитарным прошлым. От того, как мы справимся с внутренними делами, зависит - перерастут ли эти опасения в уважение или недоверие. Пока мы недостаточно инициативны, мало делаем для того, чтобы наши дела и намерения понимали правильно.
Наша дипломатия далеко не всегда действует так, чтобы обеспечить прежде всего экономические интересы России, интересы национальной промышленности. Одна из важнейших задач нашей дипломатии - содействовать обеспечению России достойного места среди наиболее развитых государств мира. Это непростая, но посильная для нашей страны задача.
В арсенале российской дипломатии должны быть и твердость, и умение понять точку зрения партнера, и способность к разумным компромиссам. Свои национальные интересы следует отстаивать упорно, действенно и цивилизованно.
В 1994 году продолжилось согласование принципов партнерства по основным направлениям: СНГ, Европа, США, Азия и Тихоокеанский регион, Латинская Америка, Африка.
Начался трудный переход от провозглашаемого партнерства к реальному. Именно этот процесс должен составить стержень наших усилий в нынешнем году. Именно такое реальное партнерство способствует решению главной задачи внешней политики - обеспечению благоприятных условий для внутреннего развития страны.
В минувшем году российская внешняя политика добилась следующих результатов:
- впервые с трибуны сессии Генеральной Ассамблеи ООН предложена программа создания прочной системы международной безопасности под эгидой ООН и в условиях реформирования международных институтов;
- заключены соглашения о взаимном ненацеливании стратегических ядерных ракет с США, Великобританией и Китаем;
- сформирован международно-правовой механизм, обеспечивающий нераспространение ядерного оружия на территории бывшего СССР (Украина, Белоруссия и Казахстан присоединились к Договору о нераспространении ядерного оружия - ДНЯО - в качестве неядерных государств), введен в силу Договор СНВ-1;
- расширилось международное взаимодействие в области нераспространения оружия массового уничтожения, обеспечения безопасности и сохранности ядерных оружия и материалов.
В 1995 году предстоит сосредоточить усилия на следующих направлениях:
- отстаивание позиций России в рамках ОБСЕ, усиление роли этой организации в интересах всех ее членов;
- бессрочное продление ДНЯО на Конференции его участников;
- дальнейшее продолжение процесса сокращения стратегических наступательных вооружений на равноправной основе при соблюдении принципов национальной безопасности России;
- достижение договоренностей о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, производства расщепляющихся материалов для изготовления оружия, о гарантиях безопасности неядерных государств;
- реализация других заключенных Россией международных договоров о запрещении отдельных видов вооружений, а также Договора по открытому небу;
- полноправное и масштабное участие России в режиме контроля за ракетными технологиями (РКРТ), новом, приходящем на смену КОКОМу, механизме экспортного контроля и другие вопросы.
Предстоит продолжить работу по укреплению экономической и экологической безопасности России.
Речь идет о нашем вхождении в международные экономические институты (поэтапное формирование экономической "восьмерки", присоединение к АТЭС - Азиатско-Тихоокеанскому экономическому сообществу), о расширении доступа к ресурсам МВФ, взаимодействии по решению проблем российской задолженности и долгам третьего мира перед Россией, о снижении торговых барьеров, снятии остающихся дискриминационных ограничений.
Начало этому положено. На политическом уровне мировое сообщество признало Россию в качестве страны с переходной экономикой. Произошли позитивные изменения принципов наших торгово-экономических отношений с Европейским союзом. Развивается военно-техническое сотрудничество с традиционными и новыми партнерами.
В текущем году стоит задача активизации многостороннего и двустороннего сотрудничества в области экологии, прежде всего по реализации имеющихся договоренностей об экологически безопасной ликвидации ракетно-ядерного и химического оружия, захоронении ядерных отходов, охране окружающей среды в Арктике и т.п. Одновременно нельзя допускать опасных для природы России внешнеэкономических сделок.
Россия в силу своей глобальной и региональной роли несет и будет нести значительное бремя миротворчества, главным образом на пространстве бывшего СССР. Вместе с СНГ она выступает за поддержку этих усилий также со стороны ООН и СБСЕ - ныне ОБСЕ - на четко очерченных принципах признания законных интересов России и других заинтересованных государств Содружества.
Результат - одобрение российской операции под эгидой СНГ в Грузии, "зеленый свет" сотрудничеству наблюдателей ООН с нашими силами, учреждение миссии ООН в Таджикистане, сближение ООН и ОБСЕ с российской позицией в урегулировании нагорно-карабахского конфликта.
Однако практическая поддержка наших действий со стороны ООН и ОБСЕ все еще носит неоправданно скромный характер. Проведение полномасштабных операций под флагом ООН, в частности в Грузии и Таджикистане, по-прежнему сдерживается рядом членов Совета Безопасности ООН.
Российской дипломатии предстоит решительнее противостоять "двойным стандартам" в подходах к урегулированию конфликтов на территории СНГ. Они - вызов региональной безопасности. Именно такого подхода ожидаем со стороны международного сообщества.
По предложению Совета Безопасности ООН Россия дала согласие выделить свои "резервные силы" для операций по поддержанию мира. Решением Президента предусмотрено формирование российского корпуса "чрезвычайного гуманитарного реагирования".
Последовательные усилия России по урегулированию ряда крупнейших региональных конфликтов, прежде всего югославского кризиса и ситуации вокруг Ирака, привели в 1994 году к ощутимым результатам, прежде всего в плане укрепления роли и позиций нашей страны на мировой арене.
В 1994 году Россия председательствовала в органах Содружества Независимых Государств. В этом году ей вновь доверили эту почетную и нелегкую обязанность. В целом у государств СНГ укрепилось понимание необходимости интеграции, прежде всего экономического сотрудничества, которое следует перевести в рамки практических шагов. Основа для этого есть - соглашения о формировании зоны свободной торговли, Таможенном союзе, поддержке транснациональных компаний. Создан Межгосударственный Экономический Комитет.
Есть и тревожные симптомы. Среди них - сокращение торгово-экономических связей. В настоящее время на долю стран СНГ приходится всего 20 процентов общего внешнеторгового оборота России против 56 процентов в 1991 году. Беспокоит нарастающая неплатежеспособность государств Содружества по отношению к России, особенно за поставки энергоносителей. Острая ситуация складывается и в сфере кредитных отношений.
Эти проблемы надо решать и двигаться дальше.
В ближайшее время необходимо развернуть деятельность Межгосударственного Экономического Комитета, завершить формирование Таможенного союза, нормализовать платежно-расчетные отношения, восстановить и укрепить единое научное и технологическое пространство.
Развивается сотрудничество в обеспечении оборонной безопасности. Уже заключены важные соглашения по сотрудничеству в охране внешних границ, о взаимодействии по обеспечению противовоздушной обороны государств Содружества. В 1995 году Россия будет делать все от нее зависящее, чтобы принятые на Совете глав государств СНГ в Алма-Ате договоренности по вопросам коллективной безопасности претворялись в жизнь. Россия также будет активно развивать с государствами Содружества двусторонние военные связи. Она будет стремиться согласовывать внутри СНГ подходы к ключевым вопросам европейской и международной безопасности.
В минувшем году в соответствии с указом Президента и постановлением Правительства утверждены Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. В них предусмотрен комплекс политических, экономических и социально-культурных мероприятий по защи