Д.Медведев: Уважаемые товарищи! Уважаемые коллеги!
Начну с приятного. Хочу сообщить вам, что подписал Указ о Дне сотрудника органов внутренних дел. С учётом традиций, которые сформировались в нашей стране, он будет ежегодно отмечаться в тот же самый день, как и раньше, – 10 ноября. Рассчитываю, что первый праздник уже в новом формате вы встретите с новыми результатами по службе и в хорошем настроении.
Сегодня мы остановимся на проблемах, которыми занимались в последнее время, в последние годы.
За прошедшие два года сделано немало, и это не ритуальная фраза, – я вчера во время видеоконференции об этом говорил, – система МВД реально меняется. Мы сформировали принципиально новую законодательную базу для работников органов внутренних дел. Это, кстати, было непросто. Всё проходило ещё и с обсуждением, но она создана. Я не говорю, что она идеальная, потому что идеальных законов не бывает, но, во всяком случае, она, на мой взгляд, более или менее добротная и может совершенствоваться по мере развития ситуации.
Мы формируем не только новую законодательную основу, но и занимаемся ещё одной крайне важной темой – стремимся создать сотрудникам Министерства достойные условия для службы. Создав такие условия, мы повышаем престиж самой службы в органах внутренних дел.
Более чёткое измерение обрела и модель взаимодействия с гражданским обществом. Эта модель стала более современной, партнёрской. Здесь особенное значение имеют, конечно, так называемые общественные советы, которые созданы при Министерстве и его территориальных органах в соответствии с моим Указом от 23 мая текущего года.
Мы формируем не только новую законодательную основу, но и стремимся создать сотрудникам МВД достойные условия для службы. Создав такие условия, мы повышаем престиж самой службы в органах внутренних дел.
Специально отмечу, что в этом году принят Закон о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации. Обязательства по формированию социального пакета государство выполнит в полном объёме. Хотел бы сказать об этом вам лично, потому что периодически идут разговоры о том, что мы это урежем, что‑то отнимем у людей в погонах, будь то сотрудники МВД, Министерства обороны, – этого не будет. Если кому‑то кажется это неправильным, он должен работать в других местах. Во всяком случае, это моя позиция, и я уверен, что мы и дальше этой позиции будем придерживаться. С этой целью, с целью формирования социальных обязательств, бюджет МВД на 2012 год увеличен более чем вдвое, это беспрецедентное увеличение, до 1 триллиона 103 миллиардов рублей.
Уже с января денежное довольствие сотрудников вырастет в среднем в два раза, пенсии – в 1,8 раза. Минимальная зарплата лейтенанта, только что пришедшего на службу, будет составлять не менее 33 тысяч рублей, как мы, собственно, и договаривались, а реально она будет больше. Ещё раз подчёркиваю, все принятые решения финансово обеспечены, причём не только на следующий год, но и на плановый период 2013–2014 годов. Поэтому я хотел бы, чтобы сегодня вы доложили мне о готовности Министерства к реализации Закона о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел. Потому что надо не только эти деньги запланировать в бюджете – это сделано, – но и чтобы внутри самого Министерства была необходимая степень готовности со стороны персонала, со стороны всех, кто принимает решения, со стороны служб, потому что без этого такой массив новой работы не освоить.
Серьёзным изменениям подверглась организационная структура Министерства – тоже тема, которую мы много обсуждали. Органы внутренних дел не сразу, но постепенно освобождаются от несвойственных функций. Решения по этому вопросу приняты и подлежат исполнению.
Тем не менее я хотел бы, чтобы вы мне рассказали о том, как идут дела на местах, как у вас выстроено взаимодействие с коллегами из прокуратуры, Следственным комитетом, судами, другими правоохранительными структурами. Я понимаю, что у вас за этот период уже сложился определённый опыт и свой взгляд на эту организационную структуру. Так же, как и сами законы, структура не является догмой. И, естественно, если мы почувствуем в какой‑то момент, что она где‑то не срабатывает, она может быть откорректирована, при том понимании, что общие контуры этой структуры должны работать, сохранять своё действие разумное время, до тех пор пока мы не посчитаем правильным принять какие‑то другие решения. Поэтому ваши предложения по дальнейшему совершенствованию структурных подразделений, структурному построению всей системы МВД, учреждений, входящих в структуру МВД, я хотел бы также услышать.
Смотрите также
Важнейший приоритет деятельности полиции – это охрана здоровья, прав, законных интересов наших граждан. Мы не только должны знать наиболее чувствительные проблемы общества, но и стараться на них оперативно реагировать. Проблем этих очень много, достаточно взглянуть просто вокруг. Они очень сложны, и, скажем, в Тверской области, где мы сегодня находимся, в частности, проблемы с ЖКХ, мы обсуждали с губернатором сейчас. Почти до конца прошлой недели не отапливались многие жилые дома, школы, это, к сожалению, накопленное очень тяжёлое наследство. Поэтому в рамках совместных рабочих групп между правоохранительными органами и контролирующими структурами мною было поручено проверять, каким образом организовано жилищно-коммунальное хозяйство, как в рамках ЖКХ сегодня работают управляющие компании, которые используют бюджетные средства и средства граждан, направляемые на оплату коммунальных услуг.
В Твери проблема ЖКХ вызывает серьёзное напряжение, как и в целом по стране. К сожалению, я говорю, были задержки, и надо разбираться в корне с теми проблемами, которые существуют. Напомню, что ситуация в ЖКХ действительно весьма сложна не только из‑за того, что изношен соответствующий инфраструктурный парк: и объекты ЖКХ, и инвестиции были незначительны. Но есть и абсолютно криминальные проблемы, которые не связаны с фактическим состоянием. Точнее, связаны, но уже опосредованно, потому что в результате значительного количества хищений и неправомерного использования средств ЖКХ просто не получает необходимых источников для развития.
Это, конечно, ситуация не только в Твери, она в разных местах. Но хотел бы отметить, что за 9 месяцев текущего года выявлено 72 преступления в сфере ЖКХ, а в прошлом году этих преступлений, по статистике, не было. Но мы же понимаем, что так не бывает. Стало быть, эти преступления реально носят повышенную общественную опасность, и расследование по ним должно быть доведено до конца. Нужно не только наказывать нарушителей, но и помогать отслеживать целевое назначение и использование бюджетных средств. Это относится ко всем проектам в сфере модернизации экономики и к другим сферам. В общем, борьба с коррупцией остаётся одной из центральных задач для Министерства.
Ещё одна тема, связанная с реформой внутри Министерства, – это кадровое укрепление, судьба людей и итоги аттестации. В результате итоговой внеочередной аттестации сформирована полиция, в которую перешли свыше 875 тысяч сотрудников МВД. Более 12 тысяч не выдержали экзамен и подлежат увольнению, сокращено свыше 226 тысяч должностей, или каждый пятый сотрудник. Больше мы, конечно, ничего сокращать не будем, во всяком случае, в ближайшее время, это сокращение является необходимым и достаточным. Но мы не должны забывать о тех наших товарищах, которые в силу реорганизации потеряли рабочие места, поэтому необходимо заниматься и трудоустройством уволенных работников, тех, конечно, кто уволен по сокращению.
Поручаю руководителям территориальных органов МВД взять под личный контроль вопрос трудоустройства тех, кто не прошёл аттестации, но, естественно, за исключением тех, в отношении которых ведётся расследование. Надо сделать всё, чтобы те, кто может трудиться, всё‑таки получил работу. Это задача не только для МВД, но и для органов управления соответствующих регионов, о своих товарищах забывать неправильно.
Нужно развивать и систему профессионального образования полицейских, нужно подумать, как повысить эффективность применения кадрового резерва всех уровней. Нужно понять, какие вопросы возникают в связи с ротацией, то есть заменой руководящего звена работников. Эти проблемы тоже есть.
