педагогических и других работников образовательных учреждений из системы образования;
обновление системы аттестации педагогических работников;
повышение квалификации педагогических работников, в том числе через систему послевузовского образования;
реализация международных договоров Российской Федерации о сотрудничестве в области обмена педагогическими и научно-педагогическими кадрами;
расширение участия образовательных учреждений и других организаций системы образования в международных программах академической мобильности;
повышение профессионального мастерства и качества труда педагогических, научно-педагогических и других работников образовательных учреждений и других организаций системы образования.
Подраздел 2.Материально-техническое обеспечение образовательных учреждений
Поддержание и развитие материально-технической базы образовательных учреждений является одним из основных условий успешного осуществления учебного процесса. Образовательные учреждения испытывают большой дефицит в площадях. Высшим учебным заведениям по сравнению с нормативами не хватает 3,6 миллиона квадратных метров учебно-лабораторных площадей.
Здания и сооружения образовательных учреждений построены в разные периоды, более 30 процентов площадей в настоящее время приходится на здания, построенные до революции, плохо приспособленные для проведения учебного процесса и находящиеся в ветхом состоянии. Занятия ведутся в две и в три смены.
Необходимо осуществить их реконструкцию, заменить инженерные коммуникации, оборудование и мебель. На восстановление зданий и инженерных коммуникаций, находящихся в аварийном состоянии, требуется единовременно свыше 1,5 млрд. рублей. Но в последние годы средства на ремонтные работы образовательным учреждениям не выделялись.
В прошлые десятилетия естественная убыль учебных площадей компенсировалась за счет строительства новых учебно-лабораторных зданий. Но в связи с резким сокращением инвестиций, объем которых по сравнению с 1990 годом сократился более чем в 20 раз, указанный источник поддержания и развития материальной базы образовательных учреждений постепенно иссякает.
По состоянию на 1 января 1997 года в стадии строительства находилось около 300 объектов системы образования с остатком сметной стоимости 3,4 млрд. рублей. В последние годы удалось с помощью привлечения внебюджетных средств и средств спонсоров, инвесторов и других не запрещенных законом источников ввести часть объектов системы образования в эксплуатацию, сократить остаток сметной стоимости. На 1 января 1999 года незавершенными являются около 250 объектов системы образования, для полного завершения которых необходимо 2,8 млрд. рублей.
Основными направлениями развития являются:
сохранение и развитие материально-технической базы образовательных учреждений и других организаций системы образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, социальных норм и нормативов;
переход на новые нормативы и механизмы оснащения образовательных учреждений и других организаций системы образования средствами обучения, инвентарем, учебно-наглядными пособиями, станочным, лабораторным и научным оборудованием, приборами, вычислительной, информационной и множительной техникой, печатной учебно-методической продукцией с использованием современных форм хозяйствования в виде тендеров, конкурсов и торгов;
разработка и реализация комплекса мер по поддержке производителей учебно-лабораторного, научного и производственного оборудования учебного назначения, мягкого и жесткого инвентаря и иных средств оснащения образовательных учреждений и других организаций системы образования;
строительство, ремонт зданий и сооружений организаций системы образования;
оснащение образовательных учреждений защитными средствами, обеспечивающими защиту педагогических и других работников организаций системы образования, обучающихся в условиях чрезвычайных ситуаций и военного положения;
оптимизация номенклатуры средств обучения, учебно-лабораторного и научного оборудования;
разработка новых строительных норм и правил, норм проектирования всех видов и типов образовательных учреждений.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
развитие материально-технической базы образовательных учреждений;
создание здоровых и безопасных условий труда и учебы;
увеличение числа подготовленных зданий и сооружений образовательных учреждений к осуществлению реализуемых ими задач;
разработка и производство перспективных моделей технических средств обучения, наглядных пособий, научных приборов и оборудования;
повышение уровня обеспечения образовательных учреждений и их научных организаций учебно-лабораторными и научными площадями, современной научной аппаратурой, приборами, вычислительной и информационной техникой;
обеспечение обучения преимущественно в одну смену;
укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе интернатов для детей-сирот;
развитие материально-технической базы предприятий системы образования, осуществляющих производство учебной, научной и технической продукции, мебели, строительных материалов, а также организаций, осуществляющих ремонт и строительство зданий и сооружений, принадлежащих организациям системы образования;
расширение возможностей финансирования образования, в особенности профессионального образования, за счет привлечения денежных средств из не запрещенных законом источников.
