Лига арабских государств (ЛАГ) – региональная межправительственная организация. Создана в Каире 22 марта 1945 года.
В настоящее время в состав Лиги входят 22 государства: Египет, Судан, Ирак, Иордания, Сирия, Ливан, Палестина (ПНА), Алжир, Ливия, Тунис, Марокко, Мавритания, Йемен, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Оман, ОАЭ, Сомали, Джибути, Коморские острова.
Постоянным местопребыванием штаб-квартиры ЛАГ является Каир. Деятельность Лиги строится на основе ее Устава, вступившего в силу 11 мая 1945 года. Высшим руководящим органом организации согласно Уставу является Совет ЛАГ, созываемый дважды в год (в марте и сентябре) на уровне министров иностранных дел. На практике с 1964 года наиболее важные решения по актуальным проблемам, стоящим перед арабскими странами, принимаются в ходе совещаний глав государств-участников, которые в последнее время созываются ежегодно в марте. В период между саммитами в ЛАГ председательствует страна, в которой прошел последний саммит (в настоящий момент – Тунис). Генеральный секретарь ЛАГ избирается Советом на 5 лет. С мая 2001 года этот пост занимает бывший Министр иностранных дел Египта Амр Муса.
С целью решения вопросов, затрагивающих интересы арабских стран, в рамках ЛАГ формируются специальные комитеты («комитет восьми» по положению на оккупированных Израилем территориях, «комитет трех» по Ливану, «комитет трех» по ближневосточному урегулированию, «комитет семи» по Ливии, «комитет по Иерусалиму», «комитет семи» по Ираку и т. д.).
Государства-члены Лиги одновременно являются членами специализированных агентств при ЛАГ, таких как: Арабская организация промышленного развития и добывающих отраслей экономики, Арабская организация сельскохозяйственного развития, Арабская организация по атомной энергии, Арабская организация труда, Арабский почтовый союз, Арабская организация спутниковой связи (АРАБСАТ) и др.
В настоящий момент ведется активная работа по реформированию ЛАГ с тем, чтобы обновленная организация адекватно и оперативно реагировала на процессы, происходящие как на региональном, так и мировом уровнях. В этой связи египтяне внесли на рассмотрение арабов «инициативу о развитии ЛАГ и активизации совместных арабских действий». Роль «локомотива» в этих процессах отводится Египту и Саудовской Аравии. Субстантивное реформирование ЛАГ, по мнению Каира, предполагает ее превращение в дееспособную, динамичную организацию с соответствующими центральными структурами политического и экономического партнерства (парламент, совет безопасности, судебные органы для решения межарабских споров, механизмы общего рынка и др.)
В январе 2005 года на внеочередном совещании министров иностранных дел арабских государств был принят ряд важных решений, касающихся повышения эффективности работы этой межарабской организации с целью более оперативного и адекватного реагирования на процессы регионального и международного уровней. Утверждено создание переходного арабского парламента (срок полномочий – 5 лет). Серьезное внимание в ходе упомянутого совещания было уделено вопросам штрафных санкций в отношении членов Лиги, уклоняющихся от выполнения решений арабских саммитов.
ЛАГ осудила террористические акции в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года. При этом особо подчеркивается недопустимость прямых параллелей между исламом, арабами и терроризмом. Генсекретарь Лиги А.Муса неоднократно заявлял, что ни одна арабская страна не должна становиться гипотетической мишенью для американских атак, что чревато угрозой дестабилизации положения в регионе.
ЛАГ проявляла активность и в вопросах разблокирования ситуации вокруг Ирака, неизменно акцентируя необходимость придерживаться политико-дипломатических мер в урегулировании.
На прошедшем 22 – 23 мая 2005 года 17-м саммите в Алжире арабские лидеры подтвердили признанную международно-правовую базу урегулирования арабо-израильского конфликта, приверженность мадридским принципам и «дорожной карте». Арабские лидеры вновь заявили о своих конструктивных подходах к поискам мира, являющегося стратегической целью, на основе известной инициативы Саудовской Аравии, утвержденной саммитом ЛАГ в Бейруте в 2002 года. Не претерпела изменений позиция в отношении иракского кризиса: прекращение иностранной оккупации Ирака и центральная, действенная роль ООН в послевоенный период. Также на общеарабском совещании в Алжире рассматривались перспективы реформирования и модернизации ЛАГ с целью обеспечения устойчивого развития региона.
8 августа 2004 года Совет ЛАГ на своем внеочередном совещании выступил против введения санкций в отношении Судана либо военной интервенции с целью положить конец гуманитарному кризису в Дарфуре. Международному сообществу, по мнению участников совещания, следует предоставить правительству Судана время, достаточное для выполнения своих обязательств. Участники единодушно высказались в поддержку миротворческих усилий Афросоюза.
Лигой ведется значительная нормотворческая деятельность. Первым крупным шагом в оформлении основ взаимоотношений государств – членов ЛАГ стал Договор о совместной обороне 1950 года. Заключено большое число многосторонних соглашений по различным вопросам, включая создание Арабского общего рынка, большая часть которых не реализована на практике. В 1998 года было подписано соглашение о борьбе с терроризмом.
В январе 1990 года в Москве было открыто бюро ЛАГ. Россия поддерживает активный политический диалог с руководством Лиги по вопросам ближневосточного мирного процесса, разблокирования ситуации вокруг Ирака, осуществляется обмен посланиями. Основным документом, регламентирующим отношения с этой межарабской организацией, стал подписанный 23 сентября 2003 года Меморандум о взаимодействии между МИД России и Генеральным секретариатом ЛАГ.