Смотрите также
Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги!
У нас традиционное зимнее совещание, оно проходит обычно в это время. Обращаю внимание всех присутствующих на один очень нетривиальный факт: до открытия Олимпийских игр остаётся чуть более трёх лет. Так что все задачи, из этого вытекающие, я надеюсь, понятны. Фактически подготовка к Олимпиаде вступает в завершающую фазу. Проект для нашей страны сверхмасштабный и потому, что любая Олимпиада – это очень большой проект, и потому, что у нас здесь не самые простые условия (это нужно откровенно признать), у нас здесь много сложностей, и они все, естественно, должны быть преодолены. Я имею в виду и строительство, и некоторые организационные сложности, которых стало гораздо меньше. Я помню наше совещание в прошлом году, в позапрошлом году. Тогда это всё казалось лавиной проблем, которые никогда не получат своего разрешения. Но оказывается, когда хотим – можем. Так что с определённым напряжением, но всё двигается.
Хотел бы, чтобы мне было доложено, как идёт подготовка в целом. Хотя, конечно, меня держат в курсе, я получаю от вас доклады, но просто, чтобы не только присутствующие, но и журналисты знали о том, как дела сегодня обстоят. И самое, может быть, важное, о чём мы всегда говорим в ходе проведения этих совещаний: мы должны смотреть на послеолимпийский период. Олимпиада, конечно, очень важна, это большой спортивный праздник, это для всех радость, но для нас не менее важно, а, может быть, более важно, чтобы после Олимпиады здесь и в Сочи в целом осталось максимально большое количество новых объектов, объектов для жизни, для отдыха, и чтобы та высокая планка, которая будет достигнута в любом случае и любой ценой в ходе Олимпиады, естественно, сохранялась для людей, которые живут в Краснодарском крае, для местных жителей и для всех, кто приезжает сюда отдыхать. Именно в этом, может быть, вторая цель сегодняшнего разговора.
85 процентов средств, которые предусмотрены на реализацию олимпийского проекта, направляются на создание современной инфраструктуры. Это большие деньги, это социальная, транспортная, энергетическая инфраструктура. И, надо признаться, изменения зримые: каждый месяц, когда приезжаешь (в Сочи мы регулярно бываем), в течение месяца уже видны изменения. Я в последний раз был здесь 1 декабря, у нас была российско-итальянская встреча. Даже сейчас уже на глаз видно, что ландшафт меняется. Конечно, мы должны думать и об экологии, и о развитии туризма. Цель, как я сказал, заключается в том, чтобы Сочи был курортом мирового уровня и чтобы в нём было комфортно отдыхать. Поэтому нужны новые дороги, тоннели, инженерные коммуникации. Это предназначено и для тех, кто отдыхает, и, конечно, для самих жителей города Сочи, а сочинский регион у нас очень большой. Сколько Большой Сочи сегодня составляет людей?
А.Ткачёв: 450 тысяч человек.
Д.Медведев: 450 тысяч. А в период летнего отдыха?
А.Ткачёв: Три с половиной миллиона.
Д.Медведев: Три с половиной миллиона. То есть в течение летнего периода здесь до четырёх миллионов человек концентрируется. Это огромное количество людей, и все они должны быть устроены комфортабельно, должны иметь самые лучшие условия по сервису и по отдыху.
Если говорить о стройках, в Сочи планируется построить тридцать гостиниц, 25 тысяч номеров. Ситуация пока не очень хорошая. Я хотел бы, чтобы мне доложили, что делается для её исправления. Со строительством гостиниц, может быть, пока самая большая сложность. Но эта проблема, безусловно, решаема. Мне бы хотелось, чтобы отдельно прозвучало, что делается для введения нового гостиничного фонда и, естественно, для реконструкции существующего.
Теперь по спортивным сооружениям. У нас таких крупных объектов всего четырнадцать. Их предлагается разделить на три категории, в зависимости от варианта дальнейшего использования. Согласно тем предложениям, которые делало Правительство, насколько я понимаю, Дмитрий Николаевич [Козак], имеется в виду, что объекты первой группы сохранят своё спортивное назначение, то есть то целевое назначение, которое у них есть. Таких объектов восемь, из них шесть – в горном кластере и два объекта – в прибрежном.
