На предприятии «Атомфлот» глава государства ознакомился с работой Штаба морских операций, осуществляющего сопровождение безопасного судоходства на Северном морском пути. О работе Штаба Президенту рассказал генеральный директор «Главсевморпути» Сергей Зыбко.
По видеосвязи Владимир Путин общался с капитаном атомного ледокола «Арктика» Александром Скрябиным и экипажем судна.
Смотрите также
О возможностях атомной генерации малой мощности доложил генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачёв.
Кроме того, на территории «Атомфлота» глава государства встретился с участниками детских научно-просветительских экспедиций «Росатома» на Северный полюс.
* * *
А.Лихачёв: Уважаемый Владимир Владимирович!
Разрешите Вам представить Штаб морских операций, Главное управление Северного морского пути – «Главсевморпуть». Это центр управления всем морским движением на СМП, создан в 2022 году. Исторически «Главсевморпуть» – это Главное управление Северного морского пути сначала при Совнаркоме СССР, потом при Совете Министров.
Первыми руководителями были легендарные личности: Отто Юльевич Шмидт, Иван Дмитриевич Папанин. Сейчас возглавляет «Главсевморпуть» Сергей Николаевич Зыбко, бывший командир подводной лодки Северного флота, а потом капитан газовоза «Кристоф де Маржери».
Разрешите предоставить ему слово.
С.Зыбко: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уже немножко по истории Алексей Евгеньевич [Лихачёв] сказал. Да, подписали закон, и в 2022 году было создано Главное управление Севморпути. Это был год 90-летия легендарного морского перехода – экспедиции Отто Шмидта, когда всего за одну навигацию был осуществлён первый проход из Архангельска в Берингов пролив. Безусловно, достижение. И в 1932 году было создано Главное управление Севморпути. Отдавая дань его памяти и высоко оценивая достижения, мы решили, что преемник этого органа управления должен носить такое же название.
Уважаемый Владимир Владимирович, Вы находитесь в Штабе морских операций Главного управления Северного морского пути. Это аналог центра управления полётами в космосе. Только здесь мы управляем всем тем, что происходит на Севморпути. Сюда стекается вся информация: движение судов, спутниковые ледовые карты, аналитические ледовые карты, гидрометеоинформация, диспетчерские сообщения судов.
Всё это позволяет нам выполнять свою миссию – организацию безопасного судоходства по СМП.
Безопасность зависит от правильной расстановки ледоколов, от выработанных нами маршрутов и мониторинга движения судов. Движение всех судов в онлайн-режиме мы наблюдаем на [мультимедийном] экране. Сейчас в акватории Севморпути – обозначена красным цветом [на экране], – находится 50 судов, работает группировка из девяти атомных и неатомных ледоколов.
Обратите внимание, активное судоходство осуществляется в западном районе Севморпути, в Карском море. (Показывает на экран.) Посмотрите на эту точку. Атомный ледокол «Урал». Сейчас он работает на одном из наших ключевых проектов – «Ямал СПГ» компании «Новатэк», и он ожидает прохода «Рудольфа Самойловича», чтобы провести его по морскому каналу.
А в Енисейском заливе атомный ледокол «Арктика» ожидает теплоход «Айм», который заканчивает выгрузку строительных грузов в бухте Север для проекта «Восток Ойл» компании «Роснефть». Выгрузка для «Восток Ойл» происходит не только в портах, но и на специально подготовленные ледовые площадки. Когда река скована льдом, это самое удобное время доставить строительные грузы по всей длине строительства нефтепровода. Летом это сделать невозможно.
Владимир Владимирович, для нас важен каждый рейс, важно шаг за шагом «раскатывать» Севморпуть. Нами были выполнены уникальные проводки судов. Впервые в 2024 году прошёл самый большой контейнеровоз китайской компании, причём время прохождения по СМП обычно от семи до десяти суток. Контейнеровоз прошёл за пять дней 21 час. У нас есть опыт проводки крупнотоннажных судов. Если обычные газовозы перевозят 75 тысяч тонн, то прошло самое большое судно в истории СМП – балкер «Джинго», которое перевезло в два раза больше груза – 164,5 тысячи тонн.
Владимир Владимирович, обращаю внимание, что демонстрация работы штаба осуществляется на российском программном обеспечении единой платформы цифровых сервисов.
