Д.Медведев: Добрый день, коллеги! Садитесь, пожалуйста.
Уже записку прислали – хорошо, значит, есть желание работать.
Добрый день ещё раз, коллеги! Мы сегодня с вами собрались на первое заседание нашего Совета по развитию информационного общества. Указ о его создании был подписан в ноябре прошлого года. Рассчитываю, естественно, на то, что этот Совет сыграет роль и в развитии собственно самого информационного общества, в развитии той Стратегии, которая существует, и в развитии конкретных планов.
Очевидно, что сегодня никакой прогресс и модернизация невозможны без информационных технологий, это касается и научно-технической сферы, и не только научно-технической сферы, но и собственно вопросов управления и даже вопросов укрепления демократии в стране. Сегодня невозможно представить себе ни одно предприятие, ни одну компанию, которая не имеет компьютеров, не имеет автоматизированной системы бухгалтерского учёта – в том или ином объёме, во всяком случае. Ну и в значительной мере уже невозможно себе представить и деятельность нашего бизнеса, наших компаний без интернета. Телекоммуникационные услуги предоставляются и в городах, и в сельской местности, и отрадно, что всё‑таки у нас уже в каждой четвёртой российской семье есть компьютер.
За последние годы информационные технологии и информационные услуги стали достаточно существенной статьёй российского несырьевого экспорта, достигнув уровня приблизительно в миллиард долларов. Тем не менее ради чего вообще мы создали этот Совет, ради чего мы встречаемся? Всё это нас не устраивает, потому что по ключевым показателям мы ещё страшно далеки от большинства развитых государств. В соответствующих международных рейтингах Россия занимает (я сам, когда смотрел материалы, удивился) даже не 20–30-е, а 70–80-е места! Это притом, что у нас очень высокий в целом исторический интеллектуальный потенциал, интерес к этой сфере, масса программистов. Отставание от стран-лидеров не уменьшается, а как это ни парадоксально в условиях, казалось бы, развития экономики и в целом улучшения жизни, наоборот, нарастает. Вот по индексу развития так называемого электронного правительства мы были в 2005 году на 56-м месте, а в 2007 году достигли 92-го. О чём это говорит? Это говорит о том, что у нас никакого электронного правительства нет, всё это – химера. В рейтинге готовности стран к сетевому миру (есть такой рейтинг) мы тоже на «почётном» 72-м месте.
По поводу электронного правительства. Сегодня практически все федеральные структуры обеспечены современными компьютерами, подключены к сети интернет. Практически во всех государственных органах сформированы базы данных, но и только. У нас внутренний документооборот как велся, так и ведется на бумаге. А компьютеры в основном используются, сами знаете, для чего: по сути, это пишущие машинки, просто более удобные, потому что не нужно каждый раз одно и то же перепечатывать.
Мы уже пятый год переводим нашу работу на электронный вид. То есть уже пять лет мы все занимаемся электронным документооборотом. На самом деле, даже больше, потому что я, работая в Администрации Президента лет шесть или семь даже назад, пытался это делать в Администрации – безуспешно. Потом мы этим занимались в Правительстве. К сожалению, в этом смысле похвастаться нечем.
Отсутствуют и современные системы планирования, и современные системы финансово-управленческой отчётности. Только на рассылку нормативных документов по ведомствам ежемесячно уходят тонны бумаги. Так сейчас никто не делает – это мы просто богатые: у нас леса много и бумаги достаточно.
Для граждан в большинстве случаев вообще ничего не изменилось. За редким исключением, нет вообще возможности отправить с личного компьютера никакого заявления или проследить за прохождением своей бумаги в том или ином ведомстве, получить электронную справку по системе электронного единого окна. Мы должны были создать единый портал государственных и муниципальных услуг, он должен был заработать с 1января наступившего года. Этого тоже не произошло. Это должен был быть сайт, на котором граждане могли бы в полном объёме получить информацию по всем услугам федеральных, региональных и муниципальных структур власти.
Тем не менее 9 февраля мною подписан закон об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Мы должны сделать так, чтобы он заработал в самое ближайшее время.
Стратегия развития информационного общества была принята ещё в феврале прошлого года, прошёл год – её план, к сожалению, окончательно не проработан. Алгоритм движения по этой проблеме мы сегодня с вами должны обсудить и найти.
Знаю, что есть предложение о создании целого ряда межведомственных групп, которые будут отвечать за конкретные направления работы. Мне кажется, это нормальная, во всяком случае разумная, идея, давайте её обсудим.
Хотел бы, чтобы мы подумали и о других принципиальных моментах. Так, в глобальном информационном обществе, естественно, успешным является тот, кто способен экономически эффективно производить добавленную стоимость с учётом долгосрочной тенденции роста информационных ресурсов, роли технологий и услуг.
