В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
(Обращаясь к Министру финансов А.Кудрину) )Алексей Леонидович, как идет работа над трехлетним бюджетом? И в этой связи как решились вопросы, имевшиеся ранее разногласия между различными ведомствами Правительства по поводу Бюджетного кодекса?
А.Кудрин: Уважаемый Владимир Владимирович, на прошлой неделе Бюджетный кодекс внесен в Государственную Думу. Он прошел все согласования, в том числе и юридическую правку. И в настоящее время представляет серьезную основу, фундамент и для среднесрочного планирования, и для существенного улучшения качества всех процедур, связанных от планирования до исполнения бюджета и повышения эффективности каждого бюджетного рубля.
Главная идея всего Бюджетного кодекса – это четкий учет всех обязательств государства и 100-процентное исполнение всех решений государства в отношении социальной политики, в отношении развития страны. В этой связи та практика, которая началась с 2006 года, когда все федеральные целевые программы наконец стали получать стопроцентное финансирование, на все годы вперед, это учтено уже в среднесрочном планировании. Все новые решения также будут полностью обеспечены, и это позволяет сегодня более ответственно и эффективно решать все задачи, которые ставит государство по развитию страны.
В части разногласий. Они касались необходимости уточнить, и мы об этом договорились, что в рамках правительственных актов эти решения будут приняты, решить новую методологию сводного финансового баланса страны, учитывающего и частный сектор (и доходы, и расходы), и государственный, что требуется для более четкого планирования макроэкономических показателей, приняли решение о внесении в Бюджетный кодекс позиции о работе Инвестиционного фонда и также повышении его эффективности. Он, как известно, сейчас уже начинает работать.
Приняли решение о внесении в новом формате понятия «федеральная адресная инвестиционная программа». Теперь каждое решение Правительства о каждом объекте будет учитывать сразу всю сметную стоимость и разбивку по годам, строительство каждого объекта. То есть не каждый год, не на один год будут получать лимиты все заказчики по своим объектам, а будет определяться заранее весь период строительства, что опять же повысит эффективность и позволит нам избавиться от такой наболевшей проблемы, как долгострой, недофинансированные объекты. Конечно, все объекты субъектов Российской Федерации будут финансироваться на условиях софинансирования с учетом бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Конечно, в этой связи поддержку получат и те регионы, в которых низкая сеть инфраструктуры, которым требуется дополнительная помощь федерального уровня.
Вот эти основные вопросы получили проработку, новую редакцию, и в настоящий момент, я уверен, что Бюджетный кодекс является достаточно высоко проработанным. Конечно, прорабатывали заранее это и с Государственной Думой, и с Советом Федерации на уровне рабочих групп, созданных профильными комитетами, но, конечно, еще и каждый депутат, и мы примем участие в широком обсуждении этих вопросов.
С точки зрения процесса подготовки трехлетнего бюджета также сейчас подходят сроки, имеются в виду плановые сроки, готовится и прогноз социально-экономического развития, оценка всех инвестиционных планов. На этой неделе мы проведем с Германом Оскаровичем Грефом совещание по основным вопросам, связанным с инвестиционной политикой на ближайшие три года.
Также в феврале нам надо будет определиться по предложениям, которые вынесло Министерство финансов совместно с другими ведомствами, по судьбе Стабилизационного фонда; о создании Фонда будущих поколений и соответственно концепции наших расходов, связанных с нефтяными доходами. Вот это один из серьезных блоков, которые предопределяют среднесрочное планирование, мы в феврале также собираемся окончательно завершить и вынести на решение Правительства.
В.Путин (обращаясь к Министру экономического развития и торговли Г.Грефу): Герман Оскарович, Ваше ведомство удовлетворено теми решениями, которые согласованы?