Подраздел 3.Социальная поддержка работников образовательных учреждений и других организаций системы образования
Основными направлениями развития являются:
разработка нормативных правовых актов о защите педагогических и иных работников организаций системы образования в целях обеспечения для них условий труда и социальных гарантий;
разработка и реализация мер по совершенствованию Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы в части оплаты труда работников образовательных учреждений;
установление видов материальной поддержки педагогических и других работников организаций системы образования, норм их оказания и льгот в указанной области;
разработка предложений о совершенствовании пенсионного обеспечения педагогических и других работников организаций системы образования;
разработка и реализация научно-организационных и инженерно-технических мероприятий по повышению устойчивости функционирования образовательных учреждений и системы образования в целом в чрезвычайных ситуациях.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
повышение общественного престижа и востребованности труда педагогических и других работников организаций системы образования;
повышение государственного и социального статуса указанных работников;
реализация целевой социальной поддержки указанных работников;
совершенствование пенсионного обеспечения указанных работников;
развитие системы стимулов, обеспечивающих поддержку и совершенствование уровня профессионального мастерства педагогических, научно-педагогических и других работников организаций системы образования.
Раздел V.ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Общие финансовые расходы, необходимые для развития системы образования и реализации инновационных мероприятий Программы, рассчитаны исходя из норм законодательства об образовании в части финансирования системы образования и мер по обеспечению государственных гарантий педагогическим и другим работникам организаций системы образования, обучающимся.
Средства бюджетов всех уровней, выделяемые на образование в настоящий период, не позволяют полностью финансировать расходы на социально защищенные статьи (выплата заработной платы) и не обеспечивают покрытие значительной части затрат на питание, оплату коммунальных услуг, текущее содержание зданий и сооружений, принадлежащих образовательным учреждениям. Средств на развитие образовательных учреждений, укрепление их учебно-материальной базы в бюджете практически не предусмотрено. Выделяемое финансирование не позволяет выполнять положения законодательства в области образования по обеспечению образовательного процесса на уровне современных требований, реализации социальных норм и нормативов, предоставлению государственных гарантий педагогическим и другим работникам системы образования, обучающимся.
Предлагается обеспечить постепенное увеличение ассигнований из бюджетов всех уровней как на функционирование системы образования (раздел "Образование" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации), так и на осуществление установленных Программой мероприятий и проектов (инноваций) с достижением к 2005 году расчетной потребности в финансовых средствах.
Финансовое обеспечение системы образования и установленных Программой мероприятий необходимо осуществлять по двум основным направлениям:
увеличение бюджетного финансирования посредством указанного механизма при условии повышения эффективности использования выделяемых образовательным учреждениям и другим организациям системы образования бюджетных средств;
создание условий для привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования образования без снижения норм, нормативов и абсолютных размеров бюджетного финансирования.
Структура расходов из федерального бюджета и внебюджетных источников на установленные Программой мероприятия и проекты (инновации), капитальные вложения по годам приведены в таблице 2.
Субъектами Российской Федерации в соответствии с региональными программами развития образования, а также органами местного самоуправления в пределах их компетенции будет осуществляться финансирование установленных Программой мероприятий и проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Объем инвестиций и других расходов на осуществление Программы может ежегодно уточняться, исходя из возможностей соответствующих бюджетов и иных не запрещенных законом источников.
Таблица 2
Примерная структура расходов на реализацию Программы по годам и направлениям финансирования (в млн. рублей)
Направления финансирования | Год | |||||||||||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | Итого | ||||||||
Фед. бюдж. | Внебюдж. ист. | Фед. бюдж. | Внебюд. ист. | Фед. бюдж. | Внебюд. ист. | Фед. бюдж. | Внебюдж. ист. | Фед. бюдж. | Внебюдж. ист. | Фед бюдж. | Внебюдж. ист. | Фед. бюдж. | Внебюдж. ист. | |
Всегов том числе: | 1676,7 | 123,0 | 2000,0 | 202,5 | 2200,0 | 251,0 | 2500,0 | 294,5 | 3000,0 | 348,0 | 3500,0 | 391,5 | 14876,7 | 1610,5 |
Капитальные вложения | 167,7 | 24,0 | 233,1 | 27,5 | 324,0 | 35,0 | 450,4 | 42,5 | 626,1 | 60,0 | 864,0 | 67,5 | 2665,3 | 256,5 |
НИОКР | 9,0 | 5,0 | 18,0 | 10,0 | 50,0 | 18,0 | 80,0 | 21,0 | 100,0 | 24,0 | 150,0 | 27,0 | 407,0 | 105,0 |
Прочие виды расходов* | 1500,0 | 94,0 | 1748,9 | 165,0 | 1826,0 | 198,0 | 1969,6 | 231,0 | 2273,9 | 264,0 | 2486,0 | 297,0 | 11804,4 | 1248,5 |
Итого поуказанным источникам финансирования | 1799,7 | 2202,5 | 2451,0 | 2794,5 | 3348,0 | 3891,5 | 16487,2 |
______________________________
* - раздел 14 функциональной классификации расходов федерального бюджета.