Сегодня львиная доля всех услуг, которые мы потребляем, – это импорт, при том что отечественные программные продукты, по некоторым направлениям во всяком случае, хотя очень важным, являются лидерами в развитых странах, а наши студенты год от года выигрывают самые престижные олимпиады по программированию. Давайте обсудим, что необходимо сделать и по этому направлению, какая поддержка и в каких формах здесь нужна.
Ещё ряд проблем, который я упомяну, – после этого, коллеги, наверное, разовьют это в своих выступлениях. Вопрос инфраструктурных ограничений, в том числе так называемой конверсии радиочастотного спектра, стоит в повестке дня ещё с 2006 года. Здесь надо, чтобы все руководители соответствующих ведомств наконец завершили межведомственные согласования: либо встретились на уровне ведомств, либо провели совещание в Правительстве.
Ещё одна тема – это информационные технологии в социальной сфере. Сейчас нужно начинать массовое обучение школьных учителей новым технологиям. Мы, собственно, пытались это делать в рамках национального проекта. Наверное, кое‑что удалось, но пока это только самое начало. Надо подумать и о том, чтобы двинуться дальше – к использованию отечественного свободного программного обеспечения. Я этой темой занимался, результаты у нас есть, мы подготовили уже свои программы, которые позволяют создать, по сути, продукт абсолютно качественный, на основе свободного программного обеспечения, но привязанный уже к нашим реалиям.
Надо создать центры дистанционной подготовки для детей-инвалидов, которые обучаются дома, и обеспечить, естественно, всех этих детей компьютерами и подключением к сети интернет. Это тоже очень важная задача.
В здравоохранении – мы тоже говорили уже неоднократно, и определённые попытки были сделаны – надо перейти к ведению истории болезни в электронном виде, унифицировать социальные карты и другие формы учёта. Нужны, конечно, и программы цифровизации крупных архивов, библиотечных, музейных фондов. Я этим тоже сам занимался и надеюсь, что эта работа будет тоже доведена до конца – и для того чтобы предотвратить утраты, которые существуют в наших архивах и в нашем музейном фонде, и просто, чтобы порядок навести элементарный. Необходима также система учёта результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые выполняются за бюджетные средства.
Несмотря на кризисные сложности, мы должны в ближайшие два года создать и информационные, и институциональные предпосылки для интеграции в глобальное информационное общество.
Ещё одна важная проблематика, с которой все мы сталкиваемся, когда ездим по родной стране, – это преодоление цифрового неравенства. Я помню, ещё в 2000 году на «восьмёрке», которая была в Японии, этот вопрос был поставлен применительно к преодолению цифрового неравенства в мире. У нас тоже есть цифровое неравенство. У нас очень большая страна и очень разные возможности. Поэтому цифровое неравенство российских регионов – это достаточно серьёзная, важная тема. Мы определённые шаги в этом направлении сделали – во всяком случае, когда было принято решение и исполнено о подключении всех школ Российской Федерации к интернету: задача была масштабная, в неё даже некоторые не верили, тем не менее сделали, сделали достаточно быстро, за разумные деньги. Но нам нужно преодолеть это неравенство по всем аспектам. Школы, конечно, важнейшее звено, но у нас есть и другие социальные учреждения, у нас есть просто пользователи, обычные наши граждане, и мы понимаем, что возможность подключиться к интернету за разумные деньги в Москве – одна, а где‑нибудь в глубинке – принципиально другая, и доходы там другие.
Я, конечно, сейчас не буду перечислять всех проблем, которые связаны с характером развития информационного общества в нашей стране. Но уже того, что я назвал, вполне достаточно, чтобы сделать простой вывод: работы хватит на всех.
Несмотря на кризисные сложности, мы должны в ближайшие два года создать и информационные, и институциональные предпосылки для интеграции в глобальное информационное общество. В этом основная задача Совета и в этом основная функция тех ведомств, которые здесь представлены.
Задачи поставлены. Давайте теперь обменяемся впечатлениями.
Работать будем следующим образом. С учётом того, о чем я сказал, я хотел бы, чтобы сначала выступил советник Президента Рейман Леонид Дододжонович – о том, как организовать нам работу Совета.
Леонид Дододжонович, пожалуйста.
Л.Рейман: Спасибо.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены Совета, коллеги!
Действительно, реализация Стратегии развития информационного общества в нашей стране – это важнейшая задача, и реализация этой стратегии в значительной степени позволит решить или ликвидировать те негативные аспекты, о которых только что говорил Президент, касаясь развития инфокоммуникаций в нашей стране.
По оценке некоторых экспертов, реализация Стратегии, реализация мероприятий Стратегии к 2015 году может вывести нашу страну на 20-е место среди всех стран мира по рейтингам, которые готовят соответствующие институты, оценивающие так называемую ИТ-готовность.
