В.Путин: Добрый день!
Начнём с судостроения.
А.Костин: Конечно, Владимир Владимирович.
В.Путин: Как осваиваете?
А.Костин: За истекший период были сформированы новые органы управления компании [Объединённой судостроительной корпорации], избран совет директоров, назначен генеральный директор, его заместитель. В соответствии с Вашим Указом сейчас идёт работа с Правительством по формированию нормативной базы работы компании.
Вместе с генеральным директором я посетил крупнейшие предприятия отрасли: Севмашзавод, «Звёздочку» в Архангельской области, Балтийский завод, Пролетарский завод и «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге, «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Главной целью поездки было осуществление контроля за выполнением гособоронзаказа, за качеством его выполнения, за сроками его выполнения.
В целом, мне кажется, можно признать работу в корпорации по гособоронзаказу удовлетворительной. Есть, конечно, недостатки – и в работе корпорации, и в работе смежников, и в механизме взаимоотношений с Минобороны. Но мы совместно с Минобороны и при активной помощи и поддержке Министерства промышленности ведём работу, создали «дорожную карту». Поэтому я думаю, что справимся с этой задачей.
Что касается гражданского судостроения, то здесь, на мой взгляд, очень большие перспективы открываются. В качестве позитивного примера могу сказать о программе, которая реализуется Балтийским заводом по заказу «Росатома», – это строительство атомных ледоколов для Северного морского пути. Россия – единственная страна, которая производит такой тип судов.
Сегодня очень большое количество заказов у нас на все виды судов. Это и сухогрузы, и танкеры, и рыболовецкие суда, краболовы и пассажирские суда «река – море». Очень большой спрос.
К сожалению, в полной мере удовлетворить этот заказ сегодня мы не в состоянии: не хватает мощностей, не хватает технологий. Потребуется, на мой взгляд, серьёзная модернизация отрасли и даже, на мой взгляд, строительство новых предприятий, новых верфей. Мы видим, по крайней мере, две новые верфи. Одна – в Северо-Западном регионе, где-то в районе Питера, в Ленинградской области. Вторая – на Дальнем Востоке.
Всё это мы закладываем в стратегию развития отрасли, которую будем готовы представить Вам где-то в марте-апреле следующего года, такой перспективный план.
Из важных приоритетов я бы назвал ещё расширение подготовки квалифицированных кадров для отрасли на базе как высшего, так и среднего специального образования. Прежде всего мы фокусируемся на Санкт-Петербурге, там наиболее мощная база. Сегодня нехватка кадров большая, плюс конкуренция большая идёт – переманивают в другие отрасли, в том числе в оборонную. Но эта задача важная, мы тоже ею будем заниматься.
Я уверен, что через пять-семь лет у нас будет современная, эффективная судостроительная отрасль.
В.Путин: Отлично. Вижу, что Вы погрузились туда, знаю о Ваших перемещениях по заводам, это очень хорошо.
А как сама команда ВТБ реагирует на то, что появился такой колоссальный актив?
А.Костин: Позитивно, конечно.
Безусловно, будет тесное взаимодействие с банком, уже команды выезжают на предприятия. Поэтому прорабатываем, конечно, и финансовый план оздоровления, и план перспективных инвестиций тоже.
В.Путин: А как банк сам?
А.Костин: Банк хорошо, Владимир Владимирович.
Этот год очень успешный не только для ВТБ, но для всего банковского сектора. Вы знаете, я Вам докладывал в прошлом году, банк сильно пострадал от того, что против нас просто беспредел был абсолютный: у нас отобрали зарубежные банки, у нас сейчас их ликвидируют. Мы понесли, конечно, серьёзные потери.
Но в этом году мы серьёзно компенсировали это. Восстанавливаем капитальную базу и выходим на рекордную прибыль – где-то в 420 миллиардов рублей, что, конечно, очень существенно. Важно, что мы сумели быстро перестроиться. Потеряв западные рынки, мы сфокусировались, конечно, прежде всего на России, но не только – и на дружественных рынках.
