Президент России
  • События
  • Структура
  • Видео и фото
  • Документы
  • Контакты
  • Поиск
  • Искать на сайте
  • или по банку документов
Поиск по документам
Официальный портал правовой информации pravo.gov.ru
Президент России
Версия официального сайта для мобильных устройств

Разделы сайта Президента
России

  • События
  • Структура
  • Видео и фото
  • Документы
  • Контакты
  • Поиск
  • Поиск
  • Для СМИ
  • Подписаться
  • Справочник
  • Версия для людей с ограниченными возможностями
  • English

Информационные ресурсы
Президента России

  • Президент РоссииТекущий ресурс
  • Конституция России
  • Государственная символика
  • Обратиться к Президенту
  • Президент России —
    гражданам школьного возраста
  • Виртуальный тур по
    Кремлю
  • Владимир Путин —
    личный сайт
  • Дикая природа России

Официальные сетевые ресурсы
Президента России

  • Telegram-канал
  • MAX
  • ВКонтакте
  • Rutube
  • YouTube

Правовая и техническая информация

  • О портале
  • Об использовании информации сайта
  • О персональных данных пользователей
  • Написать в редакцию

Все материалы сайта доступны по лицензии:

Creative Commons Attribution 4.0 International

Администрация Президента России2025 год
Показать предыдущую страницу документа
<p>принципами   и   нормами   международного  права  и  международными
договорами Российской Федерации.
     Применение Вооруженных  Сил  и  других  войск  в  мирное время
осуществляется  по  решению  Президента  Российской   Федерации   в
порядке, установленном федеральным законодательством.
     21. Российская Федерация рассматривает  вооруженное  нападение
на  государство - участника Союзного государства или любые действия
с применением военной силы против  него  как  акт  агрессии  против
Союзного государства и осуществит ответные меры.
     Российская Федерация рассматривает  вооруженное  нападение  на
государство  -  члена  ОДКБ  как  агрессию против всех государств -
членов ОДКБ и осуществит  в  этом  случае  меры  в  соответствии  с
Договором о коллективной безопасности.
     22. В   рамках    выполнения    мероприятий    стратегического
сдерживания     силового     характера     Российской    Федерацией
предусматривается применение высокоточного оружия.
     Российская Федерация   оставляет   за  собой  право  применить
ядерное оружие  в  ответ  на  применение  против  нее  и  (или)  ее
союзников  ядерного  и  других видов оружия массового поражения,  а
также в случае агрессии против Российской Федерации  с  применением
обычного  оружия,  когда  под  угрозу поставлено само существование
государства.
     Решение о  применении  ядерного оружия принимается Президентом
Российской Федерации.
     23. Выполнение  стоящих  перед  Вооруженными  Силами и другими
войсками задач  организуется  и  осуществляется  в  соответствии  с
Планом    применения    Вооруженных   Сил   Российской   Федерации,
Мобилизационным  планом  Вооруженных  Сил   Российской   Федерации,
указами  Президента  Российской Федерации,  приказами и директивами
Верховного  Главнокомандующего   Вооруженными   Силами   Российской
Федерации,   другими   нормативными   правовыми  актами  Российской
Федерации и документами стратегического  планирования  по  вопросам
обороны.
     24. Российская  Федерация  выделяет  воинские  контингенты   в
состав   миротворческих   сил  ОДКБ  для  участия  в  операциях  по
поддержанию мира по решению Совета коллективной безопасности  ОДКБ.
Российская   Федерация   выделяет  воинские  контингенты  в  состав
Коллективных сил оперативного  реагирования  ОДКБ  (КСОР)  в  целях
оперативного  реагирования  на военные угрозы государствам - членам
ОДКБ  и  решения  иных  задач,  определенных  Советом  коллективной
безопасности  ОДКБ,  для  их применения в порядке,  предусмотренном
Соглашением о  порядке  оперативного  развертывания,  применения  и
всестороннего  обеспечения  Коллективных сил быстрого развертывания
Центральноазиатского региона коллективной безопасности.
     25. Для  осуществления  миротворческих операций по мандату ООН
или по мандату  СНГ  Российская  Федерация  предоставляет  воинские
контингенты в порядке,  установленном федеральным законодательством
и международными договорами Российской Федерации.
     26. В   целях  защиты  интересов  Российской  Федерации  и  ее
граждан,   поддержания   международного   мира    и    безопасности
формирования  Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно
