В.Лебедев: Пожалуйста, включите Краснодарский краевой суд. Чернов Александр Дмитриевич, председатель краевого суда.
В.Путин: Александр Дмитриевич, добрый день.
А.Чернов: Здравствуйте, Владимир Владимирович.
В.Путин: Александр Дмитриевич, расскажите, как у вас дела там идут, как у вас налажена связь с Верховным Судом, чувствуете ли вы изменения к лучшему в связи с новыми средствами коммуникаций, какую поддержку вам в связи с этим нужно оказать дополнительно для того, чтобы доступность правосудия была более широко и чтобы качество судебной системы в целом, и в том числе в вашем регионе, была еще выше?
А.Чернов: Спасибо Владимир Владимирович. Эта связь у нас с 2003 года действует. Посредством этой коммуникационной связи уже рассмотрено где‑то порядка 500 дел с участием осужденных. Поэтому эта конференц-связь – очень большое подспорье.
Всего рассмотрели в прошлом году вообще общее количество уголовных дел – 21 тысяча с выненесением приговора. Гражданских дел рассмотрено судами края 286 тысяч. Для сравнения можно сказать, что в 91-м году гражданских дел рассмотрено всего 14 тысяч. За этот промежуток времени в 20 раз увеличилось количество рассмотренных гражданских дел, уголовных – в полтора раза. Что касается нагрузки, спасибо большое за принятие законов о мировых судьях, а также об увеличении штатной численности мировых судей. У нас на 43 человека увеличилось число мировых судей, пмотому что на них нагрузка основная, конечно, падает. Гражданских дел они рассматривают в крае порядка 65 процентов, уголовных – порядка 35–40 процентов. Нагрузка большая. На федеральных судей нагрузка так сказать нормальная: в среднем 4,5 уголовных дела и 17–20 гражданских дел на одного судью.
Вчера состоялась сессия законодательного собрания края, и нам выделили помощников, приняли закон края о выделении помощников уже мировым судьям. А сейчас их 226 человек. Это большое подспорье. Начали строить новое здание краевого суда, прямо центральную площадь нам отдали, 1,2 гектара земли. Грех сейчас жаловаться, конечно…
В.Путин: Александр Дмитриевич, а как налажена у вас связь с районными судами?
А.Чернов: Владимир Владимирович, пока еще таких телекоммуникационных проектов, как с Верховным судом, как со следственными изоляторами, нет. Но сейчас нам пообещали, судебный департамент, выделение средств. Экспериментально с двумя-тремя судами сделаем, ну с такими как, например, Сочи, которые наиболее удалены с центральным судом, с Сочи, с Ростовской областью. И мы попробуем его сначала на этом примере, а потом и на все остальные по мере выделения средств.
В.Путин: Понятно, спасибо Александр Дмитриевич.
А.Чернов: Спасибо, Владимир Владимирович.
В.Лебедев: Пожалуйста, Свердловский областной суд.
И.Овчарук: Позвольте представиться. Председатель Свердловского областного суда Овчарук Иван Кириллович.
В.Путин: Добрый день, Иван Кириллович.
И.Овчарук: Мы рады приветствовать Вас практически в судейском сообществе. Сегодня здесь есть ряд судей областного суда, районных судов, мировые судьи. Позвольте с одним вопросом обратиться к Вам.
В.Путин: Пожалуйста, Иван Кириллович.
И.Овчарук: Вы знаете – я убежден, что Вы это знаете, – мы испытываем величайшие сложности по укомплектованию судейских рядов. К сожалению, действующее законодательство сформулировано таким образом, что мы можем брать в судьи только тех, кто или уже выработал свой человеческий и профессиональный ресурс, или где‑то показал себя не очень достойно, и от него просто избавились. Я что имею в виду: кандидат в судьи должен получить не менее пять лет опыта правоприменения где‑то в других сферах. И тогда, когда он после окончания высшего учебного заведения уходит в милицию, прокуратуру, юрисконсультом или куда‑то, он через пять лет практически уже не возвращается, потому что прикипает, приживается на этом месте. И если мы его зовем, то он первым делом задает вопрос: а какая заработная плата, а какие льготы?