Раздел VI.СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В систему мероприятий по реализации Программы включены комплексные мероприятия, предусмотренные механизмом реализации Программы (таблица 3).
Финансирование указанных мероприятий предусмотрено за счет прочих видов расходов (таблица 2).
В систему мероприятий по реализации Программы не включены мероприятия, для обеспечения реализации которых не предполагаются дополнительные решения и непосредственное участие Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Таблица 3
Мероприятия | Сроки реализации (годы) | Ответственные исполнители |
1 | 2 | 3 |
Подраздел 1 раздела III. Общие направления развития системы образования1 | ||
1. Обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации | ||
1.1. Обеспечить гарантированное свободное функционирование и развитие единого образовательного пространства и расширение доступа граждан к образованию, в том числе и из государств - участников Содружества Независимых Государств | 2000 - 2005 | Органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; организации системы образования |
1.1.1. Разработать нормативно-правовую и информационную базу, экономические и управленческие механизмы реализации государственной политики в области образования, обеспечения его единства и приоритетности в жизнедеятельности государства и общества, осуществления прав граждан на равный доступ к высококачественному образованию различных уровней | 2000 - 2005 | Органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы |
1.1.2. Разработать среднесрочные и долгосрочные прогнозы развития системы образования. Подготовить краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы (в том числе на уровне субъектов Российской Федерации) подготовки специалистов с учетом потребностей личности, общества и государства. Обосновать, сформировать и реализовать на основе прогнозов механизмы формирования кадрового заказа на подготовку специалистов федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и местного уровня | 2000 - 2005 | Органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; организации системы образования |
1.1.3. Разработать концепцию развития образовательного права, в том числе основные направления правового регулирования единой системы образования Российской Федерации, а также на уровне субъекта Российской Федерации и местном (муниципальном) уровне. Организация реализации концепции | 2000 - 20022000 - 2005 | Органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования; профессиональные союзы (привлекаются к работе по согласованию), детские и молодежные общественные объединения и организации (привлекаются к работе по согласованию), общественные организации |
1.1.4. Ввести и обеспечить реализацию преемственных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ, содержащих федеральные компоненты для всех уровней системы образования, в том числе дополнительное профессиональное | 2000 | Органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования |
1.1.5. Восстановить и развить издательскую, полиграфическую и производственную базу единого образовательного пространства страны с привлечением к этой работе государственных, общественных, промышленных, научных, рыночных структур и организаций | 2000 - 2005 | Органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования; союзы, объединения промышленников, предпринимателей и тому подобное (привлекаются к работе по согласованию) |
1.1.6. Разработать концепцию и механизм функционирования единой федеральной государственной системы инспектирования в порядке надзора на всей территории Российской Федерации любых образовательных учреждений и всех органов управления образованием (учредителей - для негосударственных), включая обеспечение контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования. Организовать их реализацию | 20002001 - 2005 | Органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования; союзы, объединения промышленников, предпринимателей и тому подобное; общественные организации |
1.1.7. Разработать концепцию и программу кадровой политики единой системы образования страны и осуществить их реализацию | 2000 - 2005 | Органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования; профсоюзы; детские и молодежные общественные объединения и организации; общественные организации |
1.1.8. Разработать и реализовать комплекс мер по профилактике детских и молодежных правонарушений, возвращению в образовательные учреждения детей, оставивших школу | 2000 - 2001 | Органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования; профсоюзы; детские и молоде |