повышение оперативных (боевых) возможностей Военно-Морского Флота по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите ее национальных интересов в Мировом океане;
9) повышение эффективности обеспечения защиты и охраны государственной границы Российской Федерации на море;
10) сохранение морских природных экосистем и рациональное использование их ресурсов;
11) повышение эффективности прогнозирования изменений климатических условий в Мировом океане в целях адекватного реагирования на них, своевременного предотвращения возможных негативных последствий для приморских территорий Российской Федерации и поддержания устойчивого развития этих территорий;
12) повышение конкурентоспособности российской науки в части, касающейся фундаментальных и прикладных научных исследований Мирового океана;
13) создание новых рабочих мест и социальное развитие приморских территорий Российской Федерации;
14) закрепление в Комиссии по границам континентального шельфа в соответствии со статьей 76 Конвенции ООН по морскому праву внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Арктике за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны Российской Федерации.
29. Реализация национальной морской политики осуществляется последовательно путем выполнения краткосрочных и долгосрочных задач в различных областях морской деятельности.
30. Задачи национальной морской политики определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в документах стратегического планирования исходя из ее национальных интересов и стратегических целей национальной морской политики, а также на основании результатов проводимых на постоянной основе мониторинга и анализа состояния и тенденций развития морской деятельности в Российской Федерации и мире в целом, результатов системных исследований по вопросам, касающимся обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, и результатов реализации национальных проектов, государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых и иных программ и проектов в сфере изучения, освоения и использования ресурсов и пространств Мирового океана.
31. Выполнение задач национальной морской политики осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями, в том числе через подведомственные этим органам организации и организации корпораций, заинтересованные общественные объединения и предпринимательское сообщество (далее - субъекты национальной морской политики).
Принципы национальной морской политики
32. Принципами национальной морской политики, которыми руководствуются субъекты национальной морской политики при осуществлении морской деятельности и защите национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане, являются:
1) соблюдение законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, а также положений международных договоров Российской Федерации;
2) соразмерное и своевременное реагирование на вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации, эффективное сочетание невоенных и военных мер, приоритет политико-дипломатических, правовых, экономических, информационных и других невоенных методов и средств обеспечения и защиты национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане;
3) эффективное использование военно-морского потенциала;
4) постоянное взаимодействие и координация деятельности субъектов национальной морской политики по защите национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане;
5) комплексный подход к развитию систем государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) приморских территорий, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
6) всестороннее обеспечение морской деятельности;
7) сбережение здоровья моряков и персонала объектов морской инфраструктуры;
8) экосистемный подход (рассмотрение морской среды и происходящих в ней процессов во взаимосвязи, как единого целого);
9) укрепление материально-технической базы фундаментальных и прикладных научных исследований в интересах развития морской деятельности и морского потенциала, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, снижения возможного ущерба от природных и техногенных катастроф;
10) правовое обеспечение морской деятельности российских физических и юридических лиц, включая разведку и разработку минеральных ресурсов международного района морского дна;
11) освещение в средствах массовой информации национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане, разъяснение целей и задач национальной морской политики;
12) использование для реализации национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане возможностей других государств, являющихся ее союзниками и партнерами.
33. Национальная морская политика осуществляется путем реализации приоритетов развития морской деятельности на функциональных и региональных направлениях.
IV. Приоритеты развития морской деятельности на функциональных направлениях
34. Функциональными направлениями морской деятельности являются сферы деятельности, связанные с изучением, освоением и использованием ресурсов и пространств Мирового океана.
35. К функциональным направлениям морской деятельности относятся:
1) развитие морского транспорта;
2) освоение и сохранение ресурсов Мирового океана;
3) развитие морских трубопроводных систем;
4) морские научные исследования;
5) военно-морская деятельность.
Развитие морского транспорта
36. Основные усилия государства в сфере развития морского транспорта должны быть направлены на создание благоприятной организационно-правовой и экономической среды, способствующей расширению его возможностей и повышению конкурентоспособности, а также на существенное развитие прибрежно-портовой инфраструктуры Российской Федерации, которая сможет обеспечить экономическую независимость и национальную безопасность Российской Федерации.
