В.Путин: Я хочу поблагодарить Президента, ректора и всех вас за возможность выступить здесь, в стенах Киевского университета.
Это действительно один из крупнейших и лучших вузов, как сейчас модно говорить, постсоветского пространства, один из признанных общеобразовательных центров Европы. Особенно приятно отметить, что у вашего университета сложились прочные отношения сотрудничества с российскими вузами, и эти традиции идут с давних времен. Здесь были тесно переплетены духовные и культурные формы российского и украинского народов. Более того, именем Тараса Григорьевича Шевченко, именами таких писателей, как Булгаков, Рыльский, Паустовский, и всемирно известным ученым Склифосовским по праву гордится не только Украина, не только Россия – гордится ими весь мир.
Звание выпускника Киевского университета осталось почетным и престижным, конечно же, и в наши дни. Я знаю, как бережно здесь держат высокую профессиональную планку, как дорожат и фундаментальной подготовкой, и широтой взглядов, и эрудицией каждого студента.
В этой аудитории хотел бы поделиться своей точкой зрения о сегодняшнем и завтрашнем дне российско-украинского партнерства. Это тем более логично и актуально, что воспитанники университета внесли большой вклад в развитие суверенной и демократической Украины и самым активным образом участвуют в развитии российско-украинских отношений. Искренне убежден, что наше сотрудничество направлено на длительную и стратегическую перспективу. Оно успешно работает не только на развитие двух стран – России и Украины. Это сотрудничество всегда было и вновь становится важнейшим фактором в мировых делах, на пространстве Содружества Независимых Государств.
За последнее десятилетие мы прошли очень большой путь и поняли, что выбор суверенитета не препятствует сотрудничеству, что наше общее историческое наследие – это не просто состоявшийся факт, но и ценная основа для поиска взаимовыгодных, практических интересов в новый период.
Сегодня наши страны решают во многом схожие задачи. Структура общества и экономики очень похожи, поэтому и задачи такие же. Как решает Украина, так решаем и мы. Как решаем мы, так решает и Украина. Мы укрепляем институты демократии и гражданского общества, ведем сводную работу по модернизации экономики, укреплению позиций наших экономик на рынках. И понимаем, что добиться общего успеха не в последнюю очередь можно, опираясь на помощь и поддержку друг друга, используя потенциал наших стран. Именно это понимание лежало в основе заключения большого Договора России и Украины, подписанного в мае 1997 года. Тогда был определен характер стратегического партнерства наших стран, заданы ориентиры на перспективу. Ими стали такие важные принципы, как равноправие, взаимовыгодное сотрудничество, уважение интересов друг друга.
В наши дни мы строим российско-украинские отношения, опираясь на исторический опыт и современные реалии. И прежде всего как два современных демократических государства, которые в силу своего положения в мире способны влиять не только на укрепление стабильности в Европе, но и на разрешение других сложных международных проблем. Двустороннее взаимодействие наших стран – это важнейший элемент интеграционных процессов и в Содружестве Независимых Государств.
У нас общие оценки характера современных вызовов и угроз, поэтому Россия и Украина развивают сотрудничество в борьбе с терроризмом, транснациональной преступностью, наркоторговлей. Вчера вечером и сегодня с утра мы с [Президентом Украины] Леонидом Даниловичем Кучмой обсуждали эти вопросы. Мы будем вести работу как на двустороннем уровне, так и в рамках региональных и международных организаций. Причем многого здесь можно добиться за счет повышения отдачи от инструментов Содружества, его рабочих органов.
Огромный ресурс есть и у экономического взаимодействия. Реализация деловых проектов, особенно в инфраструктурных областях – транспорте и энергетике, может во многом изменить привычную конфигурацию европейского экономического пространства. Говорю это без всякого преувеличения, имея в виду тенденцию развития европейской и мировой экономики в растущем потреблении энергоресурсов. И речь здесь может идти как об энергетической безопасности, о формировании новых, более эффективных, транспортных схем, так и о новых рынках высокотехнологичной продукции. У нас еще много нереализованных возможностей в аэрокосмической области, в машиностроении, в биологии.
