Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги!
Думаю, мы с вами обсудим текущую экономическую ситуацию и то взаимодействие, которое сегодня необходимо между бизнесом и властью в нынешних экономических условиях в свете решения самых разных задач, которые стоят перед государством, но, конечно, с поправкой на большие сложности, которые сегодня испытывает значительная часть государств в связи с глобальным финансовым кризисом.
Государство предпринимает, вы знаете, достаточно энергичные шаги для стабилизации ситуации, в том числе в банковском секторе и, соответственно, в реальном секторе. Все решения для этого приняты и по поддержке розничной торговли, аптечных учреждений, сельскохозяйственных предприятий, по поддержке строительства многоквартирных домов, по поддержке машиностроения и оборонно-промышленного комплекса.
При этом спектр тех механизмов, которые должны использоваться в сегодняшней ситуации, достаточно широк. Это в принципе просто общее существенное увеличение объёмов кредитования, предоставление государственных гарантий в необходимых случаях, субсидирование в необходимых случаях процентных ставок по кредитам, поддержка лизинговых компаний, это в необходимых случаях и выкуп закладных у коммерческих банков – в тех случаях, когда речь идёт о строительстве, когда кредитуют застройщиков.
Но все эти меры, конечно, принесут успех только в одном случае – если эта среда будет по‑настоящему восприимчива к тем решениям, которые приняты, если между решением о передаче денег и кредитованием реальных заёмщиков, представителей реального сектора, не выстроится куча посредников, если деньги, которые идут с верхнего уровня, от кредиторов верхнего уровня, в коммерческие банки не застрянут где‑то на полпути. А такие сигналы, мы знаем, есть, потому что уже довольно значительная часть денежной ликвидности пришла, но предприятия её не получили, и об этом нужно сказать откровенно.
Вчера этим занималось Правительство. Сегодня хотел бы послушать вас, что вы скажете по этому поводу, где вы видите проблемы и каким образом нам эту ситуацию закрыть. Надо сделать всё для того, чтобы между решениями о выделении денег и реальным кредитом конкретному предприятию стояло меньше инстанций.
Отдельные меры приняты и для поддержки малого и среднего бизнеса. Здесь предполагается увеличение до 50 миллиардов рублей субсидий в рамках господдержки совместно с субъектами Федерации. Внешэкономбанк также должен серьёзно увеличить объёмы кредитования малого и среднего бизнеса в объёме до 30 миллиардов рублей. Все эти проблемы находятся в центре внимания Правительства.
При этом, конечно, нужно заниматься и тем, чем вчера занимались в ходе встречи с банкирами: надо смотреть и за тенденциями, связанными с оттоком капитала. Дополнительная денежная ликвидность приходит на рынок не ради того, чтобы за счёт этих денежных средств приобретать иностранную валюту или резервировать эти деньги в иностранных банках.
Конечно, существуют и другие проблемы, тем более что независимо от финансовых потрясений, независимо от кризисов мы в целом не меняем наших приоритетов – об этом говорил я недавно, выступая с Посланием Федеральному Собранию.
Нашей целью является создание слоя активных, заинтересованных людей, полноценного российского среднего класса, и мы будем принимать все меры для его становления и развития, потому как наличие среднего класса – это, по сути, основа для дальнейшего развития государства.
Нашей целью является создание слоя активных, заинтересованных людей, полноценного российского среднего класса, и мы будем принимать все меры для его становления и развития, потому как наличие среднего класса – это, по сути, основа для дальнейшего развития государства.
Есть вопросы, связанные с технологической поддержкой, поддержкой конкурентоспособных компаний в различных секторах, вопросы, связанные с технологической модернизацией, структурой управления и производства, стимулированием инноваций – то, о чём мы говорим в последнее время достаточно часто, много, но, если говорить по‑серьёзному, никакого прорыва здесь пока не произошло.
В сфере высоких технологий, нанотехнологий, надо признаться, что мы пока ещё почти ничего не сделали, и те большие деньги, которые выделялись, не осваиваются. Поэтому нужно и здесь принимать все необходимые управленческие решения как на уровне государства, государственных корпораций, так и на уровне бизнеса – и среднего, и малого.
Ещё одна тема, которую планировал бы с вами обсудить (думаю, что она тоже является для нас всех актуальной), – это антикоррупционные меры, которые предложены мною Государственной Думе, которые сейчас проходят рассмотрение в парламенте – уже прошло первое чтение.
Предлагаю обсудить то, что там содержится, потому что вчера я встречался с лидерами крупнейших партий, крупнейших фракций, они высказали свою поддержку этим мерам, в то же время было обсуждение каких‑то нюансов. Уверен, что и у бизнеса есть свои представления об этом, потому что, конечно, коррупция – это один из наиболее опасных признаков разложения государства.
Мы должны принять все от нас зависящие решения для того, чтобы с этим злом бороться. Национальный план противодействия коррупции утверждён. Тем не менее мы не должны это делать бестолково. Мы должны, что называется, корректировать наши предложения в зависимости от их эффективности.
Поэтому, если у вас есть какие‑то предложения по антикоррупционному мониторингу, по защите интересов малого и среднего бизнеса, по взаимодействию бизнеса с правоохранительными структурами, со средствами массовой информации, думаю, что мы могли бы это тоже обсудить.
И последняя проблема, очень актуальная для нашей страны, – резерв управленческих кадров, тоже об этом говорил в Послании, такая программа есть. Надеюсь, что до конца года мы запустим этот проект. Очевидно, что хорошие управленческие кадры нужны и на государственной службе, и в бизнесе. У нас есть система подготовки управленческих кадров, далеко не идеальная, её нужно совершенствовать, но тем не менее она существует.
Сейчас вопрос состоит в формировании полноценного резерва, чтобы практически на любую должность можно было найти предложения независимо от того, что эта должность на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации, на муниципальном уровне или же это какая‑то позиция в компании.
Такого рода кадровый резерв – это тот вопрос, который, надеюсь, мы сможем существенно продвинуть ещё до конца этого года. Хотел бы услышать и ваши предложения по этому поводу именно потому, что, на мой взгляд, не должно быть какой‑то глухой стены между теми, кто работает в бизнесе, и теми, кто приходит на государственную службу. Люди могут переходить из одного сектора в другой, в этом нет ничего крамольного, наоборот, это помогает получить более квалифицированные управленческие решения.