В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сейчас мы с некоторыми из здесь присутствующих побывали в отдельных местах, где ведутся восстановительные работы. Мы еще раз убедились в том, что наводнения в целом ряде регионов Южного федерального округа России вызвали действительно тяжелые последствия. При этом Краснодарский край пережил три наводнения подряд. И совершенно очевидно, что масштаб разрушений, размер ущерба и скоротечность развития ситуации требовали принятия оперативных и серьезных решений. Причем как организационных, так и финансовых.
Отмечу, что общими усилиями и в достаточно короткие сроки удалось восстановить транспортное сообщение, газо- и водоснабжение во всех населенных пунктах. Сначала по временной схеме, а в ближайшее время должен быть завершен перевод всей системы жизнеобеспечения на постоянный режим работы.
Важно, что своевременно были организованы медицинская помощь и контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой. Это позволило спасти людей от распространения массовых инфекционных заболеваний.
Но основным вопросом остается решение жилищных проблем пострадавших. Как вы знаете, из федерального бюджета на решение этих проблем выделено 6,5 миллиарда рублей. Однако сегодня за счет строительства и покупки квартир, то есть приобретения на так называемом вторичном рынке, обеспечено жильем только 22,8 процента пострадавших, а между прочим, уже конец осени – ноябрь. Не могу сказать, что мы делаем все нужными темпами.
Лучше, правда, обстоят дела с ремонтом поврежденных квартир. Восстановлено примерно 90 процентов такого жилья. Однако в ряде регионов субсидии на ремонт еще лежат без движения на счетах Сбербанка России. Госстрой вместе с субъектами Федерации только в октябре завершили уточнение списков граждан, лишившихся жилья. Хочу обратить на это внимание нового министра. Я понимаю, что не все зависело от министерства, даже, наоборот, многое зависело от субъектов Российской Федерации. Тем не менее здесь нужно было активней действовать. Я не могу сказать, что в этой части работа была проделана удовлетворительно.
Напомню, что мы договорились к 1 декабря каждому пострадавшему обеспечить крышу над головой. Времени остается очень мало. Прошу контролировать эту ситуацию не по формальным отчетам, а по реальному положению. Должен отметить, что государство проводит такие масштабные работы в этой сфере, которые вряд ли где‑нибудь в другой стране проводятся, но хочу предупредить всех собравшихся: не надо чувствовать себя какими‑то благотворителями. Это происходит потому, что у нас, во‑первых, большой процент людей, живущих за чертой бедности, и мы обязаны это сделать. Во‑вторых, у нас совершенно не работает система страхования.
Во всем цивилизованном мире есть надежные страховые гарантии решения проблем в случае стихийного бедствия. У нас же при форс-мажорных ситуациях эффективный механизм восстановительных работ практически отсутствует. Задача – создать его в кратчайшие сроки, в том числе с помощью эффективного рынка страховых услуг, – является одной из важнейших.
Уважаемые коллеги!
Анализ ситуации и сразу после наводнения, и сейчас – спустя четыре месяца – показывает, что все эти работы можно было провести и более эффективно, и более полно.
Мы уже не в первый раз отрабатываем систему мер после случившегося. В очередной раз мобилизуемся, собираем в кулак все ресурсы и возможности. И в конечном итоге справляемся с последствиями разрушений – но ценой огромных усилий.
Однако остается вопрос: сколько раз можно повторять именно такой чрезвычайный алгоритм действий? Даже при чрезвычайных ситуациях. Подобные события прошлого года уже должны были заставить и Правительство, и ведомства выработать четкий и скоординированный план действий. Каждый раз между тем решаем, как спасать людей и имущество, как будто заново.
Что же касается водных объектов, то уже неоднократно давались поручения проанализировать их реальное состояние и представить программы соответствующих действий. Кроме этого до сих пор отсутствуют комплексные предложения о создании эффективной системы предупреждения людей о стихийных бедствиях.
В заключение хотел бы сказать простым доходчивым русским языком некоторые вещи, которые на поверхности лежат, если посмотреть на соответствующие документы. То, что я видел своими глазами на месте, конечно, неплохо. За это строителям спасибо. Кстати сказать, что касается качества – это еще нужно будет посмотреть. Но то, что видел, неплохо.
Хотел бы сразу выразить надежду на то, что после посещения тех мест, где строительство уже закончилось и где оно еще не закончилось, но находится в продвинутом состоянии, так вот, что темпы там после посещения высокими начальниками не будут сбавлены, а, наоборот, мы будем эти темпы строительства наращивать.
Что я вижу из документов, в которых отражена реальная ситуация по восстановлению жилья. Фронт работ развернут достаточным образом, в соответствии с теми задачами, которые нам надо решать, но темпы решения проблем должны быть гораздо лучшими. Должен сказать, что особую тревогу у меня вызывает Краснодарский край и Республика Дагестан.
В Дагестане, насколько мне известно, принято решение в основном строить жилье хозяйским способом – люди сами это делают, и надеюсь, что та помощь, которая нужна, будет им оказываться. Я сейчас посмотрел документ о контроле за приобретением и строительством жилья, но если взять другой документ – по распределению и выдаче жилищных субсидий на 5 ноября, то эти субсидии везде выданы на 100 процентов, в Дагестане только на 58,2 процента. Наверное, есть какие‑то объективные сложности, и Магомедали Магометович расскажет нам. Если нужна какая‑нибудь помощь – давайте обсудим, и нужно оказать Дагестану эту помощь немедленно.
