Д.Медведев: У нас сегодня совещание Совета Безопасности, но в связи со сложной пожарной ситуацией думаю, что основную часть совещания мы посвятим именно этим вопросам.
Естественно, первая часть разговора о том, как развиваются события. Понятно, что мы – не первая страна, которая сталкивается с подобного рода стихией. Это нужно помнить и из этого извлекать уроки. Другое дело, что впервые, может быть, за последние 50, а то и 100 лет у нас так долго существует аномально высокая температура.
Все распорядительные решения, которые были нужны, приняты: 30 июля текущего года я дал поручение Правительству принять оперативные меры по оказанию помощи пострадавшим, по восстановлению объектов социальной инфраструктуры. В общей сложности из федерального бюджета на эти цели уже выделено 6,5 миллиарда рублей. Нужно будет ещё – значит, ещё выделим.
2 августа я подписал специальный указ, согласно которому в семи регионах объявлена чрезвычайная ситуация. Этот режим будет обеспечиваться основными ведомствами, но при координации Министерства внутренних дел. Развёрнут и максимально активно действует Федеральный штаб по борьбе с пожарами.
Сегодняшнее совещание я хотел бы посвятить стратегическим объектам, потому что применительно к компенсации ущерба, к работе с людьми – здесь работа поставлена, Правительство этим занимается, надеюсь, что всё будет в порядке.
Стратегические объекты – повод для опасений. Я, естественно, сейчас предоставлю слово всем, кто отвечает за эксплуатацию соответствующих стратегических объектов – и энергетических, и в области обороны, но хотел бы несколько слов сказать до этого.
У нас есть исключительно опасные объекты, в частности объекты Министерства обороны: склады, базы хранения вооружений, боеприпасов. И в прошлом году, напомню, в ноябре прошлого года, у нас уже была разборка по ситуации в Ульяновске. Там произошёл взрыв, были предприняты определённые меры, но, как показывает текущая ситуация, к сожалению, недостаточные.
Несмотря на то что я привлёк Министерство обороны к работе по тушению пожаров, то есть для помощи гражданскому населению, к сожалению, в ряде случаев Министерство не может защитить само себя. У нас произошёл пожар в Московской области с тяжёлыми последствиями. Предварительное расследование по этому поводу внутри Министерства уже проведено, естественно, следствие будет продолжено. Но уже то, что установлено, показывает, что всё, что произошло, это просто невыполнение должностных обязанностей, преступная халатность, когда пожар, который распространялся, причём достаточно спокойными темпами, не удалось локализовать, а руководство базы вообще неизвестно где находилось. Поэтому я принял следующее решение.
По руководству ВМФ: Главкома ВМФ адмирала Высоцкого предупредить о неполном служебном соответствии; начальника Главного штаба ВМФ – первого заместителя Главкома ВМФ Татаринова предупредить о неполном служебном соответствии; замначальника тыла ВМФ Сергеева уволить; начальника морской авиации Военно-Морского Флота Куклева уволить; замначальника морской авиации Военно-Морского Флота полковника Рассказова уволить; временно исполняющего обязанности заместителя начальника морской авиации по тылу Манакова уволить; начальника базы 2512 уволить.
И ещё целый ряд сотрудников, офицеров, я поручаю Министру обороны уволить за допущенные дисциплинарные нарушения. Если что‑то подобное произойдёт в других местах и в других ведомствах, поступлю точно так же, без всякого сожаления.
Теперь по ситуации в целом. Нам нужно сделать определённые выводы, но прежде чем они будут сделаны, я, естественно, ещё соберу и губернаторов, и Правительство. Проведём разбор полётов, кто как работал, кто что делал. Мы должны, собственно, загасить саму ситуацию. И помимо, ещё раз говорю, той работы, которая ведётся МЧС на пределе возможностей (мы вчера с Министром встречались, наши пожарные действительно много работают, хотел бы сказать, что они просто молодцы, все герои), нам нужно защитить наши стратегические объекты. Поэтому хотел бы, чтобы все, отвечающие за соответствующие виды деятельности, на эту тему высказались.
У нас значительная часть объектов – энергетическая, поэтому начнём с энергетики. Но прежде я бы хотел, чтобы Министр по чрезвычайным ситуациям проинформировал всех членов Совета Безопасности по оперативной обстановке.
(Обращаясь к С.Шойгу). Сергей Кужугетович, Вам слово.
С.Шойгу: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Коротко об обстановке, которая сложилась в настоящее время на территории двух федеральных округов – Центрального и Приволжского: 258 очагов природных пожаров на общей площади 134 тысячи гектаров, из них 48 – крупных.
О потерях за это время: 52 населённых пункта пострадало, уничтожено 1264 домовладения, погибли 48 человек. В семи субъектах указом введён режим чрезвычайной ситуации.
За последние трое суток на объектах проживания населения – это и дома отдыха, лагеря, населённые пункты – потерь среди населения и домовладений не допущено.
Для борьбы со стихией сформированы группы сил и средств общей численностью по стране 240 тысяч человек, 25 тысяч единиц техники, 226 воздушных судов. Активно принимают участие в тушении лесных и торфяных пожаров подразделения Министерства обороны: задействовано 11 тысяч человек личного состава, 1775 единиц техники. Министерство внутренних дел – 2760 человек личного состава, 450 единиц техники. От Министерства по чрезвычайным ситуациям – 129 тысяч человек, 19 343 единицы техники.
На сегодняшний день удалось несколько переломить ситуацию в Центральном и Приволжском федеральных округах, на территории, где введён режим чрезвычайной ситуации.