Перед тем как приехать в Киев, я еще раз просмотрел структуру нашего товарооборота. В целом Россия больше поставляет в Украину, чем Украина в Россию. Но структура украинского товарооборота лучше, чем наша. У нас всего 16 процентов машин и оборудования, которое мы поставляем в Украину, а в украинском экспорте – 36 процентов. Нам есть о чем думать, о чем говорить, и есть что исправлять как в объемах, так и в качестве и структуре товарооборота. Должен сказать, что у нас есть хорошие заделы для выхода на рынки третьих стран. Здесь деловой и прагматичный подход гораздо эффективнее разного рода торговых барьеров, локальных экономических войн, которые лишь снижают наши возможности в глобальной экономической конкуренции.
Итоги прошедшего Года Украины в России лишний раз показали, сколь результативным может быть российско-украинское партнерство. В его программе было много интересных и ярких событий. Их общий успех также очевиден. Заметно расширились связи наших регионов, контакты научных и бизнес-сообществ. На деле стало восстанавливаться единое культурное и информационное пространство, причем на новой основе – на основе взаимной заинтересованности. Думаю, не будет преувеличением сказать, что за этот, пусть небольшой, период Россия открыла для себя все‑таки «новую» Украину, а Украина будет открывать «новую» Россию.
Вчера состоялось официальное открытие Года России на Украине. Это значит, что все начинания, которые были сделаны год назад, будут развиваться. Мы это приветствуем и надеемся, что предстоящий год тоже пройдет не менее плодотворно. Сегодня особо отмечу позитивные тенденции, которые наметились в гуманитарной области сотрудничества. Это направление нашего партнерства, без сомнения, определяет и уровень, и характер нашего взаимодействия в целом.
Сегодня мы подписали два соглашения о сотрудничестве в области молодежной политики, а также о создании филиалов высших учебных заведений в России и Украине. Мы хотим, чтобы люди, вступающие в новый этап своей жизни после окончания вуза, могли сами определять, где им получать высшее образование еще до того, как они начали работать, и знали, что они могут работать на пространствах Украины, России без всяких ограничений, где бы они это образование ни получали. И сегодня ректор Московского университета сказал, что не только в филиале Московского государственного университета в Крыму учатся 600 украинских студентов, но 600 украинских, или, скажем, наших московских студентов, поступили, как у нас говорят, «с улицы» – просто пришли и сдали вступительные экзамены. 600 человек – это приличный отряд. Уверяю вас, поступить в Московский государственный университет непросто, и уверен, что это очень талантливые люди. Это значит, что в конкурентной борьбе за интеллектуальные ресурсы наш Московский университет добивается определенных успехов. Чем больше талантливых людей с Украины будет приезжать учиться в Москву, в другие вузы Российской Федерации, тем лучше.
Похожий опыт есть в некоторых других регионах, например, в Севастополе, но мы рассчитываем, что и украинские вузы будут открывать свои филиалы в Российской Федерации. Мы это тоже обсуждали в практическом плане, мы в этом заинтересованы, имея в виду – и это не пустые слова – высокую степень кооперации нашей промышленности. Многие наши предприятия являются партнерами, поэтому подготовка специалистов и в Украине, и в России крайне важна для поддержания уровня взаимодействия. Я уже не говорю о необходимости и пользе обмена свежими идеями, достижениями как в области подготовки кадров, так и в научной сфере.
В заключение хочу еще раз подчеркнуть – у наших народов тысячелетние общие традиции, у нас уникальная по своей прочности основа для их продолжения и развития: это дружба и духовное родство, общие успехи и общая историческая память.
Мы недавно отмечали юбилей Днепрогэса. Это самым лучшим образом говорит о том, что мы делали вместе в былые годы. Мы с вами знаем и о трагедиях прошлого, и о репрессиях, и о страшном голоде в начале 30-х годов, когда пострадали те, кто жил на Украине и у нас в Поволжье. Это все общие трагедии, но у нас были и общие успехи.
