Д.Медведев: Игорь Юрьевич, давайте поговорим о защите конкурентных начал в нашей экономике. Я подписал два закона совсем недавно: один из них об изменениях в статью 178 УК в части, касающейся, по сути, усиления ответственности за нарушения в сфере монополистической деятельности, за противодействие конкуренции. Это первое. И второе. Подписал закон о внесении изменений в закон о защите конкуренции. Оба этих документа, естественно, направлены на то, чтобы развивать конкурентные начала в нашей стране. Я хотел бы, чтобы Вы более подробно сейчас прокомментировали, что это будет означать для нашей экономики, в чём здесь преимущество и о чём должны думать предприниматели, совершая те или иные действия, направленные на ограничения конкурентных начал. Пожалуйста.
И.Артемьев: Дмитрий Анатольевич, огромное спасибо Вам за то, что Вы подписали эти законы. Так же как и за то, что, пока шла подготовка этих серьёзных законодательных актов, мы чувствовали Вашу поддержку и поддержку Администрации в том, чтобы эти законы [приняли].
Смотрите также
Д.Медведев: Было противодействие на самом деле, если уж серьёзно говорить. Во всяком случае, разные мнения были. Мне рассказывали.
И.Артемьев: Но самый главный смысл так называемого второго антимонопольного пакета – это защита свободного предпринимательства от действий, которые нарушают конкуренцию, со стороны государственных чиновников. Вот если говорить о том, что вообще принято, то на две трети этот закон говорит сегодня о тех актах, которые ограничивают конкуренцию, вводят дополнительные барьеры. И государство, в данном случае и в Вашем лице, и в лице Правительства, и высших органов законодательной власти, обратило на это серьёзное внимание. Государственные чиновники будут подвергаться дисквалификации, достаточно большим штрафам, если они будут ограничивать передвижение товаров по стране. Вот только в последнее время мы в 18 регионах выявили акты местных властей, которые ограничивают движение товаров по России. То есть это не что иное, как экономический сепаратизм. Или, скажем, это связано с тем, что каким‑то компаниям оказываются выигрышные преференции. Одна компания почему‑то получает субсидию из бюджета, а другие компании, которые с ней открыто должны конкурировать, не получают ничего. Кто‑то имеет льготную ставку по аренде, а его сосед-конкурент не имеет никакой льготы и, наоборот, в этом случае оказывается в сложном положении. И всё это не только искажает конкуренцию, это сказывается и на ценах, это сказывается, конечно, на программе борьбы с коррупцией, которую Вы подписали, где антимонопольное законодательство и законодательство о государственных закупках занимают очень важное место. И, конечно, эти два закона и дополнительные поправки позволят делать это более успешно.
В статье 178 Уголовного кодекса содержится очень жёсткая санкция: до шести лет лишения свободы за совершение преступления в сфере ограничения конкуренции. Это беспрецедентно для нашей страны. Нужно, чтобы и следственные органы научились этой нормой пользоваться, чтобы это не превратилось в преследование неугодных, а с другой стороны, предприниматели должны думать о том, чтобы не совершать таких тяжких с точки зрения уголовного права действий.
Д.Медведев: Вы знаете, сейчас время‑то трудное на самом деле. У нас и раньше законодательство о защите конкуренции, законодательство антимонопольное, не особенно охотно исполняли. У нас в традиции нет этого. Это в других странах боятся этого законодательства. У нас не боятся. А сейчас эта ситуация стала ещё более сложной, потому что в ряде случаев даже на федеральном уровне оказывается прямая поддержка предприятиям из бюджета, в том числе предприятиям, которые имеют градообразующее значение или системное значение для отрасли – по разным самым причинам. Но, естественно, это выглядит таким образом, что одно предприятие что‑то получает, а другое не получает. И это уже само по себе, вообще‑то, не очень хорошо. Мы это делаем только из‑за того, что сейчас на дворе кризис. Вообще‑то дальше, так сказать, такого рода меры должны сворачиваться. Потому что всё‑таки экономика должна сама развиваться, должна сама регулировать себя, а государство должно участвовать в том, чтобы следить за соблюдением правил игры и вырабатывать эти правила.
