<p>У К А З
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утратил силу - Указ Президента
Российской Федерации
от 25.12.2014 г. N 815
О Военной доктрине
Российской Федерации
В соответствии с пунктом "з" статьи 83 Конституции Российской
Федерации и подпунктом 2 пункта 2 статьи 4 Федерального закона от
31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" п о с т а н о в л я ю:
1. Утвердить прилагаемую Военную доктрину Российской
Федерации.
2. Секретарю Совета Безопасности Российской Федерации отражать
результаты реализации Военной доктрины Российской Федерации в
ежегодном докладе Президенту Российской Федерации о состоянии
национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
3. Признать утратившим силу Указ Президента Российской
Федерации от 21 апреля 2000 г. N 706 "Об утверждении Военной
доктрины Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2000, N 17, ст. 1852).
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации Д.Медведев
Москва, Кремль
5 февраля 2010 года
N 146
___________________
УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 5 февраля 2010 г.
N 146
ВОЕННАЯ ДОКТРИНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Военная доктрина Российской Федерации (далее - Военная
доктрина) является одним из основных документов стратегического
планирования в Российской Федерации и представляет собой систему
официально принятых в государстве взглядов на подготовку к
вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.
2. В Военной доктрине учитываются основные положения Военной
доктрины Российской Федерации 2000 года, Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до
2020 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
до 2020 года, а также соответствующие положения Концепции внешней
политики Российской Федерации 2008 года и Морской доктрины
Российской Федерации на период до 2020 года.
Военная доктрина основана на положениях военной теории и
направлена на ее дальнейшее развитие.
3. Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция
Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры Российской Федерации
в области обороны, контроля над вооружениями и разоружения,
федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также
нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации.
4. Военная доктрина отражает приверженность Российской
Федерации использованию политических, дипломатических, правовых,
экономических, экологических, информационных, военных и других
инструментов защиты национальных интересов Российской Федерации и
интересов ее союзников.
5. Положения Военной доктрины конкретизируются в посланиях
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской
Федерации и могут корректироваться в рамках стратегического
планирования в военной сфере (военного планирования).
Реализация Военной доктрины достигается путем централизации
государственного управления в военной области и осуществляется в
соответствии с федеральным законодательством, нормативными
правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
6. В Военной доктрине используются следующие основные понятия:
а) военная безопасность Российской Федерации (далее - военная
безопасность) - состояние защищенности жизненно важных интересов
личности, общества и государства от внешних и внутренних военных
угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее
применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо
способностью ей противостоять;
б) военная опасность - состояние межгосударственных или
внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью
факторов, способных при определенных условиях привести к
возникновению военной угрозы;
в) военная угроза - состояние межгосударственных или
внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной
возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими
сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства
(группы государств), сепаратистских (террористических) организаций
к применению военной силы (вооруженному насилию);
г) военный конфликт - форма разрешения межгосударственных или
внутригосударственных противоречий с применением военной силы
(понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая
крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные
конфликты);
д) вооруженный конфликт - вооруженное столкновение
ограниченного масштаба между государствами (международный
вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах
территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт);
е) локальная война - война между двумя и более государствами,
преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой
военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и
которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств
(территориальные, экономические, политические и другие);
ж) региональная война - война с участием двух и более
государств одного региона, ведущаяся национальными или
коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и
ядерных средств поражения, на территории региона с прилегающими к
нему акваториями и в воздушном (космическом) пространстве над ним,
в ходе которой стороны будут преследовать важные
военно-политические цели;
з) крупномасштабная война - война между коалициями государств
или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой
стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели.
Крупномасштабная война может стать результатом эскалации
вооруженного конфликта, локальной или региональной войны с
вовлечением значительного количества государств разных регионов
мира. Она потребует мобилизации всех имеющихся материальных
ресурсов и духовных сил государств-участников;
и) военная политика - деятельность государства по организации
и осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской
Федерации, а также интересов ее союзников;
к) военная организация государства (далее - военная
организация) - совокупность органов государственного и военного
управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,
воинских формирований и органов (далее - Вооруженные Силы и другие
войска), составляющих ее основу и осуществляющих свою деятельность
военными методами, а также части производственного и научного
комплексов страны, совместная деятельность которых направлена на
подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской
Федерации;
л) военное планирование - определение порядка и способов
реализации целей и задач развития военной организации,
строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, их
применения и всестороннего обеспечения.
