Полномасштабное строительство Байкало-Амурской железной дороги стартовало в апреле 1974 года, в нём принимали участие более двух миллионов человек. Общая протяжённость магистрали – 4300 километров, она пересекает три часовых пояса и шесть регионов России: Иркутскую, Читинскую и Амурскую области, Бурятию, Якутию, Хабаровский край.
* * *
Выступления Президента России и Президента Азербайджана на встрече с ветеранами-строителями и работниками БАМа
В.Путин: Уважаемый Ильхам Гейдарович! Дорогие друзья!
В эти дни полвека назад был дан старт строительству Байкало-Амурской магистрали. Это одна из крупнейших железнодорожных артерий мира, настоящая дорога будущего. И конечно, для многих из тех, кто делал это, реализовывал этот проект, – тогда говорили и сейчас это можно подтвердить, – символ мечты и романтических устремлений целого поколения.
Смотрите также
БАМ – это и воплощение колоссального труда, мужества двух миллионов совсем молодых людей со всего Советского Союза. Они осуществили во всех смыслах уникальный проект, равных которому не было в мировой истории.
Сегодня мы видим, что БАМ во многом определяет глобальную логистику на весь XXI век. Наша страна получила колоссальные возможности для освоения и развития Сибири, Дальнего Востока, для расширения грузоперевозок по направлению к Тихому океану. Прямо можно сказать, что разворот на Восток на текущем этапе стал возможен именно благодаря Байкало-Амурской магистрали.
Хотел бы поздравить с началом строительства БАМа участников нашей встречи. И здесь прежде всего хотел бы сказать про ветеранов железнодорожной отрасли, строительной отрасли, железнодорожных войск. Хочу поздравить с этим ваших родных, близких, друзей, коллег и сослуживцев, которые вместе с вами разделяли и невзгоды, и победы, и всё было у вас, – сейчас обращаюсь как раз к ветеранам, – всё было, и песни у костров, но самое-то главное – тяжёлая, тяжёлая работа.
Низкий поклон всем, кто и рядом с вами работал на БАМе, за тот трудовой подвиг, который вы все совершили, за то, что в непростые времена, в 90-е годы прошлого века вы остались верны делу своей жизни, сохранили рабочие коллективы, обеспечили надёжную работу БАМа.
Самые тёплые слова хотел бы сказать всем, кто сегодня живёт, работает на БАМе, продолжает славные традиции первопроходцев, занимается реконструкцией, развитием и обслуживанием этой важнейшей железнодорожной магистрали.
В знак благодарности и признательности за доблестный труд, как вы знаете, подписан Указ о награждении ветеранов и работников строительной и железнодорожной отрасли высокими государственными наградами.
Искренне рад лично поздравить с полувековым юбилеем начала строительства БАМа Президента Азербайджана Ильхама Гейдаровича Алиева. Его отец, – всем строителям БАМа это хорошо известно, – Гейдар Алиевич, сыграл особую, огромную роль в истории БАМа. В качестве Первого заместителя Председателя Совета министров СССР Гейдар Алиевич курировал строительство Байкало-Амурской магистрали и сделал всё возможное, чтобы этот сложнейший проект состоялся.
В этом ему помог колоссальный объём знаний и опыта, управленческий талант, способность решать самые сложные задачи и, конечно, особые личные качества, прежде всего заботливое, уважительное отношение к людям, с которыми он работал и решал эти колоссальные задачи. Он сам ездил по объектам БАМа, общался со строителями и жителями новых посёлков и городов. К нему можно было, что называется, запросто подойти, рассказать о своих проблемах, обсудить текущие вопросы.
Знаю, что в нашей встрече участвуют и те, кто работал с Гейдаром Алиевичем. Просил бы вас обязательно поделиться своими воспоминаниями, рассказать о том, какую роль Гейдар Алиевич сыграл в вашей жизни.
