Путин: Добрый день, уважаемые дамы и господа!
Как вы знаете, Россия впервые принимала у себя саммит «Группы восьми». И, понятно, мы придавали серьезное значение этой встрече. Долгие месяцы, в том числе и на самом высоком экспертном уровне, шла интенсивная подготовка. Мы удовлетворены тем, что идеи и предложения России к саммиту встретили понимание наших партнеров. Очевидно и то, что растущий экономический потенциал России позволяет ей играть все более весомую роль в глобальном развитии. И мы готовы активно участвовать в реализации всех выдвинутых инициатив. Хотел бы, пользуясь случаем, поблагодарить наших коллег из стран «восьмерки» за совместную работу и заинтересованный подход к делу. Благодаря этому нам удалось выйти на очень хорошие результаты. Отмечу и то, что процесс дальнейшей демократизации и большей открытости «восьмерки» набирает обороты. Свидетельство тому – плодотворное участие лидеров Бразилии, Индии, Китая, Мексики, ЮАР и международных организаций, включая СНГ и Афросоюз, в совместной работе.
Кроме того, мы вели дискуссию с учетом рекомендаций двух важнейших форумов, состоявшихся в начале июля в Москве, – Всемирного саммита религиозных лидеров и Международного форума неправительственных организаций «Гражданская восьмерка-2006». Подчеркну, что они были организованы по инициативе российского председательства. Содержательным итогом дискуссий в рамках саммита стал целый ряд договоренностей, закрепленных в соответствующих документах.
Первое. Мы выработали единые подходы к обеспечению глобальной энергобезопасности. Наша совместная стратегия строится на едином понимании того, что у человечества общее энергетическое будущее. Будущее, за которое все мы несем солидарную ответственность. Подчеркну, что принятые решения позволяют обеспечить долгосрочное совершенствование глобальной системы энергобезопасности. И, что немаловажно, охватывают практически все ее аспекты. Это и повышение надежности энергетической инфраструктуры, диверсификация производства и поставок ресурсов, это развитие энергосберегающих технологий, альтернативных источников энергии. Это достижение большей прозрачности и предсказуемости энергорынков, в основе которых лежит учет интересов всех участников глобальной энергетической цепочки.
Убежден: все эти меры должны привести к формированию устойчивого и благоприятного торгово-инвестиционного климата в мировой энергетике. Безусловным успехом саммита считаю и то, что совместно удалось найти устраивающую всех формулу развития ядерной энергетики. Кроме того, довольно обстоятельно были обсуждены меры содействия энергетически уязвимым странам. Разумеется, здесь нет и не может быть простых решений. И всем нам потребуется еще немало времени и усилий для кардинального решения энергетических проблем развивающихся и беднейших стран.
Значимыми элементами глобальной энергобезопасности являются защита окружающей среды и смягчение последствий изменений климата. В этой связи отмечу готовность «восьмерки» выполнять все ранее взятые экологические обязательства, а также выработать новые действенные шаги по защите природы.
Приоритетная тема саммита – это повышение качества образования. Абсолютно очевидно, что знания – это основной ресурс роста в современном мире. Причем не только национальных экономик, но и социального прогресса в целом. Образование – это тот фундамент, на котором базируется развитие всей современной мировой культуры. В конечном счете, от уровня образования людей зависит то, в каком мире мы будем жить завтра, и то, насколько он будет динамичен, толерантен, стабилен.
В то же время качество образования все еще отстает от запросов глобальной экономики. И в этой связи мы договорились о согласованной и содержательной работе по трем ключевым направлениям. Я их назову.
Во‑первых, следует адаптировать образование к требованиям инновационной экономики, которую не случайно называют экономикой знаний. Здесь ключевое значение приобретают возможности постоянного повышения квалификации.
Во‑вторых, следует активизировать усилия по реализации программы образования для всех. Без обеспечения всеобщей начальной грамотности, прежде всего в развивающихся странах, ни о каком развитии научно-технического прогресса в мире речи быть не может.
И, наконец, в‑третьих, именно образовательные программы остаются ключом к решению серьезных проблем, вызванных расширением миграционных потоков. Через механизмы просвещения более эффективно идет и адаптация мигрантов в принимающих обществах, и предупреждение конфликтов, в основе которых лежит низкая культура и отсутствие терпимости к традициям и ценностям других народов.