Что касается Краснодарского края. Край пострадал больше других, но сделано сегодня по строительству меньше, чем где бы то ни было. Меня это, Александр Николаевич, честно говоря, очень насторожило. Мы на этот счет несколько раз разговаривали. Я знаю, что люди достаточно долго определялись с тем, какое жилье они хотят иметь, хотят деньги получить либо хотят дом построить, на вторичном рынке купить. Но в конечном итоге хочу Вам сказать, что Вы будете виноваты в том, что не закончили вовремя, не люди, которые не определились, а, как всегда, отвечает руководитель.
Вы такой энергичный, деятельный человек! Я знаю, что в Краснодарском крае развернут большой фронт работ, и очень рассчитываю на то, что есть все шансы завершить строительство в обозначенные сроки, что внимание и усилия администрации будут сосредоточены на том, чтобы завершить все ко времени, о котором мы договаривались. Если есть строительные организации, которые взвалили на себя слишком тяжелый груз, то нужно освобождаться от таких организаций. То же самое хочу сказать, Николай Павлович [Кошман], и Вам. У нас сейчас достаточно таких организаций. Я понимаю, что губернатор хотел, насколько мне известно, прежде всего загрузить свои производственные мощности, по‑хозяйски правильно, наверное, но посмотрите внимательно: если что‑то у них не получается, им помогать нужно или привлекать из других регионов.
Я думаю, что мы сейчас все это обсудим. Мы, собственно говоря, для этого собрались сегодня здесь, а не для того, чтобы «фанфары трубить» и говорить о том, как мы все хорошо сделали, а посмотреть, что на этом этапе нужно сделать с целью завершения вовремя работ, о которых мы говорили еще на первой встрече.
* * *
Продолжим нашу работу, уважаемые коллеги!
Сейчас мы перейдем к вопросу о взаимодействии федеральной и региональной власти в условиях растущей угрозы терроризма. Эта угроза требует от нас еще большей консолидации усилий – усилий всех уровней власти. Должен отметить, что руководители регионов в драматические октябрьские дни многое сделали для обеспечения безопасности граждан и сохранения общественной стабильности. Хочу вас поблагодарить за это и, пользуясь случаем, поблагодарить всех наших коллег в других регионах Российской Федерации. От вас очень многое зависело – от вашей выдержки, от вашего настроя на решение проблем, от вас исходил определенный импульс – импульс в очень правильном направлении.
Однако в сложившихся условиях необходимо вырабатывать принципиально новые подходы – подходы, которые касаются не только работы правоохранительных органов, но и всей системы государственных институтов. При этом особый акцент должен быть сделан на предотвращении террористических актов.
Прежде всего сам характер современных террористических угроз предъявляет повышенные требования в части оперативности, слаженности и умения действовать «на опережение». Это тот самый случай, когда отсутствие информации, глубокого анализа и знания обстановки может привести к самым тяжелым последствиям.
Кроме того, противостояние терроризму – это задача не только силовых и специальных ведомств. Свою долю ответственности по защите населения несут и гражданские власти. Хотел бы обратить ваше внимание на то, что сегодня в каждом субъекте Федерации действуют антитеррористические комиссии. Полагаю, что именно здесь должны отлаживаться механизмы взаимодействия между силовыми ведомствами, региональными и федеральными структурами власти.
Свою координирующую роль здесь обязаны сыграть и аппараты полпредов Президента. Хочу обратить внимание Виктора Германовича Казанцева на это обстоятельство. Я встречался со всеми полпредами Президента. Вот здесь как раз та область, где они могут и должны себя проявить. Это одно из направлений, ради которых, собственно говоря, этот институт и создавался.
Кроме того, в любых экстремальных ситуациях должна быть четко обеспечена работа медицинских служб, спасателей, психологической помощи, других структур. Полагаю, что эти участки работы необходимо укреплять – прежде всего на уровне региональных властей.
Разумеется, особый разговор о Южном федеральном округе. Его специфика не только в сложностях, сохраняющихся в Чеченской Республике. Здесь, на юге России, в многоэтническом регионе, еще не решены многие давние проблемы. Часть из них сложилась исторически, а другая связана с особенностями нынешнего экономического становления России в целом и этих территорий в частности.
Речь идет о сложных миграционных потоках, об этом мы с Александром Николаевичем Ткачевым много раз говорили. Собственно говоря, и для Ставропольского края, и для всех регионов России эта проблема является очень острой. Речь идет о неразвитости экономической инфраструктуры, о нерешенных проблемах занятости населения. И самые кричащие из них – это, конечно, Чеченская Республика. Много проблем подобного рода у Валерия Мухамедовича, у Александра Сергеевича в Осетии.
При этом любые напряжения в социальной и экономической сферах стремятся использовать экстремистские силы – религиозные, националистические и другие. Часть из них, если на местах отсутствуют правопорядок и государственный контроль, начинает взаимодействовать с террористическими организациями. В этой связи хотел бы обратить внимание руководителей субъектов, а также силовых ведомств, на правовые возможности, вытекающие из принятого летом 2002 года Закона «О противодействии экстремистской деятельности». А руководителям силовых ведомств хотел бы напомнить еще раз: все действия силовых структур Российской Федерации должны полностью соответствовать действующему законодательству.
В заключение своего краткого выступления еще раз хотел бы отметить: поддержание стабильности в регионах – это двуединая задача. Нам одинаково важно сегодня эффективно обеспечивать безопасность граждан и одновременно поднимать экономику, социальную сферу. Поэтому прошу все органы власти тесно сотрудничать при решении этой задачи.
Спасибо за внимание.