Вторая группа – это строения, которые за счёт применения новейших технологий могут быть разобраны и перемещены в другой регион. Мне бы хотелось понять, все ли согласны с этими предложениями, в том числе, конечно, и региональные власти, и строители. Как мне доложили, по всем четырём объектам есть понимание, где они будут использоваться с учётом различных дальнейших крупных соревнований, которые будут проходить у нас в стране.
И наконец, третья группа. Это два объекта, которые подлежат перепрофилированию и которые останутся в Сочи для граждан, для тех, кто приезжает отдыхать. Вот такое деление этих объектов существует.
Если возвращаться к спортивной проблематике, я тут уже два дня и посмотрел, как идёт стройка здесь, в горном кластере. Темпы, конечно, набраны хорошие, уже реально видно, что будет сделано. Хотел бы всех за эту работу поблагодарить. В то же время нам нужно решать самые разные вопросы, включая даже вопросы обеспечения снегом, потому что вторая зима, по сути, бесснежная в январе. Понятно, Олимпиада проводится в другой период, но нам нужно сделать так, чтобы мы не имели проблем, с которыми столкнулся, скажем, Ванкувер в прошлом году. Это целая технология, и нужно думать, как эту проблему решать.
Ещё одна тема, о которой мне говорили, и в том числе отдыхающие. Потенциально, конечно, не сразу – в будущем нужно добиться унификации возможностей отдыха, включая создание единого проездного билета, так называемого ски-пасса, который связал бы все существующие возможности. Это очень важно, но понятно, что это должно идти вместе с развитием самого курортного дела. Мне бы хотелось, чтобы собственники объектов в конечном счёте тоже об этом договорились. Мы понимаем: могут быть разные ситуации, где‑то могут быть возможности для отдыха, где‑то их может не быть. Это тоже, как мне представляется, важная вещь именно на будущее, даже не на период Олимпиады, а для того, чтобы как можно большее количество наших людей приезжало сюда отдыхать. Тяга к отдыху здесь очень большая, люди наши с удовольствием отдыхают на Кубани и в Сочи, несмотря на то что существуют очень хорошие возможности в европейских странах.
И конечно, реализация олимпийского проекта – это не только создание материальных объектов, но и внедрение самых разных продвинутых социальных технологий. Мы с вами говорили ещё год и два года назад о развитии волонтёрского движения. Я знаю, что коллеги этим занимаются, в том числе и коллеги, которые представляют бизнес. Я считаю, что это исключительно важное направление, на котором мы должны сконцентрироваться. Мы должны сделать так, чтобы наши люди были готовы к такого рода работе.
Конечно, очень важной является экологическое просвещение и формирование так называемой безбарьерной среды для людей с различного рода проблемами по здоровью. Этот опыт должен быть использован максимально эффективно. Конечно, он нам понадобится и при проведении будущих соревнований, включая чемпионат мира по футболу.
Вот набор вопросов. Наверное, можно было бы поднять и некоторые другие.
И хотел бы, чтобы ответы на часть проблем, которые я обозначил, прозвучали уже в докладе заместителя Министра регионального развития. Пожалуйста, Юрий Угович [Рейльян], Вам слово.
Ю.Рейльян: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Начало 2011 года – это время, когда нам необходимо знать, что будет с каждым из олимпийских объектов после Олимпиады 2014 года. И по планам Правительства именно этот срок стоял для определения окончательной судьбы и завершения разработки концепции постолимпийского использования объектов, и о части из этих решений я хотел бы Вам сегодня доложить. Вопросы наследия Игр, по нашему мнению, являются не менее значимыми, чем подготовка и проведение этих Игр, а два классических и диаметральных примера – Афины и Барселона – показывают, что своевременное и правильное решение этих вопросов позволяет избежать проблемы так называемых белых слонов. Стоит отметить, что…
Д.Медведев: Проблемы чего?
Ю.Рейльян: Белых слонов.
Д.Медведев: Белых слонов? Объясните, мы же не все здесь в МОКе бываем, журналисты тем более. Что за белые слоны?
Ю.Рейльян: Термин, который применяется как раз…
Д.Медведев: Белочку часто по телевизору показывают, но это другая белочка, это что за белые слоны?
Ю.Рейльян: Это те объекты, которые не используются или используются крайне неэффективно после Игр.
Хотелось бы отметить, что сегодня уже и жители, и гости города Сочи используют часть построенных и пущенных в эксплуатацию объектов. Речь идёт о новом аэровокзальном комплексе и об объездной дороге, а также ряде других объектов. И сегодня они уже стали неотъемлемой частью города и доступны для использования.