Важнейшей составной частью реализации Стратегии построения информационного общества является реализация плана, о котором тоже Дмитрий Анатольевич сказал и который на сегодняшний день пока не утвержден. План – это системная основа осуществления координации деятельности федеральных органов и регионов по построению информационного общества в нашей стране. Представляется правильным, если сегодня мы этот план будем рассматривать не до 2015 года, а в трёхлетний период. С нашей точки зрения, это позволило бы совместить реализацию плана с формированием бюджета, с бюджетным процессом.
План, который разрабатывается на основе представленных Правительством предложений, должен объединять как существующий, так и новые проекты в соответствии с обозначенными приоритетами, о чём Дмитрий Анатольевич сегодня говорил.
На первом этапе наша задача – это обеспечить прозрачность процедуры формирования и выполнения ведомствами этих проектов и в рамках уже предусмотренного в бюджете финансирования до 2011 года мероприятия эти реализовать.
По всем мероприятиям, которые предлагаются для включения в план, должны быть разработаны графики, сетевые графики выполнения этих мероприятий, определены показатели реализации, а также указаны в плане объёма финансирования по тем или иным направлениям. Такой подход позволит оперативно контролировать реализацию мероприятий, выполнение тех или иных задач. Фактически мы говорим о подходе, который был успешно реализован в период, когда в стране реализовывались приоритетные национальные проекты.
В рамках образованного президиума Совета на ежемесячной основе должны осуществляться работы по мониторингу хода реализации мероприятий плана и должны обсуждаться также меры, которые направлены на повышение эффективности выполнения мероприятий плана, или в случае, если те или иные мероприятия будут требовать переформатирования, это также могло бы обсуждаться в рамках президиума.
Хотел бы отметить, что большая часть проекта в сфере ИКТ затрагивает интересы не одного, а целого ряда федеральных органов, и в том числе интересы регионов очень часто. Для примера мог бы привести переход на унифицированную социальную карту. В рамках этой работы должны совместно работать и Минздравсоцразвития, и Минкомсвязи, и Минпромторг, и, конечно, соответствующие органы социальной защиты субъектов Российской Федерации. К сожалению, реализация многих комплексных проектов тормозится именно из‑за сложности, подчас не всегда обоснованной, выработки единой позиции с точки зрения межведомственного согласования.
В рамках Совета предлагается несколько изменить или ввести другой подход. Важно, чтобы за каждым направлением реализации Стратегии было закреплено соответствующее профильное ведомство. А для каждого мероприятия необходимо чётко определить формат участия других ведомств в регионах и сферу их ответственности.
Проработка мероприятий, предлагаемых для реализации, в рамках плана, а также их последующая координация должна осуществляться в рамках специально образованных межведомственных рабочих групп, о которых Дмитрий Анатольевич сегодня сказал. Предлагается создать восемь рабочих групп.
Межведомственная рабочая группа по вопросам формирования национальной телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечения на её основе доступности населению на территории всей страны современных информационно-коммуникационных услуг. Руководителем этой межведомственной группы предлагается Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Игорь Олегович Щёголев.
Вторая межведомственная рабочая группа – это группа по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в образовании, науке, а также подготовке квалифицированных кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий. Руководителем этой рабочей группы предлагается Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Александрович Фурсенко.
Третья межведомственная рабочая группа – по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в сфере здравоохранения и социальной защиты населения. Эту группу предлагается возглавить Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации Голиковой Татьяне Алексеевне.
Четвертая рабочая группа – это рабочая группа по использованию информационно-коммуникационных технологий по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения. Это проект, который развивался в прошлом году. Предлагается, чтобы Шойгу, Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, возглавил эту рабочую группу.
Межведомственная рабочая группа по вопросам национальной промышленности и информационных технологий в Российской Федерации. Кандидатура на руководство этой группой – Министр промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Борисович Христенко.
Межведомственная рабочая группа по вопросам формирования в Российской Федерации электронного правительства. Предлагается на руководство этой группой заместитель Руководителя аппарата Правительства Российской Федерации Рыжков Дмитрий Алексеевич.
Министр культуры Российской Федерации Авдеев предлагается на руководство рабочей группой по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в системе культурного и гуманитарного наследия.
А директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации Бортников предлагается на руководство межведомственной рабочей группы по вопросам противодействия использованию потенциала информационно-коммуникационных технологий для нанесения ущерба национальным интересам России, очень важный вопрос.
Вот восемь рабочих групп, которые предлагается создать. Они полностью соответствуют направлениям Стратегии развития информационного общества.
Д.Медведев: Это согласовано с нашими коллегами, которые должны возглавить эти рабочие группы?
Л.Рейман: Мы материалы рассылали, рассылку делали, поэтому считаем, что предварительные согласования провели. Если у коллег будут какие‑то предложения или замечания, они могли бы – может быть, это сегодня.
Д.Медведев: Ясно.
