Президент России
  • События
  • Структура
  • Видео и фото
  • Документы
  • Контакты
  • Поиск
  • Искать на сайте
  • или по банку документов
Поиск по документам
Официальный портал правовой информации pravo.gov.ru
Президент России
Версия официального сайта для мобильных устройств

Разделы сайта Президента
России

  • События
  • Структура
  • Видео и фото
  • Документы
  • Контакты
  • Поиск
  • Поиск
  • Для СМИ
  • Подписаться
  • Справочник
  • Версия для людей с ограниченными возможностями
  • Твиттер
  • YouTube
  • English

Информационные ресурсы
Президента России

  • Президент РоссииТекущий ресурс
  • Конституция России
  • Государственная символика
  • Отправить письмо
  • Президент России —
    гражданам школьного возраста
  • Виртуальный тур по
    Кремлю
  • Владимир Путин —
    личный сайт

Специальные проекты по защите животных

  • Амурский тигр
  • Белуха — белый кит
  • Белый медведь
  • Ирбис — снежный барс
  • Дальневосточный
    леопард

Правовая и техническая информация

  • О портале
  • Об использовании информации сайта
  • О персональных данных пользователей
  • Написать в редакцию

Все материалы сайта доступны по лицензии:

Creative Commons Attribution 4.0 International

Администрация Президента России2022 год

Указ Президента Российской Федерации от 05.02.2010 г. № 146

О Военной доктрине Российской Федерации
pravo.gov.ru
<p>У К А З

                  ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                   Утратил силу - Указ Президента
                                        Российской Федерации
                                       от 25.12.2014 г. N 815

                        О Военной доктрине
                       Российской Федерации

     В соответствии с пунктом "з" статьи 83 Конституции  Российской
Федерации  и  подпунктом 2 пункта 2 статьи 4 Федерального закона от
31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне"  п о с т а н о в л я ю:
     1. Утвердить    прилагаемую    Военную   доктрину   Российской
Федерации.
     2. Секретарю Совета Безопасности Российской Федерации отражать
результаты  реализации  Военной  доктрины  Российской  Федерации  в
ежегодном  докладе  Президенту  Российской  Федерации  о  состоянии
национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
     3. Признать   утратившим   силу   Указ  Президента  Российской
Федерации от 21 апреля  2000 г.  N 706  "Об   утверждении   Военной
доктрины    Российской    Федерации"   (Собрание   законодательства
Российской Федерации, 2000, N 17, ст. 1852).
     4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.


     Президент Российской Федерации                      Д.Медведев

     Москва, Кремль
     5 февраля 2010 года
     N 146
     ___________________



     УТВЕРЖДЕНА
     Указом Президента
     Российской Федерации
     от 5 февраля 2010 г.
     N 146