Вчера для оказания помощи в тушении пожаров в Воронеж прибыли два самолёта «Ан-32» из Украины, по Вашему решению, Дмитрий Анатольевич. Сегодня также вылетели два вертолёта из Баку, они также прибывают у нас в Воронеж. Это вертолёты «МИ-17» и «К-32». В настоящее время готовятся к вылету самолёты из Италии: два самолёта, предложенные правительством Италии.
Авиацией МЧС с начала пожароопасного периода совершено 830 вылетов, проведено 3400 сливов воды на горящие леса и торфяники. Вылито только авиацией свыше 27 тысяч тонн воды. Несмотря на всю сложность ситуации, за последние сутки распространение огня не допущено, защищено 280 населённых пунктов.
Теперь непосредственно о ситуации, сложившейся на специальных объектах. В первую очередь это объекты ядерно-оружейного комплекса страны, объекты хранения и уничтожения химического оружия, объекты Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, предприятия и учреждения госкорпорации «Росатом», военно-промышленного комплекса страны, объекты Министерства обороны, ФСБ, Службы исполнения наказаний, ФСО и других федеральных структур. В соответствии с распоряжением Правительства от 2005 года ряд из них располагается на территории 43 закрытых административно-территориальных образований, окружённых лесами. Кроме того, свыше 2,5 тысячи важных объектов экономики прикрыты подразделениями Государственной противопожарной службы, что обеспечило их безопасную работу в этих сложных условиях.
На территории России функционируют 10 атомных электростанций. На этих объектах пожарную безопасность осуществляют подразделения Федеральной противопожарной службы численностью 1235 человек, на вооружении которых находится 122 единицы основной специальной пожарной техники. Однако более 300 крупных объектов энергетики находятся без штатных подразделений пожарной охраны. Необходимо, чтобы хозяйствующие субъекты решили вопросы по созданию подразделений пожарной охраны, в том числе по линии Федеральной противопожарной службы.
На территории субъектов Российской Федерации, в которых в настоящее время объявлен режим чрезвычайной ситуации, связанный с пожарной безопасностью, а также в других регионах, в которых наблюдается наиболее неблагоприятная обстановка, природные пожары, находится 138 особо важных режимных организаций и семь закрытых административно-территориальных образований.
В Республике Марий Эл – один объект, в Республике Мордовия – один объект, в Республике Татарстан – девять организаций, во Владимирской области – десять организаций и ЗАТО «Радужный», в Воронежской области – шесть организаций, в том числе Нововоронежская атомная станция, в Кировской области – пять организаций, в Московской области – 81 организация и пять ЗАТО, в Нижегородской области – десять организаций, ЗАТО «Саров», в Рязанской – три организации, в Тамбовской – две, в Тульской – пять, в Ульяновской – пять. Это без объектов Федеральной службы исполнения наказаний.
Для предупреждения и тушения пожаров на данных объектах составлен план действий, задействованы силы и средства МЧС России, территориальных подразделений МЧС.
Во исполнение Указа Президента личный состав подразделений Федеральной противопожарной службы по охране особо важных и режимных организаций переведён на усиленный и двухсменный вариант несения службы. Резервная техника введена в боевые расчёты.
Принятые меры позволяют обеспечить должный уровень пожарной безопасности объектов. На остальных объектах подразделений Федеральной противопожарной службы проводятся коллективные мероприятия по подготовке к действиям в случае осложнения оперативной обстановки.
Позвольте охарактеризовать обстановку на ряде крупнейших объектов Российской Федерации. В настоящий момент угроза Нововоронежской атомной станции от лесных пожаров предотвращена. Принятые подразделениями Федеральной противопожарной службы меры позволили обеспечить должный уровень обеспечения пожарной безопасности станции, в том числе и в реализации тех планов, которые были заранее утверждены на Нововоронежской атомной станции.
Наиболее серьёзная пожароугрожающая обстановка сложилась на территории ЗАТО «Саров» Нижегородской области и на расположенных там объектах, в Российском федеральном ядерном центре – Всероссийском научно-исследовательском институте экспериментальной физики. В ЗАТО «Саров» происходит горение леса и лесной подстилки внутри периметра. С западной стороны общая площадь пожаров – до 300 гектаров. Расстояние до ближайшего объекта – четыре километра.
Для ликвидации пожара создана группировка сил и средств в составе: 2160 человек, 116 единиц техники, два пожарных поезда, два вертолёта «МИ-8», два вертолёта «МИ-26», два самолёта «ИЛ-76». За прошедшую ночь в Саров стянуто четыре подразделения, состоящие из четырёх робототехнических комплексов. Это самые последние технологии, которые у нас проходят в настоящее время испытания.
Мы их направили туда, и первые часы их работы показывают довольно высокую эффективность. Думаю, что мы об этом доложим отдельно. Робототехнические комплексы осуществляют и пенные атаки. Мы используем также автомобили газо-водяного тушения. Техника активно применяется с сегодняшнего дня.
Сложная обстановка на объекте Конструкторского бюро машиностроения, расположенного в Коломенском районе Московской области, и ФКП «Воскресенский государственный казённый агрегатный завод» Московской области. В Коломне Московской области на территории Конструкторского бюро машиностроения происходит открытое горение леса на площади 2500 квадратных метров. Для тушения задействованы 293 человека, 16 единиц техники. На сегодняшний момент объект надёжно защищён, и угрозы перехода пожара на территорию объекта не существует.
