В.Путин: Добрый день!
(Обращаясь к Первому заместителю Председателя Правительства Д.Медведеву.) Дмитрий Анатольевич, Вы провели совет по нацпроектам. Расскажите, пожалуйста.
Д.Медведев: Владимир Владимирович! На прошлой неделе провели президиум. Как я анонсировал, в качестве основного рассмотрели вопрос о малоэтажном строительстве, выбрали определенное количество пилотных регионов – 15 штук, и три экспериментальные площадки. На что хотел бы сейчас обратить внимание из того, что рассматривалось. Там был также рассмотрен комплекс мер, касающийся ускорения решения земельного вопроса, и в целом работы по проекту.
О чем договорились? Договорились рассмотреть вопрос о резервировании и создании определенного запаса земель для госнужд, имея в виду строительство коммунальной, социальной инфраструктуры и, соответственно, предоставление земли под малоэтажную застройку.
Кроме того, говорили о необходимости изменения порядка перевода земель в земли иного назначения, в частности, земли, предназначенные для поселений. Говорили о необходимости отмены необоснованных ограничений при строительстве малоэтажных домов и говорили о необходимости новых организационно-правовых форм объединения застройщиков для индивидуальной и малоэтажной застройки. Имею в виду возрождение определенных традиций, связанных с жилищно-строительной кооперацией, которая исторически существовала и в советский период, и сейчас может использоваться.
Дано поручение подготовить нормативные акты и представить их в Правительство до конца этого месяца. Вот такой комплекс решений, по нашему мнению, может подтолкнуть движение по этому направлению проекта «Доступное и комфортное жилье», имея в виду малоэтажную застройку.
Кроме того, посмотрели несколько других вопросов по кредитованию населения, по выплатам. Президиум прошел, и на этой неделе в формате совещания мы готовы доложить о том, как реализуются все национальные проекты.
В.Путин: Хорошо.
(Обращаясь к Министру сельского хозяйства А.Гордееву.) Поскольку мы о земле заговорили, Алексей Васильевич, мы с Вами в субботу обсуждали проблему, связанную с сохранением земель сельхозназначения, в том числе и для нужд животноводства. Во‑первых, я Вас попрошу по этому вопросу, по которому мы с Вами говорили в субботу, помните, высказать свою позицию. А во‑вторых, проинформировать о том, как идут весенне-полевые работы, сев. По имеющимся данным, он практически закончен. Ваши оценки, пожалуйста.
А.Гордеев: Можно, я тогда начну с оценок итогов весенне-полевых работ? Можно констатировать, что сев практически завершен – пройдено 96 процентов объемов. Общая площадь составила 49,5 миллиона гектаров, в том числе 2 миллиона гектаров нам пришлось пересеять за счет гибели озимых культур. Но тем не менее с задачей, чтобы посевные площади были на уровне прошлого года, справились.
Надо отметить, что рекомендации Министерства сельского хозяйства по изменению структуры посевных регионами и сельхозорганизациями выполнены. Дмитрий Анатольевич [Медведев] говорил о нацпроекте, нам было важно обеспечить животноводство кормами. И сегодня мы можем говорить, что мы существенно – на 15–20 процентов – увеличили посевные площади под соей и кукурузой на зерно. И в три раза увеличены площади под рапсом. Сейчас это очень высокоэнергетическая культура, которая имеет высокий спрос не только в России, но и за рубежом, в частности, Калининградская область настроена на экспорт этой продукции в Европу.
На прошлой неделе Министерство представило первоначальный предварительный прогноз ожидаемого в текущем году объема урожая – это 70–73 миллиона тонн. Мы даем прогноз меньше, чем в прошлом году, на 5–6 миллионов тонн. Это связано с погодными условиями, Росгидромет прогнозирует засуху на юге страны, в Поволжье и, к сожалению, обильные дожди в период уборки в регионах Сибири. И мы должны учитывать этот прогноз.
Сейчас можно сказать, что уже идет подготовка к уборке урожая. Буквально через две недели начнется уборка в Краснодарском крае. Есть полная готовность, прежде всего организационно-техническая. Конечно, есть беспокойство в отношении цен на горюче-смазочные материалы. Все эти пять месяцев рынок был стабильным. Это во многом способствовало хорошему уровню организационных работ. В соответствии с поручением Михаила Ефимовича [Фрадкова] я подготовил соответствующий доклад и предложения Председателю Правительства, что необходимо сделать по стабилизации цен, прежде всего на дизтопливо.
