В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Давайте мы начнем с макроэкономических показателей за последние четыре месяца.
(Обращаясь к Г.Грефу.) Герман Оскарович, пожалуйста.
Г.Греф: Мы подвели итоги роста ВВП за апрель и за первые четыре месяца текущего года.
Две недели назад мы подвели итоги по промышленности. У нас в апреле промышленность выросла на 4,8 процента, а за четыре месяца текущего года рост промышленного производства составил 3,5 процента. ВВП в апреле вырос у нас на 6,5 процента, и за январь-апрель цифра составила 5,1 процентного пункта. По сравнению с 2005 годом: у нас апрель был тоже хороший в 2005 году, рост был 5,7 процентного пункта, а за четыре месяца рост 5,2 составил, то есть мы примерно движемся в графике 2005 года, но динамика у нас нарастающая в отличие от прошлого года.
Средняя цена на нефть у нас выросла почти на 20 долларов по сравнению с прошлым годом. В апреле этого года цена составила 65 долларов за баррель, в прошлом году – 47,4 доллара. Это, естественно, вызвало и серьезную нагрузку на монетарную политику государства. Мы сейчас видим и укрепление рубля. Но тем не менее на фоне даже такой высокой динамики, которую мы не предполагали, не закладывали в прогноз, мы видим существенное снижение темпов инфляции за 22 дня мая. Это последняя цифра, которая у нас есть на сегодняшний день: инфляция составила 0,3 процентного пункта. До конца месяца осталась одна неделя, мы думаем, что инфляция будет – если сохранится – где‑то на уровне 0,4 процентного пункта.
За пять месяцев, если сравнивать два графика, таким образом, мы будем отставать от графика инфляции прошлого года примерно на 1,5 процентных пункта. Если экстраполировать это до конца текущего года, если дальше замедления темпов инфляции не будет, то мы выйдем на инфляцию примерно 9,3 процентных пункта. Но я надеюсь, что те меры, которые были приняты, и в первую очередь это ограничение в области тарифов ЖКХ, они дадут свой вклад, и мы уложимся в 9 процентов, как и было запланировано до конца текущего года. Поэтому в этой части у нас сохраняется оптимизм. И надеюсь, что мы полностью выполним в этой части те показатели, которые мы планировали.
В первом квартале также сейчас есть первые цифры по прямым иностранным инвестициям, тоже цифры оптимистичны: у нас рост прямых иностранных инвестиций в первом квартале составил 100 процентов. Но пока, конечно, говорить еще рано. Это в том числе связано с хорошей динамикой фондового рынка. Посмотрим, что будет до конца года. Но первый квартал с точки зрения прямых инвестиций достаточно оптимистичен.
В.Путин: Сегодня Вы обсуждали прогноз социально-экономического развития на три года, да?
Г.Греф: Да, Владимир Владимирович.
Сегодня с утра у Михаила Ефимовича [Фрадкова] была бюджетная комиссия, на которой мы обсудили трехлетний прогноз, который мы существенно доработали в связи с тем, что нам необходимо было скорректировать и динамику цен на нефть, и внести коррективы, связанные с последними инициативами, которые были озвучены в президентском Послании Федеральному Собранию, и скорректировать динамику пенсий в связи с тем, что изменился порядок расчета прожиточного минимума. И так же мы скорректировали целый ряд показателей, связанных с уточнением национальных проектов. В результате мы вышли на более высокую динамику темпов роста экономики.
В этом году мы поправили темп роста ВВП с 5,9 процентных пункта до 6,1 процентного пункта и соответственно на последующие годы также корректировка составила примерно два процентных пункта. В следующем году мы планируем рост ВВП на уровне 5,7 процентного пункта.
Мы также скорректировали прогноз цен на услуги естественных монополий. Корректировка произошла в первую очередь в отношении тарифов на газ на внутреннем рынке. Мы приняли решение (после длительной дискуссии) о том, что тарифы на газ в следующем году следует увеличить на 15 процентов, и это вызвало некоторую корректировку тарифов, достаточно небольшую, на услуги РАО ЕЭС и ОАО «РЖД».
