Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги! Уважаемые члены Совета!
Сегодня у нас заседание, посвящённое двум крупным темам: подготовке к зимним Олимпийским и Паралимпийским играм в Сочи и к XXVII Всемирной летней универсиаде 2013 года в Казани.
Эти важнейшие для развития нашей страны и, конечно, спорта в нашей стране события пройдут практически одно за другим и потребуют от нас беспрецедентных усилий по объёму прилагаемых нами возможностей и по той ответственности, которая перед всеми нами стоит. Эта работа потребует и высокой скоординированности, чёткости выполнения тех решений, которые уже приняты и которые ещё будут приниматься. Поэтому мы с вами сегодня предельно конкретно, по существу должны обсудить ход подготовки и остановиться на тех текущих задачах, которые на сегодняшний день для проведения этих мероприятий важны.
К сегодняшнему моменту пройден начальный этап олимпийского проекта. В текущем же году мы приступаем к строительству олимпийских объектов, то есть, собственно, к основной работе. В этой связи необходимо завершить в основном все проектные работы, которые велись до сих пор, и обеспечить безусловное соблюдение того графика, который мы с вами для себя установили.
Обращаю внимание также, что, несмотря на то что у оргкомитета «Сочи-2014» сложились по‑деловому хорошие отношения с МОКом и Международный олимпийский комитет в целом удовлетворён тем, как идут дела, тем не менее этот вопрос должен находиться под постоянным контролем всех присутствующих, всех лиц, отвечающих за решение этих задач и особенно в сфере финансового обеспечения и использования средств, выделяемых на цели проведения Олимпиады.
И ещё одна тема, которая всех сегодня волнует. Мы наладили работу, она идёт. Тем не менее очень много согласований, многие вещи, которые приходится, что называется, делать «в поле», вязнут в бюрократических проблемах. Инстанции, которые отвечают за процесс, находятся в постоянных переговорах друг с другом, но нормальная работа пока ещё не налажена, имею в виду и отношения между различными ведомствами, и с «Олимпстроем», и отношения с оргкомитетом – всё это нужно собрать воедино. Для этого у нас есть вице-премьер, который отвечает за этот процесс.
Надо быстро готовить документы, которые требуются для проведения уже не проектных работ, а начала строительства, имею в виду и технические регламенты, согласовать те процедуры, которые до сих пор не согласованы, потому что в этом наша прямая ответственность.
В том, что касается Универсиады, нам ещё предстоит обеспечить строительство спортивных объектов, строительство деревни Универсиады и определить механизмы их финансирования, включая финансирование дирекции.
Далее. Нам нужно окончательно урегулировать ряд вопросов, связанных с развитием Сочи. Какие это вопросы? Во‑первых, нам следует актуализировать и в случае необходимости (хотя нормативная база свежая, новая) внести, может быть, изменения в действующее законодательство в части, касающейся системы управления и строительства инфраструктуры Олимпийских игр в Сочи. Необходимо также закрепить за Минрегионом полномочия координирующего органа, которые это ведомство в настоящий момент уже фактически исполняет. Отмечу также, что аналогичные проблемы стоят и перед организаторами Универсиады. Все эти вопросы Правительство должно оперативно решить.
Важно завершить урегулирование вопросов, связанных с предоставлением земельных участков под олимпийское строительство, и вопросов, связанных с переселением граждан. Причём необходимо разобраться с каждой переселяемой семьёй. Это вопрос, во‑первых, очень существенный, а, во‑вторых, он не может решаться абстрактно. Это взаимоотношения с каждой конкретной семьей, с теми людьми, которые живут на соответствующих земельных участках. Естественно, что должны быть учтены все права, которые для таких семей, для таких граждан установлены действующим законодательством, которое мы с вами разработали и приняли.
Наша задача – создать в Сочи мощную спортивно-рекреационную структуру для летних и зимних видов спорта, для активного отдыха и оздоровления людей. Мы должны в конечном счёте построить современный, мирового уровня курорт с развитой инфраструктурой, но не менее развитой социальной сферой, которая, кстати сказать, должна отвечать и всем экологическим нормам.
Сейчас под олимпийские объекты требуемые площади в основном выделены, но для развития Сочи как города (здесь проблем гораздо больше) земель выделено всего где‑то около 50 процентов. Это большая серьёзная работа, и эту работу необходимо, вне всякого сомнения, максимально ускорить. У администрации города должна быть возможность сформировать и так называемый маневренный жилищный фонд для предоставления жилья взамен изъятой земли и изъятых домов.