Важнейший приоритет деятельности полиции – это охрана здоровья, прав, законных интересов наших граждан. Мы не только должны знать наиболее чувствительные проблемы общества, но и стараться на них оперативно реагировать.
Конечно, нужно и впредь будет увольнять тех, кто себя скомпрометировал, тех, кто просто не хочет служить, не может служить, просто ленится, не умеет. Но в этой работе недопустимы и перегибы. Нам нужно беречь сформированный и очищенный в результате реформирования профессиональный потенциал Министерства внутренних дел.
Кстати, отмечу, что после 20-процентного сокращения численности МВД, вопреки тому, что говорили различного рода скептики и доморощенные аналитики, никакого всплеска преступности не произошло. Это вопрос эффективности работы. О том, насколько успешно удаётся бороться с основными преступлениями: и насильственными, и коррупцией, и организованной преступностью – вот по этим показателям и судят об эффективности всей системы.
Одно из приоритетных направлений работы – это противодействие экстремизму. Число нарушений общественного порядка и хулиганских действий на межнациональной почве, к сожалению, не снижается, а где‑то и растёт. В конце прошлого года заработали так называемые координационные совещания по обеспечению правопорядка в регионах. Хочу напомнить вам, я специально их создал по просьбе губернаторов, которые просили дать им некие правовые рамки, для того чтобы обсуждать самые разные вопросы с руководством ГУВД, другими правоохранительными структурами и вырабатывать меры по противодействию преступности, наведению порядка. Где‑то эти комиссии работают очень успешно. Но, может быть, это не везде так. Хотел бы, чтобы вы мне рассказали о том, какие меры необходимо на этом направлении дополнительно принять для того, чтобы эта работа была более успешной, но в то же время не предполагая прямого вмешательства руководства регионов в деятельность Министерства, потому что Министерство у нас – самостоятельная федеральная структура, подконтрольная Президенту.
Ещё один важный вопрос – совершенствование законодательства. Неоднократно обсуждал этот вопрос с сотрудниками МВД: и с рядовыми сотрудниками, и с лицами начальствующего состава. Очевидно, что круг нормативных актов, которые применяют сотрудники полиции, МВД, очень значительный: по сути, от Уголовного кодекса до регионального законодательства, административного законодательства в том числе.
С момента введения в действие УПК принято 89 федеральных законов, которые корректируют его содержание. Знаю, что с этим есть проблемы, и мне об этом сотрудники МВД говорили. Знаю, что у вас были предложения по упрощению и оптимизации юридических процедур, вытекающих из Уголовно-процессуального кодекса. Считаю, что пора эту работу уже всё‑таки завершать, я давал довольно давно уже поручение и Министерству внутренних дел вместе с коллегами из прокуратуры, из ФСБ, из Следственного комитета подготовить предложения, давал поручение Администрации Президента. Так вот нам всё‑таки нужно оптимизировать юридические процедуры, чтобы способствовать более эффективному выполнению МВД своих задач.
Информационные технологии – очень важная тема. Создаётся единая информационно-телекоммуникационная база, и все подразделения, абсолютно все, без исключения, подчёркиваю, должны быть оснащены базовыми средствами. С другой стороны, внедрение новых программ, новых аппаратных средств, новой техники не везде идёт одинаковыми темпами, а возможности это создаёт огромные. Я сейчас посмотрел, как автомобиль, нафаршированный различной техникой, может работать, включая проверку данных по водительским правам, по некоторым другим позициям. Это совсем другой век! И нам нужно сделать всё, чтобы эта система работала не только в крупных РУВД, но и вообще повсеместно, по‑хорошему в любом отделении полиции и практически в любой полицейской машине. Это, мне кажется, та цель, которую мы должны перед собой поставить. Да, это требует затрат, но эти затраты, я уверен, окупятся, в том числе и лучшей раскрываемостью преступлений, а также возможностями бороться с коррупцией и предъявлять более прозрачные образцы поведения полицейских в случае возникновения каких‑то конфликтов с людьми, в отношении которых осуществляются меры административной ответственности.
Нужно беречь сформированный и очищенный в результате реформирования профессиональный потенциал Министерства внутренних дел.
В МВД работает департамент информационных технологий. Его задача обеспечить информационное обеспечение повседневной оперативно-служебной деятельности. Надо и дальше этим заниматься. Хотел бы услышать ваше мнение о том, что здесь ещё можно было бы сделать.
Есть ещё одна довольно сложная тема, она касается судьбы медицинских вытрезвителей при органах внутренних дел. В соответствии с действующим законом с 1 января 2012 года они должны быть переданы в другую систему. Но в то же время мы понимаем, что здесь есть свои сложности, да и вообще вопросы по поводу судьбы соответствующих учреждений Министерству надо урегулировать в своих взаимоотношениях в этой части с Минздравсоцразвития, все вопросы: начиная от организационных, финансовых и заканчивая социальными и даже, если хотите, нравственными вопросами. Поэтому, Рашид Гумарович, я хочу, чтобы Вы вместе с Министром здравоохранения и социального развития окончательно подготовили предложения и доложили их.
В целом хотел бы отметить, что в рамках реформирования МВД сделаны довольно существенные шаги, но это первые шаги. Значительная часть работы ещё впереди, в том числе работы по общему улучшению атмосферы в Министерстве, оптимизации структуры и решению всех основных задач, возложенных на Министерство.
Давайте обсудим всё, что мною было предложено, но не только. Если у вас есть какие‑то свои предложения или вопросы, идеи, я готов их тоже выслушать.
Давайте приступим.
Пожалуйста.
С.Матвеев: Товарищ Верховный Главнокомандующий! Товарищ Министр!
У нас, практических работников, есть конкретные предложения, направленные на решение основных задач по раскрытию и расследованию преступлений.
Предложение первое – по оптимизации процесса расследования. Большую часть регистрируемых преступлений представляют преступления средней и небольшой тяжести. К сожалению, мы сегодня проводим полный комплекс расследований, процессуальных действий, и, на наш взгляд, здесь бы имела место упрощённая форма, так называемая протокольная форма. Когда все доказательства добыты, сам преступник признаётся в совершении преступления, это подкрепляется доказательствами, и, на наш взгляд, достаточно составления протокола.
Второе предложение. У нас многие действия просто дублируются. Это касается прежде всего допроса свидетелей, потерпевшего, назначения экспертизы и эксгумации трупа. К сожалению, закон предусматривает и разрешает нам только до возбуждения уголовного дела проводить осмотр места происшествия и освидетельствование. Мы берём объяснения, свидетели, потерпевшие отвечают нам на те же самые вопросы, которые мы повторно задаём, когда уже вызываем их на допрос. Тем самым мы вызываем и недовольство граждан, и многие просто отказываются в дальнейшем участвовать в этом процессе.
Экспертиза. До возбуждения уголовного дела мы проводим исследования, отвечаем, по сути дела, на те же самые вопросы. И, кроме этого, ещё расходуем порой бесценные образцы. Это касается прежде всего наркотиков, боеприпасов, взрывчатых веществ, поддельных денежных знаков. Осматривая труп, мы не можем без осмотра принять решение и говорить о признаках преступления. Порой труп уже захоронен. Поэтому есть конкретные предложения: разрешить до возбуждения уголовного дела, кроме осмотра места происшествия и освидетельствования, [проводить] допрос потерпевшего, свидетеля, назначение экспертизы и эксгумация трупов.
Следующая большая проблема – это проблема розыска преступников. К сожалению, современный закон не позволяет применить меру пресечения заключение под стражу к лицам, находящимся в федеральном розыске, без предъявления соответствующих документов. Приведу пример. Только в Тульской области таких преступников – 224. Буквально в октябре мы задержали преступника в Ингушетии, который совершил тяжкие телесные повреждения в отношении девушки в 2009 году, был обнаружен и задержан. И нам стоило больших усилий своевременно доставить туда документы. Суд принимает только подлинники, а не копии. Поэтому, есть предложение разрешить судам избирать меру пресечения таким лицам заочно.