Вчера много говорили о битве за Киев. Мы скоро будем отмечать 60-летие битвы под Сталинградом. Это тоже наши общие праздники. Сегодня молодым людям уже в новых условиях и в новом веке нужно строить завтрашний день наших государств и определять наши отношения. Абсолютно убежден, что, объединив наши усилия, мы добьемся и расцвета, и могущества наших стран.
Я хочу пожелать вам всего самого доброго, замечательных открытий в творчестве, учебе и в личной жизни.
Благодарю за внимание. Спасибо.
Вопрос: Уважаемый Владимир Владимирович! В наших странах активно дискутируется вопрос о реформе высшей школы. По каким основным направлениям развивается этот процесс в Российской Федерации, и каковы его цели и наиболее актуальные проблемы?
В.Путин: Вопрос глобальный, но я попробую коротко сформулировать ответ.
Борьба за интеллектуальный потенциал, за высококвалифицированные кадры – это одно из ключевых направлений сегодняшней конкуренции в мировом масштабе. Те страны, которые могут создать наиболее благоприятные условия для применения новейших разработок, основанных на современных информационных технологиях, могут обеспечить условия для притока капитала и высококвалифицированной рабочей силы, в результате выигрывают.
В условиях открытого общества и рыночной экономики заставить административными мерами удержать капитал, технологии и информацию, так же, как и кадры, в рамках одной страны – невозможно. Это – глобальная экономическая задача борьбы за ресурсы, которые в современном мире очень быстро перемещаются, не чувствуя и не соблюдая никакие государственные границы, и концентрируются, повторяю, в тех странах, которые создают для их применения лучшие условия.
Что касается самого процесса подготовки кадров, то, конечно, мы не можем стоять на месте и собираемся совершенствовать эту систему. Хотя тот факт, что из Российской Федерации выезжает большое количество специалистов, прежде всего молодых, говорит о том, что уровень подготовки в российских вузах является очень высоким, а на рынке труда наш «интеллектуальный продукт» ценят очень высоко. Тем не менее мы, конечно, будем развивать нашу систему образования.
Сегодня в России и многих республиках бывшего Советского Союза в значительной степени присутствуют советские принципы подготовки и распределения ресурсов. Очень часто высшим учебным заведениям платят только за факт их существования. Думаю, что платить нужно за качество и количество оказываемых населению услуг, в том числе и в сфере образования. Это касается и системы здравоохранения – платить надо за пролеченных людей. Также и в системе образования – платить надо за количество и качество подготовки конкретных специалистов. Идут молодые люди в вуз, учатся там – значит, государство смотрит, сколько там студентов, и оказывает соответствующую поддержку. Не идут – значит, поддержка сужается. Это первое. А второе – мы все‑таки будем стремиться к тому, чтобы сохранить бесплатное образование для части студентов.
Должен сказать, что в последние годы в России количество молодых людей, обучающихся бесплатно, увеличивается. Не думаю, что эта тенденция будет сохранена, но бесплатное образование мы все‑таки будем обеспечивать, развивая в то же время и такое направление, как платная подготовка. Вместе с тем будем ужесточать подходы и требования к тем новым высшим учебным заведениям, которые претендуют на то, чтобы готовить кадры, выдавать им соответствующие дипломы, будем ужесточать требования к качеству подготовки молодых специалистов.
Вопрос: Какие существуют перспективы создания зоны свободной торговли в рамках СНГ?