                         ВОЕННАЯ ДОКТРИНА
                       РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                        I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1. Военная  доктрина  Российской  Федерации  (далее  - Военная
доктрина) является одним  из  основных  документов  стратегического
планирования  в  Российской  Федерации и представляет собой систему
официально  принятых  в  государстве  взглядов  на   подготовку   к
вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.
     2. В Военной доктрине учитываются основные  положения  Военной
доктрины  Российской  Федерации 2000 года,  Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до
2020 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
до 2020 года,  а также соответствующие положения Концепции  внешней
политики   Российской   Федерации  2008 года  и   Морской  доктрины
Российской Федерации на период до 2020 года.
     Военная доктрина  основана  на  положениях  военной  теории  и
направлена на ее дальнейшее развитие.
     3. Правовую  основу  Военной  доктрины  составляют Конституция
Российской   Федерации,    общепризнанные    принципы    и    нормы
международного  права и международные договоры Российской Федерации
в  области  обороны,  контроля  над  вооружениями  и   разоружения,
федеральные  конституционные  законы,  федеральные законы,  а также
нормативные  правовые  акты  Президента  Российской   Федерации   и
Правительства Российской Федерации.
     4. Военная   доктрина   отражает   приверженность   Российской
Федерации  использованию политических,  дипломатических,  правовых,
экономических,  экологических,  информационных,  военных  и  других
инструментов  защиты  национальных интересов Российской Федерации и
интересов ее союзников.
     5. Положения  Военной  доктрины  конкретизируются  в посланиях
Президента Российской Федерации  Федеральному  Собранию  Российской
Федерации   и   могут  корректироваться  в  рамках  стратегического
планирования в военной сфере (военного планирования).
     Реализация Военной  доктрины  достигается  путем централизации
государственного управления в военной области  и  осуществляется  в
соответствии    с   федеральным   законодательством,   нормативными
правовыми актами  Президента  Российской  Федерации,  Правительства
Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
     6. В Военной доктрине используются следующие основные понятия:
     а) военная  безопасность Российской Федерации (далее - военная
безопасность) - состояние защищенности  жизненно  важных  интересов
личности,  общества  и  государства от внешних и внутренних военных
угроз,  связанных  с  применением  военной  силы  или  угрозой   ее
применения,   характеризуемое   отсутствием   военной  угрозы  либо
способностью ей противостоять;
     б) военная   опасность   -  состояние  межгосударственных  или
внутригосударственных  отношений,   характеризуемое   совокупностью
факторов,   способных   при   определенных   условиях   привести  к
возникновению военной угрозы;
     в) военная   угроза   -   состояние   межгосударственных   или
внутригосударственных    отношений,    характеризуемое     реальной
возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими
сторонами, высокой  степенью  готовности  какого-либо   государства
(группы государств),  сепаратистских (террористических) организаций
к применению военной силы (вооруженному насилию);
     г) военный  конфликт - форма разрешения межгосударственных или
внутригосударственных  противоречий  с  применением  военной   силы
(понятие  охватывает все виды вооруженного противоборства,  включая
крупномасштабные,  региональные,  локальные  войны  и   вооруженные
конфликты);
     д) вооруженный    конфликт    -    вооруженное    столкновение
ограниченного    масштаба    между   государствами   (международный
вооруженный конфликт)  или  противостоящими  сторонами  в  пределах
территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт);
     е) локальная война - война между двумя и более  государствами,
преследующая   ограниченные  военно-политические  цели,  в  которой
военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и
которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств
(территориальные, экономические, политические и другие);
     ж) региональная   война  -  война  с  участием  двух  и  более
государств   одного   региона,    ведущаяся    национальными    или
коалиционными вооруженными силами с применением как обычных,  так и
ядерных средств поражения,  на территории региона с прилегающими  к
нему  акваториями и в воздушном (космическом) пространстве над ним,
в    ходе    которой    стороны    будут    преследовать     важные
военно-политические цели;
     з) крупномасштабная война - война между коалициями  государств
или   крупнейшими  государствами  мирового  сообщества,  в  которой
стороны будут преследовать  радикальные  военно-политические  цели.
Крупномасштабная    война   может   стать   результатом   эскалации
вооруженного  конфликта,  локальной  или   региональной   войны   с
вовлечением  значительного  количества  государств  разных регионов
мира.  Она  потребует  мобилизации  всех   имеющихся   материальных
ресурсов и духовных сил государств-участников;
     и) военная политика - деятельность государства по  организации
и  осуществлению  обороны  и  обеспечению  безопасности  Российской
Федерации, а также интересов ее союзников;
     к) военная    организация   государства   (далее   -   военная
организация) - совокупность  органов  государственного  и  военного
управления,  Вооруженных  Сил  Российской Федерации,  других войск,
воинских формирований и органов (далее - Вооруженные Силы и  другие
войска),  составляющих ее основу и осуществляющих свою деятельность
военными методами,  а  также  части  производственного  и  научного
комплексов  страны,  совместная  деятельность которых направлена на
подготовку к вооруженной защите  и  вооруженную  защиту  Российской
Федерации;
     л) военное  планирование  -  определение  порядка  и  способов
реализации    целей   и   задач   развития   военной   организации,
строительства  и  развития  Вооруженных  Сил  и  других  войск,  их
применения и всестороннего обеспечения.

