Каспийское региональное направление
57. Каспийский регион обладает значительными по объемам и уникальными по качеству минеральными и биологическими ресурсами, требующими комплексного подхода к их освоению с учетом прав и обязанностей Российской Федерации, определенных Конвенцией о правовом статусе Каспийского моря от 12 августа 2018 г.
58. Приоритетами национальной морской политики на Каспийском региональном направлении являются:
1) укрепление экономического и геополитического положения Российской Федерации в Каспийском регионе, углубление экономических, военных и культурных связей с государствами этого региона;
2) формирование современного нефтегазодобывающего комплекса в российском секторе Каспийского моря и связанной с ним береговой транспортной инфраструктуры с учетом требований экологической безопасности;
3) привлечение российских компаний к осуществлению геолого-разведочных и поисковых работ с последующим включением месторождений российского сектора Каспийского моря в систему подводных трубопроводов;
4) модернизация и повышение пропускной способности российских морских портов, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в целях дальнейшего социально-экономического развития Каспийского региона путем увеличения морских перевозок экспортных и импортных грузов, диверсификации направлений, расширения объемов и способов поставок товаров и услуг на внутренние и внешние рынки морским транспортом;
5) повышение эффективности мероприятий по сохранению и воспроизводству водных биоресурсов, прежде всего рыб семейства осетровых, развитие интегрированных форм рыбоводства;
6) проведение комплексных научных исследований, включающих в себя мониторинг состояния подводных потенциально опасных объектов и подводных трубопроводов, состояния и изменения экосистемы Каспийского моря в условиях активного антропогенного воздействия, прогнозирование опасных гидрометеорологических, гидрофизических и сейсмологических явлений, представляющих угрозу для населения прибрежных районов, береговой зоны и буровых платформ;
7) развитие сотрудничества с государствами Каспийского региона в области гидрометеорологии и мониторинга морской среды Каспийского моря, обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности населения прибрежных районов;
8) предотвращение роста, а в перспективе существенное снижение негативного антропогенного воздействия на экосистемы Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна;
9) организация трансграничного сотрудничества в сфере туризма в целях организации каспийских морских круизных маршрутов;
10) развитие сил (войск) и системы базирования Каспийской флотилии, наращивание их количественно-качественных параметров;
11) развитие международного военного сотрудничества с военно-морскими силами государств Каспийского региона.
Индоокеанское региональное направление
59. Приоритетами национальной морской политики на Индоокеанском региональном направлении являются:
1) развитие стратегического партнерства и военно-морского сотрудничества с Республикой Индией, а также расширение взаимодействия с Исламской Республикой Иран, Республикой Ирак, Королевством Саудовская Аравия и другими государствами региона;
2) проведение целенаправленного курса на превращение региона в зону мира и стабильности, развитие отношений с государствами региона, направленных на развитие торгово-экономических, военно-технических и культурных связей, развитие туризма;
3) расширение российского судоходства в регионе;
4) сохранение и поддержание военно-морского присутствия Российской Федерации в районе Персидского залива на основе пунктов материально-технического обеспечения в Красном море и в Индийском океане и использование инфраструктуры государств региона в интересах обеспечения военно-морской деятельности Российской Федерации;
5) участие в обеспечении безопасности функционирования морских транспортных коммуникаций в регионе, включая борьбу с пиратством;
6) проведение морских научных исследований в интересах сохранения и закрепления позиций Российской Федерации в регионе.
Антарктическое региональное направление
60. Российская Федерация, являясь страной, обладающей исторически доказанным международным первенством в открытии Антарктиды, заинтересована в поддержании мира и стабильности в Антарктическом регионе, предотвращении его милитаризации и сохранении равноправных условий для международного сотрудничества в интересах осуществления научной деятельности и его использования.
61. Постоянное и активное присутствие Российской Федерации как одного из государств - участников системы Договора об Антарктике способствует обеспечению полноценного участия Российской Федерации в решении международных вопросов, связанных с использованием Антарктики.
