У К А З

                  ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                   Утратил силу - Указ Президента
                                        Российской Федерации
                                       от 25.12.2014 г. N 815

                        О Военной доктрине
                       Российской Федерации

     В соответствии с пунктом "з" статьи 83 Конституции  Российской
Федерации  и  подпунктом 2 пункта 2 статьи 4 Федерального закона от
31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне"  п о с т а н о в л я ю:
     1. Утвердить    прилагаемую    Военную   доктрину   Российской
Федерации.
     2. Секретарю Совета Безопасности Российской Федерации отражать
результаты  реализации  Военной  доктрины  Российской  Федерации  в
ежегодном  докладе  Президенту  Российской  Федерации  о  состоянии
национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
     3. Признать   утратившим   силу   Указ  Президента  Российской
Федерации от 21 апреля  2000 г.  N 706  "Об   утверждении   Военной
доктрины    Российской    Федерации"   (Собрание   законодательства
Российской Федерации, 2000, N 17, ст. 1852).
     4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.


     Президент Российской Федерации                      Д.Медведев

     Москва, Кремль
     5 февраля 2010 года
     N 146
     ___________________



     УТВЕРЖДЕНА
     Указом Президента
     Российской Федерации
     от 5 февраля 2010 г.
     N 146


                         ВОЕННАЯ ДОКТРИНА
                       РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                        I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1. Военная  доктрина  Российской  Федерации  (далее  - Военная
доктрина) является одним  из  основных  документов  стратегического
планирования  в  Российской  Федерации и представляет собой систему
официально  принятых  в  государстве  взглядов  на   подготовку   к
вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.
     2. В Военной доктрине учитываются основные  положения  Военной
доктрины  Российской  Федерации 2000 года,  Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до
2020 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
до 2020 года,  а также соответствующие положения Концепции  внешней
политики   Российской   Федерации  2008 года  и   Морской  доктрины
Российской Федерации на период до 2020 года.
     Военная доктрина  основана  на  положениях  военной  теории  и
направлена на ее дальнейшее развитие.
     3. Правовую  основу  Военной  доктрины  составляют Конституция
Российской   Федерации,    общепризнанные    принципы    и    нормы
международного  права и международные договоры Российской Федерации
в  области  обороны,  контроля  над  вооружениями  и   разоружения,
федеральные  конституционные  законы,  федеральные законы,  а также
нормативные  правовые  акты  Президента  Российской   Федерации   и
Правительства Российской Федерации.
     4. Военная   доктрина   отражает   приверженность   Российской
Федерации  использованию политических,  дипломатических,  правовых,
экономических,  экологических,  информационных,  военных  и  других
инструментов  защиты  национальных интересов Российской Федерации и
интересов ее союзников.
     5. Положения  Военной  доктрины  конкретизируются  в посланиях
Президента Российской Федерации  Федеральному  Собранию  Российской
Федерации   и   могут  корректироваться  в  рамках  стратегического
планирования в военной сфере (военного планирования).
     Реализация Военной  доктрины  достигается  путем централизации
государственного управления в военной области  и  осуществляется  в
соответствии    с   федеральным   законодательством,   нормативными
правовыми актами  Президента  Российской  Федерации,  Правительства
Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
     6. В Военной доктрине используются следующие основные понятия:
     а) военная  безопасность Российской Федерации (далее - военная
безопасность) - состояние защищенности  жизненно  важных  интересов
личности,  общества  и  государства от внешних и внутренних военных
угроз,  связанных  с  применением  военной  силы  или  угрозой   ее
применения,   характеризуемое   отсутствием   военной  угрозы  либо
способностью ей противостоять;
     б) военная   опасность   -  состояние  межгосударственных  или
внутригосударственных  отношений,   характеризуемое   совокупностью
факторов,   способных   при   определенных   условиях   привести  к
возникновению военной угрозы;
     в) военная   угроза   -   состояние   межгосударственных   или
внутригосударственных    отношений,    характеризуемое     реальной
возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими
сторонами, высокой  степенью  готовности  какого-либо   государства
(группы государств),  сепаратистских (террористических) организаций
к применению военной силы (вооруженному насилию);
     г) военный  конфликт - форма разрешения межгосударственных или
внутригосударственных  противоречий  с  применением  военной   силы
(понятие  охватывает все виды вооруженного противоборства,  включая
крупномасштабные,  региональные,  локальные  войны  и   вооруженные
конфликты);
     д) вооруженный    конфликт    -    вооруженное    столкновение
ограниченного    масштаба    между   государствами   (международный
вооруженный конфликт)  или  противостоящими  сторонами  в  пределах
территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт);
     е) локальная война - война между двумя и более  государствами,
преследующая   ограниченные  военно-политические  цели,  в  которой
военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и
которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств
(территориальные, экономические, политические и другие);
     ж) региональная   война  -  война  с  участием  двух  и  более
государств   одного   региона,    ведущаяся    национальными    или
коалиционными вооруженными силами с применением как обычных,  так и
ядерных средств поражения,  на территории региона с прилегающими  к
нему  акваториями и в воздушном (космическом) пространстве над ним,
в    ходе    которой    стороны    будут    преследовать     важные
военно-политические цели;
     з) крупномасштабная война - война между коалициями  государств
или   крупнейшими  государствами  мирового  сообщества,  в  которой
стороны будут преследовать  радикальные  военно-политические  цели.
Крупномасштабная    война   может   стать   результатом   эскалации
вооруженного  конфликта,  локальной  или   региональной   войны   с
вовлечением  значительного  количества  государств  разных регионов
мира.  Она  потребует  мобилизации  всех   имеющихся   материальных
ресурсов и духовных сил государств-участников;
     и) военная политика - деятельность государства по  организации
и  осуществлению  обороны  и  обеспечению  безопасности  Российской
Федерации, а также интересов ее союзников;
     к) военная    организация   государства   (далее   -   военная
организация) - совокупность  органов  государственного  и  военного
управления,  Вооруженных  Сил  Российской Федерации,  других войск,
воинских формирований и органов (далее - Вооруженные Силы и  другие
войска),  составляющих ее основу и осуществляющих свою деятельность
военными методами,  а  также  части  производственного  и  научного
комплексов  страны,  совместная  деятельность которых направлена на
подготовку к вооруженной защите  и  вооруженную  защиту  Российской
Федерации;
     л) военное  планирование  -  определение  порядка  и  способов
реализации    целей   и   задач   развития   военной   организации,
строительства  и  развития  Вооруженных  Сил  и  других  войск,  их
применения и всестороннего обеспечения.

