квалифицированных специалистах, имеющих среднее профессиональное образование;
обеспечение заданного уровня качества подготовки специалистов, имеющих среднее профессиональное образование;
обеспечение динамичного и оптимального соотношения численности специалистов, имеющих среднее профессиональное и высшее профессиональное образование, в экономике и социальной сфере;
оптимизация размещения средних специальных учебных заведений в субъектах Российской Федерации;
расширение образовательных услуг, оказываемых средними специальными учебными заведениями;
обеспечение содержания среднего профессионального образования в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и производства;
повышение конкурентоспособности выпускников средних специальных учебных заведений на рынке труда;
развитие инновационных образовательных программ и технологий;
формирование нормативной правовой и методической базы среднего профессионального образования;
расширение взаимодействия среднего профессионального образования с другими уровнями образования;
динамичная многоуровневая система управления средним профессиональным образованием;
развитие автономии средних специальных учебных заведений;
улучшение обеспеченности системы среднего профессионального образования педагогическими и руководящими кадрами;
улучшение обеспеченности системы среднего профессионального образования учебной и учебно-методической литературой, техническими средствами обучения;
совершенствование материально-технической базы средних специальных учебных заведений;
улучшение научного и научно-методического обеспечения среднего профессионального образования;
развитие международного сотрудничества Российской Федерации в области среднего профессионального образования.
6. Высшее и послевузовское профессиональное образование
Основными направлениями развития высшего и послевузовского профессионального образования являются:
разработка мер, способствующих выполнению системами высшего и послевузовского профессионального образования функций, соответствующих их общественному и государственному предназначению;
сохранение потенциала системы высшего и послевузовского профессионального образования и дальнейшее развитие их структурных составляющих;
формирование и обеспечение социально-экономических механизмов расширения доступа граждан к получению высшего и послевузовского профессионального образования за счет средств федерального бюджета;
увеличение вклада системы высшего и послевузовского профессионального образования в развитие фундаментальных научных исследований и распространение научных знаний, развитие культуры и искусства;
осуществление государственных мер, обеспечивающих восприимчивость производственной и социальной среды к расширению применения на практике наукоемких, технологичных, экологически безопасных, экономичных и прогрессивных научных и конструкторских разработок, выполненных в организациях системы образования;
развитие высших учебных заведений и других организаций системы как учебно-научно-производственных комплексов;
формирование отраслевых и региональных комплексов, объединений, ассоциаций высших учебных заведений и других организаций системы образования;
совершенствование нормативной правовой и научно-методической базы высшего и послевузовского профессионального образования;
создание механизма прогнозирования и государственного регулирования основных пропорций подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов в системе высшего и послевузовского профессионального образования для удовлетворения интересов личности и общества;
формирование государственных заданий по кадровому обеспечению федеральных и региональных научно-технических и социальных программ развития;
проведение структурных и содержательных изменений в профессиональном образовании в соответствии с достижениями российской и мировой науки, техники, производства и культуры;
обеспечение условий для развития личности и творческих способностей студентов, индивидуализации форм, методов и систем обучения, в том числе на основе вариативных профессиональных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;
совершенствование научно-исследовательской и научно-технической деятельности высших учебных заведений и других организаций системы образования на основе развития научных школ по приоритетным направлениям науки и техники и необходимой для указанного развития инфраструктуры;
разработка концептуальных основ опережающего развития и функционирования послевузовского профессионального образования, в том числе дополнительного (повышение квалификации и переподготовка специалистов), для обеспечения приоритетных направлений научно-технического прогресса;
разработка и введение в действие механизма промежуточной аттестации негосударственных высших учебных заведений государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации;
выполнение актуальных исследований в области общественных и гуманитарных наук;
гуманизация образования, разработка современной структуры учебных дисциплин общественного и социально-гуманитарного цикла и их содержания, подготовка соответствующей научной, учебной и методической литературы;
разработка мер по широкому привлечению студентов к научно-исследовательской работе;
развитие интеграционных структур научных и научно-технических парков, объединяющих высшие учебные заведения и научные учреждения академического и отраслевого профилей и другие организации, обеспечивающие использование результатов научных исследований на практике;
совершенствование мер по укреплению самостоятельности высших учебных заведений и других организаций системы образования в осуществлении их уставной деятельности;
развитие участия высших учебных заведений и других организаций системы образования в международной деятельности Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования на принципах эквивалентности и экономической целесообразности;
создание системы государственной поддержки обучения в иностранных государствах русскому языку как официальному рабочему языку Организации Объединенных Наций, других международных организациях - языку культуры мирового уровня.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