62. Приоритетами национальной морской политики на Антарктическом региональном направлении являются:
1) эффективное использование механизмов и процедур, предусмотренных системой Договора об Антарктике, в интересах сохранения и расширения присутствия Российской Федерации в Антарктике;
2) всестороннее содействие сохранению и прогрессивному развитию системы Договора об Антарктике;
3) развитие комплексных научных исследований в Антарктике с учетом ее роли в глобальных климатических процессах;
4) проведение геолого-геофизических научных исследований для изучения геологического строения, эволюции и ресурсного потенциала недр Антарктиды и омывающих ее морей;
5) обеспечение работы российских антарктических станций и полевых баз в рамках Российской антарктической экспедиции, а также обновление используемых на них оборудования, техники и технологических средств;
6) увеличение числа полевых научных проектов в программе работ Российской антарктической экспедиции;
7) обеспечение гидрометеорологической, навигационной и гелиогеофизической информационной поддержки морской деятельности в Антарктике;
8) проведение ремонта, модернизации и строительства научно-экспедиционных и научно-исследовательских судов для развития исследований в Антарктике и транспортного обеспечения Российской антарктической экспедиции;
9) развитие спутниковых систем связи и навигации в Антарктике, дистанционного зондирования ее поверхности, расширение и модернизация наземных комплексов поддержки глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС;
10) охрана окружающей среды Антарктики.
VI. Обеспечение морской деятельности
63. К видам деятельности, обеспечивающим и создающим условия для эффективного осуществления морской деятельности, относятся судостроение, кадровое обеспечение, образование и воспитание, обеспечение безопасности, защита и сохранение морской среды, информационное обеспечение, международно-правовое обеспечение и международное сотрудничество.
Судостроение
64. Наличие современного и независимого от внешней конъюнктуры судостроительного комплекса является одним из важнейших условий обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и ее устойчивого социально-экономического развития.
65. Национальная морская политика в сфере судостроения направлена на создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности Российской Федерации на основе развития научно-технического и кадрового потенциала, производственных мощностей отрасли, ее модернизации и технического перевооружения, а также совершенствования нормативно-правовой базы для удовлетворения потребностей государства и иных заказчиков в современной продукции судостроительной отрасли.
66. Приоритетными направлениями развития судостроительного комплекса Российской Федерации являются:
1) развитие и обеспечение строительства военных кораблей, военно-вспомогательных, транспортных, рыболовных, научно-исследовательских и иных гражданских судов, объектов гражданской морской техники для отечественных нужд и потребителей (в том числе морских платформ для освоения минеральных ресурсов в Арктической зоне Российской Федерации) преимущественно на российских верфях, оснащенных оборудованием отечественного производства;
2) содействие максимальному размещению заказов отечественных потребителей морской техники на российских верфях для полного удовлетворения потребностей государства и предпринимательского сообщества в современной продукции кораблестроения и судостроения;
3) создание благоприятных условий для инновационной деятельности и инвестиционной активности в сфере судостроения, позволяющих проводить комплексную модернизацию, реконструкцию и техническое перевооружение существующих и строительство новых судостроительных мощностей;
4) обеспечение технологической независимости Российской Федерации в сфере судостроения;
5) внедрение передовых цифровых технологий, цифровых платформ на всех этапах жизненного цикла кораблей, судов и морской техники;
6) обеспечение максимальной локализации судостроительного производства на территории Российской Федерации;
7) повышение роли и эффективности государственного регулирования в сфере судостроения;
8) сохранение государственного контроля над стратегически значимыми организациями кораблестроения и судостроения;
9) обеспечение возможностей судостроительного комплекса Российской Федерации по строительству крупнотоннажных судов, в том числе современных авианесущих кораблей для Военно-Морского Флота;
10) существенное увеличение доли гражданских судов и морской техники, строящихся и построенных на отечественных предприятиях для российских предпринимателей и судовладельцев, в общем объеме их заказов;
11) формирование, разработка и внедрение комплекса приоритетных технологий, позволяющих создавать перспективные системы и образцы вооружения, военной и специальной техники, в том числе морские роботизированные комплексы различного назначения на базе искусственного интеллекта, и обеспечивающих опережающее развитие Военно-Морского Флота и конкурентоспособность отечественной военно-морской продукции;
12) развитие производства морских роботизированных комплексов и систем двойного назначения;
13) создание отечественных высокоскоростных технических средств и защищенных высокоскоростных систем связи для автоматизированного проектирования кораблей, судов и другой морской техники;
14) сохранение мирового лидерства в строительстве и эксплуатации атомных ледоколов;
15) обеспечение государственной поддержки строительства и эксплуатации ледоколов и транспортных судов ледового класса, в первую очередь с атомными энергетическими установками, развитие специализированной системы их базирования;
16) совершенствование нормативно-методических документов по ценообразованию, трудоемкости и нормированию труда в сфере строительства, ремонта и утилизации кораблей и судов Военно-Морского Флота.
