Д.Медведев: Уважаемые коллеги!
Мы с вами встретились в этом уникальном месте – в здании штаба строительства Дальневосточного федерального университета.
Повестка дня нашей с вами встречи (совещания) известна, мы с вами проанализируем текущую ситуацию с транспортной, энергетической, инженерной, социальной инфраструктурой подготовки к саммиту АТЭС, а также обсудим некоторые другие вопросы. В основном сконцентрируемся на вопросах организационно-технической подготовки к саммиту, и, что, на мой взгляд, не менее важно, тем изменениям, которые саммит должен принести Владивостоку, Приморскому краю и всему Дальнему Востоку.
Сейчас я ходил по этому, на мой взгляд, уникальному кампусу, действительно беспрецедентному для нашей страны, и думал о том, что этот саммит, конечно, очень важен для нашей страны в дипломатическом плане, как признание Российской Федерации в качестве существенного элемента Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Но я напомню вам, что саммит будет продолжаться пару дней, а всё, что мы создадим, будет стоять, надеюсь, десятилетиями или веками, в том числе этот университет, в котором должны готовиться кадры высочайшего уровня и который должен войти в рейтинг ведущих университетов мира.
Теперь по текущей ситуации. Мы все с вами понимали, за что принимались, чем начинали заниматься. Абсолютное большинство объектов строится практически с нуля, и более 80 процентов средств, которые выделены государством и инвесторами для проведения саммита, было направлено именно на эти цели, именно исходя из того, что в результате саммита мы должны создать новый Владивосток, удобный для граждан города, для всего Приморского края. Вот это главная задача. Подчёркиваю, задача качественно провести саммит, на мой взгляд, важная, но она вторая.
Сумма средств очень внушительная: более 600 миллиардов рублей, в том числе из федерального бюджета – 205 миллиардов рублей, из регионального бюджета – 33 миллиарда, из бюджета Владивостока – 44 миллиона.
Саммит будет продолжаться пару дней, а всё, что мы создадим, будет стоять десятилетиями или веками, в том числе этот университет, в котором должны готовиться кадры высочайшего уровня и который должен войти в рейтинг ведущих университетов мира.
За последние несколько лет это единственная стройка в нашей стране, где запланированные расходы не превысили фактические. Это отрадный факт с учётом масштабов этого проекта, потому что большинство других крупных проектов (вы знаете названия этих проектов) – везде идёт удорожание и осуществляются выходы на руководство страны, на руководство Правительства с предложениями дать всё больше и больше денег. Здесь этого нет, и это неплохой признак. Надеюсь, что мы завершим приблизительно на таком же уровне.
Всего запланировано построить 96 объектов. Что сегодня главное? Конечно, мы должны реализовать все проекты качественно и в намеченные сроки. Очевидная вещь, но, тем не менее, очень трудная, и не только потому, что мы должны подготовиться к проведению саммита АТЭС; самое главное – достичь нового качества жизни в регионе. Напомню, что один объём возводимого жилья составит практически миллион квадратных метров. Это огромная цифра. Сколько всего сейчас жилья во Владивостоке?
Реплика: Двенадцать с половиной миллионов.
Д.Медведев: То есть это десять процентов города. Причём это, что называется, начало процесса, потому что старт, который должен дать саммит и подготовка к нему, впоследствии должен конвертироваться в инвестиционную привлекательность Владивостока и, соответственно, в дополнительные рабочие места, строительство дополнительных жилых домов и объектов социальной инфраструктуры.
В какой‑то момент мы с вами все стояли перед довольно сложным выбором, я помню это время, и определялись, где проводить саммит. В конечном счёте решили провести его на острове Русский. Это была изначально очень сложная задача. Задача сложная по нескольким причинам. Все понимали, что представляет собой эта территория. Она в принципе не соответствовала ни одному из требований, которые предъявляются к такого рода проектам. Здесь не было ничего. И предстояло реализовать грандиозный комплексный проект: за четыре года возвести на острове Русский научно-образовательный центр мирового уровня, который должен был создать инфраструктуру для проведения саммита и заложить основу для работы будущего Дальневосточного федерального университета. Это первая трудность. Вторая трудность – это, что называется, подумать о будущем самого острова Русский. Это уникальное место, мы здесь все с вами бывали, кто‑то неоднократно, кто‑то, может быть, первый раз здесь. Тем не менее здесь есть абсолютно уникальная природа, которая в результате проведения саммита и этой грандиозной стройки, которая идёт, не должна исчезнуть. Наоборот, те возможности, которые создаёт дополнительная инфраструктура, должны пойти во благо развития острова и, соответственно, всего Владивостока.
Сегодня обустройство острова идёт полным ходом, с применением передовых технологий, на основе самых современных стандартов, в чём, собственно, мы сейчас и убедились при посещении кампуса Дальневосточного университета. Отметил бы, что профессионализм всех, кто работает (это не просто похвала, это констатация реального положения дел), проектировщиков, строителей, которым пришлось не только действовать с колёс, но и реагировать на новые задачи, помогает эти задачи решать.