              II. ВОЕННЫЕ ОПАСНОСТИ И ВОЕННЫЕ УГРОЗЫ
                       РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     7. Мировое  развитие  на  современном  этапе   характеризуется
ослаблением    идеологической    конфронтации,   снижением   уровня
экономического,  политического и военного влияния одних  государств
(групп  государств)  и  союзов  и ростом влияния других государств,
претендующих на  всеобъемлющее  доминирование,  многополярностью  и
глобализацией разнообразных процессов.
     Неурегулированными остаются  многие  региональные   конфликты.
Сохраняются  тенденции  к  их  силовому  разрешению,  в том числе в
регионах,  граничащих   с   Российской   Федерацией.   Существующая
архитектура   (система)   международной  безопасности,  включая  ее
международно-правовые    механизмы,    не    обеспечивает    равной
безопасности всех государств.
     При этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против
Российской  Федерации  крупномасштабной войны с применением обычных
средств поражения и ядерного оружия,  на ряде  направлений  военные
опасности Российской Федерации усиливаются.
     8. Основные внешние военные опасности:
     а) стремление    наделить    силовой   потенциал   Организации
Североатлантического договора   (НАТО)    глобальными    функциями,
реализуемыми  в  нарушение  норм  международного права,  приблизить
военную инфраструктуру стран - членов НАТО  к  границам  Российской
Федерации, в том числе путем расширения блока;
     б) попытки   дестабилизировать    обстановку    в    отдельных
государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность;
     в) развертывание    (наращивание)    воинских     контингентов
иностранных    государств   (групп   государств)   на   территориях
сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств,  а
также в прилегающих акваториях;
     г) создание    и    развертывание    систем     стратегической
противоракетной  обороны,  подрывающих  глобальную  стабильность  и
нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной  сфере,  а
также   милитаризация   космического   пространства,  развертывание
стратегических неядерных систем высокоточного оружия;
     д) территориальные  претензии  к  Российской  Федерации  и  ее
союзникам, вмешательство в их внутренние дела;
     е) распространение   оружия   массового   поражения,  ракет  и
ракетных технологий,  увеличение количества государств,  обладающих
ядерным оружием;
     ж) нарушение    отдельными     государствами     международных
договоренностей,    а    также   несоблюдение   ранее   заключенных
международных  договоров  в  области   ограничения   и   сокращения
вооружений;
     з) применение  военной  силы  на  территориях  сопредельных  с
Российской  Федерацией  государств  в нарушение Устава ООН и других
норм международного права;
     и) наличие  (возникновение)  очагов  и  эскалация  вооруженных
конфликтов на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее
союзниками государств;
     к) распространение международного терроризма;
     л) возникновение  очагов межнациональной (межконфессиональной)
напряженности,  деятельность международных вооруженных  радикальных
группировок   в  районах,  прилегающих  к  государственной  границе
Российской Федерации и  границам  ее  союзников,  а  также  наличие
территориальных  противоречий,  рост  сепаратизма и насильственного
(религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира.
     9. Основные внутренние военные опасности:
     а) попытки насильственного  изменения  конституционного  строя
Российской Федерации;
     б) подрыв суверенитета,  нарушение единства и  территориальной
целостности Российской Федерации;
     в) дезорганизация  функционирования  органов   государственной
власти,  важных государственных,  военных объектов и информационной
инфраструктуры Российской Федерации.
     10. Основные военные угрозы:
     а) резкое    обострение     военно-политической     обстановки
(межгосударственных  отношений)  и  создание условий для применения
военной силы;
     б) воспрепятствование   работе   систем   государственного   и
