В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Наши встречи в Томске насыщены не только международной, но и внутренней повесткой. И один из вопросов – это современное состояние экономики и социальной сферы сибирского региона.
Вы знаете: еще в 2002 году была принята Стратегия экономического развития Сибири. Однако нужно признать, что она не привела к серьезному подъему региона, на что мы рассчитывали.
Так, несмотря на свои естественные конкурентные преимущества, Сибирский округ по‑прежнему «привязан» к федеральной помощи. Ее доля в общих расходах региональных бюджетов в среднем по округу составляет 19 процентов, а в некоторых субъектах Федерации превышает и 50 процентов.
Причем при росте среднероссийских темпов увеличения валового регионального продукта на душу населения в Сибирском округе они уже второй год подряд снижаются.
Крайне неравномерно развиваются внутри округа и сами субъекты Федерации. Их базовые социально-экономические показатели разнятся в десятки раз.
Актуальными остаются демографические проблемы. Это в целом общая, глобальная проблема для нашей страны, но в Сибири она стоит особенно остро. Причины продолжающегося оттока населения понятны. Они тоже лежат в социально-экономической плоскости. Так, доходы населения в их реальном выражении составляют 85 процентов от общероссийского уровня, а стоимость жизни в округе – выше, чем в среднем по России. При этом здесь реализуются десятки ведомственных и региональных программ. Однако они чаще всего приводят лишь к «распылению» средств и, как следствие, к фрагментарным, несущественным результатам. Это тоже общая проблема. Нужно научиться концентрировать ресурсы на ключевых проблемах развития.
Очевидно, что сейчас надо искать прорывные – и в первую очередь инновационные – решения. Развитие Сибири и других восточных регионов должно быть основано на их все более эффективной интеграции как в экономику России, так и в общемировые рынки.
Фактически нужно тщательно проанализировать перспективные планы отраслей и регионов и избавиться от дублирования действий и мелкотемья. В этой связи остановлюсь на самых принципиальных моментах.
Первое – это повышение эффективности использования природно-ресурсной базы. Это, как я уже говорил, – серьезное конкурентное преимущество, здесь ключ к решению энергетических проблем региона.
Вы знаете: до сих пор в округе экспортоориентированные отрасли обеспечивались доступностью и дешевизной добываемого сырья. Однако из‑за инфраструктурной необеспеченности новых месторождений это преимущество постепенно утрачивается. Инвестиции, как российские, так и зарубежные, начинают уходить в другие страны и другие регионы. Просил бы подробнее остановиться сегодня на этом вопросе.
Второе. Нужно активнее использовать уже имеющуюся в округе и довольно развитую инновационную среду, задействовать научные центры.
Многие разработки, как известно, не реализуются из‑за отсутствия ресурсов. Но сделать эти направления привлекательными для инвестиций – это как раз ваша задача, задача региональных, местных, федеральных властей. Рассчитываю, что сегодня мы предметно об этом поговорим.
Третье. В индустриально развитых субъектах Федерации нужно заметно увеличить количество обрабатывающих производств. Сейчас их доля составляет только 20 процентов.
Напомню, что в начале апреля на совещании в Сыктывкаре мы детально говорили о развитии первичной переработки леса. Между тем эта тема не менее актуальна и для Сибири, имеющей более 40 процентов запасов отечественной древесины. Но это просто пример – таких тем, таких направлений гораздо больше.
И, наконец, еще один важный вопрос – это совершенствование транспортной инфраструктуры Сибири. Не раз отмечалось, что по территории округа проходят международные трансконтинентальные коридоры. И это реально позволяет ему играть роль не просто одного из «звеньев» транспортной цепочки, интегрирующей Европейскую Россию и Дальний Восток, – это позволяет ему играть для России в целом более заметную роль, роль связующего звена, «моста» между Европой и странами АТР. Обращаю внимание: Азиатско-Тихоокеанский регион является чуть ли не самым динамично развивающимся в мире, и здесь для России огромные возможности по открытию новых рынков и использованию своих национальных преимуществ.
И нужно активнее развивать коммуникации в полосе транссибирского пути, наращивать объемы пассажирских и грузовых перевозок, причем не только на железнодорожном, но и на авиационном и водном транспорте.
Нужно эффективно провести и завершить в срок модернизацию автодорог. И нужно, наконец, восстановить активную работу Северного морского пути. Нельзя забывать: это существенно повысит мобильность населения, откроет новые горизонты для деловой активности в округе и, соответственно, неизбежно приведет к повышению жизненного уровня населения.
И в заключение хотел бы отметить особое значение в Сибирском округе приграничного и межрегионального сотрудничества. Это один из мощных ресурсов роста всех сибирских территорий. Просил бы ускорить работу по модернизации приграничной инфраструктуры, а также по совершенствованию правовой базы межрегионального сотрудничества.
Это то, что я хотел бы сказать. Давайте приступим к работе.
<…>