ледования проводятся с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций, включая при необходимости координацию планов и исследований.
Военно-морская деятельность
46. Военно-морская деятельность - это деятельность государства по предотвращению агрессии против Российской Федерации, реализации и защите ее национальных интересов в Мировом океане.
47. Военно-морская деятельность осуществляется в соответствии с основами государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности, утверждаемыми Президентом Российской Федерации.
V. Региональные направления национальной морской политики
48. Региональные направления национальной морской политики определяются в соответствии с наиболее значимыми для Российской Федерации регионами мира, объединенными общими физико-географическими, экономико-географическими, политико-географическими и военно-географическими характеристиками.
49. В качестве региональных направлений национальной морской политики выделяются Арктическое, Тихоокеанское, Атлантическое (Балтийский, Азовско-Черноморский и Средиземноморский бассейны), Каспийское, Индоокеанское и Антарктическое региональные направления. Национальная морская политика на этих направлениях строится исходя из географических и социально-экономических особенностей регионов, а также их геополитической и военно-стратегической значимости для Российской Федерации.
Арктическое региональное направление
50. Национальная морская политика на Арктическом региональном направлении обусловлена значительными минеральными и углеводородными ресурсами, которыми богаты исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации в Северном Ледовитом океане, возрастающим значением Северного морского пути в системе мировых транспортных коммуникаций, возрастающей ролью Военно-Морского Флота в обеспечении обороны страны в Арктической зоне Российской Федерации, а также превращением Арктики в регион глобальной конкуренции не только с экономической, но и с военной точки зрения. С учетом этих факторов приоритетами национальной морской политики на Арктическом региональном направлении являются:
1) упрочение лидирующих позиций Российской Федерации в изучении и освоении морских пространств Арктики, включая проведение геолого-разведочных работ, обновление имеющихся данных о месторождениях полезных ископаемых и безопасное освоение месторождений природных ресурсов арктического континентального шельфа Российской Федерации;
2) снижение уровня угроз национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение стратегической стабильности в Арктической зоне Российской Федерации;
3) обеспечение заданного оперативного режима в Арктической зоне Российской Федерации за счет укрепления боевого потенциала сил (войск) Северного и Тихоокеанского флотов, а также органов федеральной службы безопасности в соответствии с существующим и прогнозируемым характером военных опасностей и военных угроз Российской Федерации в Арктике;
4) всестороннее развитие Северного морского пути в целях превращения его в безопасную круглогодичную и конкурентоспособную на мировом рынке национальную транспортную коммуникацию Российской Федерации;
5) обеспечение неизменности исторически сложившегося международно-правового режима внутренних морских вод в арктических проливах Северного морского пути;
6) осуществление контроля военно-морской деятельности иностранных государств в акватории Северного морского пути;
7) широкое освоение природных ресурсов, прежде всего топливно-энергетических, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе в Арктической зоне Российской Федерации, создание благоприятных условий для деятельности российских нефтегазодобывающих и газотранспортных компаний;
8) совершенствование системы управления судоходством в акватории Северного морского пути, комплексное развитие его портово-прибрежной инфраструктуры, формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, совершенствование навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, создание аварийно-спасательных центров;
9) развитие ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов в составе, необходимом и достаточном для обеспечения безопасного, круглогодичного и экономически выгодного судоходства в акватории Северного морского пути и других транспортных коридорах Арктической зоны Российской Федерации;
10) развитие системы обеспечения поиска и спасания людей, системы предотвращения и ликвидации последствий аварийных разливов нефти на море в Арктической зоне Российской Федерации;
11) осуществление активного взаимодействия с арктическими государствами в целях разграничения морских пространств, в том числе арктического шельфа, с учетом национальных интересов Российской Федерации, на основе норм международного права и взаимных договоренностей;
