и направлениями развития системы образования являются:
реализация, совершенствование и развитие нормативной правовой базы, корректировка и разработка нормативных документов в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и другими регламентирующими деятельность системы образования и принимаемыми в ходе реализации Программы законодательными и нормативными правовыми актами;
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации;
разработка системы преемственных государственных образовательных стандартов;
развитие системы образовательных учреждений различных форм, типов и видов;
развитие и комплексное координационное регулирование научной и научно-технической деятельности высших учебных заведений, других образовательных и научных организаций системы образования как основы обеспечения единства обучения и науки, подготовки научно-педагогических работников высшей квалификации, сохранения соответствующего мировому высокого уровня отечественной системы образования и ее научных достижений;
защита и содействие развитию национальных культур, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
дальнейшее развитие и обеспечение демократического, государственно-общественного характера управления системой образования, включая нормативное правовое укрепление управленческой вертикали на условиях договоров по всем составляющим ее уровням - федеральному уровню, уровню субъектов Российской Федерации, федеральному и муниципальному уровням, уровню субъектов Российской Федерации и муниципальному уровню;
восстановление и развитие в новых политических и социально-экономических условиях воспитательных функций образовательных учреждений и системы образования в целом;
совершенствование экономических механизмов функционирования и развития системы образования, в том числе с учетом особенностей ее функционирования в сельской местности и местах компактного проживания коренных малочисленных народов, а также финансирования научно-исследовательской деятельности организаций системы образования;
расширение форм и методов сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств по поддержанию единого образовательного пространства;
расширение международного сотрудничества и международной деятельности Российской Федерации в области образования;
обеспечение психолого-педагогической, морально-этической и санитарно-экологической экспертиз игр и игрушек для детей;
организация выполнения Программы органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Ожидаемыми результатами развития образования являются:
обеспечение конституционных прав граждан на получение образования любого уровня в соответствии с законодательством России;
безусловное исполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления, субъектами системы образования законодательства об образовании и положений Программы;
функционирование системы образования в соответствии с законодательством об образовании и государственными нормативами в указанной области;
возрастание роли государства в сохранении единого образовательного пространства;
введение и реализация федеральных и национально-региональных компонентов преемственных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ на всех уровнях образования, в том числе специальных указанных стандартов и программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение вариативных программ обучения и учебников;
формирование библиотечных фондов системы образования за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных средств;
учет социально-экономических, этнокультурных и иных интересов и приоритетов субъектов Российской Федерации и национальных сообществ при осуществлении единой государственной политики в области образования;
создание государственной аттестационной службы контроля качества образования, реализация механизмов защиты обучающихся от некачественного образования;
повышение качества и объективности государственной аттестации научных и научно-педагогических работников, проводимой Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации;
функционирование государственной и общественной систем оценки качества деятельности образовательных учреждений, в том числе лицензирования, аттестации, государственной и общественной аккредитации:
повышение объективности итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений;
реализация прав граждан на изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации и официального рабочего языка Организации Объединенных Наций;
обеспечение выбора языка обучения в соответствии с законодательством;
укрепление производственной и издательской базы, системы распространения учебной, научной и методической литературы и учебных пособий, а также учебно-научного оборудования и приборов для образовательных учреждений;
введение в действие и реализация государственных нормативов финансирования, материально-технического обеспечения и оснащения образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществление государственного финансирования научной и научно-технической деятельности научных организаций системы образования на основе сочетания прямой финансовой поддержки указанных научных организаций и целевого финансирования конкретных научных программ и проектов;
создание условий для повышения качества образования и воспитания в образовательных учреждениях всех форм, типов и видов;
государственная поддержка научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений и государственная поддержка научно-технического творчества учащейся молодежи;
реализация региональных и отраслевых программ развития образования как составной части Программы;
совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, нормализация учебной нагрузки, создание специальных условий для получения образования лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья и особенности развития;
осуществление в системе образования мероприятий по значительному повышению роли экологической, гуманитарной и практической подготовки обучающихся, подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях;
осуществление образовательно-профессиональной, научной, финансово-хозяйственной деятельности на основе созданных механизмов правовых и экономических гарантий самостоятельности образовательных учреждений и иных организаций системы образования, обеспечение экономии бюджетных средств;
привлечение для финансирования системы образования дополнительных финансовых ресурсов, в том числе внебюджетных средств;
целевое обеспечение обучающихся (в первую очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей малочисленных народов Севера и детей из малообеспеченных семей) бесплатными комплектами учебников по предметам федеральных компонентов государственного образовательного стандарта всех ступеней общего образования и на льготных условиях - всех уровней профессионального образования;
реализация мониторинга состояния образования и создание системы образовательной статистики;
функционирование служб (структур) маркетинга и информационно-рекламного обеспечения образовательной и научной деятельности образовательных и научных учреждений системы образования;
реализация международных договоров Российской Федерации о взаимном признании документов об образовании;
расширение масштабов обучения иностранных граждан в образовательных учреждениях Российской Федерации;
регуляция ассортимента игр и игрушек для детей на основе их психолого-педагогической, морально-этической и санитарно-экологической экспертиз.
