В.Кресс: Первый комплекс вопросов – по жилищно-коммунальному хозяйству. У нас, к сожалению, сегодня так складывается, что у «генетики» федеральных целевых программ очень плохая история, многие не выполняются, но, на мой взгляд, все‑таки нужна федеральная целевая программа по модернизации ЖКХ лет на десять как минимум. Причем это должна быть программа не только федерального уровня, но федерального, регионального и муниципального, то есть сквозная. И мы, во‑первых, как‑то остановим этот бешеный рост тарифов, а во‑вторых, люди сами начнут понимать и экономить.
В.Путин: Согласен. Но первое условие все‑таки является крайне важным – остановить рост тарифов. Вот если вы, осуществляя эти мероприятия, добьетесь этой цели, то это будет правильно. Но мы с Вами говорили в начале года – помните, я Вам звонил? Меня рост тарифов у вас в области беспокоит, и планы повышения тарифов меня тоже беспокоят. Что в этом отношении будет сделано?
В.Кресс: У нас в начале года это произошло в основном из‑за присоединения к бюджетной системе области закрытого города, административно-территориального образования. Потому что у нас в области везде соотношение уже было 90 на 10 по теплу, по остальному у нас 100 процентов оплаты, а там было – 60 на 40.
В.Путин: То есть легла дополнительная нагрузка?..
В.Кресс: Да, дополнительная нагрузка легла. Но сейчас мы понимаем, что сразу оплату с 60 до 100 процентов поднять невозможно, поэтому идем поэтапно, и часть нагрузки вынуждены взять на себя, на областной бюджет, ну и Федерация здесь тоже плечо подставила. То есть мы плавно идем. Хотя у народа эта ситуация вызывает тревогу.
В.Путин: Естественно, у меня тоже. И если говорить об области, я посмотрел показатели. В целом они неплохие. Здесь есть составляющие, так же как для Сибири в целом, абсолютно актуальные для Томской области, это в том числе инновационное развитие. У вас все‑таки очень большое количество научных работников – если мне не изменяет память, более 100 человек на десять тысяч жителей.
И в то же время есть и природные ресурсы. Вы добываете, по‑моему, 21 миллиард кубических метров газа и 15 миллионов [тонн] нефти, а перспективы – свыше полумиллиарда. Это очень большой потенциал, заранее нужно подумать о том, как его использовать.
В.Кресс: Мы свою стратегию развития, которую в прошлом году приняли, аж до 2020 года, разбили на так называемые пятилетки. Уже приняли программу развития области на пять лет. Там мы делаем упор на углеводородное сырье, на вузовско-научный комплекс, на инновации – может быть, в первую очередь даже на инновации.
И у нас есть третий ресурс – железная руда. Мы второй год ведем разведку, вот-вот должны получить какие‑то данные. По предварительным оценкам, они обнадеживающие, поэтому еще один серьезный ресурс вырисовывается.
В.Путин: Что касается инноваций, то, Вы знаете, мы приняли решение в пользу Ваших предложений, касающихся инновационной зоны.
В.Кресс: Я благодарен.
В.Путин: И, насколько я знаю, в принципе работа началась, и началась неплохо. Поедем – посмотрим.