В.Путин: Анатолий Борисович, в последнее время мы регулярно возвращаемся к проблемам энергетики, в том числе и электроэнергетики. Несколько раз собирались по этим вопросам в Москве, в том числе и с Вашим участием. Ставились определенные планы. Что, как Вы полагаете, уже удается реализовывать, над чем еще надо работать?
А.Чубайс: Действительно, я хотел рассказать о решениях, которые были приняты за последние несколько месяцев. Они – принципиальные для нас, так как меняют ситуацию достаточно радикально; по крайней мере, нацелены на то, чтобы ее изменить достаточно радикально.
Главное из тех поручений, которые Вами давались, – это разработка программы мер по привлечению инвестиций. Такая программа разработана, она разработана и утверждена на заседании Правительства. Несколько недель назад она была утверждена и у нас на совете директоров.
Сам по себе этот документ для нас, с одной стороны, непростой для реализации, с другой стороны – по масштабу и по значимости для энергетики, да и не только для энергетики, он совершенно беспрецедентный. Размер программы – 2,1 триллиона рублей. Программа пятилетняя, на 2006–2010 годы. Она сбалансирована с точки зрения генерации, топливного баланса и регионального спроса, сориентирована на прогноз спроса – по крайней мере, как мы его понимаем.
Самое главное, она просчитана по источникам финансирования. Причем этот расчет и проработку мы завершили несколько дней назад, когда Правительство одобрило проект бюджета на 2007 год. В том числе в нем есть часть, которая касается нас. И, таким образом, вся концепция финансирования на этот колоссальный объем финансовых ресурсов на сегодня практически полностью сформирована. Мы понимаем, откуда и как мы будем получать финансовые ресурсы для того, чтобы ее реализовать.
В этом смысле сейчас наша задача – это собственно разворачивание работ по ее реализации. Это для нас, в общем, новая задача, хотя мы строили и вводили мощности – Вы прекрасно знаете, были у нас и на Бурее и на Северо-Западе, – но вот такого масштаба задач мы не решали. Это напрямую коснется энергомашиностроения, гидротехнической промышленности, энергостроительного комплекса целиком, научно-проектной базы. Причем, что значит «коснется»: в большинстве из этих отраслей возникает задача удвоения или утроения производства соответствующих видов оборудования в течение двух-трех лет. И мы сейчас направляем усилия не только на свою часть, но и на взаимодействие в этом технологическом комплексе в целом, чтобы там не споткнуться и здесь не задержать реализацию проекта.
Ведь, к сожалению, должен признать, что ситуация крайне остра: дефицит сегодня становится острейшим вопросом не только в одном, двух, трех регионах, а в десятках регионов. Для нас это означает тяжелейшие режимы угрозы текущих аварий, остановки энергоснабжения. Сейчас, находясь здесь, коротко поговорил об этом с коллегами-энергетиками. На Кубани из‑за тяжелых режимов в некоторых случаях мы вынуждены были ввести ограничения на обеспечение потребителей в августе, чего, думаю, не бывало долгие годы. Преодолеть и решить это можно только с реализацией программы, с учетом решений, которые были приняты, отталкиваясь от совещания у Вас. Вот, пожалуй, общая оценка ситуации и проблем, которые мы должны решать, реализуя эту программу.
В.Путин: Как обстоит ситуация с так называемыми критическими регионами: крупными городами Петербургом, Москвой, Западной Сибирью? Мы отдельно разговаривали с Вами на эту тему.
А.Чубайс: Да, было отдельное Ваше поручение, прежде всего по трем регионам: Москва, Санкт-Петербург и Западная Сибирь. По каждому из трех регионов мы разработали и утвердили программы развития их энергетических систем.
По Москве – это программа на 439 миллиардов рублей, опять же с генерацией, с магистральными сетями, с распределительными сетями, с финансированием – с нашей стороны, со стороны города, со стороны частного капитала – на ближайшие пять лет. По Петербургу также такая программа разработана, размер ее несколько поменьше, но это тоже серьезная программа на 239 миллиардов рублей.
По Тюмени для нас получилась, может быть, самая сложная программа, потому что потребители – нефтяники, и без работы с потребителем в этом регионе программу реализовать невозможно. Поэтому, может быть, программу немного задержали по времени, но ее тоже утвердили вместе с нефтяниками. Документ подписали все нефтяные компании, три губернатора, полномочный представитель Президента в Уральском федеральном округе Петр Латышев. Программа утверждена. Сейчас мы разворачиваем ее реализацию.
По этим программам почти обеспечены источники финансирования, кроме небольшого объема, который остался незакрытым, но мы знаем и размер этого объема и источник, который оставшиеся объемы должен закрывать.
В.Путин: Анатолий Борисович, несколько лет назад, когда Вы формулировали саму идеологию преобразований в сфере электроэнергетики, Вы говорили, что без этих реформ развивать электроэнергетику будет невозможно, нужно привлекать частные инвестиции – и иностранные, и российские. Насколько я понимаю, сегодня кампания рассчитывает на получение государственного финансирования, что вызывает некоторые вопросы. Есть некоторые противоречия между тем, что было вначале и на сегодняшний день?
А.Чубайс: Нет, здесь нет противоречия – ни по сути, ни по объему. Постараюсь обосновать свою позицию. Концепция реформирования, как Вы прекрасно знаете, как раз у Вас ее обсуждали, и Вы ее поддержали, ее базовый принцип состоит в том, что генерация – это конкурентный сектор, который должен проходить в рыночном регулировании, в него нужно привлекать частные инвестиционные ресурсы.
В.Путин: Это прежде всего тепловая генерация?
А.Чубайс: Да, правильно, прежде всего тепловая. А распределительные и прежде всего магистральные сети должны остаться под контролем государства. В законе даже написано, что доля государства должна быть увеличена до 75 процентов. Хотя про проценты можно спорить, но никто не спорит, все с этим согласны.
Собственно говоря, в этой логике мы вышли на всю инвестиционную концепцию, она вся – продолжение концепции реформы, что значит: тепловая генерация идет за частными деньгами, а магистральные сети должны получить бюджетную поддержку. Если можно, я бы называл цифры, которые расставят сразу все на свои места. Программа пятилетняя – ну возьмем ближайший год, 2007-й: объем программы составляет 715 миллиардов рублей.
В.Путин: А куда же будут направлены деньги, вырученные от приватизации тепловой генерации? Может, в этом и будет смысл – выручить деньги от приватизации и направить эти средства на развитие сети, в том числе и магистральной?
А.Чубайс: Практически почти так, только с одной поправкой: прежде всего нужно направить средства на саму генерацию, ее же тоже нужно развивать, хотя и на сети тоже. Если из 715 миллиардов рублей будущего года итоговое решение по бюджету составляет 41,5 миллиарда рублей, практически все остальное – это внебюджетные средства. Соотношение один к пятнадцати, даже к двадцати. В этом смысле львиная часть ложится не на государство, не на бюджет, и мы не ставили такой вопрос перед бюджетом. В той части, которая решена, на мой взгляд, – это разумный компромисс, без обременения бюджета чем‑то непосильным. Повторю еще раз: львиная часть финансирования – это действительно частные ресурсы, которые собственно и есть сердцевина всей концепции реформ.