Смотрите также
В принципе, комплекс Дальневосточного университета, конференц-центр готов уже, я так понимаю, на две трети или даже больше, с учётом того, что мы сегодня видели. Это хорошо, это означает, что мы находимся в графике. И в целом большинство объектов возводится в соответствии с графиком. Тем не менее проблем предостаточно, и именно на этом я хотел бы сейчас и сконцентрировать свое внимание. Сегодня мы должны с вами проанализировать причины отставания или переноса сроков сдачи важнейших объектов. Я, собственно, ради этого специально сюда и приехал: чтобы посмотреть, что произошло за год (я здесь был ровно год назад), что удалось сделать и в чём сегодняшние проблемы. Несколько моментов, которые вызывают тревогу.
Во‑первых – это неготовность пунктов пропуска через границу: два автомобильных, два воздушных и три морских. Да, там идёт работа. Сегодня мы смотрели аэропорт, который производит хорошее впечатление, но тем не менее по другим объектам есть проблемы. Насколько я понимаю, лишь на автомобильном пункте «Краскино» работы идут по плану. На других – есть проблемы и отставание.
Вторая тема, очень важная. Не решён вопрос поставки газа через газопровод Сахалин – Хабаровск – Владивосток (готовность объектов сейчас где‑то 90 процентов, да?) и через межпоселковый газопровод на остров Русский. Разговаривал вчера с председателем правления компании «Газпром» и с Министром энергетики. Надо эту проблему в ближайшие две недели закрыть. Ещё раз обращаю на это внимание. Сегодня проблемы не в «Газпроме», а прежде всего в решениях Правительства. Правительству в двухнедельный срок нужно выпустить все документы. Вчера я поручение Министру энергетики дал. Прошу Контрольное управление [Президента] проконтролировать, как это будет происходить.
На полгода отстаёт строительство международного пассажирского терминала аэропорта Кневичи. Это мои данные. Если сейчас это отставание меньше – можете об этом сказать.
Теперь по поводу моста. Здесь ситуация не до конца мне понятная. Только что я прослушал доклад, который мне был представлен, о том, что всё будет сделано в сроки. Я это принял во внимание. Тем не менее существует отставание, которое определяется разными экспертами по‑разному. Некоторые говорят чуть ли не о годичном отставании моста через бухту Золотой Рог, а строительство моста через пролив Босфор Восточный якобы идёт без резерва времени на непредвиденные работы. Конечно, это также ставит общую конструкцию под удар. Ещё раз подчёркиваю, заверения сегодня были даны. Я исхожу из того, что всё это является ответственной и аргументированной позицией. Тем не менее мы обязаны предпринять шаги для того, чтобы зарезервировать другие возможности доставки на остров делегаций, которые будут прибывать на саммит. Просто для того, чтобы у нас не было проблем.
Невысокими темпами строятся гостиницы класса пять звёзд (которые мы смотрели с вертолёта), здесь выполнение работ пока не превышает 20 процентов, и реконструкция фасадов зданий. Как я понимаю, есть проблемы со строительством гостиниц менее высокой классности. Надо обязательно эту работу продолжить.
В результате саммита мы должны создать новый Владивосток, удобный для граждан города, для всего Приморского края. Это главная задача.
Ещё одна тема – земельные участки. Для того чтобы обеспечить сдачу объектов в эксплуатацию, нужно продолжить работу по изъятию земельных участков. Пока полностью решены вопросы на 40 процентах участков, то есть порядка 400 из 1111. Затягивается передача пятидесятиодного участка, принадлежащего Министерству обороны.
Когда пролетаешь над Владивостоком, понимаешь, насколько большая работа идёт. В принципе, это скорее такое радостное зрелище. В то же время видишь и всю неустроенность, неухоженность части территорий, включая промышленные зоны, видишь и масштаб изменений. Но действовать необходимо значительно быстрее.
Мы сейчас летали на вертолёте, смотрели: в пределах города куда ни плюнь – земли Министерства обороны. И сами ничего не делают, и другим не дают делать. Поэтому поручаю Министру обороны в месячный срок представить предложения о незамедлительной передаче земель городу и краю. Хватит на этих землях сидеть. А Министру обороны Анатолию Сердюкову в ближайшее время вылететь во Владивосток и принять все решения лично. Срок – две недели, потом доклад мне. И хотел бы, чтобы Министр обороны передал всем своим подчинённым: всех, кого за руку поймаем с незаконной продажей земель, или «как бы продажей», или арендой, – всех привлечём к уголовной ответственности, сидеть будут. Надо разобраться с тем, что происходит. Как ни приеду – земли не переданы и ничего не делается. С этим бардаком надо кончать. Контрольное управление [Президента] – возьмите это на заметку.
И последнее. Можно сколько угодно долго корректировать всякого рода сроки, но мы с вами понимаем, что саммит состоится в те сроки, которые установлены соглашением между государствами – членами АТЭС, а именно 1 сентября 2012 года. Эту дату невозможно перенести. Я хотел бы, чтобы все присутствующие исходили из этого. Это ваши обязанности, и нужно всё сделать. Но сделать не так, как было принято в приснопамятные времена, когда в последние 2–3 месяца начиналась гонка для того, чтобы всё сдать неизвестно какого качества, а сделать всё надлежащего качества. В принципе для этого возможности есть, потому что всё, что я сегодня видел, в целом производит впечатление. Просто приятно, что во Владивостоке такие изменения. Мы посмотрели – одни очистные сооружения чего стоят. Никогда этого здесь не было. Сейчас абсолютно современные очистные сооружения, которые готовы к вводу в эксплуатацию. Вот даже для этого нужно было провести саммит, чтобы эти очистные сооружения сделать.