Устранена угроза распространения низового пожара леса на ФКП «Воскресенский государственный казённый агрегатный завод». Основной очаг на общей площади 150 гектаров ликвидирован, производится дотушивание отдельных тлеющих очагов.
Все остальные объекты, перечисленные в распоряжении Правительства Российской Федерации, находящиеся на территории субъектов Российской Федерации, где введён режим чрезвычайной ситуации, и в остальных субъектах со сложной пожароопасной обстановкой в настоящий момент надёжно защищены и прикрыты силами Федеральной противопожарной службы.
Для осуществления мероприятий дополнительного контроля со вчерашнего дня в 14 регионах действует специальная комиссия, созданная по поручению Председателя Правительства и осуществляющая полный комплекс контрольных мер за ходом работ по предупреждению и тушению пожаров и оказанию помощи населению.
Дополнительно на объектах Министерства обороны, ФСБ, Федеральной службы исполнения наказаний проводятся мероприятия по обеспечению пожаробезопасности.
Д.Медведев: Они здесь присутствуют, сами сейчас расскажут об этом.
С.Шойгу: Ещё один момент, Дмитрий Анатольевич, на который я хотел бы обратить внимание. Нами всеми, всеми присутствующими, довольно долго готовилось постановление с перечнем потенциально опасных объектов в случае возникновения подобного рода ситуаций.
Такой перечень был подготовлен – 2400 объектов. Пока постановлением Министерства финансов подтверждено 444 таких объекта. Считаю необходимым дополнительно рассмотреть этот перечень, потому что из него дальше следует и создание подразделений по обеспечению безопасности, и финансирование.
Д.Медведев: Я не очень понимаю, что такое «подтверждено Министерством финансов». У нас Министерство финансов – что, за безопасность в стране отвечает теперь? У нас постановление вышло или же оно только согласовывается?
С.Шойгу: Оно вышло…
Д.Медведев: В усечённом виде?
С.Шойгу: Да, нами предложен дополнительный перечень, мы этот перечень рассматривали и в Совете Безопасности.
Д.Медведев: Тогда, соответственно, я поручаю Правительству к этому вернуться в максимально короткий срок. За два дня пересмотреть ещё раз этот перечень и по ключевым позициям определиться, какие объекты должны относиться к такого рода объектам повышенного риска, потому что Министерство финансов замается потом финансировать, если что‑то произойдёт на этих объектах. Надо профилактикой заниматься, а не хвосты отрубать.
Давайте теперь по энергетике в отраслевом разрезе. Игорь Иванович, как обстоят дела на подведомственных Вам объектах, за исключением, наверное, атомной энергетики.
И.Сечин: Дмитрий Анатольевич, в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Минэнерго России сформирована и работает функциональная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях топливно-энергетического комплекса, а также Национальная подсистема предупреждения и ликвидации ЧС в организациях, находящихся в ведении самого Министерства.
В период подготовки к пожароопасному периоду организациями нефтегазового комплекса проведены совместно с МЧС пожарно-технические учения, тренировки совместно со всеми звеньями добровольных пожарных дружин, работниками объектовых пожарных частей и территориальными органами лесного хозяйства. На объектах разработаны декларации пожарной безопасности.
По итогам проведённых проверок Государственным пожарным надзором, пожарно-техническими комиссиями, комиссиями производственного контроля разработаны и выполняются планы мероприятий по устранению нарушений. Для борьбы с лесными пожарами разработаны планы по профилактике лесных пожаров, которые согласованы с территориальными и участковыми лесничествами. Планы разработаны в соответствии с требованиями, указанными в договорах аренды лесных участков и в проектной документации освоения лесов.
В связи с установившейся сухой, жаркой погодой, наступлением чрезвычайной пожарной опасности в лесах на объектах организованы пункты сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря, приведены в готовность к немедленному применению имеющаяся автотракторная техника, ёмкости с пенообразователем, ручной противопожарный инвентарь, средства связи и другие средства пожаротушения. Организованы работы по созданию минерализованных полос вокруг опасных производственных объектов вблизи лесов.
На основании соглашения о взаимодействии при решении задач в области прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций организовано взаимодействие с подразделениями и региональными центрами МЧС России, администрациями субъектов и муниципалитетами. По всем стратегическим объектам принято решение о переводе на договоры пожарной охраны с МЧС России.
По конкретным объектам у нас несколько АЗС «Газпромнефти» в Воронеже попали в зону риска, но там топливо слито, организован постоянный мониторинг за ситуацией. Руководство компании лично занимается обеспечением этой работы.
Ещё одна авария на технологической линии связи произошла на объекте «Транснефти» в районе Нижнего Новгорода. В результате пожара была выбита на несколько часов линия связи трубопровода «Сургут – Полоцк». Она в настоящее время восстановлена, включены резервные каналы связи, зарезервировано более шести тысяч метров специального кабеля.
По состоянию на 4 августа 2010 года природные пожары не повлияли на деятельность организаций нефтегазового комплекса. В зоне риска (соответствующее поручение и программа работают, Ростехнадзору поручено провести) находятся 89 мини-НПЗ, на которых отсутствуют датчики загазованности и стационарная система пожаротушения. На период такой опасной ситуации, видимо, руководство этих НПЗ будет предупреждено о необходимости слива топлива, прекращения производственной деятельности и обеспечения пожарной безопасности на этих объектах. В наибольших рисках находятся объекты электроэнергетики, особенно воздушные линии, в условиях аномально высокой температуры наружного воздуха на территории ряда субъектов, которые вошли в перечень, обозначенный Вашим указом.