12) продолжение морских научных исследований, изысканий и работ в целях расширения и юридического закрепления внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане;
13) формирование промышленной, технологической и научной базы хозяйственного освоения арктических приморских территорий Российской Федерации и прилегающих к ним акваторий;
14) повышение эффективности государственного управления в сфере социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, включая совершенствование системы государственного управления в сфере морской деятельности в Арктике;
15) создание единой защищенной информационно-телекоммуникационной системы транспортного комплекса Арктической зоны Российской Федерации, включая строительство трансарктической магистральной подводной волоконно-оптической линии связи;
16) использование туристско-рекреационного потенциала приморских территорий Российской Федерации, акватории и островов Северного Ледовитого океана, сохранение морского природного и культурно-исторического наследия на основе взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, заинтересованных общественных объединений и организаций;
17) проведение комплексных научных исследований состояния и загрязнения морской среды в Арктике в условиях активного антропогенного воздействия, учет роли Арктического бассейна в глобальных климатических процессах;
18) осуществление комплексной защиты природной среды арктических акваторий, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации;
19) развитие систем мониторинга обстановки в Арктике, проведение комплексных научных исследований, включающих в себя мониторинг состояния подводных потенциально опасных объектов, в том числе осуществление контроля за химической и радиационной обстановкой в местах захоронения химического оружия, радиоактивных отходов и крупных аварийных объектов, имеющих высокий уровень радиоактивности;
20) повышение боевого потенциала и развитие системы базирования Северного флота, сил и средств органов федеральной службы безопасности, сил и средств Росгвардии;
21) диверсификация и активизация морской деятельности на архипелагах Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, Новая Земля и острове Врангеля.
Тихоокеанское региональное направление
51. Тихоокеанское региональное направление имеет стратегически важное значение для социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Российский Дальний Восток обладает значительными морскими ресурсами, занимает ведущее место в стране по объему добычи (вылова) водных биоресурсов.
52. Важными составляющими национальной морской политики на Тихоокеанском региональном направлении являются снижение уровня угроз национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение стратегической стабильности на этом направлении, развитие добрососедских отношений и взаимовыгодного сотрудничества в сфере морской деятельности с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, региональной организацией Ассоциация государств Юго-Восточной Азии и использование площадки форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество". С учетом этого приоритетами национальной морской политики на Тихоокеанском региональном направлении являются:
1) преодоление экономической и инфраструктурной изоляции Дальнего Востока от промышленно развитых регионов Российской Федерации, установление устойчивого морского (речного), авиационного и железнодорожного сообщения с городами и населенными пунктами Сибири и европейской части Российской Федерации, включая развитие Северного морского пути;
2) обеспечение согласованного развития основных морских транспортных и логистических узлов, включая морские порты национального, регионального и местного значения, интеграция Дальнего Востока в экономическое пространство Азиатско-Тихоокеанского региона с одновременным восстановлением и развитием регулярного пассажирского морского сообщения в дальневосточных морях;
3) развитие на Дальнем Востоке современного высокотехнологического судостроительного комплекса, предназначенного для строительства крупнотоннажных судов (в том числе для освоения Арктики, современных авианесущих кораблей для Военно-Морского Флота);
4) развитие сил (войск) и системы базирования Тихоокеанского флота, сил и средств органов федеральной службы безопасности, сил и средств Росгвардии, наращивание их количественно-качественных параметров;
5) создание условий для военно-морского присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе, позволяющего осуществлять контроль за безопасностью функционирования морских транспортных коммуникаций в этом регионе;
6) формирование в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона пунктов материально-технического обеспечения в целях создания условий для межфлотских переходов сил Военно-Морского Флота;
7) обновление рыбопромыслового флота, строительство конкурентоспособного пассажирского флота, паромов и других современных морских судов;