              II. ВОЕННЫЕ ОПАСНОСТИ И ВОЕННЫЕ УГРОЗЫ
                       РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     7. Мировое  развитие  на  современном  этапе   характеризуется
ослаблением    идеологической    конфронтации,   снижением   уровня
экономического,  политического и военного влияния одних  государств
(групп  государств)  и  союзов  и ростом влияния других государств,
претендующих на  всеобъемлющее  доминирование,  многополярностью  и
глобализацией разнообразных процессов.
     Неурегулированными остаются  многие  региональные   конфликты.
Сохраняются  тенденции  к  их  силовому  разрешению,  в том числе в
регионах,  граничащих   с   Российской   Федерацией.   Существующая
архитектура   (система)   международной  безопасности,  включая  ее
международно-правовые    механизмы,    не    обеспечивает    равной
безопасности всех государств.
     При этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против
Российской  Федерации  крупномасштабной войны с применением обычных
средств поражения и ядерного оружия,  на ряде  направлений  военные
опасности Российской Федерации усиливаются.
     8. Основные внешние военные опасности:
     а) стремление    наделить    силовой   потенциал   Организации
Североатлантического договора   (НАТО)    глобальными    функциями,
реализуемыми  в  нарушение  норм  международного права,  приблизить
военную инфраструктуру стран - членов НАТО  к  границам  Российской
Федерации, в том числе путем расширения блока;
     б) попытки   дестабилизировать    обстановку    в    отдельных
государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность;
     в) развертывание    (наращивание)    воинских     контингентов
иностранных    государств   (групп   государств)   на   территориях
сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств,  а
также в прилегающих акваториях;
     г) создание    и    развертывание    систем     стратегической
противоракетной  обороны,  подрывающих  глобальную  стабильность  и
нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной  сфере,  а
также   милитаризация   космического   пространства,  развертывание
стратегических неядерных систем высокоточного оружия;
     д) территориальные  претензии  к  Российской  Федерации  и  ее
союзникам, вмешательство в их внутренние дела;
     е) распространение   оружия   массового   поражения,  ракет  и
ракетных технологий,  увеличение количества государств,  обладающих
ядерным оружием;
     ж) нарушение    отдельными     государствами     международных
договоренностей,    а    также   несоблюдение   ранее   заключенных
международных  договоров  в  области   ограничения   и   сокращения
вооружений;
     з) применение  военной  силы  на  территориях  сопредельных  с
Российской  Федерацией  государств  в нарушение Устава ООН и других
норм международного права;
     и) наличие  (возникновение)  очагов  и  эскалация  вооруженных
конфликтов на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее
союзниками государств;
     к) распространение международного терроризма;
     л) возникновение  очагов межнациональной (межконфессиональной)
напряженности,  деятельность международных вооруженных  радикальных
группировок   в  районах,  прилегающих  к  государственной  границе
Российской Федерации и  границам  ее  союзников,  а  также  наличие
территориальных  противоречий,  рост  сепаратизма и насильственного
(религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира.
     9. Основные внутренние военные опасности:
     а) попытки насильственного  изменения  конституционного  строя
Российской Федерации;
     б) подрыв суверенитета,  нарушение единства и  территориальной
целостности Российской Федерации;
     в) дезорганизация  функционирования  органов   государственной
власти,  важных государственных,  военных объектов и информационной
инфраструктуры Российской Федерации.
     10. Основные военные угрозы:
     а) резкое    обострение     военно-политической     обстановки
(межгосударственных  отношений)  и  создание условий для применения
военной силы;
     б) воспрепятствование   работе   систем   государственного   и
военного     управления     Российской     Федерации,     нарушение
функционирования    ее    стратегических    ядерных   сил,   систем
предупреждения  о   ракетном   нападении,   контроля   космического
пространства,   объектов   хранения  ядерных  боеприпасов,  атомной
энергетики,   атомной,   химической   промышленности    и    других
потенциально опасных объектов;
     в) создание и подготовка незаконных вооруженных  формирований,
их   деятельность   на   территории  Российской  Федерации  или  на
территориях ее союзников;
     г) демонстрация  военной  силы  в  ходе  проведения  учений на
территориях сопредельных с Российской Федерацией или ее  союзниками
государств с провокационными целями;
     д) активизация   деятельности   вооруженных   сил    отдельных
государств  (групп  государств)  с проведением частичной или полной
мобилизации,  переводом   органов   государственного   и   военного
управления этих государств на работу в условиях военного времени.
     11. Военные  конфликты  характеризуются  целями,  способами  и
средствами  достижения  этих  целей,  масштабами  и сроками военных
действий,  формами и способами вооруженной  борьбы  и  применяемыми
вооружением и военной техникой.
     12. Характерные черты современных военных конфликтов:
     а) комплексное   применение  военной  силы  и  сил  и  средств
невоенного характера;
     б) массированное   применение   систем  вооружения  и  военной
техники, основанных на новых физических принципах и сопоставимых по
эффективности с ядерным оружием;
     в) расширение масштабов  применения  войск  (сил)  и  средств,
действующих в воздушно-космическом пространстве;
     г) усиление роли информационного противоборства;
     д) сокращение   временных   параметров  подготовки  к  ведению
военных действий;
     е) повышение оперативности управления в результате перехода от
строго  вертикальной  системы  управления  к   глобальным   сетевым
автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием;
     ж) создание на территориях противоборствующих сторон постоянно
действующей зоны военных действий.
     13. Особенности современных военных конфликтов:
     а) непредсказуемость их возникновения;
     б) наличие     широкого      спектра      военно-политических,
экономических, стратегических и иных целей;
     в) возрастание  роли  современных   высокоэффективных   систем
оружия,  а  также перераспределение роли различных сфер вооруженной
борьбы;
     г) заблаговременное   проведение  мероприятий  информационного
противоборства для достижения  политических  целей  без  применения
военной   силы,   а   в  последующем  -  в  интересах  формирования
благоприятной реакции мирового  сообщества  на  применение  военной
силы.
     14. Военные   конфликты   будут   отличаться   скоротечностью,
избирательностью  и высокой степенью поражения объектов,  быстротой
маневра войсками (силами) и огнем,  применением различных мобильных
группировок  войск  (сил).  Овладение  стратегической  инициативой,
сохранение  устойчивого  государственного  и  военного  управления,
обеспечение  превосходства на земле,  море и в воздушно-космическом
пространстве станут  решающими  факторами  достижения  поставленных
целей.
     15. Для  военных  действий   будет   характерно   возрастающее
значение      высокоточного,      электромагнитного,     лазерного,
инфразвукового    оружия,     информационно-управляющих     систем,
беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых
роботизированных образцов вооружений и военной техники.
     16. Ядерное    оружие   будет   оставаться   важным   фактором
предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов  и  военных
конфликтов     с     применением    обычных    средств    поражения
(крупномасштабной войны, региональной войны).
     В случае   возникновения   военного  конфликта  с  применением
обычных средств  поражения  (крупномасштабной  войны,  региональной
войны),   ставящего  под  угрозу  само  существование  государства,
обладание ядерным оружием  может  привести  к  перерастанию  такого
военного конфликта в ядерный военный конфликт.