Руководителям системообразующих структур даны соответствующие поручения, и проводится работа по вводу особого режима эксплуатации оборудования, зданий, сооружений объектов электроэнергетики. Организован постоянный мониторинг за ходом прохождения пожароопасного периода. Организованы проверки силами пожаротехнических комиссий обеспечения пожарной безопасности производственных и вспомогательных помещений, состояния пожарной безопасности оборудования подстанций, трасс воздушных линий, соблюдения персоналом противопожарного режима.
Проверяется своевременность и качество проведения всех видов инструктажей по пожарной безопасности, наличие и исправность средств противопожарной защиты, выполнение противопожарных мероприятий. Организовано взаимодействие с территориальными организациями, эксплуатирующими объекты электрических сетей 110 киловольт и выше, направленное на сокращение и временное проведение осмотров аварийно отключающихся линий электропередачи до одних суток. Были даны указания запретить на время действия чрезвычайного режима ввод в ремонт линий электропередачи, с тем чтобы обеспечить транзит электроэнергии из других источников.
Особое внимание было уделено при проведении проверок на противопожарное содержание распределительных устройств, маслохозяйств, складов горюче-смазочных материалов, передвижных ремонтных мастерских, вспомогательных подсобных и временных помещений, зданий, сооружений, в том числе принадлежащих подрядным организациям, размещённым на территориях предприятий, подстанций, в охранных зонах. Проверена их укомплектованность первичными средствами пожаротушения, своевременное скашивание и уборка травы с территорий подстанций, состояние подъездных дорог к водоисточникам и пожарным гидрантам, удаление воды из аварийных ёмкостей для слива масла, недопустимость сжигания отходов, тополиного пуха и мусора на территории предприятий и энергообъектов.
В результате проведённых превентивных мероприятий системообразующие объекты ТЭКа в целом готовы к природным пожарам. Благодаря принятым мерам ФСК и МРСК России последствия природных пожаров в сжатые сроки локализованы, а объекты электроэнергетики восстановлены. В большей степени, как я доложил, проблемой является тот факт, что из‑за пожаров страдают линии электропередачи, выдающие мощности генерирующих объектов.
В настоящее время природные пожары, возникшие в пожароопасный период на территориях, прилегающих к производственным объектам электроэнергетики, не повлияли на производственную деятельность и функционирование данных объектов.
Д.Медведев: Игорь Иванович, Вы как часто общаетесь с руководителями всех этих предприятий?
И.Сечин: Регулярно, в текущем режиме. Последний раз – сегодня утром.
Д.Медведев: Нужно каждый день общаться с ними, держать их в бодром состоянии.
И.Сечин: Есть.
Д.Медведев: И мы с Вами недавно обсуждали ситуацию вокруг Баксанской ГЭС. Там, понятно, диверсия. Но ещё раз хотел бы обратить Ваше внимание и обратить внимание руководителей всех этих компаний – и головных, то есть холдинговых, и низовых звеньев: если хоть что‑нибудь произойдёт, сразу же пусть пишут заявление об увольнении.
И.Сечин: Дмитрий Анатольевич, все предупреждены о личной ответственности за состояние всех объектов.
Д.Медведев: Хорошо.
Сергей Владиленович, как дела вокруг Сарова, чуть подробнее, и вообще вокруг объектов атомной энергетики.
С.Кириенко: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены Совета Безопасности!
Если можно, несколько слов про остальные объекты, чтобы потом уже остановиться на Сарове.
По общим объектам, Дмитрий Анатольевич. У нас 72 опасных объекта на территории страны, из них на регионы, в которых Вашим Указом объявлена чрезвычайная ситуация, приходится 13 объектов.
Тем не менее проблемная ситуация сегодня действительно в целом только по Сарову. Уже сказали Сергей Кужугетович и Игорь Иванович про атомные станции. У нас действительно возникала напряжённая ситуация, потому что очаги пожара двигались в сторону Нововоронежской атомной станции. Усилиями Министерства по чрезвычайным ситуациям, пожарной охраны станции эта угроза на сегодняшний день пресечена, огонь не подошёл ближе чем на четыре километра к станции. Поэтому никакой угрозы для атомной станции нет, а проблемы возникали, о которых сказал Игорь Иванович, – постоянно перебивало линию электропередачи.
Д.Медведев: Я хотел бы всё‑таки, чтобы Вы ещё более чётко сказали. В настоящий момент ситуация локализована, на Ваш взгляд, вокруг Сарова?
С.Кириенко: Я пока только о Воронеже говорю, сейчас я дойду до Сарова. Если можно, я с Вашего согласия про другие объекты, а потом к Сарову как к самому серьёзному объекту?
По Нововоронежской станции ситуация локализована, огонь не подходил ближе чем на четыре километра. Единственные проблемы, которые там возникали, о которых говорил Игорь Иванович, в дни, когда по четыре-пять раз отрубало линию электропередачи, но автоматика станции работала в штатном режиме. Поэтому проблем с безопасностью не существует.
По другим из наших 72 объектов: у нас было несколько возгораний на Урале, в первую очередь это ЗАТО «Трёхгорный приборостроительный завод». Я был там в пятницу, к субботе там полностью локализованы вместе с Министерством по чрезвычайным ситуациям все очаги, причём отодвинуты максимально далеко от ЗАТО. Угрозы ЗАТО не существует.