Мы поговорим о некоторых других вопросах, если это потребуется. У нас есть мероприятия в рамках председательства России в АТЭС. Здесь в целом всё идёт в нормальном ритме. Мы готовимся, есть концепция председательства, есть традиционные темы, есть российская тема. Она отвечает нашей основной повестке дня. Я имею в виду – модернизация экономики, развитие потенциала. Об этом тоже можно несколько слов сказать.
Давайте начнём работать.
По транспортным вопросам передаю слово Министру транспорта Игорю Евгеньевичу Левитину.
Пожалуйста, Игорь Евгеньевич.
И.Левитин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые коллеги!
Хотел бы доложить, что на транспортную инфраструктуру из всего объёма средств выделено 126 миллиардов рублей, из них из федерального бюджета 98,19 миллиарда – бюджет субъекта Российской Федерации, около 9 миллиардов – это внебюджетные источники.
За последние несколько лет это единственная стройка в нашей стране, где запланированные расходы не превысили фактические.
Хотел бы сразу сказать, что транспортная концепция была утверждена, и мы выполняем весь тот транспортный план, который был запланирован для обеспечения работы саммита АТЭС. (У меня есть презентация.) Хотел бы сказать, что впервые здесь применили прямое железнодорожное сообщение города и аэропорта. Вы видели, когда мы были в аэропорту. Компания «Российские железные дороги» ведёт этот проект, и мы считаем, что он у нас идёт в плане вовремя.
Хотел бы сказать по аэропорту. Вы сейчас сказали, что идёт опоздание на полгода.
Д.Медведев: Это данные, которые мне были представлены, естественно.
И.Левитин: Это было раньше. Действительно, где‑то год назад мы шли с таким опозданием. Не была выделена земля, другие коммуникации необходимо было перенести. По состоянию на сегодня мы идём в соответствии с планом. Как мы и докладывали, в ноябре приступим уже к тестированию работы аэропорта. Железнодорожная станция и вся железнодорожная интермодальная система будут к этому времени уже закончены.
Д.Медведев: Игорь Евгеньевич, я хотел бы, чтобы каждый выступающий понимал всю меру своей ответственности. Я правильно Вас услышал, как и все остальные, что опоздание по этому направлению ликвидировано и вы находитесь в графике?
И.Левитин: Мы в графике.
Д.Медведев: Ладно, услышал. Хорошо.
И.Левитин: И в графике по аэродромной инфраструктуре. Это новая взлётно-посадочная полоса, которая сегодня работает. Через месяц мы приступаем к ремонту второй взлётно-посадочной полосы. Здесь будут две взлётно-посадочные полосы для приёма и отправки любых самолётов.
Также готовится большой перрон в соответствии с тем транспортным заданием, которое мы получили. На нём будут размещаться самолёты всех делегаций. Мы одновременно будем размещать порядка 40 самолётов, в том числе большой вместимости, под те задачи, которые нам поставили организаторы саммита.
Хотел бы также сказать, здесь применены самые современные системы радиотехнического обеспечения полётов, светосигнальное оборудование высокой яркости. Мы Вам не показали, но в аэропорту строится новый командно-диспетчерский пункт, где будет находиться диспетчерская нового аэродрома. Она совмещена с военным сегментом.
Хотел бы также доложить, что для государственной авиации, для Минобороны в качестве компенсации выделена общая сумма – около 1 миллиарда рублей. Мы для Минобороны строим шесть новых объектов – это учебные классы курсантам, ангар для обслуживания самолётов. В общем, территорию, которую мы у них взяли, мы им компенсируем созданием новых объектов на новом месте.
По морской инфраструктуре. Создаются новые грузовые причалы на острове Русский для обеспечения строительства университета. Практически через этот причальный комплекс проходит вся перегрузка грузов, которые идут на остров. Все эти грузовые причалы в последующем будут использоваться и федеральным центром, и регионом для туристических судов, для того чтобы развивать туризм. Если надо будет организовать пассажирские перевозки, они будут организованы здесь через этот причал.
Здесь абсолютно уникальная природа, которая в результате проведения саммита и этой грандиозной стройки не должна исчезнуть. Те возможности, которые создаёт дополнительная инфраструктура, должны пойти во благо развития острова и всего Владивостока.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, по мосту. Когда мы были, нам докладывал генеральный проектировщик по мосту. Нормативный срок строительства моста – 60 месяцев, у нас по контракту – 45 [месяцев]. Поэтому если говорить о 60 месяцах, то это 2013 год. Поэтому, наверное, когда говорят о нормативном сроке, вот откуда появляется 2013 год. 31 марта 2012 года – окончание строительства, то есть замыкание всех конструкций моста. Дальше строители просят два месяца на отладку всех систем работы моста и асфальтирование, чтобы асфальт класть уже в летнее время, когда будут положительные температуры. В июле строителями планируется уже сдача объекта в эксплуатацию. Мы понимаем, что строительство проходит в сложных метеоусловиях – морская составляющая.