Мы исходим из принципа, что, особенно при сегодняшней высокой конъюнктуре на мировых рынках, очень дешевый газ на внутреннем рынке создает неоправданные и неверные стимулы для развития экономики, не создает стимулы для энергосбережения. И так мы искусственно создаем стимулы по сжиганию газа в топках, в то время как альтернативные виды топлива задействованы далеко не в полной мере.
Исходя из этих соображений, а также необходимости безубыточных продаж «Газпрома» на внутреннем рынке, по сегодняшним оценкам, рентабельность продаж «Газпрома» на внутреннем рынке составит буквально несколько процентов с учетом такой индексации. И вот исходя из этого было принято решение о более высокой индексации тарифов на газ, и ровно на эту цифру от индексации на уровень инфляции были изменены также тарифы на услуги системы РАО ЕЭС и ОАО «РЖД».
Также мы долго обсуждали ситуацию с перекрестным субсидированием, с тарифом на услуги ЖКХ. Принято решение также об ограничении роста тарифов на услуги ЖКХ в части, регулируемой на федеральном уровне, на уровне 13 процентных пунктов. И договорились о том, что мы постепенно…
В.Путин: А в этом году у нас 20?
Г.Греф: В этом году у нас предельный рост тарифов – 20 процентов, в среднем – 15.
В.Путин: В среднем – 15, предельный – 20. А к следующему году вы хотите сделать?..
Г.Греф: 13, то есть ниже…
В.Путин: Ниже, чем в этом году.
Г.Греф: И мы договорились о том, что в системе перекрестного субсидирования нам придется еще сохранить на несколько лет, с тем чтобы не допустить резкого изменения тарифа для населения, и в течение следующего года мы отчасти компенсируем, начнем компенсировать перекрестное субсидирование по железным дорогам и по электричеству.
А самое главное, что мы за этот период времени должны выработать четкий механизм, адресный механизм по дотированию населения. И в течение двух-трех лет постепенно от этой проблемы уйдем.
В.Путин: Насколько я понял, заканчивается работа с «Фольксвагеном» и с «Дженерал моторс», да?
Г.Греф: Да, Владимир Владимирович. Сегодня у нас такой «автомобильный» день: сегодня подписано соглашение, буквально час назад, с компанией «Фольксваген» об инвестировании строительства нового завоза в Калуге.
Это очень крупный проект, проект по своему масштабу соразмерен со строительством завода «Тойота». Первая стадия проекта подразумевает создание сборочного производства на 115 тысяч автомобилей в год. И объем инвестиций составляет 270 миллионов евро в первые годы, и затем строительство цеха сварки и окраски – еще 100 миллионов евро. 3,5 тысячи рабочих мест будет создано в результате реализации первого этапа на территории города Калуга. Уже в этом году будет заложен первый камень, начнется строительство завода. И в конце 2007 года они собираются начать производство первых моделей. В 2009 году они уже обеспечат – через 30 месяцев, как это положено по 166-му постановлению, – необходимый уровень локализации – 30 процентов.
Компания «Дженерал моторс» также приняла решение, окончательно согласованы инвестиционные соглашения, и начнется строительство завода. Собираются они заложить первый камень, начать строительство уже в июне текущего года в Санкт-Петербурге, в районе Шушар.
Первый этап кампании подразумевает 115 миллионов долларов инвестиций в первую очередь и производство трех моделей компании «Джи-Эм», затем в зависимости от роста объема продаж они планируют также вторую очередь с удвоением инвестиций. Два таких очень хороших проекта, оба в чистом поле – тоже – показатель и эффективности принятого нами решения по автосборке, они все действительно приняли решение после создания такого благоприятного инвестиционного климата для автосборки.
В.Путин: Я знаю, что это была длительная и большая работа. Я хочу поблагодарить Вас и Виктора Борисовича Христенко, всех коллег, которые работали по этому направлению. Надеюсь, что проекты пойдут успешно.
И совсем недавно наша металлургическая компания «Северсталь» заявила о желании объединить свои усилия с «Арселором», с одной из крупнейших европейских компаний.
(Обращаясь к М.Фрадкову.) Михаил Ефимович, я знаю, что Вы занимались этим вопросом. Какие Ваши оценки?
