С докладом об итогах развития экономики России за 2023 год выступил Министр экономического развития Максим Решетников.
Кроме того, в ходе совещания обсуждались вопросы, поднятые в ходе общения главы государства с жителями Анадыря и предпринимателями Дальневосточного федерального округа.
* * *
В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Мы с Председателем Правительства вчера здесь, в Кремле, поздно вечером обсуждали ситуацию в целом в экономике, говорили о результатах работы за 2023 год. Михаил Владимирович [Мишустин] считает, что тот показатель роста ВВП страны, о котором мы сейчас говорим, 3,5 процента, на самом деле при более тщательном подсчёте может оказаться и чуть повыше.
Сейчас я попрошу Решетникова Максима Геннадьевича рассказать об этом. Но что хотелось бы отметить – то, что этот рост основан прежде всего на внутреннем потребительском и инвестиционном спросе. Это очень важно.
Хорошие показатели продемонстрировали промышленное производство, строительство, сельское хозяйство, туризм, грузооборот подрос. Что касается стройки, мы несколько раз возвращались к этому вопросу, по-моему, 110,1 миллиона квадратных метров ввод жилья у нас состоялся. Это, конечно, абсолютный рекорд, ничего подобного в истории России пока не было. Хочу строителей с этим поздравить. Это очень хороший показатель.
Смотрите также
Правда, есть и вызовы: инфляция – 7,4 процента. Очень рассчитываю на то, что общими усилиями с участием Банка России, разумеется, нам удастся подойти к решению этой задачи.
За 10 месяцев прошлого года реальный рост заработной платы составил 7,7 процента. Это неплохо. Но, имея в виду инфляционные процессы, надо сопоставлять одно с другим.
Пожалуйста, Максим Геннадьевич. Я бы просил Вас дать более глубокий анализ и прокомментировать то, что я сейчас сказал.
М.Решетников: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Российская экономика не только адаптировалась к новым внешнеэкономическим условиям, но и успешно развивается.
Ещё в 2021 году Всемирный банк определил Россию пятой экономикой в мире и крупнейшей в Европе по паритету покупательной способности. По итогам 2022 года мы уверенно сохраняем эти позиции, и это несмотря на то, что расчёты Всемирного банка базируются на ранних оценках роста нашей экономики за 2021-й и 2022 годы. Как правило, эти оценки впоследствии корректируются и уточняются.
Вообще уточнение статистических показателей по мере получения новых данных – это международный стандарт, и Росстат действует в соответствии с этими стандартами. Поэтому у нас в феврале формируется первая оценка роста экономики. Она формируется на оперативных данных по так называемым базовым отраслям экономики: промышленности, строительству, сельскому хозяйству, транспорту, торговле, а далее эта оценка корректируется по мере получения новой информации, в первую очередь по сектору услуг, например по общепиту, по туризму, по профессиональным услугам, по госсектору. Это то, что требует уже более глубокого: данных платёжного баланса, банковской статистики, доходов, расходов населения и так далее. Всего вообще существует пять оценок за каждый год роста экономики, они в течение двух лет, эти уточнения, идут. Так вот, у нас перед Новым годом Росстат опубликовал финальную, пятую оценку роста за 2021 год и, как Вы знаете, она была увеличена: предыдущая была 5,6 процента роста, сейчас – 5,9 процента роста, это я подчеркну, ещё 2021 год. А оценка 2022 года – это третья оценка – была улучшена, раньше мы считали, спад экономики – 2,1 процента, а на самом деле, Росстат говорит, – 1,2 процента. То есть существенно у нас за два года, по сути, плюс там 1,2 процента к росту экономики. И это объективно отражает опережающий рост сектора услуг, который в нашей экономике идёт и который мы, конечно, по косвенным данным также наблюдаем.
Первую оценку роста экономики за 2023 год мы ожидаем в середине февраля, как я сказал, на уровне 3,5 процента год к году, как мы в конце года уже и оценивали. Мы чуть ниже, конечно, чуть более консервативно, но сейчас оцениваем на уровне 3,5 процента. Но если масштаб последующих уточнений будет сопоставим с предыдущими годами, а, по нашим косвенным оценкам, он точно будет не меньше, то итоговая оценка роста может составить в районе 4 процентов, я имею в виду, за 2023 год рост экономики. Это как раз то, что Вы с Михаилом Владимировичем обсуждали, и действительно наши эксперты подтверждают, что такой результат, скорее всего, будет достигнут, но итоговую цифру скажет Росстат в конце этого года.
При этом очень важно, за счёт чего обеспечен этот рост и как эти макроэкономические показатели стыкуются с теми данными, которые мы в повседневной жизни наблюдаем. Но прежде всего этот рост обеспечен, как Вы отметили, за счёт высокого внутреннего спроса и потребительского, и инвестиционного. У нас суммарный оборот розничной торговли общественного питания и платных услуг за 11 месяцев этого года в реальном выражении – плюс 5,7 процента. Подчеркну, это сверх инфляции. Поэтому реально идёт увеличение.
Дополнительно
В.Путин: Прошлого?
М.Решетников: Да, извините, 11 месяцев прошлого года.
В основе этого – рост реальных доходов населения. За три квартала 2023 года они выросли на 4,4 процента. При этом заработные платы за 10 месяцев выросли в реальном выражении, как Вы отметили, на 7,7 процента, если в номинале смотреть – там больше 13 процентов. При этом всё это достигнуто на фоне исторического минимума по безработице в 2,9 процента.
Существенный вклад в рост доходов внесли также комплексные меры социальной поддержки населения, которые финансируются за счёт роста бюджетных доходов, бюджетных расходов и доходов от предпринимательской деятельности.
Очень важно, что продолжился рост инвестиций. За три квартала 2023 года рост составил в реальном выражении плюс 10 процентов, и это с учётом более высокой базы 2022 года. Там тоже произошла переоценка и рост инвестиций по 2022 году на 6,7 процента.
Важно, что в структуре инвестиций выросли вложения в модернизацию и расширение производства и закупку нового оборудования. Имеется в виду, что росли опережающими темпами, нежели средний рост инвестиций.
Потребительский и инвестиционный спрос удовлетворяется растущим производством внутри страны. В целом промышленность за 11 месяцев выросла на 3,6 процента, а обрабатывающий сектор промышленности показал рост существенно выше – плюс 7,5 процента.
Видим рост выпуска товаров с высокой добавленной стоимостью, в том числе в подотраслях машиностроения. Это и производство электроники и электрооборудования, производство железнодорожных локомотивов, вагонов. Постепенно восстанавливается выпуск автомобилей. Весомый вклад внесли химический и металлургический комплексы. Устойчивым остаётся рост и в пищевой промышленности. При этом помимо промышленного производства высокими темпами росло строительство, что Вы отметили, туризм, транспортировка грузов.