Формирование нового глобального рынка труда требует и неотложного решения вопросов взаимного признания профессиональных квалификаций, обеспечения доступа к мировым рынкам информации, повышения мобильности преподавателей и студентов, расширение контактов между организациями образования. Все эти меры должны сделать образовательные системы разных стран более открытыми и тем самым более готовыми к интеграции.
Значимые решения были приняты и по такой теме, как борьба с инфекциями. Речь идет об энергичном наращивании международных усилий по предотвращению и сдерживанию распространения эпидемий. Эти решения обеспечивают преемственность и определяют дальнейшую стратегию «Группы восьми» по противодействию массовым заболеваниям. При этом считаем важным укреплять многосторонние механизмы раннего обнаружения и оперативного реагирования на эпидемии, оказывать помощь в разработке новых средств диагностики, в профилактике, в лечении инфекционных заболеваний.
Страны «восьмерки» также подтвердили свои обязательства по исполнению средств глобального фонда по борьбе с ВИЧ-инфекциями, туберкулезом, малярией. Намерены и дальше финансировать борьбу с птичьим гриппом, предпринимать меры по предотвращению возможной пандемии гриппа человека.
Уверен, что совместными усилиями мы сможем полностью избавиться от полиомиелита. Работу в этой сфере рассчитываем координировать со Всемирной организацией здравоохранения и профильными международными организациями.
Следуя договоренностям предыдущих саммитов, были рассмотрены и другие важные международные вопросы. Среди них развитие мировой торговли, содействие социально-экономическому подъему беднейших стран, борьба с коррупцией и интеллектуальным пиратством. По этим проблемам также приняты соответствующие заявления.
У нас состоялся обмен мнениями и по африканской проблематике. В соответствующем заявлении отражен ход выполнения обязательств «восьмерки» по поддержке Африки в период после Глениглса. Намечены и ориентиры дальнейшей работы по этому направлению.
Достигнуты договоренности в вопросах стратегической и региональной стабильности. Так, мы готовы продолжать скоординированные действия в сфере нераспространения оружия массового уничтожения. И в этой связи отмечу созвучность позиций стран «восьмерки» в отношении того, что ядерные проблемы Ирана и Северной Кореи необходимо решать исключительно мирным, дипломатическим путем.
Заметное продвижение есть и в сфере антитеррора. В принятом заявлении сделан акцент на совершенствовании его правовой основы, на мерах противодействия финансированию и пропаганде террора, требованиях жесткого наказания для всех соучастников террористических актов.
Мы вновь подтвердили уникальную роль ООН в консолидации усилий в борьбе с террором и наметили конкретные шаги по повышению ее эффективности, включая содействие наращиванию антитеррористического потенциала третьих стран.
Значительное место в дискуссии заняли вопросы урегулирования региональных конфликтов. Особое внимание, учитывая резко обострившуюся там ситуацию, было уделено Ближнему Востоку. Главное сейчас – остановить насилие, разрастающиеся противоречия, не дать ввергнуть регион в хаос и спровоцировать более широкий конфликт, прекратить страдания невинных людей, отдать приоритет политико-дипломатическим методам урегулирования при центральной посреднической роли Организации Объеденных Наций.
Общие подходы «Группы восьми» по всем этим вопросам отражены в итоговом заявлении председателя.
И последнее. Руководители «восьмерки» приветствовали предложение госпожи Федерального канцлера Германии Ангелы Меркель провести следующий саммит в Федеративной Республике Германия. Передавая эстафету, искренне желаем нашим немецким друзьям успеха.
И в заключение еще раз благодарю всех наших коллег за конструктивную работу в ходе Санкт-Петербургского саммита. Будем напряженно работать над реализацией всех принятых решений.
Вопрос (Ярослав Александрович, телекомпания «MTV-Россия»): Владимир Владимирович… Очень волнительно. Извините, пожалуйста, за такую заминку.
В.Путин: Ничего. У нас время есть, мы не спешим.
«MTV-Россия»: Решения, которые принимаются «большой восьмеркой», затронут всех…
В.Путин: Я тоже волновался, когда организовывал «восьмерку». Это нормально.
«MTV-Россия»: …И обязательно молодежь, поколение «юношеской восьмерки». Скажите, чего нам ждать?
В.Путин: Только хорошего. Ждать всегда нужно только хорошего. И тогда трудности, с которыми мы будем сталкиваться, будут преодолены.
«MTV-Россия»: Спасибо.