Д.Медведев: Я так понимаю, что по аэровокзалу сейчас всё более-менее нормально?
Ю.Рейльян: Да.
Д.Медведев: У нас наконец всё это сдано. Я так понимаю, уже готова к сдаче вторая взлётно-посадочная полоса.
Ю.Рейльян: Аэровокзальный комплекс пущен в эксплуатацию. Разрешение на ввод в эксплуатацию второй взлётно-посадочной полосы подписано 30 декабря 2010 года.
Д.Медведев: Завтра посмотрим, как всё это выглядит. Я специально съезжу – посмотрю. Краснополянская больница тоже введена. Кстати, с удивлением сегодня узнал, что люди по поводу больницы ничего не слышали. Я разговаривал с местными жителями, когда пытался кататься на лыжах, и они не в курсе.
Реплика: Идут пуско-наладочные работы.
Д.Медведев: Нужно дать полную информацию. И ещё одна вещь, пока мы не ушли от этой темы. Все ждут газа. Поэтому я поручаю администрации края вместе с федеральными ведомствами и «Газпромом» заняться газификацией всей прилежащей местности в разумные сроки, с тем чтобы те возможности, которые сегодня существуют для выработки электроэнергии, конвертировать в газ, который должен прийти в дома людей, которые здесь живут постоянно. Потому что люди спрашивают, дойдёт до них газ или нет.
Трубы высокого давления есть, газ подаётся, но газификация хозяйств не произведена, поэтому нужно построить межпоселковые сети там, где они отсутствуют, и построить, соответственно, внутридомовую разводку так, как мы это делаем и в других регионах. Представителю «Газпрома» – обратите на это внимание вместе с руководством края и муниципалитетов.
А.Ткачёв: Пользуясь случаем, хочу, Дмитрий Анатольевич, проинформировать. Спасибо «Газпрому». Пять лет назад высокая сторона пришла в Красную Поляну и благодаря этому стало возможным строительство крупных объектов, в том числе и спортивной части. Никогда на Красной Поляне не было газа. Справедливо Вы отметили, сам посёлок Красная Поляна, 14 тысяч жителей, и сегодня практически только пять процентов из них газифицированы. Есть целевая федеральная и краевая программа, которая в 2012 году полностью закроет проблемы жителей Красной Поляны в обеспечении газом.
Д.Медведев: Мы делаем это всегда на принципах софинансирования, так, как это и раньше происходило. Вместе с «Газпромом» это нужно довести до конца. Вы сказали, Красная Поляна, я просто вспомнил, что местные жители говорят: «Почему всё время про Красную Поляну говорят, а строят в основном в Эстосадке?» Я хочу это название произнести, чтобы жители нашей страны знали, что есть такой населённый пункт, где будет размещаться значительное число объектов, связанных с Олимпиадой.
Название очень интересное, потому что показывает, какой многонациональный состав населения здесь, в Краснодарском крае, в Большом Сочи. Здесь эстонцы жили, представители других национальностей. В общем, место любопытное. Пожалуйста, продолжите.
Ю.Рейльян: От имени местных эстонцев, Дмитрий Анатольевич, большое спасибо. Я имею честь их здесь представлять.
Д.Медведев: Тем более Вы тогда должны трудиться на благо этого населённого пункта. Пожалуйста.
Ю.Рейльян: Если позволите, Вы очень важную тему затронули, говоря о волонтёрах. Нематериальная часть наследия Игр является очень важной. В двух словах. В целом нематериальная составляющая выражается в имидже страны и появлении новых управленческих кадров, мы активно на эту тему работаем с Оргкомитетом: технологии, знания и в культурном развитии населения. В целом это повлияет на повышение качества условий проживания в городе Сочи – хозяине Игр, станет примером для развития других городов. Также послужит – и мы в этом уверены – мощным фактором, стимулирующим патриотические чувства населения страны, гордость и понимание, что решение столь сложных и масштабных задач – это вполне достижимая цель. Яркий пример тому – наш бренд Олимпиады 1980 года, который до сих пор является мощным фактором и нашей гордостью.
Коротко о материальном наследии. Сегодня реализация Олимпийского проекта действительно самое масштабное событие. И сейчас это более восьмисот объектов капитального строительства, более 65 заказчиков, сотни проектно-строительных организаций и уже более сорока тысяч строителей, которые осуществляют эту работу. В рамках подготовки к Играм предусмотрено строительство большого количества объектов и реконструкция уже имеющихся. Отчасти Вы уже говорили.