Вторая очень важная задача для Сочи. Помимо строительства олимпийских объектов наша задача – создать в Сочи мощную спортивно-рекреационную структуру для летних и зимних видов спорта, для активного отдыха и оздоровления людей. Мы должны в конечном счёте построить современный, мирового уровня курорт с развитой инфраструктурой, но не менее развитой социальной сферой, которая, кстати сказать, должна отвечать и всем экологическим нормам. И, конечно, это должен быть город, который будет комфортным и для самих сочинцев, в том числе для людей с ограниченными возможностями. Тем самым мы должны заложить стандарты доступности, которые будут использоваться во всех регионах. Особую важность в этой связи приобретает разработка и реализация комплексной программы «Сочи – гостеприимный город».
Третья задача, о которой хотел бы сказать. Олимпийский проект, как и Универсиада, являются общенациональными проектами, и в успехе этих мероприятий должны быть заинтересованы все субъекты Федерации, а не только те, где, собственно, эти мероприятия проводятся. Считаю, что региональные строительные организации должны принять участие в конкурсах на строительство объектов Олимпиады и Универсиады. И, кстати, также для отечественной строительной индустрии это может быть неплохой поддержкой в период финансового кризиса.
Очевидно, что в нынешних экономических условиях нужны и более энергичные меры по поиску инвесторов. И у оргкомитета уже есть определённые идеи, связанные с привлечением коммерческих партнёров. Их нужно развивать, тем более сейчас не самая простая ситуация. Мы строим перспективные объекты, которые должны быть востребованы и после проведения Олимпиады и, соответственно, Универсиады.
В этом плане заслуживает внимания ещё одна идея – идея создания в Сочи российского международного олимпийского университета. Этот университет призван готовить менеджеров и организаторов крупных спортивных мероприятий, вообще мероприятий такого порядка и для нашей страны, и для других стран.
Другая группа задач, которая стоит перед всеми нами, – это задача подготовки спортсменов. Этапными здесь станут Олимпиады в Ванкувере и Лондоне. И, естественно, что эту подготовку нужно начинать как можно раньше, предоставив нашим спортсменам и полноценную тренировочную базу, включая вновь введённые объекты. Также быстро нужно решать вопросы, связанные с кадровым, научно-методическим, медико-биологическим и антидопинговым обеспечением. Я только что беседовал с нашей сборной по лёгкой атлетике, в общем, здесь есть о чём поговорить.
Едва ли не самая главная цель – использовать спортивные игры в Сочи и в Казани как стимул для модернизации всей системы физкультуры и спорта в нашей стране, особенно среди молодёжи, среди детей и подростков. Понятно, что честь страны будут защищать опытные спортсмены, но, с другой стороны, уже подрастает то поколение, которое будет выходить на состязание Универсиады, а затем и Олимпиады. Сегодня они учатся в школах, в университетах, и у нас есть лишь несколько лет для того, чтобы успеть их подготовить.
Надо наладить также эффективную систему отбора молодых спортсменов. Некоторые из начинающих спортсменов вполне могли бы поехать и в Ванкувер, и в Лондон для приобретения опыта. Это стало бы важным этапом для их подготовки к Олимпиаде в Сочи.
Нужно выстраивать также систему подготовки и воспроизводства спортивных кадров, в которых ключевую роль должны занять детско-юношеские спортивные школы. Только что об этом говорил и с Виталием Мутко [Министр спорта, туризма и молодёжной политики], и с нашими коллегами, которые здесь проводят тренировочные сборы. Такие школы есть во всех регионах, состояние их, мягко говоря, очень посредственное.
Кроме того, как выясняется, они ещё и разделены между различными ведомствами: за часть школ отвечают органы, которые занимаются развитием физкультуры и спорта, а за часть школ (приблизительно половина на половину) отвечают органы образования. И это не способствует укреплению самих детско-юношеских школ в целом. Вообще, забота о таких школах должна стать приоритетным проектом, заботой субъектов Федерации.
Для развития студенческого спорта необходимо укреплять молодёжные общественные организации, такие, например, как Российский спортивный союз. Результаты его деятельности, особенно с учётом последнего нашего выступления на Универсиаде в Китае, где мы очень неплохо выступили, достаточно обнадеживающие.
Думаю, что мы могли бы принять необходимое решение, в том числе и касающееся организационно-правовых форм работы. Кстати, не следует забывать и о тех общественных структурах, которые призваны заниматься развитием военно-технических видов спорта, хотя это не олимпийская тема, но тем не менее.
Одновременно с этим необходимо готовить специалистов, которые будут обеспечивать проведение соревнований в Сочи и в Казани, в том числе через формирование студенческих и иных волонтёрских отрядов, без чего не обходится ни одна Олимпиада, ни одна Универсиада. Это отдельная и, в общем, достаточно серьёзная работа. В таких формах привлечение молодёжи из всех регионов должно произойти уже в текущем году, потому нужно этим заниматься прямо сейчас. Все необходимые решения, в том числе организационные, также необходимо принимать безотлагательно.
Это набор вопросов для рассмотрения на сегодняшнем Совете. Давайте начнём работать.