Но самое интересное, что потом мы наблюдаем определенные моменты профессиональной деформации. И для того чтобы поправить ту, которую он получил на прежнем месте, требуется определенное время. Нам представляется, что есть смысл – кадры судей готовить. Выпускников высших учебных юридических заведений еще год-два стажировать или, если хотите, держать, учить на должности кандидата в судьи в Академии правосудия, специально готовить этого человека для судебной работы. Он уже будет приходить на судейскую должность подготовленным к этой работе. Вот нам представляется, что есть смысл к этому вопросу вернуться и посмотреть на него очень внимательно.
И еще, Владимир Владимирович, нам бы очень хотелось, чтобы побыстрее проходили документы по Москве. Я имею в виду, что долго не назначаются даже те кандидаты, которых мы представляем: до года доходят сроки. Те, кого мы где‑то уговариваем, кто изъявляет желание, – ждет, ждет, ждет назначения и в конечном счете говорит нам «до свидания» и уходит. Вот такой большой, на наш взгляд, очень серьезный вопрос. Кадры, судейские кадры – очень серьезный вопрос для самого судейского сообщества, да я полагаю, и для всего государства.
В.Путин: Иван Кириллович, согласен с Вами в том, что это чрезвычайно важный вопрос в целом для страны. Именно поэтому у нас была принята соответствующая программа по развитию судебной системы до 2011 года. Вы мне сейчас сказали о том, что долго не рассматриваются вопросы, связанные с назначениями, и в то же время посетовали на то, что часто попадаются люди, которые не готовы к судебной деятельности. Вот, может быть, и длительные сроки рассмотрения связаны с тем, что возникают вопросы у кадровых служб при прохождении этих документов здесь, в Москве. Хотя уверен, что эти сроки вполне могли бы быть более приемлемыми.
Что касается уровня материального содержания судей, то Вы знаете, что за последние пять лет заработная плата судей выросла в три раза, в три раза – хочу это подчеркнуть. А на судебную систему вообще за это время, с 1998 по 2005 год, во сколько раз у нас увеличилось финансирование? С 3,5 миллиардов до 40 с лишним миллиардов в 2005 году. И в этом году мы увеличиваем финансирование на треть — будет уже 54,4 миллиарда рублей. Значительная часть этих средств будет направлена на выплату заработной платы, различные доплаты к ней и на материально-техническое обеспечение судебной системы, в том числе и на строительство новых помещений, новых зданий, сооружений. За эти годы, за пять лет примерно, мы построили свыше тысячи зданий судов.
Заработная плата в бизнесе всегда и везде выше, чем на государственной службе. Если человек приходит на государственную службу, в том числе и в судебную систему, то это в значительной степени связано с его призванием и желанием реализовать себя на этой государственной службе. Но, конечно, наверное, просто базового образования для того, чтобы человек на высоком профессиональном уровне исполнял свои служебные обязанности, может быть, и недостаточно. Поэтому Ваше предложение о том, чтобы организовать дополнительную подготовку, связанную с лучшим вхождением в практическую деятельность в рамках Академии правосудия, вполне можно рассмотреть. И мы с председателем Верховного Суда обязательно сегодня поговорим еще дополнительно. Я думаю, что это хорошее предложение. Спасибо.
И.Овчарук: Спасибо, Владимир Владимирович.
В.Лебедев: Верховный Суд Чеченской Республики.
В.Путин: Слушаю Вас. Мы Вас слушаем и видим.
З.Заурбеков: Мы также Вас слышим, видимость хорошая, четкая. Рады Вас видеть и приветствовать.
В.Путин: Как работает судебная система Чеченской Республики, какие сложности, трудности, чем мы можем дополнительно помочь вам для становления и развития судебной власти в Чечне?
З.Заурбеков: Владимир Владимирович, по Вашему поручению восстановленная судебная власть Чеченской Республики работает, работает слаженно. В настоящее время в 13 районных городских судах, а также в Верховном Суде работают назначенные указом Президента Российской Федерации 59 федеральных судей, и трое судей исполняют обязанности в соответствии со статьей 7-прим Закона «О статусе судей в Российской Федерации». Создаются условия для работы судов.