Вопрос (телекомпания «Феникс», Китай): Владимир Владимирович, какие «горячие» вопросы Вы будете обсуждать с Председателем Ху Цзиньтао? И второе: от многих-многих китайцев Вам привет, Вы наш настоящий герой. Спасибо.
В.Путин: Спасибо большое. Это неожиданно и очень приятно слышать. Всегда, когда такие вещи говорят неожиданно – это приятно. Поэтому мои самые наилучшие, самые теплые пожелания дружественному китайскому народу. Говорю это без всякой иронии.
У нас с Китаем сложились, особенно в последние годы, исключительно добрые отношения. Я думаю, что за многие годы совместной истории такого уровня диалога и такого уровня доверительности между Россией и Китаем еще не было. Вот именно это мы и будем обсуждать с председателем Ху Цзиньтао. Должен сказать, что в ходе сегодняшних дискуссий он внес существенный вклад в обсуждение всех вопросов, которые мы обсуждали. И вообще, должен с вами поделиться, я и коллегам своим сказал: вчера была такая, несколько напряженная работа, особенно что касалось нашей декларации по Ближнему Востоку, там и споры были, да и по другим вопросам шла такая дискуссия. Сегодня тоже было много дискуссий, особенно по проблемам мировой торговли, но все мои коллеги согласились: в широком составе она была даже интереснее, чем исключительно в рамках «восьми». Это, кстати, говорит о том, что без таких стран, как, скажем, Индия, Китай, современные проблемы развития, тем более мировой экономики, финансов, решать эффективно невозможно. Мы очень рады. Я благодарен Председателю Ху Цзиньтао, что он принял приглашение и приехал в Петербург.
Говорить мы будем сегодня о двусторонних отношениях и еще раз вернемся к некоторым вопросам международной повестки дня, которые нас очень беспокоят. Будем говорить о нашей общей позиции, конечно, по Ближнему Востоку, по северокорейской проблематике, по некоторым другим проблемам.
Вопрос (Олег Осипов, РИА «Новости»): Владимир Владимирович, у меня такой вопрос: последние события, в том числе и в Ливане, и вообще, если взять прошедший год, два последних года, показывают, что мир накопил значительный конфликтный потенциал. Ежедневно в конфликтах гибнут сотни людей. Мы все это видим по телевизору, и всем все понятно. Причем старые конфликты, они как бы затухают, но проблема не решается, появляются новые. И складывается впечатление, что существующая система решения и предупреждения конфликтов не работает. Я имею в виду в глобальном плане, в мировом. И, более того, получается, что и система организации международных отношений зашаталась. И молодежи, я думаю, если смотреть не MTV, скоро будет опасно выходить на улицу. Спасибо.
В.Путин: Мы же с вами много раз говорили, и вы часто повторяете и в электронных средствах массовой информации, и в печатных: после крушения биполярного мира он, этот мир в целом, к сожалению, не стал более безопасным. Тогда человечество много раз балансировало на грани глобальной катастрофы. И уже хорошо, что мы ушли от этого края. Такой, как, например, Карибский кризис. Но в целом он, конечно, не стал безопасным. Он стал менее прогнозируемым. И, поскольку вся система международных отношений вырабатывалась в прежние десятилетия для обслуживания двуполярного мира, биполярного мира, то, конечно, нам еще не хватает всех инструментов для того, чтобы отвечать на вызовы и угрозы сегодняшнего дня. И сейчас все человечество, в том числе и в рамках «Группы восьми» – мы, мои коллеги, по сути, ведь чем занимаемся – вырабатываем архитектуру будущих международных отношений.
Не случайно вчера, когда мы обсуждали проблемы Ближнего Востока, российская делегация настаивала на том, чтобы была особо подчеркнута роль Организации Объединенных Наций. Потому что у нас другой такой универсальной организации нет. И многие ставили под сомнение эффективность ООН после крушения биполярного мира. Особенно много было слов по этому поводу в преддверии и в ходе иракского кризиса. Я уже высказывался по этому поводу – могу еще раз повторить: я так не считаю. Если бы ООН дрогнула тогда и скатилась бы на позицию обслуживания интересов одной страны, одного участника международного общения, то тогда она никому не была бы нужна. А поскольку ООН заняла принципиальную позицию, то она сохраняется. И мы должны сделать все для ее сохранения.
Что же касается того, что количество мелких конфликтов растет, то я с Вами согласен. К сожалению, это так. Даже перечислять не буду, мы их знаем. Это и в Африке, Дарфур, это и другие конфликты, это и Афганистан, и Ирак, сейчас напряженность вокруг Ирана, Корейской Народной Демократической Республики и так далее, и так далее. Да, это так. Но у нас нет никакого другого выхода, кроме одного – искать совместные решения.