Добавлю, что при поддержке Гейдара Алиевича азербайджанские проектировщики и строители в ходе строительства БАМа возвели два посёлка с вокзальными комплексами – Улькан и Ангоя, а сейчас принимают участие в реконструкции и модернизации участков Байкало-Амурской магистрали в Хабаровском крае и в Якутии.
Масштабу, историческому значению БАМа соответствует и ещё одно направление российско-азербайджанского сотрудничества сегодня. Речь о развитии транспортного коридора «Север – Юг». Фактически он соединяет Северный морской путь с Персидским заливом, или, так скажем, может и должен будет соединить.
Как и БАМ, который стал подлинно всесоюзной стройкой, был призван служить интересам всех республик Союза, транспортный коридор «Север – Юг» должен стать примером самой широкой международной кооперации. Речь о формировании новых логистических маршрутов в целях ускоренного экономического, социального развития стран Евразии и глобального Юга.
Хочу ещё раз подчеркнуть: мы приглашаем все заинтересованные государства к участию в этом проекте, рассчитываем, что в нём будут обязательно востребованы лучшие, проверенные временем традиции дружбы и взаимопомощи строителей БАМа – людей самых разных национальностей, объединённых общей целью.
Со своей стороны мы готовы предложить нашим партнёрам выход на быстрорастущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Для этого на базе передовых технологий намерены реализовать планы ускоренной модернизации БАМа и Транссиба, развития всего Восточного полигона железных дорог.
Реализация этих планов имеет огромное значение и для укрепления связанности нашей страны, для нашего политического и экономического суверенитета. Неслучайно идеи развития путей сообщения к восточным рубежам России продвигались выдающимися политиками, общественными деятелями ещё на рубеже XIX и XX веков.
Так, в 1908 году Пётр Столыпин на заседании Государственного совета, на тот момент фактически игравшего роль верхней палаты парламента, отстаивал проект строительства Амурской железной дороги, благодаря которой Транссиб полностью прошёл по территории нашей страны.
Абсолютно уверен, что новые большие задачи по развитию Восточного полигона под силу настоящим бойцам – таким, как бамовцы. Это особая общность людей с сильным характером, которые умеют добиваться поставленных целей.
Искренне рад, что создано бамовское содружество. Оно объединяет, что называется, всех причастных к БАМу: ветеранов, специалистов из России, из бывших советских республик и других государств. Важно, что вы возрождаете, укрепляете дружбу бамовцев, рассказываете молодёжи о судьбах людей, о славной истории этого огромного проекта и, конечно, оказываете помощь ветеранам.
Для поддержки бамовцев нужны не только общественные, конечно, усилия, но и конкретные шаги со стороны государства. Строители БАМа зачастую жили в очень суровых условиях – во времянках и бараках. Сейчас, на современном этапе, безусловно, так не должно быть.
Отмечу в этой связи, что Правительством Российской Федерации уже утверждены планы комплексного социально-экономического развития таких ключевых городов БАМа, как Тында, Северобайкальск, Нерюнгри, Комсомольск-на-Амуре.
Речь идёт о масштабном обновлении и развитии их транспортной инфраструктуры, ЖКХ, капитальном ремонте и строительстве школ, больниц, детских садов, спортивных объектов. И конечно, обязательно будем возводить новые, современные дома, новое жильё, в целом создавать достойные условия для тех, кто сегодня живёт и работает на БАМе.
Спасибо вам большое за внимание.
С удовольствием хочу предоставить слово нашему гостю и другу. Пожалуйста, Президент Азербайджана, Ильхам Гейдарович, Вам слово.
Г.Алиев: Уважаемый Владимир Владимирович!
Дорогие друзья!
В первую очередь хотел бы выразить, Владимир Владимирович, Вам благодарность за приглашение принять участие в сегодняшнем мероприятии. Для меня большая честь быть сегодня среди тех, кто строил БАМ, кто посвятил свою жизнь, свою молодость Всесоюзной стройке.
Также хотел бы поздравить всех строителей, специалистов, всех бамовцев с 50-летием начала строительства Байкало-Амурской магистрали.