Г.Греф: Да, Владимир Владимирович, у нас все ключевые вопросы согласованы, мы полностью проговорили всю процедуру подготовки инвестиционной программы, и сейчас у нас остались технические детали, которые мы совместно отработаем ко второму чтению. Это не носит принципиального характера, все ключевые вопросы, связанные с подготовкой трехлетнего бюджета, с переходным периодом, с тем, как мы будем формировать уже полноценную инвестиционную программу, очень большое количество нововведений предполагается, но мы считаем, что тот порядок, который согласован, он существенно продвинет вперед весь процесс, сделает его более прозрачным и понятным для всех: и для инвесторов в стране, которые будут пользоваться услугами инфраструктуры, и для государственных заказчиков.
В.Путин: Вы мне докладывали, что технология подготовки инвестиционных программ не позволяет вам качественно работать в трехлетку. Что изменилось с тех пор, как Вы мне это сказали?
Г.Греф: Мы договорились, Владимир Владимирович, о переходном периоде. В течение переходного периода мы должны будем полностью пересмотреть все существующие сегодня федеральные целевые программы, утвердив новую методологию их подготовки, и принимать новые федеральные целевые программы уже в условиях этой новой методологии. Нам придется весь процесс, связанный с планированием инвестиций, фактически изменить.
Но мы считаем, что в тот переходный период, о котором мы договорились, – это три года – в течение этих трех лет мы сумеем полностью всю нормативную базу и все наши объекты привести в то состояние, когда мы сможем уже на трехлетний период их планировать.
В.Путин: Хорошо, ладно. Спасибо.
Хочу вас проинформировать, что, как мы и договаривались, я подписал указ о Федеральном агентстве по поставкам вооружения, военной и специальной техники и материальных средств. Хотел бы обратить внимание на необходимость проведения единой ценовой политики при формировании и реализации контрактов по государственному оборонному заказу. Думаю, что это то направление, которому нужно уделить особое внимание.
Прошу Председателя Правительства и заместителя Председателя Правительства Сергея Борисовича Иванова обратить на это особое внимание.
Что касается Вашего предложения по внесению некоторых изменений в структуру Правительства, я просил бы Вас чуть попозже это сделать. Давайте не спешить. Я знаю Ваши предложения, обсудим их в рабочем порядке, с коллегами посоветуемся.
Теперь по текущим вопросам. На пресс-конференции, которую я только что проводил, было задано много вопросов, и мы обсудим некоторые из них отдельно. Но на два хотел бы обратить особое внимание.
Первый – это необходимость безусловного обеспечения всех решений, которые приняты в сфере так называемой дачной амнистии. Закон принят, а до исполнителей, к сожалению, не все доводится. Граждане не могут воспользоваться в полном объеме принятыми решениями. Нужны подзаконные акты, нужны решения на уровне регионов и так далее. Нужно безусловно обеспечить выполнение принятых решений. Это первое.
(Обращаясь к заместителю Председателя Правительства – Министру обороны С.Иванову) Второе. Хотел бы услышать, как идет работа над созданием судостроительного холдинга.
С.Иванов: Да, Владимир Владимирович, мы на Правительстве уже рассматривали концепцию реформирования и развития отечественного судостроения.
Буквально завтра я встречаюсь с Виктором Борисовичем Христенко. Уже принято принципиальное решение о том, что, в отличие от авиастроения, в судостроении у нас будет несколько холдингов как минимум три. И мы должны эти холдинги создать так, чтобы не подвергать риску оборонные интересы страны, сохранив те ниши в судостроении, которые у нас достаточно хорошо развиты, имеют определенную специализацию и в разделении труда в мировом рынке судостроения.
Послезавтра, после встречи с Виктором Борисовичем Христенко, я уже буду готов Вам доложить конкретные предложения, поскольку в любом случае нам надо принимать указ Президента Российской Федерации о формировании этих холдингов. И я думаю, что в феврале месяце мы эту работу должны завершить. Вернее, не завершить ее, а завершить ее первую часть, формальную часть, и уже приступить к формированию непосредственно холдингов.
В.Путин: Хорошо. Доложите мне, как будет идти эта работа дальше.
(Обращаясь к Первому заместителю Председателя Правительства Д.Медведеву) Дмитрий Анатольевич, Вы собираетесь во Псков, в Новгород Великий? Какие там планы?