II. ВОЕННЫЕ ОПАСНОСТИ И ВОЕННЫЕ УГРОЗЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7. Мировое развитие на современном этапе характеризуется
ослаблением идеологической конфронтации, снижением уровня
экономического, политического и военного влияния одних государств
(групп государств) и союзов и ростом влияния других государств,
претендующих на всеобъемлющее доминирование, многополярностью и
глобализацией разнообразных процессов.
Неурегулированными остаются многие региональные конфликты.
Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в
регионах, граничащих с Российской Федерацией. Существующая
архитектура (система) международной безопасности, включая ее
международно-правовые механизмы, не обеспечивает равной
безопасности всех государств.
При этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против
Российской Федерации крупномасштабной войны с применением обычных
средств поражения и ядерного оружия, на ряде направлений военные
опасности Российской Федерации усиливаются.
8. Основные внешние военные опасности:
а) стремление наделить силовой потенциал Организации
Североатлантического договора (НАТО) глобальными функциями,
реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить
военную инфраструктуру стран - членов НАТО к границам Российской
Федерации, в том числе путем расширения блока;
б) попытки дестабилизировать обстановку в отдельных
государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность;
в) развертывание (наращивание) воинских контингентов
иностранных государств (групп государств) на территориях
сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств, а
также в прилегающих акваториях;
г) создание и развертывание систем стратегической
противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и
нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а
также милитаризация космического пространства, развертывание
стратегических неядерных систем высокоточного оружия;
д) территориальные претензии к Российской Федерации и ее
союзникам, вмешательство в их внутренние дела;
е) распространение оружия массового поражения, ракет и
ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих
ядерным оружием;
ж) нарушение отдельными государствами международных
договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных
международных договоров в области ограничения и сокращения
вооружений;
з) применение военной силы на территориях сопредельных с
Российской Федерацией государств в нарушение Устава ООН и других
норм международного права;
и) наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных
конфликтов на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее
союзниками государств;
к) распространение международного терроризма;
л) возникновение очагов межнациональной (межконфессиональной)
напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных
группировок в районах, прилегающих к государственной границе
Российской Федерации и границам ее союзников, а также наличие
территориальных противоречий, рост сепаратизма и насильственного
(религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира.
9. Основные внутренние военные опасности:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя
Российской Федерации;
б) подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной
целостности Российской Федерации;
в) дезорганизация функционирования органов государственной
власти, важных государственных, военных объектов и информационной
инфраструктуры Российской Федерации.
10. Основные военные угрозы:
а) резкое обострение военно-политической обстановки
(межгосударственных отношений) и создание условий для применения
военной силы;
б) воспрепятствование работе систем государственного и
военного управления Российской Федерации, нарушение
функционирования ее стратегических ядерных сил, систем
предупреждения о ракетном нападении, контроля космического
пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной
энергетики, атомной, химической промышленности и других
потенциально опасных объектов;
в) создание и подготовка незаконных вооруженных формирований,
их деятельность на территории Российской Федерации или на
территориях ее союзников;
г) демонстрация военной силы в ходе проведения учений на
территориях сопредельных с Российской Федерацией или ее союзниками
государств с провокационными целями;
д) активизация деятельности вооруженных сил отдельных
государств (групп государств) с проведением частичной или полной
мобилизации, переводом органов государственного и военного
управления этих государств на работу в условиях военного времени.
11. Военные конфликты характеризуются целями, способами и
средствами достижения этих целей, масштабами и сроками военных
действий, формами и способами вооруженной борьбы и применяемыми
вооружением и военной техникой.
12. Характерные черты современных военных конфликтов:
а) комплексное применение военной силы и сил и средств
невоенного характера;
б) массированное применение систем вооружения и военной
техники, основанных на новых физических принципах и сопоставимых по
эффективности с ядерным оружием;
в) расширение масштабов применения войск (сил) и средств,
действующих в воздушно-космическом пространстве;
г) усиление роли информационного противоборства;
д) сокращение временных параметров подготовки к ведению
военных действий;
е) повышение оперативности управления в результате перехода от
строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым
автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием;
ж) создание на территориях противоборствующих сторон постоянно
действующей зоны военных действий.