М.Фрадков: Да, Владимир Владимирович, буквально на днях (а точнее, 25 мая) было подписано соглашение между этими компаниями об объединении. По сути говоря, для нашей новейшей экономической истории это пример из разряда классических примеров слияния-поглощения компаний. Надо отметить, что поглощение дружественное, потому что эти компании давно взаимодействуют друг с другом. По сути, это стратегические партнеры.
Уже два совместных предприятия в свое время были созданы. Кстати сказать, одно из совместных предприятий по производству оцинкованного листа – листа, который может быть использован в автомобильной промышленности. «Арселор» – компания номер два в мире, отличающаяся применением высоких технологий и качественной сталью. То есть возможности, которые приобретает «Северсталь», приобщаясь к этим технологиям, к менеджменту, дает возможность выйти нашему бизнесу действительно на глобальный рынок в металлургической промышленности. И, что характерно, менеджмент нашей компании «Северсталь» будет представлен в руководстве.
Сейчас идет процесс согласования этой сделки. Мы надеемся, что к концу второй декады июля эта сделка будет завершена. Это потребует согласования антимонопольных ведомств – и российского, и европейского. Здесь предстоит еще большая работа. И важно быстро это сделать, потому что конкуренция на этом рынке высокая. Есть компании, которые хотели бы поучаствовать тоже в приобретении компаний, подобных «Северстали» и «Арселору». Поэтому здесь наши структуры вовлечены в эту работу, мы оказываем возможную поддержку в решении технических проблем.
Важно отметить при этом, что подразделения «Северстали», которые находятся на территории России, остаются резидентами этой компании. Они будут уплачивать все налоги: и федеральные, и местные. Но возможность выйти на новые рынки с помощью вот этой фактически экспансии наших металлургов (в хорошем смысле, что, мне кажется, заслуживает поддержки) позволит увеличить и доходную часть бюджета за счет увеличения налогов, создаст дополнительные рабочие места, да и вот в этом конкретном примере с автомобильной промышленностью, может быть, и в других секторах, где требуются высококачественные металлы с особым покрытием, можно будет использовать преимущества, которые мы можем получить в результате этой сделки.
В.Путин: То есть вы о ней знаете и ее поддерживаете?
М.Фрадков: Да, мы ее поддерживаем.
В.Путин: Спасибо.
(Обращаясь к А.Кудрину.) Алексей Леонидович, как бюджет способствует развитию экономики? Каковы итоги исполнения бюджета за последнее время?
А.Кудрин: Владимир Владимирович, исполнен первый квартал этого года, подведены итоги; у нас уже есть предварительные итоги апреля, но я бы сейчас хотел говорить об итогах первого квартала.
Федеральных доходов собрано на сумму 1396 миллиардов рублей. Это примерно 27,7 процента от годового объема. Уже больше чем на четверть бюджет по доходам исполнен. Главный взнос, больше чем половину от этой суммы, собрала Федеральная налоговая служба – 722,2 миллиарда. На втором месте, чуть меньше половины – Федеральная таможенная служба: 604 миллиарда. Остальные министерства и ведомства собрали 68,9 миллиарда рублей. Расходы, исполненные на уровне 825,6 миллиарда рублей, – это примерно 19,3 процента годового объема, чуть меньше пятой части.
Вместе с тем это меньше, чем мы ожидали. То есть министерства и ведомства медленно расходуют средства. Часть из министерств и ведомств запланировала расходы на первый квартал, но не успела провести соответствующие тендеры, заключить договора, получить первые выполненные объемы по строительно-монтажным работам, и есть некоторая задержка в освоении средств.
То есть теперь у нас, в отличие от 90-х годов, деньги есть, у нас они доведены до каждого бюджетополучателя на весь год, то есть будь то Министерство обороны, будь то Министерство культуры, деньги доводятся 1 января на весь год, и деньги могут быть изъяты в любой момент. Казначейские технологии сейчас позволяют. Это уже вопрос чисто Федерального казначейства, чтобы всегда у министерств и ведомств было право использовать весь свой лимит годовой.