Юрий Михайлович, пожалуйста.
Ю.Лужков: Дмитрий Анатольевич, я хотел бы предложить ещё одну рабочую группу по развитию информационных технологий в региональном масштабе, в регионах. Там есть свои особенности, есть опыт, который накоплен в регионах, которые этими вопросами занимались уже достаточно много и давно. И это было бы очень полезно, если бы мы создали в рамках нашего Совета ещё одну группу по региональному аспекту.
Д.Медведев: У меня, естественно, никаких принципиальных возражений нет. Единственное, я надеялся бы на то, что руководители вот этих межведомственных рабочих групп будут работать не только в своих кабинетах через своих заместителей, но всё‑таки будут работать и над региональными проблемами. Но в целом, может быть, для учёта региональных нюансов и обобщения того опыта, который есть в регионах, можно такую группу создать. Пожалуйста.
Л.Рейман: В принципе согласен с предложением по рабочим группам, но так как большую часть из них возглавляют министры и руководители органов исполнительной власти, мне бы казалось правильным всё‑таки на одно из министерств возложить координацию деятельности рабочих групп – для того, чтобы у нас не было разнобоя. Тем более что все эти направления самым тесным образом связаны, особенно в рамках электронного правительства. Мне бы казалось, что таким органом было бы правильно назначить Министерство связи.
Д.Медведев: Давайте сделаем лучше: давайте возложим это на Правительство и Вам поручим.
Л.Рейман: Спасибо.
Д.Медведев: Пожалуйста. Договорились, это будет как раз и солидно, и то, что надо, что называется.
По поводу региональной рабочей группы: давайте ее создадим. Юрий Михайлович, тогда, наверное, Вам неплохо было бы этим и заняться, раз обратились с этим. Инициатива всегда была наказуема. Готовы?
Ю.Лужков: Если доверите, то да.
Д.Медведев: Хорошо. Договорились.
Ю.Лужков: Мы много лет работаем по созданию системы «Электронная Москва», и кое‑что уже есть, сделано.
Д.Медведев: Договорились. Спасибо.
Я хотел бы послушать выступление других коллег. А потом я слово предоставлю всем.
Я хотел бы услышать всё‑таки о том, как ведется работа в региональном разрезе, одного из наших губернаторов мы специально просили подготовиться.
Дмитрий Вадимович Зеленин, губернатор Тверской области, пожалуйста.
Д.Зеленин: Спасибо.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники совещания! Считаю, что открытие Совета при Президенте России по развитию информационного общества – это знаковое событие и даст мощный импульс для реализации всех ключевых задач, и в том числе для выполнения поручений главы государства по итогам заседания президиума Госсовета в Петрозаводске. И, конечно же, Стратегией развития информационного общества поставлена очень амбициозная цель, о которой Вы сказали: к 2015 году сократить в два раза цифровой разрыв между субъектами Российской Федерации. А сейчас разница, хочу доложить, по некоторым субъектам Федерации достигает сто раз и более. Поэтому, конечно же, необходимы скоординированные эффективные действия не только федеральных органов власти, но и регионов, и реализация чёткой государственной политики.
Более того, вынужден констатировать, что большинство субъектов Российской Федерации из‑за недостаточной бюджетной обеспеченности, тем более в нынешний период экономических затруднений и кризиса, просто не в состоянии решить такую масштабную задачу. Вместе с тем хочется отметить, что в нынешнем варианте плана реализации Стратегии развития пока мало регионального аспекта и нет муниципального аспекта, отсутствует критерий результативности конкретных мероприятий, и в том числе описание источника финансирования этих мероприятий. Поэтому хотелось бы предложить вашему вниманию несколько конкретных инициатив, которые можно было бы включить в этот план, и высказать мнение о том, что, в общем‑то, субъекты Российской Федерации ожидают от центральной власти.
Во‑первых, полагаю, что в основу федеральной политики в регионах должен быть положен главный и основной принцип – это принцип стандартов использования ИКТ в различных направлениях деятельности. У нас есть несколько положительных примеров, есть пример несомненно успешного подключения школ к интернету, всеобъемлющего, давшего огромнейший импульс для развития информационных технологий в сельской местности; кроме этого, есть универсальная услуга связи, которая тоже охватила многие населённые пункты.
Предложил бы для решения задачи сокращения различий между субъектами Российской Федерации дополнить задачу подключения к интернету и увеличением скорости подключения со 128 или 256 килобит в секунду до двух мегабит, а может быть, до 10 мегабит в секунду. Это позволит в том числе успешнее проводить удаленное обучение педагогов и совершенно на другой уровень поднять работу как школьников, так и вообще преподавательского состава, включая видеоконференции и возможность принятия различной информации в режиме реального времени.