Если возвращаться к вопросу об использовании земель сельскохозяйственного назначения, то тут несколько факторов. Первый – это сохранение госплемзаводов и, соответственно, земли под ними. Сейчас мы готовим поручение в регионы с тем, чтобы они сообщили нам свое мнение о подходе. И считаем, что можно было бы передать госплемзаводы в региональную собственность.
В.Путин: Некоторые – уже акционерные общества? Акционировались уже?
А.Гордеев: Есть и те, которые акционировались, но находятся еще в полной собственности государства. Мы как раз и хотели бы, чтобы это решалось на уровне регионов. Необходимо их дальше приватизировать, передавая в частные руки, или нет? А со стороны федерального центра мы бы установили общую методологию в политике племенного дела.
Если говорить о тех земельных угодьях, которые соприкасаются с границами крупных городов, то, на мой взгляд, здесь, конечно, надо опираться на план развития конкретного промышленного центра, но все‑таки нужно принять какую‑то общую методологию со стороны федерального Правительства, каким образом должна земля из сельхозназначения передаваться в другие категории. Так как сегодня это право полностью принадлежит губернаторам, субъектам Российской Федерации, и честно надо сказать, что решения эти принимаются совершенно по‑разному и часто носят субъективный характер.
В.Путин: Тогда нужно в Правительстве обсудить этот вопрос, потому что, сколько разговоров мы ведем, уже месяц прошел, а никакого движения пока нет. Давайте быстрее.
(Обращаясь к заместителю Председателя Правительства А.Жукову.) Александр Дмитриевич, принята стратегия развития финансовых рынков в Правительстве?
А.Жуков: Да, Правительство одобрило стратегию развития финансовых рынков на 2006–2008 годы. Но на сегодняшний день, несмотря на то что в принципе в России финансовый рынок развивается достаточно быстрыми темпами и растут фондовые индексы, к сожалению, пока российские компании не рассматривают институты финансового рынка в качестве основного механизма привлечения инвестиций. И на сегодняшний день основными источниками инвестиций для российских компаний являются прежде всего либо собственные средства, либо займы, первичные размещения на зарубежных финансовых рынках. И значительные объемы сделок с российскими активами, к сожалению, осуществляются на зарубежных торговых площадках существенно больших размеров – в Лондоне, в Нью-Йорке, а не на российских фондовых биржах. Туда и уходит большая часть акций российских компаний, которые находятся в свободном обращении. И, конечно, стратегия, которая утверждена Правительством, нацелена на то, чтобы развернуть этот поток и сделать российский фондовый рынок главным источником для инвестиций российских компаний.
Что для этого предполагается сделать? Основные мероприятия заключаются, во‑первых, в создании в России конкурентоспособных институтов финансового рынка. Для этого необходимо полностью изменить всю учетно-расчетную систему. И стратегия предполагает конкретные мероприятия. Для этого нужно внедрить новую технологию на финансовом рынке, повысить конкурентоспособность наших бирж и торговых площадок, в том числе создать новые, например, нефтяную биржу. Внедрить систему управления рисками профессиональных участников рынка, что тоже очень важно, развить наши накопительные пенсионные системы и институты коллективных инвестиций. И конечно, очень важно снизить барьеры для вхождения – до выхода российских компаний на рынок капитала у нас, в России. Для этого предполагается и развитие рынка производных финансовых инструментов, которые, к сожалению, сегодня в России пока не применяются. Развитие инструмента секъюритизации финансовых активов рынка ипотечных ценных бумаг.
В итоге всех этих мероприятий, о которых я сказал, предполагается, что к 2009 году в России капитализация рынка акций по отношению к внутреннему валовому продукту достигнет 70 процентов, а доля операций с российскими акциями на российских торговых площадках составит в 2008 году не менее 70 процентов. Ожидается, что в 2008 году привлечение финансовых средств посредством размещения российскими компаниями акций и облигаций на внутреннем финансовом рынке составит не менее 20 процентов инвестиций в основной капитал крупных и средних российских предприятий. А с учетом привлечения кредитов и займов российских банков и на международном рынке этот показатель достигнет 35–40 процентов.
В целом, на наш взгляд, реализация этой стратегии позволит существенно увеличить источники для инвестиций в развитие российской экономики.
В.Путин: Хорошо.
(Обращаясь к Председателю Правительства М.Фрадкову.) Михаил Ефимович, сегодня я подписал закон о свободных экономических зонах. Думаю, что он уже выпущен.