            III. ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     17. Основные  задачи  военной  политики  Российской  Федерации
определяются Президентом  Российской  Федерации  в  соответствии  с
федеральным законодательством, Стратегией национальной безопасности
Российской Федерации до 2020 года и настоящей Военной доктриной.
     Военная политика    Российской    Федерации    направлена   на
недопущение гонки вооружений,  сдерживание и предотвращение военных
конфликтов,  совершенствование военной организации, форм и способов
применения  Вооруженных  Сил  и  других  войск,  а  также   средств
поражения  в  целях  обороны  и обеспечения безопасности Российской
Федерации, а также интересов ее союзников.

        Деятельность Российской Федерации по сдерживанию и
                 предотвращению военных конфликтов

     18. Российская  Федерация  обеспечивает  постоянную готовность
Вооруженных Сил и  других  войск  к  сдерживанию  и  предотвращению
военных конфликтов,  к вооруженной защите Российской Федерации и ее
союзников  в  соответствии  с  нормами   международного   права   и
международными договорами Российской Федерации.
     Недопущение ядерного военного конфликта,  как и любого другого
военного конфликта, - важнейшая задача Российской Федерации.
     19. Основные задачи  Российской  Федерации  по  сдерживанию  и
предотвращению военных конфликтов:
     а) оценка  и  прогнозирование   развития   военно-политической
обстановки  на глобальном и региональном уровне,  а также состояния
межгосударственных  отношений   в   военно-политической   сфере   с
использованием  современных  технических  средств  и информационных
технологий;
     б) нейтрализация  возможных военных опасностей и военных угроз
политическими, дипломатическими и иными невоенными средствами;
     в) поддержание   стратегической   стабильности   и  потенциала
ядерного сдерживания на достаточном уровне;
     г) поддержание  Вооруженных  Сил  и  других  войск  в заданной
степени готовности к боевому применению;
     д) укрепление   системы  коллективной  безопасности  в  рамках
Организации  Договора  о   коллективной   безопасности   (ОДКБ)   и
наращивание   ее  потенциала,  усиление  взаимодействия  в  области
международной  безопасности  в   рамках   Содружества   Независимых
Государств  (СНГ),  Организации  по безопасности и сотрудничеству в
Европе  (ОБСЕ)  и  Шанхайской  организации  сотрудничества   (ШОС),
развитие  отношений  в  этой  сфере  с  другими межгосударственными
организациями (Европейским союзом и НАТО);
     е) расширение    круга    государств-партнеров    и   развитие
сотрудничества с ними на основе общих интересов в сфере  укрепления
международной  безопасности в соответствии с положениями Устава ООН
и другими нормами международного права;
     ж) соблюдение  международных договоров в области ограничения и
сокращения стратегических наступательных вооружений;
     з) заключение  и  реализация соглашений в области контроля над
обычными вооружениями,  а также  осуществление  мер  по  укреплению
взаимного доверия;
     и) создание   механизмов   регулирования    двустороннего    и
многостороннего сотрудничества в области противоракетной обороны;
     к) заключение   международного   договора   о   предотвращении
размещения в космическом пространстве любых видов оружия;
     л) участие в международной миротворческой деятельности,  в том
числе  под  эгидой  ООН  и в рамках взаимодействия с международными
(региональными) организациями;
     м) участие в борьбе с международным терроризмом.

