В.Путин: Добрый день!
Пожалуйста.
П.Ипатов: Постараюсь очень коротко сказать о том, что, как я считаю, все‑таки изменилось в области. Потому что за последние почти два года сделано, конечно, много, но индикаторы прежде всего экономического развития самой области говорят о том, что есть устойчивая хорошая динамика, темпы развития внутреннего регионального продукта – почти 110 процентов, хорошо развивается промышленность. С этого года впервые пошло в рост сельское хозяйство, кстати, при поддержке национального проекта по развитию агропромышленного комплекса. За два года в полтора раза увеличились инвестиции и фактически в полтора раза вырос строительно-индустриальный комплекс. Это, конечно, инструмент – инвестиции, которые мы привлекаем в основном для модернизации, для реконструкции наших предприятий.
У нас в области нет таких крупных проектов, как крупные комбинаты. Но мы ведем сегодня системную реконструкцию и модернизацию. Потому что нужно создавать конкурентоспособные производства, чтобы мы могли все‑таки на рынке и внутри, а главное, на внешнем рынке конкурировать. Наши предприятия, особенно химические, продают продукцию за рубеж, и они в достаточно жестких условиях находятся. Поэтому вот этот инструмент, кластер «Стройиндустрия», который мы сегодня создаем, он достаточно успешен, мы его очень хорошо вписываем в жилищное строительство. Мы фактически за два года почти удвоили количество построенных квадратных метров. Начали в 2004 году, было 470 тысяч, а в этом году мы выйдем уже на миллион. То есть это достаточно приличный рост.
Для того чтобы его обеспечить, пришлось развивать, фактически начиная от рудных месторождений и заканчивая материалами отделки. У нас развито цементное производство. Двухмиллионный у нас завод, в этом году заложили еще один «завод-двухмилионник». Сегодня ведем переговоры – это был завод по немецкой технологии, по сухой, с достаточно хорошей экологией – с владельцами действующего завода, со швейцарцами, еще два миллиона. Чтобы все‑таки цемент был. Все наши карьеры фактически мы сегодня перевооружили, чтобы они давали продукцию. Мы сегодня ввели новый завод по производству полиэтиленовой трубы. Диаметры от 20 до 500 миллиметров, она может использоваться как в транспорте, так и в коммунальном хозяйстве.
Ну и, конечно, все эти квадратные метры находят своих владельцев. Ветхое жилье: впервые за последние 15 лет начали расселять дома. Я вообще поставил задачу к 2010 году решить проблему ветхого жилья в Саратовской области. Проблема очень непростая. Там три составляющие. Есть так называемые дома Лагутенко, у них срок 25 лет, а они уже 50 лет стоят. Один дом три года назад рухнул, слава Богу, никто не погиб. В том году два расселили. Каждый год по три-четыре дома планируем расселять.
Молодые семьи. Фактически в 2005 году 740 семей получили жилье, в 2006-м – 1,5 тысячи семей. В следующем году – 2,5 тысячи семей. Поставлена задача, чтобы к 2010 году молодая семья получала жилье по предъявлению. Пришла, оформила – и сразу квартира. Сегодня на очереди пять тысяч, а в год где‑то 1200 приходит молодых семей. Поэтому, считаю, что в течение вот этих трех лет у нас молодая семья будет жильем обеспечена нормально.
В.Путин: То есть все эти позитивные цифры развития отражаются на жизни людей, на уровне и качестве жизни.
П.Ипатов: Да. Потому что сами по себе статистические данные, отчеты – они красивые, они ничего не значат, если люди этого не чувствуют. И по двум национальным проектам – «Здоровье» и «Доступное и комфортное жилье» – мы ведем мониторинг, собственно, с самого начала – пошел позитив. Конечно, первоначально сомневающихся или не видящих, что что‑либо меняется…
В.Путин: Это естественно. Потому что разговоров было много, а реального воплощения было недостаточно.
П.Ипатов: А сейчас люди это почувствовали. И вот здравоохранение: впервые за 15 лет рождаемость увеличилась, а смертность упала. Рождаемость – правда, там буквально два процента, – но смертность на семь процентов снизилась по всем основным показателям. По сердечно-сосудистым, онкологии, последствиям после сахарного диабета, травмам на дорогах, отравлению суррогатами – все пошло вниз. И в целом на 17 процентов уменьшилась естественная убыль.
В.Путин: И вот все, что связано с демографической программой, – значительная часть этой работы лежит на региональных властях.
П.Ипатов: Совершенно верно.
В.Путин: В данном случае на области. Поэтому я прошу внимательно к этому отнестись. В том числе к тому, что касается детских дошкольных учреждений и вклада регионов в осуществление всех этих программ.
П.Ипатов: По всем программам софинансирование. А по сельскому хозяйству увеличили в два раза объем финансирования. И за счет этого, я считаю, получили сразу 103 процента прирост. По мясу – 5 процентов, по молоку – 3 процента. И сразу встала проблема: есть продукция, надо ее реализовать. Организовали 1,5 тысячи мест на рынках, систему ярмарок. Перед Новым годом, когда цены на мясо шли в рост, эта система вывоза при поддержке администрации районов и области дала 30 процентов снижения цены на мясо в предновогодние дни, в последнюю неделю. Сам ходил по рынкам, смотрел, спрашивал. Правда, пенсионеры, которые приходят туда, говорят: ну пока еще для нас дороговато, но спасибо, мы видим, что цены снизились, забота о наших пожилых людях все‑таки проявлена.
В.Путин: Проблемы какие?
П.Ипатов: Проблем, наверное, все‑таки достаточно много, хотя есть и достижения. В чем проблема? Саратовская область – традиционно область все‑таки бедная. У нас заработная плата ниже, чем в среднем по России. Если по России сегодня – десять тысяч рублей, то у нас – семь. У нас темпы роста высокие. К 2010 году стоит задача выйти на среднероссийский уровень, иметь среднюю зарплату под 20 тысяч. Но для того, чтобы люди зарабатывали, они должны работать. Поэтому приходится создавать рабочие места, реконструировать, чтобы выработка на одного человека была выше. Пока низкая производительность труда. Вот проблема. И как следствие – люди в опросах на первом месте говорят: у нас низкие доходы, нам нужно, чтобы государство все‑таки, в данном случае – регион, глава, заботился, чтобы создавал новые рабочие места. Вот это мы делаем. Поэтому то, что мы можем по привлечению инвестиций, мы делаем. Но у нас есть проект на территории Саратовской области – самая современная, самая крупная российская атомная электростанция. У нее стоит два блока, не завершено строительство. Сегодня они законсервированы, так как нет средств. Я бы все‑таки хотел обратиться с просьбой еще раз вернуться к вопросу, дать поручение – сейчас рассматривается генеральная схема размещения генерирующих источников, она будет в Правительстве рассматриваться в марте – все‑таки дать поручение Минпромэнерго и Росатому еще раз посмотреть достройку 5-го и 6-го блоков.