В.Путин: Уважаемые коллеги!
Наша встреча проходит в знаменитом Курчатовском институте, который в этом году отмечает своё 75-летие. От всей души поздравляю коллектив института с этой знаменательной датой.
В 1943 году, в тяжелейший период войны, была создана «Лаборатория номер 2». И именно здесь началась реализация советского атомного проекта. Его значение, грандиозные достижения наших учёных, конструкторов, инженеров переоценить просто невозможно. Они внесли колоссальный вклад в обороноспособность страны. Ну а если сказать напрямую, может быть, своими достижениями сохранили нашу страну. Благодаря достигнутому паритету внесли неоценимый вклад в обеспечение безопасности всего мира, всего человечества.
Важно, что мы не только сохраняем уникальные компетенции, а постоянно идём вперёд.
Напомню, что «Лаборатория номер 2» начиналась с пары токарных станков, небольшого помещения, с 20 килограммов урана и с 10 квартир, которые были выделены Курчатову, а сама лаборатория размещалась тогда на окраине Москвы.
Сейчас Курчатовский институт является единственным в мире научным центром, где на одной территории расположены синхротронный ускоритель, сверхмощный лазер, ядерно-энергетический, плазменный, генетический комплексы. Такая концентрация научной инфраструктуры позволяет проводить уникальные исследования на стыке дисциплин.
Надеюсь, что сегодня на этой исторической площадке с участием учёного совета института, президиума РАН у вас будет возможность поговорить об основных задачах, которые стоят на современном этапе технологического развития.
Дорогие друзья! Игорь Васильевич Курчатов говорил: «В любом деле важно определить приоритеты. Иначе второстепенное, хотя и нужное, отнимет все силы. Делайте в своей работе, в жизни только самое главное». А главное для нас с вами сегодня – добиться настоящего прорыва. Использовать технологический прогресс для повышения благополучия людей, для освоения наших огромных территорий, для роста эффективности экономики, промышленности, сельского хозяйства.
Очевидно, что роль науки в национальном развитии, без преувеличения, становится определяющей. И у нас есть возможности для того, чтобы решать исследовательские, конструкторские, технологические задачи самого высокого уровня.
Как вы наверняка обратили внимание, в Послании подробно говорил о новых образцах стратегического оружия России, которого сегодня нет ни у одной страны мира. В их создании приняли участие десятки предприятий, конструкторских бюро, научных центров. Среди них – и Курчатовский институт, и академические организации. Свой существенный вклад в эту работу внесло и новое поколение учёных, инженеров, высококвалифицированных рабочих.
Вновь повторю: мы смогли создать такие разработки только потому, что у России есть мощная фундаментальная наука, передовая исследовательская, технологическая, промышленная база и, главное, сильный кадровый потенциал. Без всего этого комплекса решение подобных задач было бы абсолютно невозможно.
Сегодня нам нужно обеспечить использование передовых оборонных технологий в высокотехнологичных отраслях производства, так же как и энергия атома стала применяться в мирных целях: в создании энергостанций, ледокольного флота и так далее.
Сегодня важно, опираясь на накопленный потенциал, вывести на конкурентный мировой уровень и нашу гражданскую науку. Россия должна быть в числе ведущих стран мира по целому ряду ключевых научных направлений.
Это прежде всего математика, которая является базой для формирования как цифровой экономики, так и для всего научно-технологического развития. В этой дисциплине мы всегда были лидерами. Свои позиции нужно и дальше укреплять, усиливать.
Предстоит совершить кардинальный шаг вперёд в области геномных исследований и в материаловедении, выйти на новый уровень в разработке и внедрении конвергентных, природоподобных технологий. По сути, речь идёт о широких междисциплинарных исследованиях на стыке математики, физики, биологии, информационных, когнитивных и других наук.
Новые открытия позволят нам создавать качественно иные методы предотвращения, диагностики, лечения заболеваний, в том числе пока ещё неизлечимых, разрабатывать эффективные и безопасные для окружающей среды технологии генерации энергии и утилизации бытовых отходов, а также значительно продвинуться в развитии и внедрении систем искусственного интеллекта, повысить их энергоэффективность, используя принципы и процессы, которые происходят в живой природе.
Существующие и создаваемые заделы в фундаментальных исследованиях помогут выйти на новые горизонты в изучении нашей планеты, ближнего и дальнего космоса, истории возникновения Вселенной. Наши учёные могут и должны добиться знаковых результатов по этим важнейшим для всей цивилизации направлениям.