В Тверской области, анализируя ситуацию, мы приняли такое – уже продвинулись в его реализации, пока, правда, только в крупных городах, в связи с тем, что это сопряжено с большими финансовыми затратами. И считаю, что для решения этой задачи необходимо формирование базовой инфраструктуры, то есть и телевизионных вышек, и магистральных каналов, необходимых частотных ресурсов. Можно было бы это обеспечить и за счёт региональных бюджетов, но и за счёт средств фонда универсальных услуг, который бы включал и бюджет Российской Федерации. А расходы фонда – при условии долевого финансирования и долевого использования созданной инфраструктуры. Такая инфраструктура с учётом огромной территории Российской Федерации, считаю, необходима.
Во‑вторых, определить на уровне Правительства Российской Федерации ключевые показатели по информационному развитию, которые государство предполагает решить либо за счёт средств федерального бюджета, либо при помощи федерального бюджета. И, например, реализовать крупные инфраструктурные и социально значимые проекты в сфере ИКТ по аналогии с подключением интернета в школах.
Среди таких стандартов – это доступ в интернет, это IP-телефония, включая видеоконференции, что очень важно, цифровое телевидение и так далее.
В‑третьих, важно разработать механизм поддержки, предусматривающий прямую государственную поддержку дотационных регионов для решения отдельных задач в области развития информационного общества, но и в том числе создание электронного правительства.
Жёсткость и скорость решения задачи по государственному управлению будет реально гораздо более эффективной по срокам, если дополнительно поощрять регионы определёнными финансами. Практической поддержкой регионов также будет являться и разработка типовых программ технических решений, именно типовых, в сфере региональной информатики.
За последние два года Минкомсвязи России и Минэкономразвития было разработано около десяти типовых решений. Однако механизм их распространения пока ещё не запущен, и единая база данных этих решений, а также необходимый порядок её использования тоже нуждаются в ускоренном принятии.
Необходимо также ускорить запуск порядка, позволяющего начать распространение соответствующих типовых программ, технических решений, и с учётом сокращения объемов средств, выделяемых субъектами Российской Федерации, это станет реальной помощью для многих дотационных регионов. И упомянутое уже внедрение социальной карты – считаю, что с учётом тех больших денег, даже, можно сказать, огромных денег, которые выделяются на уровне регионов, многих регионов, на решение этой задачи, – нуждается в унификации, о которой мы говорили и говорим. Считаю, что эта задача вполне может быть решена на уровне законодательного решения, путём создания единой платформы, обеспечивающей решение этой задачи для каждого жителя нашей страны.
В‑четвертых, хотел бы также сказать несколько слов по поводу государственного управления, о котором Вы упомянули, Дмитрий Анатольевич. Абсолютно согласен, что тонны документов, в том числе ускоренные сейчас запросами (и правильными запросами) всех министерств и ведомств в части минимизации последствий кризиса, – это не только финансовый аспект, но, самое главное, временные затраты. И добиться нормальной работы информационного канала взаимодействия между различными уровнями власти включая муниципалитеты – чрезвычайно важная задача. Она важна не только для уровня регионов и постановки работы электронного правительства на уровне регионов, но и в том числе муниципалитетов. Поэтому инфраструктурная задача подключения каждого муниципалитета к интернету по скорости 2 мегабита в секунду должна быть задачей регионов, которая должна быть поставлена в том числе, может быть, по решениям нашего Совета. Широкополосный интернет – это не только поступление данных в реальном времени, но и проведение конференций, видеоконференций. Мы такую задачу ставим и в регионе обеспечим решение этой задачи до середины 2010 года для каждого муниципалитета включая первый уровень, но убежден, что не везде в Российской Федерации такая задача поставлена.
В‑пятых, считаю, что для решения ряда задач в этой сфере требуются не только деньги, но и политические решения. Остановлюсь на вопросе, который уже обсуждался неоднократно: это снятие, скажем так, необоснованных ограничений, связанных с обеспечением режима секретности. В частности, составление планов территориального планирования совершенно невозможно без использования современных программ на основе геоинформационных технологий (ГИС-технологий). Сейчас у нас, в общем‑то, парадоксальная ситуация: самым простым и дешёвым, удобным способом для получения пространственной информации о базовой инфраструктуре региона стало и продолжает быть использование средств сервиса Google Maps. При этом любая попытка создать аналогичный отечественный сервис оказывается незаконной либо требует огромных личных усилий для преодоления именно таких ограничений.
На уровне регионов Российской Федерации считал бы необходимым поручение о формировании и пересмотре программ внедрения ИКТ, потому что во многих регионах они просто отсутствуют, а в ряде регионов, с учётом решения нашего Совета, с учётом того, что предполагается в Стратегии [Стратегии развития информационного общества в России], нужен пересмотр этих программ. И, может быть, одна из рабочих групп, которая будет организована в рамках Совета, могла бы обсуждать эти программы в рамках стандарта, в рамках унификации и выдавать рекомендации по изменению этих программ.
