управления силами и средствами поиска и спасания на море на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях;
3) создание единой государственной межведомственной автоматизированной системы, обеспечивающей обмен информацией о местоположении российских и иностранных судов и проведении поисково-спасательных работ;
4) строительство и модернизация поисково-спасательных судов для морских аварийно-спасательных служб, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти;
5) создание, развитие и оснащение морских аварийно-спасательных служб, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований современными судовыми, авиационными, глубоководными и роботизированными средствами поиска и спасания на море;
6) развитие арктических комплексных аварийно-спасательных центров для ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации;
7) унификация ведомственных систем подготовки специалистов морских аварийно-спасательных служб, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, сертификации поисково-спасательной техники и лицензирования различных видов поисково-спасательной деятельности, включая подготовку соответствующих специалистов и развитие водолазного дела и водолазной медицины на всех региональных направлениях национальной морской политики;
8) развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере поиска и спасания на море, в том числе проведение совместных учений и тренировок с аварийно-спасательными службами иностранных государств.
Медико-санитарное обеспечение морской деятельности
73. Сохранение человеческой жизни на море, сбережение здоровья моряков и персонала объектов морской инфраструктуры являются важными принципами национальной морской политики и отвечают национальным интересам Российской Федерации в Мировом океане. Главным условием реализации этих принципов является совершенствование системы медико-санитарного обеспечения морской деятельности.
74. Медико-санитарное обеспечение морской деятельности представляет собой совокупность мероприятий, выполняемых субъектами морской деятельности в целях обеспечения охраны здоровья и гигиены труда моряков, персонала объектов морской инфраструктуры, включая оказание им медицинской помощи, а также оказание медицинской помощи пассажирам и другим лицам, временно находящимся на борту корабля (судна).
75. Приоритетными направлениями совершенствования системы медико-санитарного обеспечения морской деятельности являются:
1) приведение качества и уровня оказания медицинской помощи в соответствие с нормами, установленными международными правовыми актами о здравоохранении и медицинском обслуживании в морском судоходстве, участницей которых является Российская Федерация;
2) принятие и реализация гармонизированных с нормами международного права нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих организацию медицинского обслуживания моряков на борту корабля (судна) и на берегу, включая проведение медицинских осмотров, освидетельствований и экспертиз, а также проведение медицинских консультаций экипажам кораблей и судов, находящихся в море, с использованием телемедицинских технологий;
3) создание в многопрофильных медицинских организациях, находящихся в портовых городах, специализированных центров охраны здоровья моряков в целях их медицинского обслуживания независимо от места проживания, порта приписки и государства флага корабля (судна);
4) создание в многопрофильных медицинских организациях, находящихся в портовых городах, специализированных подразделений для оказания медицинской помощи лицам, занятым на водолазных работах;
5) обеспечение объектов морской деятельности медицинскими пунктами и оснащение их современным медицинским оборудованием;
6) совершенствование системы медико-психологической реабилитации моряков, обеспечивающей профилактику заболеваний и улучшение качества их жизни;
7) проведение комплекса научно-исследовательских работ по совершенствованию медико-санитарного обеспечения морской деятельности, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации;
8) оснащение кораблей (судов) телемедицинскими комплексами с возможностью их подключения к национальным и ведомственным телемедицинским системам;
9) строительство современных госпитальных судов, способных обеспечить автономное нахождение сил (войск) Военно-Морского Флота в удаленных районах Мирового океана и выполнение ими задач гуманитарного характера.
Обеспечение безопасности объектов морской инфраструктуры
76. Обеспечение безопасности объектов морской инфраструктуры и прилегающих к ним акваторий осуществляется путем:
1) координации деятельности органов государственной власти и организаций всех форм собственности с определением и разграничением сферы их полномочий и ответственности;
2) оснащения объектов морской инфраструктуры современными системами обеспечения безопасного функционирования (включая роботизированные), в том числе в целях защиты от противоправного вмешательства в их деятельность;
3) выявления, предупреждения и пресечения специальными государственными службами диверсионных и террористических актов, иных противоправных действий в отношении объектов морской инфраструктуры.
Борьба с морским пиратством и терроризмом
77. Безопасность морского судоходства, в том числе борьба с морским пиратством и терроризмом, обеспечивается путем:
1) развития системы политических, правовых, социально-экономических и военных мер, направленных на предупреждение, предотвращение и пресечение пиратских и террористических актов в отношении судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации;
2) эффективной координации действий и оперативного реагирования федеральных органов исполнительной власти на пиратские и террористические акты в отношении судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, и иностранных судов, на которых находятся граждане Российской Федерации;
3) сдерживания (пресечения) действий лиц, совершающих вооруженные пиратские и террористические акты в отношении судов;
4) оказания помощи судам, в отношении которых совершены пиратские и террористические акты;
5) развития международного сотрудничества и взаимодействия в части, касающейся борьбы с пиратством и терроризмом на море.
