У К А З
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утратил силу - Указ Президента
Российской Федерации
от 25.12.2014 г. N 815
О Военной доктрине
Российской Федерации
В соответствии с пунктом "з" статьи 83 Конституции Российской
Федерации и подпунктом 2 пункта 2 статьи 4 Федерального закона от
31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" п о с т а н о в л я ю:
1. Утвердить прилагаемую Военную доктрину Российской
Федерации.
2. Секретарю Совета Безопасности Российской Федерации отражать
результаты реализации Военной доктрины Российской Федерации в
ежегодном докладе Президенту Российской Федерации о состоянии
национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
3. Признать утратившим силу Указ Президента Российской
Федерации от 21 апреля 2000 г. N 706 "Об утверждении Военной
доктрины Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2000, N 17, ст. 1852).
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации Д.Медведев
Москва, Кремль
5 февраля 2010 года
N 146
___________________
УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 5 февраля 2010 г.
N 146
ВОЕННАЯ ДОКТРИНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Военная доктрина Российской Федерации (далее - Военная
доктрина) является одним из основных документов стратегического
планирования в Российской Федерации и представляет собой систему
официально принятых в государстве взглядов на подготовку к
вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.
2. В Военной доктрине учитываются основные положения Военной
доктрины Российской Федерации 2000 года, Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до
2020 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
до 2020 года, а также соответствующие положения Концепции внешней
политики Российской Федерации 2008 года и Морской доктрины
Российской Федерации на период до 2020 года.
Военная доктрина основана на положениях военной теории и
направлена на ее дальнейшее развитие.
3. Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция
Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры Российской Федерации
в области обороны, контроля над вооружениями и разоружения,
федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также
нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации.
4. Военная доктрина отражает приверженность Российской
Федерации использованию политических, дипломатических, правовых,
экономических, экологических, информационных, военных и других
инструментов защиты национальных интересов Российской Федерации и
интересов ее союзников.
5. Положения Военной доктрины конкретизируются в посланиях
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской
Федерации и могут корректироваться в рамках стратегического
планирования в военной сфере (военного планирования).
Реализация Военной доктрины достигается путем централизации
государственного управления в военной области и осуществляется в
соответствии с федеральным законодательством, нормативными
правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
6. В Военной доктрине используются следующие основные понятия:
а) военная безопасность Российской Федерации (далее - военная
безопасность) - состояние защищенности жизненно важных интересов
личности, общества и государства от внешних и внутренних военных
угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее
применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо
способностью ей противостоять;
б) военная опасность - состояние межгосударственных или
внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью
факторов, способных при определенных условиях привести к
возникновению военной угрозы;
в) военная угроза - состояние межгосударственных или
внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной
возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими
сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства
(группы государств), сепаратистских (террористических) организаций
к применению военной силы (вооруженному насилию);
г) военный конфликт - форма разрешения межгосударственных или
внутригосударственных противоречий с применением военной силы
(понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая
крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные
конфликты);
д) вооруженный конфликт - вооруженное столкновение
ограниченного масштаба между государствами (международный
вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах
территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт);
е) локальная война - война между двумя и более государствами,
преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой
военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и
которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств
(территориальные, экономические, политические и другие);
ж) региональная война - война с участием двух и более
государств одного региона, ведущаяся национальными или
коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и
ядерных средств поражения, на территории региона с прилегающими к
нему акваториями и в воздушном (космическом) пространстве над ним,
в ходе которой стороны будут преследовать важные
военно-политические цели;
з) крупномасштабная война - война между коалициями государств
или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой
стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели.
Крупномасштабная война может стать результатом эскалации
вооруженного конфликта, локальной или региональной войны с
вовлечением значительного количества государств разных регионов
мира. Она потребует мобилизации всех имеющихся материальных
ресурсов и духовных сил государств-участников;
и) военная политика - деятельность государства по организации
и осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской
Федерации, а также интересов ее союзников;
к) военная организация государства (далее - военная
организация) - совокупность органов государственного и военного
управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,
воинских формирований и органов (далее - Вооруженные Силы и другие
войска), составляющих ее основу и осуществляющих свою деятельность
военными методами, а также части производственного и научного
комплексов страны, совместная деятельность которых направлена на
подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской
Федерации;
л) военное планирование - определение порядка и способов
реализации целей и задач развития военной организации,
строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, их
применения и всестороннего обеспечения.
II. ВОЕННЫЕ ОПАСНОСТИ И ВОЕННЫЕ УГРОЗЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7. Мировое развитие на современном этапе характеризуется
ослаблением идеологической конфронтации, снижением уровня
экономического, политического и военного влияния одних государств
(групп государств) и союзов и ростом влияния других государств,
претендующих на всеобъемлющее доминирование, многополярностью и
глобализацией разнообразных процессов.