Уважаемые коллеги! В ближайшие годы в науке мы должны реализовать национальный проект, который по своему масштабу, историческому значению для страны должен быть сопоставим с атомным и космическим проектами.
Какие вопросы считаю ключевыми.
Первое. Нужно выстроить эффективную, современную систему управления научно-технологическим развитием, которая объединит возможности исследовательских институтов, вузов, высокотехнологичных компаний, обеспечит проведение крупных междисциплинарных исследований и быструю коммерциализацию передовых решений.
Мы сейчас, только что, встречались, скажем так, в узком составе и вспомнили о том, что до 1998 года у академии не было даже юридического лица. Не знаю, хорошо это или плохо, но надо встраиваться в существующую систему, иначе эффективной работы тоже не будет получаться.
Второе. Необходимо обеспечить рост финансирования науки, при этом существенно повысить эффективность использования этих ресурсов. Деньги должны получать те организации, которые добиваются конкретных, значимых результатов.
Будем стремиться к тому, чтобы объём бюджетных средств на фундаментальные исследования в ближайшие годы увеличился в полтора раза. Сейчас, в этом же узком составе, говорили о том, чтобы выйти на внутренние затраты на исследования и разработки – поэтапно, правда, но до 2 процентов ВВП, сейчас – 1,1 [процента ВВП].
Вы знаете, это сложная задача. Она сложная не потому, что мы не хотим этого добиться или денег жалко. Совсем нет. Она сложна потому, что у нас 70 процентов в структуре расходов – это бюджетные расходы. Где-то в других высокоразвитых научных странах – 30 процентов из бюджета, а у нас – 70. И мы не можем этого не учитывать. Так резко увеличить чисто бюджетные расходы мы вряд ли сможем. Но что мы должны будем делать – необходимо создать дополнительные стимулы для вложений бизнеса в исследования и разработки, для деятельности крупных и малых высокотехнологичных компаний. Словом, создать такой инвестиционный климат, чтобы запустить настоящий технологический бум. Запустить его нужно обязательно.
Третье. Предстоит обновить не менее половины приборной базы и исследовательской инфраструктуры ведущих научных организаций. Об этом тоже только что говорили, полностью с этим согласен и думаю, нам удастся это сделать. Продолжить развитие в России установок класса мегасайенс.
Уже говорил о создании таких установок в подмосковном Протвино и новосибирском Академгородке, в том числе когда был в Новосибирске. Сегодня прозвучало предложение о формировании передовой инфраструктуры подобного рода и во Владивостоке – поддерживаю это предложение, и будем его реализовывать.
Четвёртое. Необходимо сформировать целостную систему подготовки научных кадров, обеспечить условия для профессионального роста молодых учёных, чтобы у них были лучшие возможности для исследований, создания научных лабораторий и коллективов, для практического внедрения своих разработок и идей.
Пятое. Ключевой фактор технологического прорыва – это талант, компетенции учёных и инженеров и, конечно, их социальный статус. Всё это должно развиваться, и социальный статус должен расти.
При этом особо подчеркну: вознаграждение труда исследователя должно в первую очередь зависеть от результатов его деятельности. Тоже сейчас об этом говорили, говорили о том, что люди работающие и добивающиеся определённых результатов вне зависимости от того места, где они реально работают, должны получать одинаковые доходы, а не только в крупных центрах. Эти доходы должны получаться одинаково вне зависимости от того, где и в каком регионе страны работает учёный. Его значимый вклад в решение научных задач должен достойно оплачиваться. Такими же конкурентными должны быть и условия для жизни, для создания и внедрения технологических решений.
Равенство научных, творческих возможностей имеет принципиальное значение. Полностью согласен с тем, что сегодня уже говорилось.
Наука не может быть сосредоточена в каком-то отдельном институте или субъекте Федерации. Мы должны стремиться к тому, чтобы по всей России формировались точки притяжения людей, которые увлечены идеей технологического прорыва, наших молодых исследователей, учёных с мировым именем из других стран, в том числе наших соотечественников.
Мы продолжим укреплять наши федеральные университеты, вузы, академические институты, будем создавать сильные научные центры, в том числе в области цифровой экономики, гуманитарных наук, медицины и сельского хозяйства, по другим направлениям и дисциплинам.
Рассчитываю, что Курчатовский институт и Российская академия наук примут самое активное участие в этой работе, будут совместно решать научные задачи, добиваться технологических прорывов. Сегодня академия и институт подписали соответствующее соглашение. Исхожу из того, что это всё будет эффективно на деле, на практике работать на пользу развития российской науки, всей нашей страны.
Большое спасибо вам за внимание и желаю вам всего самого хорошего.
Спасибо.