Защита и сохранение морской среды
78. Одним из приоритетов морской деятельности является обеспечение экологической безопасности морской среды, сохранение и восстановление морских экосистем. В рамках реализации этого приоритета осуществляются:
1) мониторинг состояния и загрязнения морской среды и комплексные меры по предупреждению и ликвидации последствий ее загрязнения;
2) совершенствование федерального государственного экологического контроля (надзора) за морскими объектами и государственного надзора за эксплуатацией морских объектов - судов с ядерными установками и радиационными источниками;
3) выполнение мероприятий по предотвращению разливов нефти при ее разведке, добыче и транспортировке, строительстве и реконструкции приемных сооружений в портах;
4) совершенствование федерального государственного экологического контроля (надзора) на море;
5) оснащение морских объектов системами автоматического контроля;
6) стимулирование создания и закупок отечественного оборудования для предупреждения загрязнения и ликвидации последствий загрязнения морской среды;
7) пополнение российского флота специализированными судами для осуществления природоохранной деятельности и проведения подводных работ особого (специального) назначения;
8) техническое обеспечение государственного экологического морского надзора, осуществляемого специализированными судами во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации, включая ее Арктическую зону;
9) обеспечение субъектов морской деятельности режимно-справочными материалами, фактической и прогностической информацией о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, включая экстренную информацию;
10) развитие инфраструктуры отечественного атомного флота, системы надзора за его безопасной эксплуатацией, совершенствование технологии утилизации судов с атомными энергетическими установками и ядерных отходов;
11) предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах, находящихся во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;
12) выполнение международных обязательств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе с использованием возможностей международного сотрудничества;
13) проведение мероприятий по восстановлению морских экосистем;
14) формирование системы обязательного экологического страхования рисков при осуществлении морской деятельности;
15) повышение уровня защиты окружающей среды за счет перехода отечественных морских судов на экологически чистые виды топлива, соблюдения экологических требований при реализации инвестиционных проектов в сфере развития морского транспорта, строительства новых и реконструкции действующих сооружений по очистке сточных вод, переработке и обезвреживанию судовых отходов.
Информационное обеспечение в сфере морской деятельности
79. Информационное обеспечение в сфере морской деятельности является одной из основ для изучения, освоения и использования ресурсов и пространств Мирового океана на всех уровнях и направлениях реализации национальной морской политики.
80. Информационное обеспечение морской деятельности заключается в своевременном предоставлении субъектам морской деятельности необходимой информации об обстановке в Мировом океане, включая информацию о состоянии и загрязнении морской среды, прибрежных территорий и воздушно-космического пространства над ними, в том числе координатно-объектовой и иной информации об антропогенных объектах в Мировом океане.
81. Информационное обеспечение морской деятельности предусматривает поддержание и развитие глобальных информационных систем, в том числе единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане, единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки, представляющих общую информационно-коммуникационную инфраструктуру информационного обеспечения морской деятельности.
82. Формирование, развитие и поддержание единого информационного пространства в сфере обеспечения морской деятельности требует:
1) совершенствования средств и технологий сбора, обработки и предоставления информации об обстановке в Мировом океане субъектам морской деятельности и другим заинтересованным потребителям информации;
2) наращивания возможностей по сбору данных, включая применение отечественной орбитальной группировки космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли, навигации, связи и наблюдения, мониторинга состояния и загрязнения морей Российской Федерации и стратегически важных районов Мирового океана;
3) обеспечения интеграции и рационального использования при осуществлении морской деятельности, в том числе в Арктической зоне Российской Федерации, ведомственных и иных информационных систем, включая перспективную спутниковую систему связи и вещания "Экспресс-РВ";
4) создания высокопроизводительных центров обработки данных об обстановке и оптимальных по пропускной способности каналов связи между центрами и основными потребителями информации, включая телемедицинские каналы для проведения медицинских консультаций экипажам судов, находящихся в удаленных районах Мирового океана;
5) обеспечения регламентированного обмена информационными ресурсами с аналогичными иностранными системами на основе отечественных и международных стандартов взаимодействия и взаимосовместимости;
6) обеспечения необходимого уровня информационной безопасности морской деятельности, процессов сбора, обмена, обработки и предоставления информации об обстановке в Мировом океане, включая обеспечение защищенности морской деятельности от кибернетических атак;
7) интегрирования в общую инфраструктуру информационного обеспечения морской деятельности ресурсов и средств информационных систем навигационно-гидрографического, гидрометеорологического, поисково-спасательного, природоохранного и других видов обеспечения морской деятельности;
8) создания отечественной орбитальной группировки космических аппаратов для обеспечения приема и передачи на береговые центры информации от судов, передаваемой с использованием автоматической идентификационной системы.