Благодаря переориентации экспортных потоков на новые рынки мы при этом сохранили и высокие объёмы экспорта. У нас доля дружественных стран во всём экспорте во втором полугодии 2023 года превысила 80 процентов.
На фоне роста внутреннего спроса и структурной перестройки экономики серьёзным вызовом, как Вы отметили, стала инфляция. Основной всплеск у нас произошёл в конце лета – в начале осени на фоне в том числе и ослабления рубля. Но благодаря мерам Правительства и Банка России курс удалось стабилизировать, и по итогам года инфляция составила 7,4 процента, что даже несколько ниже нашего сентябрьского прогноза. В дальнейшем ускоренный рост цен на отдельные товары будет сдерживаться за счёт роста предложения и за счёт максимальной поддержки экономики предложения, той цели, которую Вы поставили на Петербургском экономическом форуме.
Ну и, конечно, задача на 2024 год сейчас для всех нас – это сохранить устойчивый рост доходов граждан, продолжить структурную перестройку экономики и расширять предложения отечественных товаров и услуг.
У меня всё. Спасибо.
В.Путин: Поясните даже не для участвующих в совещании коллег, а для широкой публики, что значит «первое место в Европе и пятое место в мире по паритету покупательной способности». Что это такое? Чтобы люди понимали, о чём идёт речь.
М.Решетников: Владимир Владимирович, у нас есть международные институты, для того чтобы сравнивать экономики, номинальные объёмы экономики. ВВП в каждой стране считает свой статистический орган. Возникает вопрос, как их приводить к единому знаменателю. И для этого используется определённый расчёт этого паритета покупательной способности. Иными словами, сравниваются уровни цен в каждой конкретной экономике, между собой, и делается расчётный курс рубля, условно, к доллару, по которому пересчитывается вот этот наш номинальный объём ВВП, который Росстат считает в рублях.
Он существенно отличается от номинального уровня, который есть, он ниже, потому что он сопоставляет цены на энергоносители, цены на продовольствие, цены на услуги, например на жильё, потому что где-то больше граждане арендуют жилья, где-то в собственности и так далее. То есть это достаточно сложная международная наука, это делают международные институты – Всемирный банк, МВФ делает, у них даже несколько методики отличаются и так далее, – но это действительно то, что позволяет к единому знаменателю привести экономики.
Так вот по этому показателю у нас экономика Российской Федерации в 2021 году обогнала экономику Германии. По итогам 2022 года мы это превышение за собой застолбили. И в принципе, если говорить шире, перед нами экономика Японии, у нас не такой большой с ними разрыв, и если дифференциал в темпах роста сохранится (экономика Японии растёт меньше 1 процента, мы рассчитываем на рост выше 2 процентов), то в принципе мы можем говорить о том, что в среднесрочном периоде, в течение трёх-четырёх лет, нам вполне по силам обогнать (и по сопоставимым размерам) японскую экономику.
Но здесь надо сказать, что снизу рейтинга, чуть ниже нас есть тоже активно растущие экономики наших основных торговых партнёров Юго-Восточной Азии, поэтому мы здесь находимся в конкуренции. Конечно, конкуренция, наверное, в рейтингах не самоцель, но тем не менее для нас это важный индикатор и наши международные партнёры тоже обращают на это внимание.
В.Путин: Это данные обоснованные, объективные, предоставляемые международными организациями?
М.Решетников: Да, Владимир Владимирович, это данные тех структур, которые сложно обвинить в какой-то приязни к нам. И скорее у нас возникают вопросы, все ли коллеги доучитывают и учитывают ли они последние оценки или они учитывают первые оценки и так далее. У нас есть вопросы, нам кажется, что мы там недооценены, но тем не менее весь мир пользуется этими данными, поэтому, да, это абсолютно объективные оценки.
В.Путин: Хорошо, спасибо. Мы понимаем (вчера с Михаилом Владимировичем обсуждали эти вопросы), какие у нас вызовы, с чем надо работать, на что нужно обратить особое внимание. Сейчас вдаваться в детали не будем, это мы с Вами сделаем на отдельных профильных совещаниях. Спасибо большое.
Теперь по поводу поездки на Дальний Восток. Вы знаете, что было много вопросов, которые люди задавали, и мы так или иначе с вами уже отдельные проблемы обсуждали. И прям сегодня, сейчас, со многими коллегами уже обменивались мнениями по поводу того, что и как мы должны сделать в ответ на запросы людей. Но, без всякого сомнения, мы должны вырабатывать эти решения, затем принимать их исходя из целесообразности, здравого смысла; они должны быть экономически и социально обоснованными, справедливыми с социальной точки зрения.
Давайте об этом поговорим. И я бы хотел попросить начать Чекункова Алексея Олеговича, Министра по делам Дальнего Востока и Арктики.
А.Чекунков: Уважаемый Владимир Владимирович!
Правительство России приступило к выработке решений по всем вопросам, которые люди поднимали в ходе Вашей поездки на Чукотку и в Хабаровский край.
В Анадыре многодетная семья задала вопрос, который волнует многих родителей на Дальнем Востоке, о возможности распространения на Чукотку программы поддержки многодетных семей, которая с 2023 года реализуется в Приморском крае, когда при рождении третьего или последующего ребёнка семья может уменьшить ипотеку на 1 миллион рублей. Это действенная мера, она помогает многодетным семьям быстрее решить жилищный вопрос.
Выплата в 1 миллион рублей состоит из базовой части – 450 тысяч, которая с 2019 года действует во всей России, и дальневосточной надбавки в 550 тысяч, которая компенсируется региону из федерального бюджета. Эта надбавка начала действовать в Приморье с 2023 года, и в результате количество обращений многодетных семей за данной мерой выросло в три раза по сравнению с базовым 2019 годом. Количество рождений третьего и последующего детей увеличилось за год более чем на 3 процента.
Согласно Вашему указанию, данному на Чукотке, мы вместе с Минфином, Минтрудом проработали и готовы оперативно внести изменения в правила программы и распространить её действие не только на Чукотку, но и на другие регионы Дальнего Востока, где рождаемость в многодетных семьях ниже среднего по округу. Помимо Приморья и Чукотки это также Хабаровский край, Амурская область, Еврейская автономная область, Камчатка и Магадан. Средства на 2025–2027 годы, необходимые для распространения программы, будут предусмотрены в госпрограмме развития Дальнего Востока. Выплаты будут производиться для семей, где третий или последующий ребёнок родится с 1 января 2024 года. Демографический эффект к 2026 году прогнозируется на уровне 3300 дополнительно рождённых детей в многодетных семьях.
По данному вопросу доклад окончен.
В.Путин: Хорошо.
Теперь что касается предоставления отсрочки использования льготной ставки по страховым взносам для резидентов ТОРов.
