В.Путин: Добрый вечер.
Знаю, что мои коллеги уже встречались со своими журналистскими пулами. Практически все уже рассказали. Мне, наверное, остается только дать оценку нашего отношения к результатам совместной работы. Российская делегация удовлетворена этими результатами.
Все поставленные цели достигнуты. Все документы, которые мы планировали принять, приняты практически без изменений.
Как вы знаете, мы приняли еще дополнительный документ. Инициатором его принятия выступили сразу несколько стран, в том числе и Россия. Это наша оценка ситуации, складывающейся на Ближнем Востоке и предложения о том, что нужно предпринять в ближайшее время. Думаю, что этот документ у вас тоже есть.
Если есть необходимость прокомментировать все, что мной было названо выше, я готов это сделать.
Вместе с тем с самого начала хочу отметить несколько, на мой взгляд ключевых вещей.
Первое, что касается энергобезопасности. Думаю, что все коллеги-журналисты, прочитав документ, обратили внимание на определенную смену акцентов в самом понятии энергобезопасности. До сегодняшнего времени под энергобезопасностью понималось стабильное снабжение основных потребителей энергоресурсами. Сейчас мы убедили наших партнеров в том, что энергобезопасность – это гораздо более широкое понятие и оно включает в себя добычу, транспортировку и продажу на рынках энергетики. Все звенья этой цепочки, представители всех звеньев несут солидарную одинаковую ответственность – это, на мой взгляд, крайне важно.
Другой вопрос, который рассматривался в качестве основного – это образование. На мой взгляд, я бы выделил здесь наиболее важные вещи. На мой взгляд, такой вещью является то, что мы обратили внимание на решение проблем миграции и адаптации мигрантов с помощью образовательных систем. Это первое.
И второе. Это второе заключается в том, что, может быть, не впервые об этом сказано, но сформулировано, думаю, в таких документах впервые: мы считаем, что в современном мире нужно обращать внимание на все три основные компоненты образования – это собственно образование, научное исследование и инновации. По этому направлению мы договорились совместно работать и сверять наши часы в ходе практической реализации достигнутых договоренностей.
И, наконец, борьба с инфекционными заболеваниями. Думаю, что вы этот документ тоже читали. Мы в России будем создавать соответствующую лабораторию со штаммами. У нас есть неплохая база для этого для Восточной Европы и Средней Азии. Мы вместе с нашими партнерами будем создавать в России центр по производству необходимых лекарств для Средней Азии. Будем, конечно, привлекать наших друзей и партнеров из самого региона Средней Азии. Мы договорились о том, что будем создавать мобильные отряды специалистов, которые могли бы быстро и эффективно реагировать на происходящие в мире события, связанные с распространением эпидемии и инфекций. Вот эти и другие вопросы закреплены в документах и приняты.
Что касается нашей декларации, нашего заявления по Ближнему Востоку, то вы о ней тоже знаете.
Повторяю еще раз, если есть необходимость прокомментировать что‑то из того, что я назвал выше, с удовольствием это сделаю.
Большое спасибо вам за внимание.
Вопрос (ИЗРАИЛЬСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ): Хотел бы спросить про документ по Ближнему Востоку. Как Россия могла бы помочь в разоружении милиции «Хезболлах» в соответствии с резолюцией ООН? Может ли Россия использовать свое влияние в таких странах, которые считаются защитниками этого движения: в Иране и Сирии?
В.Путин: Не только может, но и совершает необходимые действия в контакте с нашими партнерами на Ближнем Востоке, в Израиле и в соседних с Израилем странах. Мы по всем каналам предпринимали усилия, направленные на освобождение ваших солдат. Хочу сказать: по всем каналам. У меня есть основания полагать, что наши действия не являются напрасными. В силу ряда обстоятельств я пока воздержусь от оглашения деталей. Это первое.
Второе, мы достаточно активно дискутировали на тему о том, какая должна быть эта декларация. Это естественно. Потому что она нашими экспертами до того, как мы собрались в Петербурге, не прорабатывалась. Ситуацию нам пришлось разбирать, что называется, вживую в ходе тех трагических событий, свидетелями которых мы с вами являемся. В качестве ключевого момента хотел бы отметить, что декларация, на наш взгляд, на взгляд российской делегации, является сбалансированной.