Хотел бы доложить, что впервые за последнее десятилетие мы вынуждены были сюда зимой привлекать ледокол. Кромка льда была до метра у берега, и ледокольные проводки осуществлялись для строительства и подвоза грузов. Мы это всё учитываем и понимаем, что как резерв здесь запланированы четыре судна: два судна строит регион (два корабля) и два корабля мы сюда доставим из Сочи, где сегодня уже есть два катамарана. Общая вместимость этих четырёх судов – 1000 человек с одновременной доставкой. Здесь будут работать эти четыре судна плюс ещё другие суда. Это позволит резервировать на случай, если произойдут какие‑то или аномальные, или другие техногенные ситуации по мосту.
Хотел бы также доложить, что сегодня очень важен подвоз груза во Владивосток для обеспечения саммита. Хотел бы сказать, что здесь с 2009 года работает совместный центр мониторинга доставки грузов (мы совместно с компанией «Российские железные дороги»). Все грузы, которые идут во Владивосток, имеют отметку АТЭС и обладают приоритетом при доставке. В целом по состоянию на сегодня на строительство объектов саммита во Владивосток доставлено 3 миллиона 667 тысяч тонн грузов, из них 2 миллиона 750 тысяч – на остров Русский. Это более тысячи железнодорожных составов. Хочу сказать, что здесь практически есть центр мониторинга. Мы знаем, какой вагон или контейнер нужен, и стараемся с каждым подрядчиком работать так, чтобы оперативно его сюда доставить.
По тем замечаниям, о которых Вы сказали. По аэропорту я доложил, по мосту тоже. Мост через бухту Золотой Рог находится в ведении края. Хочу сказать, что он у нас был предварительно [запланирован] на ноябрь 2011 года, но мы согласовали его на май 2012 года тоже из‑за зимы, для того чтобы заниматься обустройством, асфальтированием уже при положительных температурах. На остальных объектах транспортной инфраструктуры у нас нет отставаний, мы идём по графику.
Д.Медведев: У нас кто занимается мостом через Золотой Рог?
И.Левитин: Край.
Д.Медведев: Край, да? Сергей Михайлович [обращаясь к губернатору Приморского края С.Дарькину], раз в этом смысле Министерство [транспорта] считает (видимо, небезосновательно), что это Ваша ответственность, что со сроками?
С.Дарькин: Дмитрий Анатольевич, мы его сдадим абсолютно точно в мае 2012 года. Мы тоже зимой выходим на асфальтирование. И как только наступит тёплый период, мы его пустим в эксплуатацию.
Д.Медведев: Хорошо. Смотрите, коллеги, чтобы потом никому не пришлось краснеть или бледнеть, наоборот, потому что у нас уже были истории с мостами, которые сначала сдавали, а потом они «гуляли» во все стороны. В общем, прочувствуйте ответственность.
Поручаю Министру обороны в месячный срок представить предложения о незамедлительной передаче земель городу и краю. Анатолию Сердюкову в ближайшее время вылететь во Владивосток и принять все решения лично.
Могу дальше передать Вам слово, Сергей Михайлович. Пожалуйста.
С.Дарькин: Спасибо.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Мы являемся заказчиками по 16 объектам транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры. Всего на эти объекты выделено 80 миллиардов рублей, 50 миллиардов рублей – из федерального бюджета и 32 миллиарда рублей – из краевого бюджета. Это самые большие деньги, которые край когда‑либо выделял. Мы сейчас находимся в предельном дефиците, но все эти наши полномочия вытягиваем. В 2010 году мы сдали три объекта, восемь объектов будут сданы в 2011 году и пять объектов – в 2012 году.
По транспортной инфраструктуре. Мы в 2011 году сдадим три объекта, в том числе, как сказал Министр транспорта, по поручению, которое у нас было, мы зафрахтовали круизный лайнер класса «Принцесса» на 2076 пассажиров. Наша восточная верфь строит, в ноябре будет уже сдача, два скоростных пассажирских судна вместимостью 223 пассажира каждый, срок поставки 15 ноября 2011 года. Это новая технология, углепластик, по которой мы впервые в нашей стране делаем. Они конкурентоспособные, мы уже два поставили в Санкт-Петербург.
По мостовому переходу, Дмитрий Анатольевич, я Вам ещё раз докладываю (он стоит 19 миллиардов рублей), – 71 процент готовности. Вы видели сегодня, уже навешаны первые ванты, вчера ночью был поднят третий подъём конструкции, и мы войдём в зиму [к работам] по смыканию мостов. Поэтому просим в мае 2012 года его завершить, чтобы, как Вы правильно сказали, качество было превыше всего.
Сегодня, Дмитрий Анатольевич, мы Вам докладывали по строительству абсолютно новой дороги, которая называется «Новый – полуостров Де-Фриз – Седанка – бухта Патрокл», которая существенно, практически на 10 лет вперёд разгрузит всю инфраструктуру города Владивостока. Вся эта дорога стоит 28 миллиардов рублей. Первично она стоила примерно 49 миллиардов рублей. Мы в два раза снизили её стоимость. [Протяжённость дороги] – 42 километра. Там большой низководный (4,7 километра) мост, который строится по современнейшей новой технологии, методом надвигания. Часть этой дороги, которая проходит по материку, мы сдадим в этом году, уже пустим движение, сейчас ведётся асфальтирование. Тот мост, который Вы сегодня видели, он действительно большой, на год у нас была сдвижка по началу проекта из‑за проектно-сметной документации. Мы тоже в мае 2012 года пустим полностью эту дорогу.