Неурегулированными остаются многие региональные конфликты.
Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в
регионах, граничащих с Российской Федерацией. Существующая
архитектура (система) международной безопасности, включая ее
международно-правовые механизмы, не обеспечивает равной
безопасности всех государств.
При этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против
Российской Федерации крупномасштабной войны с применением обычных
средств поражения и ядерного оружия, на ряде направлений военные
опасности Российской Федерации усиливаются.
8. Основные внешние военные опасности:
а) стремление наделить силовой потенциал Организации
Североатлантического договора (НАТО) глобальными функциями,
реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить
военную инфраструктуру стран - членов НАТО к границам Российской
Федерации, в том числе путем расширения блока;
б) попытки дестабилизировать обстановку в отдельных
государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность;
в) развертывание (наращивание) воинских контингентов
иностранных государств (групп государств) на территориях
сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств, а
также в прилегающих акваториях;
г) создание и развертывание систем стратегической
противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и
нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а
также милитаризация космического пространства, развертывание
стратегических неядерных систем высокоточного оружия;
д) территориальные претензии к Российской Федерации и ее
союзникам, вмешательство в их внутренние дела;
е) распространение оружия массового поражения, ракет и
ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих
ядерным оружием;
ж) нарушение отдельными государствами международных
договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных
международных договоров в области ограничения и сокращения
вооружений;
з) применение военной силы на территориях сопредельных с
Российской Федерацией государств в нарушение Устава ООН и других
норм международного права;
и) наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных
конфликтов на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее
союзниками государств;
к) распространение международного терроризма;
л) возникновение очагов межнациональной (межконфессиональной)
напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных
группировок в районах, прилегающих к государственной границе
Российской Федерации и границам ее союзников, а также наличие
территориальных противоречий, рост сепаратизма и насильственного
(религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира.
9. Основные внутренние военные опасности:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя
Российской Федерации;
б) подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной
целостности Российской Федерации;
в) дезорганизация функционирования органов государственной
власти, важных государственных, военных объектов и информационной
инфраструктуры Российской Федерации.
10. Основные военные угрозы:
а) резкое обострение военно-политической обстановки
(межгосударственных отношений) и создание условий для применения
военной силы;
б) воспрепятствование работе систем государственного и
военного управления Российской Федерации, нарушение
функционирования ее стратегических ядерных сил, систем
предупреждения о ракетном нападении, контроля космического
пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной
энергетики, атомной, химической промышленности и других
потенциально опасных объектов;
в) создание и подготовка незаконных вооруженных формирований,
их деятельность на территории Российской Федерации или на
территориях ее союзников;
г) демонстрация военной силы в ходе проведения учений на
территориях сопредельных с Российской Федерацией или ее союзниками
государств с провокационными целями;
д) активизация деятельности вооруженных сил отдельных
государств (групп государств) с проведением частичной или полной
мобилизации, переводом органов государственного и военного
управления этих государств на работу в условиях военного времени.
11. Военные конфликты характеризуются целями, способами и
средствами достижения этих целей, масштабами и сроками военных
действий, формами и способами вооруженной борьбы и применяемыми
вооружением и военной техникой.
12. Характерные черты современных военных конфликтов:
а) комплексное применение военной силы и сил и средств
невоенного характера;
б) массированное применение систем вооружения и военной
техники, основанных на новых физических принципах и сопоставимых по
эффективности с ядерным оружием;
в) расширение масштабов применения войск (сил) и средств,
действующих в воздушно-космическом пространстве;
г) усиление роли информационного противоборства;
д) сокращение временных параметров подготовки к ведению
военных действий;
е) повышение оперативности управления в результате перехода от
строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым
автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием;
ж) создание на территориях противоборствующих сторон постоянно
действующей зоны военных действий.
13. Особенности современных военных конфликтов:
а) непредсказуемость их возникновения;
б) наличие широкого спектра военно-политических,
экономических, стратегических и иных целей;
в) возрастание роли современных высокоэффективных систем
оружия, а также перераспределение роли различных сфер вооруженной
борьбы;
г) заблаговременное проведение мероприятий информационного
противоборства для достижения политических целей без применения
военной силы, а в последующем - в интересах формирования
благоприятной реакции мирового сообщества на применение военной
силы.
14. Военные конфликты будут отличаться скоротечностью,
избирательностью и высокой степенью поражения объектов, быстротой
маневра войсками (силами) и огнем, применением различных мобильных
группировок войск (сил). Овладение стратегической инициативой,
сохранение устойчивого государственного и военного управления,
обеспечение превосходства на земле, море и в воздушно-космическом
пространстве станут решающими факторами достижения поставленных
целей.
15. Для военных действий будет характерно возрастающее
значение высокоточного, электромагнитного, лазерного,
инфразвукового оружия, информационно-управляющих систем,
беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых
роботизированных образцов вооружений и военной техники.