использоваться за пределами Российской Федерации в  соответствии  с
общепризнанными   принципами   и   нормами   международного  права,
международными  договорами  Российской  Федерации   и   федеральным
законодательством.
     27. Основные задачи Вооруженных Сил и других  войск  в  мирное
время:
     а) защита суверенитета  Российской  Федерации,  целостности  и
неприкосновенности ее территории;
     б) стратегическое  сдерживание,  в  том  числе  предотвращение
военных конфликтов;
     в) поддержание состава,  состояния  боевой  и  мобилизационной
готовности и подготовки стратегических ядерных сил,  сил и средств,
обеспечивающих их функционирование и  применение,  а  также  систем
управления  на  уровне,  гарантирующем  нанесение  заданного ущерба
агрессору в любых условиях обстановки;
     г) своевременное  предупреждение Верховного Главнокомандующего
Вооруженными Силами  Российской  Федерации  о  воздушно-космическом
нападении,   оповещение   органов   государственного   и   военного
управления, войск (сил) о военных опасностях и военных угрозах;
     д) поддержание  способности  Вооруженных  Сил и других войск к
заблаговременному  развертыванию   группировок   войск   (сил)   на
потенциально   опасных  стратегических  направлениях,  а  также  их
готовности к боевому применению;
     е) обеспечение  противовоздушной  обороны  важнейших  объектов
Российской  Федерации  и  готовность  к  отражению  ударов  средств
воздушно-космического нападения;
     ж) развертывание и поддержание  в  стратегической  космической
зоне орбитальных группировок космических аппаратов,  обеспечивающих
деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации;
     з) охрана важных государственных и военных объектов,  объектов
на коммуникациях и специальных грузов;
     и) оперативное  оборудование территории Российской Федерации и
подготовка коммуникаций в целях обороны,  в том числе строительство
и  реконструкция объектов специального назначения,  строительство и
капитальный ремонт автомобильных дорог, имеющих оборонное значение;
     к) защита граждан Российской Федерации за пределами Российской
Федерации от вооруженного нападения на них;
     л) участие   в   операциях   по  поддержанию  (восстановлению)
международного мира и безопасности, принятие мер для предотвращения
(устранения)  угрозы  миру,  подавление  актов  агрессии (нарушения
мира)  на  основании  решений  Совета  Безопасности  ООН  или  иных
органов,  уполномоченных  принимать  такие решения в соответствии с
международным правом;
     м) борьба с пиратством, обеспечение безопасности судоходства;
     н) обеспечение   безопасности    экономической    деятельности
Российской Федерации в Мировом океане;
     о) борьба с терроризмом;
     п) подготовка  к  проведению  мероприятий  по  территориальной
обороне и гражданской обороне;
     р) участие   в   охране   общественного  порядка,  обеспечении
общественной безопасности;
     с) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и восстановление
объектов специального назначения;
     т) участие в обеспечении режима чрезвычайного положения.
     28. Основные задачи Вооруженных Сил и других  войск  в  период
непосредственной угрозы агрессии:
     а) осуществление   комплекса    дополнительных    мероприятий,
направленных  на снижение уровня угрозы агрессии и повышение уровня
боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил и других войск,
в    целях    проведения    мобилизационного    и   стратегического
развертывания;
     б) поддержание потенциала ядерного сдерживания в установленной
степени готовности;
     в) участие в обеспечении режима военного положения;
     г) осуществление мероприятий  по  территориальной  обороне,  а
также  выполнение  в  установленном порядке мероприятий гражданской
обороны;
     д) выполнение  международных обязательств Российской Федерации
по   коллективной   обороне,   отражение   или   предотвращение   в
соответствии  с нормами международного права вооруженного нападения
на  другое  государство,  обратившееся  к  Российской  Федерации  с
соответствующей просьбой.
     29. Основными  задачами  Вооруженных  Сил  и  других  войск  в
военное   время   являются  отражение  агрессии  против  Российской
Федерации и  ее  союзников,  нанесение  поражения  войскам  (силам)
агрессора,  принуждение  его  к  прекращению  военных  действий  на
условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников.