8) активизация разработки природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации, включая повышение уровня геологической изученности Японского, Охотского и Берингова морей;
9) выполнение в пределах российских разведочных районов геолого-разведочных работ по поиску железомарганцевых конкреций и кобальтоносных корок в рамках контрактов Российской Федерации с Международным органом по морскому дну;
10) формирование ресурсной базы и создание мощностей по производству сжиженного газа и его отгрузке с созданием специализированных терминалов в интересах долгосрочного газоснабжения российских потребителей и экспортных поставок;
11) сохранение и увеличение рабочих мест в сфере морской деятельности на Дальнем Востоке, формирование комфортной среды жизнедеятельности населения приморских районов;
12) разработка и внедрение новых технологий воспроизводства водных биоресурсов, создание и развитие рыбохозяйственных технико-внедренческих и инновационных биотехнопарков, рыбоводных предприятий пастбищной и индустриальной аквакультуры, а также предприятий полного цикла по переработке рыбы и морепродуктов, производству продукции для биофармацевтической, пищевой и топливной промышленности, кормов для агропромышленного комплекса и мариферм, продукции технического назначения;
13) проведение комплексных научных исследований, включающих в себя мониторинг состояния подводных потенциально опасных объектов, в том числе осуществление контроля за радиационной обстановкой в местах захоронения радиоактивных отходов и состоянием подводных трубопроводов, а также мониторинг состояния и загрязнения морской среды дальневосточных морей в условиях активного антропогенного воздействия, изучение и прогнозирование опасных гидрометеорологических, гидрофизических и сейсмологических явлений в целях обеспечения безопасности населения приморских районов и функционирования подводных трубопроводов, адекватного реагирования и своевременного предотвращения возможных негативных последствий их воздействия;
14) изучение и прогнозирование опасных гидрометеорологических, гидрофизических и сейсмологических явлений в целях обеспечения безопасности населения приморских районов и морской деятельности в Азиатско-Тихоокеанском регионе;
15) разработка и внедрение новых технологий и технологических глубоководных комплексов для разведки и добычи минеральных ресурсов дна Тихого океана.
Атлантическое региональное направление
53. Национальная морская политика на Атлантическом региональном направлении определяется с учетом существования НАТО, деятельность которой направлена на прямое противоборство с Российской Федерацией и ее союзниками.
54. Определяющим фактором в отношениях с НАТО остаются неприемлемость для Российской Федерации планов продвижения к ее границам военной инфраструктуры НАТО и попытки придания альянсу глобальных функций.
55. Целями национальной морской политики на Атлантическом региональном направлении являются решительное отстаивание и надежное обеспечение национальных интересов Российской Федерации в регионе, создание условий для стабильного экономического сотрудничества с иностранными государствами.
56. Приоритетами национальной морской политики на Атлантическом региональном направлении являются:
1) в Атлантическом океане:
взаимодействие с государствами бассейна Атлантического океана в целях обеспечения стратегической стабильности в его акватории и на прилегающих территориях;
развитие и наращивание объема морских перевозок, рыболовства, морских научных исследований и мониторинга морской среды;
расширение морских научных исследований в интересах сохранения и закрепления позиций Российской Федерации в регионе;
выполнение геолого-разведочных работ в пределах российского разведочного района по поиску глубоководных полиметаллических сульфидов в рамках контрактов Российской Федерации с Международным органом по морскому дну;
разработка и внедрение новых технологий и технологических глубоководных комплексов для разведки и добычи минеральных ресурсов дна Атлантического океана;
2) в Балтийском море:
развитие отечественной прибрежно-портовой инфраструктуры - железнодорожных путей, логистических центров и портовых комплексов, в том числе по переработке и транспортировке углеводородных ресурсов, в интересах переориентации экспортных и импортных грузов на отечественные порты;
дальнейшее развитие в интересах экспорта системы подводных трубопроводов, обеспечение их эффективного и безопасного функционирования;
создание в г. Санкт-Петербурге, Калининградской и Ленинградской областях благоприятных условий для развития морского транспорта, строительства конкурентоспособных судов морского, ледокольного (атомных и дизель-электрических) и рыбопромыслового флотов как одного из ключевых элементов специализации на данном региональном направлении;