(Обращаясь к Министру экономического развития и торговли Г.Грефу.) И в четверг в Правительстве будет рассматриваться вопрос об основных параметрах социально-экономического развития на 2007–2009 годы, да?
Г.Греф: Владимир Владимирович, мы в самом разгаре бюджетного цикла, у нас идет одобрение среднесрочного прогноза и сводного финансового баланса, который будет положен в основу окончательной версии бюджета. Все цифры, которые будут заложены там, лягут в основу макропараметров бюджета. И эти цифры смогут быть уже незначительно скорректированы только в июле-месяце, но прогноз, который будет утвержден в Правительстве в среду, пойдет в Государственную Думу.
Мы существенно пересмотрели прогноз с учетом последней ситуации на мировых рынках. Мы попытались в этот прогноз инкорпорировать все меры активной политики, которые направлены на ускорение темпов экономического роста, и переоценили в сторону повышения темпы экономического роста и в этом году, и на трехлетку.
Но ключевой задачей на сегодняшний день, краткосрочной задачей, остается снижение темпов инфляции. Поэтому отдельно подготовлен план по снижению темпов инфляции, который также должен быть в среду утвержден Правительством, как одна из мер, направленных на постановку под контроль индекса потребительских цен.
В развитие утвержденного прогноза также предполагается принятие целого ряда мер, которые направлены и на развитие энергетического сектора, потому что в ходе разработки прогноза мы увидели, что у нас есть проблема с энергетическим балансом в стране и по целому ряду отраслей. В первую очередь это касается обрабатывающих отраслей, которые должны составить основу диверсификации экономики.
И, собственно говоря, тот законопроект, который Вы сегодня подписали, – это одна из существенных мер, направленных на диверсификацию экономики. Мы надеемся в июне объявить конкурс среди регионов на отбор особых туристических рекреационных зон. Потенциал у нас очень большой. В некоторых государствах туристическая отрасль является ключевой, основной для развития экономики и дает большой вклад в ВВП. Мы видим, что мы можем в разы увеличить долю туристических услуг в структуре ВВП.
И сегодня у нас подведены итоги майской инфляции. Инфляция за май составила половину процентного пункта. И за пять месяцев инфляция накопленным итогом составляет 5,9 процента. Это на 1,4 процентного пункта ниже, чем в прошлом году. В прошлом году за первые пять месяцев было 7,3.
Наибольший темп роста цен, особенно за последние две недели, был отмечен в продовольственной группе товаров, в первую очередь плодоовощных. Но здесь сказывается сезонный фактор. Самая низкая динамика – жилищно-коммунальные услуги и регулируемые услуги населению, которые выросли всего на 0,15 процента.
В.Путин: Хорошо.
(Обращаясь к Министру финансов А.Кудрину.) Алексей Леонидович, у Вас на этой неделе встреча с коллегами из стран «восьмерки», да?
А.Кудрин: Да, на этой неделе, 9–10 июня, в Петербурге пройдет встреча министров финансов «восьмерки». Эта встреча предвосхищает встречу лидеров на саммите в июле, которая пройдет также в Санкт-Петербурге. Министры финансов рассмотрят экономические и финансовые вопросы и те документы, которые впоследствии будут рассматриваться на саммите лидеров. Среди министров все восемь стран подтвердили свое участие, кроме того, будут присутствовать министр финансов Австрии (в связи с председательством в Европейском союзе), комиссар Евросоюза, директор-распорядитель МВФ, президент Мирового банка, президент ОЭСР. Это очень серьезное экономическое совещание, которое выработает ключевые решения и поддержит основные документы, которые будут рассматриваться лидерами в июле.
В.Путин (обращаясь к заместителю Председателя Правительства – Министру обороны С.Иванову): Сергей Борисович, скоро Вы проводите Морскую коллегию в Петербурге.
С.Иванов: Завтра в Санкт-Петербурге мы проводим заседание Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, и на это заседание будут вынесены следующие вопросы. Первый – это совершенствование порядка создания и функционирования морских и речных портов и пунктов пропуска в них. У нас, прямо скажем, далеко не все благополучно как с инфраструктурой портового хозяйства, так и с пунктами международного пропуска через них. И в этой связи Министр транспорта [И.Левитин] будет выступать основным докладчиком по этому вопросу и предложит ряд действенных мер для того, чтобы мы навели порядок в наших портах и одновременно могли их развивать как крупные перевалочные пункты, поскольку объем внешней торговли растет, а пропускная способность многих портов еще не соответствует современным требованиям.
В.Путин: Хорошо, расскажете мне потом поподробнее о результатах. И что было на заседании Военно-промышленной комиссии.