Что касается ваших интересов, интересов государства Израиль, по‑моему, там это все достаточно выпукло отражено. Что я имею в виду. Прежде всего это ссылка на две резолюции Совета Безопасности ООН по Ливану. Мы договорились о том, что мы не просто будем добиваться в полном объеме исполнения этих резолюций, но и обратимся в Совет Безопасности с настоятельным призывом выработать план реализации этих резолюций. Есть и другие положения, которые направлены на то, чтобы огонь был немедленно прекращен с двух сторон, и были бы созданы условия для ведения мирных переговоров, в том числе, это касается и тех сил, которым сегодня Израиль противостоит.
Вопрос («ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»): Владимир Владимирович, скажите, пожалуйста, в отношении резолюции, о которой сейчас идет речь, той части, где говориться о необходимости выполнения резолюции 1559 по Ливану, скажем, нет упоминаний о Сирии, в то время, когда в первой части есть упоминания об экстремистах «Хезболлах» и ХАМАС. Отсутствие упоминания о Сирии – это есть условие компромисса со стороны России по отношению к тем требованиям, которые были у партнеров?
И второй вопрос. Появилась информация, что в подготовке этой резолюции определенную роль сыграла Ваша встреча с Тони Блэром. Кто был инициатором этой встречи и почему она оказалась так необходима?
В.Путин: Это не встреча с Тони Блэром. Это просто рабочий момент работы над резолюцией. Нам всем хотелось и мы считали, что мы обязаны до того, как уйдем на дневной перерыв, закончить работу над этой резолюцией. Мы договорились с коллегами, что мы с Тони возьмем на себя инициативу, пригласили наших экспертов, которые работали над этой темой, взяли сами эту резолюцию и отчасти приняли участие в ее подготовке. И добились приемлемых, на мой взгляд, результатов. Компромиссных формулировок, которые, на мой взгляд, являются весьма сбалансированными.
В части, которую вы упомянули, а именно то, что в резолюции не названы конкретные страны – да, это была наша принципиальная позиция. Она заключается в том, что, если у нас нет достаточных оснований кого бы то ни было обвинять, то мы не можем на таком серьезном государственном уровне строить наши выводы и закладывать их в документы только на основе предположений, даже если они кажутся нам логичными.
Дело в том, что мы очень хорошо знаем ситуацию в других регионах мира, в том числе и в горячих точках Российской Федерации. Слава Богу, они охлаждаются последовательно, не в последнюю очередь с помощью поддержки исламских государств, которые вносят конструктивный вклад в разрешение тяжелых чеченских проблем на Северном Кавказе в России. Так вот, мы когда видим, что там происходит, мы знаем, что с территории некоторых стран осуществляется поддержка экстремистских элементов. Мы же их не называем до тех пор, пока у нас не появится веских доказательств, которые мы можем предъявить международной общественности, хотя намеков более чем достаточно.
Поэтому, считаю, что мы заняли правильную позицию, мы благодарны нашим партнерам за то, что они с ней согласились, и мы по некоторым вопросам пошли навстречу, полагая, что их логика заслуживает внимания и нашей поддержки.
Вопрос: Господин Президент, вы сегодня приняли текст по энергобезопасности. Из этого вытекает, что на следующий год еще могут подняться цены на газ. Вы можете более подробно об этом рассказать?
В.Путин: Вы странным образом связали принятую сегодня декларацию и возможное повышение цен на природный газ. Наоборот, чем больше безопасности в сфере энергетики, тем стабильнее цены.
Цены на природный газ, тем более на российский газ определяются не волюнтаристски, не в Кремле, а они определяются рынком. Для такой представительной аудитории могу еще раз повторить, как это делается. Цена на газ для конкретной страны равна: средняя цена, среднерыночная цена прошлого года плюс небольшой коэффициент и средняя цена на газолин, плюс небольшой коэффициент и средняя цена на топочный мазут. И газолин, и топочный мазут привязаны к цене нефти на мировых рынках и от нас не зависят. Хочу, чтобы это было, в конце концов, понято. Мы покончили с периодом времени, когда мы директивно назначали цены для своих партнеров. Это все теперь определяется рынком. Более прозрачного механизма я себе представить не могу.