16. Ядерное оружие будет оставаться важным фактором
предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных
конфликтов с применением обычных средств поражения
(крупномасштабной войны, региональной войны).
В случае возникновения военного конфликта с применением
обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной
войны), ставящего под угрозу само существование государства,
обладание ядерным оружием может привести к перерастанию такого
военного конфликта в ядерный военный конфликт.
III. ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17. Основные задачи военной политики Российской Федерации
определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с
федеральным законодательством, Стратегией национальной безопасности
Российской Федерации до 2020 года и настоящей Военной доктриной.
Военная политика Российской Федерации направлена на
недопущение гонки вооружений, сдерживание и предотвращение военных
конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов
применения Вооруженных Сил и других войск, а также средств
поражения в целях обороны и обеспечения безопасности Российской
Федерации, а также интересов ее союзников.
Деятельность Российской Федерации по сдерживанию и
предотвращению военных конфликтов
18. Российская Федерация обеспечивает постоянную готовность
Вооруженных Сил и других войск к сдерживанию и предотвращению
военных конфликтов, к вооруженной защите Российской Федерации и ее
союзников в соответствии с нормами международного права и
международными договорами Российской Федерации.
Недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого
военного конфликта, - важнейшая задача Российской Федерации.
19. Основные задачи Российской Федерации по сдерживанию и
предотвращению военных конфликтов:
а) оценка и прогнозирование развития военно-политической
обстановки на глобальном и региональном уровне, а также состояния
межгосударственных отношений в военно-политической сфере с
использованием современных технических средств и информационных
технологий;
б) нейтрализация возможных военных опасностей и военных угроз
политическими, дипломатическими и иными невоенными средствами;
в) поддержание стратегической стабильности и потенциала
ядерного сдерживания на достаточном уровне;
г) поддержание Вооруженных Сил и других войск в заданной
степени готовности к боевому применению;
д) укрепление системы коллективной безопасности в рамках
Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и
наращивание ее потенциала, усиление взаимодействия в области
международной безопасности в рамках Содружества Независимых
Государств (СНГ), Организации по безопасности и сотрудничеству в
Европе (ОБСЕ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС),
развитие отношений в этой сфере с другими межгосударственными
организациями (Европейским союзом и НАТО);
е) расширение круга государств-партнеров и развитие
сотрудничества с ними на основе общих интересов в сфере укрепления
международной безопасности в соответствии с положениями Устава ООН
и другими нормами международного права;
ж) соблюдение международных договоров в области ограничения и
сокращения стратегических наступательных вооружений;
з) заключение и реализация соглашений в области контроля над
обычными вооружениями, а также осуществление мер по укреплению
взаимного доверия;
и) создание механизмов регулирования двустороннего и
многостороннего сотрудничества в области противоракетной обороны;
к) заключение международного договора о предотвращении
размещения в космическом пространстве любых видов оружия;
л) участие в международной миротворческой деятельности, в том
числе под эгидой ООН и в рамках взаимодействия с международными
(региональными) организациями;
м) участие в борьбе с международным терроризмом.
Применение Вооруженных Сил и других войск.
Основные задачи Вооруженных Сил и других войск в мирное время,
в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время
20. Российская Федерация считает правомерным применение
Вооруженных Сил и других войск для отражения агрессии против нее и
(или) ее союзников, поддержания (восстановления) мира по решению
Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности,
а также для обеспечения защиты своих граждан, находящихся за
пределами Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного права и международными
договорами Российской Федерации.
Применение Вооруженных Сил и других войск в мирное время
осуществляется по решению Президента Российской Федерации в
порядке, установленном федеральным законодательством.
21. Российская Федерация рассматривает вооруженное нападение
на государство - участника Союзного государства или любые действия
с применением военной силы против него как акт агрессии против
Союзного государства и осуществит ответные меры.
Российская Федерация рассматривает вооруженное нападение на
государство - члена ОДКБ как агрессию против всех государств -
членов ОДКБ и осуществит в этом случае меры в соответствии с
Договором о коллективной безопасности.
22. В рамках выполнения мероприятий стратегического
сдерживания силового характера Российской Федерацией
предусматривается применение высокоточного оружия.
Российская Федерация оставляет за собой право применить
ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее
союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а
также в случае агрессии против Российской Федерации с применением
обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование
государства.
Решение о применении ядерного оружия принимается Президентом
Российской Федерации.
23. Выполнение стоящих перед Вооруженными Силами и другими
войсками задач организуется и осуществляется в соответствии с
Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации,
Мобилизационным планом Вооруженных Сил Российской Федерации,
указами Президента Российской Федерации, приказами и директивами
Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской
Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской
Федерации и документами стратегического планирования по вопросам
обороны.