                   Развитие военной организации.
      Строительство и развитие Вооруженных Сил и других войск

     30. Основные задачи развития военной организации:
     а) приведение структуры,  состава  и  численности  компонентов
военной  организации  в  соответствие с задачами в мирное время,  в
период непосредственной угрозы агрессии и в военное время с  учетом
выделения   на   эти   цели   достаточного  количества  финансовых,
материальных  и  иных  ресурсов.  Планируемые  количество  и  сроки
выделения  указанных  ресурсов отражаются в документах планирования
долгосрочного    социально-экономического    развития    Российской
Федерации;
     б) повышение  эффективности  и  безопасности  функционирования
системы государственного и военного управления;
     в) совершенствование  системы   противовоздушной   обороны   и
создание системы воздушно-космической обороны Российской Федерации;
     г) совершенствование военно-экономического обеспечения военной
организации   на  основе  рационального  использования  финансовых,
материальных и иных ресурсов;
     д) совершенствование военного планирования;
     е) совершенствование  территориальной  обороны  и  гражданской
обороны;
     ж) совершенствование системы создания  запаса  мобилизационных
ресурсов,  в  том  числе запасов вооружения,  военной и специальной
техники, а также материально-технических средств;
     з) повышение     эффективности     функционирования    системы
эксплуатации и ремонта вооружения, военной и специальной техники;
     и) создание интегрированных структур материально-технического,
социального,  медицинского и  научного  обеспечения  в  Вооруженных
Силах  и других войсках,  а также учреждений военного образования и
подготовки кадров;
     к) совершенствование   системы   информационного   обеспечения
Вооруженных Сил и других войск;
     л) повышение престижа военной службы,  всесторонняя подготовка
к ней граждан Российской Федерации;
     м) обеспечение   военно-политического   и  военно-технического
сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.
     31. Основные приоритеты развития военной организации:
     а) совершенствование системы управления военной организацией и
повышение эффективности ее функционирования;
     б) развитие  мобилизационной  базы   военной   организации   и
обеспечение мобилизационного развертывания Вооруженных Сил и других
войск;
     в) обеспечение необходимой степени укомплектования, оснащения,
обеспечения соединений,  воинских частей и формирований  постоянной
готовности и требуемого уровня их подготовки;
     г) повышение   качества   подготовки   кадров    и    военного
образования, а также наращивание военно-научного потенциала.
     32. Основная задача строительства и развития Вооруженных Сил и
других  войск  -  приведение их структуры,  состава и численности в
соответствие с прогнозируемыми  военными  угрозами,  содержанием  и
характером военных конфликтов, текущими и перспективными задачами в
мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное
время,    а    также    политическими,    социально-экономическими,
демографическими и военно-техническими  условиями  и  возможностями
Российской Федерации.
     33. В строительстве и развитии Вооруженных Сил и других  войск
Российская Федерация исходит из необходимости:
     а) совершенствования   организационно-штатной   структуры    и
состава  видов  и  родов  войск  Вооруженных  Сил  и других войск и
оптимизации штатной численности военнослужащих;
     б) обеспечения рационального соотношения соединений и воинских
частей  постоянной  готовности  и  соединений  и  воинских  частей,
предназначенных  для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил
и других войск;
     в) повышения   качества  оперативной,  боевой,  специальной  и
мобилизационной подготовки;
     г) совершенствования  взаимодействия  между видами Вооруженных
Сил, родами войск (сил) и другими войсками;
     д) обеспечения  современными  образцами вооружения,  военной и
специальной  техники  (материально-техническими  средствами)  и  их
качественного освоения;
     е) интеграции    и    скоординированного    развития    систем
технического, тылового и других видов обеспечения Вооруженных Сил и
других войск,  а также систем военного  образования  и  воспитания,
подготовки кадров, военной науки;
     ж) подготовки  высокопрофессиональных,   преданных   Отечеству
военнослужащих, повышения престижа военной службы.
     34. Выполнение  основной  задачи  строительства   и   развития
Вооруженных Сил и других войск достигается путем:
     а) формирования   и   последовательной   реализации    военной
политики;
     б) эффективного    военно-экономического     обеспечения     и
достаточного финансирования Вооруженных Сил и других войск;
     в) повышения   качественного   уровня   оборонно-промышленного
комплекса;
     г) обеспечения надежного функционирования  системы  управления
Вооруженными  Силами  и  другими войсками в мирное время,  в период
непосредственной угрозы агрессии и в военное время;
     д) поддержания   способностей   экономики   страны  обеспечить
потребности Вооруженных Сил и других войск;
     е) поддержания     мобилизационной     базы    в    состоянии,
обеспечивающем  проведение   мобилизационного   и   стратегического
развертывания Вооруженных Сил и других войск;
     ж) создания сил  гражданской  обороны  постоянной  готовности,
способных   выполнять   свои  функции  в  мирное  время,  в  период
непосредственной угрозы агрессии и в военное время;
     з) совершенствования    системы    дислокации    (базирования)
Вооруженных Сил и других войск, в том числе за пределами территории
Российской  Федерации,  в  соответствии с международными договорами
Российской Федерации и федеральным законодательством;
     и) создания  эшелонированной  по стратегическим и операционным
направлениям системы военной инфраструктуры;
     к) заблаговременного создания запаса мобилизационных ресурсов;
     л) оптимизации количества военных  образовательных  учреждений
профессионального    образования   в   сочетании   с   федеральными
государственными     образовательными     учреждениями      высшего
профессионального   образования,   в  которых  проводится  обучение
граждан Российской Федерации по  программе  военной  подготовки,  а
также оснащения их современной материально-технической базой;
     м) повышения уровня  социального  обеспечения  военнослужащих,
граждан,  уволенных  с военной службы,  и членов их семей,  а также
гражданского персонала Вооруженных Сил и других войск;
     н) реализации   установленных   федеральным  законодательством
социальных гарантий военнослужащих,  граждан,  уволенных с  военной
службы, и членов их семей, повышения качества их жизни;
     о) совершенствования системы  комплектования  военнослужащими,
проходящими   военную   службу   по   контракту  и  по  призыву,  с
преимущественным    укомплектованием    должностей    рядового    и
сержантского  состава,  обеспечивающих  боеспособность соединений и
воинских частей Вооруженных Сил и  других  войск,  военнослужащими,
проходящими военную службу по контракту;
     п) укрепления  организованности,   правопорядка   и   воинской
дисциплины,   а   также  профилактики  и  пресечения  коррупционных
проявлений;
     р) совершенствования       допризывной       подготовки      и
военно-патриотического воспитания граждан;
     с) обеспечения   государственного   и   гражданского  контроля
деятельности федеральных органов исполнительной  власти  и  органов
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  в области
обороны.

