В.Путин: Добрый вечер, уважаемые дамы и господа!
Смотрите также
Только что завершились наши переговоры с Президентом Республики Сербия господином Николичем. Мы ещё будем иметь возможность поговорить в широком составе: с министрами, с представителями наших крупных компаний, – но вдвоём, с глазу на глаз мы поговорили достаточно подробно.
Мы встречаемся уже второй раз, и сразу хотел бы отметить доверительную, очень дружескую атмосферу. Российско-сербские отношения сегодня развиваются поступательно, сохраняя верность историческим традициям дружбы двух братских народов. Мы выстраиваем их с учётом современных реалий, разумеется, и настроены на то, чтобы совместно работать над углублением сотрудничества по всем направлениям. В перспективе планируем, конечно, вывести отношения на уровень стратегического партнёрства.
В качестве центральной темы наших переговоров, разумеется, сегодня были торгово-экономические связи. В 2011 году уровень нашего торгового оборота вырос на значительную величину – на 42 процента, сразу достиг более 2 миллиардов долларов. Хорошие проработки имеются в области инвестиционного сотрудничества. Российские компании неплохо представлены в ключевых отраслях сербской экономики. Имеется в виду и энергетика, где у нас активно работают компании «Газпром нефть» и «ЛУКОЙЛ». Реализуются взаимовыгодные проекты в области цветной металлургии, машиностроения, в туризме, банковском деле. При этом есть все возможности для дальнейшей интенсификации этих связей.
Перспективы в сфере энергетики мы связываем не только с поставками российских энергоносителей, но и с осуществлением таких крупных совместных общеевропейских проектов, как, например, «Южный поток». Наши компании готовы выступить партнёрами и в модернизации ТЭК Сербии. Успешные примеры уже имеются: я имею в виду реконструкцию подземного газохранилища «Банатский Двор».
Интересные проекты также в сфере инфраструктуры. В частности, прорабатываем планы совместного развития сербских железных дорог. МЧС России активно работает со своими сербскими коллегами.
В городе Ниш создан уникальный гуманитарный центр, который работает и в условиях зимней непогоды, людям помогает, и летом при пожарах оказывает содействие, в том числе с применением авиации. Через этот центр наша авиация работала и в соседних странах – на Балканах. За последние годы проведена большая, масштабная работа по разминированию сербской территории. За 2011–2012 годы очищена территория площадью более чем миллион квадратных метров.
Мы говорили и о возрождении интереса к русскому языку в Сербии. Здесь большую работу проводит фонд «Русский мир». Конечно, для нас, мы считаем, очень важна (может быть, она не такая масштабная, но важная с гуманитарной точки зрения) работа по поддержанию православия в Сербии и в Косово. Речь идёт об оказании содействия в поддержании в должном состоянии и в реставрации православных святынь.
Что касается Косово, разумеется, мы говорили и об этой проблеме. Здесь мы намерены твёрдо следовать принципам безусловной и главенствующей роли Организации Объединённых Наций. Считаем, что решение проблемы необходимо искать в ходе переговоров на основе, прежде всего, резолюции Совета Безопасности ООН 1244.
В заключение хотел бы поблагодарить господина Николича, всех наших сербских коллег за очень интересную, содержательную откровенную беседу.
Т.Николич (как переведено): Дамы и господа журналисты, для меня сегодня было честью, удовольствием и ответственностью возглавлять делегацию Республики Сербия в первом официальном визите в Российскую Федерацию в качестве Президента Республики Сербия.
Отношения между Российской Федерацией и Республикой Сербия всегда зависели от руководства, а никогда от граждан. Если бы граждан кто‑нибудь спрашивал через историю, они бы всегда были за самое тесное сотрудничество между двумя народами.
Я уверен, что мы открыли абсолютно новую страницу в отношениях между Россией и Сербией – отношениях, которые основываются не только на совместной истории, вероисповедании, традициях, культуре, похожем языке, но основываются на взаимной экономической выгоде.
Мы разговаривали о крупных проектах, в которых может участвовать российский как частный, так и государственный капитал, о совместном выходе на третьи рынки, конечно – о политических отношениях. Сербия пытается выполнить все условия для того, чтобы стать полноправным членом Европейского союза, а Российская Федерация не видит в этом никаких проблем для сотрудничества.
Мы разговаривали и об объёме сотрудничества, о застое в сотрудничестве в начале этого года, об интенсификации сотрудничества и о том, как мы можем достичь тот уровень в сотрудничестве, который заслуживают наши хорошие, братские и дружественные отношения.
Я надеюсь, что мы уже до конца года откроем работы на трассе [газопровода «Южный поток»] продолжительностью почти 400 километров через Сербию. И я надеюсь, что у нас будет честь, чтобы Президент Российской Федерации присутствовал на открытии работ на газопроводе.
Мы отрыли новую страницу и в военно-техническом сотрудничестве. Но прежде всего мы должны поблагодарить Российскую Федерацию за участие её самолётов, которые размещены в Нише, в тушении пожаров в Сербии. Я ожидаю, что такую благодарность разделят и соседние страны, которые тоже получили помощь такого рода.
Перед нашим межправительственным комитетом будет большая работа: все наши желания воплотить в крупные проекты. И мы ожидаем Президента Владимира Владимировича с визитом в Сербию в ближайшее время.
Вопрос (как переведено): Вопрос для Президента Николича. Президент Путин только что сказал, что Вы разговаривали и о вопросе Косово. Можете ли Вы поделиться определёнными деталями, разговаривали ли Вы о ситуации в регионе?