24. Российская Федерация выделяет воинские контингенты в
состав миротворческих сил ОДКБ для участия в операциях по
поддержанию мира по решению Совета коллективной безопасности ОДКБ.
Российская Федерация выделяет воинские контингенты в состав
Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ (КСОР) в целях
оперативного реагирования на военные угрозы государствам - членам
ОДКБ и решения иных задач, определенных Советом коллективной
безопасности ОДКБ, для их применения в порядке, предусмотренном
Соглашением о порядке оперативного развертывания, применения и
всестороннего обеспечения Коллективных сил быстрого развертывания
Центральноазиатского региона коллективной безопасности.
25. Для осуществления миротворческих операций по мандату ООН
или по мандату СНГ Российская Федерация предоставляет воинские
контингенты в порядке, установленном федеральным законодательством
и международными договорами Российской Федерации.
26. В целях защиты интересов Российской Федерации и ее
граждан, поддержания международного мира и безопасности
формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно
использоваться за пределами Российской Федерации в соответствии с
общепризнанными принципами и нормами международного права,
международными договорами Российской Федерации и федеральным
законодательством.
27. Основные задачи Вооруженных Сил и других войск в мирное
время:
а) защита суверенитета Российской Федерации, целостности и
неприкосновенности ее территории;
б) стратегическое сдерживание, в том числе предотвращение
военных конфликтов;
в) поддержание состава, состояния боевой и мобилизационной
готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств,
обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем
управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба
агрессору в любых условиях обстановки;
г) своевременное предупреждение Верховного Главнокомандующего
Вооруженными Силами Российской Федерации о воздушно-космическом
нападении, оповещение органов государственного и военного
управления, войск (сил) о военных опасностях и военных угрозах;
д) поддержание способности Вооруженных Сил и других войск к
заблаговременному развертыванию группировок войск (сил) на
потенциально опасных стратегических направлениях, а также их
готовности к боевому применению;
е) обеспечение противовоздушной обороны важнейших объектов
Российской Федерации и готовность к отражению ударов средств
воздушно-космического нападения;
ж) развертывание и поддержание в стратегической космической
зоне орбитальных группировок космических аппаратов, обеспечивающих
деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации;
з) охрана важных государственных и военных объектов, объектов
на коммуникациях и специальных грузов;
и) оперативное оборудование территории Российской Федерации и
подготовка коммуникаций в целях обороны, в том числе строительство
и реконструкция объектов специального назначения, строительство и
капитальный ремонт автомобильных дорог, имеющих оборонное значение;
к) защита граждан Российской Федерации за пределами Российской
Федерации от вооруженного нападения на них;
л) участие в операциях по поддержанию (восстановлению)
международного мира и безопасности, принятие мер для предотвращения
(устранения) угрозы миру, подавление актов агрессии (нарушения
мира) на основании решений Совета Безопасности ООН или иных
органов, уполномоченных принимать такие решения в соответствии с
международным правом;
м) борьба с пиратством, обеспечение безопасности судоходства;
н) обеспечение безопасности экономической деятельности
Российской Федерации в Мировом океане;
о) борьба с терроризмом;
п) подготовка к проведению мероприятий по территориальной
обороне и гражданской обороне;
р) участие в охране общественного порядка, обеспечении
общественной безопасности;
с) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и восстановление
объектов специального назначения;
т) участие в обеспечении режима чрезвычайного положения.
28. Основные задачи Вооруженных Сил и других войск в период
непосредственной угрозы агрессии:
а) осуществление комплекса дополнительных мероприятий,
направленных на снижение уровня угрозы агрессии и повышение уровня
боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил и других войск,
в целях проведения мобилизационного и стратегического
развертывания;
б) поддержание потенциала ядерного сдерживания в установленной
степени готовности;
в) участие в обеспечении режима военного положения;
г) осуществление мероприятий по территориальной обороне, а
также выполнение в установленном порядке мероприятий гражданской
обороны;
д) выполнение международных обязательств Российской Федерации
по коллективной обороне, отражение или предотвращение в
соответствии с нормами международного права вооруженного нападения
на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с
соответствующей просьбой.
29. Основными задачами Вооруженных Сил и других войск в
военное время являются отражение агрессии против Российской
Федерации и ее союзников, нанесение поражения войскам (силам)
агрессора, принуждение его к прекращению военных действий на
условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников.
Развитие военной организации.
