В.Путин: Уважаемые коллеги!
Сегодня мы говорим о проблеме, которая была обозначена и в ежегодном Послании Президента и которая всеми нами признается в качестве весьма серьезной, – это безопасность на российских дорогах.
Думаю, что обсуждение этой проблемы именно в таком составе, с руководителями регионов Российской Федерации, является обоснованным, потому что именно на стыке усилий различных министерств, ведомств, руководителей регионов мы в состоянии изменить существенным образом ту негативную тенденцию, которую мы имеем в стране в этой сфере.
Приведу трагические цифры статистики – вы об этом знаете, тем не менее напомню. За прошлый год в России зарегистрировано свыше двухсот тысяч дорожно-транспортных происшествий. В них погибло почти 35 тысяч человек, ранено 250 тысяч.
Значительное число пострадавших – это дети и молодые люди до 40 лет. Гибнут, теряют здоровье и калечатся те, кто относится к наиболее активной, трудоспособной части населения. Это абсолютно невосполнимые потери для нас, для будущего страны. По сути дела, подрывается потенциал российского общества, его демографический резерв.
На протяжении последних четырех лет материальный ущерб от аварий составляет более двух процентов ВВП. Это колоссальная цифра. В абсолютном выражении это сотни миллиардов рублей, которых лишается страна, экономика и российские семьи.
Уровень безопасности на дорогах зависит от целого ряда факторов, причем нарастание аварийности лишь отчасти связано с общим ростом числа автомобильного транспорта – хочу подчеркнуть, что, конечно, связано с этим, но лишь отчасти. Вот смотрите: с 1997 по 2004 год количество транспортных средств в стране выросло на 9,2 процента, а число дорожно-транспортных происшествий за это же время увеличилось более чем на 30 процентов.
Как показывает анализ, основной причиной подавляющего большинства ДТП является сознательное нарушение и водителями, и пешеходами правил дорожного движения. Мы сталкиваемся с крайне низкой культурой поведения на дорогах, с безответственностью и правовым нигилизмом.
Очевидно, что ситуацию не исправить одним лишь ужесточением наказания или повышением штрафов.
Считаю, что мы должны повысить требовательность к качеству подготовки водителей, с этого нужно начинать. Сегодня система получения прав фактически поставлена на массовый коммерческий поток. Аттестационные экзамены часто превращаются в пустую формальность: только деньги плати – и получай корочку.
Не менее важна серьезная пропагандистская, информационная работа. Речь должна идти о воспитании внутренней дисциплины, уважительного отношения к закону и правам других людей. И, конечно, в обществе должно быть жесткое неприятие хамства на дорогах, бравады и лихачества, вождения автомобиля в алкогольном или тем более в наркотическом опьянении.
К такой работе необходимо подключать средства массовой информации и образовательные учреждения, в том числе дошкольные. И нужно шире использовать возможности социальной рекламы.
Россия, как мы с вами знаем, позже других европейских стран вступила в так называемую эпоху автомобилизации, и ее дорожная инфраструктура для нынешней нагрузки уже оказалась недостаточной. В перспективе напряженность транспортных потоков будет только возрастать. По экспертным оценкам, нагрузка на улично-дорожную сеть к 2020 году увеличится в десять раз по сравнению с ее расчетной пропускной способностью. Бесспорно, необходимы солидные долгосрочные инвестиции в строительство и модернизацию автотранспортных сетей.
Вместе с тем есть задачи, которые можно и нужно решать уже сейчас. В частности, в российских городах и поселках чрезвычайно слабо развита система пешеходных переходов, отсутствуют необходимые дорожные знаки, указатели. Справедливые претензии предъявляются и к качеству работы сотрудников ГИБДД по организации движения.
Конечно, на все это тоже нужны деньги, но это – не огромные затраты, связанные с дорожным строительством. А для того, чтобы добиться здесь позитивных сдвигов, не требуется привлекать существенные бюджетные ресурсы, как я уже сказал. Нужно выстроить четкую систему ответственности и полномочий как уровней власти, так и ведомств по эффективному планированию, управлению транспортными потоками, по контролю за ситуацией на дорогах.
Конечно, главнейшим критерием оценки эффективности деятельности дорожных служб, ГИБДД должно стать снижение аварийности.
Следующий блок проблем – это усиление технических требований к системам пассивной и активной безопасности автомашин, причем как импортных, так и отечественных. При этом техническая политика должна оставаться взвешенной, чтобы не дестабилизировать автомобильный рынок.
Не могу не остановиться еще на одной проблеме – это первая медицинская и доврачебная помощь пострадавшим в ДТП. Высокий уровень смертности на дорогах во многом связан с тем, что такая помощь не оказывается, к сожалению, своевременно. Как вы знаете, в рамках национальных проектов мы направляем значительные средства на закупку реанимобилей, оснащение их оборудованием и системами связи. Сегодня надо думать и о создании современной системы санавиации и транспортировки пострадавших в кратчайшие сроки к месту оказания квалифицированной медицинской помощи. Навыками доврачебной помощи должны обладать сами водители, сотрудники МВД и МЧС, других служб, которые первыми прибывают к месту аварии.
В целом повышение безопасности дорожного движения должно стать самостоятельным направлением государственной политики. К сожалению, – мы должны в этом признаться – мы должны сконцентрировать на этом свои усилия.
В этой сфере нужно создавать адекватные механизмы управления и взаимодействия. Должны быть четко распределены зоны ответственности как по уровням власти, так и по ведомствам. Важно укрепить законодательную базу дорожно-транспортной деятельности, восполнить существующие здесь пробелы.
Как мне известно, рабочая группа подготовила детальный анализ различных факторов, влияющих на безопасность дорожного движения, и выработала целый ряд предложений. Поэтому хочу заранее поблагодарить всех, кто работал над этой темой и предоставляю слово Александру Леонидовичу Черногорову.