Теперь Саров. Самая сложная ситуация, она начала сильно нарастать в прошедшую субботу, 31-го числа. Очень оперативно среагировало Министерство по чрезвычайным ситуациям. Сергей Кужугетович отправил туда руководителя в ранге заместителя Министра, который в постоянном режиме находится там.
Кроме этого, кроме больших сил и средств, о которых уже сказал Сергей Кужугетович, откликнулись все ведомства. Хотел бы поблагодарить коллег, потому что сейчас подошли ещё два батальона Министерства обороны, в общей сложности там уже 951 человек от Министерства обороны.
Внутренние войска выделили два батальона и даже ГУИН. Мы договорились о том, что взяли из соседней колонии часть расконвоированных заключённых и охраны, но не в территории ЗАТО, а в территории мордовского заповедника – 250 человек весьма эффективно работают на сегодняшний день.
Кроме этого мы мобилизовали более тысячи человек работников самого ядерного центра в три смены и до 500 человек работников муниципальных образований. Соответственно, более 500 человек правительство Мордовии мобилизовало из прилегающего Темниковского района, они работают на территории заповедника. Добавили с сегодняшнего дня тяжёлую технику кроме той техники, которую обеспечивало Министерство по чрезвычайным ситуациям, основной объём, поскольку действительно Министерство по чрезвычайным ситуациям снимало технику с других значимых объектов, но отдало абсолютный приоритет Федеральному ядерному центру. Кроме этого мы получили сейчас четыре единицы тяжёлой техники от Российских железных дорог, две единицы тяжёлой техники от «Трансгаза», то есть мы собрали всё, что только можно было по территории.
На сегодняшний день пожар остановлен, у нас с переменным успехом развивалась ситуация. На утро понедельника ситуация уже выглядела достаточно стабильной, очаг пожара был выведен за территорию ЗАТО, но, к сожалению, в три часа дня в понедельник в результате сухой грозы, то есть шквалистый ветер, короткий шквалистый ветер со скоростью 15–20 метров в секунду, который просто со скоростью курьерского поезда занёс пожар назад, на территорию ЗАТО. Скорость была очень высокой, слава богу, удалось спасти людей, одну пожарную машину потеряли, но экипаж сумел выйти, и сотрудники внутренних войск вышли, и пожарные, которые осуществляли тушение пожара. Очаг зашёл на территорию ЗАТО, но увеличением сил группировки (тогда обратились за дополнительной помощью и к армии, и к внутренним войскам) пожар остановлен на сегодняшний день.
Можно осторожно сказать, что на сегодняшнее утро ситуация переломлена, и не только огонь дальше не двигается, а силы и средства объединённой группировки начали теснить пожар. Я взял с собой спутниковые фотографии, можно показать, как двигается на сегодняшний день ситуация.
Д.Медведев: Передайте.
С.Кириенко: Да, если можно, сейчас я Вам покажу. Ситуация вчерашняя, ситуация сегодняшняя. Это как раз граница зоны ЗАТО.
Таким образом, уважаемый Дмитрий Анатольевич, ситуация на сегодняшний день остановлена и переломлена, удаётся теснить пожар. К сожалению, в силу того, что трудно, там болотистые места и очень тяжёлый лес, техника туда не проходит, и приходится практически вытаптывать. Поэтому такое большое количество людей потребовалось, приходится практически вытаптывать пожар.
Очень хорошо там сработала современная техника, о которой сказал Сергей Кужугетович, это действительно сейчас решение. Она сейчас подошла и очень хороший дополнительный эффект даёт. Авиацию перебросили на мордовский заповедник, поскольку наибольшая проблема – уже за территорией ЗАТО, где горит мордовский заповедник.
Тем не менее, Дмитрий Анатольевич, мы предприняли, по согласованию с руководством МЧС, дополнительные меры. Сегодня можно сказать: если погода будет такой же, как сейчас, без шквального ветра и сухой грозы, то ситуация в течение нескольких дней будет полностью локализована. Если вдруг возникнет снова шквальный ветер, как это было в Выксунском районе, когда он шёл с очень высокой скоростью, мы предприняли ещё два дополнительных рубежа защиты.
Сегодня в полутора километрах за спиной работы пожарных проделывается ещё одна просека, где как раз работают сотрудники внутренних войск и Министерства обороны. Кроме этого мы с тяжёлой техникой и своими работниками делаем защитные полосы, усиливаем защитные полосы вокруг внутренних объектов.
До ближайшего реального объекта, который нельзя вывезти (мы остальные объекты с территории вывезли), от очага пожара, четыре, сейчас уже чуть больше четырёх километров. Мы вывезли оттуда, Дмитрий Анатольевич, все опасные вещества, оттуда вывезены все взрывчатые вещества, оттуда вывезены все радиоактивные вещества.
Можно гарантировать, что даже в экстремальной ситуации, при шквальном ветре и прорыве огня, что почти невероятно, то есть такая совсем экстремальная ситуация на уровне природной катастрофы, даже в этом случае ни угрозы ядерной безопасности, ни угрозы радиационной безопасности, ни угрозы взрывов, ни угрозы экологических последствий на территории ядерного центра не будет.
Мы рискуем тем, что можем потерять дорогостоящее оборудование и остановить важные работы, связанные с гособоронзаказом, чего допускать, конечно, нельзя, но это уже другая мера риска. Сегодня в три часа ночи мы завершили последнюю эвакуацию оборудования, которое могло привести к взрывам или к каким бы то ни было экологическим последствиям.