Мы возводим четырнадцать спортивных объектов и из них в том числе четыре горнолыжных курорта. Эти объекты сосредоточены в двух кластерах, в так называемом прибрежном кластере и горном кластере. В прибрежном располагается восемь объектов, в горном – шесть. При рассмотрении вопроса использования спортивных объектов в период и после Олимпийских игр были определены три концепции, отражающие их будущее использование.
Первая группа – это те объекты, которые сохраняют целевое назначение. К их числу относится центральный стадион, большая ледовая арена для хоккея с шайбой и все объекты горного кластера. Назначение этих объектов после Игр остаётся прежним, и все они будут использоваться в качестве спортивных объектов для спортсменов, туристов и местного населения. Разработана программа использования этих объектов. Я думаю, что более подробно Министерство спорта доложит об этой работе.
Вторая группа – это сборные объекты. Дальше я расскажу, каким образом мы приняли решение об их дальнейшей судьбе. И третья группа – это объекты, подлежащие перепрофилированию. Это ледовый дворец спорта для фигурного катания и крытый конькобежный центр. Эти объекты будут использоваться в соответствии с иной концепцией, которая тоже подготовлена, что очень важно.
Для сглаживания фактора сезонности и привлечения в осенне-зимний период туристов и бизнесменов совместно с инвестором было принято решение о перепрофилировании одного из объектов в современный экспоцентр.
Принятое в 2009 году решение о строительстве части спортивных объектов с применением технологий сборно-разборных конструкций продиктовано результатами расчётов эффективности использования этих объектов после Игр. В результате этих расчётов и было определено, что возводимые спортивные объекты являются избыточными для города и Краснодарского края.
При этом ряд других регионов России нуждается в развитии спортивной инфраструктуры и готовы принять её. Таким образом, малая ледовая арена для хоккея с шайбой, ледовая арена для кёрлинга, две тренировочные арены для хоккея и фигурного катания после Игр будут демонтированы и перевезены в другие места постоянной эксплуатации на территории России. Олимпийские эстафетные палочки будут переданы в Республику Северная Осетия – Алания, Ростовскую и Астраханскую области и Ставропольский край.
Места размещения были определены Минспорттуризмом России совместно с госкорпорацией «Олимпстрой». Исходили прежде всего из принципа целесообразности развития данного вида спорта в регионах, их экономической способности осуществить финансирование строительства требуемой инженерной инфраструктуры и фундаментов для расположения этих объектов, а также бездотационного финансирования эксплуатации объекта. Это было одним из основных требований к соискателям права получить эту эстафетную палочку.
Хотелось бы обратить Ваше внимание, что очень активно регионы это восприняли, и количество участников значительно превышало количество перевозимых объектов, поэтому это действительно была такая серьёзная и интересная работа.
Коротко хотел бы остановиться на транспортном наследии Игр. С уверенностью можно сказать главное: без принятия решения о проведении Олимпиады в городе Сочи решить эту масштабную задачу было бы невозможно, и практика последних десятилетий показывает, что она вряд ли была бы решена.
В качестве наследия Игр мы получаем 46 объектов транспортной инфраструктуры, в том числе более 260 километров автомобильных дорог, из них 62 километра горных дорог, более 105 километров железнодорожного полотна. Как я говорил, новый современный аэропорт введён в эксплуатацию. Сегодня в нём представлены 23 представительства 41 авиакомпании, открыто международное сообщение.
Этот объект, хочу обратить Ваше внимание, полностью соответствует международным стандартам по обслуживанию пассажиров, в том числе и людей с ограниченными возможностями.
Совмещённая автомобильная и железная дороги обеспечат транспортную связь между побережьем и горной зоной. Разветвлённая сеть канатных дорог, в том числе канатные высокопроизводительные дороги, позволят обеспечить сообщение между курортами, находящимися в горном кластере.
Серьёзное решение было принято по городским парковкам, которые будут реализовываться как сеть парковок для того, чтобы снять эту проблему с хаотичной парковкой транспорта на территории города Сочи и загруженностью магистралей.
Кроме этого мы предполагаем обеспечить город современными автобусами, которые будут тоже частью наследия после Игр; на время Игр они будут перевозить гостей и участников Олимпиады, а после Игр часть из этих автобусов останется в городе Сочи для транспортного обслуживания. Будет построен, и мы предполагаем его эффективно использовать, логистический транспортный центр, который объединит под единое управление всю транспортную систему города.