Вопрос: Господин Президент, когда мы приехали сюда, многие представители африканской диаспоры думали, что это самое худшее время, никто не будет слушать Африку. Но на нас произвело большое впечатление, когда вы больше двух часов провели с нами, с представителями «гражданской восьмерки». Когда я со своими коллегами говорил, то я сказал: не отчаивайтесь, господин Путин, президент Путин говорил об Африке. Сейчас Вы говорите, что работа будет продолжаться. И мы изложили вам свою позицию. Спасибо Вам за это.
В.Путин: Мы и в ходе подготовки к встрече в Петербурге исходили из преемственности. Исходили из того, что все предыдущие решения должны исполняться. И мы уже честно признавались, что не всегда в полном объеме и в обозначенные сроки это делаем. Но сегодня и вчера еще раз сами себе в этом признались, сами сказали об этом открыто и договорились о том, что будем стремиться к исполнению всех ранее взятых на себя обязательств.
Сегодня представители Африки – и Президент Мбеки, и руководитель Африканского союза – много выступали и обращали внимание на проблемы Африки и в том, что касается образования (особенно образования девушек и девочек), и в том, что касается здравоохранения. Много было споров по поводу правил международной торговли. Здесь была очень активная дискуссия с участием Президента Бразилии, который всегда занимает такую жесткую позицию, и у него всегда высокие требования к развитым экономикам. Все это, уверен, пойдет на пользу развития Африканского континента.
Очень много проблем. Вы знаете, что особенно близко к сердцу это воспринимает Президент Ширак, Премьер-министр Блэр. Великобритания не только выработала программы, изложенные в Глениглсе, но и сейчас активно продвигает все эти идеи. Будем работать, конечно, дальше вместе с нашими коллегами из африканских стран.
Вопрос (радио «Би-би-си»): Господин Президент, что Вы считаете главным достижением этого саммита? И что, Вы считаете, этот саммит сделал для имиджа России за границей?
В.Путин: Что касается имиджа России за границей, то это будет зависеть в том числе и от вас. Мы пытались наилучшим образом исполнить наши обязательства в рамках «восьмерки». Мы выбрали, как нам казалось, – и мы сейчас убедились в том, что это был правильный выбор, – несколько ключевых вопросов международной повестки дня. И если говорить о главном итоге, то он заключается в том, что нам удалось согласовать подходы в решении этих проблем.
Я уже говорил вчера, что, например, по проблеме энергобезопасности – мы впервые сформулировали ее таким образом, что включили в это понятие не только безопасность потребления, безопасность получения энергоресурсов, но и безопасность средств доставки и безопасность реализации. Мы впервые поставили вопрос и нашли понимание у наших партнеров о необходимости обеспечить безопасность энергетической инфраструктуры. Вот все это плюс решения, связанные с наращиванием усилий по борьбе с инфекциями.
Для нас, например, для России и для нашего региона важно, что у нас, в России, будет создано два института: первый – лаборатория по штаммам инфекций, что крайне важно, и второй – центр по производству лекарств для больных СПИДом для Средней Азии. Для нас это важно вдвойне, потому что Средняя Азия – это наши соседи, наши самые близкие партнеры, имея в виду, что они члены СНГ.
Для глобального развития очень важная была дискуссия по мировой торговле. Хороший вклад в дискуссию по энергетике внес сегодня и господин эль-Барадей. В общем, мы считаем, что саммит удался.
Вопрос: Господин Президент! В первую очередь разрешите от всего журналистского корпуса поблагодарить Вас за то, что Вы нас обеспечили вот этими штормовками и ветровками, потому что саммит распался на две части – солнечную и дождливую. Поскольку я американист, я хочу Вам задать такой вопрос. Если взять за сто Ваши личные отношения с президентом Бушем, которые, мы еще раз убедились на этом саммите, находятся на очень высоком уровне, как Вы расцениваете в рейтинговом плане российско-американские отношения? И если есть «ножницы», чем объясняются они и как Вы боретесь за то, чтобы их ликвидировать?
В.Путин: «Ножницы», конечно, есть. И они объясняются тем, что далеко не все люди в наших странах готовы и могут посмотреть в будущее. К сожалению, есть еще и такие структуры, такие силы, которые руководствуются соображениями прошлого, не XXI, а еще XX века. Которые живут и питаются идеями еще третьего противостояния. К сожалению, это так – и мы это частенько видим, встречаемся с этим.