В.Путин: Хорошие перспективы. Вообще зоны свободной торговли – движение в правильном направлении. Они разбюрокрачивают отношения между субъектами рынка, что ведет к увеличению объема товарооборота. Говорю вам открыто, для России есть определенная проблема, и вы, люди со здравым смыслом, прекрасно ее поймете. Она заключается в том, что структура товарооборота разная. Украина – один из самых крупных потребителей энергоресурсов в СНГ. Мы не поставляем столько энергоресурсов в Казахстан или даже в Белоруссию. Самым главным препятствием на пути решения этой проблемы является переход России на изъятие косвенных налогов по стране назначения. То есть товар произведен у нас, а чтобы сформировать до конца зону свободной торговли, налоги должна получать та сторона, в которую пришел товар. Имея в виду, что в структуре российского экспорта энергоресурсы составляют львиную долю, то переход на эту систему по четырем основным товарам – нефть, нефтепродукты, газ и газовый конденсат – будет означать, что доходы пойдут не в российский, а, например, в украинский бюджет. Для России это потери примерно в 650–700 миллионов долларов в год. Когда торговля сбалансирована, когда она не является такой однобокой, как у нас, тогда ваше государство взимает налоги с наших товаров, но и наше взимает с ваших. Такого объема встречных поставок с Украины в Россию нет, и поэтому наше Правительство считает, что это прямые потери российского бюджета. Вместе с тем мы готовы рассмотреть и такой вариант. Я считаю, что мы можем и должны будем принять эту систему в интересах развития отношений между двумя государствами, учитывая характер нашего стратегического партнерства.
Специалисты должны кое‑что доработать, уточнить. И мне представляется, что это было бы возможно, если бы Украина активизировала участие в ЕврАзЭС, наблюдателем которого сейчас является. Нужно все детально проанализировать, и, я думаю, мы сможем решить эти проблемы. Со всеми другими государствами СНГ мы подписали двусторонние соглашения по этому вопросу. Осталась только одна страна, с которой мы не урегулировали этот вопрос, – это Украина. Но это понятно, потому что Украина – самый большой потребитель энергоресурсов. У нас нет таких проблем с другими странами, таких больших потерь для бюджета. Я думаю, что эту проблему мы решим.
Вопрос: Владимир Владимирович, какими Вы видите основные проблемы и перспективы молодежной политики в самой России и чем непосредственно, какими мероприятиями, проектами планируете наполнить это Соглашение о сотрудничестве между Россией Украиной?
В.Путин: Вы знаете, перед тем как сюда ехать, я провел встречу с руководством Правительства. Когда мне сказали, что подготовлено Соглашение о согласовании молодежной политики, я спросил: «Что вы будете согласовывать? В России есть молодежная политика или нет?» [Заместитель Председателя Правительства России] Валентина Ивановна Матвиенко, она у нас главная по этим проблемам, говорит: «Есть!» Тогда попробуем чего‑нибудь согласовать. Я считаю, что в России нет внятной молодежной политики. И, на мой взгляд, этот документ позволит и российским, и украинским специалистам подумать, что нужно сделать в этой сфере. А на сегодняшний день проблем гораздо больше, чем решений. Мы, когда жили в условиях забюрокраченной системы, где было все централизовано, были структуры, где молодые люди могли хотя бы вместе встречаться и что‑то обсуждать… Сегодня формальных организаций нет. С одной стороны, это хорошо, с другой – внимания государства к этим проблемам совершенно недостаточно. Я бы сейчас не хотел вдаваться в подробности, но считаю, что это одно из важнейших направлений нашего сотрудничества. Мне представляется, что оно могло бы быть эффективным, потому что у нас фактически одинаковая духовная и культурная база.
Вопрос: Россия заняла уникальную позицию в международных отношениях: она является единственной страной, близким союзником Соединенных Штатов Америки, которая поддерживает хорошие отношения со всеми представителями «оси зла» – Ираном, Северной Кореей и Ираком. Это реальная внешняя политика. Поэтому у меня возник вопрос. Это и есть та «формула успеха», о которой говорит во всех своих выступлениях Министр иностранных дел Российской Федерации Игорь Иванов? Какие шаги предпримет Россия по урегулированию иракской проблемы?