                       Военное планирование

     35. Военное планирование организуется и осуществляется в целях
реализации   согласованных   по  срокам  и  обеспеченных  ресурсами
мероприятий развития военной организации,  а также строительства  и
развития   Вооруженных   Сил   и   других  войск,  их  эффективного
применения.
     36. Основные задачи военного планирования:
     а) определение  согласованных  целей,  задач   и   мероприятий
строительства  и  развития  Вооруженных  Сил  и  других  войск,  их
применения,  а также развития соответствующей научно-технической  и
производственно-технологической базы;
     б) выбор  оптимальных  направлений  строительства  и  развития
Вооруженных  Сил  и  других  войск,  форм  и способов их применения
исходя  из  прогнозов  развития   военно-политической   обстановки,
военных опасностей и военных угроз, уровня социально-экономического
развития Российской Федерации;
     в) достижение  соответствия ресурсного обеспечения Вооруженных
Сил и других войск задачам их строительства, развития и применения;
     г) разработка   документов  краткосрочного,  среднесрочного  и
долгосрочного  планирования,  учет  результатов  выполнения  планов
(программ) строительства и развития Вооруженных Сил и других войск;
     д) организация   контроля   выполнения    планов    (программ)
строительства и развития Вооруженных Сил и других войск;
     е) своевременная     корректировка     документов     военного
планирования.
     37. Военное  планирование  осуществляется  в  соответствии   с
Положением о военном планировании в Российской Федерации.