Следует сказать, что только на сегодняшний день мы имеем введенные, восстановленные, отремонтированные шесть судов районного звена и Верховный Суд. Только в этом году мы ввели в эксплуатацию три районных суда, и на очереди в ближайшее время ожидается ввод еще двух судов районного звена – в Веденском районе, горная часть Чечни, и Урус-Мартановский городской суд. Я должен сказать: суды – здания, помещения добротные, отвечают всем международным стандартам для отправления правосудия.
Судами рассматривается большое количество гражданских, административных и уголовных дел на достаточно профессиональном уровне, поскольку в судебную систему Чеченской Республики идут люди с достаточным опытом. И я должен сказать, многие идут из различных регионов России, что нами приветствуется. Следует тут же сказать, что по федеральной целевой программе введение в строй остальных зданий предусмотрено в период с 2007 по 2011 год. Нам бы казалось, Владимир Владимирович, этот срок можно было бы в какой‑то мере где‑то приблизить, поскольку, учитывая нашу обстановку в республике, необходимость судов и создание для них условий и условий для проживания судей, – в этом плане необходимость имеется.
Я должен сказать еще, что у нас решается в ближайшее время вопрос о введении в суд мировой юстиции. Для этого принимается сегодня уже во втором чтении закон «О мировых судьях в Чеченской Республике», а с 1 января будущего года у нас должен вводиться суд присяжных. Для этого также мы проводим всю необходимую подготовку: подготовлен зал, комплектуются присяжные заседатели. И я должен сказать: и введение всех этих институтов создаст нам возможность в полной мере осуществлять правосудие, защищать законные интересы, права и интересы граждан, юридических лиц.
Я должен сказать, мы всегда находим понимание и поддержку федерального центра. Даже сегодняшнее общение и возможность видеть Вас, слышать и общаться, говорить о том, что у нас как и в любом другом регионе Российской Федерации, вводятся передовые технологии. Видеоконференц-связь одному из первых регионов России поставлена и нам. Все это свидетельствует о том, что все необходимое для отправления правосудия делается. В свою очередь могу заверить Вас, что судебным корпусом Чеченской Республики будут выполнены поставленные задачи по защите законных прав и интересов граждан, юридических лиц, конституционного строя от посягательств, преступных посягательств. В этом я могу заверить Вас – от себя и от судебного корпуса Чеченской Республики.
В.Путин: Спасибо. Я хочу, во‑первых, поблагодарить Вас и всех чеченских судей, всех наших товарищей и коллег за ту огромную работу, которую вы все проделали по становлению судебной системы в Чеченской Республике. Мы прекрасно понимаем, с какими трудностями вам пришлось столкнуться, создавая эту систему практически с нуля. Это нелегкая задача. Люди пришли грамотные, преданные своему делу, и Вы сейчас только совершенно верно сказали, что главная задача судебной системы – помочь людям разрешать свои проблемы, помочь им защищать свои права.
И я обратил внимание на справку, которая здесь есть. Она носит абсолютно объективный характер, потому что здесь в основном цифры. Рассмотрено 2,8 тысячи уголовных дел и 12,2 тысячи гражданских дел. Это просто огромное количество дел, которые рассмотрели Ваши коллеги. И это большая работа по становлению правовой системы Чеченской Республики и как часть развития правовой системы всей Российской Федерации. И я хочу обратить внимание на качество работы судов. Это очень высокие показатели качества работы районных судов по уголовным делам, стабильность судебных решений – 97,4 процента. Отменено и изменено приговоров районных судов, вынесенных по первой инстанции, всего 73. Это очень хорошие показатели. А качество работы судов по гражданским делам – 99 процентов. Отменено и изменено решений районных судов, вынесенных по первой инстанции, только 131. Но из общего количества, 12,2 тысячи, это минимум – просто очень здорово. Я хочу Вас поблагодарить и за объем, и за качество.
Что касается материальной базы, то, конечно, в рамках и общей программы развития судебной системы, и в рамках восстановления Чеченской Республики, конечно, мы и дальше будем уделять необходимое внимание материальной базе судов. Вы сейчас только обратили внимание еще на один очень важный аспект – это обеспечение жильем самих судей. Мы об этом обязательно поговорим и с председателем Верховного Суда, и обязательно рассмотрим этот вопрос с Правительством России и с руководством Чеченской Республики, с Президентом и премьер-министром.