Хотелось бы [назвать] несколько цифр: сегодня в городе более 70 процентов магистралей работает, мягко говоря, с перегрузкой. При этом наступает летний период, когда в городе возможен транспортный коллапс. И проблема узких мест, она была основной проблемой, когда мы приняли решение о строительстве новых транспортных магистралей.
По предварительной оценке, пропускная способность автодорог в различных районах города увеличится более чем в два раза. В городе ожидается увеличение более чем на 25 процентов средней скорости движения – это очень серьёзные, важные показатели.
Д.Медведев: Основную трассу надо в порядок привести. Едешь – стыдно становится, что это – основная дорога в город. Ухабы сплошные!
Ю.Рейльян: Мы сделали таким образом, чтобы капитальный ремонт существующих дорог совместился по времени с окончанием массового строительства, для того чтобы не осуществлять два раза ремонт дорог.
Сейчас по ним передвигается огромное количество транспорта. Как только мы снимаем основную нагрузку в 2012 году по массовому строительству, у нас разработан план капитального ремонта федеральных, краевых и муниципальных дорог. Такой план уже существует. Это просто позволит эффективнее использовать средства.
И хотелось бы ещё сказать, что в результате нового строительства мы ожидаем на 15–20 процентов снижение дорожно-транспортных происшествий. И, что важно в условиях горной местности, – это означает существенное снижение смертности на дорогах.
Следует отметить, что задачей городских властей является правильное использование инвестиционных территорий, которые появляются в связи со строительством новых дорог. Потому что это – развитие, это – артерии, которые дают возможность развивать прилегающие территории. Мы рассчитываем, что город эффективно воспользуется этой землёй и этими возможностями.
Несколько слов о создаваемой морской инфраструктуре. Строятся и реконструируются восемь морских порто-пунктов, что позволит возродить регулярное морское сообщение между районами города Сочи. Это очень серьёзная альтернатива передвижению традиционными видами транспорта последних лет, но и самое главное – это ещё и имидживая вещь. Это – красота (люди, передвигаясь, еще и получают удовольствие). Морское сообщение имеет свои преимущества.
Кроме этого программой строительства запланированы две яхтенные марины и полная реконструкция Центрального порта Сочи с созданием части порта как яхтенной марины, а второй части – позволяющей принимать круизные суда с большой вместимостью пассажиров.
По нашему мнению, Минтрансу России, инвестору и администрации города нужно будет активизировать работу с международными круизными компаниями с той целью, чтобы начало работы этого круизного центра было возможно сразу по завершении реконструкции.
Наличие данных объектов сделает возможным достижение столь важной для города цели – это создание международного центра пассажирских и круизных перевозок, а также создаст условия для развития соответствующих направлений туризма, отдыха и водных видов спорта.
Основным наследником Олимпийских игр является, конечно же, город Сочи. Уже сегодня определён перечень объектов, которые будут переданы на баланс города после проведения Игр. Госкорпорация «Олимпстрой» совместно с городской и краевой администрациями завершает работу по определению механизма и сроков передачи этих объектов.
По нашему мнению, несомненно, город Сочи вытянул счастливый билет, и мы надеемся, что коллеги будут эффективно и рационально использовать передаваемые объекты. Подробнее об ожидаемых результатах мы услышим из доклада Анатолия Николаевича Пахомова – главы города Сочи. Со стороны Минрегиона хочу отметить, что по мере решения экологических и коммунальных проблем, несомненно, основным наследием можно считать решение проблемы очередников города Сочи.
Это застарелая проблема. Сегодня в очереди на улучшение жилищных условий стоит более 27 тысяч человек. При этом первый очередник стоит в очереди с 1961 года.
Решая проблему размещения временного персонала Игр (это очень большое количество людей), было принято взвешенное и ответственное решение о том, чтобы построить в городе 600 тысяч квадратных метров жилья эконом-класса.
Почему мы принимали такое решение? Строительство жилья, как показывает практика, соизмеримо со строительством комфортных временных городков строителей. Рассчитав, мы поняли, что лучше построить жильё, чем построить городок, а потом его демонтировать.
Таким образом, 600 тысяч квадратных метров этого жилья позволит решить проблему размещения временного персонала, в том числе с остальными решениями, которые уже были приняты. И мы решили, что после окончания Игр существенная часть этого жилья и решит эту проблему, чтобы разорвать наследие старых времен и прервать практику бесконечного ожидания жилья.