Но Президент Буш неоднократно подчеркивал, и я с ним полностью согласен, что у нас кардинальным образом поменялись отношения. Мы не только перестали быть врагами, мы уже не считаем друг друга противниками. И ход дискуссий вчера и сегодня, кстати говоря, показал, что у нас во многом очень близки позиции. Нужно просто уметь откровенно и профессионально работать. Причем, защищая свои собственные национальные интересы, мы всегда можем найти такой способ решения этих вопросов, который не ведет к конфронтации, а ведет к поиску компромисса.
Вопрос (Наталья Кириллова, Санкт-Петербург, независимая пресса, агентство «Вольный остров»): В рамках двусторонних отношений Россия–Германия как Вы оцениваете перспективы создания телевизионного канала «Россия–Германия», о котором говорили еще на Санкт-Петербургском диалоге в 2003 году? Спасибо.
В.Путин: Честно говоря, не знаю, как там идет дело по созданию канала «Россия–Германия». И вообще не очень понимаю, что это может быть за канал. Это что, государственный канал? Но я знаю, что RTL работает вместе с одной из московских компаний. И возможно объединение, расширение их деятельности. А там есть, насколько я понимаю, есть и германский капитал. Но то будет частная компания, если это состоится. Дело к этому идет. Если эти планы будут реализованы, я буду только рад.
Вопрос (Александра Кашарницкая, телеканал Russia Today): Владимир Владимирович, первый вопрос по Северной Корее. Если можно поподробнее о соглашениях, к которым Вы пришли по Северной Корее. По Ирану Россия в принципе согласна применять политические и экономические санкции в случае невыполнения резолюции. Возможно ли это и в отношении Северной Кореи? И второй вопрос. По поводу Энергетической хартии. Вчера говорили, что на основные принципы Энергетической хартии Россия согласна. Что останавливает подписание?
В.Путин: Во‑первых, говорить о санкциях в отношении Ирана преждевременно. Я не знаю, может, это Лавров что‑то рассказывал по поводу санкций. Мы пока до этого не дошли. Чего бы нам хотелось – это чтобы иранское руководство как можно быстрее отреагировало на то предложение, которое было сделано шестью странами. И чтобы как можно быстрее были начаты переговоры на базе сделанного шестеркой предложения. Я хорошо помню мою встречу с Президентом Ирана Ахмадинежадом, и он мне сказал, что это будет в течение месяца. Месяц уже прошел, но пока переговоры не начаты. Теперь мы слышим другой срок – это август. Исходим из того, что эти переговоры будут начаты. А что касается санкций, то я бы даже не стал сейчас об этом говорить, потому что сама по себе постановка вопроса таким образом может создать неблагоприятные условия для начала переговорного процесса. Это ответ на первый вопрос.
Теперь второй. Какой был вопрос?
А.Кашарницкая: По Северной Корее.
В.Путин: По Северной Корее только что принята резолюция. Причем принята единогласно. Сегодня председатель Ху Цзиньтао рассказывал нам о том, каковы результаты переговоров заместителя председателя правительства Китайской Народной Республики в Северной Корее. И выразил такой осторожный оптимизм по поводу того, что политико-дипломатическими средствами можно все‑таки северокорейскую проблему разрешить. Создать условия для закрепления за полуостровом безъядерной зоны и договориться по ракетной проблематике. Мы будем над этим напряженно работать. Вопрос в том, чтобы как можно быстрее вернуться к переговорному процессу.
И, наконец, Энергетическая хартия. Энергетическая хартия подразумевает допуск, взаимный допуск к инфраструктуре добычи полезных ископаемых, энергетических ресурсов, и к инфраструктуре транспорта. Естественно, мы можем допустить своих партнеров и к одной, и к другой инфраструктуре. Но у нас возникает вопрос: а они‑то нас куда допустят? Где у них добыча, где инфраструктура транспорта? Причем инфраструктура – это не просто отдельные трубопроводные системы. Если у нас иметь в виду, что у нас есть, то это магистральные трубопроводы. У наших партнеров их просто нет. Поэтому мы не против того, чтобы работать на этих принципах. Но нам нужно понять, что мы будем получать взамен. Это первое.