Четвёртое предложение. Речь идёт об институте понятых. Международная практика уголовного судопроизводства не знает такого понятия, как понятые. Понятые остались только в государствах постсоветского пространства.
Приведу примеры. В этом году за девять месяцев в суд направлено 4 тысячи уголовных дел, по каждому произведён осмотр, задействовано 8 тысяч граждан. В среднем по каждому [делу] проведено ещё порядка 5–6 различных действий, итого 40 тысяч наших граждан мы отвлекаем от работы. Изъяли 140 тысяч контрафактных дисков, для чего понадобилось в выходной день проводить порядка 15 обысков одновременно, а потом осматривать 140 тысяч дисков. В этом было задействовано большое число наших граждан. Здесь есть ещё один аспект: в западных странах показания полицейского являются одним из основных доказательств, а мы на сегодняшний день вынуждены использовать понятых. Предложение – ограничить использование понятых, где это возможно, – заменить технической фиксацией.
Мы не должны забывать о сотрудниках, которые в силу реорганизации потеряли рабочие места, поэтому необходимо заниматься и трудоустройством тех, кто уволен по сокращению.
И последнее предложение, думаю, все здесь присутствующие коллеги со мной согласятся. Мы говорим о качестве доследственной проверки. 77 тысяч отказных материалов вынесены в Тульской области за девять месяцев. Я проанализировал все эти отказные [материалы], из них 8,5 тысячи отменены прокурором, и именно тех, которые рассмотрены в срок до трёх суток. В погоне за тремя сутками мы порой проводим проверку некачественно, а в условиях сокращения, когда нас меньше на 22 процента, это вызывает большие проблемы на местах. Моё предложение – срок доследственной проверки увеличить, как минимум от десяти суток.
Доклад закончен.
Д.Медведев: Спасибо.
Уважаемые товарищи, коллеги! Давайте так поступим: я не буду сразу же комментировать предложения, подведу в конце обсуждения уже некоторые итоги тому, что звучало. Поэтому давайте пойдём дальше.
Прошу Вас.
Ю.Стерликов: Товарищ Верховный Главнокомандующий!
Я как руководитель территориального органа Министерства внутренних дел заинтересован и жду передачи несвойственных и дублирующих функций в другие ведомства. Хотелось бы сегодня остановиться на трёх основных функциях, передача которых позволит эффективнее осуществлять деятельность органов внутренних дел, – это административное выдворение иностранных граждан, передача полномочий по конвоированию и упразднение медвытрезвителей.
Теперь более подробно. Первое – организация административного выдворения иностранных граждан. Понимая важность и значимость для нашей страны трудовой миграции, мы и дальше будем совместно с подразделениями Федеральной миграционной службы осуществлять контроль за соблюдением миграционного законодательства. Хотелось бы обратить внимание, что, несмотря на то что есть Ваше поручение, во многих регионах Российской Федерации до настоящего времени не созданы специальные учреждения по содержанию иностранных граждан, в отношении которых было принято судебное решение об административном выдворении. По этой же причине не вносятся изменения в соответствующее федеральное законодательство. Но [в соответствии с заказом] с 1 января мы не сможем выполнять эту функции.
Второе – передача полномочий по конвоированию в Федеральную службу исполнения наказаний. Я прекрасно понимаю, что невозможно осуществить передачу функций одномоментно. Насколько мне известно, при проработке данного вопроса Федеральная служба исполнения наказаний запросила штатную численность для выполнения всего лишь одной трети наших функций в два с половиной раза большую, чем вся конвойная служба Министерства внутренних дел. До настоящего времени данный вопрос не решён. Представляется эффективным приостановить срок передачи полномочий, а в течение следующего года продолжить выполнение данной функции по конвоированию лиц арестованных и задержанных в прежнем порядке.
И третье. На территории Самарской области прекращена деятельность медвытрезвителей. Правительством Самарской области рассмотрен вопрос о передаче функций медвытрезвителей в органы здравоохранения. Вместе с тем на сегодняшний день существует ряд проблемных моментов. Прежде всего, не определён механизм организации и функционирования специализированных подразделений. Не определён порядок помещения и содержания лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Также не определён алгоритм взаимодействия между работниками медицинских учреждений и сотрудниками полиции и не определены права и обязанности работников здравоохранения, сотрудников полиции, доставляющих граждан, находящихся в беспомощном состоянии.
Всё это негативным образом сказывается на состоянии оперативной обстановки. Так, на территории Самарской области только в текущем году произошло увеличение на 19 процентов количества преступлений, совершённых в состоянии алкогольного опьянения. Увеличилось и количество преступных посягательств на лиц, находящихся под воздействием спиртного. Предлагается скорейшее принятие нормативных и правовых актов на уровне Правительства и Министерства здравоохранения и социального развития, что в свою очередь позволит повысить эффективность профилактики алкоголизма и пьянства.
Д.Медведев: Спасибо.
Пожалуйста, кто хотел бы продолжить?
В.Васильев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Мне бы хотелось сказать о том, что Вы уже подчеркнули, что полиция, в отличие от милиции, начинает решать очень важные задачи. Пример, о котором Вы сказали, – 72 дела в одном регионе по ЖКХ, – это серьёзное заявление, и самое главное, что очень серьёзный подход к этой проблеме. Проблеме, которую на себе испытывает сегодня, по сути, большинство жителей городов Тверской области. Люди хотят понимать, куда идут их средства, хотят видеть, что услуга становится более доступной и более комфортной.
Те группы, которые сформировались, те схемы, которые часто, Вы об этом тоже говорили, выводят из оборота финансовые средства в личных интересах, надо выявлять и виновных лиц наказывать. То, что дела возбуждены, это очень хорошо. Причём они возбуждены независимо от должностей тех, кто совершал преступления (об этом хорошо знают в регионе), и от партийной принадлежности, спрос со всех одинаковый, это очень хороший пример. Но, кроме возбуждения уголовных дел, очень важно, чтобы в перспективе эти дела были завершены и чтобы общество увидело понятные и справедливые решения по этим делам. Это первое.
Второе. Очень важно, чтобы выявление этих дел способствовало очищению отрасли от негативных экономических процессов. Здесь сегодня полиция может решить много проблем вместе с органами исполнительной власти. Кстати говоря, эта активность объясняется и Вашими поручениями, и сменой руководства области, которое теперь активно поддерживает этот процесс.
Если мы ещё привлечём к участию в этом бизнес, который хочет работать в правовом поле, общественные организации, граждан – потребителей этих услуг, то мы получим то, о чём Вы говорили, в контексте «большого правительства», те самые обратные связи. И что самое главное, как мне кажется, мы сможем изменить ситуацию, когда значительная часть граждан в обществе заняли созерцательную позицию и часто дают негативные оценки тому, что делается властью. Вовлечение их в этот процесс позволит нам найти дополнительные силы.
Размещение информации на интернет-ресурсе, о котором Вы тоже дали поручение, позволит изменить в широком смысле общественное мнение, тот стереотип, что власть не решает вопросы конкретного человека. Мне кажется, сегодня это очень важно. И то, что сейчас делается, даст хороший результат. Такой опыт в Тверской области есть. Есть определённые результаты, когда власть, тогда ещё милиция, общественные организации, бизнес сумели решить проблему с техосмотрами, уменьшив коррупцию и улучшив сервисное обслуживание. Это было сделано, об этом знают в Тверской области.
В настоящее время стало практикой привлечение к проверкам, которые проводятся в сфере малого и среднего бизнеса, представителей «Опоры России». Они участвуют во всех проверках, которые проводит полиция. Вы знаете, это сняло не только разговоры о коррумпированности и некомпетентности сотрудников МВД, это ещё и добавило элемент сотрудничества – вместе стали проводить более качественные проверки, а самое главное, выстроились совместные интересы в противодействие теневому бизнесу, который конкурирует с теми, кто платит налоги, и с которым борется полиция.