Поэтому сейчас много проблем, и Вашему ведомству нужно ими активно заниматься, даже при понимании того, что, конечно, мы должны в определённых условиях сейчас помогать бизнесу преодолевать самые разные сложности, но они тем не менее должны понимать, что их поведение должно быть ответственным и с точки зрения соблюдения конкурентных начал. Кстати сказать, вот в этой статье 178 Уголовного кодекса – хотел бы отметить – содержится очень жёсткая санкция: до шести лет лишения свободы за совершение преступления в сфере ограничения конкуренции. Это беспрецедентно для нашей страны, у нас этого не было. И поэтому, во‑первых, нужно, чтобы, естественно, и следственные органы научились этой нормой пользоваться, чтобы это не превратилось в преследование неугодных или сведение счётов, а с другой стороны, конечно, прежде всего предприниматели должны думать о том, чтобы не совершать таких тяжких с точки зрения уголовного права действий. Я надеюсь, что Вы будете вместе с другими ведомствами, вместе с Правительством, заниматься этими проблемами.
И.Артемьев: Я хочу подчеркнуть, что особая ответственность в рамках 178-й статьи Уголовного кодекса будет предусмотрена именно за ценовой сговор, за картель. В разных странах, например в Канаде, это не что иное, как статья про мошенничество. То есть, например, когда руководители компаний собираются без всяких причин и заключают антиконкурентное соглашение, входят в картель и повышают цены в 2 или 3 раза, и гражданам негде купить особенно товар, без которого прожить нельзя. Будь то бензин, при наших широтах и температурах минус тридцать, или, скажем, медикаменты, которые жизненно необходимы. И этим некоторые компании пользуются, и мы это видим. Но если раньше за это максимальное наказание, которое можно предъявить, это штраф в 50 тысяч рублей чиновнику, что смешно…
Д.Медведев: …Об этом и речь.
И.Артемьев: …Здесь будет совсем по‑другому.
Экономика должна сама развиваться, должна сама регулировать себя, а государство должно участвовать в том, чтобы следить за соблюдением правил игры и вырабатывать эти правила.
Д.Медведев: Понимаете, это сложные дела для доказывания. Потому что наша следственная система понимает, как расследовать преступления, допустим, о том, как украдены деньги из бюджета, там всё более-менее понятно. И предмет доказывания понятен, и что делать понятно, как соответствующие следственные мероприятия проводить, как это оформлять. А картельный сговор – это очень тонкая вещь, и его наличие, умысел на совершение соответствующего сговора нужно будет доказывать. В общем, это довольно острый, в то же время очень тонкий инструментарий, которым нужно научиться пользоваться. Но, в принципе, в конечном счёте, я надеюсь, он будет способствовать наведению порядка, и это отразится на положении не только экономики в целом, но и отдельных граждан, которые действительно страдают от монополистических сговоров, от картельных сговоров, не важно, о чём идет речь: бензин, лекарства или ещё что‑то.
И.Артемьев: Это всё и есть, конечно. И то, что государство стало уделять этому внимание не только в смысле уголовной статьи, но и поправки в закон о конкуренции, в КОАП, привело к тому, что Россия сегодня, по данным ООН, вошла в семёрку стран с самым быстрым реформированием антимонопольного законодательства в целом в мире, гармонизированного на основе лучшей практики. ФАС – правда, это не про нас, а про Россию – получила тридцатое место в мировом рейтинге. Это признание прежде всего не ФАС, а России как страны, которая сделала за последние три-четыре года очень многое, и мне приятно, что Вы, когда были первым вице-премьером, Вы курировали ФАС, и первый пакет принимался под Вашим руководством, я за это тоже Вас хочу поблагодарить. И, кроме того, очень важно, что сегодня во всех этих рейтингах, о которых я уже сказал, Россия является абсолютно общепризнанной, причём со стороны всех ведущих стран, страной, имеющей современное антимонопольное законодательство, и поэтому нас и ввели в так называемый постоянный комитет Международной конкурентной сети, которая объединяет более 140 ведомств со всего мира, куда входят все руководители. Мы вошли в 12 постоянных членов. Это случилось в этом году.
Д.Медведев: Это очень хорошо. Действительно, хорошо, что у нас есть современное законодательство, за последние годы мы сделали качественный скачок, есть движение вперёд. Это абсолютно очевидно. Нормативная база теперь у нас абсолютно современная, Вы только что правильно об этом сказали. Надо научиться её применять. Потому что, скажем, в других странах опыт её применения насчитывает уже десятилетия. Я не буду называть известные законы в разных странах. Тем не менее у них же тоже не сразу всё это возникло, и опыт, и судебная практика. Просто нужно накапливать все эти процедуры и приучать бизнес, и граждан к законопослушанию.
<…>