удовлетворение потребностей граждан в высшем и послевузовском профессиональном образовании, общества и государства в воспроизводстве специалистов, имеющих высшую квалификацию, в том числе посредством аспирантуры и докторантуры;
повышение качества высшего профессионального образования и уровня подготовки специалистов, имеющих высшее профессиональное образование;
повышение конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений на рынке труда;
интенсификация и индивидуализация обучения, реализация современных информационных технологий, развитие у студентов навыков самообразования;
развитие системы дистанционного обучения;
активное участие субъектов Российской Федерации в развитии образовательных учреждений высшего профессионального образования;
совершенствование деятельности научно-педагогических работников;
создание и поддержка мониторинга высшего и послевузовского профессионального образования, организация и формирование единого информационного пространства посредством развития федеральных и региональных компьютерных сетей, баз данных и центра образовательной статистики;
сохранение и укрепление передовых педагогических, научных и проектно-конструкторских школ в высших учебных заведениях и других организациях системы образования;
совершенствование научно-исследовательской и научно-технической деятельности высших учебных заведений и других организаций системы образования, развитие технополисов и технопарков, малых предприятий инновационного типа;
вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство, в том числе за счет распространения технологий дистанционного обучения;
экономически и геополитически целесообразная система обучения иностранных граждан;
расширение участия российских ученых, работников высших учебных заведений в международных научных программах, технологических исследованиях и образовательных проектах;
реализация и совершенствование современных технологий изучения иностранных языков;
улучшение оснащенности образовательных программ учебной, научной и методической литературой, средствами обучения, пособиями и оборудованием в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;
создание предпосылок и условий для последующих широкомасштабных инноваций в образовательный процесс;
участие высших учебных заведений и других организаций системы образования в решении задач социального, научно-технического и экономического развития субъектов Российской Федерации;
создание системы информирования граждан и хозяйствующих субъектов о спросе на различные профессии, о наличии и качестве профессиональных образовательных услуг в различных высших учебных заведениях и регионах.
Подраздел 3.Государственные и социальные гарантии обучающимся
Основными направлениями развития в области государственных и социальных гарантий обучающимся являются:
обеспечение реализации права граждан на бесплатное общее, в том числе среднее полное образование, начальное профессиональное образование и дополнительное образование детей;
расширение доступности получаемого впервые бесплатного (на конкурсной основе) среднего, высшего и послевузовского профессионального образования с реализацией дополнительных гарантий права на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
предоставление возможности выбора профессиональных образовательных программ, индивидуализация обучения, создание условий, обеспечивающих профессиональное самоопределение и трудоустройство обучающихся;
обеспечение условий для получения обучающимися полноценного питания в столовых образовательных учреждений, в том числе на льготных финансовых условиях или бесплатно;
предоставление финансовых льгот обучающимся при пользовании услугами организаций социально-культурного назначения (общежитиями, государственными и муниципальными библиотеками, музеями, объектами культурно-массового и физкультурно-оздоровительного назначения) и транспортом;
развитие самоуправления обучающихся в учебе, в быту и на отдыхе;
разработка и реализация системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся;
обеспечение условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
разработка системы мер поощрения за успехи в учебе и научной деятельности;
выделение бюджетных ассигнований на содержание объектов социально-культурной инфраструктуры системы образования и социальную поддержку обучающихся в соответствии с законодательством об образовании;
разработка системы мер по созданию рабочих мест для обучающихся на период прохождения учебно-производственной практики с оплатой труда за выполненную работу;
совершенствование правовых основ взаимоотношений педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей).
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
выполнение норм законодательства об образовании в части государственных и социальных гарантий обучающимся;
развитие социальной инфраструктуры образовательных учреждений и других организаций системы образования;
введение в действие нормативных правовых актов, касающихся повышения ответственности педагогических работников образовательных учреждений и родителей (законных представителей) за обучение, воспитание, охрану жизни и здоровья обучающихся;
введение в действие нормативных правовых актов, направленных на защиту личных и имущественных прав обучающихся в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни;
создание условий для полноценного питания обучающихся;
защита обучающихся от игр и игрушек для детей, отрицательно влияющих на физическое и психическое здоровье и не отвечающих психолого-педагогическим, морально-этическим и санитарно-экологическим требованиям;
обеспечение местами в школах-интернатах и общежитиях на льготных условиях оплаты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей из малообеспеченных семей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
обеспечение условий отдыха и санаторно-курортного лечения обучающихся, членов семей студентов, аспирантов с компенсацией части затрат из различных фондов образовательных учреждений и различных профессиональных объединений в соответствии с законодательством.