А.Чекунков: В Хабаровске директор медицинского центра, обращаясь к Вам (медицинский центр – это частное заведение, является резидентом территорий опережающего развития Бурятии), обратила внимание на необходимость донастройки системы льгот по уплате страховых взносов. Сейчас для компаний, которые начали проекты до 1 января 2023 года, льготный период начинается с даты вступления в ТОР, а основная нагрузка на бизнес ложится после ввода объекта в эксплуатацию, в то время как на этапе строительства данная льгота приносит меньше пользы, поскольку основной персонал ещё не нанят.
Для того чтобы сохранить конкурентоспособность условий ведения бизнеса на Дальнем Востоке, мы готовы оперативно подготовить изменения в законодательство, чтобы резиденты ТОР, такие как Бурятский клинический госпиталь и более 150 других компаний, к которым будет применима такая мера, могли более эффективно реализовывать новые проекты. Дадим им возможность ставить на паузу льготу по уплате страховых взносов на период строительства. Право на отсрочку получат резиденты ТОР, получившие данный статус с 1 января 2020 года.
Это сбалансированный подход. С одной стороны, поможет запустить проекты компаниям, которые столкнулись с вызовами, пандемией, санкциями, и при этом не создаст несправедливых условий для компаний, которые давно чрезмерно затянули проекты.
До 2030 года дополнительных расходов бюджета не потребуется, при этом возникнут дополнительные доходы, поскольку в период данной паузы компании, решившие поставить льготу на паузу, будут платить страховые взносы по полной ставке. По данному вопросу доклад окончен.
В.Путин: Максим Геннадьевич и Антон Германович, вы поддерживаете это решение?
М.Решетников: Да, Владимир Владимирович, мы считаем, что для Дальнего Востока уместно продление этой льготы, потому что получается, что завод ещё не запущен, производство ещё не начато, а срок льготы уже тикает, и это, конечно, существенно ухудшает экономику. Поэтому с точки зрения Министерства экономики это целесообразно сделать.
В.Путин: А с точки зрения Минфина?
А.Силуанов: Владимир Владимирович, мы поддерживаем это решение. Решение Вами было принято. Единственное, на что хотел обратить внимание: было сказано о том, что отдельные инвесторы затягивают проекты, а брали обязательства. Мне кажется, здесь надо чётче мониторить ситуацию с теми обязательствами, которые берут инвесторы, поскольку они получают льготы, и здесь, наверное, контроль со стороны государства, министерства должен быть усилен. А так поддерживаем. Спасибо.
В.Путин: Полностью согласен. Надо просто контролировать и, если сбой происходит, тогда принимать решение соответствующее. Согласен.
Теперь о поддержке строительства логистических комплексов.
А.Чекунков: Уважаемый Владимир Владимирович!
На Вашей встрече с бизнесом в Хабаровске много говорили о растущих товарных потоках в восточном направлении, росте трансграничной торговли. За прошлый год грузооборот автомобильных пунктов пропуска на Дальнем Востоке увеличился более чем вдвое, на 115 процентов, железнодорожных – вырос на 30 процентов, оборот контейнеров вырос на 22 процента.
Для обработки растущих грузов ведётся модернизация пунктов пропуска. До конца 2026 года в рамках государственных программ Минтранса России будут модернизированы 29 пунктов пропуска. В рамках развития всей транспортно-логистической отрасли на Дальнем Востоке реализуются 485 инвестиционных проектов общим объёмом почти 900 миллиардов рублей (893 миллиарда рублей). Из них уже вложено 284 миллиарда, 147 проектов введены в эксплуатацию. 80 процентов проектов как раз и реализуются в приграничных регионах.
Сейчас возникает необходимость создавать склады транспортные, торговые сервисы на территориях, прилегающих к пунктам пропуска, чтобы растущий товаропоток создавал больше добавленной стоимости для Дальнего Востока.
По Вашему поручению Правительство проводит работу по созданию нового пункта пропуска на острове Большой Уссурийский и сопряжённого с ним транспортно-логистического узла в Хабаровске. Для поддержки создания транспортной и логистической инфраструктуры при пунктах пропуска мы задействуем механизм территорий опережающего развития: отберём земельные участки возле пунктов пропуска, распространим на них режим ТОР. Инвесторы в создании новых транспортно-логистических мощностей на таких участках получат все льготы резидентов ТОР, в том числе поддержку в создании необходимой инфраструктуры. Средства для этого предусмотрены в госпрограмме развития Дальнего Востока.
Уважаемый Владимир Владимирович, мы благодарим Вас за постоянное внимание к вопросам развития Дальнего Востока и Арктики.
Доклад окончен.
В.Путин: По поводу новых пунктов пропуска. Губернатор поддерживает это и бизнес тоже, им нужно товар тащить за сотни километров в Приморский край и ещё куда-то, поэтому нужно, конечно, это довести до конца, тем более что и наши партнёры с той стороны границы тоже просят об этом и поддерживают. Все заинтересованы, нужно наши бюрократические проблемы преодолеть, и как можно быстрее. Хорошо?
А.Чекунков: Есть.
В.Путин: Спасибо.
Денис Валентинович, по поводу субсидирования приобретения автомобиля для многодетных семей на Дальнем Востоке. Вы слышали, наверное, там люди ставят вопрос, чтобы материнский капитал использовать для этих целей. Но мы договорились, что подумаем о том, чтобы материнский капитал не трогать лишний раз, поскольку там есть свои риски, но сделать программу субсидирования приобретения автомобилей для многодетных семей.
Д.Мантуров: Уважаемый Владимир Владимирович, спасибо большое за предоставленное слово.
Мы действительно внимательно наблюдали за тем, как у Вас шла дискуссия с жителями, представителями Дальнего Востока. Правительство оперативно отработало Ваше поручение и уже с понедельника, с 15 января, мы расширили программу льготного автокредитования на семьи с детьми из Дальневосточного федерального округа. Такой механизм поддержки хорошо работает в общероссийском масштабе. Он обеспечивает для участников СВО, людей с инвалидностью, а также работников медицинской, образовательной сфер 20-процентную скидку при покупке автомобилей. В регионах Дальнего Востока для всех этих категорий, и теперь многодетных семей, она составляет 25 процентов. При этом речь идёт только об автомобилях, произведённых на территории нашей страны. В бюджете уже предусмотрены необходимые средства на реализацию этой социально значимой программы. Владимир Владимирович, будем отрабатывать.
Если позволите, было ещё одно выступление от предпринимателей в части производства аэродромной, аэропортовой техники.
В.Путин: Регистрации.
Д.Мантуров: Да, регистрации, от производителя. Мы с ним связались и хотели бы предложить решение в части закона о самоходных машинах. Он сегодня не подразумевает регистрацию и учёт, но мы с Минтрансом договорились о том, чтобы откорректировать нормативную базу самого Минтранса с 1 марта и обеспечить эксплуатацию этой техники в пределах аэропортов. Но при этом в отношении ряда машин, которые выезжают на дороги общего пользования, для того чтобы провести обслуживание, соответствующий ремонт, мы предложили внести изменения в законодательство, в частности разрешить регистрировать такую технику в Гостехнадзоре. Коллеги из Минтранса и Минсельхоза, которым починяется Гостехнадзор, они курируют это направление, а также Международная ассоциация аэропортов нас подержали в этой инициативе.