Подраздел 2.Обеспечение реализации и развития образовательных программ (основных, дополнительных и специальных)
1. Дошкольное образование
Основными направлениями развития дошкольного образования являются:
обеспечение государством общедоступности услуг образовательных дошкольных учреждений для всех групп населения;
создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, на основе индивидуального подхода;
сохранение и развитие системы различных видов дошкольных образовательных учреждений и обеспечение их функционирования в соответствии с потребностями населения;
поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в образовательных учреждениях различных типов и видов;
разработка программного и учебно-методического обеспечения государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ дошкольного образования;
содействие семьям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольных образовательных учреждений;
обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, развитие интеграции дошкольных образовательных учреждений с образовательными учреждениями общего и дополнительного образования, внедрение новых образовательных технологий в системе дошкольного образования;
совершенствование воспитательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
создание и функционирование системы дошкольных образовательных учреждений различных видов в соответствии с потребностями населения;
реализация новых подходов к формированию развивающей среды, наиболее полному выявлению и развитию способностей и интересов детей;
обеспечение квалифицированного педагогического консультирования родителей;
расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых детям, не посещающим дошкольных образовательных учреждений;
введение дифференцированных норм финансирования дошкольного образования.
2. Общее образование
Основными направлениями развития общего образования являются:
сохранение, поддержка и развитие государственных и муниципальных образовательных учреждений общего образования и обеспечение образовательных потребностей населения, в том числе за счет малокомплектных образовательных учреждений общего образования в сельской местности, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке, в Сибири;
совершенствование педагогических технологий, создание условий, обеспечивающих вариативность образования и развитие различных форм его получения;
разработка преемственных типовых программ с федеральными и национально-региональными компонентами и соответствующих им комплектов учебников для начального, основного и полного (среднего) общего образования, учебного оборудования, в том числе с использованием информационных технологий;
совершенствование структуры и содержания образования граждан, сочетающих общее образование с трудовой деятельностью;
развитие гуманитарной, экологической и практической направленности общего образования;
совершенствование системы профессиональной ориентации;
развитие возможностей для образования одаренных обучающихся с учетом их индивидуальности;
обеспечение общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
совершенствование обучения лиц с девиантным поведением в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
совершенствование механизмов государственной итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
вступление в силу федерального закона об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования и введение в действие полного комплекта федеральных и национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования, в том числе специальных;
качественное обновление содержания общего образования;
реструктуризация и развитие системы образовательных учреждений общего образования, сокращение количества указанных образовательных учреждений, работающих в две смены, прекращение их работы в три смены;
увеличение количества образовательных учреждений общего образования, их отделений и филиалов, классов (групп) для способных и одаренных обучающихся, в том числе в сельской местности, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке и в Сибири.