Сейчас [на экран] выведен слой спутниковых радиолокационных снимков. Для анализа этих снимков мы уже начали использовать искусственный интеллект. На этом снимке – обработанный снимок – чётко видно, где вода – тёмно-синий цвет, светло-голубой – это лёд.
Необходимо отметить, что последние несколько лет наблюдается ухудшение ледовой обстановки – более сложные условия. И хотя сейчас часто приходится слышать о потеплении и о том, что лёд в Арктике тает, однако актуальные исследования Арктического и антарктического научно-исследовательского института это не подтверждают. По их наблюдениям, до 2050 года в зимне-весенний период не ожидается существенного изменения ледового покрова.
В.Путин: То есть навигация не будет более длительной?
С.Зыбко: Нет, она не будет более длительной. И мало того, в этом году у нас лёд оказался в том районе и не растаял ниже острова Врангеля.
В.Путин: Да, мне сказали: ветрами надуло.
С.Зыбко: Но он не растаял. И он послужил генератором холода, и из-за этого у нас изменился вообще маршрут, который мы использовали много-много лет. Так что не видим…
В.Путин: До 2050 года вы не видите, что навигация будет более длительной, чем сейчас, да?
С.Зыбко: Да, мы не ожидаем.
В.Путин: Интересно.
С.Зыбко: Наверно, мы не имеем достаточно данных, чтобы делать долговременные выводы. То, что видим сейчас, то, что говорят учёные, – это объективно.
В.Путин: Спасибо. Поэтому нужен будет [ледокол] «Лидер», да?
С.Зыбко: Ой как хочется «Лидер», потому что, будучи капитаном «Маржери» я понимаю, как важно, чтобы ширина ледокола совпадала с шириной судна. Таким образом, мы сможем сэкономить очень много на эксплуатации судов, когда не будет дополнительных нагрузок на корпус газовоза или нефтяного танкера. Это просто голубая мечта. На «Маржери» не дождался, надеюсь, на должности гендиректора ФГБУ дождусь.
Владимир Владимирович, так сложилось, что основным источником информации при построении маршрутов для нас являлись радиолокационные спутниковые снимки «Сентинела» – спутника Европейского космического агентства. По понятным причинам у нас возникли проблемы с получением этих снимков. Да, мы их обходим, но даже они не всегда имеются на те районы, которые нам нужны для организации судоходства. И в этом случае мы вынуждены покупать снимки у Китая. Мы знаем, что «Роскосмос» ведёт работу, есть спутники, которые работают в тестовом режиме, – «Кондор». И мы очень ждём наших снимков, которые будем использовать в работе.
Да, проблема с получением ледовых данных существует, но у нас есть альтернативные способы. Один из таких новых вариантов…
В.Путин: Извините, а вы готовы платить за наши снимки, так же как вы платите нашим китайским друзьям?
С.Зыбко: Мы не платим европейцам, китайцам мы платим. Если коммерческое предложение от «Роскосмоса» будет правильным, конечно, будем платить, не хуже китайцев.
В.Путин: Да, в этом всё дело. Я понимаю, что речь идёт о точности и прочее. Но если все эти условия будут соблюдаться, то… Дело не только сейчас в «Росатоме», «Атомфлоте», дело в целом по экономике. Если все будут получать бесплатно, то тогда у «Роскосмоса» не будет финансовой основы для развития. Это вопрос, который требует специального рассмотрения.
М.Орешкин: Закон мы приняли, который разрешает платные услуги.
В.Путин: Да, закон приняли, который разрешает, а нужно следующий шаг делать.
С.Зыбко: Один из новых вариантов, когда нам нужны данные, – конечно, не заменит спутник – это тактическая ледовая разведка с помощью беспилотных авиационных систем.
Обычно для того, чтобы провести разведку, когда неизвестно, как вести судно, нет спутников, ледокол в тяжёлых условиях оставляет судно, сам проходит корпусом, находит дорогу, возвращается назад – на это тратится время, на это тратится топливо.
А вместо этого, запустив беспилотник, ледокол получает картинку сразу на мостик. Плюс это идёт в нашу единую платформу цифрового сервиса, это очень важно. Что хочется отметить: уже два года ледоколы работают 365 дней в году. Это связано с тем, что российские компании уже три миллиона тонн в летне-осенний период переориентировали из Суэцкого канала на Севморпуть, это результаты последней навигации. Даже летом, я уже об этом сказал, ледовая обстановка остаётся сложной, и в некоторых случаях нам не хватает ледоколов. И это мы понимаем. Поэтому считаем, что строить ледоколы нужно, ещё раз, очень нужно. Уже строим мосты через реки, хотя там иногда ездит и не так много транспорта. Будут ледоколы – будет больше ходить.