военного     управления     Российской     Федерации,     нарушение
функционирования    ее    стратегических    ядерных   сил,   систем
предупреждения  о   ракетном   нападении,   контроля   космического
пространства,   объектов   хранения  ядерных  боеприпасов,  атомной
энергетики,   атомной,   химической   промышленности    и    других
потенциально опасных объектов;
     в) создание и подготовка незаконных вооруженных  формирований,
их   деятельность   на   территории  Российской  Федерации  или  на
территориях ее союзников;
     г) демонстрация  военной  силы  в  ходе  проведения  учений на
территориях сопредельных с Российской Федерацией или ее  союзниками
государств с провокационными целями;
     д) активизация   деятельности   вооруженных   сил    отдельных
государств  (групп  государств)  с проведением частичной или полной
мобилизации,  переводом   органов   государственного   и   военного
управления этих государств на работу в условиях военного времени.
     11. Военные  конфликты  характеризуются  целями,  способами  и
средствами  достижения  этих  целей,  масштабами  и сроками военных
действий,  формами и способами вооруженной  борьбы  и  применяемыми
вооружением и военной техникой.
     12. Характерные черты современных военных конфликтов:
     а) комплексное   применение  военной  силы  и  сил  и  средств
невоенного характера;
     б) массированное   применение   систем  вооружения  и  военной
техники, основанных на новых физических принципах и сопоставимых по
эффективности с ядерным оружием;
     в) расширение масштабов  применения  войск  (сил)  и  средств,
действующих в воздушно-космическом пространстве;
     г) усиление роли информационного противоборства;
     д) сокращение   временных   параметров  подготовки  к  ведению
военных действий;
     е) повышение оперативности управления в результате перехода от
строго  вертикальной  системы  управления  к   глобальным   сетевым
автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием;
     ж) создание на территориях противоборствующих сторон постоянно
действующей зоны военных действий.
     13. Особенности современных военных конфликтов:
     а) непредсказуемость их возникновения;
     б) наличие     широкого      спектра      военно-политических,
экономических, стратегических и иных целей;
     в) возрастание  роли  современных   высокоэффективных   систем
оружия,  а  также перераспределение роли различных сфер вооруженной
борьбы;
     г) заблаговременное   проведение  мероприятий  информационного
противоборства для достижения  политических  целей  без  применения
военной   силы,   а   в  последующем  -  в  интересах  формирования
благоприятной реакции мирового  сообщества  на  применение  военной
силы.
     14. Военные   конфликты   будут   отличаться   скоротечностью,
избирательностью  и высокой степенью поражения объектов,  быстротой
маневра войсками (силами) и огнем,  применением различных мобильных
группировок  войск  (сил).  Овладение  стратегической  инициативой,
сохранение  устойчивого  государственного  и  военного  управления,
обеспечение  превосходства на земле,  море и в воздушно-космическом
пространстве станут  решающими  факторами  достижения  поставленных
целей.
     15. Для  военных  действий   будет   характерно   возрастающее
значение      высокоточного,      электромагнитного,     лазерного,
инфразвукового    оружия,     информационно-управляющих     систем,
беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых
роботизированных образцов вооружений и военной техники.
     16. Ядерное    оружие   будет   оставаться   важным   фактором
предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов  и  военных
конфликтов     с     применением    обычных    средств    поражения
(крупномасштабной войны, региональной войны).
     В случае   возникновения   военного  конфликта  с  применением
обычных средств  поражения  (крупномасштабной  войны,  региональной
войны),   ставящего  под  угрозу  само  существование  государства,
обладание ядерным оружием  может  привести  к  перерастанию  такого
военного конфликта в ядерный военный конфликт.