            Применение Вооруженных Сил и других войск.
  Основные задачи Вооруженных Сил и других войск в мирное время,
    в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время

     20. Российская   Федерация   считает   правомерным  применение
Вооруженных Сил и других войск для отражения агрессии против нее  и
(или)  ее  союзников,  поддержания (восстановления) мира по решению
Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности,
а  также  для  обеспечения  защиты  своих  граждан,  находящихся за
пределами Российской Федерации,  в соответствии  с  общепризнанными
принципами   и   нормами   международного  права  и  международными
договорами Российской Федерации.
     Применение Вооруженных  Сил  и  других  войск  в  мирное время
осуществляется  по  решению  Президента  Российской   Федерации   в
порядке, установленном федеральным законодательством.
     21. Российская Федерация рассматривает  вооруженное  нападение
на  государство - участника Союзного государства или любые действия
с применением военной силы против  него  как  акт  агрессии  против
Союзного государства и осуществит ответные меры.
     Российская Федерация рассматривает  вооруженное  нападение  на
государство  -  члена  ОДКБ  как  агрессию против всех государств -
членов ОДКБ и осуществит  в  этом  случае  меры  в  соответствии  с
Договором о коллективной безопасности.
     22. В   рамках    выполнения    мероприятий    стратегического
сдерживания     силового     характера     Российской    Федерацией
предусматривается применение высокоточного оружия.
     Российская Федерация   оставляет   за  собой  право  применить
ядерное оружие  в  ответ  на  применение  против  нее  и  (или)  ее
союзников  ядерного  и  других видов оружия массового поражения,  а
также в случае агрессии против Российской Федерации  с  применением
обычного  оружия,  когда  под  угрозу поставлено само существование
государства.
     Решение о  применении  ядерного оружия принимается Президентом
Российской Федерации.
     23. Выполнение  стоящих  перед  Вооруженными  Силами и другими
войсками задач  организуется  и  осуществляется  в  соответствии  с
Планом    применения    Вооруженных   Сил   Российской   Федерации,
Мобилизационным  планом  Вооруженных  Сил   Российской   Федерации,
указами  Президента  Российской Федерации,  приказами и директивами
Верховного  Главнокомандующего   Вооруженными   Силами   Российской
Федерации,   другими   нормативными   правовыми  актами  Российской
Федерации и документами стратегического  планирования  по  вопросам
обороны.
     24. Российская  Федерация  выделяет  воинские  контингенты   в
состав   миротворческих   сил  ОДКБ  для  участия  в  операциях  по
поддержанию мира по решению Совета коллективной безопасности  ОДКБ.
Российская   Федерация   выделяет  воинские  контингенты  в  состав
Коллективных сил оперативного  реагирования  ОДКБ  (КСОР)  в  целях
оперативного  реагирования  на военные угрозы государствам - членам
ОДКБ  и  решения  иных  задач,  определенных  Советом  коллективной
безопасности  ОДКБ,  для  их применения в порядке,  предусмотренном
Соглашением о  порядке  оперативного  развертывания,  применения  и
всестороннего  обеспечения  Коллективных сил быстрого развертывания
Центральноазиатского региона коллективной безопасности.
     25. Для  осуществления  миротворческих операций по мандату ООН
или по мандату  СНГ  Российская  Федерация  предоставляет  воинские
контингенты в порядке,  установленном федеральным законодательством
и международными договорами Российской Федерации.
     26. В   целях  защиты  интересов  Российской  Федерации  и  ее
граждан,   поддержания   международного   мира    и    безопасности
формирования  Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно
использоваться за пределами Российской Федерации в  соответствии  с
общепризнанными   принципами   и   нормами   международного  права,
международными  договорами  Российской  Федерации   и   федеральным
законодательством.
     27. Основные задачи Вооруженных Сил и других  войск  в  мирное
время:
     а) защита суверенитета  Российской  Федерации,  целостности  и
неприкосновенности ее территории;
     б) стратегическое  сдерживание,  в  том  числе  предотвращение
военных конфликтов;
     в) поддержание состава,  состояния  боевой  и  мобилизационной
готовности и подготовки стратегических ядерных сил,  сил и средств,
обеспечивающих их функционирование и  применение,  а  также  систем
управления  на  уровне,  гарантирующем  нанесение  заданного ущерба
агрессору в любых условиях обстановки;
     г) своевременное  предупреждение Верховного Главнокомандующего
Вооруженными Силами  Российской  Федерации  о  воздушно-космическом
нападении,   оповещение   органов   государственного   и   военного
управления, войск (сил) о военных опасностях и военных угрозах;
     д) поддержание  способности  Вооруженных  Сил и других войск к
заблаговременному  развертыванию   группировок   войск   (сил)   на
потенциально   опасных  стратегических  направлениях,  а  также  их
готовности к боевому применению;
     е) обеспечение  противовоздушной  обороны  важнейших  объектов
Российской  Федерации  и  готовность  к  отражению  ударов  средств
воздушно-космического нападения;
     ж) развертывание и поддержание  в  стратегической  космической
зоне орбитальных группировок космических аппаратов,  обеспечивающих
деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации;
     з) охрана важных государственных и военных объектов,  объектов
на коммуникациях и специальных грузов;
     и) оперативное  оборудование территории Российской Федерации и
подготовка коммуникаций в целях обороны,  в том числе строительство
и  реконструкция объектов специального назначения,  строительство и
капитальный ремонт автомобильных дорог, имеющих оборонное значение;
     к) защита граждан Российской Федерации за пределами Российской
Федерации от вооруженного нападения на них;
     л) участие   в   операциях   по  поддержанию  (восстановлению)
международного мира и безопасности, принятие мер для предотвращения
(устранения)  угрозы  миру,  подавление  актов  агрессии (нарушения
мира)  на  основании  решений  Совета  Безопасности  ООН  или  иных
органов,  уполномоченных  принимать  такие решения в соответствии с
международным правом;
     м) борьба с пиратством, обеспечение безопасности судоходства;
     н) обеспечение   безопасности    экономической    деятельности
Российской Федерации в Мировом океане;
     о) борьба с терроризмом;
     п) подготовка  к  проведению  мероприятий  по  территориальной
обороне и гражданской обороне;
     р) участие   в   охране   общественного  порядка,  обеспечении
общественной безопасности;
     с) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и восстановление
объектов специального назначения;
     т) участие в обеспечении режима чрезвычайного положения.
     28. Основные задачи Вооруженных Сил и других  войск  в  период
непосредственной угрозы агрессии:
     а) осуществление   комплекса    дополнительных    мероприятий,
направленных  на снижение уровня угрозы агрессии и повышение уровня
боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил и других войск,
в    целях    проведения    мобилизационного    и   стратегического
развертывания;
     б) поддержание потенциала ядерного сдерживания в установленной
степени готовности;
     в) участие в обеспечении режима военного положения;
     г) осуществление мероприятий  по  территориальной  обороне,  а
также  выполнение  в  установленном порядке мероприятий гражданской
обороны;
     д) выполнение  международных обязательств Российской Федерации
по   коллективной   обороне,   отражение   или   предотвращение   в
соответствии  с нормами международного права вооруженного нападения
на  другое  государство,  обратившееся  к  Российской  Федерации  с
соответствующей просьбой.
     29. Основными  задачами  Вооруженных  Сил  и  других  войск  в
военное   время   являются  отражение  агрессии  против  Российской
Федерации и  ее  союзников,  нанесение  поражения  войскам  (силам)
агрессора,  принуждение  его  к  прекращению  военных  действий  на
условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников.