С этой точки зрения, Дмитрий Анатольевич, мы сейчас имеем ресурс по реализации этой большой политической линии – проведение программно-целевых работ полиции, «не размазывать», как говорят, по бутерброду всё, а целевым порядком добиваться изменений в конкретных отраслях, например, такой важной, как ЖКХ. Другие отраслеи тоже можно посмотреть и по регионами, и в целом. И это приведёт к эффекту, сопоставимому с дополнительным финансированием ровно на ту сумму, которую изымают теневые дельцы из выделяемых сегодня бюджетом средств.
Спасибо за внимание.
Д.Медведев: Спасибо, Владимир Абдуалиевич.
А.Конев: Разрешите?
Д.Медведев: Пожалуйста.
Н.Конев: Уважаемый товарищ Верховный Главнокомандующий! Товарищ Министр внутренних дел!
Сегодня подготовке кадров уделяется огромное внимание, и ведомственное образование находится на острие этой проблемы. Министерством внутренних дел проделана огромная работа по реорганизации ведомственного образования, количество филиалов вузов претерпело свои изменения. Хочу заметить, что прошло не просто механическое сокращение, а прошло укрупнение образовательной системы, объединение материальных ресурсов, профессорско-преподавательского состава. Сегодня огромное внимание уделяется профилизации учебных заведений.
Например, за Нижегородской академией закреплён профиль – экономическая безопасность и противодействие коррупции. Сегодня в наших учебных заведениях, на мой взгляд, оптимально сочетается и процесс обучения, и получение отклика от территориальных органов. Введена автоматизированная информационная система «качество обучения – отзыв», и сегодня мы имеем возможность в течение трёх лет получать отзыв по каждому нашему выпускнику, я хотел здесь подчеркнуть, по каждому выпускнику, и тем самым иметь обратную связь на процесс обучения.
Сегодня в наших учебных заведениях с 1 сентября началось преподавание семи новых государственных образовательных стандартов, и по каждому разработаны профили обучения по каждому направлению деятельности полиции, и, что очень важно, в каждом из профилей – конкретные требования к полицейскому, выдвинутые территориальными органами.
Но есть и ряд проблем. Сегодня мы говорим о профессиональной полиции, а ядром профессиональной полиции, безусловно, является сотрудник, полицейский. Мы должны подготовить его к самостоятельному несению службы. Но, к сожалению, профессия полиции нормативно не закреплена. У меня есть предложение – закрепить профессию полицейского в перечне профессий, определённых постановлением Правительства. Это даст нам возможность сформировать государственный образовательный стандарт этой профессии, прийти к единым требованиям полицейской профессии и выстроить чёткую систему непрерывного образования: от начального до послевузовского.
Отдельно хотел бы ещё остановиться на одной проблеме – довузовском образовании, на наших суворовских учебных заведениях. Благодаря Вашей инициативе сегодня принят закон о социальной защите сотрудников органов внутренних дел. Туда уже вошло то, что дети погибших сотрудников имеют право внеконкурсного зачисления в суворовские училища. Также в статье 16 Закона об образовании выпускники суворовских училищ имеют право поступать вне конкурса в вузы Вооружённых Сил, которые непосредственно обучают по военным профессиональным программам, а наши, к сожалению, вузы выпали из этой стройной системы. Я хотел бы обратиться с просьбой, чтобы в статью 16 Закона об образовании и, соответственно, в новый Закон об образовании, в статью 73, который сегодня готовится, наши вузы были также включены, и выпускники суворовских училищ имели возможность поступать в вузы системы Министерства внутренних дел. Это, на мой взгляд, позволит выстроить чёткую систему подготовки.
Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо.
Давайте продолжим.
А.Полетаев: Товарищ Верховный Главнокомандующий!
В своём выступлении Вы затронули ряд важных кадровых вопросов, разрешите мне доложить, как они решаются у нас, в Липецкой области.
Первое – организация и работа с федеральным кадровым резервом. В прошлом году у нас зачислены в федеральный кадровый резерв пять руководителей, все они прошли обучение на специальном факультете Академии управления МВД России и уже в этом году были назначены на вышестоящие должности в другие субъекты Российской Федерации. Так же и к нам, в Управление внутренних дел, из Федерального кадрового резерва назначены: начальник Управления МВД по Липецкой области, его заместители, начальник полиции, начальник Следственного управления. По такому же принципу мы строим и региональный кадровый резерв, сотрудники проходят обучение в ведомственных учебных заведениях, и уже в этом году от общего количества сотрудников, назначенных на руководящие должности всех уровней, более 70 процентов из регионального кадрового резерва.
Большое внимание также уделяется и механизму ротации. В этом году 10 руководителей территориальных органов были назначены на вышестоящие должности с переходом в другую местность. Однако успешное решение этого вопроса связано с формированием служебного жилищного фонда, здесь у нас есть проблемы. Так, цена одного квадратного метра жилья в городе Липецке составляет 42 тысячи рублей, а постановлением Правительства предусмотрено не более 30 тысяч. Товарищ Верховный Главнокомандующий, без Вашей помощи и поддержки мы не сможем решить этот вопрос.
Несколько слов хочу сказать о моральном климате в служебных коллективах. В прошлом году проводилось исследование, и в 58 наших коллективах морально-психологический климат был благоприятный. В этом году проведённые исследования показали, что уже в 76 коллективах моральный климат благоприятный. Также просматривается тенденция улучшения морально-психологического климата в остальных коллективах. Это свидетельствует о том, что достигнут положительный результат в проведении реформы МВД.
И последнее. В связи с оргштатными мероприятиями у нас в Липецкой области сокращено в этом году более 700 сотрудников. Министерством внутренних дел разработана комплексная программа по трудоустройству и социальной адаптации сотрудников, уволенных по сокращению штата. Также разработаны методические рекомендации, которые мы изучили, с учётом нашего региона сделали поправку, и создали межведомственную комиссию по трудоустройству, в которую вошли руководители области и крупных предприятий. Также у нас созданы комиссии по трудоустройству в управлении и в территориальных органах внутренних дел. На сегодняшний день всем сотрудникам, сокращённым из органов внутренних дел, изъявившим желание трудоустроиться, подобраны новые места работы. И эту работу мы продолжаем. В данный момент 150 сотрудников находятся в распоряжении, и если у них появится желание, мы их всех трудоустроим. Доклад закончен.
Д.Медведев: Спасибо. У меня такой вопрос, товарищ полковник, в отношении того, куда наши коллеги трудоустраиваются. Я говорю о нормальных людях, вполне подготовленных, но в силу разных причин вынужденных поменять место работы. Всё‑таки куда в основном происходит трудоустройство?
А.Полетаев: Трудоустройство, товарищ Верховный Главнокомандующий, у нас в первую очередь происходит в частные охранные предприятия, в службы безопасности. Руководителей районного звена, их заместителей берут в органы местного самоуправления, работают и в администрации на местах.
Д.Медведев: Это, наверное, очевидно, что они в охранные предприятия поступают, что называется, по профессии. Надо просто смотреть за тем, чтобы сами по себе эти частные охранные структуры действовали в соответствии с законом, но в то же время, чтобы там опыт хороших сотрудников МВД, которые вынуждены поменять работу, использовался. А то, что они трудоустраиваются в муниципалитеты, это вообще‑то неплохо, потому что, к сожалению, уровень управленческой культуры в муниципалитетах, особенно в сельской местности, у нас очень низкий, а сотрудники МВД зачастую имеют хороший опыт общения в разных местах.
Надо обобщить эту практику по стране и представить мне данные, потому что речь идёт о судьбе большого количества людей. Рашид Гумарович, у вас есть цифры, сколько это? Назовите, пожалуйста.