Поэтому, Владимир Владимирович, если Вы поддержите, прошу по результатам сегодняшнего совещания дать поручение Минтрансу. Они готовы и отработают оперативно внесение в законодательство соответствующих изменений.
Спасибо.
В.Путин: Хорошо. Я с удивлением узнал, что регистрацией аэродромной техники занималось Министерство сельского хозяйства. Действительно, так и есть?
Д.Мантуров: Да, это правда, потому что просто исторически начиналось это всё с регистрации тракторов и комбайнов, чтобы не перегружать в своё время, ещё в советское, ГАИ, занимался этим Минсельхоз, чтобы гаишники не ловили трактористов и комбайнеров по полям. Потом уже добавилась другая техника.
В.Путин: Задача гаишников – не ловить кого бы то ни было на дорогах, а обеспечить безопасность дорожного движения, понизить смертность на дорогах, снизить количество ДТП. Но это надо привести всё в нормальное состояние в соответствии со здравым смыслом и потребностями экономики и соответствующих отраслей.
Пожалуйста, я Вас прошу. Когда Вы доведёте до конца, Вы мне просто представьте окончательный вариант решения, когда решение состоится уже.
Д.Мантуров: Есть, Владимир Владимирович. Как только будут внесены в закон о самоходных транспортных средствах изменения, я тоже Вам доложу.
В.Путин: Хорошо. Спасибо.
Виталий Геннадьевич, шла речь и о работе аэропорта на острове Кунашир. Там же совсем новый аэропорт, по-моему, построен. В чём там проблема?
В.Савельев: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Если позволите, Владимир Владимирович, я бы доложил чуть шире по Дальнему Востоку, по развитию инфраструктуры.
Там два аэропорта были выделены – аэропорт Якутск и на острове Кунашир. У нас по итогам Вашей поездки уже началась работа над выполнением тех решений, которые Вы перед нами поставили. Я думаю, что в ближайшее время мы подготовим наши предложения по решению данных вопросов.
Я бы хотел сказать о том, что большое количество обращений было связано с доступностью авиаперевозок, и хочу отметить, что за 2023 год по дальневосточным маршрутам было перевезено более 10 миллионов пассажиров, что на 13 процентов больше, чем в 2022 году.
Мы наблюдаем стабильный рост пассажиропотока на Дальнем Востоке. За 10-летний период годовой рост объёмов перевозок составил более 5 процентов.
Большую роль в увеличении пассажиропотока исполняют наши традиционные программы субсидирования перевозок, Вы о них хорошо знаете. Это развитие региональной маршрутной сети, это обеспечение доступности воздушных перевозок для наименее защищённых категорий граждан (в основном это Дальний Восток) и это поддержка Единой дальневосточной авиакомпании «Аврора». В 2023 году общий объём поддержки по данным программам составил более 30 миллиардов рублей, из которых большая часть была направлена именно на дальневосточные перевозки.
Действие всех указанных программ субсидирования авиаперевозок будет продолжено в 2024 году, и суммарно на них выделено более 25 миллиардов рублей, из которых более 60 процентов будет направлено именно на перевозки на Дальнем Востоке.
Также продолжает реализацию своей программы группа «Аэрофлот», это «плоские» тарифы. Величина тарифа в одну сторону, как Вы знаете, 15 тысяч рублей авиакомпанией «Россия» и чуть более 17 тысяч рублей в одну сторону авиакомпанией «Аэрофлот». «Россия» и «Аэрофлот» в целом закрывают проблему по «плоским» тарифам дальневосточных перевозок.
В 2023 году в Дальневосточном федеральном округе перевозки осуществляло 32 авиакомпании. И по итогам года перевезено 2,3 миллиона пассажиров. Я отмечу, что 75 процентов перевозок выполнено авиакомпаниями, входящими в Единую дальневосточную авиакомпанию «Аврора». Авиакомпания «Аврора» наращивает провозную ёмкость и демонстрирует свой стабильный рост с 2021 года во многом именно благодаря программе субсидирования маршрутов.
План перевозок в Дальневосточном федеральном округе и для дальнейшего стимулирования, чтобы перевезти до 4 миллионов пассажиров, Минтрансом России в соответствии с Вашим поручением, Владимир Владимирович, разработан соответствующий проект комплексного плана по развитию воздушных перевозок, и в данной ситуации мы его подготовили. Туда вошли предложения регионов Дальнего Востока, и проект комплексного плана в настоящий момент проходит процедуру межведомственного согласования.
Для обеспечения транспортной связанности территорий, сохранения высоких стандартов обслуживания жителей Дальнего Востока особое внимание мы уделяем именно развитию инфраструктуры. Всего на территории Дальневосточного федерального округа расположено 80 аэродромов, из которых 11 являются международными, и 463 посадочные площадки. В текущем году планируем ввести в эксплуатацию 6 объектов – это 4 взлётно-посадочные полосы в Охотске, Беринговском, Мирном и Полярном, а также 2 объекта инфраструктуры в Магадане и Олёкминске.
Относительно Вашего вопроса по Якутску и Кунаширу я бы хотел прояснить ситуацию. Отдельно остановлюсь более подробно. В прошлом году мы завершили все необходимые мероприятия по модернизации инфраструктуры аэропорта Якутск. Выполнен огромный объём работ, реконструирована бетонная взлётно-посадочная полоса длиной 3400 метров, рулёжные дорожки, перрон, обновлено оборудование, теперь аэропорт может принимать широкофюзеляжные суда, а жители будут летать на большие расстояния без дополнительных пересадок. По результатам 2023 года в аэропорту Якутск обслужен почти миллион человек, что показывает рост пассажиропотока по отношению к 2022 году. В ноябре 2024 года аэропорт перейдёт на вторую категорию захода на посадку, что позволит принимать воздушные суда в сложных метеоусловиях, в первую очередь в туман. Финансирование указанных работ федеральным бюджетом предусмотрено.
Минтрансом России осуществляется строительство и реконструкция объектов, связанных только с обеспечением взлёта и посадки воздушных судов. Строительство аэровокзальных комплексов, о чём также был вопрос, исходя из возможностей извлечения прибыли, осуществляется за счёт оператора аэропорта. Хочу сказать, что аэропорт Якутск является коммерческим предприятием и находится в собственности у республики.