Кроме этого, абсолютно поддерживаю предложение Юрия Михайловича Лужкова по созданию специальной рабочей группы. Но считаю также необходимым выделение, назначение на уровне регионов вице-губернатора по этим вопросам и организацию специального, скажем так, постоянно действующего семинара по проверке компетенции даже таких заместителей губернатора, которые зачастую, в общем‑то, несмотря на поставленные задачи, сами далеки от умения работать и от профессиональной компетенции в рамках ИКТ. И считаю, что реализация Стратегии, рассматриваемой в том числе сегодня, предполагает предельную концентрацию на уровне регионов и постоянное внимание на уровне губернаторов к этой теме. И предложил бы в рамках этой рабочей группы намечать персональную ответственность соответствующих должностных лиц. Поэтому убеждён, что и работа нынешнего заседания, и работа Совета в целом, конечно же, ускорит решение задач, столь актуальных для нашей страны и на уровне государства, и на уровне регионов, и на уровне муниципалитетов. Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо, Дмитрий Вадимович. Правильные вещи говорили, но так тихо и робко: как у нас ИКТ развивается, так и Вы выступаете. Громче об этом надо говорить.
Я не очень понял только одно. Вы хотите предложить увеличить скорость подключения со 128 килобит в секунду до 2 – 10 мегабит в секунду. За счёт каких денег? Сейчас всё‑таки трудная пора.
Д.Зеленин: Я считаю, что это нужно делать за счёт денег регионов, но магистральные решения – вышки, такие, как магистральные каналы связи, – можно было бы сделать и за счёт коммерческих денег, за счёт соответствующих информационных компаний и при помощи в том числе федерального бюджета, поскольку это общее информационное покрытие страны.
Д.Медведев: Это нужно продумать. На самом деле задача архиважная, потому что 128 килобит в секунду – это не скорость, это издевательство. И понятно, что должны быть другие скорости, они обеспечивают совершенно другие телекоммуникационные возможности, которых у нас, откровенно говоря, нет нигде – даже в Москве, к сожалению. Поэтому нам нужно двигаться быстрее в этом направлении. Давайте подумаем над источниками финансирования.
Поддерживаю, кстати, Вашу идею по поводу того, чтобы каждый руководитель субъекта Федерации назначил должностное лицо в ранге заместителя руководителя правительства или замгубернатора – в общем, заместителя своего по этому вопросу. Это разумно.
У нас профильным является Министерство связи и массовых коммуникаций. Я хотел бы, чтобы несколько слов сказал Министр. Пожалуйста, Игорь Олегович.
И.Щёголев: Спасибо большое, Дмитрий Анатольевич.
Если позволите, я хотел бы оттолкнуться от последней идеи и перенести ее ещё и на уровень федеральных ведомств, поскольку в нашей предыдущей, скажем так, докризисной логике, строя информационное общество, мы отталкивались преимущественно от идеи ведомственной автоматизации, следствием чего и стало то, что у нас все ведомства густо опутаны сетями и в достаточной степени обеспечены компьютерами. Но при этом эти компьютеры выполняют самые примитивные функции, и того потенциала или того ресурса, который может давать информатизация, мы практически не ощущаем.
Анализируя то, как у нас обстоит дело с ведомственной информатизацией, автоматизацией, мы выяснили, что в целом ряде ведомств существуют не одна, а две и три дублирующие друг друга информационные системы. И в этой логике мы дальше развивались, тратя достаточно существенные ресурсы и не получая должной отдачи. Поэтому мне казалось бы разумным, чтобы и внутри федеральных ведомств были назначены обличенные достаточными компетенциями высокопоставленные работники, которые целиком отвечали бы за данную тему в рамках одного ведомства. И мы могли бы в таком случае создать круг людей, который имел бы возможность компетентно и профессионально обсуждать все вопросы и отталкиваться в том числе и от того, что называется лучшими практиками. То есть мы смотрели бы не только на инженерные и технические решения – мы смотрели бы на конкретную отдачу от тех решений, которые уже найдены, и могли бы избегать дублирования и лишнего расходования средств, что мне представляется в нынешних условиях особо актуальным.
Мы уже разослали нашим коллегам предложения назначить таких ответственных сотрудников, из которых мы могли бы создать совет главных конструкторов или конструкторов в области информационных технологий, которые могли бы собираться при Правительственной комиссии по связи и информационным технологиям и обсуждать именно технологическую и техническую сторону решений. И при доработке конкретного плана либо по ведомству, либо по межведомственным направлениям мы считали бы нужным смотреть ещё и на социальный эффект, на социальную отдачу, поскольку пока мы говорим именно об инженерных решениях и не всегда доводим до наших сограждан, что же конкретно будет давать им тот или иной наш подход, то или иное решение в области информационных технологий.