                   Развитие военной организации.
      Строительство и развитие Вооруженных Сил и других войск

     30. Основные задачи развития военной организации:
     а) приведение структуры,  состава  и  численности  компонентов
военной  организации  в  соответствие с задачами в мирное время,  в
период непосредственной угрозы агрессии и в военное время с  учетом
выделения   на   эти   цели   достаточного  количества  финансовых,
материальных  и  иных  ресурсов.  Планируемые  количество  и  сроки
выделения  указанных  ресурсов отражаются в документах планирования
долгосрочного    социально-экономического    развития    Российской
Федерации;
     б) повышение  эффективности  и  безопасности  функционирования
системы государственного и военного управления;
     в) совершенствование  системы   противовоздушной   обороны   и
создание системы воздушно-космической обороны Российской Федерации;
     г) совершенствование военно-экономического обеспечения военной
организации   на  основе  рационального  использования  финансовых,
материальных и иных ресурсов;
     д) совершенствование военного планирования;
     е) совершенствование  территориальной  обороны  и  гражданской
обороны;
     ж) совершенствование системы создания  запаса  мобилизационных
ресурсов,  в  том  числе запасов вооружения,  военной и специальной
техники, а также материально-технических средств;
     з) повышение     эффективности     функционирования    системы
эксплуатации и ремонта вооружения, военной и специальной техники;
     и) создание интегрированных структур материально-технического,
социального,  медицинского и  научного  обеспечения  в  Вооруженных
Силах  и других войсках,  а также учреждений военного образования и
подготовки кадров;
     к) совершенствование   системы   информационного   обеспечения
Вооруженных Сил и других войск;
     л) повышение престижа военной службы,  всесторонняя подготовка
к ней граждан Российской Федерации;
     м) обеспечение   военно-политического   и  военно-технического
сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.
     31. Основные приоритеты развития военной организации:
     а) совершенствование системы управления военной организацией и
повышение эффективности ее функционирования;
     б) развитие  мобилизационной  базы   военной   организации   и
обеспечение мобилизационного развертывания Вооруженных Сил и других
войск;
     в) обеспечение необходимой степени укомплектования, оснащения,
обеспечения соединений,  воинских частей и формирований  постоянной
готовности и требуемого уровня их подготовки;
     г) повышение   качества   подготовки   кадров    и    военного
образования, а также наращивание военно-научного потенциала.
     32. Основная задача строительства и развития Вооруженных Сил и
других  войск  -  приведение их структуры,  состава и численности в
соответствие с прогнозируемыми  военными  угрозами,  содержанием  и
характером военных конфликтов, текущими и перспективными задачами в
мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное
время,    а    также    политическими,    социально-экономическими,
демографическими и военно-техническими  условиями  и  возможностями
Российской Федерации.
     33. В строительстве и развитии Вооруженных Сил и других  войск
Российская Федерация исходит из необходимости:
     а) совершенствования   организационно-штатной   структуры    и
состава  видов  и  родов  войск  Вооруженных  Сил  и других войск и
оптимизации штатной численности военнослужащих;
     б) обеспечения рационального соотношения соединений и воинских
частей  постоянной  готовности  и  соединений  и  воинских  частей,
предназначенных  для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил
и других войск;
     в) повышения   качества  оперативной,  боевой,  специальной  и
мобилизационной подготовки;
     г) совершенствования  взаимодействия  между видами Вооруженных
Сил, родами войск (сил) и другими войсками;
     д) обеспечения  современными  образцами вооружения,  военной и
специальной  техники  (материально-техническими  средствами)  и  их
качественного освоения;
     е) интеграции    и    скоординированного    развития    систем
технического, тылового и других видов обеспечения Вооруженных Сил и
других войск,  а также систем военного  образования  и  воспитания,
подготовки кадров, военной науки;
     ж) подготовки  высокопрофессиональных,   преданных   Отечеству
военнослужащих, повышения престижа военной службы.
     34. Выполнение  основной  задачи  строительства   и   развития
Вооруженных Сил и других войск достигается путем:
     а) формирования   и   последовательной   реализации    военной
политики;
     б) эффективного    военно-экономического     обеспечения     и
достаточного финансирования Вооруженных Сил и других войск;
     в) повышения   качественного   уровня   оборонно-промышленного
комплекса;
     г) обеспечения надежного функционирования  системы  управления
Вооруженными  Силами  и  другими войсками в мирное время,  в период
непосредственной угрозы агрессии и в военное время;
     д) поддержания   способностей   экономики   страны  обеспечить
потребности Вооруженных Сил и других войск;
     е) поддержания     мобилизационной     базы    в    состоянии,
обеспечивающем  проведение   мобилизационного   и   стратегического
развертывания Вооруженных Сил и других войск;
     ж) создания сил  гражданской  обороны  постоянной  готовности,
способных   выполнять   свои  функции  в  мирное  время,  в  период
непосредственной угрозы агрессии и в военное время;
     з) совершенствования    системы    дислокации    (базирования)
Вооруженных Сил и других войск, в том числе за пределами территории
Российской  Федерации,  в  соответствии с международными договорами
Российской Федерации и федеральным законодательством;
     и) создания  эшелонированной  по стратегическим и операционным
направлениям системы военной инфраструктуры;
     к) заблаговременного создания запаса мобилизационных ресурсов;
     л) оптимизации количества военных  образовательных  учреждений
профессионального    образования   в   сочетании   с   федеральными
государственными     образовательными     учреждениями      высшего
профессионального   образования,   в  которых  проводится  обучение
граждан Российской Федерации по  программе  военной  подготовки,  а
также оснащения их современной материально-технической базой;
     м) повышения уровня  социального  обеспечения  военнослужащих,
граждан,  уволенных  с военной службы,  и членов их семей,  а также
гражданского персонала Вооруженных Сил и других войск;
     н) реализации   установленных   федеральным  законодательством
социальных гарантий военнослужащих,  граждан,  уволенных с  военной
службы, и членов их семей, повышения качества их жизни;
     о) совершенствования системы  комплектования  военнослужащими,
проходящими   военную   службу   по   контракту  и  по  призыву,  с
преимущественным    укомплектованием    должностей    рядового    и
сержантского  состава,  обеспечивающих  боеспособность соединений и
воинских частей Вооруженных Сил и  других  войск,  военнослужащими,
проходящими военную службу по контракту;
     п) укрепления  организованности,   правопорядка   и   воинской
дисциплины,   а   также  профилактики  и  пресечения  коррупционных
проявлений;
     р) совершенствования       допризывной       подготовки      и
военно-патриотического воспитания граждан;
     с) обеспечения   государственного   и   гражданского  контроля
деятельности федеральных органов исполнительной  власти  и  органов
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  в области
обороны.