Несколько слов про аэродром Южно-Курильска, расположенный на острове Кунашир. Аэропорт показывает также стабильный рост пассажиропотока, за прошлый год перевезено более 57,5 тысячи пассажиров, это на 8 процентов больше уровня 2022 года. За период с 2006 по 2011 год были выполнены работы по замене плит, удлинению полосы и установки светосигнального и метеооборудования, был построен перрон и здание для сотрудников и пассажиров. В ходе Вашей поездки с предпринимателями Дальневосточного федерального округа отмечался большой процент отменённых рейсов, связанных с погодными условиями. И здесь я хочу сказать, что к 2025 году эта проблема будет решена, мы сейчас этим занимаемся. Мы оснастим аэропорт светосигнальным оборудованием по первой категории захода на посадку. Финансирование данных работ предусмотрено Госкорпорацией по организации воздушного движения Росавиации. Данные мероприятия позволят принимать воздушные суда в сложных метеоусловиях, что значительно повысит возможности аэропорта по принятию и отправке пассажирских рейсов.
Я бы хотел чуть шире, Владимир Владимирович, предложение внести по аэропортам. У нас в стране к 2030 году в эксплуатации будет 241 аэродром, из которых на сегодняшний день уже 228 – это действующие аэродромы, из которых 111 аэродромов подлежат реконструкции и капитальному ремонту до 2030 года. На всё это нам необходимо 383 миллиарда рублей. Часть этих денег, которые нам требуются, мы будем решать за счёт механизма государственно-частного партнёрства. По поручению Михаила Владимировича мы уже сделали три аэропорта: аэропорт Шереметьево, Новый Уренгой и Благовещенск работают по этому механизму.
Тем не менее мы хотели бы предложить, если Вы поддержите, создать фонд (мы продумаем механизм создания этого фонда) именно для капитального ремонта и реконструкции аэродромов, потому что такой объём финансирования требуется. У нас есть варианты, когда часть аэродромной инфраструктуры будет по техническим причинам требовать ремонта, либо мы её должны будем закрывать.
Если Вы поддержите, то мы в ближайшее время подготовим такие предложения, которые позволят по принципу дорожного фонда финансировать именно инфраструктуру аэродромов.
Уважаемый Владимир Владимирович!
В заключение я хочу добавить, что стратегически важным для нас является Дальневосточный регион. Мы занимаемся им на постоянной основе. Мы приложим все усилия для раскрытия его транспортного потенциала.
Доклад окончен, благодарю за внимание.
В.Путин: Фонд для строительства и реконструкции аэродромной системы – возможный проект. Надо над этим просто поработать, понять источники финансирования. А так, в целом это правильно, согласен. Хозяйство большое, нужен постоянно действующий надёжный источник. Спасибо большое.
Денис Валентинович, мы обсуждали с Вами совсем недавно вопрос, связанный с малыми судами на воздушной подушке, по-моему, для перевозки пассажиров в Анадырь через залив. Об этом не сказали ничего.
Д.Мантуров: Извините, Владимир Владимирович.
Вы поставили задачу подготовить предложения, как обеспечить транспортировку жителей с одной стороны на другую по заливу, особенно в период межсезонья, когда и суда не ходят, и ещё лёд не устоялся.
Мы отработали, и с администрацией Анадыря, с Чукоткой пришли к предложению закупить четыре «Севера» (это амфибии) и «Фантом». Они просто чуть-чуть разного размера. Мы с коллегами определили, что было бы для них оптимально.
Поэтому если поддерживаете, то мы оперативно запустим сейчас производство, закупим, обеспечим поставку. И уже регион будет это эксплуатировать, обеспечивать транспортировку населения. В общей сложности 5000 человек, 300 человек в день на этот период. Регион считает, что это будет самое оптимальное решение.
В.Путин: Сколько стоит?
Д.Мантуров: Примерно 120 миллионов рублей будут стоить все эти пять машин.
В.Путин: Деньги есть?
Д.Мантуров: Найдём, Владимир Владимирович, решим задачу.
В.Путин: А когда они будут изготовлены?
Д.Мантуров: Это занимает от шести до семи месяцев, мы предварительно уже отработали с производителями, поэтому потребуется определённая корпоративная процедура нормативная, мы быстро отработаем, и предприятия начнут изготавливать. К началу периода, когда это потребуется, успеем поставить.
В.Путин: Сколько по времени примерно?
Д.Мантуров: Шесть месяцев, максимум семь месяцев.
В.Путин: А когда они появятся? Через семь-восемь месяцев будут уже?
Д.Мантуров: Я считаю, Владимир Владимирович, что к августу мы должны постараться поставить уже непосредственно.
В.Путин: Ладно. Хорошо, хорошо.
Д.Мантуров: Будем стараться делать.
В.Путин: Хорошо.
Марат Шакирзянович, мы с Вами тоже обсуждали эту тему, это такое некапитальное решение вопроса, но есть и капитальные, возможно, они, правда, недешёвые, но тем не менее. Вы посмотрели? Что там возможно с мостами? Кстати говоря, и про Якутск – что там происходит с мостом в Якутии?
М.Хуснуллин: По мосту по Якутску мы все решения приняли, деньги у нас в пятилетке заложены, мы стоимость моста оптимизировали, договорились, что разделим это между регионом, Минфином и концессионером. Конечно, коллеги говорят, что они не уложатся в эти деньги. Так как мы окончательно уже стоимость определили, пусть работают по оптимизации. Я напоминаю, что у нас началось с 220 миллиардов, сейчас у нас утверждённая стоимость – порядка 130 миллиардов на пять лет. То есть у нас этот вопрос, Владимир Владимирович, решён, – его надо строить, проектирование идёт.
Что касается капитального моста в Анадыре. Я этот вопрос проработал, ту цифру, которую Вы мне называли, но она пока не подтверждается. Цифра будет значительно больше, но ещё недельку надо посчитать. Потому что там порядка пяти километров получается, и, конечно, те цифры, которые называли, – либо упрощённый какой-то вариант мы смотрим, такой относительно лёгкий мост. Потому что если строить капитальный мост, с учётом транспортировки и северных работ он будет стоить значительно дороже. Неделю мне ещё дайте, я доработаю, Вам доложу.
В.Путин: Хорошо. Спасибо.
Максим Геннадьевич, по поводу туризма на Крайнем Севере, на удалённых территориях, – модульные гостиницы и льготное кредитование объектов общепита.
М.Решетников: Уважаемый Владимир Владимирович, я начну с основных показателей развития туротрасли на Дальнем Востоке и в Арктической зоне. Просто несколько цифр на общее понимание.
Мы отмечаем существенный рост числа туристических поездок в этих регионах. За 11 месяцев прошлого года в гостиницах остановилось на 1 миллион 800 тысяч человек больше, чем годом ранее, – это плюс 40 процентов. То есть для понимания: по стране у нас рост – плюс 20 процентов, там – плюс сорок.
У нас доля поездок в арктические регионы и на Дальний Восток в общем числе турпоездок по России выросло до 8,6 процента, – более чем на один процентный пункт в общем весе. То есть это такой очень заметный рост. При этом очень важно, что там вводятся новые номера, растёт загрузка существующего номерного фонда и реализуются меры поддержки по линии национального проекта по туризму.