Я просил бы поддержать эту нашу идею, поскольку очень многие наши коллеги считают, что она, может быть, ещё не в достаточной степени созрела. Но мне кажется, что как раз в том контексте, о котором мы говорим сейчас, это было бы очень полезно.
Кроме того, мы планируем создать совет по региональной информатизации, как раз в него могли бы войти заместители губернаторов. И мы таким образом получили бы круг общения профессионалов, которые могли бы на общем языке искать те общие решения, которые нам всем потребуются.
Д.Медведев: Спасибо, Игорь Олегович. Думаю, что это нужно будет поддержать. С учётом того, что развитие такого рода крупных проектов, глобальных проектов для нашей страны, по сути реально мировых проектов, невозможно без экспертного сообщества я хотел бы, чтобы выступил Игорь Юрьевич Юргенс, председатель правления Фонда «Институт современного развития». Пожалуйста.
И.Юргенс: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Поскольку передо мной выступили очень профессиональные люди, которые очень профессионально на эту тему говорили, мне остается сделать просто несколько замечаний именно от экспертного сообщества.
Первое. Результаты отрасли после той окинавской встречи и принятия Хартии глобального информационного общества впечатляющие. Я напомню, что с с 2000 года по 2008-й – 30 процентов в год рост ИКТ. Назовите другую отрасль в Российской Федерации, которая так развивалась. Поэтому в этом смысле как отрасль – это живая и интересная структура. И ещё одна цифра: рост трафика в российском сегменте интернета с того же 2000 года – в 183 раза. Только за девять месяцев 2008 года – в три раза, несмотря на то, что уже предкризисные явления были видны (или благодаря им, возможно). Поэтому у нас есть сусло, на котором вот это всё растить. Это точно.
Второе замечание – наша закрытость, с ней ничего не сделаешь. Это исторически, генетически, как угодно, тяжёлая проблема. Ведомства не обмениваются [информацией], обладая всеми этими компьютерами, очень современными. Не обмениваются не потому, что не могут, а потому, что они или не хотят, или запрещено электронное правительство между двумя министерствами Российской Федерации. Спрашиваешь: «А почему?» Здесь – ФСО, здесь – ФСБ, здесь – вот такое ограничение, здесь – такое ограничение. А потом оказывается, что аналитиков нет, которые бы воспринимали этот материал так, как нужно. Соответственно поделиться с другим ведомством материалом, аналитически не очень умным, становится стыдно. Поэтому закрытость, с которой надо бороться, – это, повторяю, исторически очень сложно решаемый вопрос.
Но что мы предлагаем как экспертное сообщество – дайте провести один «пилот» [пилотный проект]. Вы с господином Басаргиным разговаривали. Кому-кому, а Минрегиону страшно нужен один «пилот», тогда он вот это тело России, информационное, почувствовал бы.
И такая система, Дмитрий Анатольевич, у Вас есть – ГАС «Управление». К ней, конечно, надо прицепить аналитиков очень высокого уровня. И тогда Министерство регионального развития не представляло бы Вам таких стратегий, как (вчера, по‑моему, обсуждали) Дальний Восток и Сибирь, которые никаким образом не вписываются в реальную действительность. Потому что была бы реальная живая картинка. Но для этого дайте провести один «пилот»: Институт современного развития и Министерство регионального развития. Мы готовы Вам показать, как потом министерства, несмотря ни на какую закрытость, будут говорить: «Дайте нам ещё». Потому что Вы лично курировали на нацпроектах эту систему, и она показала свою безусловную открытость и производительность.
Третье мое замечание – приоритетность. Я посмотрел на это, там же нет никакого финансирования. И не может быть легкого финансирования в эту эпоху, о чем тут даже говорить! Тут у нас не до жиру сейчас будет, скорее всего. Поэтому давайте в рамках этих восьми – девяти теперь – комиссий приоритетность определим, и на каких‑то, которые уже более или менее готовы и на подходе, сконцентрируем весь тот небольшой гумус, который на самом деле есть. Так, по ведомствам ходишь, количество людей, которые реально понимают, как это всё сделать, не такое большое. Поэтому боюсь, что лучше и по деньгам, и по головам сконцентрироваться на приоритетах.
Стимулы для бизнеса. Не буду сейчас говорить, какие лучшие: налоговые, универсальные, – это пускай решит отрасль. У нас на площадке собираются ИТ-директора, другие ассоциации, которые занимаются этой сферой, они вам отдельно могут представить стимулы для бизнеса, которые, безусловно, нужны, и это не прямые финансовые вливания, отнюдь.