                       Военное планирование

     35. Военное планирование организуется и осуществляется в целях
реализации   согласованных   по  срокам  и  обеспеченных  ресурсами
мероприятий развития военной организации,  а также строительства  и
развития   Вооруженных   Сил   и   других  войск,  их  эффективного
применения.
     36. Основные задачи военного планирования:
     а) определение  согласованных  целей,  задач   и   мероприятий
строительства  и  развития  Вооруженных  Сил  и  других  войск,  их
применения,  а также развития соответствующей научно-технической  и
производственно-технологической базы;
     б) выбор  оптимальных  направлений  строительства  и  развития
Вооруженных  Сил  и  других  войск,  форм  и способов их применения
исходя  из  прогнозов  развития   военно-политической   обстановки,
военных опасностей и военных угроз, уровня социально-экономического
развития Российской Федерации;
     в) достижение  соответствия ресурсного обеспечения Вооруженных
Сил и других войск задачам их строительства, развития и применения;
     г) разработка   документов  краткосрочного,  среднесрочного  и
долгосрочного  планирования,  учет  результатов  выполнения  планов
(программ) строительства и развития Вооруженных Сил и других войск;
     д) организация   контроля   выполнения    планов    (программ)
строительства и развития Вооруженных Сил и других войск;
     е) своевременная     корректировка     документов     военного
планирования.
     37. Военное  планирование  осуществляется  в  соответствии   с
Положением о военном планировании в Российской Федерации.

           IV. ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБОРОНЫ

     38. Основной задачей военно-экономического обеспечения обороны
является создание условий для устойчивого  развития  и  поддержания
возможностей     военно-экономического     и    военно-технического
потенциалов  государства  на  уровне,  необходимом  для  реализации
военной  политики  и  надежного удовлетворения потребностей военной
организации  в  мирное  время,  в  период  непосредственной  угрозы
агрессии и в военное время.
     39. Задачи военно-экономического обеспечения обороны:
     а) достижение  уровня  финансового  и материально-технического
обеспечения   военной   организации,   достаточного   для   решения
возложенных на нее задач;
     б) оптимизация расходов на оборону,  рациональное планирование
и распределение финансовых и материальных ресурсов, направляемых на
обеспечение  военной  организации,   повышение   эффективности   их
использования;
     в) своевременное и  полное  ресурсное  обеспечение  выполнения
планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил и других
войск,  их  применения,  боевой,  специальной   и   мобилизационной
подготовки и других потребностей военной организации;
     г) концентрация      научных      сил,      финансовых       и
материально-технических ресурсов для создания условий качественного
оснащения (переоснащения) Вооруженных Сил и других войск;
     д) интеграция  в определенных сферах производства гражданского
и военного  секторов  экономики,  координация  военно-экономической
деятельности государства в интересах обеспечения обороны;
     е) обеспечение правовой  защиты  результатов  интеллектуальной
деятельности военного, специального и двойного назначения;
     ж) выполнение обязательств Российской Федерации в соответствии
с  заключенными ею международными договорами в военно-экономической
сфере.

       Оснащение Вооруженных Сил и других войск вооружением,
                  военной и специальной техникой

     40. Основной  задачей оснащения Вооруженных Сил и других войск
вооружением,  военной и специальной техникой  является  создание  и
поддержание   взаимоувязанной  и  целостной  системы  вооружения  в
соответствии с задачами и предназначением Вооруженных Сил и  других
войск,   формами   и  способами  их  применения,  экономическими  и
мобилизационными возможностями Российской Федерации.
     41. Задачи   оснащения   Вооруженных   Сил   и   других  войск
вооружением, военной и специальной техникой:
     а) комплексное    оснащение    (переоснащение)    современными
образцами вооружения,  военной и специальной техники стратегических
ядерных сил, соединений и воинских частей постоянной готовности сил
общего     назначения,      антитеррористических      формирований,
инженерно-технических  воинских формирований и дорожно-строительных
воинских  формирований,  а  также  поддержание  их   в   состоянии,
обеспечивающем их боевое применение;
     б) создание   многофункциональных    (многоцелевых)    средств
вооружения,   военной   и   специальной  техники  с  использованием
унифицированных компонентов;
     в) развитие сил и средств информационного противоборства;
     г) качественное  совершенствование   средств   информационного
обмена   на   основе   использования   современных   технологий   и
международных стандартов,  а  также  единого  информационного  поля
Вооруженных   Сил   и   других   войск  как  части  информационного
пространства Российской Федерации;
     д) обеспечение  функционального  и организационно-технического
единства систем вооружения Вооруженных Сил и других войск;
     е) создание  новых образцов высокоточного оружия и развитие их
информационного обеспечения;
     ж) создание  базовых  информационно-управляющих  систем  и  их
интеграция с системами управления  оружием  и  комплексами  средств
автоматизации       органов       управления       стратегического,
оперативно-стратегического, оперативного, оперативно-тактического и
тактического уровней.
     42. Реализация задач оснащения Вооруженных Сил и других  войск
вооружением,  военной  и  специальной  техникой предусматривается в
государственной  программе  вооружения  и  других   государственных
программах (планах).
     Оперативные решения  по  разработке  военной   и   специальной
техники  в  случае оснащения иностранного государства новыми видами
вооружения принимаются Правительством Российской Федерации.