Что касается коммунальной инфраструктуры. Дмитрий Анатольевич, огромное спасибо за те деньги, которые были выделены. Мы в прошлом году пустили третий водовод, который нам полностью замкнул город Владивосток водой; построили очистные сооружения Артёмовского гидроузла; полностью (мы сегодня докладывали Вам, Дмитрий Анатольевич) произведена рекультивация существующего полигона твёрдо-бытовых отходов, который горел у нас на протяжении 30 лет.
Всех, кого за руку поймаем с незаконной продажей земель, или «как бы продажей», или арендой, – всех привлечём к уголовной ответственности, сидеть будут.
Д.Медведев: Да, этот полигон на самом деле смотрится очень хорошо. Выглядит как современный рекультивированный полигон. Нужно только всё довести до конца.
С.Дарькин: Два года мы ещё его будем охранять, потому что там газ выделяется, а потом сделаем сверху спортивные плоскостные сооружения.
У нас была огромная проблема с питьевой водой в городе Владивостоке. Вы об этом хорошо знаете. Были специально выделены деньги для подачи в город на расстояние 47 километров 120 тысяч кубометров пресной воды из подземных источников так называемой «Пушкинской депрессии». В этом году эта вода будет подведена к городу Владивостоку, и мы на долгие годы обеспечим город Владивосток питьевой водой не только из‑за дождей, а из подземных источников, которые очень важны для нас.
Дмитрий Анатольевич, как я Вам уже доложил, готовы к запуску центральные очистные сооружения города Владивостока, Вы их сегодня видели. Мы их начинаем, с Вашего разрешения, в ближайшие дни заполнять. Первые очистные сооружения появились в городе Владивостоке. Остальные (южные и северные), планировочные районы, будут сданы до конца года. Извиняемся за неудобства, которые происходят в городе в данный момент. Мы действительно сегодня перекапываем примерно 90 километров канализационных сетей по самым центральным улицам города Владивостока. Сегодня заложено 47 километров.
Дмитрий Анатольевич, у нас несколько объектов социальной инфраструктуры. Это в первую очередь, конечно, строительство театра оперы и балета. Спасибо большое за то, что в прошлом году было восстановлено финансирование этого театра. Мы его планируем сдать в 2012 году. Это будет, я считаю, один из самых современнейших театров в нашей стране. Он многоплановый и будет иметь большое значение для всего Дальнего Востока.
Что касается гостиниц на материковой части. В первую очередь это две гостиницы, на которые Вы дополнительно выделили финансовые ресурсы. Я докладывал, и мы их сегодня видели, мы начнём их пуск в эксплуатацию в I квартале 2012 года. Проблема, которая там есть, я на ней позже остановлюсь: мы, к сожалению, получили 5,8 миллиарда рублей из запланированных 7,5 миллиарда рублей.
Ваше замечание по поводу низкого освоения количества финансовых ресурсов, которые были выделены на «Морской фасад» (2 миллиарда рублей), справедливое. Сейчас все проекты сделаны, уже реконструируются 22 зоны отдыха, 29 наземных и подземных переходов и 900 фасадов многоквартирных домов.
Дмитрий Анатольевич, Игорь Иванович [Шувалов] оказал нам большую помощь вместе с Министерством финансов. Будет выделено, мы надеемся, 2 миллиарда рублей. Мы, не дожидаясь этого, выделили из своего краевого бюджета на сегодняшний день уже 1 миллиард 375 миллионов рублей, что позволило нам начать ремонт 450 фасадов многоквартирных домов, это примерно 70 процентов всех фасадов по гостевым маршрутам. Это только начало, потому что мы хотим сделать краевую программу, которую назвали «Дом, в котором мы живём», дополнительно финансировать ремонт всех многоквартирных фасадов в городе Владивостоке.
Дмитрий Анатольевич, если говорить про проблемы, на которых хотелось бы заострить внимание, во‑первых, у меня большая просьба, если можно, выдать поручение ряду министерств, которые имеют здания в городе Владивостоке, но, к сожалению, не выделяют деньги на их ремонт и реконструкцию фасадов в рамках своих смет. Большинство таких ведомств откликнулось на наши просьбы, я писал всем письма, примерно процентов 70 ведомств. Но есть некоторые, в частности, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, которые пока, к сожалению, деньги не выделяют на это.
Саммит состоится в те сроки, которые установлены соглашением между государствами – членами АТЭС, а именно 1 сентября 2012 года. Эту дату невозможно перенести. Нужно всё сделать надлежащего качества.
Д.Медведев: Кстати, построенный микрорайон, который мы смотрели, Снеговая Падь, конечно, производит очень хорошее впечатление. Большой, современный. Сколько там метров?
С.Дарькин: 500 тысяч.