Второе. Для нас сегодня энергетика – это как бы сердце нашей экономики. И нам хотелось, чтобы наши партнеры, понимая это, тоже пускали нас в центр своей экономики. А сегодня, к сожалению, кокомовские списки отменены формально, и мы сталкиваемся со значительными ограничениями на трансферты высоких технологий в Россию. И нам хотелось, чтобы эта ситуация тоже хотя бы постепенно менялась. Лучше – как можно быстрее.
И, наконец, есть совершенно конкретные нерешенные проблемы в рамках самой Хартии и Дополнительного протокола. И для европейских журналистов я бы мог сказать: вы сами внимательнее почитайте, что там написано, в этой Хартии. А там, если внимательнее посмотрите, там есть явные внутренние противоречия. С одной стороны, наши европейские партнеры согласны работать на долгосрочных контрактах, и в то же время – прошу вашего внимания – настаивают на том, чтобы отдельные участки трубопроводных транспортных систем могли бы быть продаваемы и сдаваемы в аренду. А как нам тогда обеспечить для наших западноевропейских потребителей на долгосрочной основе поставки энергосырья? Мы тогда не будем знать, что закладывать в конечную цену. Ну это можно на один год сделать. А потом мы вам будем закладывать эти риски. И у вас поползут цены вверх. И когда это понимание будет полным, я думаю, изменится сама тональность в переговорах по этому вопросу.
И, наконец, последнее. Мы не только не против самих идей, изложенных в Хартии, мы это делаем. Мы же допускаем к себе – и в добычу – наших западных партнеров. Они нас допускают к себе в транспорт. И самый лучший пример тому – это контракты между «Газпромом» и немецкими партнерами, такой фирмой, как, скажем, БАСФ. И я думаю, что сейчас уже и с ИОНом закончат переговоры. Мы их пустили в одно из крупнейших месторождений, оценили их активы рыночным способом и взяли часть их транспортных активов в Германии. Сейчас есть договоренность с другими партнерами. Может, возьмем часть активов в Центральной Европе в обмен на допуск к нашим месторождениям. А вообще‑то я хочу обратить ваше внимание на то, что у нас только две крупные нефтегазовые компании с государственным участием, все остальные – частные. А их у нас больше 20. Крупных. Подавляющее большинство из них – с иностранным капиталом. А некоторые компании, такие как BP, прирастают запасами в значительной степени за счет того, что российское правительство эти запасы дает. И наши партнеры, по‑моему, довольны той работой, которая у нас с ними совместно идет.
Вопрос (газета «Коммерсантъ»): По информации из некоторых западных источников, за похищением израильских солдат может стоять не только «Хезболлах», но и целые страны. Например, Сирия. Как Вы считаете, освобождение израильских солдат может остановить этот конфликт или ситуация уже вышла из‑под контроля?
В.Путин: Я думаю, что ситуация не вышла из‑под контроля. Но уверенности в том, что возвращение солдат остановит конфликт, у меня тоже нет. Но она контролируется – это точно. Вот, пожалуй, и весь ответ. Но нам очень хотелось, чтобы как можно быстрее добились возвращения похищенных людей и чтобы было остановлено кровопролитие.
Вопрос (Вячеслав Терехов, Интерфакс): Вопрос очень насущный на самом деле, честное слово. Скажите, пожалуйста, вчера, по‑моему, Кофи Аннан говорил о том, что международные силы будут стабилизацией около Ливана. Тони Блэр конкретнее сказал, что без войск вообще не остановить конфликты и нельзя их разъединить. Скажите, пожалуйста, будет ли рассматривать Россия вопрос об участии, если Совет Безопасности примет это? И сила стабилизации. Речь идет только о Ливане или тогда и о Палестине тоже, о палестино-израильской границе тоже?
В.Путин: Россия принимает участие в миротворческих операциях постоянно. И мы не отказываемся от участия в операциях подобного рода в будущем. Если говорить о данной конкретной ситуации, то речь идет вот о чем. Речь идет о том, что «восьмерка» обращается в Совет Безопасности ООН с просьбой рассмотреть возможность направления в Ливан международных сил по поддержанию мира. Но только Совет Безопасности ООН может принять это решение и в соответствии с международным правом и процедурами, предусмотренными для такого рода случаев в уставе Организации Объединенных Наций. Это, кроме всего прочего, требует и согласия всех сторон, вовлеченных в конфликт. Я надеюсь, что Совет Безопасности проведет необходимую работу и примет согласованное решение. Пока нет никакого еще решения по направлению миротворческих сил. Когда будет это решение, мы тогда будем смотреть, принимать нам участие именно здесь или не принимать.