Р.Нургалиев: Дмитрий Анатольевич, у нас по трудоустройству обратились 38 520 офицеров. На сегодняшний день трудоустроены 29 758 офицеров, в процессе трудоустройства сегодня находятся 8752 офицера. Мы понимали, что в процессе реформы будет приблизительно такое число. У нас была создана специальная комиссия, проработана специальная программа, комиссию возглавляет заместитель Министра Сергей Александрович Герасимов. Мы сразу же направили соответствующие письма главам субъектов Российской Федерации о том, чтобы они создали межведомственные комиссии по социальной адаптации сотрудников, увольняемых в результате оргштатных мероприятий, дали указание на места, чтобы непосредственно там были заключены соглашения с Министерством по труду и занятости, и была проведена работа с профсоюзами. Кроме того, я хотел бы сказать, что [трудоустройство идёт] не только по тем профессиям, о чём говорил сейчас выступающий, – у нас есть офицеры, которые сейчас проходят переобучение, есть такие офицеры, которые открывают и своё личное дело, то есть разные категории. Но больше всего, конечно, это охрана общественного порядка, имеются в виду частные охранные предприятия, и, конечно, муниципалитеты. Это находится у нас на особом контроле: начальников территориальных органов внутренних дел прежде всего, и в нашей Центральной комиссии еженедельно мы собираем все данные о том, как идёт процесс трудоустройства.
Д.Медведев: Хорошо, держите всё это на контроле, потому что, ещё раз подчёркиваю, речь идёт о судьбе наших товарищей, наших коллег, и они должны понимать, что они не брошены на произвол судьбы, ими занимаются.
Р.НУРГАЛИЕВ: Такая задача была поставлена Вами в начале реформы, и мы неуклонно это соблюдаем и понимаем, что это наши товарищи, это те, которые не дискредитировали себя за время службы в органах милиции.
Д.Медведев: Понятно.
Кто хотел бы продолжить? Прошу Вас.
Р.Тимерзянов: Товарищ Верховный Главнокомандующий! Товарищ Министр внутренних дел!
Как было отмечено, органы внутренних дел претерпели глобальные изменения как в своей служебной деятельности, так и в структурном построении. Мы фактически в стране одними из первых выполнили требования Федерального закона об оптимизации органов местного самоуправления. При этом обозначились некоторые проблемные моменты, в частности, в вопросах организации взаимодействия между прокуратурами, судами, Следственным комитетом и органами внутренних дел. Одной из основных причин в данном случае является то, что нет единообразного подхода к формированию именно территориальных органов. В качестве примера: город Барнаул обслуживает одно управление внутренних дел, а прокурорский надзор осуществляется одним городским и пятью районными прокуратурами, и нередко бывают различные требования и подходы к решению одних и тех же вопросов.
Или другой момент, тоже в качестве примера. Допустим, подразделение Следственного комитета находится в одном из райцентров, а головной орган внутренних дел находится совсем в другом. Приходиться с различных точек выезжать на происшествие, но и это не самое главное. При этом увеличивается затратность как материальных, так и денежных ресурсов, затратность личного состава: конвойных служб, других специализированных подразделений, экспертов. Но самое неправильное в этом то, что граждане вынуждены в дальнейшем при выполнении различных процессуальных действий, решении вопросов по раскрытию преступлений ездить сначала в один край, потом в другой край. Это, естественно, вызывает в наш адрес серьёзные нарекания.
В свете этого хотелось бы, уважаемый Дмитрий Анатольевич, просить Вас дать поручение всем заинтересованным правоохранительным структурам выработать единый механизм, единый подход по размещению структурных территориальных подразделений.
Ещё на одном моменте хотел бы остановиться. Сегодняшняя работа показала, что из‑за того, что мы сократили руководящее звено практически повсеместно, резко увеличилась нагрузка на руководителей органов внутренних дел и начальника полиции. В то же время два заместителя начальника полиции – по оперативной работе и по охране общественного порядка, которые в своей повседневной деятельности несут основную нагрузку, – не имеют полномочий на принятие процессуальных решений, на рассмотрение административных материалов, оперативно-разыскных, и так далее. Поддерживая коллегу из Тулы, хотели бы просить рассмотреть вопросы о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс и наделении данных руководителей соответствующими полномочиями. Спасибо за внимание.
Д.Медведев: Спасибо. Кто следующий?
М.Ильин: Товарищ Верховный Главнокомандующий! Товарищ Министр! Уважаемые коллеги!
В ходе выступлений я записалдля себя несколько тезисов, о которых хотел бы сейчас сказать.
Основой деятельности подразделений, которые я представляю, в настоящее время является профилактика проявлений экстремизма и выявление их на ранних стадиях. С этой целью мы преимущественно не даём складываться экстремистским организациям, сообществам, и стараемся как можно быстрее совместно со Следственным комитетом раскрыть те преступления, где наши граждане могут усмотреть, например, межнациональный мотив.
Основная категория, социальная группа, которая нас беспокоит, – это молодёжь и студенты. Молодёжь, которая приезжает в наш регион в поисках учёбы, работы, – это в основном возрастная категория 25–30 лет. К сожалению, хочу отметить на своей практике, что работа в вузах, в колледжах, в различных учебных заведениях с молодёжью либо не ведётся вовсе, либо ведётся из рук вон плохо, по остаточному принципу.
Мы организовали в последнее время чисто практическое, прямое взаимодействие с учебными заведениями, подключили вузовскую науку и, используя этот потенциал, стараемся втянуть максимальное количество достаточно подготовленных молодых людей профессорско-преподавательского состава в очень важную для нас деятельность, как исследовательская работа и экспертная деятельность. Положительный опыт этой работы у нас есть с Санкт-Петербургским государственным университетом. К сожалению, это пока единичный пример в Российской Федерации. Хотелось бы этот опыт распространить на все регионы и федеральные округа.
Хочется отметить активизацию деятельности работы различных федеральных структур и ведомств в регионах. Эта активизация произошла после создания межведомственной комиссии по противодействию экстремизму и после проведения ряда выездных совещаний, в которых принимали участие губернаторы и представители федеральных структур и ведомств. Но, несмотря на это, я на личном опыте работы и из общения со своими коллегами из других регионов могу сказать, что работа региональных комиссий по правопорядку и межэтническим отношениям до сих пор достаточно заформализована.
К сожалению, мы сталкиваемся с такими вопросами, когда местные власти, особенно муниципальные, на уровне районных администраций, не очень желают общаться с населением, не умеют объяснить целесообразность принимаемых (тех или иных) решений. Соответственно, это, к сожалению, часто вызывает негативную реакцию населения, а иногда просто приводит к стихийному возмущению людей, что в принципе вполне естественно. Полностью дезавуируется наша оперативно-профилактическая деятельность и в принципе подрывается авторитет власти на местах, что, на наш взгляд, недопустимо.
Мы об этом говорим, стараемся сделать так, чтобы на региональных комиссиях по правопорядку рассматривались не общие вопросы, а абсолютно конкретные проблемы. Думаю, что надо во всех регионах рассматривать не общие вопросы противодействия или профилактики правонарушений, а рассматривать абсолютно конкретные вопросы, которые интересуют людей, принимать по ним определённый прогноз и сразу же незамедлительно принимать решение. Именно это поможет удерживать ситуацию стабильной постоянно.
Параллельно с этим мы в Санкт-Петербурге при поддержке Главного управления по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел начали программу совместно с Академией госслужбы при Президенте (северо-западным филиалом), по переподготовке кадров. В последнее время, особенно после реформы Министерства внутренних дел, наше подразделение активно подключилось к работе в сфере информационных технологий, в том числе в интернете. Мы прекрасно понимаем то, что именно через эту среду, к сожалению, у нас очень активно распространяются и экстремистские взгляды, и, в общем‑то, она является организующим началом для некоторых провокационных выходок, которые в последнее время осуществляются на различных территориях.