По этому микрорайону как раз, к сожалению, Министерство обороны объявило конкурс по продаже земель под торговые центры, парикмахерскую, в общем, весь коммунальный быт. 29 июня он должен был состояться, ни одной заявки подано не было. У нас микрорайон стоит без магазинов, без почты, без парикмахерских, без всего, а нам уже сейчас квартиры надо сдавать под заселение. Уже с нового года квартиры готовы.
Дмитрий Анатольевич, Министерство регионального развития выделило нам как субъекту Российской Федерации дополнительные финансовые ресурсы на обеспечение военнослужащих, которые уволены из Вооружённых Сил. Мы в этом же микрорайоне, в Снеговой Пади, сделали всю инфраструктуру: провели туда газ, дорогу, сделали очистные [сооружения], воду, школы, больницы, Вы их сегодня видели, поликлиники. Просьба, чтобы нам Министерство обороны передало 10 гектаров земли для того, чтобы мы могли там построить небольшой микрорайон для военных.
Д.Медведев: В отношении Министерства обороны я всё только что сказал. Чего к этому возвращаться‑то? Не просто 10 гектаров, а нужно определиться окончательно, чего и как передавать, а не сидеть на этом.
С.Дарькин: В заключение хотелось бы сказать, что все объекты, которые поручено делать администрации Приморского края, мы сдадим в те графики, которые согласованы с Минрегионом, и в сроки, которые нам были поручены.
Доклад закончен.
Д.Медведев: Спасибо.
Пожалуйста, сообщение Министра регионального развития Басаргина Виктора Фёдоровича.
В.Басаргин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые коллеги!
Дмитрий Анатольевич, Вы абсолютно правы, это уникальнейший инвестиционный проект, который реализуется в Российской Федерации. Если говорить по строительству таких гражданских объектов, то сегодня пальцев на одной руке хватит, чтобы такие объекты перечислить: это Казань, Сочи, Санкт-Петербург – комплекс защитных сооружений – и Владивосток.
Скажу, что мы и строим, с одной стороны. С другой стороны, просто учимся на строительстве этого объекта. Мы приглашаем сюда профессиональное сообщество, в том числе наши строительные вузы, для того чтобы они не только новым современным технологиям обучались именно здесь, на строительстве этого комплекса, но и в принципе системе управления, которая складывается при строительстве, в частности, нашего Дальневосточного университета. Мы являемся заказчиками по Дальневосточному университету. Арас Искандерович [Агаларов] является подрядчиком.
Вы вчера огласили Бюджетное послание и сказали, что в ближайшее время должна завершиться система формирования российской контрактной системы, в том числе госзакупок для государственных нужд. Этот объект является наглядным примером, как сегодня надо формировать госзаказы для наших строительных объектов.
Медицинский центр необходим и Владивостоку, и людям, которые живут в Приморском крае. Нужно сделать всё, чтобы он был вовремя завершён.
У нас единственный подрядчик, поставщик. Нормативы сроков строительства по университету были 70 месяцев, по графику – 30 месяцев, то есть реально на деле доказываем, что сегодня именно так.
Д.Медведев: Надеюсь, что качественно всё будет.
В.Басаргин: Будет качественно. Мы заверяем, что всё будет по срокам, мы не отклонились ещё ни на один день от графика.
Второе – это фиксированная цена. Объёмы строительства по этому комплексу, я уже не говорю о сложности, по изысканиям седьмая степень твёрдости, мы взрывные работы здесь проводили, столкнулись с тем, что объёмы строительства начинали с 450 тысяч квадратных метров, сегодня – 780 тысяч квадратных метров. Цена не изменилась ни на копейку. Аркадий Владимирович [Дворкович] сегодня говорил, что цена тех решений, которые были приняты два года назад вообще по проекту, по строительству, чрезвычайно высокая.
Поэтому ещё раз говорю, что мы посмотрели в рамках той же контрактной системы профквалификацию всех организаций, кто сегодня осуществляет строительство. В этом отношении мы поддерживаем Минэкономразвития, что в строительных организациях должны быть профессионалы, кто строит дорожную инфраструктуру, мосты и прочее. Не должно быть здесь случайных людей. Потому что в этот период уже не остаётся никакой гибкости сходить с дистанции.
Кроме этого по тому, с чем мы столкнулись. По университету – 212 тысяч кубических метров бетона, установлено 70 тысяч квадратных метров стекла, 128 тысяч тонн металлоконструкций, 600 тысяч тонн щебня и так далее. Построено 17 корпусов.
По медицинскому центру тоже говорилось. Кроме непосредственно того, что сегодня осуществляется строительство университета в таких масштабах, дополнительно вся инженерная инфраструктура, как мы говорим, внутриквартальная разводка, плюс система благоустройства вся на одном поставщике – подрядчике.
Мы закончили уже жилые дома для тех, кого отселяли с острова Русский. То есть у нас 58 семей было переселено на материк, и часть осталась здесь, два дома было построено. [Построено] пожарное депо, 20 километров улично-дорожной сети, был построен комплекс по переработке и утилизации, вообще целый блок, как мы говорим, хозяйственный здесь, на острове Русском, в том числе по утилизации бытовых отходов, водоснабжение. Опреснители были поставлены. То есть практически всё, что касается университета, мы заканчиваем в график.