В рамках Ваших встреч с бизнесом было поднято три вопроса. Первый вопрос был от предпринимателя из Южно-Сахалинска, он просил включить в программу льготного кредитования крупных отелей и инфраструктуры горнолыжных курортов и парков развлечений отдельно объекты общепита, то есть отдельно кредиты на строительство ресторанов и кафе.
При этом по текущим условиям программы мы финансируем все проекты по строительству отелей в зависимости от числа номеров, то есть главное, чтобы номера вводились, а проекты по созданию инфраструктурных горнолыжных курортов и парков развлечений в привязке к числу конкретных посещений, то есть главное, чтобы был поток. При этом сами проекты, как привило, внутрикомплексные, в них могут входить и магазины, и пункты проката, и СПА-комплексы, и, конечно, кафе и рестораны. Причём эти кафе и рестораны могут размещаться и во встроенно-пристроенных помещениях, и отдельными зданиями, то есть тут ограничений нет. Но в любом случае они должны быть, ещё раз скажу, в составе этих больших комплексных проектов, где на конце либо гостиничные номера, либо посещение. При этом по факту так сейчас и происходит. У нас в регионах много проектов, которые включают создание ресторанов.
Поэтому мы для тех инвесторов, кто участвует в этой программе, предлагаем однозначно растолковать нормы программы и прямо указать в правилах, что можно строить объекты общепита как инфраструктуру в составе крупных объектов.
При этом тем же предпринимателям, которые хотят строить отдельно рестораны на курортах, мы предлагаем им поддержку оказать не в рамках программы по туризму, а у нас есть нацпроект по поддержке малого, среднего бизнеса. Там существует «Программа 1764» по поддержке приоритетных отраслей экономики, и общепит туда мы отнесли.
У нас по прошлому году 1200 кредитов общепиту было выделено по данной программе. Там кредит – до двух миллиардов по льготной ставке. Поэтому инвесторам, которые планируют развивать ресторанные проекты как самостоятельные, мы будем активно предлагать именно эту программу и проведём дополнительную разъяснительную работу. Поддержите тогда.
В.Путин: Да, конечно.
М.Решетников: Спасибо.
Второй вопрос поступил из Приамурья. Он касался возможности использовать при возведении некапитальных гостиниц модульных конструкций не только заводского производства. Помните, там был вопрос.
В.Путин: Конечно помню.
М.Решетников: Устанавливая такие правила, мы исходили из того, что серийное производство (заводское производство) в большей степени гарантирует безопасность и качество продукции, а также уровень комфорта для туристов. Но при этом, конечно, мы понимаем, что на Дальнем Востоке мало точек заводского производства модульных конструкций. Коллегам приходится везти модули из Новосибирска и Иркутска автотранспортом и по железной дороге чуть ли не из Подмосковья везут. Это, конечно, серьёзные затраты на логистику.
Что предлагаем? Мы предлагаем внести изменения в правила предоставления субсидий и уже с этого года разрешить регионам Дальнего Востока и Арктики самим определять перечень удалённых муниципалитетов, где требования по заводскому производству распространяться не будут. То есть чтобы не мы из Москвы говорили: этот регион – так, а этот – по-другому. Коллеги на местах сами смогут определиться. Но для тех случаев, когда нет требований к заводскому производству, мы какой-то минимальный набор параметров всё-таки определим по комфортности и так далее, по параметрам, но контролировать их субъекты будут сами, чтобы мы из Москвы этим не занимались. Такое решение предлагаем.
Третий вопрос. Предприниматель из Анадыря спрашивал, можно ли ввести изменения в правила распределения региональной субсидии на развитие туризма и исключить критерий количества имеющегося номерного фонда, чтобы избежать зависимости, когда небольшой регион, номерного фонда нет, небольшая субсидия и, соответственно, нет возможности развивать поток и номерной фонд.
С чем связан этот вопрос? Дело в том, что в декабре прошлого года мы по запросу бизнеса и регионов четыре различные региональные субсидии объединили в единую субсидию, и деньги стали распределять пропорционально количеству как раз имеющегося номерного фонда и прогнозному приросту турпотока. То есть мы рассчитали объективно деньги, а дальше регионы сами определяют направления, куда расходовать, определяют свои программы, чтобы не мы здесь, из Москвы, где какой вид туризма нужен, а сами регионы действовали. И у нас все субъекты Дальнего Востока и Арктики в рамках единой субсидии заявились и почти миллиард рублей (933 миллиона) на эти субсидии получили.
Но на что обратили дополнительно внимание после Вашего поручения. Там коллеги предлагали изменить порядок расчёта и брать не среднегодовой показатель, а пиковые показатели. Они эту проблему не решают, потому что в результате крупные регионы ещё больше тогда получат. Но небольшие регионы действительно у нас получили буквально несколько миллионов рублей, такие как Чукотка, Ненецкий автономный округ, Еврейская автономная область, Магадан и так далее. И действительно, там за те несколько миллионов рублей ничего не сделать такого значимого. Поэтому мы предлагаем установить минимальный размер субсидий, не менее 30 миллионов рублей на регион. Это дополнительно 200 миллионов по году, для 17 регионов это актуально, при этом половину денег, даже больше половины, как раз заберёт Дальний Восток и Арктика. Там наибольшие приросты – Магадан, Еврейский округ, Чукотка, Ненецкий автономный округ.
Вопрос источника финансирования, что мы предлагаем? Мы предлагаем использовать в качестве источника финансирования дополнительные поступления от повышения импортных пошлин на вино из недружественных стран.
Я напомню, что в прошлом году мы повышали эти ставки и договорились, что половина средств пойдёт на поддержку туризма: половину в целом в бюджет, а половину надо как дополнительный источник. И у нас эта мера оказалась эффективной и для защиты внутреннего рынка и российских виноделов (это отдельный трек). А с другой стороны, мы денег получили существенно больше, чем планировали. И поэтому мы предлагаем: из этой половины, которая должна идти на туризм, как раз эти 200 миллионов выдать, и здесь эти небольшие регионы поддержать.
Ну и плюс, с коллегами из Миндальвостокразвития мы проработали, они готовы по линии Дальневосточной программы туризм, дополнительные средства, плюсом к тому, что мы делаем, тоже выделять. Поэтому за счёт этой синергии, за счёт режимов, в том числе того решения по ТОРам, которое сегодня поддержано, там экономика у проектов в принципе получается такой терпимой, я бы сказал, там не сверх, конечно, всё, потому что сложные условия, это правда, но мы сможем всё сбалансировать и поддержим развитие туризма.
Спасибо.
В.Путин: Хорошо. Спасибо за такой комплексный подход.
Теперь по поставке рыбной продукции с Дальнего Востока, с северов в другие регионы страны. Илья Васильевич.
И.Шестаков: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Прежде всего хотел бы сказать, что в 2023 году российскими рыбаками добыто свыше 5,3 миллиона тонн рыбы, это лучший показатель за последние 30 лет. В целом уровень самообеспеченности по рыбе у нас находится на высоком уровне, составляет более 150 процентов.