Строительство и развитие Вооруженных Сил и других войск
30. Основные задачи развития военной организации:
а) приведение структуры, состава и численности компонентов
военной организации в соответствие с задачами в мирное время, в
период непосредственной угрозы агрессии и в военное время с учетом
выделения на эти цели достаточного количества финансовых,
материальных и иных ресурсов. Планируемые количество и сроки
выделения указанных ресурсов отражаются в документах планирования
долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации;
б) повышение эффективности и безопасности функционирования
системы государственного и военного управления;
в) совершенствование системы противовоздушной обороны и
создание системы воздушно-космической обороны Российской Федерации;
г) совершенствование военно-экономического обеспечения военной
организации на основе рационального использования финансовых,
материальных и иных ресурсов;
д) совершенствование военного планирования;
е) совершенствование территориальной обороны и гражданской
обороны;
ж) совершенствование системы создания запаса мобилизационных
ресурсов, в том числе запасов вооружения, военной и специальной
техники, а также материально-технических средств;
з) повышение эффективности функционирования системы
эксплуатации и ремонта вооружения, военной и специальной техники;
и) создание интегрированных структур материально-технического,
социального, медицинского и научного обеспечения в Вооруженных
Силах и других войсках, а также учреждений военного образования и
подготовки кадров;
к) совершенствование системы информационного обеспечения
Вооруженных Сил и других войск;
л) повышение престижа военной службы, всесторонняя подготовка
к ней граждан Российской Федерации;
м) обеспечение военно-политического и военно-технического
сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.
31. Основные приоритеты развития военной организации:
а) совершенствование системы управления военной организацией и
повышение эффективности ее функционирования;
б) развитие мобилизационной базы военной организации и
обеспечение мобилизационного развертывания Вооруженных Сил и других
войск;
в) обеспечение необходимой степени укомплектования, оснащения,
обеспечения соединений, воинских частей и формирований постоянной
готовности и требуемого уровня их подготовки;
г) повышение качества подготовки кадров и военного
образования, а также наращивание военно-научного потенциала.
32. Основная задача строительства и развития Вооруженных Сил и
других войск - приведение их структуры, состава и численности в
соответствие с прогнозируемыми военными угрозами, содержанием и
характером военных конфликтов, текущими и перспективными задачами в
мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное
время, а также политическими, социально-экономическими,
демографическими и военно-техническими условиями и возможностями
Российской Федерации.
33. В строительстве и развитии Вооруженных Сил и других войск
Российская Федерация исходит из необходимости:
а) совершенствования организационно-штатной структуры и
состава видов и родов войск Вооруженных Сил и других войск и
оптимизации штатной численности военнослужащих;
б) обеспечения рационального соотношения соединений и воинских
частей постоянной готовности и соединений и воинских частей,
предназначенных для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил
и других войск;
в) повышения качества оперативной, боевой, специальной и
мобилизационной подготовки;
г) совершенствования взаимодействия между видами Вооруженных
Сил, родами войск (сил) и другими войсками;
д) обеспечения современными образцами вооружения, военной и
специальной техники (материально-техническими средствами) и их
качественного освоения;
е) интеграции и скоординированного развития систем
технического, тылового и других видов обеспечения Вооруженных Сил и
других войск, а также систем военного образования и воспитания,
подготовки кадров, военной науки;
ж) подготовки высокопрофессиональных, преданных Отечеству
военнослужащих, повышения престижа военной службы.
34. Выполнение основной задачи строительства и развития
Вооруженных Сил и других войск достигается путем:
а) формирования и последовательной реализации военной
политики;
б) эффективного военно-экономического обеспечения и
достаточного финансирования Вооруженных Сил и других войск;
в) повышения качественного уровня оборонно-промышленного
комплекса;
г) обеспечения надежного функционирования системы управления
Вооруженными Силами и другими войсками в мирное время, в период
непосредственной угрозы агрессии и в военное время;
д) поддержания способностей экономики страны обеспечить
потребности Вооруженных Сил и других войск;
е) поддержания мобилизационной базы в состоянии,
обеспечивающем проведение мобилизационного и стратегического
развертывания Вооруженных Сил и других войск;
ж) создания сил гражданской обороны постоянной готовности,
способных выполнять свои функции в мирное время, в период
непосредственной угрозы агрессии и в военное время;
з) совершенствования системы дислокации (базирования)
Вооруженных Сил и других войск, в том числе за пределами территории
Российской Федерации, в соответствии с международными договорами
Российской Федерации и федеральным законодательством;
и) создания эшелонированной по стратегическим и операционным
направлениям системы военной инфраструктуры;
к) заблаговременного создания запаса мобилизационных ресурсов;
л) оптимизации количества военных образовательных учреждений
профессионального образования в сочетании с федеральными
государственными образовательными учреждениями высшего
профессионального образования, в которых проводится обучение
граждан Российской Федерации по программе военной подготовки, а
также оснащения их современной материально-технической базой;
м) повышения уровня социального обеспечения военнослужащих,
граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также
гражданского персонала Вооруженных Сил и других войск;
н) реализации установленных федеральным законодательством
социальных гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной
службы, и членов их семей, повышения качества их жизни;
о) совершенствования системы комплектования военнослужащими,
проходящими военную службу по контракту и по призыву, с
преимущественным укомплектованием должностей рядового и
сержантского состава, обеспечивающих боеспособность соединений и
воинских частей Вооруженных Сил и других войск, военнослужащими,
проходящими военную службу по контракту;
п) укрепления организованности, правопорядка и воинской
дисциплины, а также профилактики и пресечения коррупционных
проявлений;
р) совершенствования допризывной подготовки и
военно-патриотического воспитания граждан;
с) обеспечения государственного и гражданского контроля
деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области
обороны.