Есть одна проблема по водоснабжению. У нас разработана проектная документация по дюкеру под Босфором Восточным, но сегодня пока финансирования нет. Требуется 2 миллиарда рублей, но я думаю, что мы в перспективе посмотрим, как в следующем году, может быть, это можно будет реализовать.
То есть в принципе, Дмитрий Анатольевич, мы считаем, что всё идет по графику. Хотел бы в целом сказать, что на объектах саммита сегодня трудятся 28 тысяч человек. По объёмам финансирования это самый основной год. Более 200 миллиардов рублей мы должны освоить, на следующий год из федерального финансирования около 5 миллиардов рублей всего остаётся, то есть фактически всё основное освоение будет в этом году. Из 28 тысяч [человек], которые сегодня трудятся здесь на объектах саммита, 11 тысяч – это иностранные работники, 8,7 тысячи – жители Приморского края и более 8 тысяч – приезжие из других регионов Российской Федерации. Поэтому мы тоже за этим следим.
То, что сегодня произошло изменение в графике, мы по поручению на оргкомитете под руководством Игоря Ивановича [Шувалова] все эти темы обсудили, пошли навстречу с точки зрения соблюдения технологий, актуализировали график, перенесли сроки по ряду объектов, по которым было отставание, на апрель-май. Считаем, что это последняя возможная дата по строительству мостов, по строительству дорожной инфраструктуры. После этого уже, конечно, никаких переносов не будет, то есть спрос будет уже с подрядчиков и с заказчика по строительству.
Д.Медведев: Спрос должен быть не после этого, а постоянно, потому что сейчас идёт строительство, и Вы должны спрашивать со всех генеральных подрядчиков, со всех субподрядчиков, если это необходимо, с заказчиков, то есть быть полностью в курсе событий и контролировать.
В.Басаргин: Зоны риска, Дмитрий Анатольевич, мы тоже определили, какие могут возникнуть.
Д.Медведев: По тем зонам риска, о которых я говорил, возьмите это под особый контроль, потому что всё равно, несмотря на всякого рода заверения, остаются факторы неопределённости, нужно за этим следить.
Арас Искандерович (обращаясь к А.Агаларову), несколько слов скажите тоже в отношении университета. Совсем кратко с учётом того, что уже Министр, по сути, сказал по поводу университета.
А.Агаларов: Хочу сказать по поводу качества и новых технологий, которые здесь применены.
Д.Медведев: Пожалуйста.
А.Агаларов: У нас на территории университета установлено 278 тысяч светильников. Все светильники энергосберегающие, и вместо проектных 34 мегаватт светильники будут потреблять только 9 мегаватт. То есть у нас 25 мегаватт экономии по свету за счёт того, что мы установили всевозможные газоразрядные (ЛЭДы и так далее) типы светильников. Кстати, при их закупке мы перерасходовали средств на 90 миллионов рублей. То есть искусственно, зная то, что это в проекте не предусмотрено, мы израсходовали на свет больше денег.
Что касается стенового ограждения и стекла. Выбрали в Китае самую качественную компанию, которая производит стекло. Коэффициент теплопотерь – 0,6. В общем‑то, в России такого остекления вообще нет. А та технология, которую мы применили на стенах, привела суммарно (то есть стеновое ограждение и фасадное ограждение) к потреблению тепла вместо 500 тысяч гигакалорий в год максимум 250 тысяч. То есть экономия ровно в два раза. Это что касается технических характеристик.
Про водоснабжение, опреснитель было сказано. Американская система Matrix впервые в России применена. По расходу на водообеспечение: вода будет обходиться в 35 рублей за кубометр против владивостокской – 25 с учётом того, что она производится на месте.
С точки зрения очистных сооружений. Впервые в России применена самая современная американская технология по очистным, которая расходует всего-навсего 600 киловатт электричества против самых современных западных аналогов – 1500 киловатт, а в России вообще при таких технологиях – 3 и более мегаватт.
C точки зрения стоимостных характеристик. У нас твёрдая договорная цена, она на 30 процентов меньше сметной, которая прошла экспертизу. Мало того, в рамках усечённой твёрдой договорной цены мы в счёт нашей собственной прибыли сделали набережную, делаем водоёмы, делаем благоустройство, делаем причалы и делаем кондиционирование на 500 тысяч квадратных метров.
С точки зрения того, что сделано, я могу перечислять внушительные цифры. Достаточно сказать, что у нас 40 километров хозфекальной канализации, 20 километров водопровода, 20 километров ливневок и так далее.
Если можно, я пару слов скажу о тех проблемах, которые, как мне кажется, предстоят перед всеми нами с точки зрения проведения саммита и дальнейшей эксплуатации университета. Я понимаю, что возникнет вопрос проживания тех людей, которые будут работать на саммите, это несколько тысяч человек, и потом возникнут проблемы с точки зрения людей, которые должны жить рядом с университетом, для того чтобы это эксплуатировать. Это тоже, по моим прикидкам, порядка 5 тысяч человек. Поэтому есть предложение, есть для этого время – почти год, общежитие для строителей, которое здесь находится, переделать под жильё для этих целей. Причём если это будет жильё с мебелью и так далее, это порядка 30 тысяч рублей за квадратный метр; если без мебели и без посуды, без техпринадлежностей, чтобы люди могли войти и жить, то это 20 тысяч рублей за квадратный метр. Это в качестве предложения.