Конечно, заработная плата – это помесячные выплаты, коммунальные платежи тоже соответствуют отчетным датам, расходы на оборудование, закупки, как правило, по мере проведения тендеров и выполнения соответствующих работ.
В.Путин: Это очень важно – обеспечить ритмичное финансирование, чтобы не в ноябре и в декабре деньги выдавались ведомствам.
А.Кудрин: Сейчас такие технологии обеспечивают, то есть уже давно в прошлом те времена, когда Министерство обороны ждало открытие лимита на декабрь 1 декабря. Теперь на весь год открываются лимиты в январе и право использовать эти средства.
К сожалению, еще есть случаи, когда по ряду некоторых проектов устанавливаются процедуры финансирования. К концу первого квартала еще не были из всей суммы расходов на весь год установлены процедуры на 220 миллиардов рублей.
В.Путин: А с регионами как?
А.Кудрин: Соответственно опережающе растут доходы и в субъектах Российской Федерации. Я должен сказать, что и в прошлом году, и в этом году наши прогнозы на прирост расходов, устойчивый прирост по всем ключевым видам налогов: налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество – идет опережая уровень инфляции. То есть субъекты абсолютно надежно обеспечены доходами.
По итогам первого квартала выявилась проблема у субъектов, связанная с завершением отопительного сезона и более холодной зимой. В этой связи общий дефицит только по этой причине, который нарастился, или убытки, которые нарастились именно из‑за превышения средних температур над традиционными, составил 14 миллиардов рублей.
В связи с этим Правительство на прошлой неделе приняло решение о направлении своего резерва, 5 миллиардов рублей, на частичное покрытие этого в том числе дефицита средств по итогам года. И, конечно, по мере поступления доходов (которые, как я сказал, идут пока с опережением) и по итогам второго квартала, и третьего, мы будем проводить мониторинг состояния бюджетов и, конечно, обеспечим их и в том числе сезонные выплаты, связанные и с подготовкой к зиме в летний период, и с выплатой отпускных учителям. С учетом тех решений, которые приняты в рамках национальных проектов, все финансирование будет обеспечено своевременно.
И, конечно, я сейчас хотел бы еще раз сказать, что сегодня мы прошли важнейшую точку подготовки бюджета 2007 года и трехлетнего плана 2007–2009. Сейчас готов прогноз, и на основе этого прогноза в ближайшие две недели будут рассчитаны параметры бюджета на новый трехлетний период 2007–2009. То есть подготовка бюджета идет полным ходом.
В.Путин: Бюджетное послание вы получите в самое ближайшее время.
А.Кудрин: Мы ждем Ваше Бюджетное послание, чтобы как раз к Правительству, на которое мы вынесем основные параметры бюджета, максимально его учесть.
В.Путин: Хорошо.
(Обращаясь к М.Зурабову.) Михаил Юрьевич, как у нас с детским оздоровительным отдыхом? Уже 29 мая, школы уже закончили свою работу. Пожалуйста.
М.Зурабов: Владимир Владимирович, в текущем году запланировано охватить организованными формами отдыха, оздоровления и занятости более 11,1 миллиона детей. Это несколько больше, чем в предшествующем году. На эти цели будет за счет всех источников направлено более 32 миллиардов рублей, это на 2 миллиарда больше, чем в 2005 году.
Я также отметил бы, что и федеральный бюджет заметно увеличил объемы финансирования, которые направляются на эти цели. За счет средств фонда социального страхования в этом году будет направлено более 1 миллиарда рублей дополнительно на эти цели.
Также особое внимание в этом году мы уделяем оздоровлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, – чернобыльцев. На эти цели будет направлено 1,3 миллиарда рублей, половина из которых уже сейчас направлена в субъекты Российской Федерации.
Полностью подготовлена вся нормативная база, которая регулирует организацию детского оздоровительного отдыха.