37. Приоритетными направлениями развития морского транспорта являются:
1) обновление и развитие российского транспортного флота, повышение его конкурентоспособности на мировом фрахтовом рынке;
2) значительное увеличение доли судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в общем количестве судов мирового торгового флота за счет использования различных механизмов, в том числе льготных субсидий, и устранения излишних административных барьеров;
3) обновление специализированных флотов (ледокольного, аварийно-спасательного, природоохранного, служебно-вспомогательного), обеспечивающих деятельность транспортного флота, в целях повышения качества предоставляемых услуг и безопасности мореплавания;
4) создание условий для развития Северного морского пути в качестве национальной транспортной коммуникации Российской Федерации с учетом возможности его международного использования, обеспечение его конкурентоспособности на мировом рынке (по качеству транспортных услуг и безопасности мореплавания);
5) обеспечение сбалансированного функционирования и развития портовой инфраструктуры за счет строительства и модернизации терминалов в российских морских портах, строительства и реконструкции подъездных железнодорожных путей и автомобильных дорог;
6) создание на базе российских морских портов на всех региональных направлениях современных крупных морских транспортно-логистических центров, способных обеспечить обработку всего объема морского экспорта и импорта Российской Федерации и создать условия для серьезной конкуренции с морскими портовыми комплексами других государств;
7) развитие и надежное функционирование системы обеспечения безопасности мореплавания;
8) повышение уровня защиты окружающей среды за счет обеспечения соблюдения экологических требований при реализации инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры морского транспорта, строительству новых и реконструкции действующих сооружений по очистке сточных вод, переработке и обезвреживанию судовых отходов;
9) активное участие Российской Федерации в деятельности международных организаций, формирующих международные нормы и стандарты функционирования морского транспорта в Мировом океане, актуализация действующих норм международного права в сфере морского транспорта и подготовка новых норм с учетом национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане и Каспийском море.
Освоение и сохранение ресурсов Мирового океана
38. Освоение ресурсов Мирового океана является необходимым и обязательным условием расширения сырьевой базы Российской Федерации, обеспечения ее экономической и продовольственной безопасности. Данное направление включает в себя развитие морского рыболовства и рыбоводства (аквакультуры), а также освоение морских минеральных и энергетических ресурсов.
39. Морское рыболовство и рыбоводство (аквакультура) занимают значительное место в продовольственном комплексе Российской Федерации, обеспечении ее продовольственной безопасности и являются важным источником занятости населения на большей части приморских территорий.
40. Приоритетными направлениями развития морского рыболовства и рыбоводства (аквакультуры) являются:
1) реализация проектов по строительству новых рыболовных судов и создание условий для преимущественного размещения заказов на их строительство на российских судостроительных предприятиях;
2) реализация проектов по созданию высокоэффективных судов, обеспечивающих рентабельную добычу (вылов) водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы) за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации и в отдаленных районах Мирового океана;
3) создание условий для стимулирования сдачи российскими рыбопромысловыми судами добытых (выловленных) водных биоресурсов на отечественные рыбоперерабатывающие предприятия;
4) строительство новых и модернизация существующих рыбоперерабатывающих и холодильных мощностей;
5) расширение направлений и масштабов научных исследований и разработок в сфере рыбного хозяйства, проведение регулярных исследований и государственного мониторинга водных биоресурсов Мирового океана;
6) сохранение и рациональное использование водных биоресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
7) развитие аквакультуры и марикультуры, в том числе искусственного воспроизводства экологически чистых водных биоресурсов, разработка и использование современных технологий для разведения и выращивания рыбы и нерыбных объектов, включая создание инновационных биотехнопарков;
8) развитие системы мониторинга деятельности рыбопромыслового флота и обработки информации, основанной на использовании современных средств связи и наблюдения;
9) увеличение объема добычи (вылова) водных биоресурсов в согласованных районах исключительных экономических зон иностранных государств, в конвенционных районах и открытой части Мирового океана с использованием современных судов рыбопромыслового флота, обеспечивающих производство продукции на месте добычи (вылова);
10) активизация участия Российской Федерации в деятельности международных рыбохозяйственных организаций, конкурирующих за доступ к использованию водных биоресурсов Мирового океана, дальнейшее развитие процессов международной координации и международно-правового регулирования рыболовства, повышение требований к деятельности по защите и сохранению морской среды;
11) обеспечение интересов Российской Федерации в части, касающейся сохранения и использования водных биоресурсов в Каспийском и Азовском морях, разработка и обеспечение соблюдения согласованных мер, направленных на сохранение популяций ценных и исчезающих видов водных биоресурсов;
12) укрепление российских позиций на мировых рынках рыбной и иной продукции, произведенной из водных биоресурсов;
13) разработка и внедрение национальной системы экологической сертификации добытых (выловленных) водных биоресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции.