Вопрос (испанская газета «El Pais»: Добрый день! Я из Испании. Два вопроса для уточнения. Вы говорили об обсуждении вчера ближневосточной тематики в рамках напряженной дискуссии. Не могли бы Вы сказать, в чем была напряженность этой сессии, этого заседания? И второе: чего Вы ожидаете, каких последствий Вы ожидаете от программы глобальной энергобезопасности рынков нефти?
В.Путин: Все же эти последствия наступили для глобальных рынков энергоресурсов, нефти в том числе. Сколько сейчас баррель стоит? За 70 долларов зашкаливает. Если так дело дальше пойдет, то 80 скоро будет. Поэтому чем больше нестабильности в регионах, где добывается значительное количество энергоресурсов, тем выше цены. Так всегда было, так и будет. И это мы сейчас наблюдаем в связи с разрастающимся конфликтом на Ближнем Востоке.
Что касается вчерашнего обсуждения нашей декларации по ситуации на Ближнем Востоке, я уже говорил и могу еще раз сказать. Этот документ не готовился нашими экспертами заранее, и мы вынуждены были реагировать в оперативном режиме на происходящие события. Поэтому нам пришлось – мы не смогли полностью передовериться или переложить эту работу на плечи экспертов, а вынуждены были вместе с экспертами, пригласив их к себе, непосредственно включиться в эту работу. Ну и само собой разумеется, что были разные подходы к отдельным проблемам.
Ну, например, вот сейчас коллега спрашивал по поводу миротворческих сил. Одна из формулировок была: «подготовить план или предложить Совету Безопасности направить миротворческий контингент». Мы не можем, я считаю, предлагать Совету Безопасности, мы можем обратиться к нему с просьбой рассмотреть этот вопрос.
Или речь шла о двух прежних резолюциях Совета Безопасности по Ливану. Касается там милиции и так далее. И кто‑то из коллег предложил формулировки, которые, на наш взгляд, подменяли собой Совет Безопасности. Мы исходим из того, что этого делать нельзя, это не входит в нашу компетенцию, поэтому согласовали такие формулировки, которые сегодня одобрил и Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций. В принципе он с ними согласился. Это была просто конкретная, я бы даже сказал, в полном смысле этого слова черновая работа.
Но, что бы я хотел подчеркнуть – это то, что мы не исходили из совсем разных, диаметрально противоположных точек зрения. Цели у нас были абсолютно одинаковыми. Вопрос был только в том, чтобы то, что мы предлагаем, было изложено корректно и в соответствии с международным правом.
Вопрос (телекомпания CNN): Владимир Владимирович, в развитие темы контингента международных сил в Ливане. Ваша позиция все равно весьма важная, Россия является все‑таки членом Совета Безопасности ООН. Во‑первых, я хотел бы спросить, какие были разговоры по поводу того, как должен выглядеть этот контингент, какого размера, где должен находиться, с какими функциями – военными функциями или чисто наблюдательными функциями? И какие были разговоры среди лидеров «восьмерки» сегодня? И какова позиция России, какое видение России как члена Совета Безопасности? Спасибо.
В.Путин: Пока об этом рано говорить. Я просто не могу ответить на ваш вопрос, потому что у меня нет достаточно оснований это сделать. Предыдущий коллега, когда задал вопрос, я, отвечая на него, сказал, что мы упомянули от двух резолюциях Совета Безопасности по Ливану. А в конце там одна из формулировок была такая, что мы предложим план реализации этих резолюций Совета Безопасности. Но мы не можем, «восьмерка» не может предлагать таких планов по реализации резолюций Совбеза. Поэтому мы немножечко изменили и написали: «обращаемся с настоятельной просьбой в Совет Безопасности разработать такой план». И будем всячески содействовать его внедрению в жизнь. Вот это корректно.
То же самое и по международным силам. Когда Совет Безопасности начнет работать, мы, конечно же, примем в этом самое активное участие. И тогда будет понятно, о чем идет речь.
Повторяю: ведь нам нужно добиться еще согласия вовлеченных в конфликт сторон, и поэтому от этого тоже много будет зависеть – какие силы, с какими задачами. Нужно будет и с ними диалог вести. Но без этого диалога нельзя рассчитывать, что миссия миротворческих сил будет успешной.