            III. ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     17. Основные  задачи  военной  политики  Российской  Федерации
определяются Президентом  Российской  Федерации  в  соответствии  с
федеральным законодательством, Стратегией национальной безопасности
Российской Федерации до 2020 года и настоящей Военной доктриной.
     Военная политика    Российской    Федерации    направлена   на
недопущение гонки вооружений,  сдерживание и предотвращение военных
конфликтов,  совершенствование военной организации, форм и способов
применения  Вооруженных  Сил  и  других  войск,  а  также   средств
поражения  в  целях  обороны  и обеспечения безопасности Российской
Федерации, а также интересов ее союзников.

        Деятельность Российской Федерации по сдерживанию и
                 предотвращению военных конфликтов

     18. Российская  Федерация  обеспечивает  постоянную готовность
Вооруженных Сил и  других  войск  к  сдерживанию  и  предотвращению
военных конфликтов,  к вооруженной защите Российской Федерации и ее
союзников  в  соответствии  с  нормами   международного   права   и
международными договорами Российской Федерации.
     Недопущение ядерного военного конфликта,  как и любого другого
военного конфликта, - важнейшая задача Российской Федерации.
     19. Основные задачи  Российской  Федерации  по  сдерживанию  и
предотвращению военных конфликтов:
     а) оценка  и  прогнозирование   развития   военно-политической
обстановки  на глобальном и региональном уровне,  а также состояния
межгосударственных  отношений   в   военно-политической   сфере   с
использованием  современных  технических  средств  и информационных
технологий;
     б) нейтрализация  возможных военных опасностей и военных угроз
политическими, дипломатическими и иными невоенными средствами;
     в) поддержание   стратегической   стабильности   и  потенциала
ядерного сдерживания на достаточном уровне;
     г) поддержание  Вооруженных  Сил  и  других  войск  в заданной
степени готовности к боевому применению;
     д) укрепление   системы  коллективной  безопасности  в  рамках
Организации  Договора  о   коллективной   безопасности   (ОДКБ)   и
наращивание   ее  потенциала,  усиление  взаимодействия  в  области
международной  безопасности  в   рамках   Содружества   Независимых
Государств  (СНГ),  Организации  по безопасности и сотрудничеству в
Европе  (ОБСЕ)  и  Шанхайской  организации  сотрудничества   (ШОС),
развитие  отношений  в  этой  сфере  с  другими межгосударственными
организациями (Европейским союзом и НАТО);
     е) расширение    круга    государств-партнеров    и   развитие
сотрудничества с ними на основе общих интересов в сфере  укрепления
международной  безопасности в соответствии с положениями Устава ООН
и другими нормами международного права;
     ж) соблюдение  международных договоров в области ограничения и
сокращения стратегических наступательных вооружений;
     з) заключение  и  реализация соглашений в области контроля над
обычными вооружениями,  а также  осуществление  мер  по  укреплению
взаимного доверия;
     и) создание   механизмов   регулирования    двустороннего    и
многостороннего сотрудничества в области противоракетной обороны;
     к) заключение   международного   договора   о   предотвращении
размещения в космическом пространстве любых видов оружия;
     л) участие в международной миротворческой деятельности,  в том
числе  под  эгидой  ООН  и в рамках взаимодействия с международными
(региональными) организациями;
     м) участие в борьбе с международным терроризмом.

            Применение Вооруженных Сил и других войск.
  Основные задачи Вооруженных Сил и других войск в мирное время,
    в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время

     20. Российская   Федерация   считает   правомерным  применение
Вооруженных Сил и других войск для отражения агрессии против нее  и
(или)  ее  союзников,  поддержания (восстановления) мира по решению
Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности,
а  также  для  обеспечения  защиты  своих  граждан,  находящихся за
пределами Российской Федерации,  в соответствии  с  общепризнанными</p>
Показать следующую страницу документа
Текст

Поделиться
Прямая ссылка на материал
http://kremlin.ru/acts/bank/30593
Поделиться
  • Вконтакте
  • Твиттер
  • Живой журнал
  • Переслать на почту
  • Распечатать
Переслать материал на почту

Официальный сайт президента России:

Указ Президента Российской Федерации от 05.02.2010 г. № 146

http://kremlin.ru/acts/bank/30593

Официальные сетевые ресурсы

Президента России

Official Internet Resources

of the President of Russia

Russian English
  • Для СМИ
  • Специальная версия для людей с ограниченными возможностями
  • Официальный Telegram-канал
  • Официальный Твиттер
  • Официальный канал на YouTube
  • Конституция России
  • Государственная символика
  • Отправить письмо
  • Президент России — гражданам
    школьного возраста
  • Виртуальный тур по Кремлю
  • Владимир Путин — личный сайт
  • Путин. 20 лет

Администрация Президента России
2022 год