Допустим, наш банк в Шанхае, который является единственным российским банком в Китае, за год удвоит оборот своей деятельности, что, конечно, отражает позитивное развитие российско-китайских торгово-экономических отношений.
Но надо сказать, что в следующем году всё-таки мы ожидаем снижение роста банковского сектора и наших доходов, потому что Центральный банк принял антиинфляционные меры: повышение ставки, ограничение кредитования, в том числе потребительского.
Но мы понимаем, что это временные меры. И мы рассчитываем на то, что, как только экономика выйдет на целевые цифры по инфляции, Центральный банк скорректирует свою политику и сделает кредитно-денежную политику менее жёсткой, а может быть, лучше даже – более мягкой.
В.Путин: Нужно здесь тоже быть очень аккуратными с мягкостью.
А.Костин: Мы понимаем.
В.Путин: Вот видите, наши недоброжелатели, видимо, не рассчитывали на то, что банковский сектор России будет проходить таким образом все сложности, которые создаются извне. Не учли, казалось бы, элементарные вещи, что банк – это не просто кубышка, где деньги лежат, а это часть экономики. Банковская сфера отражает состояние экономики в целом.
А.Костин: Безусловно. И банковский сектор готовился, конечно, к разному развитию ситуации, но экономика оказалась устойчивой, поэтому мы видим экономический рост.
В.Путин: И банк функционирует на этой базе, конечно.
А.Костин: Да.
И знаете, всё-таки это ещё раз показало, что нас не удалось изолировать. Поэтому расчёты в национальных валютах идут с дружественными странами очень активно, невзирая на всякие вторичные санкции и прочее.
В.Путин: Вы сами удовлетворены работой банка в конечном итоге?
А.Костин: Да, в этом году сработали хорошо. Сейчас мы новую стратегию готовим, в начале следующего года [представим]. Она, конечно, будет учитывать те колоссальные изменения, которые произошли в целом в банковской сфере. Но я думаю, что мы сегодня с большим оптимизмом смотрим вперёд. У нас такое настроение.
В.Путин: Андрей Леонидович, понятно, что Вы не так давно занимаетесь судостроительным комплексом, но всё-таки. Вы сейчас сказали о том, что есть определённые вопросы, проблемы, в том числе связанные с технологиями. Вы в коллективах уже побывали, поработали, с людьми пообщались, познакомились. Вижу, что мы в очень многих отраслях приобретаем новые компетенции – а как в судостроении?
А.Костин: Я думаю, эти процессы тоже идут. Просто у нас уровень предприятий очень различный – я езжу по предприятиям. Есть предприятия с уже современным оборудованием, с технологиями, а есть предприятия, где, действительно, ещё устаревшие технологии. Думаю, здесь мы должны, безусловно, подтянуть этот базис.
У нас есть верфь, я приезжал на «Красное Сормово», они говорят: мы загружены заказами уже на несколько лет вперёд. Другое дело, что там с эффективностью немножко надо поработать, контракты не всегда прибыльные, но это второй вопрос. Но в целом работники отрасли видят, что их труд востребован и что они загружены работой, они без работы не останутся – это совершенно точно.
В.Путин: Это побуждает их новые технологии искать.
А.Костин: Побуждает новые технологии искать, новые решения. Я вижу, и директора есть тоже разные, но есть те, которые нашли эти решения, в тех условиях даже – где-то сказывался, может быть, недостаток финансирования. Но в целом думаю, что с задачей этой справимся абсолютно. Я говорю: народ готов к этому, настроен. В общем, я нигде не видел какого-то негатива. Мы встречались с коллективами тоже, говорили. Коллективы молодые очень часто, кстати, и, чувствуется, работают с хорошим зарядом.
В.Путин: Отлично.
<…>