Кроме этого, в рамках реформы МВД нашим подразделениям в последнее время придан новый статус. По этому статусу мы занимаемся противодействием финансированию экстремистской деятельности. И очень надеемся, что внесённый недавно в Госдуму соответствующий законопроект будет принят, что нам очень поможет в работе.
Фактически я могу сказать, что на сегодняшний день у нас сложилась структура и выстроена система взаимодействия между правоохранительными органами и исполнительными органами власти. В принципе у нас хватает и технических, и правовых, и организационных оснований, для того чтобы говорить, что проблема экстремизма будет под контролем, и с этим злом мы можем бороться достаточно эффективно. Единственное, на мой взгляд, здесь ещё остаётся один вопрос за обществом, которое должно выработать, во‑первых, стойкий иммунитет к этим проявлениям, во‑вторых, механизм оценки этих проявлений и побороть в себе правовой нигилизм, который, к сожалению, пока есть.
Спасибо за внимание.
Д.Медведев: Спасибо.
Пожалуйста, прошу Вас.
А.Грачёв: Товарищ Верховный Главнокомандующий! Товарищ Министр!
В 2007 году в нашем городе [Ростове-на-Дону] состоялся Государственный совет, который определил необходимость развития системы многоуровневой профилактики. Наш регион стал пилотным. С 2007 по 2010 год из бюджета субъекта и из муниципального бюджета потрачено около 350 миллионов рублей, введён в действие аппаратно-программный комплекс «Безопасный город». Проделанная работа позволила на 35,9 процента снизить общую преступность, на 39,5 [процента] – тяжкие и особо тяжкие преступления. Средствами аппаратно-программного комплекса раскрыто 400 преступлений, выявлено больше 25 тысяч административных правонарушений. Существующая система фиксирования нарушений ПДД позволила снизить смертность на дорогах до 15 процентов от числа пострадавших.
Вместе с тем остаются нерешённые проблемы.
Первое. Не определён собственник аппаратно-программного комплекса, то есть фактически в регионах по‑разному решают, кто будет отвечать за развитие и, собственно, поддержку системы. Я предлагаю определить на уровне субъекта или муниципалитета учреждение, которое будет нести указанное полномочие и будет отвечать за развитие системы.
Второе. В процессе работы мы столкнулись с тем, что собственники крупных развлекательных, торговых и транспортных компаний не хотят нести ответственность за безопасность своих предприятий и, соответственно, вкладывать в безопасность ресурсы. В результате они не несут ответственность в том числе и за граждан, которых они обслуживают. Я предлагаю рассмотреть правовые аспекты урегулирования этого вопроса.
Третье. Вы знаете, что у нас традиционно развито казачество, в области работают законы об участии граждан в охране общественного порядка, о муниципальных казачьих дружинах. Сформировано более 400 общественных организаций правоохранительной направленности, в них более 6 тысяч человек. Только за 9 месяцев текущего года с их участием мы раскрыли более 900 преступлений, пресекли 12 тысяч административных правонарушений. С сотрудниками частных охранных структур мы задержали около 200 правонарушителей.
Вместе с тем вопрос также не урегулирован в законодательном плане. Мы с 2008 года ждём федеральный закон, который урегулирует правовой статус, правовые последствия и гарантии гражданам, которые участвуют в охране общественного порядка.
Мы увидели реальный результат от введения в работу инновационных технологий. Нас поддержал губернатор и Законодательное Собрание области, мы приняли новую программу профилактики на 2011–2013 годы. Несмотря на переход на федеральное финансирование в 2012 году, благодаря позиции губернатора мы сохранили все программы. Но не во всех регионах так благополучно обстоят дела.
Товарищ Верховный Главнокомандующий!
Поручение Президента Российской Федерации о поддержании и развитии многоуровневой системы профилактики может оказаться под угрозой. Я предлагаю принять регламентирующий документ, который обяжет и разрешит муниципалитетам, субъектам выполнить возложенные на них обязанности по обеспечению правопорядка на территории.
Доклад закончил.
Д.Медведев: Спасибо.
Институт понятых появился в тот период, когда не было другого способа фиксации доказательств. Это рудимент прошлого. С учётом мирового опыта, опыта европейских стран можно было бы скорректировать использование такого рода доказательств.
Скажу несколько слов. Я специально не стал никого прерывать, общение в прямом эфире – это всегда некоторое напряжение для тех, кто в этом участвует.
Начнём с совершенствования законодательства, то, что было в начале доложено по изменению законов начальником Управления МВД по Тульской области. По протокольной форме, подготовке материалов или упрощённой системе, вы знаете, дискуссии на эту тему ведутся, на моей памяти, во всяком случае, последние лет 30, как минимум 25. В ряде случаев государство вводило протокольную форму подготовки материалов, потом отменяло в зависимости от колебания линии партии и правительства по одному и тому же вопросу. Я согласен с тем, что было бы желательно, чтобы всё‑таки возможности использования её были расширены. Я довольно давно уже давал поручение подготовить материалы. К сожалению, я так ничего и не видел на эту тему, не знаю, сделало ли что‑то МВД, но, видимо, с учётом того, что коллеги докладывают, у вас предложения есть. Я дам указание Правительству и Администрации Президента обобщить всё, что сделано по этой теме, и в месячный срок мне представить, потому что первый раз об этом я давал поручение уже практически более года назад, когда мы проводили одно из совещаний, посвящённых борьбе с экстремизмом. Это же касается целого ряда процессуальных вопросов, связанных с допросами, включая дублирование отдельных процессуальных и квазипроцессуальных действий, когда идут повторы, разбалтывающие, насколько я понимаю, судя по тому, что говорится, доказательную базу и создающие определённые проблемы. В то же время мы понимаем, что в ряде случаев необходима специальная процессуальная фиксация тех или иных действий. Но, в общем, в любом случае плодить дополнительное количество бумажек – это неправильно. Я полагаю возможным проанализировать эти предложения.
В отношении экспертизы до возбуждения уголовного дела и в некоторых других случаях. Тоже нужно подумать, что с этим делать, равно как и с проблемой, связанной с розыском преступника, когда это осуществляется по целому ряду обстоятельств.
Разрешение судам избирать меру пресечения заочно, это тоже прозвучало, по отдельным категориям. Есть в этом и некоторые минусы, но есть, конечно, определённые положительные стороны. Давайте я дам поручение проанализировать и этот вопрос.
В отношении судьбы понятых. Очевидно, что институт понятых появился в тот период, когда у нас не было другого способа фиксации доказательств. Это рудимент прошлого. Я думаю, что с учётом мирового опыта, опыта европейских стран нам действительно можно было бы скорректировать использование такого рода доказательств и свидетелей этих доказательств. Поэтому можно просто подумать, по каким категориям использование понятых вообще не требуется, где, может быть, в силу особого характера тех или иных процессуальных действий это можно было бы сохранить. Но в любом случае нужно тогда будет придать специальное процессуальное значение современным средствам фиксации доказательств. И вот это нужно будет сделать. Я обращаюсь, конечно, и к нашим коллегам из Государственной Думы, для того чтобы они включились в работу. Владимир Абдуалиевич [Васильев], Вы у нас хорошо в этом разбираетесь и знаете эти проблемы не понаслышке.
Сроки доследственной проверки, качество доследственной проверки и доказательственные материалы по отказам тоже должны быть проанализированы. Иными словами, по всем этим процессуальным вопросам, направленным на совершенствование уголовно-процессуального закона, пора завершать работу. Рассчитываю, что и Министерство, и Правительство в кооперации с Государственной Думой, под руководством Администрации Президента, потому что это важные законы, видимо, президентский закон, подготовят согласованные предложения в месячный срок.
Ещё одна проблема, которая здесь затрагивалась, – это учреждения по содержанию граждан, в отношении которых принято решение о выдворении. Я знаю об этой теме. Она, к сожалению, отражает некоторые наши сложности, просто скромные возможности по этому поводу, потому что по‑хорошему этих учреждений должно быть построено большое количество. Этого нет. Будем эту работу ускорять. Но если смотреть на ситуацию объективно, видимо, за месяц, за два, за три и за полгода общее количество таких учреждений радикально не вырастет.