Я думаю, что со мной согласится и капитан атомного ледокола «Арктика» Александр Витальевич Скрябин, которому я передаю слово. Он, так же как и я в прошлом, закончил Высшее военно-морское училище, был офицером советского Военно-Морского Флота.
Прошу разрешения передать ему слово.
В.Путин: Пожалуйста, Александр Витальевич.
А.Скрябин: Уважаемый Владимир Владимирович, добрый вечер!
Я полностью согласен с Сергеем Николаевичем [Зыбко] – с необходимостью строительства ледоколов, особенно универсальных атомных ледоколов.
В настоящее время головной универсальный атомный ледокол «Арктика» находится в Карском море, в Енисейском заливе, в ожидании готовности и выхода из порта бухты Север теплохода «Айм» для последующей проводки его на западную кромку льдов в район мыса Желания – северной оконечности архипелага Новая Земля.
О погоде: температура за бортом – минус шесть градусов, ветер – южных направлений 12–15 метров в секунду, видимость – около двух километров, снег. Толщина льда в районе нахождения ледокола – около двух метров в припаянном льду, на морском участке – до полутора метров.
Владимир Владимирович, сейчас в акватории начинается самый трудный, тяжёлый период для судоходства. Только в мае месяце закончится нарастание льда по толщине из-за низких температур. Обеспечить эффективную эксплуатацию акватории Северного морского пути в таких суровых условиях можно только с помощью атомного ледокольного флота, атомных ледоколов.
Владимир Владимирович, все мы, моряки ледокольного флота, судостроители Балтийского завода, уверен, все грузоотправители видим и чувствуем Ваше прямое и непосредственное участие в развитии атомного ледокольного флота Северного морского пути и в целом Арктического региона. Большое Вам за это спасибо.
Владимир Владимирович, как моряк и капитан с большим стажем скажу с уверенностью: универсальные атомные ледоколы – это отличные суда. Более 13 лет я был капитаном атомного ледокола «Вайгач». Так вот ледоколы нового поколения гораздо лучше предыдущих по маневренности, а соответственно, по проходимости. Проекту 22220 нет равных. У этих ледоколов улучшены обводы носовой оконечности. Как уже отмечалось выше, за ними остаётся гораздо более широкий канал, а это очень важно для безопасной проводки судов в арктических широтах. Именно такие универсальные атомные ледоколы, считаю, сделают Севморпуть эффективной транспортной артерией России.
Доклад закончен.
В.Путин: Спасибо, Александр Витальевич.
То, что новые лучше тех, которые были и использовались раньше, – это естественное дело и очень хорошо. Надеюсь, что те суда, которые будут появляться позже, которые мы сейчас строим… Сколько у нас сейчас строится?
А.Лихачёв: Четыре работают, четыре строятся.
В.Путин: А ещё пятый должен быть, да?
А.Лихачёв: Да.
В.Путин: Название которому вы ещё не придумали, да?
А.Лихачёв: Да. У нас «Ленинград», «Сталинград» сейчас в активной стадии строительства. Мы просим ещё два, седьмой и восьмой, но какие будут названия – надо подумать.
Владимир Владимирович, можно ещё дополнить капитана, буквально одну минуту?
В.Путин: Конечно.
А.Лихачёв: Они об этом хорошо знают, но, видимо, считают это таким, само собой разумеющимся. Ведь Ваш визит в 2000 году, в апреле, когда Вы посетили ледокол «Россия», дал в том числе и поручение разрабатывать ледокол проекта 22220. Вот именно тогда было принято решение о разработке этого проекта.
А второй Ваш визит, в 2007 году, дал поручение начать его строить. Так что всё это новое семейство ледоколов уникальных – ничего подобного в мире нет – связано непосредственно с Вашими поручениями. Об этом, конечно, моряки помнят, все Ваши книги с росписями хранят в музее. И мы, конечно, очень надеемся, что этот Ваш визит станет очередным стимулом, толчком к дальнейшему развитию атомного ледокольного флота.
В.Путин: Так и сделаем.