Владимир Владимирович, импорт рыбной продукции в Россию в 2023 году составил 606 тысяч тонн. И важно отметить, что по импорту как раз поставляется продукция, которую мы не добываем либо добываем в недостаточном объёме, это важно и позволяет нам обеспечить ассортимент рыбной продукции на внутреннем рынке.
В целом считаем, что ситуация на рынке сбалансированная, увеличение импортных пошлин в настоящее время считаем нецелесообразным. Как, Владимир Владимирович, Вы и говорили, это может привести к росту стоимости на прилавках. Вместе с этим продолжаем мониторить ситуацию и в случае необходимости будем выходить с предложениями.
Динамика цен сейчас на рыбную продукцию разнонаправленная, по некоторым видам мы даже наблюдаем снижение стоимости, но в среднем за 2023 год наблюдался рост в пределах 9 процентов. Изменение цены сильно зависит и от региона, от вида рыбы и, конечно же, сезона промысла.
При этом необходимо отметить, что в настоящее время уже приняты и действуют меры государственной поддержки, направленные на снижение стоимости рыбной продукции. Я прежде всего, конечно, говорю о субсидировании железнодорожного тарифа. Благодаря реализации этой меры увеличился объём перевозок рыбной продукции в центральную часть России. Но за 2022 год – 9,4 процента по железной дороге, за 10 месяцев 2023-го – на 2,4 процента.
Доставки ритмичные. В этом году мы даже не наблюдали никаких сложностей с загрузкой холодильников, у нас всё достаточно ритмично. И порты на Дальнем Востоке отработали все стабильно, динамично отправка шла. Поэтому мы считаем, что здесь работа достаточно неплохо была в этом году поставлена.
Для повышения объёмов потребления, а также продвижения и популяризации российской рыбной продукции в соответствии с Вашим поручением под руководством министра Дмитрия Николаевича Патрушева сейчас ведём активную работу по подготовке соответствующего плана мероприятий, и в ближайшее время, я думаю, представим на утверждение.
Владимир Владимирович, в завершение хочу ещё раз подчеркнуть, что сегодня Россия полностью себя обеспечивает рыбной продукцией.
Спасибо.
В.Путин: Да, но всё-таки сейчас мы субсидируем перевозки некоторых видов рыбы, а некоторых – не субсидируем, и их трудно рыбакам поставлять в европейскую часть.
И.Шестаков: Владимир Владимирович, да, субсидируем пока только минтай, наиболее массовая добыча которого у нас идёт. Было Ваше поручение, прорабатываем сейчас с Минфином по вопросам расширения меры этой поддержки на лососевые и на сардину иваси (тоже достаточно большой объём добываем). Пока, к сожалению, столкнулись с вопросом, связанным с ограниченностью финансирования. Если найдём средства, то, конечно же, нам бы хотелось, чтобы и на эти виды мы смогли соответствующие меры поддержки распространить. Это порядка ещё миллиарда рублей необходимо. Будем с Минфином отрабатывать.
В.Путин: Зато рыба этих сортов появилась бы у нас на прилавках, отечественного производства, качественная. Антон Германович.
А.Силуанов: Мы учли хорошую сумму на субсидирование, 6,3 миллиарда рублей. Речь идёт о льготах по транспортировке. Конечно, хотелось бы, чтобы коллеги, как всегда, приоритеты определили: что в первую очередь привозить и на что эти деньги направлять. Но если будет сложно, мы проработаем тогда с Минсельхозом и, думаю, найдём источники.
В.Путин: Посмотрите с Дмитрием Николаевичем, ладно? Надо взвесить цены, объёмы, районы, откуда доставляют. Посмотрите, пожалуйста.
А.Силуанов: Отработаем.
В.Путин: Спасибо.
Михаил Альбертович, мы с Вами некоторые аспекты моих бесед с коллегами и предпринимателями на Дальнем Востоке уже обговаривали. Вы эти вопросы знаете. Пожалуйста.
М.Мурашко: Спасибо большое, глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
Три группы вопросов прозвучало. Первый вопрос касается помощи пациенткам, женщинам во время беременности. В рамках Вашего поручения реализован глобальный, масштабнейший проект по формированию уровней и системы оказания медицинской помощи, построены перинатальные центры, реконструированы родильные дома. Сегодня на Чукотке происходит порядка 500 родов, все они проходят в учреждениях первого и второго уровня, и привлекается третий уровень. За последние три года шесть женщин было направлено в учреждения третьего уровня, это город Хабаровск, Владивосток и город Москва – федеральный центр. Хочу отметить, что с учётом погодных условий функционирует и санитарная авиация, и коллеги за последние годы не допустили ни одного случая материнской смертности, качественно работают в этом направлении. Но существует в том числе и необходимость, конечно же, вовлечения федеральных центров. Как раз это обращение в большем объёме и учреждений третьего уровня Хабаровского края.
Пять пунктов, которые были реализованы с момента Вашей встречи.
Первое, это закреплены персональные кураторы из числа Федерального центра акушерства и гинекологии, они уже работают в учреждениях Чукотки на сегодняшний день.
Второе, отработана маршрутизация внутри региона, и учреждения третьего уровня – дополнительные механизмы.
Третье, выделено использование современных телемедицинских технологий, и консультанты из созданных уже сегодня дистанционных консультативных центров и кураторы региона будут осуществлять телемедицинские обходы непосредственно для пациенток с тяжёлой патологией из группы высокого риска.
Заключено соглашение «вуз – регион» по повышению подготовки специалистов и повышению квалификации.
Пятый вопрос касался укрепления материально-технической базы. Вопрос дополнительного выделения средств с Минфином согласован. С курирующим вице-премьером всё это согласовано на сегодняшний день, и подготовлен проект распоряжения по выделению дополнительного ресурса.
Второй вопрос касался регистрации медицинской продукции, в частности медицинских изделий. Сегодня год от года растёт количество медицинских изделий отечественного производства разных классов риска. Вопрос задавался по изделиям низкого класса потенциального риска. Для них в период пандемии мы ввели особый режим регулирования, фактически уведомительный порядок. В течение пяти дней он позволяет принять решение. По заявителю колясок производителю решение было принято в течение трёх дней. В последующем они должны подтвердить качество непосредственно данного вида продукции.
Наши сотрудники с ним связались, проговорили, как раз вопрос касается именно подготовительного этапа, разработки, консультирования. У нас в законодательстве это предусмотрено, мы вносили эти изменения, то есть здесь просто нужно подведомственному институту и производителям более активно сотрудничать.
Поэтому даны все поручения, чтобы обучение, режим благоприятствования разработчикам отечественным, производителям данные виды услуг были оказаны.