С.Иванов: 2 июня я провел очередное заседание Военно-промышленной комиссии при Правительстве. На нем был рассмотрен проект Государственной программы вооружения на 2007–2015 годы в тех параметрах и в тех приоритетах, о которых я, собственно, докладывал неделю назад здесь. Эти приоритеты и параметры были всеми членами Военно-промышленной комиссии, включая наш экономический блок, поддержаны. Напомню, что общая сумма ассигнований на 9 лет, предусматривающих НИОКРы и перевооружение всей силовой составляющей государства, составляет почти 5 триллионов рублей. Из них непосредственно на нужды Минобороны будет выделено более 4 триллионов рублей, притом что 63 процента всей программы пойдет на серийные закупки. Этот проект госпрограммы вооружений был рассмотрен фактически без замечаний, и надеюсь, что в самое ближайшее время он будет представлен Вам на утверждение и вступит в силу.
А вторым вопросом мы рассмотрели ход подготовки федеральной целевой программы по реформированию оборонно-промышленного комплекса на тот же период – 2007–2015 годы. Здесь ситуация несколько хуже. Эта программа еще не готова, но разрывать госпрограмму вооружений и федеральную целевую программу реформирования, конечно, нельзя, потому что одно без другого просто не будет работать эффективно. Федеральная целевая программа призвана прежде всего модернизировать те мощности, которые позволят нам освоить те средства, которые по госпрограмме вооружения выделяются, и массово производить серийные образцы достаточно сложной техники для Вооруженных Сил.
И, с другой стороны, мы должны целенаправленно, с этим все согласились, уделять приоритетное внимание высокотехнологичным и наукоемким отраслям военно-промышленного комплекса. В этой связи я дал поручение Минпромэнерго, которое является головным разработчиком программы, в течение месяца активно поработать со всеми заинтересованными ведомствами, в том числе с Минэкономразвития, Минфином, и поручил аппарату ВПК и заместителю председателя Военно-промышленной комиссии Путилину еженедельно заслушивать Минпромэнерго о ходе подготовки этой программы, которая через месяц должна быть вынесена на заседание Правительства, чтобы мы приняли все синхронно и вошли в 2007 год с долгосрочными утвержденными планами.
Вопросы технологий также будут, кстати, рассматриваться и на Морской коллегии, потому что вторым вопросом повестки дня будет техническое и технологическое обеспечение изучения ресурсов морского шельфа Российской Федерации. В основном у нас шельфовая зона находится в местах со сложными погодными и климатическими условиями. И здесь без высоких технологий нам к этому вопросу не подойти. Основным докладчиком будет Министр природных ресурсов Юрий Петрович Трутнев.
И пользуясь тем, что мы будем проводить эту Морскую коллегию в Санкт-Петербурге, мы заслушаем директора «Северной верфи» о выполнении гособоронзаказа в части военного кораблестроения и директора Балтийского завода в части гражданского судостроения, поскольку и у Минэкономразвития, и у Минобороны есть определенные вопросы к деятельности этих верфей, которые в последние годы получают значительные, если не сказать больше, финансовые ресурсы, но с точки зрения качества и сроков выполнения и гособоронзаказа, и гражданского судостроения есть негативные, по крайней мере беспокоящие нас, моменты, поэтому мы хотим заслушать директоров этих верфей.
Кроме этого 7 июня в Санкт Петербурге уже отдельно я проведу совещание на базе Центрального научно-исследовательского института Крылова. Вы, наверное, его знаете, это наш ведущий НИИ в области судостроения. Совещание пройдет по концептуальным вопросам в развитии военного кораблестроения в духе того, что было сказано в Вашем Послании о необходимости реформирования и развития этой отрасли.
И последнее, что я хотел доложить, Владимир Владимирович. У нас в ВВС России поступил первый серийный образец нового вертолета Ми-28Н «Ночной охотник». У нас на испытаниях уже были опытные образцы, и вот первый серийный вертолет уже поступил в ВВС. Многие, прежде всего в Вооруженных Силах, ждали его очень много лет. Этот вертолет по своим боевым и техническим характеристикам в 4–5 раз превосходит нынешний массовый вертолет Ми-24.
В.Путин: Можно сказать, что планы по перевооружению исполняются.
С.Иванов: Медленно, но исполняются. Хотелось бы быстрее, но на это госпрограмма вооружения и рассчитана.
В.Путин: Это тоже хороший результат. Я Вас поздравляю.
С.Иванов: Спасибо.