Кадровое обеспечение, образование и воспитание в сфере морской деятельности
67. Кадровое обеспечение, образование и воспитание в сфере морской деятельности направлены на подготовку, привлечение и сохранение квалифицированных кадров всех уровней, на поддержание профессионализма, морских традиций и неравнодушного отношения граждан к морской истории страны, на позитивное представление, пропаганду и поддержку национальной морской политики, морской деятельности и морской службы в обществе.
68. Приоритетными направлениями национальной морской политики в области кадрового обеспечения, образования и воспитания в сфере морской деятельности являются:
1) развитие и совершенствование системы образования, направленной на подготовку кадров по различным специальностям и направлениям подготовки с учетом отечественного опыта образовательных организаций, реализующих образовательные программы в сфере морской деятельности, и на ликвидацию недостатка квалифицированных кадров в сфере морской деятельности, в том числе научных работников и профессорско-преподавательского состава;
2) привлечение и сохранение квалифицированных кадров в сфере морской деятельности;
3) развитие материально-технической базы образовательных организаций, реализующих образовательные программы в сфере морской деятельности, повышение до требуемого уровня их обеспеченности научными и педагогическими кадрами;
4) развитие профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих подготовку рабочих и технических специалистов для судостроительного комплекса Российской Федерации;
5) совершенствование системы подготовки управленческих и руководящих кадров федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и государственных корпораций в сфере морской деятельности;
6) сохранение и укрепление традиций российского флота, развитие сети морских кадетских училищ, школ, классов, гимназий, клубов юных моряков и речников;
7) создание условий для эффективной реализации интеллектуального, научного и практического потенциала ветеранов российского флота в интересах повышения престижа морской службы и развития отечественного флота;
8) сохранение объектов морского культурного наследия, увековечение памяти прославленных отечественных кораблей и судов (установка на вечную стоянку, переоборудование в музейные комплексы, сохранение их реплик) с учетом культурно-исторической значимости на основе использования программно-целевых методов;
9) обеспечение государственной поддержки строительства и эксплуатации учебных судов;
10) совершенствование контрактной формы найма работников, взаимодействие с профессиональными союзами моряков, работодателями и общественными объединениями судовладельцев по вопросам обеспечения социальной защищенности российских моряков, в том числе и при работе на иностранных судах;
11) обеспечение социальных гарантий военнослужащих Военно-Морского Флота, органов федеральной службы безопасности, Росгвардии и МЧС России и их семей;
12) развитие системы охраны здоровья моряков, сохранения и защиты трудовых ресурсов на морском транспорте, отвечающей национальным и международным требованиям в сфере здравоохранения и безопасности мореплавания.
Обеспечение безопасности морской деятельности
69. При осуществлении морской деятельности предусматривается комплекс мер по обеспечению ее безопасности, связанных с особенностями водной среды и другими обстоятельствами природного и техногенного характера. Обеспечение безопасности морской деятельности включает в себя безопасность мореплавания, поисково-спасательное обеспечение, медико-санитарное обеспечение, обеспечение безопасности объектов морской инфраструктуры, борьбу с морским пиратством и терроризмом.