Д.Медведев: По поводу жилья не для обычного проживания, которое надо в Сочи строить (чем больше жилья такого класса будет сделано – тем лучше), а я имею в виду жильё для тех, кто подлежит отселению. Разобрались с этой проблемой окончательно?
Ю.Рейльян: Проблема людей, которые подлежат отселению, сегодня решена. Серьёзная работа была проведена к тому, чтобы завершить подсчёт тех площадок и земельных участков, которые подлежат отселению. И весь прошедший год был потрачен на то, чтобы принять сбалансированное решение.
Не буду скрывать, мы часть документации по планировке территории корректировали в этой связи для того, чтобы не осуществлять избыточного переселения. Потому что нет больше возможности беспокоить людей бесконечно, и существенная экономия возникнет в результате того, что мы оптимизировали площадки.
Д.Медведев: Я хочу понять, вы договорились с людьми, есть уже индивидуальные решения по каждому человеку? Эта тема закрыта?
Ю.Рейльян: Сегодня все решения по тому, кто и куда должен переселяться, приняты.
Д.Медведев: Это я и имею в виду. Хорошо.
Ю.Рейльян: Коротко – о гостиницах. В рамках подготовки к Играм будет построено 25 тысяч номеров и произведён капитальный ремонт и реконструкция более чем трёх тысяч номеров. Из предлагаемых к Олимпиаде 46 тысяч номеров это более половины.
По нашему мнению, гостиничный фонд города благодаря объектам, построенным для Игр, значительно увеличится, и, что самое главное, повысится качество предоставляемых услуг. При этом только в Имеретинской низменности будет построено свыше 13 тысяч номеров, в результате этого строительства мы получим фактически новую часть города, новый курортный район.
Д.Медведев: Какого уровня гостиницы будут?
Ю.Рейльян: Это гостиницы трёх, четырёх и пяти звёзд.
Д.Медведев: Мы с вами хорошо Сочи знаем: знаем как его большие достоинства, так и серьёзные недостатки, к числу которых относится и гостиничный фонд. Он либо старый, либо дико дорогой. Мы знаем, что обычному российскому гражданину летом в тех гостиницах, которые есть, отдохнуть почти невозможно. Те, кто деньги зарабатывает, могут остановиться, и есть неплохие отели, но в целом средний уровень – очень тяжело. Поэтому задача строительства отелей трёхзвёздочных выходит на передний план, потому что это всё будет использоваться уже в постолимпийский период, то есть это как раз то наследие, о котором мы с вами и говорим.
Ю.Рейльян: Хотел бы проинформировать, что мы уже во время реализации проекта достигли договорённости с Международным олимпийским комитетом и, сбалансировав количество номеров, пришли к выводу о том, что пятизвёздочных номеров от заявленных было избыточно.
Мы как раз снизили количество пятизвёздочных, а с появлением некоторых проектов, о которых я скажу, стало очевидно (и международные консультанты это подтверждают), что часть трёхзвёздочных гостиниц, которые планировались к перепрофилированию в апартаменты после Игр, на самом деле необходимо оставить как гостиницы. Такие решения тоже приняты.
Вместе с тем считаем, что строительство этих новых номеров создаст конкурентную среду. Когда безальтернативно предлагается, что ты либо живешь здесь и дорого, либо не живешь в этом городе, то действительно возникал перекос. Мы рассчитываем, что появление такого количества номеров позволит создать конкуренцию.
Для того чтобы снять главную проблему города – это сезонный перекос, – мы долгое время активно мониторили ситуацию и вышли на принятие решения по появлению якорных проектов, которые позволят загрузить город и гостиничный фонд в осеннее межсезонье и весенний период.
Принято было несколько принципиальных решений. Первое – на территории Имеретинской долины будет построена трасса «Формулы-1». Соответствующее соглашение с организаторами проведения Гран-при подписано. При этом мы разместили трассу таким образом на территории Олимпийского парка, чтобы максимально совместить её с проектируемой улично-дорожной сетью. Ответственным за реализацию проекта является госкорпорация «Олимпстрой», и при наложении двух проектов мы рассчитываем, что сами затраты на строительство трассы составят не менее 20 процентов.
По нашему общему мнению, которое подтверждено также всеми консультантами, проведение соревнований такого уровня придаст дополнительный импульс постолимпийскому развитию территории.