развитие сил (войск) и системы базирования Балтийского флота, его способности гарантированно обеспечить защиту национальных интересов Российской Федерации в Балтийском море;
обеспечение транспортной доступности Калининградской области за счет функционирования паромной линии в направлении морских портов Усть-Луга и Санкт-Петербурга;
модернизация действующих и строительство новых мощностей рыбохозяйственного комплекса, в первую очередь обновление рыбопромыслового флота и средств производства рыбоперерабатывающих предприятий;
проведение комплексных научных исследований, включающих в себя мониторинг состояния подводных потенциально опасных объектов, в том числе в местах захоронения химического оружия, и состояния подводных трубопроводов;
развитие круизного и яхтенного туризма;
сохранение морского культурно-исторического наследия на основе взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, заинтересованных общественных объединений и организаций;
3) в Черном и Азовском морях:
всестороннее укрепление геополитических позиций Российской Федерации в регионе;
обеспечение на основе норм международного морского права благоприятного для Российской Федерации международного правового режима Черного и Азовского морей и порядка использования их водных биоресурсов, разведки и эксплуатации месторождений углеводородного сырья, прокладки и эксплуатации подводных трубопроводов;
совершенствование и усиление группировок сил (войск) Черноморского флота, развитие их инфраструктуры в Крыму и на побережье Краснодарского края;
строительство конкурентоспособных судов морского транспорта, пополнение флота судами смешанного (река-море) плавания;
модернизация и развитие прибрежной инфраструктуры и портовых мощностей в целях их соответствия прогнозному росту морских перевозок экспортных и импортных грузов;
дальнейшее развитие экспортной газотранспортной системы, в том числе системы подводных трубопроводов;
реализация транспортно-транзитного потенциала приморских территорий путем развития международных транспортных коридоров;
развитие на базе судостроительных и судоремонтных предприятий Республики Крым и г. Севастополя судостроительного комплекса, включая крупнотоннажное кораблестроение (судостроение) и судоремонт;
расширение комплексных научных исследований, включающих в себя мониторинг состояния подводных потенциально опасных объектов и состояния подводных трубопроводов, контроль за состоянием и изменением морских экосистем в условиях активного антропогенного воздействия, прогнозирование опасных гидрометеорологических, гидрофизических и сейсмологических явлений, представляющих угрозу для населения приморских районов;
проведение геолого-разведочных работ, актуализация данных о месторождениях полезных ископаемых и безопасное освоение экономически выгодных месторождений в Азово-Черноморском бассейне;
развитие товарного рыбоводства и подготовка кадров для данной отрасли;
развитие туризма, в том числе яхтенного, морских курортов с последующим распространением инфраструктурных инвестиций на новые курортные центры, обеспечение устойчивого развития рекреационных зон за счет установления баланса между потреблением морских ресурсов и их природным воспроизводством;
увеличение пропускной способности морских транспортных коммуникаций для обеспечения пассажиропотоков в зоны развития туризма, включение портов Азово-Черноморского бассейна, в том числе портов Крыма, в средиземноморские круизные маршруты и развитие многофункциональных рекреационных комплексов международного значения;
сохранение морского природного и культурно-исторического наследия на основе взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, заинтересованных общественных объединений и организаций;
4) в Средиземном море:
развитие отношений с государствами Ближнего Востока и Северной Африки с прилегающими морями и морскими пространствами, включающими Средиземное и Красное моря;
проведение целенаправленного курса на обеспечение военно-политической стабильности в Ближневосточном регионе;
укрепление партнерства с Сирийской Арабской Республикой, всемерное содействие урегулированию региональных конфликтов;
обеспечение на постоянной основе военно-морского присутствия Российской Федерации в Средиземном море на основе пункта материально-технического обеспечения Военно-Морского Флота на территории Сирийской Арабской Республики, создание и развитие пунктов материально-технического обеспечения на территориях других государств региона;
развитие экономического и военно-технического сотрудничества с государствами Средиземноморского бассейна;
развитие туристического круизного судоходства из портов побережья Средиземного моря в порты Крыма и Краснодарского края;
проведение морских научных исследований в интересах сохранения и закрепления позиций Российской Федерации в регионе.