3. Дополнительное образование детей
Основными направлениями развития дополнительного образования детей являются:
обеспечение государственных гарантий сохранения и развития системы дополнительного образования детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;
разработка нормативной правовой и методической базы для различных видов учреждений дополнительного образования детей;
изучение спроса на услуги дополнительного образования детей и формирование соответствующих предложений;
организация форм дополнительного образования детей в образовательных учреждениях общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального образования, интеграция дополнительного и общего образования, дополнительного и начального профессионального образования.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам;
расширение сферы и перечня реализуемых общедоступных услуг, оказываемых учреждениями дополнительного образования детей;
обеспечение целевого финансирования учреждений дополнительного образования детей согласно нормативам из бюджетов всех уровней;
развитие системы различных видов учреждений дополнительного образования детей, реализующих принципы развивающего обучения;
подготовка и издание программных и методических материалов, распространение опыта работы учреждений дополнительного образования детей.
4. Начальное профессиональное образование
Основными направлениями развития начального профессионального образования являются:
обеспечение сохранения начального профессионального образования и развития его основных образовательных, культурных и профессиональных функций;
осуществление подготовки квалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на основе самоопределения личности и ориентации ее на удовлетворение развивающихся потребностей общества;
разработка методик прогнозирования потребностей в рабочих кадрах по отраслям и регионам;
сохранение и развитие системы образовательных учреждений начального профессионального образования, в том числе инновационных (лицеев) и других видов учреждений начального профессионального образования, особенно по перспективным направлениям общественно полезной деятельности;
разработка механизмов заинтересованности предприятий в развитии начального профессионального образования;
обновление содержания начального профессионального образования, педагогических технологий в указанной области образования и профессиональной подготовки обучающихся;
научно-методическое обеспечение начального профессионального образования и профессиональной подготовки обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
удовлетворение потребностей граждан в высококачественных профессиональных образовательных услугах с одновременным повышением их образовательного уровня, включение молодежи в полноценный производительный труд;
удовлетворение потребностей общества в воспроизводстве работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности;
введение в действие нового перечня профессий, преемственных государственных образовательных стандартов, примерных учебных планов и базисных учебных программ, в том числе специальных перечня, стандартов, планов и программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
повышение конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений начального профессионального образования на рынке труда:
реструктуризация системы образовательных учреждений начального профессионального образования;
создание на базе образовательных учреждений начального профессионального образования межрайонных консультационных пунктов для фермеров, других специалистов сельского хозяйства для подготовки по профессиям, необходимым в субъектах Российской Федерации;
расширение перечня образовательных услуг, оказываемых образовательными учреждениями начального профессионального образования, и профессиональной подготовки по обучению и переподготовке незанятых граждан и высвобождаемых работников;
создание благоприятных условий для осуществления подготовки рабочих кадров в процессе производительного труда;
оснащение образовательных учреждений начального профессионального образования средствами обучения в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов для начального профессионального образования и всех уровней общего образования;
расширение перечня профессий, предлагаемых учащимся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях начального профессионального образования;
улучшение условий для качественного обучения, приобретения обучающимися практических умений и навыков, развития творческих и профессиональных способностей обучающихся;
усиление взаимодействия образовательных учреждений начального профессионального образования с производством и сферой услуг по подготовке высококвалифицированных кадров.
5. Среднее профессиональное образование
Основными направлениями развития среднего профессионального образования являются:
обеспечение сохранения потенциала среднего профессионального образования и дальнейшего развития его образовательных, культурных и иных функций в интересах развития личности, общества и государства;
совершенствование системы образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, расширение доступа граждан к среднему профессиональному образованию;
совершенствование содержания среднего профессионального образования, оптимизация структуры подготовки специалистов;
развитие нормативной правовой и методической базы среднего профессионального образования;
формирование механизма прогнозирования, мониторинга и государственного регулирования подготовки специалистов, имеющих среднее профессиональное образование, в соответствии с потребностями граждан и рынка труда;
формирование системы управления средним профессиональным образованием, гибко сочетающей региональный и отраслевой, межрегиональный и межотраслевой принципы;
развитие интеграции среднего профессионального образования и других уровней образования при одновременном сохранении качественной определенности и практической направленности среднего профессионального образования;
совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогических работников для образовательных учреждений среднего профессионального образования;
обеспечение средних специальных учебных заведений учебной и учебно-методической литературой, техническими средствами обучения;
создание необходимых экономических условий для развития и совершенствования материально-технической базы средних специальных учебных заведений;
развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в области среднего профессионального образования.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
улучшение удовлетворения потребностей граждан в получении среднего профессионального образования, общества в высоко