В системе российского образования за последнее десятилетие произошли существенные изменения. Учреждениям образования предоставлена экономическая самостоятельность, повысилась степень автономности в выборе принципов организации учебного процесса, расширились права педагогов в выборе учебной литературы и методов обучения. Произошло становление новых форм образовательных учреждений: гимназий, лицеев, колледжей, реализующих программы повышенного образовательного уровня. Созданы платные учебные заведения, число которых сегодня с учетом коммерческих филиалов госвузов превышает число государственных.
В настоящее время к сфере образования имеют отношение более 80 млн человек, или около 60 процентов населения России.
В средней школе в 2004 году обучалось 16,1 млн человек. Различными формами образования, не считая детского дополнительного образования, охвачено почти 28,7 млн человек.
На преподавательской работе (без учета воспитателей и педагогов дошкольного образования, работников детских домов и интернатов) занято более 2,5 млн человек.
В современных демографических условиях, когда на одну женщину приходится 1,2 ребенка, число родителей тех, кто обучается в учебных заведениях основного образования, составляет около 50 млн. человек.
На начало 2004/2005 учебного года в Российской Федерации действовало 662 государственных и муниципальных вуза, более 1823 их филиалов, в которых обучалось 5,9 млн. студентов, и 315 негосударственных вузов, получивших государственную аккредитацию; число государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений составило 2627, численность студентов в них – 2,6 млн человек.
За последние 10 лет доля начального профессионального образования снижалась, а доля высшего образования росла быстрыми темпами. В 2004 году на 10000 человек населения приходилось 480 студентов (в 2000 году – 327, в 1995 году – 189 человек).
Расходы консолидированного бюджета на образование в 2004 году составили почти 593,4 млрд руб., или 3,6 процента ВВП. При этом 4/5 расходов на образование приходились на бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Учебно-материальная база общеобразовательных учреждений (школ) устарела. В 2003/2004 учебном году капитальный ремонт требовался 37 процентам работавших школ, где обучалось 42 процента учащихся. Здания 4 процентов действующих школ признаны аварийными. В 2004 году в 24 субъектах Российской Федерации не сдано в эксплуатацию ни одной школы.
Все уровни системы образования недостаточно обеспечены учебной литературой. Разработка учебников осуществляется во многом бессистемно.
Исследования качества образования, в том числе международные, выявили снижение фундаментальности среднего образования в нашей стране, недостаточность обеспечения современными методическими материалами, слабость материальной базы, неподготовленность большей части учителей.
Некоторые предложения рабочей группы по дальнейшей модернизации отечественного образования:
Разработать оптимальную модель бюджетного обеспечения всех ступеней (уровней) образования. Среднее (полное) общее образование должно быть бесплатным. При сохранении заметного сегмента «платного» высшего образования необходимо обеспечить гибкую систему образовательных кредитов.
Восстановить социальную инфраструктуру для обеспечения максимального охвата детей всех возрастных групп различными формами оздоровительных и физкультурных мероприятий, здорового досуга, занятий по интересам.
Считать использование результатов ЕГЭ одним из возможных механизмов приема в вуз – наряду с традиционными вступительными испытаниями и опорой на результаты олимпиад, профессиональные конкурсы.
Развивать системы дополнительного образования, повышения квалификации, профессиональной переподготовки, обеспечивающие профессиональную и социальную адаптацию в течение всей жизни каждого члена общества.
Создать национальную систему обеспечения качества образования, гарантирующую получение учащимися знаний, умений и навыков, предполагаемых соответствующими стандартами. Кардинально обновить приборную базу учебного и научного процессов для подготовки специалистов.
Организовать ряд пилотных проектов по реализации подготовки в соответствии с принципами Болонского процесса.
Разработать систему поощрений для вузов, активно занимающихся инновационной деятельностью в области образования.
Разработать эффективный комплекс мер для материальной и моральной поддержки преподавательского корпуса.
Ввести категоризацию вузов, определив ведущие вузы, которые должны стать точками роста для отечественной системы высшего образования.
Обеспечить правовые и финансовые условия, способствующие интеграции академической, отраслевой и вузовской науки.
Систематизировать законодательную базу в области образования, разработав Образовательный кодекс.