Некоторые опасения, озабоченность сейчас начала вызывать наметившаяся тенденция к сокращению детских загородных оздоровительных лагерей. За последние два года их число сократилось на 183. В 2005 году их было 3250. Это вызывает обеспокоенность прежде всего потому, что Вы сейчас выступили с новыми инициативами в сфере семейной политики. И, конечно, в этой связи мы обратили внимание субъектов Российской Федерации, предложили им разработать комплекс мер, с тем чтобы у нас не сложилась такая ситуация, как несколько лет назад, когда сокращалось количество детских дошкольных учреждений, а в конечном итоге мы оказались с достаточно большой очередью граждан, которые хотели бы отдать детей в детские дошкольные учреждения, но к этому моменту их как таковых уже не оказалось.
Сейчас специально по этому поводу мы предпринимаем усилия, чтобы такая работа проводилась в комплексе, и мы в ближайшие годы восстановили бы количество загородных оздоровительных лагерей и повысили бы качество материально-технической базы.
В.Путин: Как у вас вообще складывается дискуссия сейчас с коллегами из Минфина, из Министерства экономического развития, из Государственной Думы по вопросу реализации этой демографической программы, о которой Вы сейчас тоже вспомнили и о которой я говорил в Послании?
М.Зурабов: Владимир Владимирович, на прошлой неделе по Вашему поручению Дмитрий Анатольевич Медведев провел два совещания, одно из которых было посвящено вопросам подготовки нормативно-правовых актов, принятие которых в ближайшее время должно обеспечить реализацию Ваших инициатив начиная с 1 января 2007 года. И параллельно с этим второе совещание было целиком посвящено изучению всех положений Послания, которое связано с дополнительными финансовыми затратами не только в 2007-м, но и в последующие годы.
Сегодня, я полагаю, было бы преждевременно называть конкретные цифры. Но дискуссия, с нашей точки зрения, идет конструктивно, тем более что ничего другого и предположить было нельзя, поскольку абсолютно точно определены многие показатели, цифры, на которые мы должны выйти. Что же касается численности возможных получателей или некоторых других параметров, которые в Вашем Послании Вы предложили доработать совместно с нами, то такие первые встречи и консультации уже были проведены.
Я надеюсь, что в течение двух недель, вероятно, мы уже будем готовы представить согласованные показатели.
В.Путин: Я специально отошел от практики прошлых лет и в Послании прямо назвал некоторые параметры и цифры именно для того, чтобы уважаемые коллеги не могли, как в народе говорят, «с них съехать» потом, позже. Но тем не менее там развилки существуют, и они требуют дополнительной, внимательной проработки и наших соответствующих ведомств, и депутатского корпуса.
Я прошу работу интенсифицировать в этом направлении.
И в этой же связи хотел бы заслушать в ближайшее время Дмитрия Анатольевича [Медведева] по работе по всем национальным проектам. Давайте сделаем это в привязке к планам демографического развития. Вы по времени сориентируйте нас, пожалуйста, чуть попозже, ладно?
М.Зурабов: Хорошо.
В.Путин: С тем чтобы Дмитрий Анатольевич мог подготовиться соответствующим образом.
Я знаю, что Вы на этой неделе, на предыдущей, рассматривали проблемы, связанные с высшей школой, да?
Д.Медведев: Да, Владимир Владимирович.
На предыдущей неделе состоялась важная процедура, были подведены итоги по отбору высших учебных заведений, в которых внедряются инновационные программы. По результатам этого конкурса определены 17 победителей. Эти победители представляют по сути всю нашу страну: начиная от Москвы и заканчивая Дальним Востоком. Все вузы-победители получат весьма существенные прибавки в 2006–2007 годах из федерального бюджета в качестве субсидий на реализацию инновационных программ в размере от 400 миллионов рублей до 970 миллионов рублей. Это для наших вузов такая очень серьезная поддержка. И на этой неделе планирую встретиться с ректорами этих вузов, для того чтобы обсудить эффективное использование тех средств, которые они должны получить после заключения соответствующих договоров.
В.Путин: Это для каждого вуза сколько примерно будет?
Д.Медведев: От 400 до 970 миллионов.
В.Путин: Для каждого вуза?
Д.Медведев: Для каждого вуза на протяжении двух лет. То есть это приличная сумма для нашего высшего образования. Для нашей высшей школы это большие деньги.