Военное планирование
35. Военное планирование организуется и осуществляется в целях
реализации согласованных по срокам и обеспеченных ресурсами
мероприятий развития военной организации, а также строительства и
развития Вооруженных Сил и других войск, их эффективного
применения.
36. Основные задачи военного планирования:
а) определение согласованных целей, задач и мероприятий
строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, их
применения, а также развития соответствующей научно-технической и
производственно-технологической базы;
б) выбор оптимальных направлений строительства и развития
Вооруженных Сил и других войск, форм и способов их применения
исходя из прогнозов развития военно-политической обстановки,
военных опасностей и военных угроз, уровня социально-экономического
развития Российской Федерации;
в) достижение соответствия ресурсного обеспечения Вооруженных
Сил и других войск задачам их строительства, развития и применения;
г) разработка документов краткосрочного, среднесрочного и
долгосрочного планирования, учет результатов выполнения планов
(программ) строительства и развития Вооруженных Сил и других войск;
д) организация контроля выполнения планов (программ)
строительства и развития Вооруженных Сил и других войск;
е) своевременная корректировка документов военного
планирования.
37. Военное планирование осуществляется в соответствии с
Положением о военном планировании в Российской Федерации.
IV. ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБОРОНЫ
38. Основной задачей военно-экономического обеспечения обороны
является создание условий для устойчивого развития и поддержания
возможностей военно-экономического и военно-технического
потенциалов государства на уровне, необходимом для реализации
военной политики и надежного удовлетворения потребностей военной
организации в мирное время, в период непосредственной угрозы
агрессии и в военное время.
39. Задачи военно-экономического обеспечения обороны:
а) достижение уровня финансового и материально-технического
обеспечения военной организации, достаточного для решения
возложенных на нее задач;
б) оптимизация расходов на оборону, рациональное планирование
и распределение финансовых и материальных ресурсов, направляемых на
обеспечение военной организации, повышение эффективности их
использования;
в) своевременное и полное ресурсное обеспечение выполнения
планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил и других
войск, их применения, боевой, специальной и мобилизационной
подготовки и других потребностей военной организации;
г) концентрация научных сил, финансовых и
материально-технических ресурсов для создания условий качественного
оснащения (переоснащения) Вооруженных Сил и других войск;
д) интеграция в определенных сферах производства гражданского
и военного секторов экономики, координация военно-экономической
деятельности государства в интересах обеспечения обороны;
е) обеспечение правовой защиты результатов интеллектуальной
деятельности военного, специального и двойного назначения;
ж) выполнение обязательств Российской Федерации в соответствии
с заключенными ею международными договорами в военно-экономической
сфере.
Оснащение Вооруженных Сил и других войск вооружением,
военной и специальной техникой
40. Основной задачей оснащения Вооруженных Сил и других войск
вооружением, военной и специальной техникой является создание и
поддержание взаимоувязанной и целостной системы вооружения в
соответствии с задачами и предназначением Вооруженных Сил и других
войск, формами и способами их применения, экономическими и
мобилизационными возможностями Российской Федерации.
41. Задачи оснащения Вооруженных Сил и других войск
вооружением, военной и специальной техникой:
а) комплексное оснащение (переоснащение) современными
образцами вооружения, военной и специальной техники стратегических
ядерных сил, соединений и воинских частей постоянной готовности сил
общего назначения, антитеррористических формирований,
инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных
воинских формирований, а также поддержание их в состоянии,
обеспечивающем их боевое применение;
б) создание многофункциональных (многоцелевых) средств
вооружения, военной и специальной техники с использованием
унифицированных компонентов;
в) развитие сил и средств информационного противоборства;
г) качественное совершенствование средств информационного
обмена на основе использования современных технологий и
международных стандартов, а также единого информационного поля
Вооруженных Сил и других войск как части информационного
пространства Российской Федерации;
д) обеспечение функционального и организационно-технического
единства систем вооружения Вооруженных Сил и других войск;
е) создание новых образцов высокоточного оружия и развитие их
информационного обеспечения;
ж) создание базовых информационно-управляющих систем и их
интеграция с системами управления оружием и комплексами средств
автоматизации органов управления стратегического,
оперативно-стратегического, оперативного, оперативно-тактического и
тактического уровней.
42. Реализация задач оснащения Вооруженных Сил и других войск
вооружением, военной и специальной техникой предусматривается в
государственной программе вооружения и других государственных
программах (планах).