Кстати, цена на нефть поднимается – вы знаете почему? Последние события на Ближнем Востоке тоже были одной из веских причин поднятия цен. А события в других странах этого региона, а то, что происходят различные катаклизмы в нефтедобывающих странах Центральной и Северной Америки? Но это все причины увеличения рыночных цен на нефть.
Мы же, в свою очередь, хочу это еще раз подчеркнуть, всю свою деятельность направили на то, чтобы минимизировать риски, а значит, стабилизировать цены.
Вопрос (ЕГИПЕТСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ): Владимир Владимирович, в сегодняшнем заявлении по Ближнему Востоку есть упоминание обо всем, нет упоминания о том, что корень проблемы кроется в невыполнении Израилем всех резолюций Совета Безопасности и «дорожной карты». Не считаете ли вы, что сегодняшнее заявление путает причину со следствием? То есть причина взрыва на Ближнем Востоке не кроется в том, что «Хезболлах» нарушила границу и так далее, а в том, что Израиль не выполняет резолюции Совета Безопасности.
В.Путин: Не считаю, что здесь причина перепутана со следствием потому, что при любых обстоятельствах нельзя похищать людей, наносить ракетные удары с территории одного государства по территории другого. Но в том, что вы сказали, есть значительная доля правды. И этот аргумент, раскрою вам внутреннюю кухню, мы, конечно, использовали, когда добивались компромиссных формулировок.
Вопрос («ИЗВЕСТИЯ»): Ожидалось, что на этом саммите тема энергобезопасности вызовет такую очень громкую бурную дискуссию, однако прошло все вроде довольно гладко. Почему так?
В.Путин: Потому что мы напряженно работали в течение всего года. Хочу поблагодарить и своих сотрудников, и экспертов из стран «восьмерки» за то, что они профессионально и напряженно работали весь год. Документы оказались нужного качества и не вызывали особых дискуссий.
Вопрос («АЛЬ-ДЖАЗИРА»): Владимир Владимирович, саммит «восьмерки» так оперативно отреагировал на события на Ближнем Востоке, даже вплоть до того, что отправил спецпредставителя в регион. Получили ли вы обратный сигнал от враждующих сторон? В частности, от «Хезболлах» по поводу израильских солдат и возвращения их, и от ХАМАС по поводу одного израильского солдата? А есть ли обратная связь со стороны Израиля по поводу прекращения военных действий?
Спасибо большое.
В.Путин: У нас есть обратная связь, но, к сожалению, пока не на наше заявление, а на наши попытки оказать влияние в направлении прекращения огня и сокращения человеческих жертв. У нас есть такая обратная связь со всеми вовлеченными в конфликт сторонами. Не могу сказать, что это очень оптимистические наблюдения, но я все‑таки надеюсь на то, что здравый смысл восторжествует. Повторяю, со всеми, кого вы сейчас назвали, у нас есть и связь в одну сторону, и связь в другую сторону. У нас нормальный, практически постоянный и живой контакт. И это, кстати говоря, помогло нам и в сегодняшней работе над резолюцией.
Кстати говоря, в этом, может быть, и заключается преимущество России – мы не закрыли себе путь для общения со всеми участниками этого конфликта. И более того, мне кажется, что степень доверительности у нас достаточно высокая, причем со всеми.
Вопрос («MOSCOW TIMES»): Известно, что Россия нацелена на интеграцию с Западом, но в то же время известно, что руководителю одного из крупнейших потенциальных инвесторов в России господину Биллу Браудеру недавно было отказано во въезде в Россию. Многие инвесторы и западные дипломаты обеспокоены этим. Они не понимают почему. И многие думают, что, возможно, это может негативно повлиять на приток инвестиций в Россию. Вы не могли бы сказать, почему был без объяснения отказано во въезде? И могут ли быть другие случаи, о которых мы не можем узнать?
В.Путин: Кого Вы имеете в виду? Я просто не расслышал, кому было отказано во въезде?