Кроме того, хотел бы сообщить, что 26 мая был в Воронежской области, там вовсю идет проект газификации регионов. Воронежская область получит в этом году 892 миллиона рублей для того, чтобы газифицировать те сельские районы, где газа не было по сегодняшний день. И, конечно, это вызывает в общем хорошую отдачу, люди с удовольствием участвуют во всех этих начинаниях. И мы встречались с главами муниципальных образований, с руководителями «Газпрома» и продумывали, каким образом эту работу продолжить, чтобы газ быстрее пришел в село.
Одновременно там удалось посмотреть площадку по малоэтажной застройке. Довольно неплохая работа в Воронежской области идет. При этом удалось за счет внедрения новых материалов снизить стоимость одного квадратного метра жилья в таком доме до 9 тысяч рублей. Это, правда, без инженерной подготовки. Но это все равно очень хорошие цифры, которые абсолютно конкурентоспособны, если их сравнивать с цифрами стоимости жилья в многоквартирном доме, имея в виду тот разворот программы, который мы хотели бы сделать.
И на этой неделе, 31-го числа, у нас пройдет президиум, который будет как раз посвящен малоэтажному строительству, с тем чтобы отобрать 15 условно «пилотных» регионов и там развернуть работу по малоэтажному домостроению.
Посмотрим и другие вопросы, в частности, вопрос, связанный с кредитованием аграрно-промышленного сектора: как крупных хозяйств, так и личных подсобных.
В.Путин: Вы знаете, что я дал поручение Секретарю Совета Безопасности подготовить к слушанию на Совете Безопасности три ключевых вопроса Послания, связанных с основными угрозами, изложенными в Послании, угрозами нашей стране. Первое – это вопросы технологического разрыва, угроза возможного технологического разрыва. Второе – это угрозы, связанные с неблагоприятным развитием ситуации в демографической сфере. И третье – угрозы в сфере национальной безопасности, применительно к обороне прежде всего. Поэтому мы уже с Председателем Правительства обсуждали этот вопрос, я попросил бы по первому вопросу подготовиться Председателя Правительства, Михаил Ефимович, Вас, по второму – Дмитрий Анатольевич, Вас, и по третьему – Сергея Борисовича Иванова.
Сергей Борисович на этой неделе проводит комиссию ВПК, где будут рассмотрены вопросы, связанные с программой вооружения до 2015 года. Да?
С.Иванов: Да.
Владимир Владимирович, действительно, 2 июня на заседании Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации мы рассмотрим проект государственной программы вооружений на 2007–2015 годы, то есть на девять лет. Этот проект программы уже согласован всеми силовыми министерствами и ведомствами, Минэкономразвития, Минфином, Минпромэнерго и тремя нашими агентствами: Роскосмосом, Росатомом и Роспромом.
При составлении этой программы – основным разработчиком было, конечно, Министерство обороны – мы исходили из основ военно-технической политики, из плана строительства Вооруженных Сил, который Вами как Верховным Главнокомандующим уже был утвержден, и комплексной программы военно-технического сотрудничества.
Эта программа на девять лет имеет одну ярко выраженную особенность: если ныне действующая программа в основном концентрировалась на НИОКРах, на научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, для того чтобы создать задел для технического перевооружения, переоснащения Вооруженных Сил, то новая программа еще больше имеет крен в серийной закупке вооружений. Свыше 63 процентов всех средств, ассигнованных на программу, будет направлено именно на серийные закупки вооружения и техники, мне кажется, с таким нормальным балансом между необходимостью поддержания и развития наших стратегических ядерных сил, а также сил общего назначения. Это позволит нам –собственно, в этом году мы уже это начали, но с 2007 года тенденция эта станет еще более ярко выраженной – переходить не к закупке каких‑то одиночных образцов военной техники, а именно с комплексным переоснащением, комплектным переоснащением отдельных частей и подразделений, будь то эскадрилья, батарея в артиллерии, батальон сухопутных войск. И с 2007 года уже пойдет плановое и именно комплектное переоснащение Вооруженных Сил. Это наиболее ярко выраженная тенденция.