Д.Медведев: Хорошо, но бдительность ослаблять нельзя. Вы правильно сказали, что события могут развиваться по‑разному. Как будут складываться в ближайшее время метеоусловия, не знает никто. Поэтому нужно быть готовыми.
В этой ситуации, естественно, у нас на чаше весов меньшие ценности и большие ценности. Высшая ценность – это жизнь, всё остальное – это вещи прикладные, хотя, конечно, нужно стараться защищать и то, что у нас было создано, и те программы, которые сейчас реализуются.
Вы сказали о вырубке леса и некоторых других мероприятиях. С точки зрения правовой эта ситуация называется крайней необходимостью, во всяком случае, в уголовном праве. Я просто хотел бы обратить внимание Генерального прокурора и Следственного комитета на то, что в этой ситуации нужно внимательно относиться к тому, что происходит, не допускать, конечно, бесхозяйственности.
В то же время принимать во внимание, что решение о вырубке леса, применении каких‑то иных средств тушения пожаров принимаются в состоянии крайней необходимости, и лица, которые их принимают, не должны подлежать ответственности. Конечно, каждый конкретный случай нужно расследовать, но просто в качестве ориентира я хотел бы, чтобы вы на это тоже обратили внимание.
По ядерной безопасности понятно, это на самом деле исключительно важно.
Теперь ещё по одной теме, которая оказалась в центре внимания из‑за того, в каких территориях у нас бушует пожар, это ситуация в исправительно-трудовых учреждениях, потому что там сидят люди. И понятно, там должен быть обеспечен режим защиты. С другой стороны, режим безопасности, свойственный таким исправительным учреждениям. Как обстоят дела, я хотел бы, чтобы руководитель соответствующей службы Александр Александрович Реймер рассказал.
А.Реймер: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
На территории субъекта Федерации, который обозначен Вашим Указом, дислоцируется 351 учреждение исправительной системы, в которых содержатся свыше 300 тысяч человек. Службу несут в этих учреждениях более 137 тысяч сотрудников уголовно-исполнительной системы. Сформированы ведомственные пожарные подразделения в составе 2626 человек, и у нас в этих подразделениях имеется 536 пожарных автомобилей. В целях обеспечения противопожарной безопасности наших объектов с внешней стороны каждого учреждения по внешнему периметру выполнены минерализованные полосы, между зданиями и сооружениями созданы противопожарные разрывы. Непосредственно в тех учреждениях, которые находятся ближе всего к очагам пожара, задействованы на противопожарных мероприятиях 325 сотрудников, 27 единиц ведомственной техники.
Наиболее сложная обстановка сложилась в Республике Мордовия и в Республике Марий Эл. В частности, по Республике Марий Эл – это пятая колония, где огонь подошёл на расстояние чуть более 200 метров. Там задействована наша ведомственная пожарная техника, личный состав и плюс три единицы техники Министерства обороны. На настоящий момент ситуация там контролируемая. Опасности загорания строений нашего учреждения нет.
Вторая чрезвычайно сложная ситуация – это седьмая колония в Республике Мордовия, посёлок Сосновка. Там задействована техника учреждения и Управления по Республике Мордовия и техника Министерства по чрезвычайным ситуациям плюс местное население, потому что колония расположена чуть ли не в центре посёлка. Соответственно, население тоже заинтересовано в том, чтобы огонь в посёлок не пришёл. Пока ситуацию удаётся сдерживать. И непосредственной опасности возгорания здания на нашем объекте нет.
Тем не менее по каждому объекту разработаны и согласованы с взаимодействующими ведомствами планы действий при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Мы посчитали, что в случае самого неблагоприятного развития ситуации нам необходимо будет эвакуировать спецконтингент из 20 учреждений Республики Мордовия и Республики Марий Эл. Необходимая автомобильная техника, имею в виду автомашины типа «Автозак», имеется. В Республику Мордовия мы дополнительно перебросили из тех субъектов, где нет пожарной опасности. Республика Марий Эл обеспечена в необходимом количестве.
В случае необходимости на расстояние свыше 60 километров мы эвакуацию будем осуществлять в спецвагонах. Для этого их необходимо 35 единиц. С подразделениями спецперевозок МВД России вопросы проработаны. Взаимодействие с подразделениями МЧС и МВД на территориях организовано в необходимом объёме, ситуация под контролем.
Д.Медведев: Спасибо. Александр Александрович, исходите вот из чего.
Лица, которые осуждены к лишению свободы, – это наши граждане, и их жизни должны быть под защитой. Поэтому все меры по эвакуации, если это потребуется, нужно предпринимать, но в то же время чтобы на территории колоний, на территории исправительно-трудовых учреждений сохранялся порядок. Потому что мы тоже понимаем, какие сценарии возможны при возникновении такого рода проблем. Поэтому держите всё под контролем. В случае наступления такого рода событий разворачивайте тот сценарий, который сейчас доложили.
А.Реймер: Есть.
Д.Медведев: Теперь Министерство обороны. Я об определённых решениях уже сообщил. Министру нужно взять всё под прямой контроль. Проведите сегодня совещание с руководством Министерства и скажите, что если ещё чего‑нибудь такое загорится, ответят все.
По текущей ситуации есть какие‑то обеспокоенности?
А.Сердюков: В целом все мероприятия спланированы, созданы соответствующие оперативные группы, в том числе и в Национальном центре управления, в составе оперативных штабов и региональных центров под руководством начальников гарнизонов, в главных штабах видов и родов войск.