13. Особенности современных военных конфликтов:
а) непредсказуемость их возникновения;
б) наличие широкого спектра военно-политических,
экономических, стратегических и иных целей;
в) возрастание роли современных высокоэффективных систем
оружия, а также перераспределение роли различных сфер вооруженной
борьбы;
г) заблаговременное проведение мероприятий информационного
противоборства для достижения политических целей без применения
военной силы, а в последующем - в интересах формирования
благоприятной реакции мирового сообщества на применение военной
силы.
14. Военные конфликты будут отличаться скоротечностью,
избирательностью и высокой степенью поражения объектов, быстротой
маневра войсками (силами) и огнем, применением различных мобильных
группировок войск (сил). Овладение стратегической инициативой,
сохранение устойчивого государственного и военного управления,
обеспечение превосходства на земле, море и в воздушно-космическом
пространстве станут решающими факторами достижения поставленных
целей.
15. Для военных действий будет характерно возрастающее
значение высокоточного, электромагнитного, лазерного,
инфразвукового оружия, информационно-управляющих систем,
беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых
роботизированных образцов вооружений и военной техники.
16. Ядерное оружие будет оставаться важным фактором
предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных
конфликтов с применением обычных средств поражения
(крупномасштабной войны, региональной войны).
В случае возникновения военного конфликта с применением
обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной
войны), ставящего под угрозу само существование государства,
обладание ядерным оружием может привести к перерастанию такого
военного конфликта в ядерный военный конфликт.
III. ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17. Основные задачи военной политики Российской Федерации
определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с
федеральным законодательством, Стратегией национальной безопасности
Российской Федерации до 2020 года и настоящей Военной доктриной.
Военная политика Российской Федерации направлена на
недопущение гонки вооружений, сдерживание и предотвращение военных
конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов
применения Вооруженных Сил и других войск, а также средств
поражения в целях обороны и обеспечения безопасности Российской
Федерации, а также интересов ее союзников.
Деятельность Российской Федерации по сдерживанию и
предотвращению военных конфликтов
18. Российская Федерация обеспечивает постоянную готовность
Вооруженных Сил и других войск к сдерживанию и предотвращению
военных конфликтов, к вооруженной защите Российской Федерации и ее
союзников в соответствии с нормами международного права и
международными договорами Российской Федерации.
Недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого
военного конфликта, - важнейшая задача Российской Федерации.
19. Основные задачи Российской Федерации по сдерживанию и
предотвращению военных конфликтов:
а) оценка и прогнозирование развития военно-политической
обстановки на глобальном и региональном уровне, а также состояния
межгосударственных отношений в военно-политической сфере с
использованием современных технических средств и информационных
технологий;
б) нейтрализация возможных военных опасностей и военных угроз
политическими, дипломатическими и иными невоенными средствами;
в) поддержание стратегической стабильности и потенциала
ядерного сдерживания на достаточном уровне;
г) поддержание Вооруженных Сил и других войск в заданной
степени готовности к боевому применению;
д) укрепление системы коллективной безопасности в рамках
Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и
наращивание ее потенциала, усиление взаимодействия в области
международной безопасности в рамках Содружества Независимых
Государств (СНГ), Организации по безопасности и сотрудничеству в
Европе (ОБСЕ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС),
развитие отношений в этой сфере с другими межгосударственными
организациями (Европейским союзом и НАТО);
е) расширение круга государств-партнеров и развитие
сотрудничества с ними на основе общих интересов в сфере укрепления
международной безопасности в соответствии с положениями Устава ООН
и другими нормами международного права;
ж) соблюдение международных договоров в области ограничения и
сокращения стратегических наступательных вооружений;
з) заключение и реализация соглашений в области контроля над
обычными вооружениями, а также осуществление мер по укреплению
взаимного доверия;
и) создание механизмов регулирования двустороннего и
многостороннего сотрудничества в области противоракетной обороны;
к) заключение международного договора о предотвращении
размещения в космическом пространстве любых видов оружия;
л) участие в международной миротворческой деятельности, в том
числе под эгидой ООН и в рамках взаимодействия с международными
(региональными) организациями;
м) участие в борьбе с международным терроризмом.
Применение Вооруженных Сил и других войск.
Основные задачи Вооруженных Сил и других войск в мирное время,
в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время
20. Российская Федерация считает правомерным применение
Вооруженных Сил и других войск для отражения агрессии против нее и
(или) ее союзников, поддержания (восстановления) мира по решению
Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности,
а также для обеспечения защиты своих граждан, находящихся за
пределами Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными</p>
Указ Президента Российской Федерации от 05.02.2010 г. № 146
О Военной доктрине Российской Федерации