Оперативные решения по разработке военной и специальной
техники в случае оснащения иностранного государства новыми видами
вооружения принимаются Правительством Российской Федерации.
Обеспечение Вооруженных Сил и других войск
материальными средствами
43. Обеспечение Вооруженных Сил и других войск материальными
средствами, их накопление и содержание осуществляются в рамках
интегрированных и скоординированных систем технического и тылового
обеспечения.
Основная задача обеспечения Вооруженных Сил и других войск
материальными средствами в мирное время - накопление,
эшелонированное размещение и содержание запасов материальных
средств, обеспечивающих мобилизационное и стратегическое
развертывание войск (сил) и ведение военных действий (исходя из
сроков перевода экономики, отдельных ее отраслей и организаций
промышленности на работу в условиях военного времени) с учетом
физико-географических условий стратегических направлений и
возможностей транспортной системы.
Основная задача обеспечения Вооруженных Сил и других войск
материальными средствами в период непосредственной угрозы
агрессии - дообеспечение войск (сил) материальными средствами по
штатам и нормам военного времени.
44. Основные задачи обеспечения Вооруженных Сил и других войск
материальными средствами в военное время:
а) подача запасов материальных средств с учетом предназначения
группировок войск (сил), порядка, сроков их формирования и
предполагаемой продолжительности ведения военных действий;
б) восполнение потерь вооружения, военной и специальной
техники и материальных средств в ходе ведения военных действий с
учетом возможностей Вооруженных Сил и других войск, организаций
промышленности по поставкам, ремонту вооружения, военной и
специальной техники.
Развитие оборонно-промышленного комплекса
45. Основной задачей развития оборонно-промышленного комплекса
является обеспечение его эффективного функционирования как
высокотехнологичного многопрофильного сектора экономики страны,
способного удовлетворить потребности Вооруженных Сил и других войск
в современном вооружении, военной и специальной технике и
обеспечить стратегическое присутствие Российской Федерации на
мировых рынках высокотехнологичных продукции и услуг.
46. К задачам развития оборонно-промышленного комплекса
относятся:
а) совершенствование оборонно-промышленного комплекса на
основе создания и развития крупных научно-производственных
структур;
б) совершенствование системы межгосударственной кооперации в
области разработки, производства и ремонта вооружения и военной
техники;
в) обеспечение технологической независимости Российской
Федерации в области производства стратегических и других образцов
вооружения, военной и специальной техники в соответствии с
государственной программой вооружения;
г) совершенствование системы гарантированного
материально-сырьевого обеспечения производства и эксплуатации
вооружения, военной и специальной техники на всех этапах жизненного
цикла, в том числе отечественными комплектующими изделиями и
элементной базой;
д) формирование комплекса приоритетных технологий,
обеспечивающих разработку и создание перспективных систем и
образцов вооружения, военной и специальной техники;
е) сохранение государственного контроля над стратегически
значимыми организациями оборонно-промышленного комплекса;
ж) активизация инновационно-инвестиционной деятельности,
позволяющей проводить качественное обновление научно-технической и
производственно-технологической базы;
з) создание, поддержание и внедрение военных и гражданских
базовых и критических технологий, обеспечивающих создание,
производство и ремонт находящихся на вооружении и перспективных
образцов вооружения, военной и специальной техники, а также
обеспечивающих технологические прорывы или создание опережающего
научно-технологического задела в целях разработки принципиально
новых образцов вооружения, военной и специальной техники,
обладающих ранее недостижимыми возможностями;
и) совершенствование системы программно-целевого планирования
развития оборонно-промышленного комплекса в целях повышения
эффективности оснащения Вооруженных Сил и других войск вооружением,
военной и специальной техникой, обеспечения мобилизационной
готовности оборонно-промышленного комплекса;
к) разработка и производство перспективных систем и образцов
вооружения, военной и специальной техники, повышение качества и
конкурентоспособности продукции военного назначения;
л) совершенствование механизма размещения заказов на поставки
продукции, выполнение работ и оказание услуг для федеральных нужд;
м) реализация предусмотренных федеральным законодательством
мер экономического стимулирования исполнителей государственного
оборонного заказа;
н) совершенствование деятельности организаций
оборонно-промышленного комплекса путем внедрения
организационно-экономических механизмов, обеспечивающих их
эффективное функционирование и развитие;
о) совершенствование кадрового состава и наращивание
интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса,
обеспечение социальной защищенности работников
оборонно-промышленного комплекса.
Мобилизационная подготовка экономики, органов государственной
власти, органов местного самоуправления и организаций
47. Основная задача мобилизационной подготовки экономики,
органов государственной власти, органов местного самоуправления и
организаций заключается в заблаговременной подготовке к переводу на
работу в условиях военного времени, удовлетворении потребностей
Вооруженных Сил и других войск, а также в обеспечении
государственных нужд и нужд населения в военное время.