Второй крупный проект – это тематический парк, и мы считаем его тоже одним из основных проектов наследия Игр. Потому что мы строим полномасштабный круглогодичным парк, который будет соизмерим с Диснейлендом и знаменитым европарком в Германии.
Третьим серьёзным стимулом мы считаем появление яхтенных марин, потому что ранее такой услуги в городе практически не предоставлялось.
Хотел бы отдельно остановиться на экологическом наследии Игр. В рамках реализации экологической программы было принято серьёзное решение о расширении особо охраняемых природных территорий региона на 20 тысяч гектар.
Мы серьёзно следим, чтобы внедрялись передовые технологии, повышающие экологическую и энергетическую эффективность зданий и сооружений, а также решение экологических проблем города Сочи, в том числе связанных с обращением с отходами. Администрация города и Краснодарского края уделяют особое внимание решению этих проблем.
Хотелось бы упомянуть о Красной Поляне или, как Вы заметили, о горном кластере, потому что это не только посёлок Красная Поляна. Мы считаем, что с целью сохранения уникальной экологии и создания в России первого экологического курорта необходимо было принять, и мы приняли такое решение, чтобы стимулировать развитие и использование железнодорожного транспорта – именно железной дороги, которая будет соединять город Сочи и горный кластер, чтобы развивать сеть канатных дорог и снижать экологическую нагрузку, мы предполагаем ограничить, а в дальнейшем, возможно, запретить доступ транспорта с двигателем внутреннего сгорания на территорию Красной Поляны и остальных посёлков, а также использовать экологические виды транспорта на территории горнолыжных курортов.
С этой целью мы уже сейчас ведём активную работу с Оргкомитетом, чтобы те автобусы, которые заказываются для обслуживания участников и зрителей на территории горнолыжных курортов во время Игр, были выпущены сегодня с теми двигателями, которые позволят эту проблему решить. Имеются в виду и гибридные двигатели, и газовые.
По нашему мнению, реализация этих мероприятий позволит создать первый в России экологический курорт мирового уровня, а он, в свою очередь, станет пилотным проектом для дальнейшего тиражирования подобного природоохранного подхода в других регионах России. Это не сложная и умеренно капиталоёмкая задача для руководства Краснодарского края и города, но эффект от её решения ощутимый, знаковый и очень долговременный.
Как представитель профильного Министерства хочу доложить по влиянию наследия Игр на строительную отрасль. Строительство олимпийских объектов устанавливает новые стандарты зелёного строительства в нашей стране. Это энергосбережение, рациональное использование ресурсов, создание благоприятной среды для работы и отдыха, сокращение и компенсация воздействия на окружающую среду. Новый опыт, приобретаемый при строительстве олимпийских объектов, станет основой для национального стандарта инновационного зелёного строительства, которое будет в дальнейшем развиваться на территории всей страны.
Одним из основных значимых результатов проведения Игр станет создание в городе Сочи безбарьерной среды для маломобильных групп населения. В настоящее время реализуется утвержденный Правительством план мероприятий, который предусматривает создание необходимой инфраструктуры для указанных групп граждан, в том числе оборудование переходов, пандусов, подъёмников, доступа в общественные здания, аптеки, банки и так далее.
Обеспечение предоставления специальных услуг и сервисов для потребителей этой услуги таким образом сделает город Сочи первым проектом на территории России, подразумевающим создание безбарьерной среды на территории всего города. Уже сейчас мы видим – наследие Игр изменит жизнь сотен тысяч людей в нашей стране, и прежде всего жителей города Сочи.
Сегодня основные наследники и постолимпийская судьба объектов нами определены, условия для успешного развития с учётом планируемого проведения мероприятий мирового уровня созданы. Будущим наследникам, включая федеральные органы исполнительной власти, краевые и местные администрации, инвесторов, необходимо организовать работу по эффективному использованию объектов с максимальным экономическим и социальным результатом. Последовательное и динамичное развитие города и региона должно стать лучшим показателем правильности наших расчётов.
Д.Медведев: Спасибо, доклад прозвучал. Думаю, что сейчас коллеги поделятся собственными ощущениями. Целей – две, ещё раз напоминаю: подготовиться к Олимпиаде как следует (во всех смыслах этого слова) и второе – оставить постолимпийское наследие, то есть нормальные, вполне комфортабельные условия для развития самого Сочи и для отдыха миллионов людей в этом крае.
<…>