В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
У нас сегодня в повестке дня и важный, и интересный вопрос, интересный для профессионалов, для практиков и для общественности, вопрос, который звучит так: «Стратегические вопросы государственной пограничной политики» – проблемы, чрезвычайно важные для обеспечения интересов государства.
Мы много говорили, но, к сожалению, мало что сделали в общегосударственном плане для создания нового облика нашей границы, границы, которая, с одной стороны, абсолютно надежно обеспечивает национальные интересы страны в сфере безопасности, в экономической сфере, а с другой стороны, создания облика границы, которая является рубежом демократического государства, государства открытого всему миру, не препятствующего экономическим контактам хозяйствующих субъектов, помогающего общению граждан между собой.
В этой сфере, на мой взгляд, можно и нужно было бы обратить внимание на следующие аспекты.
Первое. У нас еще хромают вопросы координации федеральных министерств и ведомств на границе, мы с вами об этом очень хорошо знаем. Сколько ведомств у нас работает сегодня на границе? Наверное, их даже трудно сосчитать. И каждое руководствуется своими, подчас узковедомственными, интересами и уже точно мало согласованными инструкциями и подзаконными актами.
Второе. Необходимо довести до конца работу по международно-правовому оформлению границ – этого тоже, к сожалению, пока не сделано, и это значит, что мы не гарантировали пока свои национальные интересы в очень важных областях, например, в такой чрезвычайно важной и, в общем, достаточно новой для нас области пограничной политики, как взаимоотношения со странами СНГ. Мы не решили вопросов обеспечения национальных интересов в районах Арктики и в некоторых других районах мира, примыкающих к нашей территории.
Третье – региональный аспект пограничной политики. Уверен, что власти на местах заинтересованы и хорошо понимают всю важность этой проблемы, на это хотел бы обратить внимание постоянных представителей Президента в федеральных округах. Самое серьезное внимание следует уделить развитию приграничных территорий и регионов, таких у нас стало очень много. Традиционно внутренние районы страны стали приграничными, это накладывает отпечаток на весь спектр деятельности и местных администраций, оказывает влияние на жизнь населения.
Четвертое. Серьезной угрозой для национальной безопасности становится проблема незаконной иммиграции. С этой проблемой вообще нужно разобраться, что считать законной иммиграцией, что незаконной. Но факт остается фактом: среди граждан других государств, которые без всяких оснований пересекают границу, выявлены граждане 33 стран, в том числе тех, с которыми Россия не имеет общих границ. При этом у пограничников масса сложностей и правового порядка. Сам термин «незаконная иммиграция», как я уже сказал, во многом условен. Многие иммигранты въезжают к нам на формально законных основаниях, часто под видом туристов, по другим документам.
И, наконец, еще один аспект. Это вопросы комплексного обустройства границы. Разумеется, речь идет не о строительстве эшелонированной системы инженерных сооружений, как это было в советские времена. Опускать новый «железный занавес» никто не собирается, однако современные технические средства охраны наших интересов на внешних рубежах страны должны быть обеспечены. Вот весь этот комплекс вопросов предлагаю сегодня обсудить.
Большое вам спасибо за внимание.