Безопасность мореплавания
70. Приоритетными направлениями обеспечения безопасности мореплавания являются:
1) выполнение гидрографических работ, океанографических и морских геофизических исследований в Мировом океане, накопление, хранение и распределение знаний о Мировом океане;
2) совершенствование нормативных правовых актов Российской Федерации и устранение дублирования функций федеральных органов исполнительной власти в сфере навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания, включая безопасность мореплавания по Северному морскому пути;
3) обновление и поддержание на уровне современных требований национальной коллекции и производства морских навигационных, в том числе электронных карт, изданий и пособий;
4) оснащение кораблей и судов морскими средствами навигации и океанографии, отвечающими современным национальным и международным требованиям;
5) оборудование побережий морей и океанов, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, современными средствами навигационного оборудования, поддержание установленных режимов их работы;
6) развитие научно-технического потенциала, инфраструктуры, инструментальных средств, методов и технологий навигационно-гидрографического обеспечения безопасности морской деятельности;
7) государственный контроль за стандартизацией, сертификацией, техническим регулированием, аккредитацией и лицензированием деятельности по оказанию государственных услуг в сфере навигационно-гидрографического обеспечения безопасности морской деятельности;
8) совершенствование организации взаимодействия гражданской администрации (капитанов) морских портов и старших морских начальников при управлении движением военных кораблей (судов), судов гражданских ведомств и иных субъектов морской деятельности в акваториях совместного базирования;
9) создание и развитие российских независимых навигационных систем в качестве альтернативы глобальным навигационным спутниковым системам;
10) оперативное доведение до субъектов морской деятельности сведений об опасных морских гидрометеорологических явлениях, о состоянии и прогнозах изменения морской среды и других сведений, касающихся безопасности мореплавания и загрязнения морских акваторий;
11) поддержание и развитие научно-экспедиционного флота, подведомственного Росгидромету;
12) наращивание и совершенствование орбитальной группировки космических аппаратов, используемых для гидрометеорологического, океанографического и гелиогеофизического обеспечения морской деятельности, включая развертывание высокоэллиптической космической системы, обеспечивающей получение гидрометеорологических данных по полярному региону Земли, и группировки космических аппаратов, используемых для радиолокационного зондирования Земли в целях получения информации о ледовой обстановке при любой облачности и в темное время суток (в том числе в условиях полярной ночи);
13) проведение регулярных экспедиционных исследований гидрометеорологических процессов в Мировом океане, Арктике и Антарктике и государственного мониторинга состояния и загрязнения континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;
14) развитие и повышение плотности пунктов морской государственной гидрометеорологической сети и их технической оснащенности в Арктической зоне Российской Федерации до значений, рекомендованных Всемирной метеорологической организацией;
15) совершенствование единой государственной подсистемы сбора, обработки, анализа, хранения и использования информации о состоянии и загрязнении морской среды;
16) совершенствование базы государственных информационных ресурсов, создание единого государственного фонда данных о состоянии и загрязнении морской среды;
17) совершенствование государственного контроля за сертификацией, стандартизацией, техническим регулированием, аккредитацией и лицензированием осуществления гидрометеорологической деятельности в сфере обеспечения безопасности морской деятельности;
18) развитие научных центров и исследований по созданию современных технологий и методов прогноза опасных для морской деятельности природных явлений и изменения климата.
Поисково-спасательное обеспечение морской деятельности
71. Поисково-спасательное обеспечение морской деятельности включает в себя комплекс организационно-технических мероприятий, поисковых, спасательных, подводно-технических и водолазных работ, направленных на оказание помощи поврежденным и терпящим бедствие кораблям, судам и другим морским объектам, спасание их экипажей, а также на выполнение работ по подъему затонувших кораблей и судов.
72. Приоритетными направлениями развития поисково-спасательного обеспечения морской деятельности являются:
1) совершенствование федеральной системы поиска и спасания на море, основанной на взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых имеются аварийно-спасательные службы, силы и средства поиска и спасания на море;
2) совершенствование нормативно-правовой базы в целях повышения эффективности системы поиска и спасания на море и обеспечения устойчивого