И кроме этого я хотел бы отметить другую тенденцию. Эта программа, если она будет принята, позволит нам уже в 2007 году вступить в бюджетный год с первым гособоронзаказом согласно новой программе и одновременно быстро приступить к принятию новой федеральной целевой программы реформирования оборонно-промышленного комплекса, поскольку эта программа, уже касающаяся непосредственно промышленности, должна позволить ей перейти именно на производство тех высокотехнологичных, наукоемких образцов вооружений, которые заложены в программе. И здесь, конечно, приоритет будет отдаваться тем предприятиям ВПК, которые в состоянии производить именно то, что нужно Министерству обороны, и то, что отвечает самым современным технологиям – технологиям и наукоемким технологиям. То есть закупать, извините, не то, что хотела бы нам промышленность поставить, а именно то, что нужно Вооруженным Силам и всем другим силовым структурам.
И последнее – это финансово-экономические показатели программы. Всего на период ближайших девяти лет предполагается выделить без малого 5 триллионов рублей на госпрограмму вооружений. Если быть точным, 4939 миллиардов, из них непосредственно для нужд Министерства обороны будет ассигновано чуть выше 4 триллионов рублей. А остальной триллион, грубо говоря, пойдет на другие силовые структуры. Вот эту программу мы будем рассматривать.
В.Путин: Вы провели заседание Комиссии по экспортному контролю?
С.Иванов: Да, на прошлой неделе я провел очередное заседание Правительственной межведомственной комиссии по экспортному контролю, на котором мы рассмотрели вопросы нераспространения оружия массового уничтожения и ужесточения нашей системы экспортного контроля.
Это заседание проводилось при активном участии Министерства иностранных дел, поскольку мы рассмотрели вопрос участия России в выполнении резолюции Совета Безопасности ООН №1540 от 2004 года, эта резолюция была принята по инициативе России и касалась как раз вопросов нераспространения. Здесь все обстоит благополучно.
Также мы рассмотрели стратегию действия России в группе ядерных поставщиков. И связано это было с нашими планами по развитию сотрудничества с Индией в области мирной атомной энергетики, а также, конечно, непростой ситуацией вокруг иранского ядерного досье.
Кроме этого мы рассмотрели предложения по созданию предпосылок для возможного вступления России в «Австралийскую группу». Это такой специальный международный орган (единственный международный орган, в работе которого Россия пока не принимает участия), этот орган занимается также вопросами нераспространения, в том числе химического и биологического оружия.
И отдельно рассмотрели отчет крупного предприятия – НПО «Энергомаш», это космическая отрасль. Экспорт этого предприятия около 30 миллиардов рублей в год по продукции двойного назначения, связанной с ракетными технологиями. Директор этого предприятия доложил о созданной им системе внутрифирменного экспортного контроля – это современная форма контроля, и мы решили, что и дальше директоров таких крупных предприятий будем заслушивать, для того чтобы понять, насколько эффективно системы экспортного контроля созданы уже не в государстве как таковом, а на конкретном крупном предприятии.
И последнее. Владимир Владимирович, я завтра вечером планирую вылететь в Баку для участия в очередной, 50-й встрече Совета Министров обороны государств – участников СНГ. Мы рассмотрим там вопросы взаимодействия военных ведомств в сфере противовоздушной обороны, связи, оперативной и боевой подготовки. И традиционно будут двусторонние встречи, в том числе с моим украинским коллегой по вопросам двустороннего взаимодействия.
В.Путин: Хорошо. Ладно.
Михаил Ефимович, я хочу вернуться к тому, что сказал совсем недавно по поводу Совета Безопасности и рассмотрения ключевых вопросов Послания. Полагаю, что это поможет всем нам, и в том числе Правительству, структурировать основные, самые центральные вещи, изложенные в Послании, для того чтобы создать условия для лучшего администрирования при достижении тех целей, которые в Послании поставлены.
И прошу всех коллег подключиться к этой работе, потому что, скажем, первая тема, угроза технологического разрыва, непосредственно связана с деятельностью и Министерства финансов, и Министерства экономического развития.
Коллеги уже много сделали. Много изложено в планах самого Правительства. Я бы хотел, чтобы ключевые вещи были зафиксированы в решении Совета Безопасности.
М.Фрадков: Мы из этого будем исходить при подготовке материалов.
<…>