А так, в общем, всё идёт по графику, в установленные сроки. Всё будет сдано к декабрю этого года, за исключением медицинского центра и реабилитационного, которые мы начали строить только недавно.
Д.Медведев: А когда медицинский центр закончите?
А.Агаларов: Тоже до саммита сдадим. То есть во время саммита здесь никаких строек не будет.
Д.Медведев: Медицинский центр необходим, естественно, и Владивостоку, и людям, которые живут в Приморском крае, но и для саммита он не безразличен. Поэтому нужно сделать всё, чтобы он был вовремя завершён.
А.Агаларов: Я имел в виду, что не до декабря, а чуть позже.
Д.Медведев: Понятно.
Ладно. Спасибо.
Пожалуйста, коллеги, кто хотел бы что‑то добавить? Есть ли какие‑то опасения или же, наоборот, соображения, как улучшить процесс?
В.Кожин: Дмитрий Анатольевич, можно два вопроса?
Д.Медведев: Пожалуйста.
В.Кожин: Всё‑таки в плане подготовки саммита, за который мы отвечаем, – мы включаем в план подготовки резервный вариант доставки делегаций и гостей по воде, потому что это не просто корабль, это целая программа (Вы знаете, там и подключение ФСО; в конце концов, это деньги, смета) или не включаем? Мы предлагаем включить.
Д.Медведев: Деньги на что?
В.Кожин: На всю технологию доставки гостей к причальной стенке. Корабли – одно, их доставка до пристани.
Д.Медведев: Вы прикидывали, сколько это может стоить?
В.Кожин: Нет, мы пока даже не прикидывали.
Д.Медведев: Давайте так сделаем: Вы прикиньте, потому что резерв у нас, конечно, должен быть. Дело даже не в том, что с мостом какие‑то проблемы будут. Я надеюсь, что все люди ответственные здесь, и обещания, данные Президенту, будут исполнены. Но в жизни бывают разные непредвиденные обстоятельства, к ним нужно готовиться и при подготовке тем более к крупным международным событиям, типа саммитов. Прикиньте тогда, доложите, подумаем, как поступить.
Что ещё?
В.Кожин: Хорошо.
Второе, просьба всё‑таки дать поручение Минфину. У нас на сегодняшний день не утверждена смета саммита, соответственно, не открыто финансирование и стоят практически все вопросы с подготовкой от выборов операторов, логотипов и прочего, то есть денег нет. Это конкурсная процедура, мы уже в достаточно в большой зоне риска по времени.
Д.Медведев: Сейчас обсудим тогда это. Хорошо.
Пожалуйста.
В.Ишаев: Дмитрий Анатольевич, я просил бы Вас, чтобы в протокол попали какие‑то решения по строительству водовода на остров Русский. Поскольку обеспечение по одной схеме – только опреснительная установка, на мой взгляд, она абсолютно недостаточна. Нужно, чтобы вода по водоводу из города Владивостока пришла на остров Русский. Это первое.
Второй вопрос. Я хотел бы просить Вас тоже дать поручение. Снеговая падь, более 3 тысяч квартир стоят уже – какие полгода, какие год, там заселилось всего 60 семей. Это ненормальное явление, неудобно перед людьми, мы им в декабре вручили документы, ключи, удостоверения, что они собственники, но они не могут заселиться. Там вопросы за Министерством обороны.
Д.Медведев: Известная проблема, она видимо, только частично проблема Министерства обороны, хотя я их ругал за ситуацию вокруг земли, что, наверное, абсолютно в их власти, но проблема с оформлением земли достаточно сложная. Если иметь в виду предоставление жилья военным, то эта проблема по всей стране такая, потому что им приходится, по сути, два раза один и тот же объект оформлять. В настоящий момент я внёс предложения по изменению в законодательство, потому что они идут по длинному кругу. Они два раза оформляют один и тот же объект, сначала оформляют этот объект на себя, а потом оформляют этот объект на военнослужащего. На это уходят месяцы, если не годы. Но проблема есть действительно, Вы правы.
Ещё что‑то?
В.Ишаев: И по водоводу чтобы попало.
Д.Медведев: Хорошо.
Пожалуйста, кто ещё хотел бы?
Есть более конфиденциальные вещи, может, мы чуть позже обсудим.
Давайте таким образом договоримся. Сейчас я завершу публичную часть, попрошу средства массовой информации удалиться.
По всем срокам, по всем поручениям, которые даны, хотел бы, чтобы мне регулярно предоставлялся доклад.
В рамках того, что сегодня звучало, несколько важнейших констатаций уже было по поводу того, как будут соблюдаться сроки и обязательства.
По расходам, о которых сказал Управляющий делами, нужно это проработать и доложить. Думаю, что вполне достаточно двух недель для того, чтобы представить предложения. Владимир Игоревич, вместе с коллегами, вместе с Минфином и Правительством всё это проработайте и мне доложите.
По водоводу, безусловно, важнейшая тоже тема. Надо, чтобы Правительство вместе с губернатором края представили свои соображения, потому что, конечно, для создания водовода это очень важно.
По поводу оформления квартир военным. Здесь нужно действовать быстрее, но, к сожалению, есть процедуры.
<…>