48. Задачи мобилизационной подготовки экономики, органов
государственной власти, органов местного самоуправления и
организаций:
а) совершенствование мобилизационной подготовки и повышение
мобилизационной готовности Российской Федерации;
б) совершенствование нормативно-правовой базы мобилизационной
подготовки и перевода экономики и организаций на работу в условиях
военного времени;
в) подготовка системы управления экономикой к устойчивому и
эффективному функционированию в период мобилизации, в период
военного положения и в военное время;
г) разработка мобилизационных планов экономики Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных
образований, мобилизационных планов организаций;
д) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей
для производства продукции, необходимой для удовлетворения
потребностей Российской Федерации, Вооруженных Сил и других войск,
а также нужд населения в военное время;
е) создание и подготовка специальных формирований,
предназначенных для передачи в Вооруженные Силы и другие войска при
объявлении мобилизации или использования в их интересах, а также в
интересах экономики Российской Федерации;
ж) подготовка техники, предназначенной для поставки в
Вооруженные Силы и другие войска по мобилизации;
з) создание, сохранение и обновление запасов материальных
ценностей государственного и мобилизационного резервов, неснижаемых
запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов;
и) создание и сохранение страхового фонда документации на
вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию,
объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и
объекты, являющиеся национальным достоянием;
к) подготовка финансово-кредитной, налоговой систем и системы
денежного обращения к особому режиму функционирования в период
мобилизации, в период военного положения и в военное время;
л) создание условий для работы органов управления всех
уровней, в том числе создание запасных пунктов управления;
м) организация воинского учета;
н) бронирование граждан на период мобилизации и на военное
время;
о) организация совместной мобилизационной подготовки органов
государственной власти, органов местного самоуправления и
организаций, имеющих мобилизационные задания, а также
обеспечивающих мобилизационные мероприятия по переводу Вооруженных
Сил и других войск на организацию и состав военного времени.
Военно-политическое и военно-техническое сотрудничество
Российской Федерации с иностранными государствами
49. Российская Федерация осуществляет военно-политическое и
военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами
(далее - военно-политическое и военно-техническое сотрудничество),
международными, в том числе региональными, организациями на основе
внешнеполитической, экономической целесообразности и в соответствии
с федеральным законодательством и международными договорами
Российской Федерации.
50. Задачи военно-политического сотрудничества:
а) укрепление международной безопасности и выполнение
международных обязательств Российской Федерации;
б) формирование и развитие союзнических отношений с
государствами - членами ОДКБ и государствами - участниками СНГ,
дружественных и партнерских отношений с другими государствами;
в) развитие переговорного процесса по созданию региональных
систем безопасности с участием Российской Федерации;
г) развитие отношений с международными организациями по
предотвращению конфликтных ситуаций, сохранению и укреплению мира в
различных регионах, в том числе с участием российских воинских
контингентов в миротворческих операциях;
д) сохранение равноправных отношений с заинтересованными
государствами и международными организациями для противодействия
распространению оружия массового поражения и средств его доставки.
51. Основные приоритеты военно-политического сотрудничества:
а) с Республикой Беларусь:
координация деятельности в области развития национальных
вооруженных сил и использования военной инфраструктуры;
выработка и согласование мер по поддержанию обороноспособности
Союзного государства в соответствии с Военной доктриной Союзного
государства;
б) с государствами - членами ОДКБ - консолидация усилий и
создание коллективных сил в интересах обеспечения коллективной
безопасности и совместной обороны;
в) с другими государствами - участниками СНГ - обеспечение
региональной и международной безопасности, осуществление
миротворческой деятельности;
г) с государствами ШОС - координация усилий в интересах
противодействия новым военным опасностям и военным угрозам на
совместном пространстве, а также создание необходимой
нормативно-правовой базы;
д) с ООН, другими международными, в том числе региональными,
организациями - вовлечение представителей Вооруженных Сил и других
войск в руководство миротворческими операциями, в процесс
планирования и выполнения мероприятий по подготовке операций по
поддержанию мира, а также участие в разработке, согласовании и
реализации международных соглашений в области контроля над
вооружениями и укрепления военной безопасности, расширение участия
подразделений и военнослужащих Вооруженных Сил и других войск в
операциях по поддержанию мира.
52. Задачей военно-технического сотрудничества является
реализация целей и основных принципов государственной политики в
этой области, которые определены федеральным законодательством.
53. Основные направления военно-технического сотрудничества
определяются соответствующими концепциями, утверждаемыми
Президентом Российской Федерации.
* * *
Положения Военной доктрины могут уточняться с изменением
характера военных опасностей и военных угроз, задач в области
обеспечения военной безопасности и обороны, а также условий
развития Российской Федерации.
______________