Но я хотел бы обратиться в данном случае уже не к руководству МВД, а к руководству регионов: считаю, что в этом вопросе нужно помочь и федеральным структурам, и Министерству, и подумать о приспособлении к этому тех мест, которые годятся для решения этой задачи.
Вопрос конвоирования, который должен передаваться Федеральной службе исполнения наказаний. Мы некоторое время назад эту тему рассматривали. Хочу вам сказать, что, конечно, это мы будем делать только в той ситуации, а будем делать обязательно, когда соответствующие структуры будут готовы. Просто так посадить эту проблему между ведомствами я не могу, и вы понимаете, что это недопустимо.
По судьбе медицинских вытрезвителей я уже сказал в своём вступительном слове и по нормативной базе, связанной с вытрезвителями, и дальнейшим обслуживанием соответствующей категории граждан. Я жду от МВД, в данном случае уже от Вас, Рашид Гумарович, вместе с Министром здравоохранения окончательных предложений и создания подзаконной нормативной базы: кому помогать, в чём помогать, за какие деньги, какие это последствия влечёт. Потому что, чего там скрывать, старая система медицинских вытрезвителей, по сути, деградировала и развалилась, новая – неизвестно, будет ли создана, потому что, по мнению целого ряда ведомств, она в том виде, в котором была, не нужна. Но, с другой стороны, кто‑то этой проблемой заниматься должен. Опять же невозможно её решить, просто выбросив на поверхность, не приняв по ней каких‑либо нормативных решений. Доложите мне. У нас до вступления закона в силу осталось меньше чем два с половиной месяца. Я даю Вам две недели, для того чтобы доложить мне.
Очень важную, хотя и, может быть, более идеологическую тему поднял Владимир Абдуалиевич Васильев как председатель нынешнего Комитета по безопасности Государственной Думы.
Я действительно некоторое время назад сказал, что мы обязаны создать новые средства коммуникации с гражданским обществом, средства, которые будут работать, выдвинул идею так называемого «большого правительства», в которое могли бы включаться те силы, которые готовы работать с государством. Речь идёт о силах, которые готовы к конструктивной работе. Конечно, желательно, чтобы объём этих сил расширялся за счёт привлечения разных людей.
Хотел бы, говоря об обратной связи, сказать о той проблеме, которая, конечно, стала очень существенной для работы сотрудников МВД и которая наряду с реформированием выдвинулась на передний план, – это проблема доверия и всякого рода разговоров о деградации системы.
В последние годы стало, по сути, хорошим тоном ругать Министерство, просто правилом хорошего тона. И этим занимаются все: начиная от начальства, что, наверное, в целом нормально, и заканчивая обычными гражданами, что тоже, наверное, в целом нормально. А на тех, кто говорит что‑то хорошее о сотрудниках, о той очень сложной работе, которой они занимаются, смотрят зачастую как на лжеца или на сумасшедшего. Это, возможно, и оправданно в ряде случаев, но в качестве общей линии абсолютно неприемлемо, так как – и вы знаете это не понаслышке, вы руководите крупными коллективами – абсолютное большинство сотрудников МВД – это нормальные, приличные люди со своими достоинствами и недостатками, которые есть у всех людей. Они ещё и профессионалы, занимающиеся своей работой не первый год и, скажем откровенно, зачастую за небольшие деньги. В следующем году мы примем решение: деньги будут побольше. Для Москвы они невеликие, а для провинции деньги будут вполне приличные, особенно у тех, кто уже некоторое время отслужил.
Впереди очень ответственный период – выборы в Государственную Думу, выборы Президента. Хотел бы вас настроить на методичную, скрупулёзную, иногда неприятную, но очень нужную работу по поддержанию правопорядка в условиях активного политического сезона.
Общество, конечно, должно, предъявляя самые высокие требования к МВД, к полиции, так во всём мире, в то же время понимать, что сотрудники МВД – профессиональные полицейские, берегут покой людей, защищают обычных людей в самых разных ситуациях: и в обычных ситуациях на обычных улицах от преступности, и в «горячих точках» гибнут, к сожалению, в большом количестве в нашей стране в силу и разгула преступности, и проблем с терроризмом, которые существуют у нас на Северном Кавказе и в других регионах. Ежегодно, во всяком случае, в прошлом году, количество наших погибших товарищей измеряется сотнями человек – более 400 человек погибли в 2010 году, и в этом году это происходило. Поэтому я, конечно, очень хотел бы, чтобы в этом двустороннем диалоге все были ответственны: и сотрудники МВД, которые должны правильным образом себя позиционировать, оправдывать надежды людей, и, честно говоря, обычные люди, и руководители государства, руководители регионов. Процесс развития МВД – это дорога с двусторонним движением. Я нисколько не жалею, что мы начали этот процесс, потому что это было необходимо сделать и в очистительном плане, и ради будущего, и для того, чтобы сделать систему МВД более эффективной. В то же время надо сделать так, чтобы уважение к сотрудникам полиции, тем, кто служит в МВД, было на необходимом уровне, на том уровне, на котором оно сохраняется в большинстве современных государств. Ещё раз подчёркиваю: это задача не только МВД, это задача всего общества.
Возвращаюсь к более конкретным вопросам. Я не против того, чтобы посмотреть на наши тарифно-квалификационные справочники или справочники должностей, которые существуют (не помню, как точно они сейчас называются) в смысле введения профессии полицейского в эти справочники. Ничего в этом плохого нет, я думаю, что это возможно.
Ещё один конкретный вопрос, связанный с кадрами, по суворовским училищам. Действительно, зачисление вне конкурса в высшие учебные заведения Министерства обороны, но не в высшие учебные заведения Министерства внутренних дел, – я думаю, что это связано с той бережливостью, которую проявляют наши коллеги из Министерства обороны, полагая, что значительная часть людей и наших выпускников может поступать в вузы МВД. Строго говоря, ничего плохого в этом нет. Мне кажется, что можно было бы проанализировать эту тему на предмет распространения тех же самых льгот и гарантий на вузы системы МВД, имея в виду упомянутую статью законопроекта об образовании. Соответствующее поручение, также дам.
Проблема ротации кадров и трудоустройства мной уже затрагивалась, и министр только что информировал. Коллеги, я хотел бы, обращаясь к вам, и к тем, кто нас слышит, сидит там, внимательно прильнув к ТВ, сказать простую вещь. Вы знаете: я за последние три года поменял половину губернаторского корпуса. Где‑то за какие‑то нарушения или проблемы, а где‑то потому, что нужна ротация. Это в полной мере распространяется и на руководителей Министерства, главных управлений и управлений внутренних дел. Нельзя всё время сидеть на одной должности. Вы сами понимаете, как замыливается глаз. Поэтому я хочу, чтобы вы это не воспринимали болезненно. Все, кто хочет служить, службу продолжат, но нужно перемещаться – и по горизонтали, а если получается, то лучше, конечно, по вертикали, но не вниз, а вверх.
Служебный жилищный фонд – тема, как и всякая экономическая, тяжёлая, но важная. Я понимаю, что существует дисбаланс между той цифрой, которая существует в постановлении Правительства, – 30 тысяч, насколько я понимаю, сейчас за один квадратный метр, и 42 тысячи приблизительно, коллега выступал из Липецка. Будем эту тему как‑то закрывать. Но я хотел бы и к вам обратиться ко всем – и к министру, и к руководству ГУВД, УВД: надо договариваться с губернаторами, с регионами о том, чтобы – если вы эту программу ведёте – применялись соответствующие скидки. Мы понимаем, что можно построить разные дома, а строить, конечно, нужно нормальные дома, качественные, в хрущёвках все уже, так сказать, «наотдыхались». Можно строить в разных местах, вовсе необязательно, чтобы это было в центре города, и можно строить с разными скидками. Поэтому эта обязанность или ответственность – помочь органам внутренних дел в территориях – возлагается и на губернаторов, я к ним обращаюсь, и, кстати, на полномочных представителей Президента, потому что эту тему надо увязывать.