            Обеспечение Вооруженных Сил и других войск
                     материальными средствами

     43. Обеспечение Вооруженных Сил и других  войск  материальными
средствами,  их  накопление  и  содержание  осуществляются в рамках
интегрированных и скоординированных систем технического и  тылового
обеспечения.
     Основная задача  обеспечения  Вооруженных  Сил  и других войск
материальными   средствами   в   мирное   время    -    накопление,
эшелонированное   размещение   и  содержание  запасов  материальных
средств,   обеспечивающих    мобилизационное    и    стратегическое
развертывание  войск  (сил)  и  ведение военных действий (исходя из
сроков перевода экономики,  отдельных  ее  отраслей  и  организаций
промышленности  на  работу  в  условиях  военного времени) с учетом
физико-географических   условий   стратегических   направлений    и
возможностей транспортной системы.
     Основная задача обеспечения Вооруженных  Сил  и  других  войск
материальными  средствами   в   период   непосредственной    угрозы
агрессии - дообеспечение войск (сил)  материальными  средствами  по
штатам и нормам военного времени.
     44. Основные задачи обеспечения Вооруженных Сил и других войск
материальными средствами в военное время:
     а) подача запасов материальных средств с учетом предназначения
группировок   войск   (сил),  порядка,  сроков  их  формирования  и
предполагаемой продолжительности ведения военных действий;
     б) восполнение   потерь   вооружения,  военной  и  специальной
техники и материальных средств в ходе ведения  военных  действий  с
учетом  возможностей  Вооруженных  Сил и других войск,  организаций
промышленности  по  поставкам,  ремонту   вооружения,   военной   и
специальной техники.

             Развитие оборонно-промышленного комплекса

     45. Основной задачей развития оборонно-промышленного комплекса
является  обеспечение   его   эффективного   функционирования   как
высокотехнологичного  многопрофильного  сектора  экономики  страны,
способного удовлетворить потребности Вооруженных Сил и других войск
в   современном   вооружении,   военной  и  специальной  технике  и
обеспечить  стратегическое  присутствие  Российской  Федерации   на
мировых рынках высокотехнологичных продукции и услуг.
     46. К  задачам   развития   оборонно-промышленного   комплекса
относятся:
     а) совершенствование   оборонно-промышленного   комплекса   на
основе   создания   и   развития   крупных  научно-производственных
структур;
     б) совершенствование  системы  межгосударственной кооперации в
области разработки,  производства и ремонта  вооружения  и  военной
техники;
     в) обеспечение   технологической   независимости    Российской
Федерации  в  области производства стратегических и других образцов
вооружения,  военной  и  специальной  техники  в   соответствии   с
государственной программой вооружения;
     г) совершенствование         системы          гарантированного
материально-сырьевого обеспечения   производства   и   эксплуатации
вооружения, военной и специальной техники на всех этапах жизненного
цикла,  в  том  числе  отечественными  комплектующими  изделиями  и
элементной базой;
     д) формирование     комплекса     приоритетных     технологий,
обеспечивающих  разработку  и  создание  перспективных   систем   и
образцов вооружения, военной и специальной техники;
     е) сохранение  государственного  контроля  над   стратегически
значимыми организациями оборонно-промышленного комплекса;
     ж) активизация    инновационно-инвестиционной    деятельности,
позволяющей проводить  качественное обновление научно-технической и
производственно-технологической базы;
     з) создание,  поддержание  и  внедрение  военных и гражданских
базовых  и   критических   технологий,   обеспечивающих   создание,
производство  и  ремонт  находящихся  на вооружении и перспективных
образцов  вооружения,  военной  и  специальной  техники,  а   также
обеспечивающих  технологические  прорывы  или создание опережающего
научно-технологического задела  в  целях  разработки  принципиально
новых   образцов   вооружения,   военной   и  специальной  техники,
обладающих ранее недостижимыми возможностями;
     и) совершенствование  системы программно-целевого планирования
развития  оборонно-промышленного  комплекса   в   целях   повышения
эффективности оснащения Вооруженных Сил и других войск вооружением,
военной  и  специальной   техникой,   обеспечения   мобилизационной
готовности оборонно-промышленного комплекса;
     к) разработка и производство перспективных систем  и  образцов
вооружения,  военной  и  специальной техники,  повышение качества и
конкурентоспособности продукции военного назначения;
     л) совершенствование  механизма размещения заказов на поставки
продукции, выполнение работ и оказание услуг для федеральных нужд;
     м) реализация  предусмотренных  федеральным  законодательством
мер  экономического  стимулирования  исполнителей  государственного
оборонного заказа;
     н) совершенствование         деятельности          организаций
оборонно-промышленного      комплекса         путем       внедрения
организационно-экономических    механизмов,    обеспечивающих    их
эффективное функционирование и развитие;
     о) совершенствование   кадрового   состава    и    наращивание
интеллектуального   потенциала   оборонно-промышленного  комплекса,
обеспечение        социальной        защищенности        работников
оборонно-промышленного комплекса.