«Moscow Times»: Руководителю компании Hermitage, который является самым большим инвестором на фондовой бирже в России, господину Биллу Браудеру. И, по‑моему, премьер-министр Британии мог бы обсудить эту тему с Вами сегодня.
В.Путин: Откровенно Вам скажу, не знаю причин, по которым конкретному человеку отказано во въезде в Российскую Федерацию. Могу себе представить, что этот человек нарушал законы нашей страны. И если другие будут нарушать, мы и другим откажем. А тех, кто приезжает работать, тем более инвестировать в Российскую Федерацию, в нашу экономику, мы будем всячески поддерживать и оказывать содействие.
Иностранные инвестиции и прямые, и портфельные растут. Сейчас не буду называть цифр – они очень не плохие. Во всяком случае, мы ими удовлетворены. Растет и капитализация российского рынка. Она самая большая за прошлый год в мире. Самая большая капитализация в мире. Поэтому мы крайне заинтересованы не только в притоке инвестиций, но и в работе с порядочными и профессиональными инвесторами, которые действительно хотят на долгосрочной основе работать в российской экономике.
Вопрос (ГЕОРГИЙ НИЛОШ, ВЕНГРИЯ): По поводу декларации о борьбе с терроризмом. Это говорит о том, что есть общие ценности участников «восьмерки», но говорит ли это о том, что в конкретных случаях тоже есть соглашения о том, кого считать террористом. Имею в виду, например, будет ли выдан России на основе этой декларации господин Закаев?
В.Путин: Как Вас зовут? Георгий Нилош, спасибо за этот вопрос. Мне даже нечего комментировать этот вопрос, потому что Вы так его сформулировали, заострили проблему взаимодействия по самому важному вопросу сегодняшнего дня, по одному из самых острых – взаимодействие в сфере борьбы с терроризмом.
Естественно, когда нам говорят, давайте, упомянем Сирию, Иран или еще какую‑то страну. А почему не упомянуть и других, которые укрывают на своей территории людей, которые совершенно очевидно являются террористами? И для этого не нужно где‑то ковырять в каких‑то архивах. У нас есть доказательства – видеоматериалы его преступной деятельности. Если возникают такие вопросы, то мы не должны замыкаться, не должны скатываться на критику друг друга, но должны искать приемлемые решения. Мне показалось, что нас в принципе понимают.
В некоторых странах действительно сложная правовая судебная система и криминальные элементы, в том числе и люди, замешанные в терроре, пользуются этим. А пользуются этим для того, чтобы разрушать цивилизованные страны и те базовые принципы, на которых основана сегодняшняя цивилизация демократических стран. Мы это должны, наконец, понять, осознать и предпринять необходимые действия для того, чтобы изменить ситуацию в этой сфере.
Вопрос (РАДИО «СВОБОДА»): Владимир Владимирович, Вы перед саммитом встречались с гражданской «восьмеркой», достаточно плотно с ней работали. Вы ей много обещали, сказали, что сидите с единомышленниками, и передадите все, что они говорили, коллегам. Как все произошло, и произошло ли, расскажите об этом?
В.Путин: Да мы так и сделали. И действительно по многим вопросам – я, откровенно говоря, не ожидал, по многим вопросам, например, по экологической безопасности, по той же энергетике, по образованию, и по многим другим темам, которые мы сегодня обсуждали, – действительно позиция официальных властей Российской Федерации совпадает с представителями многих неправительственных организаций.
Как я обещал, мы так и сделали. Если вы посмотрите на запись моих бесед с представителями НПО в Москве, о чем они говорили, потом сравните это с документами, которые приняты, вы наверняка найдете там вещи, которые перекликаются между собой. Мы полностью выполнили то обещание, которое я давал и на встрече с представителями НПО, и на встрече с международными бизнесом, и на встрече генеральных прокуроров стран «восьмерки», и на встрече с профсоюзными деятелями.
Мы распространили все это в документах, а я в ходе дискуссий об этом неоднократно упоминал в ходе живой беседы.
Вопрос (ЭСТОНСКОЕ РАДИО): Когда у России будет такая политика, что у вас будет дружественное государство за границей. Например, Эстония, Латвия, Литва, Грузия и Украина?