Плюс мы в предыдущем году создавали непосредственно филиал испытательного центра Всероссийского научно-исследовательского института медицинской техники. Создали его в Екатеринбурге, для того чтобы максимально приблизить, в том числе к центрам, разработки и производства медицинских изделий в регионах.
По третьему вопросу, это вопрос, касающийся предоставления права на досрочную пенсию для врачей, работающих в медицинских организациях разных форм собственности. Сегодня законодательством предусмотрено, что право на досрочную пенсию для врачей, работающих в организациях, предусмотрено для учреждений здравоохранения, это унитарные некоммерческие организации, которые несут на себе социальную нагрузку, и для иных, в том числе некоммерческих организаций, которые фактически реализуют в том числе и программу государственных гарантий, или так называемый, упрощённо сказать, государственный заказ.
По данному вопросу было принято решение Пленума Верховного Суда, и также данный вопрос рассматривался Конституционным Судом. И по решениям указано, что выполнение, конечно же, обязательно должно быть именно в рамках действующего законодательства и социально полезной нагрузки, поскольку именно те учреждения, которые участвуют в выполнении этого государственного заказа, не имеют права регулировать по своему усмотрению нагрузку или непосредственно время работы. То есть они фактически работают 24/7, оказывая плановую и экстренную медицинскую помощь гражданам в определённых условиях, финансовых в том числе, и объёмах.
Поэтому сегодня мы, рассмотрев с нашими коллегами из органов исполнительной власти, просим Вас, Владимир Владимирович, дать дополнительную возможность проработать это с экспертным сообществом, с депутатами, для того чтобы доложить Вам после проработки, насколько соблюдены именно, как Вы уже упомянули, социальные и другие условия. Для того чтобы медицинские работники, работающие в условиях, соблюдали именно те свои права, в том числе условия, в которых они оказывают медицинскую помощь. Подчас, и в последние годы, мы видим, что это крайне высокая нагрузка. И вызовы, которые сегодня система здравоохранения на себя взяла, продолжают реализовываться в полном объёме, в больших объёмах.
Спасибо. Доклад закончил.
В.Путин: Насколько я Вас понял, а мы с Вами уже об этом сегодня говорили, вопрос о социальной справедливости в рамках организации системы здравоохранения.
М.Мурашко: Да, конечно.
В.Путин: В госучреждениях люди работают много, и работают подчас без всяких ограничений, имея в виду обязанность оказывать любую помощь, любые виды медицинской помощи, причём круглосуточно. В частных медицинских организациях владельцы этих организаций сами регулируют: сегодня работают пять часов, завтра три часа, потом ещё как-то, – в общем, они сами регулируют эту загрузку.
И то, что Вы мне сказали, то, что я услышал, должно быть справедливым, если различные категории медработников претендуют на получение определённых льгот в области пенсионного обеспечения.
Это точно совершенно нужно проработать с экспертным сообществом, с медицинским экспертным сообществом и выработать сбалансированные решения таким образом, чтобы и вопросы социальной справедливости были соблюдены, и чтобы все решения в этой сфере соответствовали действующему в России закону. Надо поработать, вопросы есть, надо стремиться к тому, чтобы эти вопросы были решены в интересах медицинского сообщества на тех основаниях, о которых сейчас упомянул. Но проработать это я Вас прошу обязательно и потом доложить предложения, которые Вы сформулируете в ходе этой работы. Хорошо?
М.Мурашко: Хорошо, Владимир Владимирович.
У нас есть сегодня несколько организаций, которые несут на себе эту социальную нагрузку, негосударственные.
В.Путин: Частные.
М.Мурашко: Да. Которые имеют возможность. Поэтому мы проработаем ещё дополнительно.
В.Путин: Да, да, соответствующие нормы должны быть, они должны быть согласованы, видимо, с медицинскими ведомствами, с ведомствами здравоохранения. В общем, это просто нужно доработать. Согласен.
Что касается лицензирования технических средств реабилитации. Татьяна Алексеевна, я просил уже Орешкина Максима Станиславовича, чтобы он посмотрел и поговорил, даже не то что посмотрел, а проговорил с теми людьми, с которыми я разговаривал на Дальнем Востоке. Я прошу просто конкретно перечислить те вопросы, которые были поставлены моим собеседником, а потом по каждому из этих вопросов я хочу получить ответ. Здесь главное – не допустить никакой монополизации этого вида деятельности кем бы то ни было. И каждый шаг должен быть проработан. Он чувствительный для людей и для тех, кто нуждается в этих технических средствах реабилитации. И мы в целом можем и должны наладить здесь соответствующий режим работы.
Татьяна Алексеевна.
Т.Голикова: Хорошо, сделаем, Владимир Владимирович. Но в принципе работа, которую Министерство здравоохранения провело применительно именно к регистрации, нам понятна и очевидна на сегодняшний день. То, что можно было сократить, мы сократили для ускорения допуска на рынок и соответствующие условия, которые действовали в ковид, продлили. Но дополнительно там есть один нюанс, который, Вы совершенно правильно подметили, на одном из этапов есть организация, которая является единственным институтом. Михаил Альбертович сказал, что мы филиал открыли в Екатеринбурге, но дополнительно ещё эту тему проработаем и по каждому пункту Вам дадим исчерпывающий ответ. Если нужно будет что-то нормативно поменять, значит, нормативно поменяем.
В.Путин: Ну, это ответственность не только Минздрава, а ещё и Минтруда, поэтому я к Вам обратился как курирующему все эти сферы вице-премьеру. Хорошо? Спасибо.
Какие-то вопросы есть ещё для обсуждения?
Михаил Владимирович, нет?
М.Мишустин: Владимир Владимирович, в целом повестку мы закрыли.
В.Путин: Да. Спасибо.
Я прошу коллег тогда всё, что мы обсуждали сегодня, проработать и как можно быстрее реализовать.
Хочу закончить тем, с чего начал. Понятно, что мы все живём в той обстановке, которая складывается на данный момент. Мы не можем забывать про наши внутриполитические планы, это всё понятно. Но всё-таки давайте используем этот период, для того чтобы обратную связь с людьми, а она в такие периоды становится более понятной, более яркой, более системной, использовать даже не для решения вопросов внутриполитического календаря, а для решения вопросов по существу, тех, которые людей волнуют, исходя из целесообразности, как я уже и сказал, здравого смысла, экономической и социальной обоснованности. Это очень хороший повод, для того чтобы понять, более чутко реагировать на запросы общества.
Мы обсуждали часть этих вопросов, но будем обсуждать их и в ближайшем будущем. Тем более что это должно нам помочь и в формулировании основных задач стратегического развития страны, чем сейчас Администрация и Правительство отчасти занимается, для того чтобы задачи перед страной были сформулированы чётко, ясно, понятно и специалистам, и экспертному сообществу, и гражданам в самом широком смысле этого слова. Потому что это касается и интересует практически каждого российского гражданина.
Над такими повестками будем работать в ближайшее время регулярно.
Спасибо большое. Всего хорошего.