Подраздел 4.Научное сопровождение Программы
Разработка и реализация инновационных проектов Программы требует значительного научно-методического обеспечения, финансирование которого осуществляется целевым образом в пределах финансирования мероприятий, предусмотренных Программой, а также по сметам расходов Министерства науки и технологий Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации. Размеры финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предусмотренных Программой за счет средств федерального бюджета, должны возрасти с 6 млн. рублей в 1999 году до 150 млн. рублей в 2005 году. Выполнение установленных Программой задач по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предполагает следующие основные направления деятельности:
организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, разработка инновационных проектов, направленных на научное обеспечение решения важнейших проблем системы образования, основных направлений развития образования, утвержденных Программой, становление и функционирование системы образования как единого учебно-научно-производственного комплекса Российской Федерации;
разработка и реализация целевых государственных, отраслевых, межвузовских научных, научно-технических и инновационных программ и проектов, обеспечивающих выполнение научно-исследовательских работ по основным направлениям развития образования и системы мероприятий Программы;
разработка и осуществление мер по приоритетному государственному обеспечению финансовыми и иными ресурсами фундаментальных и прикладных научных, научно-технических исследований, способствующих выполнению основных направлений развития образования и достижению определенных Программой ожидаемых результатов;
разработка среднесрочных и долгосрочных прогнозов развития системы образования, совершенствование системы и механизмов прогнозирования подготовки специалистов образовательными учреждениями системы образования с учетом потребностей личности, общества, государства на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации;
совершенствование и развитие федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования;
разработка региональных программ развития образования в соответствии с целями и задачами Программы;
научное и методическое обеспечение разработки преемственных государственных образовательных стандартов, содержащих федеральные и национально-региональные компоненты, примерных образовательных программ (основных и дополнительных), примерных учебных планов и программ курсов, учебных дисциплин и иных документов, определяемых потребностями системы образования, ходом реализации Программы;
разработка нормативной правовой базы, регулирующей научную и научно-практическую деятельность по проблемам образования;
сохранение, поддержка и развитие системы научных учреждений, научных центров и научных школ по основным направлениям педагогической науки на основе обеспечения их приоритетного финансирования и иных целевых форм государственной поддержки;
разработка информационно-технического и организационного обеспечения реализации Программы;
развитие взаимодействия российских ученых, осуществляющих исследования в области образования, с международными научными организациями;
улучшение финансирования научно-исследовательских организаций, выполняющих научные, научно-технические исследования и научно-методические разработки по проблемам образования.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
широкое внедрение результатов научных и научно-методических исследований в практическую деятельность образовательных учреждений, процессы воспитания, культурного и нравственного развития молодежи;
научные, научно-практические и инновационные программы и проекты по основным проблемам образования, обеспечивающие реализацию Программы;
среднесрочные, долгосрочные прогнозы развития системы образования, прогнозы спроса на специалистов с учетом интересов личности, общества и государства;
научное обоснование медицинских, педагогических, психологических, эргономических и иных требований к государственным образовательным стандартам, учебному процессу и разработка методик их реализации;
новые образовательные технологии и методы обучения, в том числе дистанционные;
приоритетная государственная поддержка, сохранение и развитие ведущих научных центров и научных школ, осуществляющих проведение научно-исследовательских работ по проблемам образования;
создание информационного банка российских и международных научных программ и проектов по проблемам образования;
реализация Программы во взаимодействии с реализацией федеральных целевых и государственных научно-технических программ, касающихся проблем системы образования в соответствии с целями и задачами Федеральной программы развития образования.
Раздел IV.ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕСУРСАМИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Подраздел 1.Обеспечение системы образования кадрами
Основные направления развития обеспечения системы образования кадрами:
разработка концептуальных основ кадровой политики в области образования;
развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических, руководящих и других работников системы образования, в том числе руководителей высшего звена;
создание механизма прогнозирования потребностей в педагогических и других работниках образовательных учреждений всех типов и видов и системы образования в целом;
разработка механизма межрегионального и межведомственного сотрудничества в подготовке и переподготовке педагогических и научно-педагогических работников;
разработка механизма целевой подготовки педагогических работников для образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, удаленных районах и для национальных школ;
разработка и реализация мер целевой финансовой и социальной поддержки сельских педагогических работников;
повышение эффективности системы аттестации педагогических, научно-педагогических работников, руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием всех уровней;
совершенствование правовой основы трудовых отношений в системе образования.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
обеспечение образовательных учреждений всех видов и типов педагогическими работниками;
обеспечение занятости педагогических, научно-педагогических и других работников образовательных учреждений и других организаций системы образования;
создание нормативной правовой и научно-методической базы для проведения работы с кадрами;
мониторинг обеспечения кадрами системы образования;
предотвращение оттока педагогических, научно-