В.Путин: Вы знаете, нам с вами со времен Советского Союза досталось сложное наследство. Потому что в рамках единого государства многие проблемы были скрыты, их не было видно. Почему мы сегодня так внимательно относимся к взаимоотношениям федерального центра, допустим, в России и регионов? У нас на территории России две тысячи потенциальных территориальных конфликтов между субъектами Российской Федерации. То же самое было и в рамках Советского Союза. Поэтому нам нужно спокойно без истерик разобраться со всеми этими конфликтами с пониманием того, что будущее только в том случае будет обеспечено, если мы сможем сформировать вот такие дружественные отношения и получать выгоду от нашего взаимодействия. А она огромна, тем более для такой небольшой страны как Эстония. Вы знаете, какой доход в бюджет Эстонии идет от перевалки наших грузов, какой доход идет вообще от многосторонней экономической деятельности с Россией? Мы готовы развивать ее дальше.
Но нам хотелось бы, чтобы некоторые вопросы, повторяю, очень сложные, доставшиеся нам из общей истории, не политизировались. А договоренности, которых мы достигаем, исполнялись. Имею в виду, в том числе и наши предварительные договоренности с правительством вашей страны об урегулировании вопроса пограничного размежевания. Нам странно, что правительство подписывает один документ, а из стен парламента он выходит в другом, не приемлемом для нас виде. И наши эстонские партнеры знают, что он для нас не приемлем. Но зачем тогда вся эта игра. Повторяю, у нас достаточно терпения и здравого смысла. Знаю, что и в Эстонии есть люди, которые настроены таким же образом. Будем работать.
Вопрос (НОРВЕЖСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ): Скажите, пожалуйста, Владимир Владимирович, какие меры по охране окружающей среды будут приняты при нефтегазовых разработках в Баренцевом море? Вопрос к энергетической безопасности.
В.Путин: Мы об этом написали, там все есть. Мы впервые рассматривали вопрос об обеспечении безопасности транзитных путей и инфраструктуры. Это было впервые рассмотрено в таком предметном виде. Это первое.
Второе: я не говорю, что все проблемы сразу решились, но, во всяком случае, мы обратили на это внимание, сформулировали эту проблему и полны решимости работать над ней вместе.
Второй вопрос – это Баренцево море. Там огромные перспективы для энергообеспечения Европы. И более того, не только Европы, но и других рынков, в том числе и рынка Северной Америки.
Вы, наверное, слышали, мы ведем переговоры сразу с несколькими странами по разработке различных месторождений: с канадскими коллегами присматриваемся к другим возможным партнерам.
Но в этом ряду норвежские компании занимают одно из первых мест. Это комфортный для нас партнер сразу по нескольким обстоятельствам. Во‑первых, они нос не задирают, работают предметно, очень профессионально. У них развитая инфраструктурная сеть на Севере, но падающая добыча. И мы – это вполне естественно – можем объединить наши усилия и не тратить денег на создание никому уже не нужной дополнительной инфраструктуры. Мы готовы поделиться нашими возможностями, если наши партнеры поделятся с нами своими. И такое желание с обеих сторон мы просматриваем.
Вопрос: Владимир Владимирович, только что говорили о том, что вам на Ближнем Востоке доверяют. Это действительно так. Как вы видите, роль России в регионе, поскольку все стороны доверяют России? Тем более вы имеете хорошие исторические отношения не только со странами, но и с организациями.
Как это будет укреплять позиции России и организации Исламской конференции? И ускорится ли процесс вхождения России в эту организацию? Второй вопрос: очень многие думают, что вы совершили очень смелый шаг – пригласили представителей ХАМАС в Россию. Будет ли такой шаг в отношении к «Хезболлах»?
В.Путин: Я сейчас не готов сказать, какие мы предпримем шаги с точки зрения организации контакта со всеми сторонами, вовлеченными в конфликт, который мы наблюдаем сегодня.