Международно-правовое обеспечение морской деятельности и международное сотрудничество в сфере морской деятельности
83. Международно-правовое обеспечение морской деятельности и международное сотрудничество в сфере морской деятельности являются важными направлениями национальной морской политики, в рамках которых осуществляются:
1) всестороннее содействие продвижению национальных интересов Российской Федерации, усиление ее позиций и влияния в международных организациях, расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в сфере морской деятельности, включая деятельность в Арктике и Антарктике;
2) обеспечение равноправного сотрудничества и защиты национальных интересов Российской Федерации в комитетах и подкомитетах, рабочих и корреспондентских группах при реализации и разработке конвенций и кодексов Международной морской организации, в которых принимает участие Российская Федерация;
3) активное участие в рамках международных организаций в решении вопросов международной безопасности в Мировом океане, свободы морского судоходства, освоения морских природных ресурсов и других важных вопросов, связанных с деятельностью Российской Федерации в Мировом океане;
4) проведение совместных морских учений Военно-Морского Флота с военно-морскими силами иностранных государств, а также органов федеральной службы безопасности с пограничными ведомствами (береговыми охранами) иностранных государств;
5) расширение географии ежегодных заходов (официальных, неофициальных визитов и деловых заходов) в порты иностранных государств кораблей и судов Военно-Морского Флота и органов федеральной службы безопасности;
6) проведение регулярных учений и тренировок по поиску и спасанию на море совместно с силами и средствами поисково-спасательного обеспечения иностранных государств;
7) расширение направлений международного сотрудничества в сфере обеспечения безопасности морской деятельности, выполнение международных обязательств Российской Федерации по предоставлению кораблям и судам навигационной и метеорологической информации в рамках Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности;
8) развитие и совершенствование международно-договорной правовой базы на основе подготовки и заключения межправительственных соглашений о предотвращении инцидентов на море, предотвращении опасной военной деятельности, об упрощенном порядке заходов кораблей в порты иностранных государств и иных соглашений.
VII. Мобилизационная подготовка и мобилизационная готовность в сфере морской деятельности
84. Мобилизационная подготовка и мобилизационная готовность в сфере морской деятельности имеют стратегически важное значение для повышения военно-морского потенциала Российской Федерации и направлены на обеспечение ввода в состав Вооруженных Сил Российской Федерации заранее подготовленных гражданских судов и экипажей, а также на подготовку объектов морской деятельности к функционированию в военное время.
85. Приоритетными направлениями совершенствования мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности в сфере морской деятельности являются:
1) совершенствование системы отзыва судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время с передачей управления ими органам военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации;
2) развитие государственной системы управления Российской Федерации деятельностью морского транспорта, рыбопромыслового флота и функционированием портов в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время;
3) разработка и реализация мер государственной поддержки, направленных на увеличение количества морских судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации;
4) развитие системы мобилизационной подготовки экипажей судов, администраций морских портов и пароходств;
5) совершенствование организации и порядка проведения мероприятий по заблаговременному дооборудованию и подготовке мобилизуемых гражданских судов в соответствии с их предназначением в военное время в целях проведения их мобилизации в кратчайшие сроки и с меньшими затратами;
6) разработка эффективных мер по стимулированию мобилизационной подготовки судостроительных компаний и судовладельцев, а также по поддержанию мобилизационных возможностей при строительстве и эксплуатации транспортных, рыбопромысловых и специальных судов, портовых мощностей, определение порядка финансового обеспечения этих мероприятий;
7) совершенствование и актуализация нормативно-правовой базы по мобилизационной подготовке средств водного транспорта;
8) совершенствование порядка предоставления мобилизуемых гражданских судов Вооруженным Силам Российской Федерации при объявлении мобилизации и в военное время;
9) совершенствование порядка призыва и использования транспортных, промысловых и специальных судов всех форм собственности, а также использования портовых мощностей в условиях проведения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами специальных операций в условиях мирного времени;
10) совершенствование порядка возмещения государством убытков судовладельцам в связи с предоставлением морских транспортных средств и другого имущества, находящихся в их собственности, Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам при решении ими специальных задач в условиях мирного времени, а также порядка возмещения убытков, понесенных судовладельцами в ходе тренировок и учений по мобилизационной подготовке.
VIII. Основы государственного управления морской деятельностью. Задачи органов государственной власти, иных государственных органов по реализации основных положений настоящей Доктрины
86. Государственное управление морской деятельностью направлено на повышение ее эффективности в интересах устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения ее национальной безопасности.
87. Реализация приоритетов морской деятельности в соответствии с настоящей Доктриной требует усиления роли органов государственной власти и развития нормативно-правового обеспечения их деятельности, направленного на совершенствование и законодательное закрепление государственного управления морской деятельностью, совершенствование мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности в сфере морской деятельности, поисково-спасательного, навигационно-гидрографического, гидрометеорологического, медико-санитарного обеспечения морской деятельности и других видов ее обеспечения.
88. Главными задачами органов государственной власти, иных государственных органов по реализации настоящей Доктрины являются укрепление морской мощи государства, создание благоприятных условий для всестороннего развития морской деятельности, необходимого технологического и кадрового потенциала, получение экономической выгоды от использования отечественного морского потенциала, природных ресурсов и пространств Мирового океана в интересах обеспечения национальной безопасности, развития экономики, повышения благосостояния граждан Российской Федерации.