Формирование органов внутренних дел, места дислокации органов внутренних дел, размещение территориальных подразделений – очень острая тема, особенно с учётом того, что мы переходим на федеральное финансирование, и здесь есть свои сложности, связанные с возможностью финансировать подобного рода стройки за счёт бюджета краёв и областей. Но в то же время я согласен, что эти решения должны быть взаимоувязаны. И это также ответственность не только органов внутренних дел, но и губернаторов, руководителей регионов. При оптимизации соответствующих мест дислокации нужно, конечно, исходить из того, чтобы просто помочь структурам разместиться в более или менее разумной удалённости друг от друга.
Конечно, это не везде возможно, мы с вами понимаем. Страна у нас огромная. Мы всё равно никогда не будем трудиться так, как это происходит в Люксембурге или в Монако. У нас области – тысячи километров из одной стороны в другую. Но стараться помогать друг другу в этом плане необходимо. Губернаторов тоже хотел бы призвать к внимательному отношению к размещению органов внутренних дел. Они не должны быть просителями с протянутой рукой. Нужно им помогать, тем более что вы сами понимаете, насколько это важно.
Вопрос о процессуальных полномочиях заместителей. Вот это для меня несколько неожиданно, потому что у меня такое ощущение, что я недавно, уже относительно недавно, давал поручение принять решение о том, чтобы не только руководитель, но и заместители имели соответствующие процессуальные полномочия. Надо разобраться, я просто сейчас уже на 100 процентов не помню. Сейчас у нас кто имеет полномочия, только начальник?
Р.Нургалиев: Начальник полиции.
Реплика: Заместители.
Д.Медведев: И заместители?
Реплика: И заместители. Начальник органа и заместители.
Д.Медведев: Напомните мне, мы же эти рамки раздвигали, я помню точно, давал поручение. Сейчас сделано что‑то на эту тему или нет?
А.Смирный: В УПК внесены изменения. У нас начальник полиции…
Д.Медведев: Да-да, я понимаю, но я говорил и о заместителях, это было месяца два или три назад.
А.Смирный: Речь идёт о заместителях начальника полиции. Есть начальник органа внутренних дел, есть у него заместители.
Д.Медведев: Всё, понял. Речь идёт не только о начальнике органа внутренних дел и его заместителях, но и о начальнике полиции.
А.Смирный: Так точно.
Д.Медведев: Давайте так: я не против, сразу скажу вам, чтобы это сделать, но мы не должны бесконечно множить количество процессуальных субъектов. Мы понимаем, что, в общем, иногда это необходимо, но давайте разберёмся. Даю поручение Администрации Президента вместе с Министерством внутренних дел взвесить и найти всё‑таки оптимальное количество процессуальных фигур, потому что это должно быть разумное какое‑то количество.
Я, конечно, не хочу, чтобы вы захлебнулись в этом потоке. Я понимаю, что это значит, я сам документы подписываю каждый день до двух часов ночи. Тебе приносят вот такую штуку: если ты это не подписал – прочитать невозможно зачастую, – ты просто не выпустишь документ. Это на качестве работы сказывается, естественно. Две недели на это.
Экстремизм как один из вопросов очень сложных, острых – это такая проблема, которая для нас, для нашей страны не была характерна, может быть, ещё лет 20–25 назад, но которая, к сожалению, в последние годы приобрела очень серьёзный размах. Мы, конечно, в этом не одиноки, и другие страны с этим очень тяжёлым явлением сталкиваются. В общем, я поддерживаю те предложения, которые были сделаны, для того чтобы их хотя бы обсудить и в том числе чтобы те региональные комиссии, которые занимаются этими темами (а вы не можете с экстремизмом бороться в одиночку, это задача губернаторов, это задача опять же полномочных представителей Президента, других правоохранительных структур, несомненно), так вот чтобы эти региональные комиссии, которые созданы при губернаторе, занимались конкретными вещами. Я с этим абсолютно согласен. Я на самом деле их и создавал для того, чтобы вы рассказывали о проблемах каких‑то, ставили какие‑то вопросы перед губернатором, а губернатор в свою очередь мог поставить эти вопросы перед вами, чтобы не было разрыва информационного потока, в котором находятся, например, ГУВД с одной стороны и губернатор с другой стороны. Рассматривайте конкретные вопросы и требуйте их подготовки. Это нормально абсолютно, это рабочий орган, а не место, где рассматривают концепции борьбы с преступностью в одном отдельно взятом регионе. Концепции эти на фиг никому не нужны.
Есть вопрос, по которому тоже давно пора принять решение, – это правовое положение граждан, которые помогают в охране общественного порядка. Всем, кто постарше, памятны ещё все эти наши дружины, мы так пока и не создали окончательную рамку этой работы, а это сделать надо. Потому что, во‑первых, во всём мире такие формирования в той или иной степени существуют – я говорю о крупных, конечно, странах, крупных странах с проблемами, мы – именно такая страна, самая большая по территории, у нас много проблем, и они, к сожалению, ещё будут очень долго у нас. В общем, нужно этот статус определить, я пока даже не готов сформулировать общий набор подходов к этому: что будет давать, например, участие в этих добровольных формированиях, какие гарантии создавать, какой статус соответствующего лица. Я, откровенно говоря, даже сейчас не помню, есть ли у нас в законе, как это было в советский период в Уголовном кодексе 1964 года, приравнивание сотрудника этого добровольного народного формирования к полицейскому. Нет этого, да?
Реплика: Нет.
Д.Медведев: Нужно всё это взвесить, потому что, если такие решения принимать, наверное, какую‑то часть статуса полицейского нужно распространять на таких людей, если они головой рискуют, здесь понятно всё. Но что делать: хотел бы, чтобы окончательно вы определились. Здесь, кстати, мне кажется, Рашид Гумарович, нужно обязательно использовать вот этот наш Общественный совет и общественные советы, которые созданы на местах, потому здесь нужно с нашими коллегами посоветоваться, с общественниками, с теми неравнодушными людьми, которые готовы вносить свою лепту в охрану общественного порядка, послушать их. Кстати, привлечение в такие общественные структуры бывших сотрудников МВД мне кажется абсолютно правильными. И если мы, допустим, определимся по правовому положению, то и участие в этих общественных объединениях тоже было бы, мне кажется, нелишним.
Уважаемые коллеги! Уважаемые товарищи!
У нас впереди очень ответственный период, он уже начался, – выборы в Государственную Думу, выборы Президента. Для любой страны, а тем более для такой сложной страны, как Российская Федерация, это всегда если не ситуация турбулентности, то, во всяком случае, дополнительное количество вызовов.
Я обращаюсь к вам в данном случае не как один из участников предвыборного процесса, а как Президент Российской Федерации, как Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами, как гарант Конституции. Мне бы хотелось, чтобы все действия нашей полиции, органов внутренних дел в этот период, как, конечно, и в другие периоды, целиком и полностью основывались на законе. Вас, безусловно, будут провоцировать, и это происходит каждый день, и от зрелости, от выдержанности, от личных качеств сотрудников внутренних дел очень многое зависит. Уверен, что мы все политические события пройдём на нормальном, можно сказать, на высоком уровне, все события состоятся, и в рамках закона партии предъявят свои результаты. А вас я хотел бы настроить именно на такую методичную, скрупулёзную, иногда неприятную, но очень нужную работу по поддержанию правопорядка в условиях активного политического сезона. Желаю вам всем в этом успехов.
Что же касается поручений, то всё, что мы сегодня обсуждали, будет превращено в набор поручений, по которым через некоторое время я приму окончательное решение. Всего доброго!