В.Путин: Вопрос очень серьезный. Впереди – большая работа. Хотя нам действительно удалось сделать внешнюю политику России активной, способной решить главную для нас задачу: создание благоприятных условий для развития государства. Мы действительно достигли хорошего уровня взаимоотношений с Соединенными Штатами Америки и дорожим этим. Это один из наших ведущих торгово-экономических партнеров, у нас эффективный диалог по разрешению ряда международных проблем. Но это не значит, что наши мнения и взгляды полностью совпадают. Напротив, мы очень часто подходим к тем или иным проблемам по‑разному. Но качество отношений, достаточно доверительных, не позволяет нам каких‑то ухудшений межгосударственных связей. Мы будем вместе работать над сложными, проблемными вопросами, в том числе и в отношении тех стран, которые вы упомянули.
Нет ничего неожиданного в том, что Россия должна и будет поддерживать добрососедские отношения со всеми государствами, которые Вы назвали. Потому что это наши соседи. Тысячелетия мы жили вместе и будем продолжать жить. Поэтому мы намерены и дальше развивать наши отношения и с Ираном, и с Корейской Народно-Демократической Республикой.
Что касается Ирака, то с Соединенными Штатами нам до сих пор удавалось выстраивать отношения через Совет Безопасности ООН. Мы считаем, что политическо-демократические меры еще не исчерпаны. Общность нашей позиции состоит в том, что наличие у Ирака оружия массового уничтожения может представлять угрозу. Мы, постоянные члены Совета Безопасности ООН, и входящие в него страны на непостоянной основе договорились послать инспекторов, которые являются специалистами и экспертами МАГАТЭ и других организаций, специализирующихся на этой проблеме, для выяснения реальной обстановки. На сегодняшний день эти специалисты не говорят о сложностях и проблемах в работе. Мы этим инспекторам доверяем. Необходимо дать им возможность работать, заняться проверками, а затем доложить Совету Безопасности ООН о ситуации с оружием массового уничтожения в стране. Если Ирак будет сопротивляться этим проверкам, если будет чинить препоны, то я не исключаю, что Россия может изменить свою позицию, и мы намерены сотрудничать с другими постоянными членами Совета Безопасности, в том числе и с Соединенными Штатами, по выработке других решений. Сейчас не буду говорить каких, но более жестких, чем сегодняшние.
Что бы ни происходило и как бы ни складывалась обстановка вокруг Ирака, самым главным является то, что решение споров подобного рода может происходить исключительно на базе международного права и в рамках Совета Безопасности ООН. Это вопрос ключевой. Более важный, чем сам Ирак. Потому что после того как разрушился Варшавский Договор, НАТО не распалось, но там тоже происходят очень серьезные внутренние изменения. Они и сами говорят, как перестал существовать биполярный мир, человечество оказалось, как это ни странно, в условиях больших опасностей, непрогнозируемых развитий ситуаций. И вопрос о том, какой будет архитектура международной безопасности, остается до сих пор открытым, не до конца понятным, проработанным и ясным. То, как мы будем строить здание международной безопасности, является гораздо более важным, чем сам Ирак. И если мы позволим сейчас выйти за рамки международного права, это будет сложным шагом. Не хотелось бы заранее предрешать и драматизировать варианты развития событий, потому что в любом случае будут приняты меры для выстраивания отношений при любом раскладе сил и при любом развитии отношений.
Вопрос: У меня неполитический вопрос. Все мы знаем, что студенческие годы – это лучшие годы в нашей жизни. У нас остаются воспоминания, которые мы проносим через всю свою жизнь. А каким наиболее ярким впечатлением своего студенчества Вы могли бы сегодня с нами поделиться?
В.Путин: «Тройку» по римскому праву мне ни за что поставили. Я считал, что я отвечал гораздо лучше. Минимум на «четверку». Но профессор Толстой был очень строг. Мне кажется, он перестарался в своей строгости. Хотя я ему очень благодарен, потому что он человек очень требовательный, знающий и интересный профессор и педагог. Если бы он мне не поставил «тройку», может быть, я не знал его так хорошо. Потому что я тогда разозлился, вернулся к этому и как следует поработал над этой темой.