           IV. ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБОРОНЫ

     38. Основной задачей военно-экономического обеспечения обороны
является создание условий для устойчивого  развития  и  поддержания
возможностей     военно-экономического     и    военно-технического
потенциалов  государства  на  уровне,  необходимом  для  реализации
военной  политики  и  надежного удовлетворения потребностей военной
организации  в  мирное  время,  в  период  непосредственной  угрозы
агрессии и в военное время.
     39. Задачи военно-экономического обеспечения обороны:
     а) достижение  уровня  финансового  и материально-технического
обеспечения   военной   организации,   достаточного   для   решения
возложенных на нее задач;
     б) оптимизация расходов на оборону,  рациональное планирование
и распределение финансовых и материальных ресурсов, направляемых на
обеспечение  военной  организации,   повышение   эффективности   их
использования;
     в) своевременное и  полное  ресурсное  обеспечение  выполнения
планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил и других
войск,  их  применения,  боевой,  специальной   и   мобилизационной
подготовки и других потребностей военной организации;
     г) концентрация      научных      сил,      финансовых       и
материально-технических ресурсов для создания условий качественного
оснащения (переоснащения) Вооруженных Сил и других войск;
     д) интеграция  в определенных сферах производства гражданского
и военного  секторов  экономики,  координация  военно-экономической
деятельности государства в интересах обеспечения обороны;
     е) обеспечение правовой  защиты  результатов  интеллектуальной
деятельности военного, специального и двойного назначения;
     ж) выполнение обязательств Российской Федерации в соответствии
с  заключенными ею международными договорами в военно-экономической
сфере.

       Оснащение Вооруженных Сил и других войск вооружением,
                  военной и специальной техникой

     40. Основной  задачей оснащения Вооруженных Сил и других войск
вооружением,  военной и специальной техникой  является  создание  и
поддержание   взаимоувязанной  и  целостной  системы  вооружения  в
соответствии с задачами и предназначением Вооруженных Сил и  других
войск,   формами   и  способами  их  применения,  экономическими  и
мобилизационными возможностями Российской Федерации.
     41. Задачи   оснащения   Вооруженных   Сил   и   других  войск
вооружением, военной и специальной техникой:
     а) комплексное    оснащение    (переоснащение)    современными
образцами вооружения,  военной и специальной техники стратегических
ядерных сил, соединений и воинских частей постоянной готовности сил
общего     назначения,      антитеррористических      формирований,
инженерно-технических  воинских формирований и дорожно-строительных
воинских  формирований,  а  также  поддержание  их   в   состоянии,
обеспечивающем их боевое применение;
     б) создание   многофункциональных    (многоцелевых)    средств
вооружения,   военной   и   специальной  техники  с  использованием
унифицированных компонентов;
     в) развитие сил и средств информационного противоборства;
     г) качественное  совершенствование   средств   информационного
обмена   на   основе   использования   современных   технологий   и</p>
Показать следующую страницу документа
Текст

Поделиться
Прямая ссылка на материал
http://kremlin.ru/acts/bank/30593
Поделиться
  • ВКонтакте
  • Telegram
  • Одноклассники
  • Переслать на почту
  • Распечатать
Переслать материал на почту

Официальный сайт президента России:

Указ Президента Российской Федерации от 05.02.2010 г. № 146

http://kremlin.ru/acts/bank/30593

Официальные сетевые ресурсы

Президента России

Official Internet Resources

of the President of Russia

Russian English
  • Для СМИ
  • Специальная версия для людей с ограниченными возможностями
  • Telegram-канал
  • MAX
  • ВКонтакте
  • Rutube
  • YouTube
  • Сайт Президента России
  • Конституция России
  • Государственная символика
  • Обратиться к Президенту
  • Президент России — гражданам
    школьного возраста
  • Виртуальный тур по Кремлю
  • Владимир Путин — личный сайт
  • Путин. 20 лет
  • Дикая природа России

Администрация Президента России
2025 год