Мы пригласили представителей ХАМАС сознательно, и ни о чем не жалеем. Но мы считаем, что если какая‑то политическая сила получила вотум доверия народа легитимным путем, а с ХАМАС произошло именно так, то, даже если он не является удобным партнером, договариваться нужно не с теми, кто приятен, как партнер по переговорам, а с теми, кто может влиять на ситуацию и влиять на собственный народ. То есть, нужен фактор доверия к той или иной организации со стороны своего собственного народа, нравится это кому‑то или не нравится, но в отношениях с ХАМАСом это так. И поэтому нужно вести диалог. Если он будет сложным, но будут достигнуты какие‑то компромиссные решения, можно рассчитывать, что это будет исполняться. А если ставка будет сделана на такие политические силы, которые не пользуются поддержкой, так чего с ними договариваться?
Но мы полагаем, что это процесс сложный, и мы знаем, как происходит в большинстве обществ. Сегодня кто‑то что‑то потерял, завтра набрал. Поэтому мы стараемся не закладывать все яйца в одну корзину, как у нас говорят, а работать со всеми участниками процесса. Мы так и дальше будем поступать.
Что касается роли России, то самый яркий пример того, как мы влияем на ситуацию, я сейчас не буду вдаваться в какие‑то детали, но вот сегодня мы дискутировали по поводу принятия соответствующей резолюции, декларации. И если бы не позиция России, она вышла бы в другом виде. И мне кажется, что она не была бы такой сбалансированной, как сейчас.
Если бы мы априори обвинили какие‑то государства в терроризме, мы бы просто перерезали пуповину возможных контактов с этими государствами. А разве в этом заинтересован тот же самый Израиль? Думаю, что нет. Поэтому наша политика является сбалансированной, и такой будет оставаться в будущем.
Вопрос (ТЕЛЕВИДЕНИЕ «МЕГА», ГРЕЦИЯ): Владимир Владимирович, уже несколько представителей российского Правительства упомянули опасность распространения конфликта во всем регионе Ближнего Востока. Вы также вчера говорили о каких‑то широких планах Правительства Израиля. Что вы конкретно опасаетесь? Что вы имеете в виду?
И если можно, один такой нюанс. Видите ли вы какую‑нибудь роль в урегулировании для Тегерана, как, например, господин Проди сегодня предлагал? И есть ли какие‑то сдвиги в этом плане?
В.Путин: Думаю, что Иран, конечно, влиятельная страна в регионе, и нужно считаться с его интересами и с его позицией. И нужно с ним работать с тем, чтобы побуждать его оказывать влияние на изменение ситуации к лучшему.
А первая часть вопроса была? О распространении? Конечно, именно поэтому мы и работали над сбалансированностью этой резолюции. Мы не хотим допустить распространения этого конфликта. На наш взгляд, никто от этого не выиграет. И как бы не хотелось некоторым силам использовать больше военных возможностей, но мы же знаем все, как происходило в прежние времена. И никто, наверное, не хочет возврата.
Как уже сказал, Россия будет поддерживать контакты со всеми нашими партнерами. И нам кажется, что все‑таки достижение мира возможно.
Когда вы меня спросили о каких‑то дополнительных планах Израиля, я не имел в виду никаких планов. Имел в виду ту информацию, которую нам передают арабские источники, в том числе и из Ливана, официальные ливанские правительственные источники. Они полагают, что нанесение ударов по объектам инфраструктуры напрямую не связано с поиском украденных солдат, либо с достижениями других целей, о которых объявляет Израиль.
Вместе с тем, я уже говорил: все‑таки терпеть нанесение ракетных ударов с территории сопредельного государства вряд ли кто‑то будет. И поэтому мы в сегодняшней резолюции тоже сформулировали эту проблему таким образом, что мы намерены обратиться с настоятельным призывом к Совету Безопасности ООН подумать не только над реализацией в полном объеме резолюций, принятых ранее по Ливану, но и подумать над возможностью направления в эту зону каких‑то международных сил. Вместе с тем, и я хочу особо это подчеркнуть, это возможно только в рамках Совета Безопасности и с использованием всех механизмов и правил Совета Безопасности. Одно из этих правил заключается в том, что такое решение может быть принято с согласия всех вовлеченных сторон в конфликт.
Большое спасибо вам за внимание. До завтра.