Вопрос: В каком направлении развивается и должно развиваться правовое поле регулирования общественных отношений в сфере электронной коммерции в Российской Федерации? Ваше мнение как юриста и как Президента.
В.Путин: Вы знаете, наверное, что произошло с электронной торговлей в мире. Это рынок, который быстро и энергично развивался. Те, кто этим занимался, приобрели просто астрономические суммы, вышли по личному состоянию на одни из первых мест в мире, а сейчас этот рынок если не рухнул, то сильно развалился. Но я полагаю, что это все‑таки перспективная отрасль, особенно для такой страны, как Россия.
Это самая большая в мире страна по территории. А вот что касается инфраструктуры, то, конечно, в очень многих регионах страны она развита недостаточно. Работа с компьютером в этом смысле приобретает особое значение, в том числе и с целью удовлетворения спроса населения. Таким образом, я думаю, что это движение в правильном направлении. Важно обеспечить интересы граждан, которые этим занимаются, и обеспечить интересы юридических лиц. У нас принят ряд законов в этом направлении, но пока недостаточно. Мы будем регулировать это правовыми методами.
Вопрос: Как Вы относитесь к возможности введения визового режима между Россией и Украиной?
В.Путин: Сегодня мы с Президентом Украины подписали очень важный для нормализации межгосударственных отношений Договор о государственной границе. Он должен, на мой взгляд, носить не столько прагматично-прикладной, практический, сколько политический характер. Мы хотим, чтобы все поняли – и в России, и в Украине, – что Россия хочет, готова и будет развивать отношения с Украиной как с равноправным партнером и независимым во всех отношениях государством. Это значит, что мы будем достаточно прагматично отстаивать свои собственные национальные интересы. Игра должна быть и в одни, и в другие ворота. Договор является в известной степени результатом компромисса. Специалисты долго спорили, и когда поняли, что спорят по деталям, смогли подняться над мелочами.
Вообще, между нормальными суверенными государствами подобные договоры – необходимость. Это не значит, что, решая вопросы по границам, мы должны создавать трудности для наших граждан в общении друг с другом и для юридических лиц, которые находятся в соседних странах. Напротив, лучший пример нам показывает Европейское сообщество: у них не было такой хорошей предыстории, напротив, там было гораздо больше проблем, чем между нашими государствами. Я имею в виду не только Украину и Россию, а все постсоветское пространство. Там было гораздо больше проблем. Достаточно вспомнить Первую мировую войну: 600 тысяч немцев полегло и 350 тысяч французов. Сегодня руководители этих стран объявили целью создание единого государства. Единую валюту уже ввели. У них экономически давно все подготовлено – они существуют и развиваются по единым законам. С помощью валюты, с помощью единого пространства люди свободно передвигаются. Они получают совершенно очевидные, значительные преимущества в глобальной конкурентной борьбе.
Леонид Данилович [Кучма] поднял вопросы, которые он считает важными. В том числе вопрос о международных паспортах. Мы будем вместе работать над этими проблемами и максимально дебюрократизировать все, что мешает общению граждан и бизнеса двух государств.
Как вы знаете, европейцы начали со свободного движения капиталов, рабочей силы и финансов. Как минимум это необходимо сделать и у нас. И чем быстрее, тем лучше. Если мы этого не сделаем, то мы ничего не сделаем. Именно поэтому мы говорим о том, что при прямых потерях Российского государства при создании зоны свободной торговли в конечном итоге в стратегическом плане мы все выиграем. Но рассчитываем на то, что это будет движение с обеих сторон.
Вопрос: Что бы Вы нам посоветовали – молодым дипломатам, – всем представителям молодой Украины, чтобы они не совершали в будущем ошибки, и какую самую главную ошибку они не должны совершить?
В.Путин: Всегда помнить, что стратегический выбор Украины соответствует национальным интересам дружбы с Россией.