Для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами, Министерством обороны выделен личный состав и специальная техника в МЧС, администрациям субъектов Российской Федерации. Мы достаточно часто с ними общаемся, у меня выделен заместитель, который этим занимается, он общается буквально с каждым.
Д.Медведев: Кто это?
А.Сердюков: Это Булгаков, он созванивается со всеми руководителями субъектов.
Д.Медведев: Я звонил, разговаривал с губернатором Владимирской области. Он мне сказал, что была такая проблема, надеюсь, что Вы это отладили, когда нужно решить какой‑то довольно частный вопрос, достаточно локального значения, приходится звонить чуть ли не командующему округом.
Нужно, чтобы такие вопросы решались прямо с командиром части, у которого были бы все полномочия в этом случае. В крайнем случае, чтобы он кому‑то перезвонил, перепроверился, но чтобы губернаторы не звонили в аппарат Министерства обороны.
А.Сердюков: Даны соответствующие поручения всем командирам частей и соответствующих гарнизонов.
О технике Министр МЧС уже доложил: мы выделили более 11 тысяч персонала военнослужащих, более тысячи единиц всевозможной техники. Кроме того, в районах Шатуры, Гусь-Хрустального, Егорьевска и Мулино силами Министерства обороны развёрнуты полевые трубопроводы для подачи воды, в целом порядка 33 километров проложена трасса.
Вчера выезжал мой заместитель в Саров, встречался там и с руководителем Росатома, и с губернатором, соответственно, провели совещание и всё, что необходимо. Дополнительно выделено два батальона и спецтехника соответственно. Поэтому в целом все мероприятия проводим. Зарезервированы у нас военнослужащие порядка 28 тысяч, и техники порядка 300, и в случае необходимости можем их перебросить в Центральный федеральный округ, но для этого нам потребуется от 3 до 12 суток. С учётом той обстановки, которая будет складываться, мы, соответственно, будем реагировать.
Все меры мы принимаем в полном объёме, все объекты (а их 164, но непосредственно в тех регионах, где идут сейчас пожары, их 22) мы закрепили за каждым соответствующим командиром. Проводим там все мероприятия: увеличили объёмы запасов воды для тушения, технику туда подтянули, персонал дополнительно, все переведены буквально на казарменное положение, поэтому все мероприятия, необходимые для этого, собственно говоря, осуществлены. Поэтому полагаю, что тот печальный случай, который произошёл на базе 2512, не повторится.
Д.Медведев: МЧС помогайте, всем гражданским подразделениям помогайте и себя научитесь защищать. Это относится ко всем здесь присутствующим, к руководителям других силовых и правоохранительных ведомств. По линии ФСБ и МВД есть какие‑то соображения?
А.Бортников: Дмитрий Анатольевич, по объектам Федеральной службы безопасности – прямых угроз объектам не существует на сегодняшний момент. Единственный хотел бы отметить момент, который касается обстановки в Марий Эл, у нас там находится база управления авиации.
В четырёх километрах от базы идёт процесс горения леса, мы своими силами приняли меры по обваловке и копанию канав вокруг объекта. Закупили необходимые средства пожаротушения на этот объект, осуществляем мониторинг обстановки с учётом наших возможностей, имеется в виду систематический облёт с помощью авиации. В полном контакте находимся с МЧС, организованы штабы. Прямой угрозы нет, тем не менее меры все приняты. Естественно, мониторим всю ситуацию, связанную с обстановкой, связанную именно с теми процессами, которые происходят на территории этих двух округов.
Д.Медведев: Понятно.
Рашид Гумарович, на Вас не только ответственность за собственные объекты, но и координация работы в связи с объявлением режима чрезвычайной ситуации на территории ряда областей. Что сделано?
Р.Нургалиев: Дмитрий Анатольевич, во‑первых, сразу хочу сказать, что как только получили первый сигнал, в тесном взаимодействии работаем с Национальным центром управления в кризисных ситуациях МЧС. Сразу создали оперативную группу во главе с генералом Демидовым, в режиме реального времени получаем информацию и реагируем по тем вопросам, которые непосредственно касаются пожаротушения.
Учитывая, что в сложной пожарной обстановке сегодня находятся Центральный и Приволжский федеральные округа, в охране общественного порядка сейчас задействовано более 60 тысяч наших сотрудников. Используется где‑то 2,7 тысячи единиц служебного транспорта. Непосредственно в тушении пожаров принимают участие более двух тысяч наших сотрудников.
Организована охрана имущества пострадавших от пожаров. И в местах отселения жителей из населённых пунктов на период эвакуации мы дополнительно выставили 38 постов по охране зданий и сооружений, имущества. На эвакопунктах по сбору и размещению граждан, пострадавших от пожаров, дополнительно выстроено 28 постов. Проводится постоянный мониторинг ситуации, связанный непосредственно с теми семью областями, краями и регионами, где объявлена чрезвычайная ситуация.
Буквально вчера четвёртый раз, мы у себя три провели и четвёртый раз провели селекторное совещание в Центре управления кризисных ситуаций в МЧС, где детально говорили о тех вопросах, которые сегодня вызывают наиболее повышенное внимание. Прежде всего это те граждане, которые сегодня оказались в трудной жизненной ситуации. Мы говорили о бдительности. Мы говорили о вопросах уважительного отношения в решении самых первичных задач. Мы говорили о том, что необходимо дополнительно, ещё по нашей линии, выделить психологов непосредственно в центры размещения.
Активная работа проводится и по сопровождению крупногабаритных грузов и специальных колонн техники по линии Министерства обороны, откуда выделяется из конкретных регионов техника для тушения пожаров.