Т.Николич (как переведено): Сербия столкнулась с отменой так называемой контролируемой независимости Косово. Это было мероприятие, на котором присутствовали и представители Европейского союза. Мы вошли в переговоры с временной администрацией, временными институтами в Косово, в Приштине, желая, чтобы наши граждане там лучше и надёжнее жили. Но мы не можем участвовать в переговорах, которые укрепляют независимость Косово. Сербия не может разрешить никакое изменение статуса применением силы, потому что от силы отказались ещё в 1999 году. Сербия благодарна Российской Федерации и другим странам – членам Совета Безопасности, которые не согласны с самопровозглашённой независимостью Косово. А я как человек Вам говорю, что в Сербии никогда не сможет победить тот, кто согласился бы с независимостью Косово. Мы ничего не будем делать силой – будем делать всё в рамках ООН.
Вопрос: Владимир Владимирович, Вы уже сказали по поводу энергетического сотрудничества. Известны проблемы, которые сейчас есть у «Газпрома» в Европе, не проблемы даже скорее, а претензии, по которым сейчас ведётся расследование. Хотелось бы узнать о дальнейшем, какое сотрудничество возможно с Сербией в энергетической сфере помимо «Южного потока»?
И ещё один вопрос, не связанный с сегодняшней тематикой. Вы недавно в интервью телеканалу «Russia Today» комментировали высказывание Митта Ромни: он по‑прежнему считает Россию врагом номер один. Велики ли его шансы на победу? Как Вы можете прокомментировать, если Вам придётся всё‑таки с ним поработать?
В.Путин: Что касается энергетического сотрудничества: прежде всего, я уже говорил об этом, хочу повторить, нам бы хотелось, чтобы все вопросы, которые остаются неясными для наших партнёров в Еврокомиссии, как можно быстрее были разъяснены и чтобы мы могли спокойно совместно работать. Надеюсь, так оно и будет. Имею в виду, что мы осуществляем крупные инфраструктурные проекты, такие как «Северный поток». Мы заканчиваем уже работу над второй ниткой «Северного потока», и в ближайшее время должна уже состояться фиксация того, что вторая часть работы выполнена. На 8 октября мы запланировали торжественное мероприятие по пуску второй нитки газопровода. Основные потребители, как известно, в Западной Европе.
И я уже упоминал о втором проекте – «Южный поток», где Сербия должна тоже участвовать. Крупный инфраструктурный проект в интересах всей Европы. Разумеется, нам нужно сделать всё, чтобы у нас не было никаких сложностей, никаких проблем не возникало с нашими европейскими партнёрами. И мы будем к этому стремиться в ходе переговорного процесса. Разумеется, мы будем искать возможности сбыта нашей продукции на других рынках. Я только сейчас, будучи во Владивостоке, со многими азиатскими лидерами говорил на этот счёт. Россию там ждут с нашими энергоносителями. Мы будем заниматься сжижением газа в ускоренном порядке, будем предлагать наши энергоносители на мировых рынках.
В этой связи Сербия, как очень удачно расположенное европейское транзитное государство, может сыграть свою очень хорошую, позитивную роль не только для себя самой, но и для партнёров: и российских, и западноевропейских. Наши крупные энергетические компании являются крупнейшими налогоплательщиками в Сербии. Они и самые крупные инвеститоры, и самые крупные налогоплательщики. Надеюсь, они будут укреплять эти свои позиции в будущем.
Я уже упоминал о газовом хранилище «Банатский Двор». Надеюсь, что этим не ограничится. У нас активно там работает не только «ЛУКОЙЛ», но и «Газпром нефть», другие компании ищут возможности совместной работы. Причём мы готовы работать не только с сербскими партнёрами, но и с европейскими на сербском рынке, если такая возможность представится. В принципе такие варианты возможны. Это что касается энергетики.
Вторая часть вопроса. Действительно, в интервью [телеканалу] «Russia Today» я сказал о том, что, несмотря на то, что господин Ромни считает Россию врагом номер один, если он будет избран Президентом Соединённых Штатов, мы все, конечно, и я в том числе, будем с ним работать как с избранным главой американского государства.
В любой ситуации всегда есть плюсы и минусы. То, что господин Ромни считает нас врагом номер один (видимо, к нам он относится плохо), это минус. Но то, что он так говорит – прямо, откровенно, ясно, это говорит о том, что он человек прямой и откровенный, это плюс. И будем ориентироваться на плюсы, а не на минусы.
Я очень благодарен господину Ромни за то, что он так ясно и свободно формулирует свою позицию. Потому что он лишний раз подтвердил правильность нашего подхода к проблемам противоракетной обороны, не только нас убедил в этом, но, думаю, и международное сообщество, и наших европейских партнёров. Он усилил наши переговорные позиции по этому чувствительному и очень важному вопросу, усилил позицию Российской Федерации в переговорах.
Если будет избран – что же, мы же не можем влиять на этот процесс и не собираемся влиять. Я уверен, я уже об этом говорил, в значительной степени это связано с предвыборной риторикой. Думаю, что если отбросить эту риторику, то по сути так оно и есть. Самое главное для нас заключается в том, что даже если господин Ромни не победит на этих выборах, то через четыре года он или человек с подобными взглядами может прийти к власти в Соединённых Штатах. И мы должны это учитывать, решая вопросы обеспечения безопасности Российской Федерации на длительную историческую перспективу.
Спасибо.