   Мобилизационная подготовка экономики, органов государственной
       власти, органов местного самоуправления и организаций

     47. Основная  задача  мобилизационной  подготовки   экономики,
органов  государственной власти,  органов местного самоуправления и
организаций заключается в заблаговременной подготовке к переводу на
работу  в  условиях  военного времени,  удовлетворении потребностей
Вооруженных  Сил  и   других   войск,   а   также   в   обеспечении
государственных нужд и нужд населения в военное время.
     48. Задачи  мобилизационной  подготовки   экономики,   органов
государственной   власти,   органов   местного   самоуправления   и
организаций:
     а) совершенствование  мобилизационной  подготовки  и повышение
мобилизационной готовности Российской Федерации;
     б) совершенствование  нормативно-правовой базы мобилизационной
подготовки и перевода экономики и организаций на работу в  условиях
военного времени;
     в) подготовка системы управления экономикой  к  устойчивому  и
эффективному   функционированию  в  период  мобилизации,  в  период
военного положения и в военное время;
     г) разработка   мобилизационных  планов  экономики  Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных
образований, мобилизационных планов организаций;
     д) создание,  развитие и сохранение мобилизационных  мощностей
для   производства   продукции,   необходимой   для  удовлетворения
потребностей Российской Федерации,  Вооруженных Сил и других войск,
а также нужд населения в военное время;
     е) создание    и    подготовка    специальных    формирований,
предназначенных для передачи в Вооруженные Силы и другие войска при
объявлении мобилизации или использования в их интересах,  а также в
интересах экономики Российской Федерации;
     ж) подготовка  техники,   предназначенной   для   поставки   в
Вооруженные Силы и другие войска по мобилизации;
     з) создание,  сохранение  и  обновление  запасов  материальных
ценностей государственного и мобилизационного резервов, неснижаемых
запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов;
     и) создание  и  сохранение  страхового  фонда  документации на
вооружение и  военную  технику,  важнейшую  гражданскую  продукцию,
объекты  повышенного  риска,  системы  жизнеобеспечения населения и
объекты, являющиеся национальным достоянием;
     к) подготовка финансово-кредитной,  налоговой систем и системы
денежного обращения к  особому  режиму  функционирования  в  период
мобилизации, в период военного положения и в военное время;
     л) создание  условий  для  работы  органов   управления   всех
уровней, в том числе создание запасных пунктов управления;
     м) организация воинского учета;
     н) бронирование  граждан  на  период  мобилизации и на военное
время;
     о) организация  совместной  мобилизационной подготовки органов
государственной   власти,   органов   местного   самоуправления   и
организаций,    имеющих    мобилизационные    задания,    а   также
обеспечивающих мобилизационные мероприятия по переводу  Вооруженных
Сил и других войск на организацию и состав военного времени.

      Военно-политическое и военно-техническое сотрудничество
         Российской Федерации с иностранными государствами

     49. Российская Федерация  осуществляет  военно-политическое  и
военно-техническое   сотрудничество  с  иностранными  государствами
(далее - военно-политическое и военно-техническое  сотрудничество),
международными,  в том числе региональными, организациями на основе
внешнеполитической, экономической целесообразности и в соответствии
с   федеральным   законодательством   и  международными  договорами
Российской Федерации.
     50. Задачи военно-политического сотрудничества:
     а) укрепление   международной   безопасности   и    выполнение
международных обязательств Российской Федерации;
     б) формирование   и   развитие   союзнических   отношений    с
государствами  -  членами  ОДКБ  и государствами - участниками СНГ,
дружественных и партнерских отношений с другими государствами;
     в) развитие  переговорного  процесса  по созданию региональных
систем безопасности с участием Российской Федерации;
     г) развитие   отношений   с  международными  организациями  по
предотвращению конфликтных ситуаций, сохранению и укреплению мира в
различных  регионах,  в  том  числе  с участием российских воинских
контингентов в миротворческих операциях;
     д) сохранение   равноправных   отношений  с  заинтересованными
государствами и международными  организациями  для  противодействия
распространению оружия массового поражения и средств его доставки.
     51. Основные приоритеты военно-политического сотрудничества:
     а) с Республикой Беларусь:
     координация деятельности  в  области   развития   национальных
вооруженных сил и использования военной инфраструктуры;
     выработка и согласование мер по поддержанию обороноспособности
Союзного  государства  в  соответствии с Военной доктриной Союзного
государства;
     б) с  государствами  -  членами  ОДКБ  - консолидация усилий и
создание коллективных  сил  в  интересах  обеспечения  коллективной
безопасности и совместной обороны;
     в) с другими государствами -  участниками  СНГ  -  обеспечение
региональной    и    международной    безопасности,   осуществление
миротворческой деятельности;
     г) с  государствами  ШОС  -  координация  усилий  в  интересах
противодействия новым  военным  опасностям  и  военным  угрозам  на
совместном    пространстве,    а    также    создание   необходимой
нормативно-правовой базы;
     д) с ООН,  другими международными,  в том числе региональными,
организациями - вовлечение представителей Вооруженных Сил и  других
войск   в   руководство   миротворческими   операциями,  в  процесс
планирования и выполнения мероприятий  по  подготовке  операций  по
поддержанию  мира,  а  также  участие в разработке,  согласовании и
реализации  международных  соглашений  в   области   контроля   над
вооружениями и укрепления военной безопасности,  расширение участия
подразделений и военнослужащих Вооруженных Сил  и  других  войск  в
операциях по поддержанию мира.
     52. Задачей   военно-технического   сотрудничества    является
реализация  целей  и  основных принципов государственной политики в
этой области, которые определены федеральным законодательством.
     53. Основные  направления  военно-технического  сотрудничества
определяются    соответствующими     концепциями,     утверждаемыми
Президентом Российской Федерации.

                               * * *

     Положения Военной   доктрины  могут  уточняться  с  изменением
характера военных опасностей  и  военных  угроз,  задач  в  области
обеспечения   военной  безопасности  и  обороны,  а  также  условий
развития Российской Федерации.


                          ______________