Конечно же, сегодня проводится профилактическая работа силами участковых уполномоченных. И мы занимаемся выявлением намерений возможных злоумышленников, которые совершают умышленные поджоги жилых строений с целью получения компенсационных выплат за сгоревшее жильё.
Обратили внимание ещё на одну проблему, помимо мер безопасности, сегодня многие граждане, которые попали в такую трудную ситуацию, утратили документы, в том числе паспорта. Договорились и поставили конкретную задачу, чтобы не было никаких бюрократических проволочек, чтобы как можно быстрее выдавать соответствующие документы. Если такие сигналы будут поступать – вплоть до увольнения с занимаемой должности. У нас не должно быть равнодушия, мы к этому относимся очень серьёзно и принципиально.
И ещё один вопрос, который очень важен, – это взаимодействие и мониторинг. Нами организовано взаимодействие со всеми структурами, которые непосредственно участвуют в обеспечении мер, связанных с тушением пожаров. Конечно же, в первую очередь это Министерство по чрезвычайным ситуациям.
Несколько примеров хотел привести: быстрое реагирование, получение информации, в том числе в Сарове. Мы, по сути дела, тоже дополнительно выделили силы. Сегодня там дополнительный резерв выделен и работают 738 военнослужащих, 27 единиц техники общего назначения. Вместе, конечно, эта работа проводится с десятью пожарными расчётами. То есть никаких вопросов с точки зрения взаимодействия, с точки зрения оперативности и какого‑то недопонимания нет. Работаем и стараемся работать на упреждение, то есть ситуация находится под контролем.
Что касается собственных объектов, то дополнительно поставлена задача комплексно изучить те имеющиеся средства, которые есть на вооружении. Каких‑либо материалов или сигналов, связанных с угрозой зданиям и непосредственно объектам Министерства внутренних дел, особенно в семи этих регионах, не поступало. Хотя в принципе ситуация действительно сложная: с учётом температуры и с учётом резкого осложнения, в том числе скорости ветра, всё готово для того, чтобы принять соответствующие меры на упреждение.
Д.Медведев: Рашид Гумарович, ни в коем случае нельзя допустить анархии. Нельзя допустить того, что в результате этих очень тяжёлых, болезненных случаев, которые происходят, трагедий, по сути, возникнет ситуация, которая выйдет из‑под контроля местных властей, органов правопорядка. В этом плане центральное место за Министерством внутренних дел.
Здесь действительно вам нужно проявить и такт, и мудрость, и способность успокаивать людей, объясняя им, что нужно делать, чего делать не следует. Но это – ответственность Министерства внутренних дел, не говоря уже о том, что действительно ваши собственные объекты должны быть под неусыпным вниманием. Так что занимайтесь.
Р.Нургалиев: Дмитрий Анатольевич, ответственность понимаем и делаем всё для того, чтобы, как Вы сказали, был порядок, стабильность, безопасность.
Д.Медведев: Завершая первую часть разговора, хотел бы сказать, что это, конечно, большое испытание для нашей страны, очень большое. В то же время мы здесь не уникальны, таким испытаниям подвергались другие государства, и, в общем, несмотря на трудности, всё‑таки с такими ситуациями справлялись.
Уверен, что мы тоже справимся, сейчас ситуация под контролем, несмотря на возможность определённого негативного развития событий в тех или иных регионах. Поэтому из того, что происходит, из этих абсолютно аномальных условий сегодняшнего лета нужно извлечь уроки.
Мы с вами понимаем, что никто не знает, каким будет следующее лето, во всяком случае, прогнозы очень разные. Об изменении климата сейчас говорят везде. И, к сожалению, то, что происходит в центральной части нашей страны, является действительно свидетельством глобального изменения климата, потому что таких погодных условий за всю историю наблюдений никогда не было. Значит, нам нужно менять работу, менять те приёмы работы, которые использовались до того.
В этом контексте я вчера с Министром по чрезвычайным ситуациям говорил о необходимости подготовки отдельной программы на эту тему. Мы и так занимаемся переоснащением частей МЧС, частей противопожарной безопасности. Но это придётся делать быстрее, потратить на это дополнительные средства, взяться по‑настоящему за материально-техническую составляющую, потому что далеко не все части у нас в одинаковом состоянии: некоторые машины просто не ездят как следует. Мы знаем, абсолютно разные есть ситуации.
Поэтому после перехода уже в осенний и в зимний сезон нужно развернуть эту работу так, чтобы к следующему летнему сезону страна оказалась в большей степени готова, чем сегодня, хотя мы понимаем, чрезвычайные ситуации возможны даже при самой высокой степени материальной подготовленности. Это действительно стихия, не злой умысел, а стихия.
И последнее, что я хотел бы сказать. Генеральной прокуратуре нужно провести проверки по всем случаям, которые произошли, и касающимся отдельных граждан, и касающимся тех проблем, которые возникли на территории тех или иных специальных объектов.
В случае необходимости поставить вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц, и безотлагательной ответственности, возбуждать соответствующие процедуры, выносить предостережения и использовать меры прокурорского реагирования.
Ю.Чайка: Всё делается: 820 уголовных дел возбуждено на сегодня.
Д.Медведев: Дело не только в них, хотя уголовные дела в ряде случаев точно не помешают. Нужно просто оперативно реагировать на ситуацию, потому что иногда, может быть, и не уголовные дела нужны, а просто мозги как следует промыть, чтобы работали люди как нужно.
<…>