41. Перспектива истощения запасов минеральных и углеводородных ресурсов на суше предопределяет переориентацию поиска, разведки и добычи полезных ископаемых на континентальный шельф Российской Федерации, а в дальнейшем и на океанические склоны и ложе Мирового океана. С учетом этого фактора приоритетными направлениями освоения минеральных и углеводородных ресурсов Мирового океана являются:
1) изучение геологического строения и определение ресурсного потенциала континентального шельфа Российской Федерации путем измерения физических полей над океанским дном, картографирования, бурения, грузоподъемных работ со дна, осуществление государственного мониторинга геологической среды, наращивание за счет государственных и частных инвестиций объемов геолого-разведочных работ, в том числе связанных с освоением нетрадиционных источников энергетического сырья, таких как газовые гидраты и другие;
2) государственное регулирование разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов, на континентальном шельфе Российской Федерации и в других районах Мирового океана и государственный контроль в этой сфере с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
3) увеличение объемов геолого-разведочных работ и добычи углеводородных ресурсов на континентальном шельфе Российской Федерации, в том числе в Арктической зоне Российской Федерации, а также в российском секторе Каспийского моря;
4) устранение административных барьеров, препятствующих интенсивному и безопасному освоению морских природных ресурсов;
5) оказание поддержки российским предприятиям - экспортерам углеводородных ресурсов, добытых на морских месторождениях, обеспечение оптимального использования при транспортировке углеводородных ресурсов как трубопроводных систем (морских и наземных), так и морских судов (танкеров и газовозов);
6) опережающее развитие российской научно-технической базы, являющейся основой для разработки новых методов и средств поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе современных отечественных технологий и оборудования для разведки и освоения глубоководных и арктических шельфовых месторождений, включая строительство морских платформ различного класса;
7) создание благоприятных условий, в том числе нормативно-правовых, в интересах интенсификации изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов на участках международного района морского дна, закрепленных за Российской Федерацией;
8) выполнение обязательств по контрактам на разведку железомарганцевых конкреций, глубоководных полиметаллических сульфидов и кобальтоносных железомарганцевых корок, заключенным с Международным органом по морскому дну, учрежденным Конвенцией ООН по морскому праву (далее - Международный орган по морскому дну);
9) освоение инновационных технологий выработки электрической энергии с использованием приливо-отливных явлений, прибрежных приводных ветров и ветровых волн, температурного градиента воды, термальной энергии и течений, а также тепловой калорийности биомассы водорослей;
10) поиск, изучение и определение ресурсного потенциала новых участков дна Мирового океана для расширения минерально-сырьевой базы Российской Федерации.
Развитие морских трубопроводных систем
42. Эффективное функционирование и развитие морских трубопроводных систем по транспортировке углеводородного сырья, в том числе добытого на континентальном шельфе Российской Федерации, имеет стратегическое значение для обеспечения внутреннего потребления и развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. С учетом этого фактора актуальными являются следующие приоритетные направления развития сети морских магистральных трубопроводов:
1) обеспечение эффективного функционирования и развития сети морских трубопроводов, отвечающих национальным интересам Российской Федерации, в том числе в целях снижения зависимости экспорта отечественных углеводородных ресурсов от надежности функционирования наземных трубопроводных систем, которые проходят по территориям других государств;
2) обеспечение независимости Российской Федерации в вопросах, касающихся прокладки морских трубопроводов в целях транспортировки углеводородных ресурсов в современных условиях;
3) обеспечение охраны трубоукладочных судов, установок и сооружений, задействованных в строительстве морских трубопроводных систем;
4) предотвращение антропогенных и техногенных катастроф путем осуществления государственного контроля (надзора) за проектированием, строительством и эксплуатацией морских трубопроводов, в том числе на основе развития и использования современных технических средств, включая роботизированные комплексы и системы;
5) защита окружающей среды от возможных негативных последствий строительства и эксплуатации морских трубопроводных систем, в том числе путем установления специальных норм, лицензионных условий и требований.
Морские научные исследования
43. Морские научные исследования направлены на получение системных знаний о Мировом океане, его биологической продуктивности, минеральных ресурсах и возможности их использования, а также о природных и техногенных процессах, происходящих на его дне, в недрах, водной толще, на поверхности, в атмосфере над ним, на антропогенных объектах в Мировом океане, в интересах устойчивого развития и укрепления национальной безопасности Российской Федерации, снижения возможного ущерба от морских природных и техногенных катастроф.
44. Приоритетными направлениями деятельности в сфере морских научных исследований являются:
1) увеличение объема комплексных фундаментальных и прикладных научных исследований (особенно экспедиционных), направленных на изучение состояния морской среды, ресурсов и пространств Мирового океана, Арктики и Антарктики;
2) исследование военно-политических, экономических и правовых проблем использования ресурсов и пространств Мирового океана;
3) проведение экологических и климатических исследований в Мировом океане, включая исследования палеоклимата, осадочных пород, морских льдов, ледников Антарктиды и островов в Арктической зоне Российской Федерации, побережья и континентального шельфа Российской Федерации;
4) модернизация существующих и строительство новых научно-исследовательских судов, отвечающих современным требованиям и масштабам задач, включая многоцелевые научно-исследовательские суда океанского класса, для проведения морских научных, в том числе океанографических, исследований и разведочных работ, оснащение их современным оборудованием;
5) развитие морских роботизированных комплексов и систем для исследования Мирового океана, включая беспилотные летательные аппараты для наблюдения за процессами в верхнем слое моря;
6) развитие дистанционных методов и средств наблюдений, включая автономные станции, передающие информацию по спутниковым каналам, автономные свободно плавающие и погружающиеся системы комплексных наблюдений, передающие информацию по спутниковым и гидроакустическим каналам;
7) ввод в эксплуатацию оборудования, техники и технологических средств нового поколения на российских арктических и антарктических станциях, полевых базах;
8) развитие международного сотрудничества в сфере морских научных исследований, в том числе в рамках международных организаций;
9) устранение административных барьеров, препятствующих увеличению объемов фундаментальных и прикладных научных исследований Мирового океана.
45. Морские научные исс