Владимир Владимирович отметил, что эта стройка объединила все республики Советского Союза, это на самом деле так, неслучайно её называли Всесоюзной стройкой. И мы, конечно, гордимся, что и азербайджанские строители и специалисты принимали активное участие в строительстве и, как отметил Владимир Владимирович, построили две железнодорожные станции.
Конечно, слова особой благодарности Владимиру Владимировичу за уважение к памяти Гейдара Алиевича Алиева. Мы прекрасно знаем, что именно Владимир Владимирович Путин и Гейдар Алиевич Алиев заложили основу дружественных, добрососедских отношений между нашими странами в начале 2000-х годов. Владимир Владимирович в 2001 году посетил Азербайджан, и это стало началом большого пути, который мы проходим вместе.
Сегодня мы обсуждали реализацию многих планов нашего сотрудничества, которое осуществляется уже более двух лет в рамках союзнического взаимодействия. Конечно, фактор Гейдара Алиева всегда играл и будет играть важную роль в наших межгосударственных отношениях, потому что он в годы работы в Москве в этом здании, в Кремле, прилагал огромные усилия для того, чтобы способствовать развитию Советского государства и той сферы, которая была ему поручена. Одной из них была транспортная сфера.
Мы также благодарны бамовцам и строителям, всем транспортникам России за увековечивание памяти Гейдара Алиевича – его именем назван вокзал в посёлке Ангоя. Как бамовцы хорошо знают, он прошёл большой путь – практически пешком, на поезде, на вертолёте – в тяжёлых условиях от Братска до Владивостока и Находки, на протяжении десяти дней делил радости и горести с бамовцами.
И я помню, когда он вернулся, он был впечатлён не только масштабом строительства, на что способно Советское государство, но в первую очередь самоотверженностью бамовцев, которые в тяжелейших условиях, порой вечной мерзлоты и непроходимых лесов, бездорожья, рискуя своей жизнью, можно сказать, ежедневно, совершали каждый день подвиг, совершали чудо, предопределяя будущее развитие Советского государства, а сегодня уже и России, и соседних стран, создавая уникальный образец инфраструктуры, который многие годы – 50 лет и более – будет служить делу развития и регионального, и международного сотрудничества.
Также хотел бы выразить благодарность Владимиру Владимировичу и нашим российским друзьям за чествование 100-летия со дня рождения Гейдара Алиевича. В прошлом году в Азербайджане и в России этот день отмечался с особым уважением. Это наша общая история, мы этим очень дорожим.
Сегодня отрадно, что современные российско-азербайджанские отношения основаны на этом прочном фундаменте: на дружбе, взаимопонимании, взаимной поддержке и нацеленности на результат. Сегодня мы не только реализуем крупные транспортные проекты, как Владимир Владимирович отметил, активно участвуем в создании международного транспортного коридора «Север – Юг», но также активно сотрудничаем и в экономической, и в политической, в энергетической, гуманитарной и во многих других сферах.
Что касается транспортного коридора «Север – Юг», сегодня мы с Владимиром Владимировичем подробно ещё раз обсудили этот вопрос. Соответствующие инструкции даны членам Правительства. Уверен, что в ближайшее время все вопросы будут согласованы, и мы приступим к реализации ещё одного грандиозного проекта.
Должен сказать, что на территории Азербайджана железная дорога, соединяющая азербайджано-российскую границу с границей Азербайджана и Ирана, существует. Но потребности грузоотправителей диктуют нам необходимость строительства новых участков этой дороги, с тем чтобы мы могли увеличить грузоперевозки по ней и тем самым обеспечить уникальный транспортный путь от Севера до Индийского океана.
Ещё раз хочу выразить благодарность за то, что мне довелось участвовать в этом мероприятии, поздравить всех бамовцев с юбилеем и пожелать строителям Азербайджана, России и всех стран СНГ новых успехов и свершений.
Благодарю вас.