В.Путин: Уважаемые коллеги!
В сегодняшней встрече принимают участие представители Совета Федерации и Государственной Думы. Я полагаю, что такой широкий формат позволит обсудить ключевые аспекты нашей внешнеполитической стратегии и внешнеполитической практики сегодняшнего дня, а также те приоритеты, которые стоят в этой сфере перед законодателями.
Выработка и реализация единой линии в международных делах требует тесной координации исполнительной и законодательной ветвей власти. Полагаю, что подобные встречи помогут нам отработать эффективный механизм взаимодействия, согласования позиций и выработки новых нестандартных идей, очень рассчитываю от вас их услышать.
Сегодня работа по парламентской линии стала неотъемлемой частью наших связей с зарубежными странами и международными организациями. Яркий пример – участие в Парламентской ассамблее Совета Европы. В непростых условиях российским законодателям удавалось аргументированно отстаивать и отстоять нашу позицию, довести ее до европейской общественности. И в том, что Россию воспринимают как надежного союзника и открытого к взаимодействию партнера, есть ваша весомая заслуга.
Несколько слов об итогах российско-американской встречи на высшем уровне. Сегодня мы уже можем говорить о качественном изменении отношений между нашими странами, прежде всего имею в виду возросший уровень взаимопонимания и доверия.
Думаю, что глубоко заблуждаются те, кто видит в нашем взаимодействии тактическое сближение, вызванное последними событиями в мире. Речь идет о программе долгосрочного партнерства. И это – наша общая позиция, мы ее зафиксировали в Совместном заявлении о новых российско-американских отношениях. Это в значительной степени вызвано изменениями в мире – не нашими пожеланиями, а тем, что мир изменился, и не учитывать это нельзя. Напротив, нужно учитывать, если мы хотим создать вокруг Российской Федерации благоприятный климат, климат, в котором мы сможем развивать свои производственные силы, свою экономику, а это для нас задача номер один.
Большое внимание на переговорах было уделено противодействию международному терроризму. Невзирая на успешные действия против Движения талибов в Афганистане, борьба с террористической угрозой только начинается и должна вестись до полной ликвидации террористов, где бы они ни находились, где бы они ни прятались.
Мы настроены наращивать взаимодействие по всем направлениям, в том числе и в формировании правовой базы антитеррористической борьбы. В этой связи серьезные задачи предстоит решать и законодательной власти. Должен сказать, что и мои встречи в конгрессе США показали, что поле для совместной работы – большое и настрой у ваших американских коллег позитивный. Есть и проблемы, о которых мы чуть позже поговорим, они носят естественный характер, но в целом я отмечаю позитивный настрой.
Обсуждалось и будущее политическое устройство Афганистана. У наших стран схожие подходы к этой проблеме. Необходимо вести дело к формированию под эгидой ООН органов государственной власти с широким представительством всех политических и этнических групп страны. При этом с нашей стороны особо акцентировалось, что представители Объединенного фронта должны играть одну из ключевых ролей в переговорном процессе, направленном на создание новых властных структур в Афганистане.
Среди крупных международных вопросов особое внимание было уделено перспективам развития взаимодействия между Россией и НАТО. Хочу подчеркнуть еще раз, Россия не намерена вставать в очередь на прием в НАТО. По своему экономическому, научно-техническому, людскому, военному, территориальному потенциалу Россия – самодостаточное государство и способна обеспечить свою оборону. Но в изменившихся условиях в мире мы, повторяю, настроены на позитивное, конструктивное сотрудничество не только со всеми странами, но и со всеми международными организациями, особенно в сфере безопасности. И мы готовы сближать свои позиции с НАТО по очень многим направлениям настолько далеко, насколько сам Североатлантический альянс к этому готов, при учете наших национальных интересов. Президент США был весьма восприимчив к нашим идеям создания новых механизмов в формате «двадцатки» для совместного принятия решений и их реализации. Он также настроен обсуждать эти вопросы и с союзниками по НАТО, что я оцениваю весьма позитивно.
В целом положительно оцениваю разговор по экономической составляющей российско-американских отношений. Руководство США намерено активно содействовать развитию торгово-экономических и инвестиционных связей с Россией.
Замечу, такой подход явно отличается от первоначально весьма скептического подхода администрации к вопросам государственной поддержки делового сотрудничества с Россией.
Важное политическое значение имеет подтверждение Джорджем Бушем и руководством конгресса США намерения предпринять необходимые шаги по окончательному выводу России из‑под действия поправки Джексона–Вэника, готовность ускорить процедуру признания рыночного статуса российской экономики, в позитивном ключе, без выдвижения каких‑либо завышенных требований, вести переговоры о нашем вступлении в ВТО, а также учитывать российские экономические интересы при подходе к региональным проблемам.
В целом встречу в верхах считаю успешной и оцениваю ее положительно, даже при сохранении разногласий по ряду вопросов можно говорить о том, что идет процесс серьезной позитивной трансформации отношений между Россией и США. Конечно, он далеко не закончен, и у нас впереди еще большая работа. Посмотрим, как она будет развиваться, хочу только еще раз подчеркнуть, что мы заинтересованы и будем работать на ее позитивное развитие.