Вопрос (Михаил Петров, ИТАР-ТАСС): Владимир Владимирович, вы говорили о том, чего удалось добиться в ходе саммита. Интересно было бы узнать, есть ли вопросы, по которым, на Ваш взгляд, прогресс оказался не таким заметным, как ожидалось? И еще, если говорить о результатах работы: как мне показалось, в итоговых документах не так много упоминаний о ситуации в Ираке, несмотря на то что обстановка там также далека от нормальной. Как Вы это прокомментируете?
В.Путин: Я не могу сказать, что у нас есть какое‑то разочарование по какому бы то ни было вопросу. Все цели, которые мы перед собой ставили, достигнуты. У нас не возникло ни одного вопроса, который мы не смогли бы согласовать. Это первое.
Что касается Ирака, то Ирак и иракская проблема ставились в ходе обсуждения, и так или иначе это было отражено и в дискуссии, и в документах. Понятно, что все собой затмили трагические события на Ближнем Востоке, связанные с Ливаном, с сектором Газа, с Израилем. Поэтому, конечно, мы вынуждены были просто оперативно реагировать на то, что происходит здесь. Только этим объясняется, больше ничем.
Вопрос (программа «Постскриптум», ТВЦ): Вопрос касается, скорее, атмосферы вокруг саммита, вокруг России. Насколько известно, когда Джордж Буш прилетел, он встречался с представителями неправительственных организаций. Ранее два помощника госсекретаря США участвовали в работе оппозиционного форума «Другая Россия». Как Вы относитесь к таким фактам?
В.Путин: Я тоже встречался с представителями неправительственных организаций. Я в Москве, а он в Петербурге. Хорошо. Чем больше мы работаем с гражданским обществом, тем лучше.
Что касается участия представителей иностранных правительств в деятельности наших оппозиционных групп, я не считаю, что это вполне корректно, но ничего здесь страшного не вижу. Наоборот, это лишнее свидетельство того, что у нас демократические процессы развиваются нормально, оппозиция функционирует. Как и положено оппозиции, она поругивает власти, и есть за что. Власти всегда есть за что ругать. А если представители других государств считают возможным и правильным для себя поддержать усилия нашей оппозиции по этому направлению, это их выбор, ничего здесь страшного нет. Часто это является обычной дипломатической практикой некоторых государств. Я здесь ничего такого не вижу, что могло бы нам помешать в работе форума. Больше того, если оппозиция говорит какие‑то конструктивные вещи, я думаю, что мы просто должны это учитывать.
Вы знаете, все равно я на все не отвечу, и председатель КНР Ху Цзиньтао меня уже ждет. Последний, пожалуйста.
Вопрос (Наталья Твердохлебова, интернет-издание Italy News): Будьте любезны, вопрос такой. Характер русского человека такой, что мы ничего не делаем вполсилы. Как правило, в любое дело мы вкладываем всю душу. Но когда мы что‑то делаем не в службу, а в дружбу, то силы удесятеряются, и эффект совершенно фантастический. Будьте добры, как продвинулись Ваши личные взаимоотношения с коллегами? Потому что понятно, что это будет очень сильно влиять на политику. Спасибо.
В.Путин: Встречи подобного рода, конечно, укрепляют личные контакты и личные отношения. Каждая встреча. Это и в жизни так происходит, и в любой работе, и в политике. Больше информации друг о друге. Так или иначе, люди раскрываются в ходе формальных и неформальных контактов. Лучше начинаешь понимать мотивы поведения. Значит, точнее обратная связь и реакция. Это всегда на пользу.
И я доволен той атмосферой – деловой, но очень дружеской атмосферой, которая сопровождала всю нашу работу. Я хочу от вашего имени и от имени моих коллег поблагодарить жителей Петербурга и Стрельны за то, что они так благосклонно отнеслись к нашему с вами нашествию на Петербург и на Стрельну.
И хочу отдельно поблагодарить представителей прессы. Мы постарались создать для вас максимально комфортные условия работы не для того, чтобы подкупить вас, и для того, чтобы вы нам что‑то хорошее по этому поводу написали. Просто мы знаем, что не только у политиков, но и у представителей прессы хлеб нелегкий, может быть, даже иногда трудней, чем у нас, – работать приходится в сложных, тяжелых обстоятельствах, режим напряженный. Надеюсь, что вам понравилось. Будем рады видеть вас у нас в России и в Петербурге как можно чаще.
Всего вам доброго.
Спасибо вам большое за внимание и за совместную работу.