Д.Медведев: Да, Владимир Владимирович. Это поездка в рамках работы над приоритетами. В частности, собираемся рассмотреть там ход реализации двух приоритетов в Псковской области. Поговорим о сельскохозяйственном приоритете, имея в виду то, что Псков и Новгород – это достаточно сложные в сельскохозяйственном отношении регионы, это Нечерноземье. Ситуация там не самая легкая, и ряд моментов там развивались не очень быстро.
В частности, офис «Россельхозбанка» появился только в конце прошлого года, который может работать по кредитной теме. В ряде подпрограмм они не участвуют. Поэтому мы оценим ситуацию на месте. И какие меры там принимаются, посмотрим, – для того чтобы двигать именно вот этот важный приоритет и для Северо-Запада, потому что в других регионах, конечно, быстрее все это происходит.
А в Новгородской области, Великом Новгороде, поговорим о развитии жилищных дел, в частности по тем новеллам, которые появились в нашем законодательстве с начала этого года, имея в виду вовлечение земель сельхозназначения в жилищный оборот. Те поручения, которые Вы ставили, посмотрим, как там они исполняются. И по ипотеке земли в рамках изменений в градостроительное и земельное законодательства – об этом тоже поговорим в контексте жилищного проекта в Великом Новгороде.
В.Путин: Хорошо. Хочу поблагодарить Вас и всех, кто принимал участие в работе по восстановлению населенных пунктов, разрушенных после землетрясения в Корякии. Работа закончена с неплохим результатом, но если есть какие‑то недоделки, какие‑то еще вопросы, на которые нужно обратить внимание, не забывайте про это.
(Обращаясь к заместителю Председателя Правительства А.Жукову) Александр Дмитриевич, должна быть принята или обсуждена, во всяком случае, новая программа «Дети России». Как Вы предполагаете строить эту работу?
А.Жуков: Да, Владимир Владимирович, мы на заседании Правительства в следующий четверг собираемся обсудить программу «Дети России» на 2007–2010 годы. Эта программа является продолжением программы, которую мы реализовывали с 2003 по 2006 годы, и в целом она нацелена на создание благоприятных условий для комплексного развития детей и господдержку детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Программа состоит из трех основных подпрограмм: это «Здоровое поколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья». «Здоровое поколение» направлена прежде всего на обеспечение безопасного материнства и создание условий для рождения здоровых детей. «Одаренные дети» – это создание государственной системы выявления, развития, адресной поддержки одаренных детей, прежде всего в сельской местности, в отдаленных регионах.
Наконец, подпрограмма «Дети и семья», там мероприятия по трем основным направлениям предусмотрены: это профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, семьи с детьми-инвалидами и дети-сироты. В целом финансирование мероприятий предполагается осуществлять за счет федерального бюджета – 10 миллиардов рублей, регионального – 36 миллиардов рублей. В основном финансирование за счет регионального бюджета, и внебюджетные источники – 1,4 миллиарда.
Основные результаты, которые мы ожидаем по реализации этой программы, – это прежде всего, конечно, снижение младенческой и детской смертности. У нас есть положительная динамика в последние годы по этому важнейшему показателю, но мы, конечно, ставим перед собой цель довести его до среднеевропейского уровня. Это, конечно, и увеличение доли семей с детьми-инвалидами, которые получают реабилитационные услуги в специализированных учреждениях. Это, в первую очередь, также и снижение доли безнадзорных детей и увеличение доли детей-сирот, которые остались без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан. Вот это основные цели и результаты, которые мы хотим получить при реализации этой программы.
В.Путин: Ей нужно придавать такое общегосударственное значение, и регионы привлекать самым активным образом, общественные организации. Это не должна быть чисто бюрократическая работа.
А.Жуков: Обязательно, и здесь как раз я сказал, что довольно большая сумма, основная – это финансирование за счет регионов, но в то же время 14 миллиардов – это внебюджетные источники.