Д.Медведев: В банке всегда приятно встречаться. Возникает такое ощущение надёжности того, что происходит, тем более банк очень надёжный – Сберегательный банк, крупнейший банк.
Много технологических новинок сейчас показал мне Герман Оскарович [Греф, президент – председатель правления Сбербанка]. В самом деле интересно. Сейчас я посмотрел то, что делают ребята по выдаче кредитов. Я вспоминаю прежние времена: тут часть коллег занималась бизнесом, знает, что это такое, не понаслышке – все эти кредитные комитеты по кредиту в 5 тысяч рублей, когда собиралось вот за таким столом действительно огромное количество людей, и каждая кредитная заявка рассматривалась. В среднем 14 дней уходило на это, а сейчас меньше суток, по некоторым из них в течение часа решение принимается. Это, конечно, здорово.
Но у нас с вами совещание по созданию Международного финансового центра. Задача эта остаётся столь же актуальной. Вчера я собирал Правительство. Сегодня после окончания нашего мероприятия поеду, поздравлю Правительство уже с Новым годом. А вчера мы говорили об итогах этого года.
Я надеюсь, что в течение этого года мы всё‑таки довольно существенно продвинулись в решении вопросов, связанных с образованием финансового центра. Это не значит, что уже всё сделано, конечно, но мне представляется, что мы в течение года времени не теряли. Созданные в Совете, который существует при Президенте, рабочие группы готовят свои предложения. Я хотел бы сегодня обсудить ход этой работы.
Из числа тех вещей, которые были сделаны, я упомяну Федеральный закон о противодействии и неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Долго на эту тему шли дискуссии. Сколько лет вообще на эту тему говорили‑то? Года четыре? Десять лет? Вот коллеги говорят: десять лет. Я пока не предвосхищаю качество этого закона, его можно верифицировать только в ходе повседневной практики, но в любом случае это существенное событие на рынке.
Прямо сейчас будет учреждён международный консультативный совет по созданию и развитию международного финансового центра. Мы долго согласовывали разные позиции, но в итоге он получился у нас интересный, пёстрый, из наших людей, из наших иностранных партнёров, которые нам помогают, из банкиров, из предпринимателей. Так что сейчас я его создам.
Нам нужно двигаться дальше. Надо продолжить системную работу по всем основным направлениям этой деятельности. Что можно было бы рассмотреть сегодня в компактном стиле? Предлагается довольно существенно изменить Гражданский кодекс. Работали коллеги над соответствующими изменениями. Естественно, это фундаментальный документ, который регулирует основную совокупность экономических отношений в стране, такая экономическая конституция, если хотите. И конечно, для нас важно, чтобы он был современным. В то же время всегда есть вопросы, которые, наверное, требуют более внимательного отношения.
Второе – это доработка законодательства о биржах и организованных торгах, о клиринговой деятельности, о центральном депозитарии. Конечно, нам нужно обеспечить для отечественных и зарубежных компаний более комфортные условия для первичных размещений акций в России. По тем данным, что у меня есть, за 11 месяцев текущего года свои акции в России разместили 14 компаний.
Но это ничего. Мы это понимаем, гордиться тут нечем. Конечно, это связано не только с законодательством в узком смысле этого слова. Это связано с нашим инвестиционным климатом. Я вчера Правительство собирал, сказал, что у нас, к сожалению, инвестиционный климат в стране плохой, очень плохой. Тому есть разные причины. Мы договорились работать в следующем году над решением этой задачи. Она, конечно, не решается взмахом руки. Она решается системной работой самых разных структур, начиная от Президента, руководителей Правительства, законодательных структур, судебной системы и заканчивая поведением чиновников на местах, наших правоохранительных структур и других организаций.
Кроме того, мы находимся сейчас в ситуации создания нового интеграционного объединения. Мы уже создали Таможенный союз, формируем Единое экономическое пространство России, Беларуси и Казахстана. Конечно, с одной стороны, это даёт нам дополнительные возможности, на мой взгляд, более интересные возможности по созданию финансового центра, который был бы именно центром уже, по сути, не для одной, а для трёх экономик. С другой стороны, конечно, это создаёт и дополнительные проблемы.
<…>