Говоря об открытости, кое‑что может сделать и иностранный бизнес, работающий здесь в полный рост. Здесь тоже нужна определённая открытость, надо будет иногда пойти на определённый риск сотрудничества с иностранцами, даже в «невралгических» для нас отраслях или сегментах этих отраслей. Диалог с ним, с этим бизнесом и гражданским обществом, – это самое главное, что может эту закрытость преодолеть. Если межведомственные площадки будут работать среди четырёх министров, пяти министров, восьми замминистров, я вас уверяю, закрытости не преодолеем, серьёзного толчка и рывка вперед не произойдет.
Предлагаем: существует достаточное количество инструментов гражданского общества – от Общественной палаты, где есть очень продвинутые люди, болеющие за дело, до различного рода других институтов включая наш. Каждая из площадок готова предоставить своих экспертов, только тех, которых надо будет слушать, даже если они будут говорить нелицеприятные вещи.
И последнее, что я хотел сказать и на этом завершить. Это тоже имеет отношение к открытости, закрытости и так далее. Я был на очередном интернет-конгрессе в Рио‑де-Жанейро, где мы бились с американцами по поводу так называемого e-key [система персональной идентификации и защиты информации]. Все здесь присутствующие имеют кредитную карточку. Рассчитавшись кредитной карточкой один раз, вы раз и навсегда попадаете в суперкомпьютер Соединённых Штатов Америки, который после этого отслеживает действия каждого из вас. Как это будет использовать американская, так сказать, разведка, контрразведка, что угодно, – это другое дело. Бороться с этим путём создания своего суперкомпьютера, мы изучали, практически нереально (Леонид Дододжонович, насколько я помню, мы тогда с вашими специалистами пришли к выводу). Значит, надо бороться вместе с коллегами из Бразилии и Китая, занимающими одинаковую с нами позицию по поводу того, что монополизация вот этого трафика вокруг американцев, она, как говорится, и… Дальше не буду продолжать. Для этого нужен в нашей Стратегии отдельный раздел. Это деликатная сфера, вход в этот e-key, противодействие монополизации суперкомпьютеров на территории Соединённых Штатов и так далее и тому подобное. Я этого пока здесь не увидел. Это на стыке МИДа, спецслужб, гражданского общества и так далее, но этим надо заниматься тоже.
Я, пожалуй, на этом бы закончил. Все наши предложения, как Вы знаете, у Вас и некоторый анализ на столах.
Спасибо.
Д.Медведев: Игорь Юрьевич, спасибо. В целом интересные вещи. Я единственно, из того, что Вы сказали, несколько позиций откомментирую.
По поводу «пилота». Давайте займёмся, если Вы считаете, что это можно сделать, давайте выделим одну пилотную тему и, пожалуйста, вместе с Министерством в координации с Администрацией Президента давайте этим позанимаемся. Кстати сказать, «пилот», на мой взгляд, по всем этим проблемам должен быть и где‑то на уровне федеральных органов исполнительной власти обязательно обозначен. Думаю, что и Правительство может подумать над этим, но мы давным-давно этим занимаемся в Администрации Президента, у нас тут есть и возможности, и силы для этого надлежащие, и желание, насколько я понимаю. Поэтому я думаю, что мы могли бы и в Администрации Президента эту тему сделать такой ключевой, с тем чтобы показывать пример для других ведомств.
Результаты действительно неплохие. Мы должны их взвесить. Вы говорили об интернет-трафике, о том росте, который наблюдался за последние годы, он действительно колоссальный. Я думаю, что на самом деле, несмотря на кризис, этот трафик будет увеличиваться. И, более того, наверное, это действительно не «несмотря», а благодаря кризису, потому что в период кризиса всегда обостряется интерес к такого рода формам общения и к такого рода продуктам. Известно, что в период «великой депрессии» очень популярным стал кинематограф. Кстати сказать, и сейчас посещаемость кинотеатров в Соединённых Штатах Америки выросла, люди активно ходят в кино. Но тогда не было интернета, а интернет – это глобальная система, позволяющая людям общаться, общаться достаточно дёшево, и в то же время снимающая, может быть, какие‑то проблемы, иногда и создающая такие проблемы. Я к тому, что вряд ли рост трафика и популярность интернета в результате кризиса – скорее, наоборот. Это нужно учитывать и планировать в том числе в деньгах.
И последнее, о чём Вы сказали, – это стимулы для бизнеса. Мы сейчас специально это не обсуждали. Но, считаю, об этом точно нужно подумать. У нас тут присутствуют все заинтересованные ведомства. Наверное, эту тему нужно будет обсудить в Правительстве. Сергей Семенович [Собянин], я тогда хотел бы, чтобы, может быть, Вы тоже посмотрели вместе с другими коллегами. Сергей Борисович [Иванов] тут у нас тоже присутствует как куратор промышленности. Но и, наверное, могла бы свою лепту внести и наша крупнейшая партия – по стимулированию такого рода активности. Подумайте, какие стимулы для развития информационно-коммуникационных технологий с учётом нынешней ситуации можно было бы предложить.